Управление торговыми издержками предприятия

Коммерческая деятельность организаций торговли может быть ус-пешной лишь при условии рационального расходования средств на ее осуществление.

В последнее десятилетие широкую известность приобрела теория трансакционных издержек, разрабатываемая представителями неоинсти-туционализма. Сюда относят главным образом издержки обращения, т. е. расходы по реализации товара (реклама, содержание рынков и т. д.).

Следует различать понятия «затраты» и «издержки». Это связано с различием расходуемых на производство ресурсов (материальных, природных, энергетических, трудовых, информационных и др.) и их стоимостной оценки. Поэтому издержки — это не просто затраты, а затраты ресурсов, принявшие на рынке стоимостную форму. Издержками называют денежное выражение использования производственных ресурсов, в результате которого осуществляются производство и реализация продукции.

Существуют так называемые экономические и бухгалтерские подходы к определению издержек предприятия.

Бухгалтерские издержки представляют особый интерес, поэтому тре-буют более детального изучения. Методика бухгалтерских расчетов стан-дартизирована и потому пригодна для объективной оценки состояния дел фирмы, а также для сравнения положения дел на разных предприятиях. В России, в частности, обязательный для всех фирм стандарт бухгалтерского учета устанавливается законом и тщательно контролируется налоговыми, банковскими и другими органами.

Следовательно, затраты становятся расходами в момент признания дохода, с получением которого связано потребление этих ресурсов, и тогда расходы отражаются уже не на балансовых счетах бухгалтерского учета, а формируют прибыль от реализации товаров и показываются в отчете о прибылях и убытках.

Проанализировав мнения ведущих авторов, можно обобщить их по-нятием, которое приводится в Методических рекомендациях по бухгал-терскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утв. Роскомторгом и согласованных Минфином России 20.04.95 № 1-55-/32-2: «.в состав издержек обращения и производства включаются расходы предприятий торговли, возникающие в процессе движения товаров до потребителей».

Таким образом, можно сделать вывод, что: издержки обращения присущи организациям сферы товарного обращения; издержки — это только часть расходов, которые несут торговые организации в процессе движения товаров до потребителя.

48 стр., 23854 слов

Анализ издержек обращения

... издержек обращения, анализ издержек обращения как экономической категории имеет первостепенное значение. Торговля имеет большие резервы для снижения издержек обращения, но эти возможности используются не полностью. В связи с этим поддержание текущего контроля затрат ...

Действующая в Российской Федерации классификация издержек об-ращения в разрезе статей ориентирована, на затратный принцип ведения хозяйства. Дальнейшее совершенствование номенклатуры статей издержек обращения целесообразно связывать с ее приближением к номенклатуре, применяемой в развитых европейских странах, и разукрупнением статей. Изучив разные классификации издержек обращения, предлагаемые российскими и зарубежными экономистами, можно предложить следующую классификацию торговых издержек.

В торговле заложены неисчерпаемые возможности относительно сни-жения издержек обращения при повышении качества торгового обслуживания населения, сокращении затрат времени покупателей на приоб-ретение товаров. Для этого необходимо решать определённые задачи по сокращению издержек в торговле. Основными задачами учета издержек обращения предприятий и торговли являются обеспечение своевременного, полного и достоверного отражения фактических расходов, и контроль за правильным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Цель анализа издержек обращения – выявление резервов оптимизации уровня издержек обращения, являющихся основой увеличения прибыли.

Для анализа издержек обращения используются данные бухгалтерского учета и отчетности, акты документальных ревизий, первичные материалы по отдельным видам затрат, действующие нормативы расходования денежных средств и т.п.

Анализ издержек обращения следует проводить в тесной связи с другими показателями хозяйственной деятельности: объем оборота, товарные запасы, уровень коммерческой работы и прочее, поскольку эти показатели находят отражение в издержках обращения.

Анализ издержек обращения розничного торгового предприятия начинает сопоставление с фактических данных, с плановыми и данными прошлых периодов. Разница между фактической и плановой суммой издержек представляет собой абсолютное отклонение (экономию или перерасход).

На основе абсолютных данных нельзя давать объективную оценку выполнению плана и динамики издержек обращения. С увеличением объема товарооборота растет сумма издержек обращения и, наоборот, уменьшение товарооборота, как правило, приводит к абсолютной их экономии, следовательно, анализ торговых расходов следует увязывать с изучением товарооборота, то есть давать оценку расходам не по сумме, а по их уровню в процентах к обороту.

Из анализа и динамики состава, структуры и имущества ООО «Контур-Сервис»» видно, что в течение 2005 года общая стоимость имущества предприятия уменьшилась на 19 405 тыс. руб., при этом доля внеоборотных активов в удельном весе общей стоимости имущества предприятия не изменилась. Такое значительное уменьшение стоимости имущества предприятия связано со значительным уменьшением оборотных активов, которые составляют основную сумму стоимости имущества предприятия. Оборотные активы уменьшились на 19 405,8 тыс. рублей, то есть 38 %. Значительно уменьшились товарные запасы на 15 689 тыс. рублей. Всё это свидетельствует о том, что предприятие в течение года значительно сократило свой торговый оборот.

