Анализ функционирования ведомственной пожарной охраны на железнодорожном транспорте

В условиях современной развитой промышленности особое внимание уделяется транспорту. Транспортные потоки обеспечивают массовую перевозку не только людей, но и большого количества грузов, в том числе пожароопасных. Большая нагрузка по этим работам ложится на железнодорожный транспорт, который является ведущим видом транспорта в Российской Федерации: на их долю приходится свыше 80 % грузооборота и около 40 % пассажирооборота.

В связи с этим на объектах железнодорожной отрасли увеличивает риск и вероятность возникновения пожаров при осуществлении перевозочного процесса. Следует отметить, что 50 % из общего количества пожаров, происшедших на объектах отрасли, приходится на железнодорожный подвижной состав. Характерно то, что около 70 % всех пожаров произошли на тепловозах и электровозах, эксплуатируемых более 20 лет.

В нашей стране организацией пожарной защиты железных дорог занимается Федеральное Государственное предприятие «Ведомственная охрана» ЖДТ России (ФГП ВО ЖДТ России), использующие для тушения пожарные поезда, которые являются основной тактической единицей по ликвидации пожаров, проведению аварийно-спасательных работ при авариях, крушениях, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, сопровождающихся пожарами. В составе ФГП ВО ЖДТ России функционируют более 300 пожарных поездов, которые включают более 1,3 тыс. единиц подвижного состава, в том числе 369 вагон-насосных станций, 776 цистерн-водохранилищ, а также 214 единиц дополнительного подвижного состава.

По железным дорогам перевозится несколько тысяч наименований грузов с различными свойствами по взрывопожарной опасности. Возникновение пожара на железнодорожном транспорте приводит к разрушению транспортных коммуникаций, наносит непоправимый урон грузам, может привести к травмированию и гибели пассажиров и работников железнодорожного транспорта.

Для железнодорожного транспорта опасность, связанная с пожарами, заключается в следующих обстоятельствах:

  • на железнодорожных объектах сосредоточено большое количество пожаро- и взрывоопасных веществ, материалов, чье воздействие в случае аварии или пожара наносит косвенный ущерб, превышающий убытки от самого пожара;
  • пожары могут возникать не только в зданиях, но и в движущихся поездах (в вагонах и локомотивах), находящихся как на станциях, так и на перегонах, для тушения которых использование пожарного автомобильного транспорта не всегда возможно;

— по сети железных дорог перевозятся разнообразные грузы, которые могут самовозгораться при нарушении нормативного давления или температурного режима, что нарушает работу дороги, например, взрыв одной цистерны полностью парализует транспортный конвейер станции.

3 стр., 1417 слов

Современное состояние авиационного транспорта России и перспективы его развития

... гражданскую авиацию России и закрепить тенденции ее дальнейшего развития. Глава 2. Современное состояние авиационного транспорта России в ... работ в сельском хозяйстве, тушение лесных пожаров, перевозка почты. В 2000 в сельском хозяйстве было обработано авиацией ... значение авиационного транспорта Авиационный транспорт – это транспорт производящий перевозку грузов пассажиров по воздуху. Характерны ...

Цель дипломной работы: выявить особенности и проблемные вопросы функционирования ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта и выработать пути их решения на примере станции Ижевск.

Задачи дипломной работы:

  • а) проанализировать нормативно-правовую базу в области предупреждения и ликвидации пожаров, вопросов деятельности пожарных поездов и безопасности на железнодорожном транспорте;
  • б) провести анализ функционирования ведомственной пожарной охраны на железнодорожном транспорте;
  • в) выявить наиболее вероятные сценарии возникновения чрезвычайных ситуаций в зоне ответственности ведомственной пожарной охраны станции Ижевска;
  • е) провести расчеты и оценить степень риска в отношении наиболее опасных сценариев;
  • ж) разработать и предложить мероприятия по повышению эффективности деятельности пожарного поезда станции Ижевск.

