Договор возмездного оказания образовательных услуг

Институт оказания услуг в гражданском праве является одним из самых динамично развивающихся. Регулирование договора возмездного оказания услуг очень актуально в настоящее время и занимает особое место в системе Российского законодательства. В Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) [1.2] совсем недавно был включен новый вид договора возмездного оказания услуг. Это было обусловлено тем, что согласно статье 128 ГК РФ [1.2] работы, также как и услуги являются самостоятельными объектами гражданского права. Данные понятия в юридической литературе резко противопоставлены друг другу. Под услугой понимают действие, с помощью которого можно оказать пользу другому. Работа же подразумевает под собой занятие какой-то трудовой деятельностью.

«Ключевым признаком услуги является отсутствие осуществленного (материального) результата». Ценность услуги заключается в самой деятельности (действиях) исполнителя. То есть после получения услуги может не быть какого-либо овеществленного воплощения. Оказание услуги исполнителем и получение ее заказчиком происходит одновременно. Отсутствие успехов у заказчика при получении услуги зависит не только от качества оказываемых услуг, но и от усердия и вовлеченности в процесс получения данной услуги самого получателя. В итоге исполнитель несет ответственность только за исполненные услуги ненадлежащим образом.

На сегодняшний день актуальны исследования в области формирования нормативно-правовой базы возмездного оказания медицинских, туристических, образовательных услуг на основе комплексного подхода с учетом гражданско-правовых и государственно-правовых методов и приемов.

В области правового регулирования возмездного оказания услуг среди современных научных исследований фактически отсутствуют научные работы комплексного характера, которые разносторонне рассматривали бы договоры на их оказание.

Теоретическая база исследования представлена научными трудами Александровой А.Ю., Андреева В.К., Галкина Е.Б., Данилевского Ю.А., Дроздовой М.Е., Ковалевой А.И., Ковалева В.В., Корнилова В.А., Малаховой Н.Г., Марковой В.Д., Подольского В.И., Ремизова Н.А., Рождественской И., Сиверцевой Н.Л., Смирнова Е., Степанова Д., Соколова Я.В., Таля Л.С., Терехова А.А., Шишкина С., в которых рассмотрены некоторые исторические, экономические, социологические, философские вопросы об оказании услуг.

Работы Белозерова А.В., Гладуна 3.С., Гутцайта Е.М., Данилевского Ю.А., Кадырова Ф.Н., Островского О.М., Шкатуллы В.И. посвящены вопросам правового регулирования услуг в сфере медицины, аудита, образования, туризма.

3 стр., 1265 слов

Контрольная работа: Правовые основы метрологии, стандартизации, сертификации

... правовым вопросам в области качества; в выяснении возможностей организации и эффективного функционирования систем качества при проектировании производства, эксплуатации продукции и оказании услуг. В «Основах метрологии» ... новые условия работы, но и тормозили интеграции нашей страны в цивилизованное экономическое пространство. Основная цель дисциплины «Правовые основы метрологии, стандартизации, ...

Рассматривается правовое регулирование отдельных видов обязательств в научных разработках у Брагинского М.И., Баринова Н.А., Братуся С.Н., Витрянского В.В., Иоффе О.С., Кабалкина А.Ю., Калмыкова Ю.X., Красавчикова О.С., Новицкого И.Б., Садикова О.Н., Сергеева А.П., Суханова Е.А., Шершеневич Г.Ф., Шешенина Е.Д., Ярошенко К.Б.

Ответы на вопросы гражданско-правовых средств защиты потребителей возмездных услуг прав представлены в работах Парция Я.Е., Шерстобитова А.Е.

Актуальность темы исследования заключается в поиске оптимального нормативного регулирования договора возмездного оказания образовательных услуг, путем нормативного расширения, дополнения и изменения понятий, касающихся данного вида договора.

Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение понятия договора возмездного оказания образовательных услуг в целом и особенностей его практического применения в частности.

Для реализации названной цели в рамках исследования поставлены следующие задачи:

1. исследовать историю возникновения возмездных образовательных услуг и основные тенденции правового регулирования их предоставления в настоящее время;

2. изучить содержание, существенные условия и характеристику сторон договора возмездного оказания образовательных услуг в деятельности образовательных учреждений Российской Федерации;

3. рассмотреть правовой статус субъектов договора возмездного оказания образовательных услуг в образовательном учреждении;

4. проанализировать виды гражданско-правовой ответственности сторон договора возмездного оказания образовательных услуг и возможные варианты отказа от исполнения договора в одностороннем порядке.

Объект исследования — общественные отношения, возникающие в процессе оформления, исполнения договора возмездного оказания образовательных услуг.

Предмет исследования — правовая конструкция договора возмездного оказания образовательных услуг.

Нормативную базу исследования составляет национальное законодательство: Конституция Российской Федерации [1.1], Гражданский Кодекс Российской Федерации [1.2], Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1.5], а также иные федеральные законы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты.

Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в формировании комплексного представления о правовом регулировании договора возмездного оказания образовательных услуг и дальнейшего совершенствования действующего законодательства в области предоставления образовательных услуг.