Из анализа видно, что хотя себестоимость товаров практически изменилась мало, понизилась на 3,7 %, выручка понизилась на 8%. Валовая прибыль понизилась на 32%. Рентабельность по валовой прибыли снизилась с 19,1 % до 15,6%, а рентабельность по чистой прибыли снизилась с 4,8% до 2,9%. Это свидетельствует о снижении торгового оборота предприятия. На 74% снизилась чистая прибыль. Учитывая снижение оборотных средств в активе и валюты баланса, можно говорить о снижении торгового оборота предприятия.

12 стр., 5965 слов

Издержки предприятия

... достижение предусмотренных объемов товарооборота и прибыли. Для эффективного управления издержками обращения торгового предприятия разработана соответствующая их классификация. Эта классификация используется в процессе учета, анализа, планирования и контроля издержек обращения и проводится ...

Из анализа показателей ликвидности и платежеспособности видно, что у предприятия очень мало наиболее ликвидных активов и быстрореализуемых активов в виде денежных средств и краткосрочных обязательств. Но при этом общая сумма наиболее ликвидных и быстрореализуемых активов возросла на 66%. При этом у предприятия большое количество краткосрочных обязательств. Но за год они сократились в 1,6 раза. Это связано с уменьшением товарооборота. Показатели ликвидности у предприятия являются очень низкими. Есть тенденция к их увеличению в 2005 году по сравнению с 2004 годом, но при этом показатели ликвидности все-таки на столько низки, что на глаз видно, что предприятие является не платежеспособным и в случае предъявления кредиторами своих требований, предприятие не сможет в короткий срок погасить задолженность. Это связано с тем, что предприятие берет товар на реализацию и расплачивается после реализации.

Из анализа показателей финансовой устойчивости ООО «Контур-Сервис» можно сделать следующие выводы:

Источники собственных средств увеличились на 45%. Увеличение данного показателя способствует усилению финансовой устойчивости предприятия. При этом основные средства и вложения уменьшились 1,4 раза. Уменьшение данного показателя может свидетельствовать, что при определенных условиях результативность финансовой деятельности может понизиться. Показатель наличия собственных оборотных средств увеличился в 1,5 раза. Его увеличение по сравнению с предыдущим периодом, свидетельствует в нашем случае о замедлении товарооборота.

Так как долгосрочные кредиты и займы приравниваются к собственному капиталу предприятия, то их увеличение является положительной тенденцией. Но у ООО «Контур-Сервис» очень мало долгосрочных займов. Предприятие не берет займы в банке, а ведет торговлю за счет кредиторской задолженности. Краткосрочные кредиты и займы у предприятия понизились довольно существенно, что свидетельствует о повышении финансовой устойчивости предприятия. Общая величина основных источников средств для формирования запасов и затрат уменьшилась в 1,3 раза. Это оказывает отрицательное влияние на платежеспособность предприятия. Общая величина запасов и затрат уменьшилась в 1,7 раза. Это является позитивным показателем, так как запасы относятся к медленно реализуемым активам. Но, с другой стороны, на этот фактор повлияло уменьшение товарооборота предприятия.

Из анализа издержек обращения выявлено, что абсолютное отклонение издержек обращения имеет отрицательное значение. То есть, на первый взгляд, это говорит об экономии издержек обращения ООО «Контур-Сервис». Но необходимо учитывать о понижении товарооборота в течение года.

В 2004 году уровень издержек обращения составил 12%, то есть, он был больше, чем в 2005 году на 1%. Но надо отметить, что и товарооборот в 2005 году уменьшился. Если принять за базисный товарооборот 2004 года (100%), то, товарооборот (выручка) в 2005 году составлял 86% по отношению к 2004 году. темп изменения уровня издержек обращения составлял -8,3%. При уменьшении товарооборота на 14% темп изменения уровня издержек обращения уменьшился на 8,3%, что свидетельствует о том, что предприятие сокращает свои издержки обращения большими темпами, чем темп падения товарооборота.В 2005 году затратоотдача возросла, что свидетельствует об экономии издержек обращения на предприятии.

14 стр., 6509 слов

Затраты на производство и система управления издержками предприятия

... заключении приведены основные результаты курсового исследования. 1. Теоретические основы управления затратами на производство и реализацию продукции 1.1 Понятие «издержки производства» и их состав Каждая ... и Глава 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций». Себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и ...

Автор данной работы, учитывая знания структуры и специфики магазина ООО «Контур-Сервис» пришел к выводу, что наиболее оптимальным является сокращение части торгового персонала.

В магазине существуют 6 отделов, в каждом из которых работают по 3 продавца. Они меняются по сменам, но смена рассчитана по графику – день через два. Вполне реальным является сокращение в организации до 2 продавцов. Это обосновывается сокращением торгового оборота (выручки) в 2005 году по сравнению с 2004 на 14%.Сокращение двух продавцов даст 5,22% сокращения от общего объёма торговых издержек обращения.

Довольно большой объем на взгляд автора работы занимает в торговых издержках управленческие услуги, аренда торговых площадей. Магазин арендует 446 % квадратных метров площади. Их можно сократить, как минимум на 10%, сдав в субаренду 10% площади, что составит 112, 6 тысяч рублей в год сокращения издержек обращения

Таким образом, мы имеем сокращение торговых издержек по зарплате лишнего персонала, а также по управленческим услугам на сумму 694,4 тыс. рублей, что составляет удельный вес в издержках обращения – 5,7%. А это уже довольно существенное сокращение издержек обращения. Предлагаемое сокращение издержек обращения составляет 0,9% от выручки предприятия за 2005 год.