» «Правовая культура учителя»

Воспитание гражданина правового государства общество во многом связывает с личностью учителя, его общей и правовой культурой, научными знаниями, педагогическим мастерством. Однако будущие учителя из-за недостаточного внимания к правовому воспитанию и обучению в вузе нередко имеют низкий уровень правовой культуры и даже совершают правонарушения. Недостаточно изучаются проблемы профилактики правонарушений, диагностики реального уровня правовой воспитанности личности.

Названные недостатки теории и практики обучения студентов не позволяют создать стройную систему развития правовой культуры будущих учителей. Между тем её необходимость очевидна. Студенты педагогических колледжей и вузов, объединенные существенными, а именно профессиональными интересами, представляют собой довольно многочисленную социальную группу людей, готовящихся к выполнению важнейшей государственной культурно-воспитательной функции. От состояния их правовой культуры во многом зависит формирование правовой культуры подрастающего поколения. Поэтому представляется актуальным исследование проблем, возникающих в процессе развития правовой культуры учителей, вузов как потенциальных воспитателей молодого поколения.

Актуальность данной темы определяется особой доминирующей ролью правовой культуры в процессе социализации личности. В современном обществе правовая культура выступает важнейшим компонентом общей культуры человека. Важными целями образования должны стать формирование высокого уровня правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, умение отстаивать свои права. Для учителя особо важно иметь высокий уровень правовой культуры, так как учитель является гарантом для обучающихся.

Педагогические исследования и данные социологических исследований, имеющиеся в юридической литературе, свидетельствуют о том, что уровень правовой культуры будущих учителей недостаточен. Основу их правовых знаний составляют знания отдельных правовых норм.

О роли и значении правовой культуры для общечеловеческой культуры и образования говорили и писали многие известные ученые, такие как Г. П. Давыдов, A. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, B. А. Сластенин , К. Д. Ушинский и другие, которые внесли большой вклад в исследование феномена «правовая культура».

Цель. Целью данной работы является выявление уровня формирования правовой культуры учителя.

13 стр., 6226 слов

Правовоая культура и правосознание

... актов. Их язык, терминология тоже отвечают сложившимся в обществе правовым представлениям, уровню развития правовой культуры законодателей и граждан. Как пример воздействия правосознания на право можно привести правотворчество, когда депутаты во ...

Задачи. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

  1. изучить понятие и функции правовой культуры;

  2. рассмотреть структурные компоненты, составляющие правовую культуру учителя, исходя из определения правовой культуры;

  3. рассмотреть правовую культуру учителя как средство формирования уважения к праву;

  4. выявить особенности формирования правовой культуры учителя;

  5. изучить педагогические условия для формирования правовой культуры учителя;

  6. определить уровень развития правовой культуры учителя на примере сельской школы.

Объект изучения данной темы является правовая культура как феномен педагогического труда.

Предмет исследования: теоретические и практические аспекты сущности, содержания, формирования и развития правовой культуры учителя.

Структура курсовой работы соответствует логике построения научного исследования в педагогической области и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ

1.1. Понятие, структура и функции правовой культуры

Правомерное поведение определяется уровнем

Правовая культура

Правовая культура основана на свойстве человека «нормировать» свои отношения с окружающим миром и людьми. В узком смысле — это система нормативных отношений между людьми или их организациями, сформированная в процессе социального взаимодействия, регулируемая фиксированными нормами, обязательными для исполнения и охраняемыми государством. В широком смысле — это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества.

Правовая культура — часть культуры общества. Она опосредует все основные сферы правовой жизни общества: законодательство, правотворчество, правореализацию, права и свободы граждан, механизм государства, принципы и методы его деятельности, правосознание во всех его видах и уровнях и, таким образом, является важным критерием качества правовой жизни общества, которое можно выразить понятием правокультурность. Это уровень и степень прогрессивно-правовых достижений, воплощенных в человеческой деятельности и ее результатах.

Правокультурность определяет меру юридической цивилизованности государства и общества, их правовой прогресс. Это показатель высоты правового сознания общества, она характеризует важнейшие культурно-правовые ценности, которые служат своего рода «пропуском» в семью цивилизованных народов мира.

4 стр., 1815 слов

Образование в системе социальных институтов и в правовом пространстве общества

... социального института относятся функции, отражающие роль образования во всех сферах жизни общества. К ним относятся, прежде всего, экономическая, социальная, культурная, правовая ... учебного курса, предмета, дисциплины, модуля; 4) право на выбор учебников, учебных пособий, ... и учителем (обучающим), б) между педагогическим работником и образовательным учреждением, в) между учителем (преподавателем) ...

Состояние правовой культуры любого государства является важным показателем степени зрелости конкретно-исторической правовой системы.

В уровне правовой культуры находит отражение историческое развитие страны и народа. Поэтому для каждой страны характерен свой уровень, в нем сочетаются нормы вчерашнего и сегодняшнего дня, и одновременно закладывается завтрашний день развития права. Это в полной мере относится и к современной России. В ее правовой системе, как в зеркале, отражается достигнутый на рубеже веков и тысячелетий уровень прогрессивно-правового развития общества.

