Правовое регулирование международных санкций

Актуальность темы исследования заключается в том, что глобализация все больше связывает государства в единую систему, функционирование которой зависит от их жизненно важных интересов. Нормальное функционирование системы требует уважения международного права. В результате возрастает роль сотрудничества в обеспечении соблюдения норм международного права, включая имплементацию ответственности. Роль прямого принуждения уменьшается, а роль мер, принимаемых международными организациями, возрастает.

Основным универсальным методом воздействия на правонарушителя является лишение его прав и выгод, вытекающих из нарушенной им системы правоотношений, например, из международного договора или Устава международной организации.

Принуждение как элемент метода действия международного права является не насилием, а средством осуществления этого права. Это требовало знака-легитимности. Принуждение должно быть законным как на местах, так и с точки зрения методов и сферы применения. Верховенство права определяется, прежде всего, основными целями и принципами международного права.

Общепризнано, что каждое государство имеет право защищать свои интересы всеми средствами, допускаемыми международным правом, включая принудительные меры. Одной из форм принуждения в международном праве международно-правовые санкции.

Санкции не могут иметь превентивных мер; их цель заключается в защите и восстановлении прав уже нарушенных субъектов международного права.

На первый взгляд, изучение темы «санкций в международном праве» не вызывает проблем, но является одним из важнейших вопросов в доктрине международного права.

Теоретическая база работы сформирована с учетом научных исследований и разработок, содержащихся в трудах таких авторов как В.Т. Батычко, М.М. Богуславский, К.А. Бекяшев, Г.М. Вельмеминов, Б.Б. Гали, Ю.М. Колосов, И.И. Лукашук, Б.Б. Лукшак, Д.Б. Левин, С.В. Маринич.

Нормативную основу исследования составили источники международного права, материалы деятельности ООН и в, первую очередь, Совета Безопасности и Комитетов по санкциям, Комиссии международного права ООН, иных международных организаций, международная судебная практика.

Объектом исследования – являются комплекс вопросов ответственности в международном праве и использования санкций как мер принуждения, применяемых посредством институционного механизма международной организации в отношении государств, несущих ответственность за совершение международных правонарушений.

12 стр., 5518 слов

Межотраслевые и отраслевые принципы права

... или иного общества. Целью курсового исследования является изучение принципов права. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: Анализ понятия принципов права и их роли; Изучение их ... установлением обязанности трудиться, обеспеченной мерами административного и уголовного принуждения. Специфика же основополагающих идей права как гносеологических феноменов проявляется именно в том, что ...

Предметом исследования – являются международно-правовые аспекты применения экономических санкций, вводимых Советом Безопасности ООП в рамках системы коллективной безопасности государств.

Цель исследования – анализ международных санкций, рассмотрение и изучение международных санкций, исследование предпосылок возникновения, формирования основных тенденций развития международного права в области мирного урегулирования споров и практику реализации механизма урегулирования в конкретной ситуации.

Задачи исследования

1. Раскрыть понятие и содержание «санкции» как принудительная

мера в международном праве

2. Исследовать виды, формы санкций в международном праве,

3. Рассмотреть проблемные вопросы санкций в международном

праве.

4. Исследовать особенности применения санкций к России в совре менных условиях.

Методологическая база включает в себя использование методы исследования: диалектический, системный, сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой, логический, метод систсмноструктурного анализа, экономико-статистический и другие

Эмпирическая база представлена международными и региональными нормативно-правовыми актами, а также законами и указами международной ООН.

Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью, задачами, а также логикой развития проблемы. работа включает введение, две главы, объединённые четырьмя параграфами, заключение, список использованной литературы.

Глава I. ХАРАКТЕРИСТИКА САНКЦИЙ

§1. Понятие и содержание «санкции» как принудительная мера в международном праве

В широком значении, принудительные меры, либо действия, представляют собой все без исключения негативные последствия, вытекающие из совершения преступления и применения ответных мер иными субъектами международного права. Между этим, дисциплина международного права различается разнообразием суждений о значении термина «принудительные меры».

Большинство зарубежных экспертов стараются остерегаться использования термина «насильственные меры» и оперируют определением «санкции». Некоторые из них под принудительными мерами подразумевают насилие, реторсии, исполняемые странами. При этом, принудительные мероприятия рассматриваются равно как «санкции международного права1».

Возможно встретить и деятельность, где определения «принудительные меры» и «санкции» противопоставляются друг другу. Таким образом, к примеру, бывший Генеральный Секретарь ООН, если разговор идет о военных действиях, оперирует определением «принудительные действия», а при анализе мер, никак не связанных с применением вооруженных сил, применяет название «санкции»2.

Отечественная дисциплина международного права, также, до этих пор, не создала конкретные положения о понятии принудительных мер.

В словаре международного права сущность понятия «принудительные меры» используется только к действиям ООН. Приведем надлежащее установление: «Принудительные меры, согласно Уставу ООН, данные коллективные мероприятия, используемые согласно решению Совета Безопасности См.: Kunz G.L. Sanctions in the international law // The American journal of international law-Wash. 1960. V. 54. № 2. P. 325: Mitrany B. The problem of international sanctions. Oxford, 1985. P. 36. Гали Б.Б. Повестка дня для мира. Превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира. Нью-Йорк: ООН, 1992. С. 28-29. в целях ликвидации опасности обществу, нарушения мира, либо ликвидации акта агрессии. К ним прибегают в крайних случаях, для того, чтобы силой положить окончание противоправному действию сторон в инциденте, создающем опасность обществу или представляющим нарушением мира, либо актом агрессии»3.

8 стр., 3717 слов

Санкции норм права

... невозможно, в норме должно быть предусмотрено и принудительное осуществление предписания, иначе она будет не нормой нрава, а пожеланием. Поэтому норма права представляет собой ... выражается в обособлении предписаний, регламентирующих юридические санкции. Такого обособления требует дифференциация мер государственно-принудительного воздействия, необходимость нормативно закрепления разнообразных ...

Указывается также то, что принудительные меры содержат равно как меры невоенного характера, предусмотренные в ст. 41 Устава (целый либо частичный перерыв экономических отношений, морских, воздушных и иных средств информации), таким образом и действия Объединенных Вооруженных Сил ООН4.

Под принудительными деяниями, в международном праве, подразумевается использование в рамках ООН, в соответствии с положениями, гл. VII Устава определенных мер против государства, совершившего акт агрессии, несоблюдение мира, либо образовывающего опасность миру. Данные меры имеют все шансы быть предприняты в отсутствии использования вооруженных сил. К примеру, перерыв экономических отношений (ст. 41).

В случае, если Совет Безопасности посчитает, что меры, установленные в ст. 41, имеют все шансы быть недостаточными, или ранее оказались недостаточными, он уполномочен предпринимать такие действия воздушными, морскими либо сухопутными силами, которые будут способствовать укреплению, либо возобновлению международного мира и безопасности.

Подобные действия имеют все шансы включать демонстрации, блокаду и прочие операции воздушных, морских либо сухопутных сил Членов Организации (ст. 42).

В данном случае, Вооруженные Силы применяются вопреки страны — нарушителя согласно заключению Совета Защищенности ООН. Их задача — «подавить захватчика, обязать правительство прекратить враждебность и привлечь его к ответственности»5. Словарь международного права. М.: Международные отношения, 1982. С. 177. Устав ООН, Глава Vll : Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии Цит. по: Хлестов О.Н. Закон России об участии в операциях по поддержанию мира // Московский журнал международного права. 1995. № 3. С.222.

Большинство ученых в разных странах используют термин «санкции» для обозначения принудительных мер. Они могут различаться между санкциями международных организаций и государств.

Таким образом, Д. Б. Левин понимает санкции, как принудительные меры, применяемые международными организациями или государствами против государств, совершивших наиболее серьезные международные преступления.

Санкции могут также именоваться невоенными принудительными мерами, применяемыми в одностороннем порядке, затрагиваемым государством против государства — «правонарушитель, который отказывается восстановить нарушенные права и предоставить сатисфакцию».6.

Санкции включают принудительные меры, применяемые международными организациями, которые можно считать «вертикальными» Слово «санкции» означает, что отношения между государством–правонарушителем и затрагиваемой страной невольно создают впечатление, что потерпевшее государство имеет привилегии над другим государством. В международном праве, использование термина «санкция», в отношениях между странами, противоречит принципу суверенного равенства государств. Использование отдельными государствами термина «санкции», в отношении их собственных односторонних принудительных операций, предполагает презумпцию законности и исключает проблему международно-правовой ответственности в силу их поведения. В случае совершения государством противоправного деяния этот термин, представляется как «ответная мера».

7 стр., 3350 слов

Международная уголовная ответственность физических лиц

... - ее выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности. 2. Возникновение и совершенствование института международной уголовной ответственности физических лиц. Ответственность – один из древнейших институтов международного права. История международных отношений свидетельствует о его постоянном практическом применении ...

Ответная мера эквивалентна принудительным мерам «горизонтального» характера, применяемым потерпевшим государством в его отношениях с преступной страной.