1. Нормативно-правовое регулирование в области пожарной безопасности на железнодорожном транспорте в РФ на примере ФГП ВО ЖДТ России

1.1 Нормативно-правовое регулирование в области пожарной безопасности на железнодорожном транспорте в ФГП ВО ЖДТ РФ

На железнодорожном транспорте Российской Федерации создана и функционирует ведомственная охрана. Согласно Федерального Закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О пожарной безопасности» [1], порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются положениями и согласовываются с Государственной противопожарной службой. (Глава 2. Ст. 12)

Деятельность ведомственной охраны регламентируется Постановлением Правительства РФ от 27.06.2009 N 540 (ред. от 04.09.2012) «Об утверждении Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта» [10] в соответствии с Федеральными законами от 14.04.1999 N 77-ФЗ (ред. от 27.06.2011) «О ведомственной охране» и Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» [7], определяет структуру органов ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее — ведомственная охрана), нормы численности работников ведомственной охраны, а также порядок организации их деятельности.

Ведомственная охрана создается Федеральным агентством железнодорожного транспорта и предназначается для защиты наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и иных объектов железнодорожного транспорта, находящихся в сфере ведения Агентства, от противоправных посягательств, охраны грузов (в том числе специальных грузов) в пути следования и на железнодорожных станциях в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осуществления контроля за обеспечением пожарной безопасности и пожарного надзора на железнодорожном транспорте.

12 стр., 5639 слов

Охрана труда на железнодорожном транспорте

... материалами (металлом, пластическими массами, битумом и др.). Условия труда на железнодорожном транспорте специфичны; примерно у 70 % работников они связаны ... ведомственного подчинения. Отраслевые правила и нормы распространяются только на отдельные отрасли. На основании законодательства о труде, стандартов, правил, норм, технологической документации и др. разрабатываются инструкции по охране труда: ...

Ведомственная охрана состоит из органа управления и территориальных подразделений ведомственной охраны. Орган управления ведомственной охраны является федеральным государственным унитарным предприятием, находящимся в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта и осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом.

Территориальные подразделения ведомственной охраны создаются органом управления ведомственной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В состав территориальных подразделений ведомственной охраны входят отряды, учебные центры (пункты), стрелковые команды, пожарные команды (поезда), отделения, группы ведомственной охраны.

Основными задачами ведомственной охраны являются:

  • а) защита охраняемых объектов от противоправных посягательств и охрана грузов (в том числе специальных грузов) в пути следования и на железнодорожных станциях;
  • б) обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектного режимов;
  • в) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • г) осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности и пожарного надзора на железнодорожном транспорте;

— д) участие в установленном порядке в осуществлении контроля за соблюдением противопожарного режима, тушении пожаров, а также в ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций на охраняемых объектах.

Порядок организации деятельности ведомственной охраны определяется Федеральным агентством железнодорожного транспорта. Защита охраняемых объектов и охрана грузов (в том числе специальных грузов) в пути следования и на железнодорожных станциях осуществляются ведомственной охраной в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О ведомственной охране» [6] и статьей 23 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» [7].

Перечни охраняемых объектов, кроме перечня наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, утверждаются Федеральным агентством железнодорожного транспорта по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

На основании требований Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [3], «О пожарной безопасности» [1], «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» [2], «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» [7], а также иных нормативно-правовых актов Российской Федерации и ведомственных нормативных документов Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 (ред. от 14.11.2013) «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» [8]ВО ЖДТ России включено в перечень стратегических предприятий и реализует уставные задачи по предупреждению и тушению пожаров на железнодорожном транспорте.

1.2 Нормативно-правовое регулирование в области проведения спасательных работ в случае возникновения и развития пожара пожарного поезда станции Ижевск

Пожарные поезда в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013г. № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [9] отнесены к силам постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Порядком привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденным Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 5 мая 2008 года N 240 [12], пожарные поезда как подразделения ведомственной пожарной охраны входят в состав сил и средств местных и территориальных гарнизонов пожарной охраны.

Работники пожарных поездов в границах участка обслуживания пожарного поезда проводят профилактическую работу по предупреждению пожаров на железнодорожном транспорте в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1999г. № 77-ФЗ (ред. от 27.06.2011) «О ведомственной охране» [6].

