Меры применяемые предприятиям-банкротам

Мировое законодательство о банкротстве в своем развитии претерпело ряд кардинальных изменений. В римском праве невозвращение долга было опасно для жизни и здоровья должника и вело к захвату его имущества. До 2 века нашей эры неуплата долгов считалась незаконной без различения должников на обычных и несостоятельных. Лишь в дальнейшем стали выделять банкротство как сопутствующее явление коммерческой деятельности. Появление законодательства о несостоятельности как таковой относят к середине 16 века. Первоначальные правовые акты содержали жесткие нормы уголовного характера. Но даже самые суровые меры, применявшиеся к несостоятельным должникам, не могли предотвратить новых банкротств. К тому же, в страхе перед наказанием, должник продолжал коммерческую деятельность, зачастую ухудшая положение своих кредиторов, занимая и перезанимая.

Изначально в мировой практике законодательство о несостоятельности (банкротстве) развивалось по двум принципиально разным направлениям: британская модель строилась на том, что банкротство есть способ возврата долгов кредиторам, который сопровождается ликвидацией предприятия-банкрота. По американской модели у банкротства противоположная цель — восстановить платежеспособность предприятия путем проведения реорганизационных процедур. В настоящее время в развитых странах с рыночной экономикой прослеживается тенденция сближения, соединения двух этих начал. То есть перед законодательством о банкротстве стоят две цели одновременно: удовлетворить требования кредиторов по возможности восстанавливая платежеспособность должника.

С переходом Российской Федерации к рыночной экономике и частной собственности появилась необходимость в институте несостоятельности (банкротства) для того чтобы уменьшить риск кредиторов, и если уж их потери неизбежны, то они должны быть распределены наиболее справедливым образом.

Поэтому в первой половине 20 века основной целью законодательства о несостоятельности стало справедливое распределение имущества добросовестного должника среди кредиторов, освобождение должника от долгов и предоставление ему возможности начать все сначала.

В наше же время целью законодательства о несостоятельности стало сохранение предприятия-должника путем применения различных мер реорганизационного характера.

13 стр., 6158 слов

Банкротство физических лиц

... банкротства физических лиц предполагает возможность предоставления должнику отсрочки/рассрочки в осуществлении платежей, чтобы у должника был стимул для продолжения работы. При системе банкротства физического лица учитываются интересы всех кредиторов для справедливого распределения активов должника между кредиторами. ...

Принятие Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) знаменует собой новую фазу в развитии отечественного законодательства о несостоятельности.

Предыдущий Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — прежний Закон) действовал более четырех лет и, в целом, зарекомендовал себя положительно. Прежний закон, заменивший Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», отличался, безусловно, прогрессивным регулированием процедур несостоятельности, упразднил тормозящие развитие экономики нормы, препятствовавшие удалению из бизнеса неумелых и неэффективных хозяйствующих субъектов. Прежний закон, существенно упростив для кредиторов порядок обращения за судебной защитой, позволил придать процессам о несостоятельности массовый характер. Количество дел о банкротстве год от года неуклонно увеличивалось.

В ходе правоприменения был выявлен ряд недостатков прежнего закона, которые не носили концептуального характера и вполне могли быть исправлены соответствующими поправками. Фактически же коррекция прежнего закона неоднократно проводилась Конституционным Судом РФ. Высший Арбитражный Суд РФ выпускал информационные письма с рекомендациями по применению прежнего закона. На этом фоне принятие нового Закона в целом, как представляется, было нецелесообразным.

Отличительной чертой нового Закона является изменение подхода законодателя к наиболее принципиальному вопросу — чьи интересы в ходе процесса о несостоятельности будут иметь приоритет. В прежнем законе наблюдался существенный крен в пользу интересов кредиторов. Это выражалось, прежде всего, в достаточно легком порядке возбуждения процесса о несостоятельности и возможности фактического отстранения самого должника от участия в процедурах банкротства, начиная со стадии наблюдения. В каком то смысле прежний закон можно было бы назвать «прокредиторским».1

В новом Законе акценты смещены в пользу должника. «Продолжниковский» характер нового Закона выражается во включении новой процедуры банкротства — финансового оздоровления — альтернативной ликвидации должника в ходе конкурсного производства, в усложнении процедуры возбуждения производства по делу, в предоставлении учредителям (участникам) должника или собственнику имущества должника — унитарного предприятия возможности принимать участие в судьбе должника, в уравнивании в правах конкурсных кредиторов и уполномоченных органов и ряде других особенностей.