Такой подход был использован в процессе деятельности Комиссии международного права над Проектом статей об ответственности стран, как отмечается в материалах Комиссии, в соответствии с ч. 1 ст. 30 Проекта ста Левин Д.Б. Указ. работа. С. 144. тей термины «меры» и «ответные меры» взамен термина «санкции», предложенного с целью отображения таким образом именуемых «односторонних», «горизонтальных» разновидностей реагирования в противоправные деяния, Комиссия зарезервировала термин «санкция» с целью описания мер, принимаемых каким-либо другим международным органом.

Таким образом, она напрямую сослалась в международные меры, принимаемые подобным органом уже после совершения противоправного деяния, обладающего значительными результатами для всего международного общества и, в частности, с целью определения мер, которые Организация Объединенных Наций имеет право осуществлять в рамках предустановленной Уставом системы, в целях поддержания международного мира и безопасности7.

В соответствии со Словарём международного права термин «санкции», используемый как синоним «принудительные меры», имеет различные значения: 1. структурный элемент нормы международного права, указывающий на

неблагоприятные последствия в случае ее нарушения; 2. принудительные меры, осуществляемые международными организаци ями, прежде всего ООН; 3. особая политическая форма ответственности государства как следствие

международного преступления; 4. индивидуальные и коллективные принудительные меры, являющиеся

ответом на правонарушение; 5. меры принуждения, которые применяются против государства, укло няющегося от ответственности за совершенное им правонарушение8.

Принудительные меры — это самые разнообразные меры принуждения, которые в зависимости от субъектов, применяющих их, могут быть двух видов: санкции международных организаций и контрмеры потерпевших госу Богуславский М.М. Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 1985. С. 247. См.: Словарь международного права. М.: Международные отношения, 1982. С. 196. дарств, применяемые в их отношении, совершивших нарушения международного права.

Важно знать, что принудительные меры выполняют две функции: правовосстановительная и штрафная. Необходимо выделить то, что принудительным мерам характерны две функции: исправительная и штрафная (усмирительная).

Возможность восстановительной функции принудительных мер проявляется в устранении ущерба, возникающего вследствие преступления, восстановлении нарушенных прав, обеспечении исполнения обязанности и т.д.

Штрафная роль заключается в таком правовом уроне для правонарушителя, который заключается в новых для него обременениях (захват местности агрессора, потеря права голоса в международной организации и т.д.).

Одна из функций гарантирует обязательное восстановление нарушенного, другая включает конкретную социальную программу формирование субъектов международного права в атмосфере уважения международного правопорядка.

4 стр., 1892 слов

Международное экологическое право (2)

... и надлежащими средствами в соответствии с Уставом ООН.[4] 3 Субъекты международного экологического права Организация Объединенных Наций В июне 1992 г. состоялась конференция ООН по окружающей среде ... окружающей среды государства в соответствии со своими возможностями широко применяют принцип принятия мер пре­досторожности. 14. Государство немедленно уведомляет другие государства о любых стихийных ...

Санкции сначала применялись в порядке самопомощи. Но в соответствии с формированием и развитием концепции международных межгосударственных отношений они обретают отрасль совместного права. Такая модификация наказаний, была обусловлена формированием концепции международных организаций, в рамках которых начинается формирование права в принуждение в отношении государств-членов данных учреждений, которые никак не реализовывают приобретенных обязательств, либо исполняющих их неразумным методом.

Для государства перспективой является охрана личных интересов всеми допустимым международным правом средствами, в том числе мерами принудительного характера. Одной из конфигураций принуждения в международном праве является международно-правовые «санкции».

Подобным способом, правосубъектности международной организации, возможность в принуждении — значит вероятность использование принудительных меры в областях межгосударственных отношений, имеющих отношение к зоне ответственности международной организации, и лишь в границах, определённых уставом.

Необходимо выделить последующие характерные черты использования наказаний:

1. Используются наказания, допустимые международным правом;

2. Не поддерживается превентивный (предупредительный) характер;

3. Признаются меры, используемые в ответ на преступления;

4. Санкции являются деяниями потерпевшего (потерпевших), применяемые к правонарушителям, ответственность может выступать в форме самоограничений преступника;

5. Санкции, как правило, предшествуют реализации мер ответственности и выступают в качестве специфичной посылки ее появления, так как целью наказаний считается остановка международного нарушения закона, восстановления нарушенных прав и предоставление реализации ответственности.

6. Санкции используются в процессуальном режиме, в различии с порядком исполнения международно-правовой ответственности.

7. Санкции считаются правом пострадавшего и выражаются в формах, характерных данным правомочиями. По этой причине их использование никак не зависит от воли правонарушителя.

8. Причиной применения санкций считается отказ прекратить незаконные воздействия и осуществить законные требования пострадавшего.

Таким образом, результатом вышеизложенного в юридической среде международных санкций считается следующее: использование силы принуждения в отношении страны допустимо, в соответствии международному праву, только в ответ на международно-противоправный поступок.

Санкция определена международной законной мерой ответственности за то, или другое международно-противоправное действие страны. Социальная значимость санкций, как меры международной ответственности — сохранение и усиление международного правопорядка.

Санкции не единственный способ, к которому субъекты международного права, в частности международные учреждения, обращаются в случае патологии международно-правовых общепризнанных мерок.

12 стр., 5678 слов

Правовое государство: состояние и развитие прав человека

... оформления и эффективного осуществления. Правовое государство - это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также ... разделения властей и правовой государственности. В данной работе я раскрою историю возникновения идей правового государства, рассмотрю развитие учений и концепций, построение правового государства в СССР и ...

Организацией Объединенных Наций сконструирован целый цикл инструментов с целью обеспечения мира и защищенности. Как отмечает Б.Б. Гали, «самыми главными из них являются: превентивная дипломатия и миротворчество, поддержание мира, разоружение; санкции и принуждение к миру»9.

В предоставленном списке «санкции и принуждение к миру» предполагаются невоенные и военные принудительные меры, предусмотренные ст. 41 и 42 гл. VII Устава ООН, которые числятся крайними по перечню, так как принудительные меры — это средства, к которым субъекты международного права должны обращаться в крайних случаях.

Следует отметить, что в Уставе ООН отсутствуют определенные статьи, касающиеся превентивной дипломатии, миротворчества, укрепления мира и разоружения.

Как замечается в отчете Главного Секретаря ООН Бутроса Гали в «Повестке дня для мира» с 1 июля 1992 г., превентивная дипломатия это воздействия, нацеленные на предотвращение имеющихся споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов уже после их появления»10.

Бутрос Гали говорит о том, что необходимо в значительно большей степени ссылаться на превентивную дипломатию. Предпочтительно избегать конфликты путем их преждевременного предупреждения, а также «тихой» дипломатией и в отдельных эпизодах превентивного размещения «голубых касок», нежели прикладывать большие политические и военные действия с целью их урегулирования уже после того, как они разгорелись11. Гали Б.Б. Указ. работа. С. 17. Гали Б.Б. Повестка дня для мира. Превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира Нью-Йорк:ООН, 1992. С. 12. Петровский В. Миротворческая стратегия ООН // Международная жизнь, 1998. № 3.

Превентивная дипломатия — это действия по предупреждению возникновения, эскалации или распространения споров. Для таких усилий жизненно важной является достоверная информация. Миссии по установлению фактов, совещания и подготовка докладов являются лишь некоторыми из многих способов наблюдения за развитием событий и возникновением проблем в областях, вызывающих озабоченность. Чрезвычайно важно обеспечить распространение собранных данных среди соответствующих лиц и органов, принимающих решения.

Такая «сеть» стала бы системой раннего предупреждения, указывающей на события, которые могут дестабилизировать обстановку.

Однако, чтобы превентивная дипломатия была действенной, недостаточно только надежной информации и функционирующей системы раннего предупреждения. Успешное прогнозирование вероятного возникновения проблем дает мало пользы, если оно не ведет к принятию превентивных мер.

Так, в середине мая 1994 г. Генеральный Секретарь ООН обратил внимание международного сообщества на безотлагательную необходимость принятия мер в связи с ухудшающимся положением в Руанде. Суть этого обращения была предельно ясна, и все же члены государства не прислушались к предупреждению12.

В крайние годы теория превентивной дипломатии была расширена за счет подключения военных рычагов в арсенал средств снабжения мира. Развертывание Организацией Объединенных Наций сил в превентивных целях уже не считается экстраординарным. До сих пор Силы превентивного развертывания Организации Соединенных Наций (СПРООН) в бывшей Югославской Республике Македония считаются единственным образцом превентивного развертывания, доказавшие собственную эффективность и сотворившие прецедент. Это свидетельствует о том, что, благодаря развертыванию

5 стр., 2201 слов

Международные организации как субъекты Международного права

... прав и обязанностей, возложенных на неё государствами — членами. Таким образом, международная организация, обладающая вышеизложенными признаками, считается международной межправительственной организацией. Но как уже было сказано, в современном мире существует и другой тип международных организаций, это международные неправительственные организации, ...

См.: Петровский В. ООН действует от имени 184 государств // Международная жизнь. 1994. № Ю. С. 7. даже небольшого, почти символического контингента миротворцев СПРООН, можно предотвратить крупные конфликты.

В начале 1996 г., в период их максимальной численности, СПРООН имели в своем составе 1050 военнослужащих, 35 военных наблюдателей, 26 сотрудников гражданской полиции, 73 международных гражданских служащих и 127 сотрудников, нанятых на месте13. Примерно 1300 человек смогли сыграть важную роль и не допустить кровопролития, не потеряв ни одного человека.