Виды аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, к которым привлекаются пожарные поезда, определяются по результатам аттестации пожарных поездов и указываются в свидетельстве на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, выданном Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке.

Аттестация пожарных поездов на право ведения аварийно-спасательных работ проводится в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1995г. N 151-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» [2], и иными нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и организационно-распорядительными документами ФГП ВО ЖДТ России.

2. Анализ функционирования ведомственной пожарной охраны на железнодорожном транспорте

2.1 Общая характеристика деятельности пожарных поездов в РФ

Пожарные поезда предназначены для:

  • обеспечения пожарной безопасности перевозочного процесса;
  • тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в железнодорожном подвижном составе, в полосе отвода железных дорог и на стационарных объектах ОАО «РЖД», а также на объектах, не входящих в инфраструктуру железных дорог ОАО «РЖД», по запросу МЧС России;
  • участия в ликвидации последствий аварийных ситуаций с железнодорожным подвижным составом, перевозящим опасные грузы 3-4 классов опасности.

Запрещается привлекать пожарные поезда для выполнения иных задач.

Создание, передислокация и ликвидация пожарных поездов

Пожарные поезда подразделяются на две категории:

  • специализированный пожарный поезд 1 категории;
  • пожарный поезд 2 категории.

Изменения категории пожарного поезда производится по результатам его аттестации.

За каждым пожарным поездом закрепляются участки обслуживания.

Границы участков обслуживания пожарного поезда определяются приказом начальника железной дороги по согласованию с филиалом ФГП ВО ЖДТ России из расчета максимального удаления от станции постоянной дислокации пожарного поезда на расстояние, не превышающее указанное в таблице № 1.

Таблица № 1

Класс железнодорожной линии

1

2

3

4

5

Протяженность участка обслуживания пожарного поезда не более, км

80

100

120

140

160

Классность железнодорожной линии определяется в соответствии с «Методикой классификации железнодорожных линий», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 1 июля 2009 года N 1393р [13].

Расчетное время доставки пожарного поезда на конечный пункт, ограничивающий участок обслуживания, должно составлять от 1 часа до 2,5 часов в зависимости от класса железнодорожной линии.

Места дислокации пожарных поездов

Приказом начальника железной дороги по согласованию с филиалом ФГП ВО ЖДТ России на участке обслуживания пожарного поезда определяются пункты заправки водой цистерн-водохранилищ из водораздаточных устройств, снабженных необходимыми приспособлениями для наполнения через горловину.

Приказом по структурному подразделению (балансодержатель пунктов заправки) назначаются работники, ответственные за хранение приспособлений и заправку цистерн-водохранилищ водой.

Железнодорожные станции и железнодорожные пути постоянной стоянки пожарных поездов на действующих станциях определяются комиссией и утверждаются приказом начальника железной дороги, согласованным с филиалом ФГП ВО ЖДТ России. В состав комиссии должны входить специалисты хозяйств: инфраструктуры, локомотивного, управления движением, связи, тепловодоснабжения. Комиссия создается приказом начальника железной дороги. В состав комиссии включается представитель филиала ФГП ВО ЖДТ России.

На строящейся железнодорожной станции в случае принятия решения о размещении на ней пожарного поезда железнодорожные пути постоянной стоянки пожарного поезда должны предусматриваться в проекте.

Железнодорожные пути постоянной стоянки пожарного поезда должны иметь выходы на главный путь, как правило, в обе стороны. В исключительных случаях на тупиковых железнодорожных станциях допускается организовывать выходы пожарного поезда на главный путь в одну сторону при условии протяженности не более 500 м маневровых передвижений с железнодорожных путей постоянной стоянки пожарного поезда на железнодорожный путь отправления (на приемоотправочные пути железнодорожной станции).

Железнодорожные пути постоянной стоянки пожарного поезда должны быть неэлектрифицироваными.