Специализированный уровень правовой культуры

Правовая культура включает в себя такие

Современная правовая культура

Принадлежность права к культуре столь очевидна — как бы при этом ни трактовалась сущность культуры и природа права, что высказывание «право есть феномен культуры» воспринимается как простой трюизм. Однако оно приобретает глубокий смысл, если мы зададимся вопросом: какое место право занимает в системе культуры? Но прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо раскрыть закономерности строения культуры, поскольку лишь это открывает путь к выявлению диалектического соотношения культуры как целого с ее составными частями.

Правовая культура выполняет одновременно несколько функций:

Познавательно-преобразовательная функция связана с созданием гарантий (как правовых, так и нравственных) человеческого достоинства, свободы выбора, морального самоконтроля, порядочности, честности и др. общечеловеческих ценностей. Призвана помочь согласованию личных, групповых и общественных интересов; призвана поставить человека в центр общественного развития. Эта функции связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию гражданского общества и правового государства.

Праворегулятивная функция направлена на то, чтобы все элементы правовой системы функционировали максимально эффективно, динамично и слаженно. Этой функцией правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения. Реализация этой функции осуществляется через социальные нормы (в том числе конечно и через правовые).

Ценностно-нормативная функция проявляется в различных фактах, приобретающих ценностное значение, отражаясь в сознании, поступках, социальных институтах.

Правосоциализаторская функция заключается во влиянии на формирование правовых качеств личности.

Прогностическая функция заключается не только в определении наиболее подходящих средств, для достижения правовых культурных целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей.

32 стр., 15909 слов

Условия развития интеллектуальных процессов младших школьников ...

... при всём этом интеллектуальные способности учащихся; он позволяет усилить интересы ученика, без которого невозможно интеллектуальное развитие. Цель исследования - изучить условия развития интеллектуальных процессов младших школьников ... самоорганизованность, само-дисциплина как своей, так и вышестоя-щей системы (общества, природы). Поскольку жизнеспособность систе-мы определяют все пять параметров в ...

Коммуникативная функция, т.е. правовая культура, обеспечивает общение граждан в юридической сфере; передает сложившуюся в обществе правовую культуру через средства массовой информации новым поколениям, формирует в массах уважительное отношение к политическим учениям прошлого и др.

Интегративная функция правовой культуры заключается в объединении всех слоев, классов и наций общества на основе общегражданских норм, принципов, идей и традиций.

Таким образом, правовая культура – многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества, которая включает в себя такие элементы , как право, правосознание, правовые отношения, законность и порядок, законотворческую, правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права в обществе

1.2. Структурные элементы правовой культуры учителя

Из определения следует, что правовая культура — определенное «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающийся из в том или ином состоянии пребывающих подсистем, частей или элементов. Какие же это подсистемы, части или элементы? Каково, другими словами, «устройство» правовой культуры?

Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т. д. Это первый элемент правовой культуры.

Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической – деятельность ученых-юристов, образовательной — деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д. и практической — правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности. Понятно, что правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и многих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юридических процедур и принципов.

Существенно влияет на правовую культуру общества и правоприменение, т. е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального (структура государственного аппарата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного характера (профессионализм, культура правоприменителя и др.).

10 стр., 4810 слов

Положение женщины в обществе

... попытка рассмотреть, как само общество рассматривает и оценивает положение женщины, ее статус, возможности, права и обязанности. 1. Представления о социальном статусе и правах женщин Как считал Ф. Энгельс, ... г. Олимпия де Гуж разработала Декларацию прав женщины и гражданки, требуя распространить права человека и политические права и на женщин. Взгляд на женщин как на существа подчиненные, ущербные ...

Говоря, например, об устройстве государственного аппарата вообще и правоохранительных органов в частности, нужно подчеркнуть необходимость совершенствования структуры и порядка подчиненности органов следствия, повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости и т. д. Требуется также внедрение новых принципов деятельности правоохранительных органов (отказ от обвинительного уклона, обеспечение приоритета прав и свобод человека и т. д.), кардинальное возвышение третьей ветви власти в России — правосудия. Правовая культура общества во многом определяется реальным правовым поведением граждан, деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои обязанности (например, по заполнению налоговой декларации о совокупном годовом доходе), соблюдают запреты и насколько полноценно используют свои права.

Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, т. е. отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике и т. д. О качестве закона свидетельствует и содержащийся в нем самом механизм его реализации (институциональный, организационный, процедурный, финансово-экономический и др.).

При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов — документов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управленческой сфере и т. д.) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т. д.).

На основании анализа указанных правовых актов, а также иных текстов правового характера (например, научных и публицистических текстов на правовые темы) можно сделать вывод об уровне развития не только правовой культуры общества, но и его культуры в целом. Ведь по дошедшим до нас памятникам права и иным правовым документам историки восстанавливают и атмосферу правовой жизни общества, и особенности того или иного уклада хозяйственной жизни, того или иного строя общественных отношений. В правовых актах находит официальное закрепление форма собственности на орудия и средства производства, отражается факт наличия в руках какого-либо класса, социальной группы экономической и политической власти, структура государственного аппарата, правовое положение личности в обществе, уровень защищенности прав и свобод человека.

6 стр., 2884 слов

Формирование физической культуры личности курсантов высших учебных ...

... направленность, представляет собой значительную и жизненно необходимую часть общей физической культуры личности сотрудника МВД. Прикладная направленность физической подготовки выражена в перечне необходимых ... духовных возможностях человека и, прежде всего, на знаниях. Профессиональная готовность сотрудников органов внутренних дел обеспечивается многими факторами, значительное место среди которых ...