Единственная проблема, связанная с использованием указанных средств, носит политический характер, убеждающая политиков начать действовать на раннем этапе. Ведь повлиять на политиков, чтобы они сфокусировали внимание на проблемах в зарубежных странах, которые уже полыхают пожаром, и без того достаточно трудно, но почти невозможно убедить их заняться проблемами, которые еще только назревают. Следует обратить внимание на пример СПРООН и особо подчеркнуть эффективность операций такого рода с точки зрения затрачиваемых на них средств.

С расширением области проблем, важных на сегодняшний день, Генеральный Секретарь ООН, в качестве обычной практики, стал поручать часть собственных политических и дипломатичных обязательств и доверять осуществление отдельных из собственных посреднических функций «специальным представителям» либо «специальным посланникам».

Как правило, они выбираются из старших сотрудников организации или из количества государственных деятелей, владеющих признанным опытом и пользующихся международным авторитетом. Генеральный Секретарь, например, определил специализированных посланников в целях оживления зашедших в безвыходное положение переговоров в Западной Сахаре, Восточном Тиморе и в Кипре. См.: Деятельность Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. М.: Информационный центр ООН в Москве, 1997.

Следующее направление деятельности ООН — поддержание мира. Оно сводится «к обеспечению присутствия Организации Объединенных Наций в данном конкретном районе, как правило, связано с развертыванием военного и (или) полицейского персонала Организации Объединенных Наций, а нередко и гражданского персонала. Поддержание мира – это средство, которое расширяет возможности как в плане предотвращения конфликтов, так и в плане миротворчества»14.

Воздействия согласно поддержанию мира нацелены на завершение либо, на снижение масштабов насилия в остроконфликтных моментах с помощью вмешательства вооруженных сил в роли разделяющей стороны. Их цель зачастую состоит в осуществлении наблюдения и оказании поддержки в соблюдении ранее достигнутого соглашения о прекращении огня на основе резолюции Совета Безопасности, а кроме того предложении содействия в решении инцидента, как правило, в том числе вывод войск. Сила операций по поддержанию мира (ОПМ) в ненасилии согласно отношению, к участникам конфликта. Данные операции предполагают развертывание присутствия ООН на местах, при этом до настоящего времени, с согласия всех вовлеченных сторон. Обычно ОПМ создавались преимущественно за счет военного персонала, предоставляемого странами, выделяющими воинские контингенты, однако, на сегодняшний день в состав данных сил включают также полицейские силы и все, без исключения, наибольшее число гражданских служащих.

5 стр., 2039 слов

Санкции в международном праве

... из его участников. Как правило, они вводились Советом Безопасности ООН. Поэтому в данном случае санкции в рамках Совета Безопасности ООН оказались бессмысленными, так как они были бы ... Российские коммерческие банки лишаются возможности осуществлять "керри-трейд" и занимать деньги на международных рынках капитала по низким процентным ставкам. Кроме того, зачастую синдикаты крупнейших инвестиционных ...

Под миростроительством понимаются практические шаги, которые могут быть предприняты для обеспечения ненасильственных изменений, благодаря деятельности, связанной с социально-экономическим восстановлением, развитием или демократизацией. Оно нацелено на устранение коренных причин конфликтов в интересах предотвращения их возникновения или рецидива. В настоящее время Организация Объединенных Наций накопила ориги Гали Б.Б. Повестка дня для мира. Превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира. Ныо-Йорк: ООН, 1992. С. 12. нальный навык в зоне надзора за выборами и провела такого рода действия для абсолютно всех континентов: в Мозамбике и Анголе, Сальвадоре и Никарагуа, Камбодже, где такая работа носила самый всеобъемлющий характер. ООН принадлежит также важная роль в организации и наблюдении за проведением референдумов, как это происходит в настоящее время в Западной Сахаре.

Таким образом, спектр направлений деятельности, по которым сотрудничают эти три организации, особенно богат, и усилия по расширению этого сотрудничества не ослабевают.

§ 2. Виды, формы санкций в международном праве

На сегодняшний день к вопросу о видах санкций в юридической литературе и в политике уделяется большое внимание. В то же время существует необходимость в четком определении каждого вида санкций во избежание путаницы.

Следует отметить, что институт санкций эволюционировал вместе с развитием международного права, а также его видов. Учитывая особую актуальность темы, различные авторы представляют различные классификации санкций. Кроме того, практика и мировой опыт также предлагает различные системы критериев для определения видов санкций.

Международно-правовые санкции (в отличие от большинства видов внутренних санкций) не являются формой международной ответственности. Понятия и категории МП не всегда идентичны национальным законодательством.

Санкции, осуществляемые в порядке самопомощи, являются реторсии, репрессалии, разрыв или приостановление дипломатических, или консульских отношений, самооборона.

Реторсии – это мера принуждения, которая подлежит ограничению МП охраняемых интересов другого государства и применяется в ответ на правонарушение.

Иногда реторсии используются в ответ на недружественные действия (т. е. несправедливые, предвзятые, но оправданные, с точки зрения МП права), они не считаются санкциями.

Международная практика выработала соответствующие формы реторсий: ограничения на импорт продуктов из государства нарушителя; повышение таможенных пошлин на продукцию из страны; введение системы квот и лицензий на торговлю с этой страной; повышенные требования к товарам и компаниям из страны-нарушителя; повышение налоговых платежей; заморозка вкладов от государства-нарушителя в своих банках; изъятие своих вкладов из банков в стране преступника и т. д.

Политическими формой исправления являются: ограничения, налагаемые на граждан государства правонарушителя, отзыв дипломатического представителя из государства-нарушителя, декларирование иностранных дипломатов персонами нон-грата, отмена запланированных визитов руководителей и т. д.

4 стр., 1554 слов

Основные формы и методы участия государства в международной правотворческой ...

... субъектов международного права, углублением дружественных отношений между государствами, защитой прав человека и основных свобод. В связи с важной ролью международных организаций в решении 3 первостепенных задач современности особо следует выделить универсальные международные организации, и в ...

Репрессалии представляют собой принудительный ответ, направленный на ограничение прав другого государства, совершившего преступление.

Современные МП запрещает вооруженные репрессалии (интервенции, блокады и т. д.), которые рассматриваются как акты агрессии.

Разработаны следующие формы репрессалий:

1. эмбарго (запрет на продажу имущества и технологий на террито рии страны-нарушителя)

2. бойкот (запрет на покупку и ввоз имущества, происходящего из

этого государства), национализация имущества государства нарушителя, его предприятий и граждан.

Политическая форма репрессий должна включать: денонсацию или аннулирование договоров с этим государством; непризнание (отказ государства признавать ситуации или действия, являющиеся результатом незаконных, с точки зрения народного депутата, действий правонарушителя).

Сатисфакция – это положение государства, которое нарушило международные обязательства сатисфакции перед государством за ущерб его чести и достоинству.

Виды сатисфакций:

  • официальные извинения.;
  • выражение сожаления или сочувствия;
  • заверения в том, что такие проступки не будут иметь место в будущем.

Как правило, всякое противоправное деяние государства влечет международную ответственность этого государства. Однако в действительности могут иметь место обстоятельства, которые препятствуют на данном этапе выполнению государством своих обязательств, в том числе выполнению их в срок. Статьи об ответственности государств за международнопротивоправные деяния, подготовленные Комиссией международного права и одобренные LVI сессией Генеральной Ассамблеи ООН 12 декабря 2001 г., содержат перечень обстоятельств, исключающих противоправность. Ответственность государств исключается при следующих условиях.

1. В случае достижения государствами взаимного согласия относительно действий, которые противоречат ранее принятым или обязательствам, или соответствующим нормам международного права.

2. В случае если действия государства вызваны противоправными действиями другого государства и являются правомерными с точки зрения международного права мерами в отношении государства-правонарушителя, или, иными словами, когда имеется вина самой потерпевшей стороны. Такиме меры могут быть применены также по поручению или уполномочию компетентной международной организации.

3. Если деятельность государства была вызвана непреодолимой силой или не поддающимися контролю непредвиденными внешними событиями. Причем предполагается, что оба указанных события не позволили государству действовать в соответствии с ранее принятыми на себя обязательствами или понять, что его проведение не соответствует этому обязательству.

4. Если субъект поведения, представляющий данное государство, в ситуации крайнего бедствия не имел мной возможности спасти свою жизнь или жизни вверенных ему людей. На практике случаи бедствия были в основном связаны с воздушными или морскими судами, которые оказывались на территории государства из-за плохих погодных или условий, технической неисправности.

5. Если государство было вынуждено нарушить принятые на себя обязательства при наличии крайней необходимости, но при выполнении ряда одновременно действующих условий: абсолютно исключительный характер ситуации; неизбежность характера опасности, угрожающей жизненно важным интересам государства и его населения; невозможность устранить такую опасность другими средствами; непременно временный характер действия, ограниченный рамками периода опасности.

6. Если государство, наносящее ущерб другому государству вопреки действующим нормам международного права, действует в целях самообороны от агрессии в соответствии со ст.51 Устава ООН, совершаемой этим другим государством.

7. Противоправное деяние государства является контрмерой.

