Государственная служба — это сложная и постоянно
Общество воспринимает государственную службу как механизм правильного исполнения закона, как средство «отыскания истины в деле исполнения поручения государства», — отмечал А.Ф. Кони, — поэтому общество ждет от государственных служащих грамотных и справедливых решений, а не мимолетного мнения, внушенного порывом чувства или предвзятым взглядом» Кони А.Ф. Уголовный процесс: Нравственные начала. М., 2000. С. 11.. Если мы стремимся к тому, чтобы государство было правовым и демократическим, то нужно добиваться того, чтобы на государственной службе были задействованы образованные, высококомпетентные и непримиримые ко всякого рода нарушениям, начиная от закона и заканчивая морально-этическими нормами, граждане.
Всему этому способствуют совершенная и полноценная
Отсутствие единой научной концепции государственного управления обществом в переходный период существенно затруднило развитие российской государственности на новых правовых принципах и формирование государственной службы, как важнейшего инструмента преобразований в соответствии с современным требованиями
Принятие руководством Российской Федерации масштабных задач по модернизации социально-экономического, политического и правового устройства страны в период до 2020 г. повлекли изменение роли и самого государственного аппарата и государственных служащих. Встала необходимость повышения эффективности функций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом.
Дисциплинарная ответственность государственных служащих
... (деликты). Дисциплинарная ответственность - это применение мер дисциплинарного воздействия к государственным служащим в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемые ... законодательством предусмотрены и такие случаи, когда отдельные категории государственных служащих подлежат дисциплинарной ответственности за поступки, имевшие место и не при ...
Все это требует от работников государственных органов как федерального, так и регионального уровней большей ответственности и компетентности. Указанное, в свою очередь, должно повлечь кардинальную оптимизацию деятельности структур государственной службы. Многовековая история государственного строительства, начиная от единого древнерусского государства и заканчивая современностью, доказала, что цивилизованное государство не может эффективно функционировать без высокопрофессионального аппарата и соответствующим образом выстроенной государственной службы.
1. . Становление и развитие системы государственной службы в России: историко-правовой аспект
Первые признаки государственной службы как особого вида деятельности «по обеспечению исполнения полномочий» См.: Федеральный закон № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 27 мая 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. Ст. 2063. государства, возможно не всегда тщательно просматриваемые стали появляться в России ко времени образования Древнерусского государства, именуемого Киевской Русью.
Проанализировав процесс формирования государственной службы в Киевской Руси, следует отметить, что далеко не все ученые, изучающие проблемы государственной службы в Российской Федерации, говоря об ее истоках, сочли нужным упомянуть о наличии этой службы в древнерусском государстве. Большинство из них первые признаки государственной службы в России усмотрели лишь в эпоху правления Петра I.
Из наиболее значимых законодательных актов допетровской эпохи необходимо выделить Соборное уложение 1649 г., которое регламентировало все основные стороны жизни и деятельности государственных учреждений два последующих века. В целом деятельность государственных служащих по организации государственного строительства в России больше тяготела к абсолютизму, который окончательно оформился в правление Петра I. При абсолютизме глава государства рассматривался с юридической точки зрения как единственный источник законодательной и исполнительной власти.
С приходом к власти в России Петра I начался интенсивный поиск новых, более эффективных методов работы государственных служащих, а также более совершенных форм организации государственного аппарата. Наиболее значимым с законодательной точки зрения событием, придавшим государственной службе подлинно государственное предназначение, стала «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, в котором классе чины и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако воинские выше прочих, хотя б и старее, кто в ином классе пожалован был», утвержденная Петром I 24 января 1722 г.
Создавая иерархию чинов для государственных служащих, Петр I взял за основу распределение должностей по классам воинских званий и ввел понятие «чиновник», т.е. человек, обладающий чином по Табели о рангах.
Конец XIX и начало XX вв. является особым этапом в истории государственной
В Службе государственного жилищного контроля
... структурным подразделением службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, осуществляющим функции по государственному строительному надзору. Такой надзор осуществляется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, за исключением объектов ...