  1. Банкротство

В настоящее время возросло количество организаций, не способных удовлетворить требования кредиторов и единственным решением часто является проведение процедуры банкротства.

Несостоятельность (банкротство)

Лишь с помощью опытных специалистов на начальной стадии банкротства можно отстоять свои интересы как кредитору, возврат долгов которому становится проблематичным, так и должнику, имеющими трудности с восстановлением платежеспособности.

Банкротство – это исключительная мера по отношению к должнику.

Правовые основы банкротства предприятий закреплены Федеральным законом № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

15 стр., 7392 слов

Институт несостоятельности (банкротства)

... оборота. Глава 1. Институт несостоятельности (банкротства) В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон от 26 октября 2002 года, N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Неизбежное в условиях ...

Признак банкротства — неисполнение денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

При этом размер просроченной задолженности для определения наличия или отсутствия признака банкротства не имеет значения.

Совокупность мер, применяемых к предприятиям — банкротам, согласно действующему законодательству можно разделить на реорганизационные и ликвидационные.

Основные факторы банкротства можно разделить на внутренние и внешние.

В экономической литературе к внешним факторам, оказывающим сильное влияние на деятельность предприятия, относятся:

  • размер и структура потребностей населения;
  • политическая стабильность и направленность внутренней политики;

— развитие науки и техники, которое определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособности;

  • международная конкуренция.

К внутренним факторам можно отнести четыре группы:

1) стратегия предприятия;

2) принципы его деятельности;

3) ресурсы и их использование;

4) качество и уровень маркетинга.

Для предотвращения банкротства предприятия необходимо осуществлять антикризисное управление.

Сущность антикризисного управления состоит в своевременном выявлении негативных тенденций и упреждающем принятии профилактических мер по их преодолению или ослаблению

Инициаторами начала процедуры банкротства могут выступать как должник, так и кредитор.

Важно иметь в виду, что существует уголовная ответственность за преднамеренное банкротство, а также за фиктивное банкротство.

Наши специалисты имеют опыт в сопровождении процедур банкротства (на стороне должника и на стороне кредитора) способны оказать услуги по банкротству:

1. Правовая и финансовая экспертиза юридического лица на предмет его готовности к процедуре банкротства – финансовый аудит, а также консультирование по вопросам правовых оснований для подачи заявления о признании должника банкротом и возможных правовых последствий возбуждения в отношении должника данной процедуры;

2. Подготовка юридического лица к процедуре банкротства, подготовка заявления о признании должника банкротом, помощь в выборе саморегулируемой организации, из списка членов которой должен будет назначаться арбитражный управляющий 3 ;

3. Сопровождение банкротства компании в рамках действующего законодательства до окончательного исключения предприятия банкрота из Единого государственного реестра юридических лиц, представление интересов в суде на любой стадии процесса по различного рода вопросам (в том числе по вопросам оспаривания решений собрания кредиторов, обжалования действий арбитражного управляющего и отстранения арбитражного управляющего, рассмотрения разногласий между арбитражным управляющим и кредиторами и др.), консультации на любой стадии по вопросам особенностей осуществления сделок в процедуре банкротства.

15 стр., 7234 слов

Банкротство как инструмент реформирования предприятий: обзор ...

... предприятия-должника. Это те случаи в которых процедура банкротства позволила кредитору защитить свои интересы и ... и удовлетворения требований кредиторов, как коммерческих, так и по обязательным платежам. В Рязанской области процедура банкротства также возбуждалась как кредиторами по обязательным платежам ... в экономику ставит под вопрос само существование ряда предприятий. По прогнозам Минэкономики, без ...

Наблюдение

Вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом.

Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Приостанавливается исполнение исполнительных документов. Не допускается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли. Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования.

По окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. На основании представленного отчета и ходатайства первого собрания кредиторов арбитражный суд принимает одно из решений:

  • о введении внешнего управления;
  • о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;
  • о заключении мирового соглашения.

С момента принятия решения наблюдение как процедура банкротства прекращается., Финансовое оздоровление

Вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Утверждается план финансового оздоровления и график погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года.

Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов отменяются. Аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве. Осуществление имущественных взысканий по исполнительным документам приостанавливается. Неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей не начисляются4 .