Положения, выносимые автором на защиту:

1. Договор возмездного оказания образовательных услуг регулируется целым рядом нормативно-правовых актов. В настоящее время вопрос о принадлежности к какой-либо отрасли правоотношений между образовательной организацией и обучающимся по поводу оказания возмездных образовательных услуг является открытым. Гражданское законодательство в отношении договора возмездного оказания образовательных услуг допускает использование в соответствии с пунктом 3 статьи 421 ГК РФ [1.2] конструкции смешанного договора, т. е. договора, который включает в себя элементы различных видов договоров.

6 стр., 2946 слов

Договор на оказание образовательных услуг

... группу договоров из числа договоров на оказание возмездных образовательных услуг еще поддается восприятию, то вывод о правовой природе данного договора вызывает недоумение, хотя, возможно, он и оригинален. Несмотря на так называемую «схожесть», между работой ...

2. Содержание любого договора связано с четким определением его предмета. Договор при отсутствии этого условия нельзя признать заключенным. Предметом данного вида договора является непосредственно оказание самой услуги. В Гражданском кодексе Российской Федерации [1.2] определение «услуги» как таковое отсутствует. Сопоставляя понятие «услуга» с понятием «работа», можно выделить основополагающий признак «услуги»: отсутствие овеществленного результата в материальных объектах (вещах).

Под образовательной услугой предлагается понимать целенаправленную деятельность, осуществляемую одним или несколькими педагогами посредством непосредственного взаимодействия с обучающимся или обучающимися по передаче знаний путем организации и управления его (их) учебной деятельностью. Услуги по воспитанию и обучению направленные на передачу обучающемуся информации для ее усвоения также являются образовательными услугами.

3. Договор возмездного оказания образовательных услуг может содержать условия, ущемляющие права потребителя. Предлагается учитывать при оценке этих условий следующие параметры:

  • достаточную информированность каждой из сторон о предмете договора;
  • возможную степень отклонения условий договора от норм закона;
  • реальные условия достижения цели соответствующего договора.

Практика признания договорных условий несправедливыми уже начала складываться в нашем государстве. К ним относятся следующие виды условий:

  • право образовательного учреждения расторгать договор в случаях просрочки оплаты или неоплаты образовательных услуг;
  • ограничение права потребителя на отказ от исполнения договора в любое время;
  • невозврат платы за текущий период при досрочном расторжении договора по инициативе обучающегося;
  • внесении дополнительной платы, не предусмотренной договором.

Важно в полной мере реализовывать принципы свободы договора, добросовестности участников правоотношений. Добросовестность должна учитываться субъектами не только при приобретении, осуществлении и защите прав, а также при исполнении надлежащим образом своих обязанностей. Требуется введение в законодательство понятия «несправедливые условия договора возмездного оказания образовательных услуг» с закреплением их признаков в Федеральных законах.

4. Успешное освоение образовательной программы, приобретение обучающимся желаемого набора компетенций требует и выполнение им определенных обязательств. Понятие качества платной образовательной услуги не является существенным условием договора. В случае же предоставления некачественных образовательных услуг не предусмотрена реинвестиция, слабо прописана гражданско-процессуальная регламентация правоотношений в сфере образования.

Для потребителя в большинстве случаев отсутствует возможность выбора конкретного педагога для оказания требуемой качественной услуги.

Предлагается ввести понятие предварительного договора, дающего возможность в дальнейшем определиться с выбором предлагаемых образовательных услуг.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Структура представленной работы выстроена согласно поставленным целям: в первой главе рассматривается вопрос становления отношений возмездного оказания образовательных услуг и анализируются источники правового регулирования договора возмездного оказания услуг; во второй главе описывается субъектный состав договора, его существенные условия и содержание, третья глава посвящена вопросам ответственности сторон по договору возмездного оказания образовательных услуг и одностороннего отказа заказчика от исполнения договора.

3 стр., 1414 слов

Лицензирование образовательной деятельности

... соответствующим органом исполнительной власти, уполномоченным проводить лицензирование в субъектах Российской Федерации. 2. Образовательная деятельность, подлежащая лицензированию Лицензированию подлежат все виды образовательной деятельности, осуществляемые с целью оказания образовательных услуг в сфере дошкольного, среднего и высшего ...

Глава 1. Историко-правовое регулирование отношений в сфере оказания образовательных услуг

1.1 Исторический анализ становления отношений возмездного оказания образовательных услуг

В свое время классическое римское право различало понятия «работа» и «услуга». Наем в институте частного римского права включал в себя наем вещей, наем работ и наем услуг. В случае найма услуг одна сторона должна была исполнить в пользу другой стороны требуемые услуги, а другая сторона в ответ вынуждена была платить за эти услуги за вознаграждение, указанное в договоре.

Договор найма услуг в Древнем Риме не имел широкого распространения, так рабы выполняли основные виды работ. Для свободного человека само оказание услуг считалось делом недостойным. Ведь, в результате указанной деятельности требовалось понуждение к исполнению услуги. Вследствие этого оказание услуг не получило широкого развития для их практического применения.

В дальнейшем многие законодательные системы европейских государств заимствовали положения о договоре найма услуг. К примеру, германское право все отношения, касающиеся оказания услуг, рассматривало как подряд. В Германском гражданском уложении содержалась глава под названием «Договор подряда и подобные договоры». Предметом договора подряда являлось изготовление или изменение вещи. Также предметом данного договора мог быть и результат, который достигался путем выполнения работы или оказания услуги.