Не допускается занимать иным железнодорожным подвижным составом железнодорожные пути постоянной стоянки пожарных поездов. В непосредственной близости от железнодорожных путей постоянной стоянки пожарного поезда выделяется территория (далее — территория пожарного поезда), оборудованная с учетом требований Санитарных правил для формирования железнодорожного транспорта специального назначения СП 2.5.1335-03 [14].

На территории пожарного поезда оборудуются стационарные объекты, включающие отдельные группы помещений:

  • учебно-административные (учебный класс, база или пост ГДЗС, теплодымокамера и др.);
  • учебно-тренировочные (полоса психологической подготовки пожарных, 100-метровая полоса с препятствиями и учебно-тренировочная башня);
  • производственные (для промывки и сушки пожарных рукавов, мастерская для обслуживания и ремонта пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, пункт зарядки огнетушителей);
  • санитарно-бытовые (для отдыха и приема пищи, для сушки специальной и боевой одежды, душевая, санузел, восстановительный комплекс и др.);
  • складские (для хранения пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, огнетушащих средств, топлива и горюче-смазочных материалов).

Стационарные объекты на территории пожарного поезда и железнодорожный подвижной состав пожарных поездов должны быть обеспечены средствами связи, водоснабжением, теплоснабжением, электроснабжением соответствующей расчетной мощности потребителей и необходимым запасом угля.

Текущее содержание и ремонт стационарных объектов пожарных поездов производятся за счет средств балансодержателей.

Текущее содержание и ремонт железнодорожных путей постоянной стоянки пожарных поездов осуществляется их балансодержателем. Очистка от снега железнодорожных путей постоянной стоянки пожарных поездов на расстояние до 40 м от пожарного поезда, ведущих непосредственно к железнодорожному пути его постоянной стоянки, производят работники пожарного поезда, а очистку стрелочных переводов на железнодорожных путях постоянной стоянки пожарного поезда — работники инфраструктуры ОАО «РЖД».

Техническое оснащение пожарных поездов

Приобретение железнодорожного подвижного состава пожарных поездов осуществляется за счет инвестиционных средств ОАО «РЖД». Оборудование (оснащение, установка), а также техническое обслуживание и ремонт средств пожарной связи, состоящих на вооружении пожарных поездов, осуществляется за счет средств ФГП ВО ЖДТ России. Оборудование (оснащение, установка), техническое обслуживание и ремонт средств поездной радиосвязи, диспетчерской связи, телефонной связи, локальной вычислительной сети и систем спутниковой навигации, состоящих на вооружении пожарных поездов, осуществляется за счет средств ОАО «РЖД».

Поездная радиосвязь должна обеспечивать устойчивую двустороннюю связь машиниста поездных локомотивов и начальника караула (отделения) пожарного поезда в пределах всего диспетчерского участка. Допускается временно включать в провода и каналы поездной диспетчерской связи на перегонах переносные телефоны начальников пожарных поездов.

Техническое оснащение пожарных поездов пожарной техникой, пожарным и специальным аварийно-спасательным оборудованием, а также средствами индивидуальной защиты производится за счет средств ФГП ВО ЖДТ России.

Каждый пожарный поезд обеспечивается аптечкой первой медицинской помощи и постоянным неснижаемым запасом продуктов питания из расчета установленной численности работников караула в течение трех суток.

Содержание, эксплуатация и техническое обслуживание железнодорожного подвижного состава пожарных поездов . Железнодорожный подвижной состав пожарных поездов должен соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [17] (далее — ПТЭ), нормативных актов федеральных органов исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, нормативных документов ОАО «РЖД». Железнодорожный подвижной состав пожарных поездов содержится на балансе структурных подразделений дирекции инфраструктуры железных дорог (далее — балансодержатель).

Железнодорожный подвижной состав пожарного поезда должен содержаться в технически исправном состоянии. Запрещается эксплуатация пожарного поезда, имеющего неисправный железнодорожный подвижной состав.