После Октябрьской революции новая власть радикально изменила подходы к правовому регулированию государственной службы.11 (23) ноября 1917 года за подписью Я.М. Свердлова был принят декрет ЦИК Советов рабочих и
В советский период российского государства, несмотря на столь резко негативное отношение в начале зарождения молодой власти к государственным служащим, государственная служба все-таки существовала. К ней относили тех граждан, которые работали в государственных органах, предприятиях, учреждениях и организациях. Служащий, в отличие от рабочего, крестьянина, занимал государственную
Понятие «государственный служащий» того времени определялось следующим образом: такими «являются советские граждане, работающие в государственных организациях, занимающие в них должности по назначению, выборам или в ином, установленном законом порядке, наделенные соответствующими должностными полномочиями, действующие по поручению государства в целях
При советской власти так и не был принят закон о государственной службе. Детально регулировалось лишь прохождение службы в Вооруженных силах и органах внутренних дел. Соответственно в трудах наших ученых-юристов о правовом регулировании госслужбы говорилось очень мало. Назывались Временные правила о работе в госучреждениях и на предприятиях, утвержденные Декретом СНК РСФСР от 21 декабря 1922 г.; указы о введении классных чинов, рангов и специальных званий в некоторых отраслях; Единая номенклатура должностей служащих, утвержденная Госкомтрудом СССР 9 сентября 1967 г.; Положение о дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности, утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР 20 марта 1932 г.; Перечни №1 и №2 к Положению о порядке рассмотрения трудовых споров (лица, должности которых попали в эти перечни, — а таких лиц было более 20 млн., — не имели права обжаловать в суд свое увольнение).
Названными актами перечень основных источников института государственной службы, существовавших до 90-х годов, почти исчерпывался.
Несмотря на многовековой период существования в России государственной службы, она по многим юридическим, экономическим и другим причинам не получила полноценного развития, не достигла высокой степени институциализации и не всегда была адекватна запросам государства. Более того, в советский период своего существования она была в значительной степени заформализована.
В начале 90-х годов прошлого столетия качество работы государственного аппарата резко снизилось, неэффективность, коррумпированность его действий возросли, возникла неудовлетворенность и политиков, и общества, и отдельных граждан. Поэтому возникла необходимость создания нового государственного аппарата.
Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
... за правонарушения против власти и представляющих ее государственных служащих. Цель данной работы - анализ системы государственной гражданской службы в Российской Федерации. В работе будут исследованы такие вопросы, как: понятие и классификация должностей государственной гражданской службы, её категории ...
Полноценное восстановление государственной службы как профессиональной сферы осуществляется в стране с 1995 г. с начала законодательного действия и развития в новой России настоящей, а не формализованной госудаственной службы.
Признание большинством ученых законодательного оформления понятия государственной службы, содержащегося в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», взято как основа для дальнейшего развития научных взглядов на проблему государственной службы.
При рассмотрении понятия «государственная служба», получившее законодательное закрепление в п.1 ст.1 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», констатировано, что это должности в органах государственной власти с денежным содержанием из средств государственного бюджета, государственное установление, определяющее статус и содержание должности.По мнению ряда ученых, в этом законе не учитывается взаимосвязь и взаимозависимость между государством, государственной властью, государственным аппаратом, государственным управлением и государственной службой. Последней осталась вспомогательная роль, призванная обеспечивать исполнение полномочий государственных органов.
Рациональность и
Выделяют несколько этапов развития государственной службы в конце XX — начале XXI века. На ее развитии отражались все сложности и противоречия, которые возникали в стране в связи с быстрым и во многом стихийным переходом к новым экономическим и общественным отношениям.
На первом этапе реформ инициативная группа специалистов объединилась вокруг идеи создания централизованной организации, ответственной за разработку и осуществление
В отличие от первого этапа становления и реформирования современной государственной службы в России, который был инициирован группой ученых и практиков, на втором этапе реформа государственной службы уже рассматривается как составная часть
Современная административная реформа в Российской Федерации
... современных исследований в области изучения административных реформ Российской Федерации можно выделить несколько направлений административной реформы: усовершенствование государственной власти, которое включает в себя реформу законодательной, исполнительной и судебной власти; реформа административно-территориального устройства государства; разделение ...
Принципиальным преимуществом Концепции явилось наличие четко прописанной программы по ее реализации. Реализация Концепции должна была обеспечить создание открытой и подконтрольной гражданскому обществу государственной службы. Должны были быть созданы действенные механизмы предупреждения, выявления и устранения обстоятельств, способствующих коррупции и злоупотреблениям на государственной службе. В результате реформы предполагалось повысить мотивацию госслужащих, конкурентоспособность государственной службы как рода профессиональной деятельности. Также была разработана и утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года №1336 Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)». Данной Федеральной программой было намечено повышение эффективности государственной службы в целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на государственное управление. Для достижения целей, определенных Федеральной программой предпочтение было оказано не развитию существующего законодательства, а созданию нового законодательства о системе государственной службы Российской Федерации и о видах государственной службы. В это время был принят рамочный Федеральный закон от 27 июля 2003 года №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».