В английском праве договор найма услуг был освещен подробнее. В разделе под названием «Личный наем» содержались следующие главы:

1) «Хозяин и работник», где формулировалось понятие о договоре найма услуг. По указанному договору одно лицо за плату должно было работать по наставлениям другого лица;

2) «Хозяин и ученик», где рассматривался договор ученичества. В результате этого договора одно лицо обучало другое своему ремеслу, передавало ему свои навыки;

3) «Подряд», в которой регулировался подряд.

Услуга в русском языке означает действие, которое приносит пользу другому. Данный термин рассматривается также как работа, которая выполняется для удовлетворения нужд, потребностей какого-либо лица или являющаяся оказанием помощи в каком-либо деле.

Уже в конце XIX века в Своде законов Российской империи [1.8] первая глава «О личном найме» содержала в себе некоторые признаки современного договора об оказании услуг на возмездной основе. В статьях 2201-2290 помещались общие правила о найме, которые касались услуг по дому, работ, связанных с сельским хозяйством, с изготовлением домашней утвари изделий разнообразных отраслей хозяйства. Но, общих норм о найме было недостаточно. Нормы же специальные содержались в разных томах Свода, что являлось трудностью практического их применения. Так, положения о найме входили в Законы о состояниях, питейный и горный уставы, в особые приложения, где размещались правила о найме сельских работников.

27 стр., 13276 слов

Не разработана ни в педагогике, ни в экономике образования. С ...

... материально-технической базы образования; 2) изучить требования федерального государственного образовательного стандарта к имуществу общеобразовательной школы; 3) проанализировать структуру ... здания образовательного учреждения, его территории, отдельным помещениям, средствам обучения, учебному оборудованию). Среди нормативных документов, регулирующих использование имущество образовательных ...

Определение договора об оказании услуг в Своде законов Российской империи [1.8] отсутствовало. Многие российские юристы в своих трудах искали определение предмета договора оказания услуг. Их взгляды по этому вопросу были различны. Так, Д.И. Мейер [2.13] относил к предмету данного договора услуги материальные, требующие известного умения, знания. Услуги, которые не были материальными, (учителя, врача) им не признавались за наем.

А вознаграждение за них он считал гонораром, благодарностью, но никак не платой.

Другие юристы полагали, что предметом договора оказания услуг являются все виды личных услуг, включая сюда как труд физический, так и умственный.

В целом, ученые-цивилисты дореволюционной России давали примерно одинаковое определение договора найма. Для всех подобных договоров общим был тот факт, что предметом найма являлся сам труд. При этом, был ли он физический или умственный, не имело принципиального значения.

В общем, рабочая сила представлялась как товар, относительно которого заключались сделки. Наем рассматривался как обязанность одного лица выполнять для другого лица определенную работу за вознаграждение. Данное толкование возмездного оказания услуг до сих пор преобладает в гражданском законодательстве. Услуги наравне с имуществом и работой являются объектом гражданских прав и рассматриваются как товар. Таким образом, личный наем (услуга) включается в товарный оборот и могут использоваться потребителями. Становление в целом образования как института в России происходило на протяжении длительного периода. В течение большого исторического периода происходило формирование образовательной системы, удовлетворяющей потребности государства в создании образованного населения. Вопросы обучения, связанные с организацией школ на Руси, решались непросто. Выбор религии князем Владимиром в 988 году дал толчок к распространению образования среди представителей различных групп населения для осуществления христианского воспитания. Крупнейшими центрами образования того времени на Руси стали монастыри, приходские и епархиальные церкви.

Особую роль в распространения образования в X веке сыграл Ярослав Мудрый, создав первую библиотеку при Киевском Софийском соборе. «Кроме того, Ярослав Мудрый открыл школы в Киеве, Новгороде и ряде других городов. Его деятельность была продолжена другими князьями, так что к середине XIII века школы существовали уже в Переяславле, Суздале, Владимире, Чернигове, Полоцке, Муроме, Турове, Ростове и многих других городах Руси. Со временем они переходили в церковное ведение, так как обучение грамоте и обучение вере все более воспринималось как единый процесс, преследующий цель христианского воспитания».

Индивидуальное домашнее обучение преобладало в Киевской Руси и в средние века. В тот период письменные договоры на оказание данного рода услуги не заключались. Оплата обучения в то время чаще всего производилась в натуральной форме: продуктами питания, имуществом.

Само платное обучение составляло неотъемлемую часть российского образования, которое осуществлялось практически на всех ступенях получения образования и обучения.

В борьбе с католичеством в конце XIV века юго-западная Русь вынуждена была организовать в западно-русских православных братствах всесословные общеобразовательные школы, которые считались общественными, а не частными или семейными. При поступлении ребенка в школу родитель должен был заключить письменный договор о том, что сын будет находиться в ней до конца обучения.

7 стр., 3238 слов

Нормативные основания организации психолого-педагогической экспертизы ...

... трудовую функцию в обобщенной трудовой функции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ». Функция «Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций» ...