Железнодорожный подвижной состав пожарного поезда должен проходить техническое обслуживание по месту постоянной дислокации в сроки, установленные ОАО «РЖД» для вагонов специального назначения. Расходы по проведению технического обслуживания и текущего содержания железнодорожного подвижного состава пожарного поезда несет его балансодержатель. Содержание и эксплуатация железнодорожного подвижного состава пожарных поездов осуществляется в соответствии с требованиями конструкторской документации, нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, а также нормативными документами ОАО «РЖД», согласованными с ФГП ВО ЖДТ России.

Железнодорожный подвижной состав пожарных поездов окрашивается в красный цвет и имеет две параллельные белые полосы по всей длине вагонов шириной 80 мм вверху и 230 мм внизу, а также надпись белым цветом «Пожарный поезд». Каждой единице железнодорожного подвижного состава пожарного поезда присваивается номер в установленном порядке. На железнодорожный подвижной состав пожарных поездов наносятся нумерация, знаки и надписи согласно требованиям действующих нормативных документов. На каждую единицу железнодорожного подвижного состава пожарного поезда его балансодержателем ведется технический паспорт (формуляр) установленного образца. Паспорт (формуляр) хранится у балансодержателя железнодорожного подвижного состава, а его копия — в пожарном поезде. Техническое обслуживание железнодорожного подвижного состава пожарных поездов производится балансодержателем в присутствии начальника пожарного поезда или начальника караула пожарного поезда.

Не выезжавшему на линию железнодорожному подвижному составу пожарного поезда по заявке начальника пожарного поезда начальник железнодорожной станции организует обкатку железнодорожного подвижного состава с выставлением его на приемоотправочные пути в соответствии с инструкцией о порядке отправления пожарного поезда и технологическим графиком. Обкатка железнодорожного подвижного состава пожарного поезда должна производиться не реже одного раза в 6 месяцев на расстояние не менее 50 метров. Сведения о проведенной обкатке заносятся в журнал учета работы пожарного поезда и в книгу предъявления вагонов грузового парка к техническому обслуживанию.

Цистерны-водохранилища в составе пожарного поезда должны содержаться заполненными водой. Пополнение израсходованного запаса воды производится немедленно по прибытии пожарного поезда на железнодорожные пути постоянной стоянки или в пунктах заправки.

Наружные трубопроводы обогрева цистерн-водохранилищ и наружные соединительные всасывающие рукава, соединяющие цистерну-водохранилище с всасывающим трубопроводом насосных установок вагона — насосной станции, должны быть утеплены.

В летний пожароопасный период по заявке ФГП ВО ЖДТ России в состав пожарных поездов могут вводиться дополнительные цистерны с нижним сливным прибором в установленном ОАО «РЖД» порядке.

Стоящий на железнодорожных путях постоянной стоянки железнодорожный подвижной состав пожарного поезда должен быть закреплен от ухода. пожарная безопасность поезд спасательная

Порядок закрепления железнодорожного подвижного состава пожарного поезда указывается в техническо-распорядительном акте станции и в инструкции по обслуживанию и организации движения на железнодорожном пути не общего пользования с учетом местных условий.

Ремонт и списание железнодорожного подвижного состава пожарных поездов.

Неисправность железнодорожного подвижного состава пожарных поездов устанавливается балансодержателем. Плановый ремонт железнодорожного подвижного состава пожарных поездов производится на предприятиях, имеющих разрешительные документы на данный вид деятельности, в установленные сроки и в соответствии с действующими нормативными документами. При сдаче вагонов — насосных станций и другого железнодорожного подвижного состава пожарных поездов в капитальный ремонт специальное оборудование (мотопомпы, электростанции, средства связи и др.) снимается и хранится на складе в структурном подразделении филиала ФГП ВО ЖДТ России.

На время ремонта железнодорожного подвижного состава пожарных поездов балансодержатель обеспечивает его замену из резерва. Допускается осуществлять замену цистерн-водохранилищ 4-осными цистернами с нижним сливным прибором.

В случае отсутствия у железной дороги резервной вагона — насосной станции пожарный поезд на время ее ремонта выводится приказом руководителя железной дороги, согласованным с филиалом ФГП ВО ЖДТ России, из боевого расчета в установленном порядке.