Непризнание имеет несколько основных форм: отказ государства признать действия договоров и соглашений, заключенных в результате незаконного применения силы или противоречат общепринятым принципам МП; отказ признавать фактическую ситуацию, которая возникает в результате противоправных действий (например, непризнание территориальных изменений, которые произошли в результате агрессии); отказ в признании незаконного режима в этом государстве, и т.д. Самостоятельный вид санкций образует разрыв или приостановление дипломатических и консульских отношений.

Данные мероприятия предполагают собой прекращение (постоянное либо временное) потерпевшим государством дипломатичных, либо консульских связей. Несоответствие дипломатических отношений никак не обозначает автоматического разрыва консульских отношений. Данные мероприятия имеют все шансы использоваться и в ответ на недружественный акт, однако тогда они не имеют характера санкций.

Самооборона – это особый вид санкций, выражающихся в применении к правонарушителю вооруженных мер в соответствии с Уставом ООН в ответ па вооруженное нападение.

С юридической точки зрения, институт самообороны в МП схож с институтом необходимой обороны в национальном законодательстве.

МП признает существование двух видов самообороны: необходимая оборона и самооборона от агрессии.

Требуемая защита предполагает собой отображение действий использования вооруженных сил, никак не представляющих актом агрессии (принудительные меры в отношении морских и воздушных судов, вторгшихся в зону страны и т.д.).

Аналогичные воздействия носят эпизодический, «разовый» вид и никак не преследуют цель развязывания войны.

Самозащита от агрессии – отображение акта агрессии с помощью вооруженной массы, применяемое в соответствии с обязанностями по МП и, прежде всего, согласно Статуту ООН. При этом ответные мероприятия имеют все шансы использоваться с предельной интенсивностью; между потерпевшей страной и агрессором появляется состояние войны.

Целями данного вида санкций считаются отражение вооруженного конфликта, восстановление международного общества и обеспечение международной сохранности и привлечения преступника к ответственности.

Действия стран по самообороне невозможно противопоставлять принудительным мерам, осуществляемым согласно заключению СБ ООН. Статья 51 Статута ООН определяет, что Устав никак не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону вплоть до тех периодов, пока СБ не примет мер, требуемых для укрепления международного мира и безопасности. При этом, меры согласно Уставу ООН, не отменяют и никак не заменяют действий по самообороне.

Санкциями, исполняемыми с поддержкой международных организаций, считается приостановление прав и преимуществ, вытекающих из членства в международной организации, исключение правонарушителя из международного общения, коллективные вооруженные меры согласно поддержанию международного мира и защищенности.

Приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации может быть реализовано в следующих конфигурациях:

1. лишение права голоса государств, которые не выполняют своих

обязательств;

2. лишение права представительства в организации (неизбранные в

органы организации, а не приглашение на конференции, состо явшейся в его рамках);

3. утрата права на получение поддержки, получаемой в рамках этой

организации; временное прекращение членства в международной

организации; редкий случай в международной организации.

Таким образом, в основе ст. 5 Устава Организации ООН согласно формированию (Вена, 8 апреля 1979 г.) любой участник Организации, который на время лишен собственных прав и привилегий, связанных с членством в Организации Объединенных Наций, автоматически на время лишается прав и преимуществ, сопряженных с членством в Организации, а также любой участник, обладающий задолженностью согласно выплате собственных взносов в Организацию, никак не способен принимать участие в голосовании в Организации, в случае если совокупность его задолженности одинакова либо превосходит необходимую сумму неотъемлемых взносов, причитающихся с него из-за два предшествующих финансовых года.

Каждый орган, способен предоставить возможность этому члену принимать участие в голосовании в данном органе, в случае если он принимает, что невыплата случилась согласно никак не зависящим от данного члена обстоятельствам.

Согласно ст. 62 Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.) Ассамблея ИКАО может приостанавливать право голоса в Ассамблее и в Совете любого государства, которое не выполняет в пределах разумного срока своих финансовых обязательств перед Организацией.

Исключение правонарушителя из международного общения может проявляться в лишении партнерских отношений с другими субъектами за пределами международной организации (в целом или неполное несоответствие финансовых, социально-политических, военных и других связей, транспортных коммуникаций, несоответствие дипломатических и консульских отношений и т. д.).

В случае небезопасных посягательств на международный мир и безопасность международные организации имеют все шансы осуществить решение о применении коллективных вооруженных мер согласно поддержанию международного мира и безопасности. Возможность использования мер подобного рода учтена Уставом ООН, Статутом Организации Американских Стран (Богота, 30 апреля 1948 г.), Пактом Лиги арабских государств (Каир, 22 марта 1945 г.), документами других региональных организаций.

Коллективные меры применяются при необходимости предотвращения угрозы миру и подавления акта агрессии, однако они могут осуществляться не только для пресечения агрессии конкретного государства, но и в целях предотвращения усугубления международного вооруженного конфликта.

Санкции вооруженного характера должны применяться, если исчерпаны остальные меры воздействия.

Меры, осуществляемые по Уставу ООН, могут применяться в двух формах: отдельными государствами от имени и по специальным полномочиям ООН; специально создаваемыми вооруженными силами ООН. Определение порядка применения вооруженных мер относится к компетенции СБ ООН.

Будучи универсальной международной организацией, обладающей исключительной компетенцией вводить санкции, предлагается рассмотреть виды санкций по Уставу ООН. Анализ показывает, что согласно Уставу ООН санкции, можно подразделить на 3 вида:

  • дипломатические;
  • экономические;
  • военные.

Кроме того, необходимо отметить, что только СБ и ГА ООН обладают секционными полномочиями, санкции, вводимые иными ММПО должны быть согласованы с СБ и ГА, если речь идет о безопасности мирового правопорядка.

Так, разрыв дипломатических отношений является одной из возможных мер принуждения, упомянутых в статье 41 Устава ООН. Дипломатические санкции можно определить, как политические меры, направленные на выражение неодобрения или недовольства определенным действием государства-нарушителя дипломатическими и политическими средствами, при этом главной целью не является воздействие на экономические и военные отношения. Меры включают в себя ограничение или отмену правительственных визитов на высшем уровне или высылку дипломатических миссий и сотрудников.

«Целью дипломатических санкций является оказание воздействия на уровень межгосударственных отношений государства–объекта санкций и государств — членов ООН» 15. Ч. Хайд в своей работе отмечал, что «подобные акции являются не только выражением национального негодования, но не Кешнер М. В. / Экономические санкции в современном международном праве: монография. / М.: Проспект, 2015 редко также внушают виновному государству мысль о желательности удовлетворения претензии»16.

Среди форм осуществления дипломатических санкций можно выделить полное или частичное прекращение дипломатических отношений, сокращение численности дипломатического персонала или понижение его уровня.

Например, в соответствии с резолюцией Совета Безопасности 757 Совет постановил всем государствам понизить уровень дипломатических представительств и консульских учреждений Югославии17.

Исторически дипломатические санкции были одной из наиболее часто используемых форм, однако в настоящее время дипломатические санкции ООН, как правило, используются в комплексе с другими видами санкций. Дипломатические санкции ранее были применены в отношении Ливии, Афганистана и Судана.

Следует также отметить, что использование дипломатических санкций сократились вместе с сокращением санкций в отношении государственных деятелей, то есть целевых, точечных санкций, более того, они стали применяться также и в отношении негосударственных актов.

Кроме того, стоит отметить предположение о том, что СБ ООН определил, что преимущества введения дипломатических санкции будут перевешены той ценой, с точки зрения упущенных возможностей, для продолжения дальнейших многосторонних переговоров. Аналогично, в случае введения дипломатических санкций в отношении Гвинеи-Бисау, где можно было бы ожидать в ответ на государственный переворот, СБ, решил, что ограниченное политическое участие будет более эффективно для восстановления конституционного порядка.

Также анализируя мировую практику применения санкций, можно сделать вывод о том, что экономические санкции являются наиболее распространенным видом, мер принуждения в отношении государства-нарушителя. Хайд Ч. / Международное право, его понимание и применение Соединенными Штатами Америки: в 6 т. Т. 4. М., 1952. С. 531. Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/757 (1992) Учитывая вышеизложенные факты, не являются редкостью такие случаи, когда применение режима дипломатических санкций предшествуют введению экономических санкций.

Как утверждает М. Кешнер «анализ практики применения Советом Безопасности ООН указанных мер позволяет заключить, что реализация формулы «полного или частичного перерыва экономических отношений» предусматривает широкий диапазон форм осуществления, включающих: эмбарго, бойкот, экономическую блокаду, замораживание финансовых ресурсов, включая средства, получаемые или извлекаемые благодаря имуществу, находящемуся во владении или под прямым или косвенным контролем объекта санкций, запрет капиталовложений в экономику объекта санкций, а также предоставление ему финансовой, материальной, технической и другой помощи»18.

Так, в соответствии со ст. 41 Устава ООН экономические санкции предусматривают полный или частичный перерыв экономических отношений.

По мнению Г. И. Курдюкова «в этот перечень включается также приостановление или прекращение торговых договоров; полное или выборочное прекращение перевозок; отказ от режима наибольшего благоприятствования; отказ в поддержке международных программ помощи, пересмотр графика выплаты по долгам»19.