Существовал определенный ритуал по приему в школу: «Когда родители принимали решение отправить сына учиться, они приглашали в избу священника, который служил молебен, окроплял будущего ученика святой водой. В передний угол дома усаживали учителя. Отец брал сына за руку и передавал учителю, прося научить ребенка уму-разуму, не стесняясь за лень угощать побоями. Мать при этом становилась у двери и начинала плакать. Ученик трижды кланялся учителю и получал от него три осторожных удара плеткой по спине. Учитель открывал азбуку, а матушка, подав начинающему ученику указку, принималась плакать еще сильнее, умоляя не морить ее дитятко за грамотой. Этим и заканчивался «экзамен» при поступлении в школу. Учителя надо было угостить. Отец договаривался с ним об оплате: сколько деньгами, сколько продуктами. Платить могли одеждой, хлебом, вышитыми полотенцами, домашней птицей, беличьими шкурками. А на следующее утро мать вешала на шею сына медальон-оберег с началом школьного акростиха, вручала указку, холщовую сумку и горшок каши для учителя. Поклонившись родителям, к семи или восьми часам мальчик шел в дом, где находилась школа».

Образовательная реформа Петра I в конце XVII — начале XVIII веков придала школьному обучению научный характер, ориентировала образование на профессиональную подготовку обучающихся. В целом в этот период образование носило сословный характер. Указом 1714 года была введена обязательная учебная повинность для детей всех сословий, кроме крестьян. Для этого открывались во всех губерниях цифирные школы. Чтобы заставить родителей отдавать детей в эти школы, Петр I постановил не разрешать без обучения жениться. Разные способы придумывали подростки и их родители в то время, чтобы избежать учебной повинности. Некоторые даже притворялись сумасшедшими. В каждой епархии был город, в который свозили детей семилетнего возраста для распределения по школам. Тех, кто не являлся на запись, ждало наказание вплоть до лишения имущества и исключения из общества добрых людей.

Екатерина II в конце XVIII века инициировала проведение школьной реформы, одной из целей которой стало введение всесословного образования. До этого времени на школьных уроках нельзя было встретить девочек и крестьянских детей.

«Благодаря образовательным реформам XVIII века, открытию значительного числа учебных заведений и активному развитию обучения, в начале XIX века стало возможным создание централизованной государственной системы образования. Вступивший на престол Александр I в 1802 г. учредил Министерство народного просвещения, что положило начало новому этапу развития отечественного образования». Активно провозглашалась идея бессословности и бесплатности образования. Согласно документам образовательные учреждения должны были быть представлены приходскими и уездными училищами, гимназиями, университетами. Приходские училища предполагалось, содержались за счет дворянства, субсидирование уездных училищ должно было осуществляться за счет городского управления и с помощью пожертвования местного населения, гимназии должны были осуществлять свою деятельность за счет государства. Но принципы бесплатности, бессословности и преемственности между учреждениями остались по существу только на бумаге. Дети низших слоев общества заканчивали обучение в уездных училищах, а гимназии посещали ученики из обеспеченных семей дворян и чиновников.

10 стр., 4924 слов

Международные договоры Российской Федерации

... выполнения международных обязательств. Международные договоры Российской Федерации заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией Российской Федерации. Федеральный закон " О международных договорах Российской Федерации" применяется в отношении международных договоров Российской Федерации ...

За период проведения реформы создавались привилегированные лицеи для формирования элиты чиновников и военных деятелей. Среди них Царскосельский лицей, Демидовская гимназия, Ришельевский лицей. Часть воспитанников лицея обучалась за казенный счет, часть обучалась за плату.

В начале XIX века при Николае I еще жестче был закреплен принцип сословно-классового характера образования. Приходские училища следовало посещать детям низших сословий, уездные училища — детям недворянского сословия (купцов, ремесленников), гимназии предназначались исключительно для детей дворян и высшего чиновничества и подготовки для поступления в университет.

Отмена крепостного права в 1861 году способствовала развитию системы начального народного образования, которое было бесплатным. Земские школы стали одними из лучших народных учебных учреждений России.

Важнейшим вопросом в конце XIX — начале XX веков был вопрос о необходимости введения всеобщего начального обучения, расширения общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы, развития женского образования и т.д.

В итоге в России до 1917 года образование частично являлось платным. Как и в настоящее время данная деятельность финансировалось как из бюджета, так и за счет средств общественных организаций, пожертвований частных лиц и платы за обучение самих обучающихся. В то время плата взималась за сам процесс слушания лекций. Оплата не зависела от получения определенного уровня образования и выдачи итогового документа. Российское законодательство того периода содержало основные положения об условиях получения образования на платной основе. Так, включены были вопросы о размере оплаты, о порядке внесения платы, о льготах определенным категориям обучающимся, об условиях предоставления льгот.

После государственного переворота 1917 года проблема перестройки всей системы образования была выдвинута в качестве первоочередной. Школа была объявлена единой, трудовой, бесплатной, общеобязательной и общедоступной. В советский период усилился контроль за образованием со стороны государства и партийной системы, который продолжался вплоть до распада СССР в 1991 году. Но и в советский период образование не всегда было бесплатным. С 1923 года по 1956 год постановлением ВЦИК и СНК РСФСР была утверждена плата за обучение в последних трех классах десятилетних школ и в вузах. Право граждан на бесплатное образование законодательно было закреплено только в статье 45 Конституции СССР 1977 года и действительно было таковым вплоть до 1990-х годов.