В интерпретации различных авторов структура правовой культуры выглядит неоднозначно. Для уяснения структуры правовой культуры следует иметь в виду, что ее реальные элементы складываются под воздействием, во-первых, истинного представления о природе права как регуляторе справедливом, общесоциальном, интегративном, упорядочивающем общественные отношения по пути прогресса; во-вторых, правильного, всеобъемлющего восприятия тех принципов права, которые возникают в результате закрепления ценностей регулируемых сфер общественных отношений, особенно нравственной, политической, экономической, экологической – то, что в теории права именуется принципами права в широком смысле (нравственно-правовые, политико-правовые и т. д.); в третьих, четкого уяснения собственно-правовых принципов как специфических правовых ценностей (юридическая точность в определении круга субъектов правоотношений их прав, обязанностей, гарантий; обеспечение единства прав и обязанностей и т. д.); в-четвертых, тех ценностей, которые сопряжены с искусством формулирования правовых норм, форм их выражения (источников), структуры, отлаженной процедуры установления и реализации норм права; в-пятых, системы правового воспитания; в-шестых, конечных общих юридических результатов – правовой законности и правового порядка.

К структурным элементам правовой культуры следует отнести: прогрессивное правосознание, правовые принципы, правовое законодательство, юридические формы (источники) права, правовые процедуры, законодательную технику, систематизацию законодательства, правовую законность, правовое воспитание, правовой порядок.

Правовая культура человека включает в себя, во-первых, представление его о сущности права как справедливом всеобщем обязательном для всех регуляторе, последовательно основанном на гуманных его принципах и закономерностях; во-вторых, глубокое внутреннее постоянное убеждение в объективной необходимости реализации этих принципов и закономерностей в законодательстве; в-третьих, активную личностную деятельность по реализации правового законодательства. Правовая культура личности являет собой личностное прогрессивное восприятие достижений юридической науки и практики, сочетающееся с внутренним убеждением в их объективной значимости, важности, специфической ценности, предопределяющих активность индивида в реализации этих ценностей.

Перед учителем встали новые, ранее не присущие ему задачи: в условиях отсутствия четких идеологических норм, он должен быть готов формировать учащегося и воспитанника в области правовой идеологии. Кроме того, педагог должен занять новый сектор в области педагогики: защиту личности ребенка, защиту своей профессиональной деятельности, подготовку будущих носителей знания к жизни в новых культурных и профессиональных условиях.

Структура правовой культуры учителя, состоящая из следующих компонентов: знания (как основа правовой культуры); отношение к праву (уважение к закону, правовые убеждения); социально-активное правомерное поведение; готовность правовому воспитанию школьников.

4 стр., 1855 слов

Формирование правового сознания учащихся

... знающего свои права и обязанности, учителю начальных классов необходимо знать возрастные особенности правовых основ младших школьников. Поэтому очень большие возможности воспитательного воздействия учителя на детей, так как ... при неудаче потерять веру в свои силы и возможности. Развитие воли ребёнка определено формированием у него мотивов поведения. Именно появление главных и второстепенных мотивов ...

1.3. Правовая культура учителя как средство формирования уважения общества к праву

Правовая культура гражданина во многом зависит от уровня правовой культуры и правосознания учителя. Не будет преувеличением утверждение, что правовая культура учителя является одним из центральных элементов в системе воспитания у подрастающих поколений демократической правовой культуры и уважения к правам человека. Между тем как непосредственные наблюдения каждого, кто не чужд педагогике, так и специальные исследования показывают, что пока в школу идет пополнение учителей, «которое будет воспитывать граждан правового государства, не обладая само высокой правовой культурой; будет учить других что-то сделать, не умея это делать, будет руководить другими, не умея подчиняться» [16, с. 65]. И это не случайно. Даже в юридических публикациях проблематика правовой культуры лишь недавно стала объектом серьезного теоретического анализа, а потому неудивительно, что в предметном поле педагогических исследований она практически только появляется.

«Правовая культура, — читаем в «Юридической энциклопедии», — часть человеческой культуры, совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социальной и правовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации).

Правовая культура полностью не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной, политической и т. д.), создавая своеобразное, уникальное сочетание материальных и духовных компонентов» [18, с. 670].

Простая редукция полученных подобным образом выводов правоведов на практику подготовки студентов педагогических учебных заведений вряд ли может привести к серьезному успеху из-за явно выраженной специфики последних. Разработка указанной проблемы нуждается в специальном исследовании.

В отличие от родового понятия «культура», определений правовой культуры немного. Чаще всего она характеризуется как субъективное явление. Так, рассматривая педагогическую культуру с позиций методологии исторического материализма, Н. М. Кейзеров ее главной, определяющей чертой называет принадлежность к надстройке, к идеологическим отношениям [6, с. 14]. К субъективному фактору правопроявления, носящему идеальный характер, относит правовую культуру Д. А. Керимов [7, с. 25]. В. И. Каминская и А. Р. Ратинов под правовой культурой понимают «систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражения в сознании и поведении люд ей» [5, с. 43]. Правомерно критикуя распространенную в юридической литературе зауженную трактовку правовой культуры только как системы приемов и способов законотворчества, форм и методов деятельности правоприменительных органов, А. А. Шайдуров определяет ее как «сложное интегративное личностное образование, включающее в себя когнитивный, ценностный, деятельностный компоненты и характеризующееся определенным уровнем правовых знаний, отношением к праву, активной правовой деятельностью». При этом он утверждает, что названное понятие применимо не только индивидуально, но и к отдельным профессиональным группам, социальным слоям, к государственным и общественным органам, учреждениям и должностным лицам [17, с. 38, 39]. Важно другое — предложенная дефиниция вполне операциональна, что позволяет изучать правовую культуру будущих учителей на системном уровне с широким использованием педагогических, правовых, философских и культурологических подходов.