С. В. Маринич в своей работе отмечал, что «существенным свойством, определяющим содержание экономических санкций и отличающим их от иных, предусмотренных Уставом ООН принудительных мер, является достижение целей введения посредством оказания воздействия на экономику объекта санкций»20. Кешнер М. В. / Экономические санкции в современном международном праве: монография. / М.: Проспект, 2015 Курдюков Г. И. / Международные экономические санкции и права человека (применение в практике Совета Безопасности ООН) / РЕМП. Спец. выпуск. СПб., 2000. С. 101. Маринич С. В. / Экономические санкции в международном праве / автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1989. С. 12.

Г. М. Вельяминов пишет: «Экономические по содержанию санкции, введенные Советом безопасности ООН в 1990 году против Ирака, в 1992 году — против Ливии, нельзя относить к экономическим санкциям (т. е. в рамках международного экономического права или, более узко, — системы ВТО)»21.

Однако стоит отметить, что воздействие экономических санкций обуславливает характер их осуществления. Так, они могут носить всеобщую направленность (экономическая блокада) либо целенаправленную, ориентируясь на определенных отраслях экономики, вводя ограничения на определенные группы товаров и влияя на инвестиционный поток. Кроме того, особенностью таких санкций является то, что они носят экономический характер принуждения, несмотря на то, что они вводятся в целях поддержания международного мира и безопасности.

Особое внимание стоит уделить таким санкциям, как эмбарго, которые представляют собой прекращение или ограничение экспорта товаров на территорию государства-правонарушителя. В настоящее время можно выделить полное эмбарго, которое составляет абсолютно полное прекращение экспорта товаров, и частичное эмбарго, которое предусматривает ограничение поставок определенных товаров.

Резолюцией Совета Безопасности 661 (1990) в отношении Ирака было введено полное торговое эмбарго, предусматривающее запрет на экспорт товаров в Ирак, за исключением поставок, предназначенных исключительно для медицинских целей, продуктов питания и других предметов, необходимых для удовлетворения гуманитарных потребностей, которые должны были определяться Комитетом Совета Безопасности по санкциям, учрежденным указанной резолюцией22.

Эмбарго также могут быть направлены на определенную отрасль, например, на запрет поставки нефти и сопутствующих товаров. Несомненно, стоит отметить, что экономические санкции могут варьироваться от введения Вельяминов Г. М. / Международное экономическое право и процесс (академический курс) / учебник. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 207. Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/661 (1990), 6 августа 1990 импортных пошлин на товары и блокирования экспорта определенных товаров до полной морской блокады портов назначения в целях ограничения.

Наиболее известными примерами экономических санкций являются: континентальная система Наполеона 1806-1814 годов, направленная против британской торговли, санкции ООН в отношении ЮАР Зимбабве, Ирака (1990-2003 годы).

Также особый интерес представляют военные санкции, которые могут варьироваться от тщательно спланированных военных ударов по потенциалу государства до менее агрессивной формы эмбарго на поставки оружия для прекращения поставок оружия, защитную одежду, военные транспортные средства и т. д.

Военные санкции как более мощное силовое средство выступают заключительным этапом в деле поддержания или восстановления мира и применяются лишь в случае, если меры, предусмотренные ст. 40, 41 Устава ООН, не смогли обеспечить достижение желаемого результата23.

К настоящему моменту сложилась двухуровневая система санкций ООН — санкции с применением военной силы и санкции без применения военной силы.

Первая группа санкций реализуется через систему миротворческой деятельности ООН. Применение вооруженной силы в подобном случае в обязательном порядке санкционируется Советом Безопасности ООН. Цель применения таких санкций — сломить агрессора, заставить государство прекратить агрессию, привлечь его к ответственности.

Вторая группа санкций раскрывается в ст. 41 Устава ООН и включает в себя полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных и других средств сообщения и т. д. Некоторые исследователи выделяют санкции с экономическим подтекстом в особую группу санкций. Gardam J. / Necessity, Proportionality and the Use of Force by States. / Cambridge University Press. 2005

Некоторые авторы также относят занесение в «черные списки» предприятий или коммерсантов, торгующих со страной-нарушителем, к одной из форм реализации экономических санкций24.

Так или иначе данные санкции должны быть санкционированы решением СБ ООН.

Особый интерес представляет классификация международных санкций, которая общепринята среди зарубежных ученых-правоведов. Так, анализ доктрины и международных нормативных документов позволяет выделить следующие виды:

  • торговые: полное или частичное эмбарго;
  • финансовые: блокирование иностранных активов правительства, ограничение доступа на финансовые рынки, прекращение предоставления финансовой помощи;
  • дипломатические: запрет на въезд определенных лиц и групп лиц, полный или частичный отзыв сотрудников дипломатических представительств из страны-объекта санкций, аннулирование дипломатических виз;

— – спортивные и культурные: запрет на участие в спортивных соревнованиях лиц или групп лиц, представляющих страну-объект санкций, прекращение научного, технического и культурного сотрудничества путем обмена и поездок с участием лиц или группы лиц25.

Следует также отметить, что в предыдущие годы виды санкций включали меры и акты принуждения, осуществлявшиеся в порядке самопомощи с целью привлечения государства-правонарушителя к ответственности. Среди них являются реторсии, репрессалии, самообороны и т. д. Так как эти меры не являются ожидаемыми санкциями в рамках данного исследования, нет необходимости в их детальном рассмотрении и анализе.

На основе анализа мировой практики, можно сделать вывод о том, что в настоящее время, применяются целенаправленные санкции, ориентирован Сазонова, К. Л. / Принудительные меры, контрмеры, санкции в международном праве: терминологические вопросы / Евразийский юридический журнал. 2013. № 11. С. 16 В.О. Страчко, К.А. Метельская / БГЭ ные на отдельных лиц или организации. Что касается нынешней системы международного права и характера применения санкций со стороны международных организаций, они могут также быть классифицированы на основе членства в этой международной организации, а именно: прекращение или лишение права голоса, исключение из организации и т.д. Кроме того, предлагается также иная классификация санкций.

По объектам (кругу лиц, в отношении которых применяются санкции):

  • всеобъемлющий, т. е. применимый к государству в целом;
  • целевые (также можно встретить такие названия, как умные, точечные) то есть ограничения применяются к определенным физическим и/или юридическим лицам, согласно черному списку).

По субъектам (круг лиц, применявших санкции):

  • лицо;

— –коллективное, в таком случае есть общественное использование участниками международной организации к стране-нарушителю, членом которого она считается. Международный опыт демонстрирует, что формы реализации международных экономических санкций модифицируются в то же время с исследованием концепции предоставления соблюдения санкций, что отображает перемены в характере международных опасностей, факторе всемирного углубления экономической взаимозависимости стран, а кроме того с учетом практических итогов реализации Рекомендацией безопасности систем экономических санкций.

Исследование практики использования Советом безопасности экономических санкций дает возможность с полной уверенностью сказать о направленности смещения в подборе этих либо других конфигураций осуществления санкций в пользу целенаправленных и избирательных форм, таких как частичное эмбарго, заморозка денег и иных экономических ресурсов объекта санкций.

Таким образом, невзирая на специфику разных типов санкций, правительство может становиться объектом ограничения, которые отвечают основам международного права в целях предоставления мирового правопорядка и международной безопасности.

Глава II. ПРАВОВОЙ СТАТУС «САНКЦИЙ»

В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

§1. Проблемные вопросы санкций в международном праве

В доктрине международного права традиционно основное внимание уделяется вопросу о правовой природе международно-правовых санкций.

Во внутреннем праве имеется два основных значения этого термина. Во-первых, правовые последствия правонарушения, которые обычно определяются как часть правовой нормы и устанавливают масштабы форм ответственности за нарушение ее диспозитивной части, реализуются в случае юридического факта нарушения закона, и, во-вторых, различные принудительные меры, хотя и связанные с поддержанием правопорядка, но не правовые последствия правонарушений. Очевидно, что второй вид санкций, не связанных с Институтом юридической ответственности.

Эта единица санкций может применяться к санкциям, известным международному праву, разумеется, с учетом международно-правовой специфики. Как известно, нормы международного права не содержат конкретных указаний на объем и форму ответственности за нарушение, т. е. нет структурной части нормы, называемой санкцией во внутреннем праве.

Такие масштабы и форма ответственности устанавливаются либо по соглашению государств, участвующих в отношениях между правоохранительными органами, либо, как в случае с международными преступлениями, международным сообществом, которое применяет принудительные меры к государству-нарушителю.

Что касается принудительных мер, то они хорошо известны международному праву. Такие меры составляют основу дискреционных полномочий Совета безопасности по поддержанию международного мира и безопасности. В самом широком смысле, согласно широкой концепции санкций во внутреннем праве, все обязательные меры, применяемые в соответствии с Уставом ООН, являются санкциями. Кроме того, в некоторых случаях международное право допускает использование принудительных мер отдельными государствами.

В то же время в международном праве под принуждением, или санкциями, понимают либо меры международного сообщества, направленные на побуждение какого-либо государства выполнить свои обязательства или воздержаться от противоправного поведения, либо собственно санкции, то есть реакцию на уже имевшее место правонарушение.

Как отмечает Г. И. Тункин, санкции в первом значении этого термина – действия принудительного характера вообще, а во втором — правовые последствия правонарушения, выражающиеся в применении к государствуправонарушителю мер принуждения .