После распада СССР в 1991 году в России провозглашены принципы демократизации, гуманизации образования, его вариативности, альтернативности, которые ориентированы на развитие частных образовательных учреждений, участие гражданина в финансировании собственного образования.

В современной системе образования в России активно появляются частные детские сады и школы, развивающие центры. Кроме общеобразовательных школ существуют лицеи и гимназии, профтехучилища уступили свое место колледжам, в высших учебных заведениях стало возможно учиться как на бюджетной, так и на договорной основе. С принятием нового закона «Об образовании в Российской Федерации» [1.5] реформирование образования продолжается.

9 стр., 4277 слов

«КОМПЕТЕНЦИИ И ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ...

... и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере образования, воспитания, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и ...

В связи с происходящими в системе образования изменениями необходимо отметить, что нормативное регулирование договора возмездного оказания образовательных услуг все еще формируется. Это связано с тем, что возмездное оказание услуг выделилось сравнительно недавно как самостоятельный институт гражданского права. Также, хочется отметить, что оказание образовательных услуг на возмездной основе стало массовым явлением российской действительности и поэтому национальное гражданское законодательство о возмездном оказании образовательных услуг находится пока еще в поиске наиболее оптимальных форм правового регулирования указанных общественных отношений, опираясь на часто возникающие вопросы практического применения договоров вышеуказанного вида услуг.

Образование в России является общественно-значимым явлением, выполняет особую роль в процессе модернизации и совершенствовании российской экономики. Тем более в связи с этим важную роль играет состояние нормативно-правовой базы, которая регулирует отношения в сфере образования.

Вступивший в законную силу 1 сентября 2013 года Закон «Об образовании в Российской Федерации» [1.5] № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. стал основой для отрасли образовательного права.

В этом Законе установлены организационные, правовые основы образования в Российской Федерации. Закон определяет основные принципы государственной политики страны в области образования, общие правила осуществления образовательной деятельности, правовое положение участников образовательного процесса.

Статья 4 Закона «Об образовании в Российской Федерации» [1.5] раскрывает источники правового регулирования общественных отношений в области образования, в том числе и в сфере образовательных услуг, следующим образом: «Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования».

Высшее положение согласно статье 15 Конституции РФ [1.1] в иерархии источников российского образовательного права занимает сама Конституция.

Основы образовательного права содержатся в статье 43 Конституции РФ [1.1], закрепляющей право каждого на образование. Статья 72 Основного закона относит общие вопросы образования к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно статье

114 Конституции РФ [1.1] Правительство РФ проводит единую государственную политику в сфере образования.

Конституция Российской Федерации [1.1] в статье 43 гарантирует каждому право на образование, «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях». Предусматривается также, что «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование». Основное общее образование является обязательным. Родители или заменяющие их лица должны обеспечить достижение детьми данного уровня образования.

Правовое регулирование возмездных образовательных услуг носит сложный комплексный характер. Основой их нормативно-правового регулирования являются следующие документы:

4 стр., 1775 слов

Договор оказание услуг

... условия договора возмездного оказания услуг; изучить правовое положение сторон по договору возмездного оказания услуг; представить судебную практику по договорам оказания возмездных услуг в Российской Федерации. Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере возмездного оказания услуг. Предметом работы является понятие и виды договоров возмездного оказания услуг. ...

  • Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года [1.5];
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 г.

№ 51-ФЗ [1.2];

  • Закон Российской Федерации № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г [1.8];
  • Федеральный Закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г.

[1.7];

  • Постановление Правительства РФ № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» от 15.08.2013 г. [1.11];
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования» от 13.01.2014 г.

[1.12];

  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1315 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 09.12.2013 г. [1.13];
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1267 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» от 21.11.2013 г.

[1.14];

  • Приказ Министерства образования и науки РФ №1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» от 25.10.2013 г. [1.15];
  • другие нормативные правовые акты.

В части 1 статьи 101 Закона «Об образовании в Российской Федерации» [1.5] установлено, что «платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг».

Основой правового регулирования возмездного оказания услуг в общем являются положения главы 39 ГК РФ [1.2]. В части 2 статьи 779 ГК РФ [1.2] указан следующий перечень «услуг: связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных». Данный перечень не закрыт, поэтому образовательные услуги также регулируются указанной главой.

Помимо правил данной главы к регулированию отношений по оказанию услуг допускается применение общих положений о договоре подряда, бытового подряда в соответствии со статьями 779-782 ГК РФ [1.2], а также особенностям предмета договора оказания услуг. Статья 783 ГК РФ [1.2] допускает применение норм о подряде только при условии, если эта норма не связана с результатом работ. К отношениям по возмездному оказанию услуг могут применяться положения о бытовом подряде, если услуга оказывается потребителю в целях удовлетворения его личных потребностей.

В Гражданском кодексе Российской Федерации [1.2] права и обязанности сторон по договору возмездного оказания услуг не конкретизированы.

Наиболее полно они прописываются в нормативных актах по конкретному виду услуги. Также права и обязанности могут непосредственно определяться соглашением сторон.

Поскольку образовательная организация является некоммерческой, то ее деятельность регулируется законом «О некоммерческих организациях» [1.7]. Согласно пункту 1 статьи 2 указанного закона некоммерческой является организация, которая не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, а также не распределяет полученную прибыль между участниками организации. На основании этого же закона некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, которая служит достижению целей организации и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности которая финансируется из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Если такое происходит, то средства, полученные образовательными учреждениями при оказании таких платных образовательных услуг, должны быть возвращены потребителям данных услуг.