Новый железнодорожный подвижной состав пожарных поездов вводится в боевой расчет в течение одного месяца с момента постановки на баланс.

Списание железнодорожного подвижного состава пожарных поездов производится по решению ОАО «РЖД», согласованному с ФГП ВО ЖДТ России. Эксплуатация железнодорожного подвижного состава пожарных поездов с просроченными сроками плановых ремонтов запрещается.

Порядок вызова, отправления и следования пожарных поездов к месту пожара.

Отправление пожарного поезда в пределах участка обслуживания производится на основании оперативного приказа старшего дорожного диспетчера (руководителя смены), а в пределах железнодорожных станций — дежурного по железнодорожной станции.

Ответственность за своевременное отправление, беспрепятственное проследование, прибытие пожарного поезда к месту пожара и возвращение его на железнодорожные пути постоянной стоянки возлагается на старшего дорожного диспетчера (руководителя смены) и дежурного по железнодорожной станции. На каждой железнодорожной станции постоянной стоянки пожарного поезда должен быть разработан технологический график (регламент) с определением минимального времени отправления пожарного поезда.

Технологические графики (регламенты) утверждаются начальниками железных дорог и согласовываются с филиалами ФГП ВО ЖДТ России. Отцепка и прицепка поездного локомотива к составу пожарного поезда (в том числе разъединение, соединение и подвешивание тормозных рукавов, открытие и закрытие концевых кранов) производятся работниками локомотивной бригады. Снятие и постановка тормозных башмаков при отправлении и возвращении железнодорожного подвижного состава пожарного поезда на железнодорожные пути постоянной стоянки производится соответствующими работниками ОАО «РЖД».

Работник ОАО «РЖД», выполняющий техническое обслуживание железнодорожного подвижного состава пожарного поезда перед отправлением, является ответственным за техническое состояние автосцепных устройств и правильное сцепление вагонов в составе пожарного поезда, а машинист локомотива — за правильность сцепления локомотива с железнодорожным подвижным составом пожарного поезда.

На электрифицированных железнодорожных линиях пожарные поезда, как правило, отправляются тепловозом. При отправлении пожарного поезда электровозом к его прибытию на конечную станцию перед местом пожара должен быть подготовлен тепловоз для замены электровоза. При отсутствии на железнодорожной станции свободного локомотива для пожарного поезда выдается локомотив из-под любого поезда, находящегося на этой железнодорожной станции и прилегающих участках.

Пожарный поезд должен следовать к месту пожара с преимуществом перед всеми проездами с максимальной скоростью, установленной для участка пути.

Запрещается оставлять пожарный поезд без локомотива до возвращения его на железнодорожные пути постоянной стоянки. Для обеспечения пожарной безопасности на участке обслуживания пожарный поезд после тушения пожара должен максимально быстро возвращаться на железнодорожные пути постоянной стоянки.

Все передвижения пожарного поезда от момента его выезда с железнодорожных путей постоянной стоянки и до возвращения на железнодорожные пути постоянной стоянки производятся только по согласованию с начальником пожарного поезда (начальником караула).

Поездной диспетчер обязан обеспечить быстрейшее продвижение пожарного поезда и при наличии сведений о ситуации на месте происшествия информировать о ней начальника пожарного поезда или начальника караула пожарного поезда для подготовки пожарного поезда к работе.

При сходе с рельсов вагонов с опасными грузами без последующего пожара пожарный поезд при необходимости высылается совместно с восстановительным поездом для оказания помощи в обеспечении пожарной безопасности при проведении восстановительных работ.

Для оказания помощи в тушении пожара на соседней железной дороге пожарные поезда отправляются на основании письменного запроса железной дороги, на участке которой возник пожар, по приказу главного диспетчера Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» с сообщением об этом в ФГП ВО ЖДТ России. При этом на дежурных и диспетчеров соседней железной дороги распространяется ответственность, предусмотренная Регламентом диспетчерского управления движением поездов ОАО «РЖД».