Эти две разные по своему характеру группы мер в международном праве часто трудноразличимы, а порой присущие им функции, с одной стороны, принуждения, не являющегося следствие противоправного поведения, а с другой стороны, реакции на правонарушение, сливаются в одну в рамках одних и тех же действий.

Это является результатом того, что международные органы, принимая решения о таких действиях, далеко не всегда четко определяют, где кончается присуждение в чистом виде и где начинается собственно санкция. Однако такое различие важно с точки зрения института ответственности, поскольку для него значение имеют в первую очередь санкции в собственном узком смысле этого слова.

С таким разграничением согласны практически все юристы. Так, Р. Аго стоит на той точке зрения, что санкция правомерно осуществляется против какого-либо государства вследствие совершения международнопротивоправного деяния этим государством.

П.М. Курис понимает под санкциями правовые последствия, выражающиеся в принудительном причинении государству определенных лишений, совершившему правонарушение. Такова же по существу и позиция Ю. Я. Михеева, который отмечает, что принудительные меры, применяемые Советом Безопасности, могут и не иметь характера санкции.

Вполне естественно, что, отдавая значению-должное санкции, которые могут применяться по отношению к государствам-делинквентам международным сообществом индивидуально или коллективно, юридическая доктрина уделяет большое внимание осмыслению их характера и функций. Вместе с тем порой высказывается точка зрения, что по-настоящему санкционный характер могут иметь лишь коллективные меры принуждения, а меры индивидуальной реакции на правонарушение такого характера иметь не могут.

Санкциям, как и другим юридическим последствиям международных правонарушений и преступлений, свойственны две основные функции -право восстановительная и штрафная, карательная. Хотя и представляется, что коллективным мерам санкционного характера в большей мере присущ карательный характер, а государство, реагируя, например, индивидуально на агрессию, более заинтересовано в право восстановительном эффекте своих действий, вряд ли можно утверждать, что последние не выполняют и карательные функции. Разумеется, конечно, что воздействие коллективных акций такого характера в принципе Должно быть более высоким, чем действий отдельных пострадавших государств.

В международно-правовой доктрине сложилась традиция рассматривать санкции в определенном отрыве от традиционных форм ответственности. Такой подход к проблеме санкций связан с тем обстоятельством, что, по мнению некоторых исследователей, например, В. А. Василенко, санкции не являются формами ответственности.

При этом он исходит из того, что те или иные формы ответственности, то есть определенные ограничения и лишения, реализуются в результате успешного применения принудительных мер, то есть санкций, и так или иначе связаны с собственным поведением государства-правонарушителя.

В то же время другие авторы полагают, что с появлением категории международных преступлений этот период выяснения намерений государства-правонарушителя может совершенно отсутствовать с точки зрения решения вопроса о применении по отношению к нему санкций. «Воля государства-агрессора, пишет Ю. М. Рыбаков, или его акт волевой, не имеет, на наш взгляд, существенного значения при установлении форм его ответственности за агрессию».

По-видимому, часто недооценивается преимущественно карательноштрафной характер санкций по сравнению с право восстановительным в первую очередь эффектом традиционных форм ответственности.

По крайней мере некоторые из этих санкций, являясь в случае международных преступлений принудительными мерами, результатом которых может быть также осуществление традиционных форм ответственности, в то же время могут и сами выступать способами осуществления ответственности, то есть представлять собой ее формы.

Если к государству-правонарушителю именно вследствие его преступного поведения применяются международно-правовые санкции, то в целом ряде случаев они имеют не только превентивный характер, но и являются сами по себе лишениями, ограничениями материального или нематериального, политического характера, юридическим основанием для возложения, которых на него является факт неправомерного поведения.

Подобный характер носят по существу такие индивидуальные санкции, как реторсии, репрессалии, разрыв отношений. Это же можно сказать и о санкциях, применяемых международными организациями.

Подход к санкциям как форме ответственности, несомненно, может иметь революционизирующее значение для всего института ответственности, поскольку тем самым даже в условиях международного сообщества, для которого в силу суверенности государств свойственна очень небольшая степень централизации, достигается определенная автономность функционирования этого института от согласия государств-правонарушителей. «Представляется, указывает Ю. М. Рыбаков, — что вопрос о международно-правовых санкциях должен рассматриваться прежде всего, как один из важнейших аспектов проблемы международной ответственности государств за агрессию и другие тяжкие международные преступления, а в более широком плане — и всей проблемы международной безопасности».

Применение санкций как формы ответственности открывает возможности для функционирования института ответственности в условиях отсутствия мировых вооруженных конфликтов. Однако этому, помимо очевидных политических трудностей, и в первую очередь нежелания западных Держав соглашаться на далеко идущие централизованные меры против государств, осуществляющих международные преступления, мешает и недостаточно четкое определение функций и характера международно-правовых санкций именно как формы ответственности государств.

Можно сказать, что международно-правовые санкции, известные международному праву и ранее, с появлением в международном праве категории международных преступлений превратились в основное средство борьбы с ними и реализации ответственности за них. При этом все большее значение приобретают санкции, осуществляемые международными организациями, в первую очередь и те санкции, решения в отношении которых принимает Совет Безопасности ООН. § 2. Влияние санкций на экономическую ситуацию в России

Таможенные органы Российской Федерации представляются одним из основных институтов регулирования экономических, правовых и политических отношений, и они играют главную роль в обеспечении интересов государства. Американская экономическая наука основывается на возможной изоляции России в разных сферах международной экономики.

Так, в области внешнеэкономической деятельности были введены санкции, направленные как на конкретные предприятия, так и на главные отрасли промышленности.

Основным назначением санкций, по словам американского президента Обамы, является «ослабление экономики России». Вместе с тем страны, входящие в европейский союз, с учётом сложившейся политической конъюнктуры, были вынуждены принять действовать в соответствии с определённым режимом антироссийских санкций. При этом, как нам представляется, весь цинизм санкций со стороны ЕС отражается в том, что они направлены на те сферы экономики России, которые не касаются её газовой отрасли.

Как показывают независимые аналитические оценки, это было вполне предсказуемо, так как основывается на известной теории классиков полезности товара.

Согласно указанной теории, полезность товара способна обеспечить создание единицы блага. Но при увеличении объёма потребления товара общая его полезность возрастает. Данная «сверх полезности» газа позволила европейским потребителям за эти годы значительно развить экономику с высокой прибыльностью. Это и создало необходимые условия для использования части дохода на мероприятия, в том числе экономического и политического характера, направленные против продавцов.

Пример — разрастание НАТО, которое привело к перемещению блока к границе с Россией. Эти государства хотят применять санкции в отношении тех отраслей российской промышленности, которые, как им представляется, не влияют на поставки газа в европейский союз. Однако данный подход весьма непродуктивен и является сильным заблуждением с их стороны, ибо не соответствует основным законам экономической науки. В соответствии с теорией межотраслевого баланса Леонтьева санкции США и ЕС, наложенные на ряд отраслей и основных социально-экономических видов деятельности России, затрагивают и её газовую отрасль.

Экономические санкции исключили вероятность многомиллиардных капиталовложений для реализации мощных газовых проектов по экспортной деятельности, которые направлены на обеспечение необходимых объёмов газа в Европу в современных условиях её экономики на краткосрочную и дол Коровяковский Д. Г., Понаморенко В. Е., Тыртышный А. А. О правовом ис- следовании интеграционных процессов на постсоветском пространстве // Вестник Российского нового университета. 2010. № 4. С. 5-6. госрочную перспективу. Однако, несмотря на уверенность американской стороны, увеличение объёмов поставок газа из-за океана в краткосрочное время затрудняется в связи с присутствием серьёзных проблем и со стороны предложения, и со стороны спроса. Следует отметить, что на создание и формирование экспортной структуры США и ЕС потребуются годы, и на это придётся потратить весьма значительные денежные средства.

В соответствии с мнением эксперта института предпринимательства США, на протяжении нескольких лет невозможно организовать инфраструктуру для перевозки газа. Однозначно, что при поставках газа в Европу США будут пытаться заработать, а значит, благотворительности не будет, поскольку цена газа будет значительно выше цены, по которым РФ реализует газ в Европу. Другая проблема, как нам видится, состоит в том, что, как было признано президентом США, возможные планы отказа Европы от газа из России представляются «невозможными». Невозможность быстрого решения вопроса поставок газа из США в Европу состоит в том, что Америке и ЕС предстоит заключить важное соглашение о возможности свободной торговли, которое в настоящий момент находится только на стадии обсуждения.

Более того, субъекты энергоёмкого производства США решительно не поддерживают экспорт с целью сохранения инвестиционной привлекательности экономики США за счёт недостаточных внутренних тарифов на электроэнергию.27

Вместе с тем Европе необходимо учитывать, что, согласно обоснованной модели мировой экономической зависимости, введённые санкции значительно снижают существующие гарантии поставок газа из РФ с учётом существующих договорных отношений, так как вступают в противоречие с понятием известной структуры мировых связей [3].

Это объясняется тем, что, в согласии с теорией экономического благосостояния, которая была предложена известным учёным Пигу, для произве Ионичева В. Н. Клиенториентированные механизмы в реализации государственной политики в таможенной сфере: дисс. канд. экон. наук. 2013, 221 с. денного товара нужно соблюдать следующее условие: предельная выгода должна быть равной предельным затратам, которые общество платит.28

Но ключевым в теории Пигу является понятие дохода государства, который рассматривается как чистый продукт государства, как материальные блага и услуги, которые покупаются за деньги. Понятно, что основным индикатором благосостояния общества представляется возможный размер дивиденда, который определяется учёным как «дивергенция» между доходами и издержками.