Частные образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, согласно статье 8 Закона «Об образовании в Российской Федерации» [1.5] вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность.

Поскольку платные образовательные услуги оказываются для удовлетворения личных потребностей граждан, то гражданин в отношении которого оказываются данные услуги называется потребителем и на данные отношения распространяются положения Закона РФ «О защите прав потребителей» [1.8].

Для правового регулирования образовательных отношений особое значение имеют локальные акты организации. Это могут быть приказы, положения, правила, регламенты, инструкции и т. д. Они принимаются образовательными организациями по основным вопросам функционирования организации в области образования.

Согласно статье 30 Закона «Об образовании в РФ» [1.5] локальные нормативные акты должны приниматься:

  • «- во-первых, в соответствии с законодательством Российской Федерации (они не могут содержать нормы, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с положением, установленным законодательством об образовании и трудовым законодательством);
  • во-вторых, в пределах компетенции образовательной организации;»
  • в-третьих, соответствовать уставу образовательной организации.

Локальные нормативные акты занимают особое место в системе источников правового регулирования образовательных услуг. Это объясняется тем, что при их принятии возможно учитывать мнение обучающихся, родителей, других участников образовательных отношений.

К числу локальных актов образовательной организации относятся:

  • документ о порядке оказания платных образовательных услуг,
  • образец договора об оказании платных образовательных услуг,
  • документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе,
  • положение о расходовании средств от оказания платных образовательных услуг.

Важным документом при разработке локальных актов в организации по оказанию возмездных образовательных услуг являются «Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706» [1.11].

На сегодняшний день утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти примерные формы договоров на различных уровнях образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 13.01.2014 г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования» [1.12]; Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2013 г. № 1315 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» [1.13]; Приказ Министерства образования и науки РФ от 25.10.2013 г. №1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» [1.14]), которые оказывают конкретную помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность. Данные формы договоров используются для определения условий договора возмездного оказания образовательных услуг.

Существуют различные мнения о правовой природе договора возмездного оказания образовательных услуг. На практике он часто называется договором на оказание платных образовательных услуг. Одни юристы видят в образовательных отношениях, возникающих на платной основе, гражданско- правовую природу, другие относят их к самостоятельному образовательному праву, третьи — к сфере административного права, четвертые — усматривают в них комплексную правовую природу, сочетающую нормативное регулирование гражданским, образовательным, административным и прочими отраслями права.

Против природы гражданско-правового характера договора возмездного оказания образовательных услуг выступает В.И. Шкатулла [2.19], считая, «что отношения между образовательным учреждением и обучающимся регулируются методом административного права». Среди своих аргументов В.И. Шкатулла [2.19] указывает на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ [1.2] «обязанность заказчика ограничивается лишь оплатой услуг, а при оказании платной образовательной услуги одновременно необходима работа обучающегося по освоению образовательной программы». Считается, что деятельность образовательных учреждений (государственных, автономных, негосударственных и т.д.) относится к деятельности государства и его аппарата. Ряд ученых определяет отношения по оказанию платных образовательных услуг как педагогические. С их точки зрения данные отношения не регулируются ни трудовым, ни гражданским, ни административным правом. Сам обучающийся не может предъявлять претензии к качеству образования и требовать компенсировать ему понесенные убытки. А это является не характерным для гражданских правоотношений.

В то же время немало сторонников отнесения договора возмездного оказания образовательных услуг к договорам гражданско-правового характера. Представители такого подхода в качестве аргументов приводят следующее:

  • отношения между образовательным учреждением и обучающимся являются имущественными, так как одна сторона заказывает образовательную услугу и оплачивает ее, а другая оказывает ее;
  • стороны данных правоотношений обладают юридическим равенством;
  • при заключении договора субъекты свободны в выражении своей воли;
  • субъекты имущественно обособлены.

Судебная практика свидетельствует о том, что договор возмездного оказания образовательных услуг носит комплексный характер. В нем (в договоре) сочетаются элементы гражданского и административного права. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа № А56-21085/01 от 21 января 2002 года [3.6] раскрывает толкование части 3 статьи 46 Закона об образовании, предусматривающей заключение договора между обучающимся и образовательным учреждением, а также статей 431, 779 ГК РФ [1.2] и «позволяет определить правовую природу договора о подготовке специалиста с высшим образованием как комплексного договора, включающего в себя элементы как гражданских, так и административных правоотношений. Таким образом, условия данного договора не должны противоречить нормам гражданского законодательства и нормам, регулирующим отношения в области образования».

По мнению В.С. Потапенко на образовательное учреждение возложена публичная функция государства. Поэтому гражданско-правовые нормы данного договора справедливо пронизаны элементами публично-правового регулирования. По его убеждению, договор возмездного оказания образовательных услуг сочетает в себе гражданско-правовые и административно-правовые элементы.

Гражданское законодательство допускает использование конструкции так называемого смешанного договора с элементами различных видов договоров. Договор признается смешанным с точки зрения его содержания. В соответствии с пунктом 3 статьи 421 ГК РФ [1.2] «к отношениям по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся не в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора».