7 стр., 3296 слов

Методики обучения праву

... компонентов: Учитель права; Обучаемые; Юридическое содержание учебных курсов; Система методов, приемов, средств обучения; Цель и результат. Теперь рассмотрим эти 1.Что же должно характеризовать учителя права? Это знание юриспруденции, основных тенденций современного обучения праву, эрудиция; ...

Культурологи также не обделили правовую культуру своим вниманием. В. А. Бобахо и С. И. Левикова определили ее как совокупность различных видов правовой деятельности человека (права, правосознания, правовых отношений, законности и правопорядка, законотворческой, правоприменительной и др.) в сфере функционирования права в обществе; систему формализованных нормативных взаимоотношений, регулируемых обязательными для исполнения и охраняемыми государством законами, нормами [2, с. 369]. При этом само право выступает одним из элементов в системе культурных норм, регулирующих жизнь общества и человека. Деятельность педагога ограничивается отнюдь не только правовыми рамками. Она подпадает под регулирование всех разновидностей культурных норм, разве что за исключением табу. Поэтому уровень правовой культуры педагога всегда производен от бытующих в обществе привычек, обычаев, традиций и нравов. Следовательно, правовая культура педагога всегда конкретно-исторична, а попытки ее формирования без учета широкого социального контекста обречены на неудачу.

Правовая культура не представляет собой какого-то изолированного явления. Она является конкретной подсистемой в системе культуры, а потому находится в тесной взаимосвязи с другими ее подсистемами — нравственной, политической, экономической и др. Профессиональная деятельность учителя регулируется уровнем его педагогической культуры, педагогическими традициями, представлениями о добре и зле. Но одновременно нормы его профессиональной деятельности закреплены законодательно в соответствующих правовых документах.

К основным ценностям современной правовой культуры относятся: высокая нравственность, гуманизм, признание ценности человеческой жизни, приоритет личностных прав и свобод человека над национальными, расовыми или классовыми правами и свободами; демократичность, толерантность; верховенство власти права как гарантии от тоталитаризма; ненасилие как основной принцип общественной жизни в сочетании с государственным принуждением в отношении нарушителей закона. Как и у большинства россиян, уровень правовой культуры отечественных педагогов пока далек от идеала. И не их в том вина.

Сегодня становится очевидным, что правовая культура педагога является существенным показателем его профессиональной культуры как специалиста, по роду своей деятельности связанного с процессом формирования личности. Приобретение правовых знаний, умения их передавать учащимся, навыков их применения на практике составляет важный компонент подготовки будущего педагога.

Правовая культура нужна будущему учителю, прежде всего, как гражданину демократического общества. В этом отношении он ничем не отличается от человека любой иной профессии.

20 стр., 9904 слов

Теория и методика обучения и воспитания в области права

... лабораторная работа (24 часа(ов)): Тема 4. Методика преподавания правовых дисциплин различных циклов лекционное занятие (12 часа(ов)): 4.1. Особенности методики преподавания права в школе 4.2. Методика преподавания дисциплин публично-правового цикла 4.3. Методика преподавания дисциплин цивилистического цикла 4.4. Методика преподавания комплексных ...

Не может входить в класс учитель, не знающий, что формальное юридическое равенство личностей состоит не в том, что они обладают одинаковыми по своему конкретному содержанию правами, свободами и обязанностями, а во взаимности их прав и обязанностей. Поэтому, при всей огромной разнице в прожитых годах и нажитом опыте, с самого первого класса педагог и его ученики юридически равны. Педагог вправе осуществлять обучающее и воспитывающее воздействие на учащихся, но лишь в рамках, определенных нормами действующего законодательства. Ученик же, со своей стороны, вправе использовать законодательные механизмы для защиты от педагогического произвола. Как участники образовательного процесса дети наделены комплексом прав и свобод, закрепленных как в международном, так и в российском праве. И учитель обязан понимать это лучше, чем они. Как обязан знать и то, что при этом ученик не обладает полной дееспособностью и потому не несет полной ответственности за свои неправомерные действия, как правило, до момента окончания школы.

Напомним, что взаимное наделение ученика и учителя как правами, так и обязанностями выступает одним из характерных признаков демократического типа педагогической культуры и уважения прав человека. В современном российском обществе, как никогда ранее, возрастает значимость реального соблюдения прав и свобод ребенка. Становление законопослушной личности нельзя откладывать «на потом», «когда он вырастет и осознает». Поэтому формирование демократической правовой культуры педагога выступает необходимым условием его профессионального становления.

Нередко правовую культуру определяют как мировоззрение, в котором господствует культ закона.

Правовая культура будущего учителя предполагает не только знание права, но и отношение к праву, представления о правомерности или неправомерности собственного поведения, навыки (т. е. автоматизированные действия) по соблюдению правовых норм и правовую активность личности.

[10, с. 84—86]:

1. Максимальное соответствие педагогической деятельности принципам и нормам международного и внутригосударственного права в области прав ребенка, прав и свобод человека и гражданина .