Очевидным представляется то, что сегодня в мире на благосостояние государства существенное влияние оказывают эффекты извне, например, рассматриваемые нами санкции, которые не имеют денежного выражения, однако на благосостояние, вместе с тем, значительно влияют. Поэтому, в случае, когда затраты общества превысили допустимый предел, государству необходимо организовывать снижение «внешних эффектов» с помощью возможного перераспределения доходов бюджета государства 29.

Итак, в условиях антироссийских санкций меры экономической эффективности сводятся к определению дохода государства, который позволит приумножить доходы общества и государства в целом. В данных обстоятельствах очевидным представляется то, что экспортным товаром, который даёт возможность снизить затраты общества в результате введённых санкций в отношении России, является газ.

Однако цена товара должна показывать эти затраты и ликвидировать отрицательные «внешние эффекты». И это закономерно, ибо основным принципом взаимоотношений партнёров на рынке является возмездность. Любой приемлемый товарообмен должен осуществляться желательно в возмездной форме. Дорощенко Г. И. Экономические и информационные аспекты взаимодействия таможни бизнеса на современном этапе // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 42. С. 33—39. Коровяковский Д. Г. Правовые вопросы информационного взаимодействия налоговых органов с таможенными и финансовыми органами субъектов Российской Федерации, МВД России и с банками // Бухгалтер и закон. 2009. № 5. С. 28—34. ISSN 2227-1384 «Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема» № 4(21)2015 39

Именно возмездность представляется правильным инструментом организации честных взаимоотношений спроса и предложения на рынке. Инструментом для этого выступает цена на товар, которая способна достичь нужных результатов для сохранения общего благосостояния государства30.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что пересмотр цены на газ, который поставляют в Европу во время действия правильность существующей формулы определения цены на газ, для которой, как нам видится, характерен целый ряд недостатков.

На сегодняшний день известно, что при определении цены экспорта Газпром принимает во внимание цены на нефтепродукты за последние 9 месяцев, то есть основным параметром при определении цены является индексация нефти.

Данный подход представляет опасность для газовой отрасли РФ. Очевидно, что основной этап торговли нефтью, а, значит, и влияния на ценообразование, характеризуется переходом от коммодитизации к финансиализации нефтяного рынка. Рынок бумаг начинает выигрывать по объёмам нефтяной внешней торговли.

Определены главные институты рынка нефти, применяются IТтехнологии, появились финансовые продукты и т. д. Все вышеизложенное приводит к тому, что нефть из товара материального преобразовывается в значительный финансовый актив и в большей мере становится доступным всем инвесторам. В связи с этим цены на нём устанавливаются вне рынка нефти — за счёт горизонтальных перетоков значительных масс уничтоженных финансовых ресурсов между секторами рынка финансов.

Потоки ликвидных финансовых средств могут оказаться на нефтяном рынке, а могут покидать его. При этом на данном этапе основным фактором подобных движений финансовых средств представляется стремление главных финансовых игроков повысить эффективность своих глобальных финан Дорощенко Г. И. Экономические и информационные аспекты взаимодействия таможни бизнеса на современном этапе // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 42. С. 33—39. совых портфелей. Значит, цена на нефть представляется самоцелью, а лишь средством достижения эффективности.

Основными игроками международного финансового рынка представляются в основном крупные американские инвестиционные институты. И так как объём рынка нефти на фоне всего финансового рынка весьма некрупный (1-2 %), то такие «движения» денежных средств из других секторов экономики закономерно приводят к значительным возмущениям на рынке нефти. Это подтверждается ситуацией конца 2000 годов, когда имел место рост цен до максимума в истории 148 долл. за баррель летом 2008 г., а далее падение до 36 долл. за баррель к осени 2008 г.31

Очевидные элементы некоего «финансового сговора» видны и в процессе значительного понижения цены на нефть осенью 2014 г.

За этим очевидно прослеживается и иная цель — обрушить ценовую инфраструктуру на газовом рынке, чем принести в последующем двойной удар по важным отраслям российской экономики.

Сегодня стоимость единицы газа держится на весьма низком уровне. С нашей точки зрения, отличительные моменты в ценах на нефть и газ объясняются существующим спросом. Однако такой критерий представляется нам весьма субъективным, ибо в течение последних лет прослеживается опережающий рост потребления газа, если сравнивать с нефтью.

Вместе с тем при росте каждый год потребления газа его цена снижалась. Вместе с тем, если учитывать изменения в энергетической политике в ряде стран, происходит пересмотр и замораживание ядерных программ в европейских странах, странах АТР и Северной Америке, и данная тенденция, возможно, только будет прогрессировать.

Значит, с учётом вышеперечисленных оснований, возможная цена единицы газа не только возрастёт, но и возможна ситуация, когда на неё будет ориентироваться нефтяной рынок.

Коровяковский Д. Г., Понаморенко В. Е., Тыртышный А. А. О правовом исследовании интеграционных процессов на постсоветском пространстве // Вестник Российского нового университета. 2010. № 4. С. 5-6.

Итак, как нам представляется, в сложившихся условиях значимым является правильность выбора другого, более эффективного в будущем эквивалента формирования цены на газ. Таковым эквивалентом вполне может стать и золото, которое оптимально реализует эту функцию на протяжении многих лет.

Как показывает практический анализ, внедрение золотой индексации является основным, трудно заменимым инструментом долгосрочного планирования, который представляет интересы как покупателя, так и продавца. Вызвано это тем, что сегодня на финансовом рынке весьма активно усилилась тенденция к закупке золота, которое видится как оптимальное укрытие для капитальных средств во время тяжёлой геополитической ситуации. Характерной чертой золота является то, что оно применяется фактически всеми странами в мире как страховой и резервный фонд.

Согласно мнению экспертов, с долей уверенности можно сказать, что в ближайшие годы золото будет самым основным и привлекательным для эффективного инвестирования средств. И владельцы золотых запасов не будут стремиться расставаться со своим металлом, ибо золотой резерв является существенным фактором мощи государства32.

Именно поэтому для золотого рынка характерны моменты саморегулирования. Важно знать, что потребление газа перманентно растёт в условиях роста промышленности. Вместе с тем для мощного современного производства требуется именно золото, а его потребление за последние годы возросло в десятки раз.

Итак, движение от нефтяной к золотой индексации очевидно имеет определённые преимущества при обеспечении стабильности, экономической безопасности и независимости мирового рынка газа. Известно, что в 1911 году экономист Мур Г. определил, что посредством логических построений, которые будут основываться на фактических данных, возможно разработать

Ионичева В. Н. Клиенториентированные механизмы в реализации государственной политики в таможенной сфере: дисс. канд. экон. наук. 2013, 221 с. фундамент социальной и экономической политики государства. На основе этого мы предлагаем:

В долгосрочной перспективе для поддерживания золотого индекса на определённом уровне цену золота во время заключения контрактов по поставке газа определить, как средневзвешенную величину от средней цены за год на золото за последнее десятилетие. В том числе цена в 2015 г., рассчитанная по зависимости, на основе средних цен за год за время от 2005 по 2014 г., составит 1065 $ за унцию. Данный подход, как видится, может защитить интересы партнёров на рынке газа от рисковых теневых действий на рынке золота.

При решении задач по оптимизации в реальных экономических системах возникают трудные моменты, которые связаны с выбором верного варианта.

Возможным способом разрешения подобных задач может являться функция желательности, представленная Харрингтоном, позволяющая изменять ключевые параметры разной физической сущности в одну шкалу желательности. Важную роль в расчётах играет коэффициент меновой стоимости, который является мультипликаторам, то есть числом, на которое необходимо умножить цену на продукт, для получения необходимого дохода в соответствующих условиях торговой деятельности. Впервые эффект мультипликации введён в экономическую теорию известным экономистом Дж. Мейнардом Кейнсом, который определил мультипликатор как коэффициент, отражающий связь с увеличением или уменьшением инвестиций и изменением величины дохода. Применительно к нашему вопросу экономическое значение состоит в том, что мультипликаторы представляются как инструмент формирования желательной стоимости для продавца, то есть вводимый покупателем фактор, дестабилизирующий экономическую и социальную ситуацию в РФ, реализующий функцию латентного роста цены на газ.

Значит, покупатель своими действиями формирует дополнительную латентную цену на товар в виде общего мультипликатора, который представлен суммой частных мультипликаторов, учитывающих коэффициент влияния каждого вида экономических санкций, принятых тем или иным государством против России. Для более эффективного ведения расчётов существует продукт, с помощью которого при определении цены на газовый продукт для государства применяют значения цены на золото за предыдущие десять лет и тотального мультипликатора, включающего все факторные мультипликаторы, которые сформированы под влиянием деятельности конкретной страны, являющейся импортером российского газа33.

Итак, в основу рассматриваемой методики положены фундаментальные положения экономической науки, которые разработаны весьма известными учёными в экономической науке.