Итак, несмотря на наличие широкой нормативной правовой базы, правовое регулирование предоставления образовательных услуг требует корректировки и устранения имеющихся коллизий. Действующее в настоящее время законодательство характеризуется несистематизированностью и рассогласованностью имеющихся нормативно-правовых актов в указанной сфере. Правовая природа договора возмездного оказания образовательных услуг отличается сложностью и противоречивостью. Его содержание находится на стыке публично-правового и частноправового регулирования. Судебная практика, распространяя действие Федерального закона «О защите прав потребителей» [1.8] на договорные отношения по оказанию гражданам платных образовательных услуг, признает за ними гражданско-правовую природу.

Признание за этим видом договора лишь административно-правового характера будет противоречить законодательно закрепленной возможности образовательной организации вести приносящую доход деятельность.

В настоящее время введены в действие нормативные правовые акты федерального, регионального, местного уровня, регулирующие вопросы образования, в том числе вопросы оказания образовательных услуг на возмездной (платной) основе. Обновление законодательства об образовании на всех уровнях «обеспечило легальное закрепление положения образовательного договора, возмездных (платных) образовательных услуг как институтов системы российского образования». Однако рядом ученых выдвигается идея о включении в Закон «Об образовании в РФ» [1.5] норм, регулирующих различные виды договоров возмездного оказания образовательных услуг. Например, Шкарлупина Г.Д. [2.27] предлагает ввести, например, такие понятия как:

  • предварительный договор, используемый для формирования интереса у обучающегося с целью продолжить в дальнейшем получение образования на возмездной основе;
  • договор на оказание индивидуальных образовательных услуг с педагогом в пользу третьего лица;
  • договор возмездных образовательных услуг в негосударственных образовательных учреждениях.

Такая дифференциация договоров по оказанию образовательных услуг на возмездной основе в отечественном законодательстве позволила бы преодолеть имеющиеся пробелы в нормативно-правовом регулировании возмездных образовательных услуг.

Глава 2. Договорные отношения по оказанию образовательных услуг

2.1 Стороны договора возмездного оказания образовательных услуг

Стороны договора возмездного оказания образовательных услуг можно подразделить на две группы: те, кто оказывает образовательные услуги, и те, кому эти услуги оказываются. Отдельно можно выделить государство, которое может выступать не только в качестве заказчика, но и в качестве заинтересованного лица.

Основой правового регулирования возмездного оказания услуг являются положения главы 39 ГК РФ [1.2]. Помимо правил данной главы допускается применение к регулированию отношений по оказанию услуг общих положений о договоре подряда. Регулирование возмездных (платных) образовательных услуг осуществляется также на основе правил оказания услуг, утверждаемых Правительством РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ [1.2] «по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги».

Как следует из указанной статьи сторонами данного договора выступают исполнитель (услугодатель) и заказчик (услугополучатель).

В ГК РФ [1.2] отсутствуют какие-либо конкретные указания относительно субъектного состава этого вида договоров. Следовательно, в качестве сторон могут выступать любые субъекты. Ими могут быть: физические лица, юридические лица, публично-правовые образования. При этом обязательно учитывается объем и характер право- и дееспособности.

Довольно часто предъявляются определенные требования к исполнителю услуг, обусловленные их характером. Данные требования устанавливаются обычно специальными нормативными актами. Эти акты непосредственно регламентируют порядок предоставления услуг и вводят при необходимости ограничения по их предоставлению. Данные ограничения могут сводиться к требованию о наличии соответствующей лицензии или к предоставлению права заниматься определенными видами деятельности только юридическим лицам.

Так, в соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг [1.11] исполнителями по договору возмездного оказания образовательных услуг могут быть государственные и муниципальные образовательные учреждения, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, негосударственные образовательные учреждения.

Удовлетворение нематериальных потребностей граждан в получении образования, воспитания, обучения является основной целью любой образовательной организации. Образовательное учреждение создается и действует в на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, полученной в установленном порядке, и собственного устава. В случае, если исполнитель заключил договор, не имея соответствующей лицензии, данный договор может быть признан судом недействительным на основании статьи 173 ГК РФ [1.2].

Для граждан, занимающихся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью и осуществляющих услуги по реализации образовательных программ, в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ [1.6] также требуется наличие лицензии. Перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, подлежащих лицензированию, содержится в приложении к Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 [1.6].

Лицензия не требуется, если услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель. Это могут быть услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков, секций, где занятия ведет сам предприниматель, имеющий соответствующее образование и стаж работы.

Статья 780 ГК РФ [1.2] предусматривает обязанность исполнителя лично оказать услуги. По отношению к договору возмездного оказания образовательных услуг это означает, что образовательные услуги заказчику должно оказать именно то образовательное учреждение, к которому заказчик обратился за ее получением.

Если образовательное учреждение не может по каким-то причинам оказать услуги лично, то оно обязано не менее чем за семь дней уведомить об этом заказчика и с его согласия обеспечить исполнение данной услуги другой организацией без изменения ранее зафиксированных условий договора. Статья 313 ГК РФ [1.2] допускает возможность исполнения обязательства третьим лицом. Эта же статья предусматривает, что иные условия могут устанавливаться только договором. При выполнении условий договора образовательная организация может использовать для оказания услуг к использованию как собственных специалистов, так и специалистов, приглашенных из других образовательных организаций.