2. Отказ от авторитарной педагогической деятельности, понимание диалогичности и субъект-субъектного характера отношений с учениками при одновременном учете их асимметричности в правовом и нравственном отношении.

3. Построение процессов обучения и воспитания с учетом нормативных требований права применительно к возрастным и индивидуальным особенностям воспитанника.

4. Адекватное правовое представление о месте образования в обществе и его воспитательных возможностях. Образование — лишь часть воспитания. Поэтому не следует переоценивать его возможности. Основой правового воспитания является семья. Как и во всем остальном, правовое воспитание семьи начинается задолго до школы, ведется интенсивнее и, как правило, действеннее школьного.

5. Правовая некомпетентность — свидетельство профессиональной несостоятельности педагога.

6. Высокая личная нравственная культура учителя, опосредованно способствующая формированию у воспитанников общепринятых моральных и правовых норм.

7. Осознание того, что правовые нормы значительно уже границ традиционного педагогического воздействия.

Правовая культура, как и любой другой вид культуры, представляет собой сложную систему.

Правовое сознание педагога не должно быть только созерцательным отражением явлений общественной жизни. Оно носит преобразующий характер и выступает в качестве средства активного правового воспитания молодежи [7, с. 117]. Обучение в вузе призвано сформировать у него такой высокий уровень правовых знаний, умений и навыков, необходимый в будущей педагогической деятельности, который обеспечит потребность соблюдать, исполнять и использовать правовые нормы.

Одной из главных целей стратегии модернизации отечественной системы образования выступает формирование у молодых россиян высокого уровня правовой культуры. Его достижение невозможно без знания учеников об основополагающих правовых нормах и умения ими воспользоваться. И хотя педагогика, по словам С. М. Вишняковой, движется от нравственных норм к правовым, а юриспруденция, наоборот, от правовых постулатов к нравственным [3, с. 245—246], обе они решают общую задачу — формирование гражданина, действующего в соответствии с нормами демократического гражданского общества, соблюдающего права человека как во время учебы, так и всю оставшуюся жизнь.

Следовательно, правовые знания, умения и навыки составляют важную часть профессиональной и общегуманитарной подготовки специалиста, вышедшего из стен высшей педагогической школы. Определение их конкретного содержания — это сложная проблема, решение которой зависит от состояния правовой науки и, конечно, от практических потребностей как личности, так и общества.

ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ И УРОВЕНЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ

2.1. Особенности формирования правовой культуры учителя

Правовая культура тесно связана и постоянно взаимодействует с

В правовой культуре можно выделить четыре основных уровня (состояния):

  • идеологический (правовые идеи);

  • нормативный (правовые нормы);

  • поведенческий (правовые поступки);

  • объективированный (правовые учреждения, закрепляющие результаты правовой деятельности).

С этих позиций правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающая определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающая все ценности, которые созданы людьми в области права.

Правовая культура личности, будучи компонентом правовой культуры общества и зависимой от нее величиной, отражает степень и характер ее прогрессивного развития, так или иначе обеспечивающего правомерную деятельность индивида. Она связана с образованностью человека и зависит от его правовой информированности.

Развитое массовое правосознание, зрелая правовая активность отдельных граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Поэтому воспитание правосознания граждан — необходимая часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью в современных условиях.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое в целях выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения. При этом наиболее эффективный результат достигается через осознанное усвоение индивидом основных положений права.

К средствам правового воспитания относятся: правовое обучение; правовая пропаганда; юридическая практика; самовоспитание.

Правовое обучение заключается в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Конечно, эта форма воспитания не может быть приемлема для каждого индивида. Было бы утопично стараться сделать из каждого гражданина юриста, но преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм — одно из условий развития правовой культуры. Требуются постоянные публично-государственные усилия на пропагандистском, просвещенческом уровне. Формы такой работы следующие: лекции среди населения, пропаганда и просвещение в средствах массовой информации, лектории правовых знаний; специальные циклы лекций в трудовых коллективах, преподавание основ правоведения в общеобразовательных учебных заведениях, колледжах и неюридических вузах; занятия в системе повышения квалификации. Все они направлены на распространение определенных правовых идей и ценностей, наглядно призывают соблюдать правовые нормы, разъясняют содержание законов.

Действенной формой воспитания является юридическая практика. Сколько бы сил и средств ни тратило государство на пропаганду и обучение, если деятельность судебных органов, прокуратуры и их решения будут иметь несправедливый характер, людей нельзя будет убедить в том, что право соблюдать необходимо и выгодно. Правовой нигилизм как осознанное игнорирование права со стороны представителей власти и злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказываются на уровне культуры в целом.

Формирование подлинно государственного правосознания связано с преодолением узковедомственных, национальных и религиозных интересов. В центре проблемы должен находиться гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства.

Самой эффективной формой воспитания является самовоспитание. Оно заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практики, опирается на осознание и добровольное усвоение индивидом основных положений права. Данная форма воспитания для юристов-профессионалов наряду со специальной подготовкой выступает способом профилактики деформации сознания и личности, поддержания на должном уровне профессионализма.

2.2. Педагогические условия формирования правовой культуры учителя

В сложившейся социокультурной ситуации явно обостряется противоречие между требованиями, предъявляемыми к уровню правовой культуры педагога, с одной стороны, и отсутствием целостной системы ее формирования, — с другой. Главной проблемой данного противоречия которого является выявление теоретико-методологических основ и педагогических условий формирование правовой культуры учителя.

