Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением норм трудового права в РФ

Актуальность исследования заключается в необходимости осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде обусловливается, с одной стороны, социальной функцией, которую призвано выполнять трудовое право, а с другой — фактически неравенством сторон трудовых отношений, что в свою очередь предполагает установление особых способов защиты трудовых прав граждан органами, независимыми от работодателя.

Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

5 стр., 2241 слов

Предмет, метод и система трудового права

... и безопасные условия труда, соблюдать трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда; — право каждого из субъектов трудового правоотношения на его расторжение без каких-либо санкций, но с соблюдением ... ст. 1. Все они складываются в определенную систему правоотношений трудового права на основе единства предмета отрасли. Трудовые пра; воотношения являются ее сердцевиной, они ...

Защита прав работников неотъемлемо связана с социальной направленностью трудового права. Ее можно определить как правореализующую деятельность, осуществляемую в установленном законодательством порядке работником (непосредственно либо через представителей) и уполномоченными на то органами, которая выражается в применении правовых мер к работодателю, не выполняющему возложенные на него обязанности и (или) совершающему действия, препятствующие нормальному осуществлению прав работников. Данные меры реализуются в целях восстановления или признания прав работников, пресечения правонарушения со стороны работодателя и его понуждения к надлежащему исполнению своих обязанностей.

Объект исследования является совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства в Российской Федерации.

Предмет исследования — надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в Российской Федерации.

Цель работы состоит в создании комплексной картины надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства в Российской Федерации.

Задачи исследования:

раскрыть понятие надзора и контроля.

охарактеризовать Органы государственного надзора и общественного контроля за соблюдением трудового законодательства.

проанализировать полномочия государственной инспекции труда.

исследовать виды государственного контроля за соблюдением трудового законодательства.

дать анализ ответственности за нарушение трудового законодательства.

на основании проведенного исследования выявить проблемы, сделать выводы и дать рекомендации по разрешению проблем.

В качестве теоретической базы исследования использованы труды российских и зарубежных правоведов и работы многих современных ученых.

Методологическая основа исследования: общенаучные методы — диалектико-материалистический, сравнения, анализа и синтеза, системного и структурного подходов; специальные методы — социологический, исторический, функциональный; частно — научные методы — логический, сравнительно-правовой, формально-юридический.

Выпускная работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения, глоссария, списка используемой литературы и приложений.

1. государственный надзор и общественный контроль за соблюдением норм трудового права

1.1Понятие надзора и контроля

Прежде чем перейти к анализу обозначенной проблемы кратко остановимся на разграничении понятий надзор и контроль. Литература на этот счет достаточно обширна, а точки зрения ученых порой противоположны. В большинстве исследований игнорируется общественный контроль и анализируется почти исключительно государственный надзор и контроль. Этому способствует и то, что законодатель не дает разграничения понятий «надзор» и «контроль», ограничиваясь определением контрольно-надзорных функций. Соответственно, спектр трактовок исследователей без четкой законодательной привязки колеблется от отождествления понятий надзора и контроля до включения понятия надзора в понятие контроля в широком смысле или определения контроля в качестве первой стадии надзора.

3 стр., 1223 слов

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических ...

... функционирует федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, устанавливающее порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов (в том числе национальных) и регламентов. Такой контроль и надзор осуществляется в отношении производимой в России ...

Мало проясняет ситуацию обращение к опыту советского периода, когда функции государственного контроля и надзора осуществляли профсоюзные инспекции. Не претендуя на универсальность выводов, определим сущность и признаки надзора и контроля в специфическом отраслевом аспекте.

Сущность надзора, на наш взгляд, заключается в юридически значимой деятельности государственных органов по разрешению конкретных юридических дел. Его целью является пресечение нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Признаками надзора являются следующие:

  • он осуществляется только государственными органами;
  • он носит публичный и государственно-властный характер и связан с наблюдением за соблюдением режима законности;
  • он осуществляется в строгом соответствии с установленной формой и установленной законодательством процедурой;
  • его результаты имеют соответствующее документальное оформление;
  • в случае выявления нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, надзорный орган имеет право выдавать поднадзорному лицу обязательное для исполнения предписание. При неисполнении данного предписания надзорный орган имеет право в судебном порядке разрешать данное дело (выступать в качестве истца в суде);

— в случае выявления нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, надзорный орган имеет право по общему правилу применять к нарушителю меры административной ответственности и требовать привлечения соответствующих лиц к иной ответственности (в том числе дисциплинарной).

Отметим, что прокуратура не вправе применять к нарушителю трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, меры административной ответственности, но это скорее исключение, чем правило для надзорных органов.

Сущность контроля заключается в выявлении управомоченными субъектами нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Иначе говоря, его целью является определение соответствия деятельности подконтрольных субъектов требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Признаками контроля являются:

  • он осуществляется как государственными органами, так и иными управомоченными субъектами (социальными партнерами, профсоюзами и др.);
  • он может носить как публичный характер, так и осуществляться в рамках социально-партнерских отношений. В этих случаях может контролироваться и целесообразность деятельности подконтрольных субъектов, а не только ее законность;
  • его форма и процедура контроля может определяться как в законодательном порядке, так и соглашением социальных партнеров;
  • его результаты имеют соответствующее документальное оформление;

— в случае выявления нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, контрольный орган вправе требовать от подконтрольного лица устранения данных нарушений. При неисполнении этого требован

4 стр., 1596 слов

Понятие и виды правовых актов

... несколько смысловых оттенков. Так, в Конституции РФ в различных значениях употребляются термины «правовой акт», «нормативный правовой акт», «акт». В этой связи многие авторы к проблеме правовых актов проявляют повышенное внимание и, как показывает ...