По договору возмездного оказания образовательных услуг заказчиками могут быть юридические лица и физические лица, в том числе граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане. Также заказчиком могут выступать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Обычно так происходит при финансировании бюджетного обучения по целевому обучению.

В случае, если в качестве заказчика по договору на оказание возмездных образовательных услуг выступает организация, то имеет место договор в пользу третьего лица, т.е. обучающегося (статья 430 ГК РФ [1.2]).

В указанном случае он рассматривается как двухсторонний, поскольку заказчик лишь оплачивает обучение.

Третье лицо не является самостоятельной стороной договора, оно занимает положение участника договора. Как участник договора, третье лицо согласно статье 430 ГК РФ [1.2] вправе требовать от исполнителя исполнения обязательств в свою пользу, с момента выражения третьим лицом намерения воспользоваться своим правом по договору стороны не могут прекращать исполнение по договору или изменять содержание договора без его согласия, исполнитель вправе выдвигать против требований третьего лица возражения.

Заказчиками образовательных услуг, может быть как сам потребитель образовательных услуг, который является обучающимся, так и иные граждане. На практике чаще всего ими бывают родители, усыновители и другие родственники или законные представители.

По договору возмездного оказания образовательных услуг обучающимся может быть только физическое лицо (воспитанник, ученик, студент, слушатель и т.д.), которое является гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином, лицом без гражданства. Данное лицо должно проживать на территории Российской Федерации и лично получать образовательные услуги.

«Таковыми могут быть лица как достигшие 18 лет, так и не достигшие совершеннолетия в зависимости от уровня получаемого образования. Предельного максимального возраста обучающегося законодательством об образовании не установлено, что представляется вполне справедливым».

Заключить договор возмездного оказания образовательных услуг обучающийся может самостоятельно. В этом случае он будет выступать и заказчиком по договору оказания услуг. Согласно пункту 1 статьи 26 ГК РФ [1.2] «несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей» — родителей, усыновителей, попечителей. Если договор заключен несовершеннолетним самостоятельно и в последствии письменно одобрен законным его представителем, то он считается действительным.

В случае, если заказчик является несовершеннолетним, то договор на оказание возмездных образовательных услуг заключает лицо, которое заказывает образовательные услуги, но лично их не получает. В этом случае родители, усыновители и другие родственники, которые заказывают данную образовательную услугу, также ее и оплачивают.

В данной ситуации договор рассматривается как договор об исполнении третьему лицу, так как третье лицо не может предъявлять самостоятельного требования исполнения договора в свою пользу, а также лишено иных прав и обязанностей, которыми обладают третьи лица по договору, заключенному в их пользу, в силу своего возраста. Подтверждением данной позиции являются нормы пункта 1 статьи 28 ГК РФ [1.2], в которой указано, что все сделки малолетних совершают «от их имени только их родители, усыновители или опекуны». Таким образом, малолетний в данном виде договора выступает как участник образовательных отношений и заключенный договор на оказание образовательных услуг регулируется как двусторонний. «Сторона, заключая договор в пользу третьего лица, исполняет перед последним свою обязанность, которая находится за пределами возникшего правоотношения».

2.2 Существенные условия и содержание договора возмездного оказания образовательных услуг

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 432 ГК РФ [1.2] существенными условиями гражданско — правового договора являются:

  • условия о предмете договора;
  • условия, указаны в законе или других нормативных актах как существенные;
  • условия, о которых по заявлению одной из сторон должна быть достигнута договоренность.

Проблема определения существенных условий договора возмездного оказания услуг на сегодняшний день актуальна и неоднозначна. Ведь, от наличия или отсутствия их в договоре зависит признание его заключенным.

В материалах судебной практики отражено, что «существенными условиями договора возмездного оказания услуг являются условия, определяющие конкретный вид оказываемой услуги».

Характеристика предмета договора возмездного оказания услуг представлена в пункте 1 статьи 779 ГК РФ [1.2]. Предмет данного договора раскрывается как совершение исполнителем (услугодателем) определенной деятельности или действий по заданию заказчика (услугополучателя) с обязательной оплатой заказчиком полученных услуг. Исходя из определения выполнение услуги и обязанность оплаты является обязательными условиями договора.

Возможные действия исполнителя могут быть перечислены в договоре или определены на основании предшествующих договору переговоров, практики, последующего поведения сторон и т.п. Как правило, на практике сложности при исполнении услуг связаны с непроработанностью в договоре условий о конкретных услугах, которые при их наличии могут более точно определить объем услуг и их содержание.

Особенностью данного договора является то, что в результате оказания образовательных услуг не достигается материально осязаемый результат, а в процессе потребления самой услуги у обучающего появляются определенные знания, умения, навыки, которые могут быть им использованы в дальнейшем.

В связи с вышесказанным предметом договора возмездного оказания образовательных услуг считается непосредственно образовательная деятельность. Сама образовательная деятельность включает в себя два элемента: образовательные услуги, которые оказывает преподаватель, и непосредственно процесс обучения, сопровождающийся деятельностью обучающегося. Т.е. результат образовательной деятельности неотделим от личности обучаемого.