Правовая культура учителя понимается как совокупность личностных и профессиональных качеств учителя, необходимых для эффективного решения разнотипных правовых задач в образовательном процессе. Она выражается в достигнутом уровне правового мышления (правосознания) и правовой грамотности учителя, обеспечивающих его правовую направленность и законосообразную педагогическую деятельность.

Сформированность правовой культуры, как составной части профессиограммы учителя, является важнейшим условием его профессионального становления. Эффективное формирование правовой культуры учителя обеспечивается посредством совокупности условий:

  • культурно-интегрированный характер образовательного процесса; включение теоретических основ правовой культуры учителя в содержание общепедагогических дисциплин;

  • использование личностно и практико-ориентированных приемов и методов учебно-познавательной деятельности их ситуативность и вариативность;

  • программно- и учебно-методическое обеспечение процесса формирования правовой культуры учителя;

  • правовая компетентность учителя.

Значимость педагогических условий формирования правовой культуры учителя состоит в том, что осуществлен комплексный подход к осмыслению сущности понятия правовой культуры учителя. Его результаты обогащают теоретический фонд современного педагогического знания в аспекте правовой подготовки учителя. Получили дальнейшую разработку теоретические основы правовой готовности учителя и формирования его правовой культуры.

Характерные для современного общества тенденции преобразования, связанные с гуманизацией социально-педагогической среды, актуализируют проблему правовой культуры учителя. Анализ теоретических источников показывает, что проблема формирования правовой культуры учителя до последнего времени не получила однозначного и аргументированного решения, хотя в науке накоплен достаточно обширный фонд по различным аспектам правовой готовности учителя. В этих условиях была осознана тема исследования, главной проблемой которого стало выявление педагогических условий формирования правовой культуры будущего педагога. В поисках теоретико-методологических оснований исследуемой проблемы можно обратиться к культурологическому подходу, согласно которому правовая культура, являясь общественным атрибутом правового государства, в то же самое время может выступать в личностном аспекте и проектироваться в область профессиональной деятельности учителя.

Исходя из этого, базируясь на концептуальных положениях относительно общенаучного понимания правовой культуры, можно сформулировать определение правовой культуры учителя, под которой понимается совокупность личностных и профессиональных качеств, характеризующих готовность педагога к эффективному решению правовых задач в целостном педагогическом процессе. Правовая культура педагога выражается, таким образом, в достигнутом уровне правового мышления (правосознания) и правовой грамотности, обеспечивающих гуманистическую направленность и законосообразную педагогическую деятельность.

Динамика формирования правовой культуры учителя осуществляется в контексте выявленных педагогических условий и предполагает реализацию через специально-организованный дидактический процесс в три этапа: аксиологический (ценностно-мотивационный), личностно-творческий и деятельностный. Целостный процесс формирования нравственно-правовой культуры будущего педагога осуществляется в логике личностно-ориентированной парадигмы образования и основывается на принципах: целенаправленного гуманистического подхода к организации процесса формирования нравственно-правовой культуры; сознательности и познавательно-правовой активности будущих педагогов; прочности знаний и возможности их использования в практике нравственно-правовых отношений; системного, последовательного и проблемно-поискового содержания деятельности, культурологического и антропологического подходов к ее реализации.

Ключевая идея в правовом обучении должна заключаться в раскрытии места закона в регуляции социальной жизни, раскрытии закономерностей общества, единства понятий законности и целесообразности. В связи с этим, необходимо переориентировать направление учебного процесса. Этого можно добиться только посредством изменения принципа и содержания обучения. Преподавание основ права должно быть сосредоточено не на изучении отдельных правовых норм, а через раскрытие принципов права, его основных идей и институтов. В связи с этим предлагается основную часть учебного времени уделять таким учебным дисциплинам, как теория государства и права, конституционного права и т.д., поскольку именно эти отрасли содержат в себе основные принципы права и политической системы. Однако нам представляется важным, что изучение принципов и идей права невозможно без освещения их содержательной практической стороны, т.е. без знаний различных отраслей права. Тем более без знаний законодательства в области образования — образовательного права. А поскольку в рамках отведенного времени действительно невозможно глубокое изучение всех отраслей права, было бы целесообразно выделять наиболее актуальные блоки правовых проблем, связанных с различными отраслями права, т.е. дающими представление о праве в целом, и направленных прежде всего на уяснение основных идей и принципов права, активизирующих мышление. Задача интеллектуализации обучения — не расширение фонда конкретных знаний, а развитие теоретического мышления, духовный рост личности. В том и состоит социокультурное значение личностно освоенных юридических принципов и общих понятий, что они служат необходимыми условиями гармонической эволюции правового просвещения в правовое воспитание, ведут к правовому нравственному, духовному возвышению человека.

Переориентация направления обучения обуславливает необходимость более серьезного учета ряда психологических закономерностей, перевод соответствующих теоретических правовых понятий в единстве их правового и психологического содержания на уровни бытовых терминов и понятий, используемых широким кругом населения в повседневной жизни. Разрыв между усвоением общих понятий и переводом их на язык повседневности представляется одним из серьезных дефектов современного уровня правового обучения. Абстрактное теоретизирование без апелляции к практике повседневной жизни не способствует уяснению истинного значения и ценности права, его практической роли в регуляции отношений между людьми.