Ионичева В. Н. Клиенториентированные механизмы в реализации государственной политики в таможенной сфере: дисс. канд. экон. наук. 2013, 221 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После рассмотрения проблемы санкций в международном праве можно сделать следующие выводы:

Концепция санкций идентична для внутреннего и международного права, поскольку нарушение международного права является неправомерным в отношении его субъективных прав и международных обязательств, международные санкции в отношении государств предусматривают неблагоприятные правовые последствия в международном праве для государства, которое нарушило свое международное обязательство. В связи с этим, существует прямая связь между международными санкциями и международной ответственностью государства.

Таким образом, любое международно-противоправное деяние государства (в силу его поведения нарушение международного обязательства) влечет за собой международную ответственность этого государства. Международная ответственность государства — это, в частности, возможность применить к нему санкцию, предусмотренную международным правом.

Современное международное право не исключает применения принуждения силы, иначе оно не будет правомерным.

Существует как незаконное применение силы в межгосударственных отношениях, регулируемых международным правом в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Устава Организации Объединенных Наций, так и законное применение принуждения в межгосударственных отношениях.

Применение силы и принуждение в отношении государства возможны по международному праву только в ответ на его международнопротивоправное деяние.

Санкции – это степень ответственности, установленная международным правом за международно-противоправное деяние государства, всегда присущи принудительному характеру, как выражение обязательства государства нести правовые последствия своего международно-противоправного деяния.

Социальная роль санкций, как мер международной ответственности, заключается в поддержании и укреплении международного правопорядка. Санкции рассматриваются как мощный инструмент воздействия на правонарушителя. Их реализация затрагивает население уполномоченного государства и его отношения с другими странами. Поэтому введение санкций должно быть крайней мерой, которая допускается в тех случаях, когда другие средства воздействия уже не удались, а также когда Совет Безопасности определяет наличие угрозы международному миру и безопасности.

Санкции должны вводиться в строгом соответствии с Уставом ООН, принципами и нормами международного права, преследовать четко определенные цели, быть максимально адресными, подлежать регулярному пересмотру и предусматривать условия для отмены.

Применение санкций как формы ответственности открывает возможности для функционирования института ответственности в отсутствие мировых вооруженных конфликтов. Однако, помимо очевидных политических трудностей, и особенно нежелания западных держав принимать далеко идущие централизованные меры против государств, совершающих международные преступления, этому препятствует отсутствие четкого определения функций и характера международно-правовых санкций как формы ответственности государств.

Можно сказать, что международно-правовые санкции, известные международному праву в прошлом, стали основным средством борьбы и реализации ответственности за международные преступления с приходом международного права. В то же время все большее значение приобретают санкции, вводимые международными организациями, особенно теми, в отношении которых Совет Безопасности ООН принимает решения.

Учитывая большое разнообразие форм санкций в международном праве, их можно сгруппировать в единую классификацию:

  • санкции, осуществляемые в порядке самопомощи: реторсии, репрессалии, разрыв или приостановление дипломатических, или консульских отношений;

— – санкции, осуществляемые с помощью международных организаций: приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, исключение правонарушителя из международного общения, коллективные вооруженные меры по поддержанию международного мира и безопасности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/diplomnaya/pravovoe-regulirovanie-mejdunarodnyih-sanktsiy/

Нормативно-правовые акты:

1. Устав ООН, Глава VII: Действия в отношении угрозы миру, наруше-

ний мира и актов агрессии.//URL: http://www.un.org/ru/charter-united nations/index.html , (дата обращения 22.03.2018).

2. Устав Организации Объединенных наций и Статут Международного

суда: Официальное издание ООН. Нью-Йорк, 1968.//URL:

http://docs.cntd.ru/document/1900507, (дата обращения 22.03.2018).

3. Закон России об участии в операциях по поддержанию мира // Мос ковский журнал международного права. 1995. № 3. С.222. //URL:

http://www.kremlin.ru/acts/bank/8002,(дата обращения: 15.03.2018).

4. Резолюция ГА ООН 56/83 Ответственность государств за междуна родно-противоправные деяния.//URL:http://docs.cntd.ru,(дата обраще ния:16.04.2018).

5. Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/757 (1992).//URL:

, (дата обра щения 22.05.2018).

6. Резолюция ГА ООН 56/83 Ответственность государств за междуна родные-противоправные деяния //URL:

http://docs.cntd.ru/document/901941379 ,(дата обращения 13.04.2018).

7. Статут Лиги Наций. 1934.//URL: http://doc20vek.ru,(дата обрушения

13.05.2018).

8. Проекта статей об ответственности государств за международные

правонарушения. Материалы международного уголовного права в

документах, составитель Кудайбергенов М.Б., в 3 томах. Алматы,

2002 г. 9. ООН. Доклад Комиссии международного права о работе ее сорок ше стой сессии. 2 мая-22 июня 1994г. Генеральная Ассамблея Офиц. От четы Сорок девятая сессия. Сборник нормативно-правовых актов,

Москва, 1996.

Научная литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/diplomnaya/pravovoe-regulirovanie-mejdunarodnyih-sanktsiy/

10.Батычко В.Т. Международное право. Конспект лекций. Таганрог:

ТТИ ЮФУ, 2011. // URL : http://www.aup.ru, (дата обращения

18.03.2018).

11.Богуславский М.М. Международное экономическое право.//URL:

http://lawlibrary.ru/izdanie12988.html ,(дата обращения 18.03.2018).

12.Вельяминов Г. М. // Международное экономическое право и процесс

(академический курс) // учебник. М.: Волтерс Клувер, 2004.//URL:

http://lawlibrary.ru/izdanie54125.html ,(дата обращения 18.03.2018).

13.Гали Б.Б. Повестка дня для мира. Превентивная дипломатия, миро творчество и поддержание мира. Нью-Йорк: ООН, 1992.URL:

http://library.sakharov-center.ru/,(дата обращения 15.03.2018).

14.Ежедневник Комиссии международного права., 1984, том 2, часть 2

Гали Б.Б. 15.Деятельность Организации Объединенных Наций по поддержанию

мира. М.: Информационный центр ООН в Москве, 1997. //URL

http://www.unic.ru/,(дата обращения 22.05.2018).

16.Колосов Ю.М. Международное право, М., 2000.//URL:

https://www.twirpx.com/file/22786/,(дата обращения 17.03.2018).

17.Жданов Ю.Н. Принудительные меры в международном праве. Дис сертация док. юрид. наук. — М.,

1998.//URL:https://www.twirpx.com/file/22786/,(дата обращения 22.03.

2018).

18.Кешнер М. В. // Экономические санкции в современном междуна родном праве: монография. // М.: Проспект, 2015// URL

http://mexalib.com/view/532913,(дата обращения: 18.04.2018).

19. Курдюков Г. И. // Международные экономические санкции и права человека (применение в практике Совета Безопасности ООН) // РЕМП. Спец. выпуск. СПб., 2000 г. 20. Кешнер М. В. // Экономические санкции в современном междуна родном праве: монография. // М.: Проспект, 2015 г. 21. Коровяковский Д. Г. Правовые вопросы информационного взаимо действия налоговых органов с таможенными и финансовыми органа ми субъектов Российской Федерации, МВД России и с банками // Бухгалтер и закон. 2009. № 5. С. 28-34. ISSN 2227-1384 «Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом Алейхема» № 4(21)2015 39. 22. Коровяковский Д. Г., Понаморенко В. Е., Тыртышный А. А. О пра вовом исследовании интеграционных процессов на постсоветском пространстве // Вестник Российского нового университета. 2010. № 4. 23. Лукашук И.И. Право международной ответственности, //URL: http://lawlibrary.ru, (дата обращения 18.03.2018).

24. Лобанов С.А. Международно-правовые аспекты уголовного судо производства по делам о военных преступлениях // Государство и право. — 1998. — № 5. 25. Д. Б. Левин. Основные проблемы современного международного права. М., Госюриздат,URL//http://lawlibrary.ru/izdanie10846.html , (да та обращения 18.03.2018).

26. Маринич С. В. / Экономические санкции в международном праве / 1989 г. 27. Международное публичное право. Учебник / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев, В.В. Устинов [и др.]; отв. ред. К.А. Бекяшев. М.: Проспект, 2010 // URL http://www.studmed.ru, (дата обращения 15.04.2018).

28.Петровский В.Миротворческая стратегия ООН // Международная жизнь, 1998. № 3. 29.Петровский В. ООН действует от имени 184 государств // Междуна родная жизнь. 1994 г. 30.Сазонова, К. Л. // Принудительные меры, контрмеры, санкции в меж дународном праве: терминологические вопросы // Евразийский юри дический журнал. 2013. № 11. 31.В.О.Страчко, К.А.Метельская //БГЭ//URL: ndle/edoc/17044, (датаобращения:22.03.2018).

32. Г.И.Дорощенко//Экономические и информационные аспекты взаи модействия таможни бизнеса на современном этапе // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 42. С. 33-39. 33. В.Н.Ионичева//Клиент-ориентированные механизмы в реализации государственной политики в таможенной сфере: дисс. канд. экон. наук. 2013, 221 с. 34. Словарь международного права. М.: Международные отношения, 1982. С. 177. // URL: http://lawlibrary.ru/article1072920.html , (дата об ращения 31.03.2018).

35.Хайд Ч. // Международное право, его понимание и применение Со единенными Штатами Америки: в 6 т. Т. 4. М., 1952 г.