Правовая культура учителя является частью общей культуры личности и педагогической культуры в частности. Эта система профессионально необходимых правовых взглядов, представлений и чувств, развитых на определенном (высоком) уровне, направленная на формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих ее (личность) правовое поведение и эффективную деятельность по правовому воспитанию школьников.

2.3. Уровень развития правовой культуры учителя на примере сельской школы

Для проведения исследования была выбрана МБОУ «Граховская средняя общеобразовательная школа имени А.В.Марченко» в селе Грахово Удмуртской Республики.

На подготовительном этапе было осуществлено изучение состояния проблемы в теории и практике формирования правовой культуры. Нами проанализированы теоретическая литература философской, культурологической, педагогической и правовой направленности, опыт формирования правовой культуры педагогов в досоветский и советский период, беседы с учителями данного образовательного учреждения.

Проведен выбор методов и форм организации процесса выявления уровня формирования правовой культуры. Выбран и проведен метод опроса для учителей в количестве 56 человек (см. Приложение 1).

Опрос не предполагает один вариант ответа. Учителями были выбраны разные варианты ответов (см. Приложение 2).

Основываясь на свои знания, учителя давали ответы. Если посмотреть на первые 8 вопросов, то там даны различные варианты ответов, так как эти вопросы в большей степени ориентированы на выявление правовой культуры. Например, на вопросы № 9, 10, 11, 12 учителями выбраны по одному варианту ответа. Эти вопросы связаны с правовой компетентностью. Это означает, что в области правовой компетентности учителя имеют хорошие знания.

По полученным данным можно проследить за количественными показателями представленного опроса (см. Приложение 3).

Проанализировав полученные данные

Средний уровень характеризуется неполной сформированностью целостной структуры нравственно-правовой культуры, неравномерным развитием отдельных ее компонентов. Однако при этом наличествует тенденция к их устойчивости и способности к развитию, проявлению профессиональных потребностей, порождающих необходимость нравственно-правовой деятельности.

Результаты наглядно показывают уровень правовой культуры педагогов.

Правовая культура общества в реальной действительности выполняет познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализационную, коммуникативную и прогностическую функции.

Таким образом, по полученным данным в ходе исследования можно сделать вывод, что необходимо повышать уровень правовой культуры учителей. От уровня правовой культуры учителя зависит и уровень правовой культуры будущего поколения.

Правовое воспитание и обучение должны быть построены так, чтобы передаваемые правовые знания становились объектом ценностной ориентации личности. При этом, важно не только превратить знание правовых норм в глубокие убеждения и правовые ценности человека, но и выработать устойчивую привычку.

Таким образом, задача формирования правовой культуры будет решена лишь в том случае, если личностью будут усвоены правовые знания, сформированы убеждения, развиты правовые потребности, ценности.

К условиям, способствующим формированию правовой культуры можно отнести: наличие государственной правовой идеологии и ценностей, разработка оптимальной модели формирования правовой культуры, демократизация отношений, надежное управление формированием правовой культуры, создание мотиваций к самостоятельному повышению правовой культуры, индивидуализация процесса формирования правовой культуры, создание электронной юридической библиотеки и обеспечение доступа к правовым медиаресурсам, осуществление мониторинга правовых знаний педагогов и соответствия их юридически значимых действий нормам права, гуманизация воспитательной среды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовая культура — сложнейший социальный феномен, на который оказывают влияние все стороны и сферы общественной жизни, теснейшим образом связанный с общей культурой. Знание ее особенностей, тенденций функционирования позволяет вести планомерную работу по ее развитию в обществе, сделать ее нормой поведения каждого гражданина и правилом функционирования всех органов и организаций гражданского общества.

Правовую культуру личности можно определить как единство правовых знаний, отношения к праву и правового поведения личности. Правовая культура учителя является частью общей культуры личности и педагогической культуры в частности. Эта система профессионально необходимых правовых взглядов, представлений и чувств, развитых на определенном (высоком) уровне, направленная на формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих ее (личность) правовое поведение и эффективную деятельность по правовому воспитанию школьников.

Правовая культура учителя является основным показателем результативности правового образования и правового воспитания учащихся, которые в свою очередь составляют общество государства в целом.

Учитывая возможности открытого информационного общества, новых обучающих технологий, доступность зарубежных источников, нельзя забывать, что русская и западная правовая традиция имели разную культурологическую почву. Формируя правосознание и правовую культуру будущего педагога, нельзя не учитывать то обстоятельство, что ученик неразрывно связан с обществом, является продуктом его культурного развития. Также в процессе подготовки педагога огромное значение играет его профессионально-педагогическая компетентность. От нее в немалой степени зависит авторитет учителя в глазах обучаемых, а значит и процесс обучения в целом.

Государство и общество заинтересованы в повышении уровня правовой культуры населения, в распространении юридических знаний, в формировании у граждан убеждений в необходимости исполнения требований права. Одним из основных средств формирования должного уровня правовой культуры является правовое просвещение. Среди форм правового просвещения следует выделить прежде всего правовое обучение (имеется в виду преподавание и усвоение правовых знаний в средних, средних специальных, высших, иных учебных заведениях как юридического, так и иного профиля) и правовую пропаганду (распространение юридических знаний в средствах массовой информации).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/pravovaya-kultura/

  1. Бабаев В.К. Теория государства и права/ В.К. Бабаев. – М.: Юрист, 2007. – 575 с.

  2. Бобахо В. А., Левикова С. И. Культурология: программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М.: 2005. – 590 с.

  3. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М., 2006. – 468 с.

  4. Давыдов Г.П. Основы правового воспитания учащихся общеобразовательных школ/ Г.П. Давыдов. – М.: 2006. – 45 с.

  5. Каминская В. И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры. Правовая культура и вопросы правового воспитания/ В. И. Каминская , А. Р. Ратинов. – М.: 2005. – 128 с.

  6. Кейзеров Н. М. Политическая и правовая культура: методологические проблемы/ Н. М. Кейзеров . – М.: Просвещение, 2007. – 214 с.

  7. Керимов Д. А. Общая теория государства и права: предмет, структура, функции/ Д. А. Керимов . – М.: 2008. – 202 с.

  8. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М.: Спарк, 2009. – 152 с.

  9. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – М.: 2006. – 204 с.

  10. Мухаев Р.Т. Теория государства и права/ Р.Т. Мухаев. – М.: Приор, 2009. – 167 с.

  11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. 3-е изд. – М.: Школа-пресс, 2006. – 119 с.

  12. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – Киев.: Рад. школа, 2005. – 164 с.

  13. Ушинский К.Д. Теоретические проблемы воспитания и образования. – М.: 2007. – 584 с.

  14. Федяшин В. П. Теория и практика формирования правовой культуры педагога. – Уфа.: 2008. – 87 с.

  15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права/ В.Н. Хропанюк. – М.: 2006. – 154 с.

  16. Шайдуров А. А. Педагогические условия развития правовой культуры будущих учителей. Екатеринбург.: 2008. – 123 с.

  17. Шайдуров А. А. Проблемы развития правовой культуры будущих учителей. Екатеринбург.: 2008. – 187 с.

  18. Юридическая энциклопедия / Под ред. Б.Н. Топорнина. – М.: 2009. – 238 с.

Приложение 1

Опрос для учителей.

«Правовая культура»

1. К какому понятию относится следующее определение: «Совокупность идей, теорий, концепций, чувств, эмоций, настроений, в которых выражаются отношения людей к праву действовавшему, действующему и желаемому»?

а) Правовая культура.

б) Правовое сознание.

в) Правовое воспитание.

2. Какие элементы выделяют в структуре правосознания?

а) Правовая идеология и правовая психология.

б) Правовая идеология и правовая активность.

в) Правомерное поведение и правонарушения.

3. К какому структурному элементу правосознания относятся чувства, правовые переживания, эмоции, настроения?

а) К поведенческим элементам.

б) К правовой идеологии.

в) К правовой психологии.

4. Какое явление характеризуется целенаправленным, как правило, научным либо философским осмыслением права как целостного социального института не в отдельных его проявлениях, а в качестве самостоятельного элемента общества?

а) Правовая психология.

б) Моральное сознание.

в) Правовая идеология.

5. Какова роль правосознания в правореализационной деятельности?

а) Способствует добровольному соблюдению и исполнению субъектами норм права.

б) Имеет важное значение на всех стадиях процесса применения норм права.

в) Не имеет никакого значения.

6. Какая категория обозначается понятием: «Совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере»?

а) Правотворчество.

б) Юридическая практика.

в) Правовая культура.

7. Какие показатели характеризуют правовую культуру общества?

а) Уровень совершенства законодательства, правосознания, законности и правопорядка, развития юридической техники.

б) Знание и понимание права, уважение права, привычка соблюдать закон.

в) Нормы права, правовые отношения, реализация норм права.

8. Имеют ли право родители (законные представители) обучающихся (воспитанников) принимать участие в управлении образовательным учреждением?

а) да, имеют;

б) нет, не имеют, так как это исключительная компетенция образовательного учреждения;

в) имеют только в случае, если это предусмотрено локальными актами образовательного учреждения.

9. В соответствии с Законом «Об образовании» под образованием понимается

а) целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов);

б) совокупность преемственных общеобразовательных и профессиональных образовательных программ;

в) формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

10. К педагогической деятельности не допускаются лица

а) имеющие или имевшие судимость за преступления против жизни и здоровья, свободы;

б) применившие ранее методы воспитания, связанные с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

в) без профессионального педагогического образования.

11. Основными составляющими федерального государственного образовательного стандарта является:

а) федеральный компонент, региональный компонент, компонент образовательного учреждения;

б) совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию;

в) требования к минимуму содержания образования, к максимальной учебной нагрузке обучающихся, к уровню подготовки выпускников.

12. Кто несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников) во время образовательного процесса?

а) образовательное учреждение и родители (законные представители) обучающихся (воспитанников);

б) родители (законные представители) обучающихся (воспитанников);

в) образовательное учреждение.

Приложение 2

Результаты проведенного опроса.

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Вариант ответа

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

Количество ответивших

35

9

12

3

0

53

6

0

50

25

30

1

16

40

0

38

0

18

13

13

30

30

26

0

56

0

0

56

0

0

0

56

0

0

0

56

%

62,5

16

21,5

5,4

0

94,6

10,7

0

89,3

44,6

53,6

1,8

28,6

71,4

0

67,9

0

32,1

23,2

23,2

53,6

53,6

46,4

0

100

0

0

100

0

0

0

100

0

0

0

100

Приложение 3