При пожарах на территории сопредельных государств на основании их письменного запроса пожарные поезда могут отправлять в установленном порядке для оказания помощи в ликвидации пожаров с сообщением об этом в ФГП ВО ЖДТ России.

Расходы для возмещения затрат, связанных с оказанием помощи по ликвидации пожара на территории сопредельных государств, относятся на счет стороны, по запросу которой пожарный поезд был отправлен для тушения пожара.

Привлечение пожарных поездов для тушения пожаров в населенных пунктах и на объектах экономики, не относящихся к железнодорожному транспорту, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности и на основании утвержденных в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления планов привлечения сил и средств (расписаний выезда сил и средств) подразделений пожарной охраны для тушения пожаров, которые согласовываются с железными дорогами и с филиалами ФГП ВО ЖДТ России.

При обнаружении пожара в пути следования пожарного поезда к месту вызова начальник пожарного поезда (начальник караула) должен сообщить об этом поездному диспетчеру или дежурному по ближайшей станции и проинформировать о принятом решении. После ликвидации обнаруженного пожара или прибытия для его тушения дополнительных сил и средств получить приказ от поездного диспетчера и следовать к месту первоначального вызова.

Тушение пожаров

Порядок тушения пожаров в железнодорожном подвижном составе и на объектах ОАО «РЖД» определяется нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти в области пожарной безопасности, федеральных органов исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, а также изданными в их развитие организационно-распорядительными документами ОАО «РЖД» и ФГП ВО ЖДТ России.

Организация тушения пожара до прибытия подразделений пожарной охраны возлагается на руководителя объекта ОАО «РЖД», начальника пассажирского поезда, машиниста грузового поезда, дизель-поезда и электропоезда.

Руководство тушением пожара до прибытия подразделений ФПС МЧС России осуществляют должностные лица ФГП ВО ЖДТ России, в функции которых входят вопросы управления силами и средствами при тушении пожаров.

Требования руководителя тушения пожара, связанные с организацией спасения людей, тушением пожара, эвакуацией имущества, рассредоточением железнодорожного подвижного состава и другие в пределах его компетенции, должны незамедлительно выполняться всеми работниками ОАО «РЖД».

При совместном выезде пожарного и восстановительного поездов к тушению пожара могут привлекаться работники восстановительного поезда.

Работники ОАО «РЖД» обязаны оказывать работникам пожарных поездов помощь в тушении пожара и обеспечении сохранности имущества и грузов с целью быстрейшего восстановления перевозочного процесса.

Тушение пожаров на электрифицированных участках железных дорог производится на основании письменного разрешения работника дистанции электроснабжения с указанием номера приказа энергодиспетчера о снятии напряжения в контактной сети и высоковольтных линий, а также их заземления. До снятия напряжения с контактной сети, высоковольтной линии и заземления проводов в соответствии с требованиями по охране труда запрещается приближение к этим и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 10 м.

При крупных и затяжных пожарах в состав дежурного караула пожарного поезда могут включаться работники пожарного поезда, свободные от дежурства, и работники ФГП ВО ЖДТ России, осуществляющие охрану в парках железнодорожной станции и допущенные в установленном порядке к участию в тушении пожаров, а также добровольные пожарные ОАО «РЖД».

Порядок включения добровольных пожарных ОАО «РЖД» в состав дежурного караула пожарного поезда определяется приказом руководителя железной дороги по согласованию с филиалом ФГП ВО ЖДТ России.

Начальнику пожарного поезда, заместителю начальника пожарного поезда и начальнику караула пожарного поезда предоставляется право пользования на безвозмездной основе телеграфной, станционной и иной связью ОАО «РЖД» для сообщения о пожаре, передачи оперативных донесений о ходе его ликвидации, подачи служебных телеграмм и ведения служебных телефонных переговоров.

Возмещение затрат, понесенных ФГП ВО ЖДТ России при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на объектах ОАО «РЖД», осуществляется в порядке, определенном договором (дополнительным соглашением) об оказании услуг в области пожарной безопасности на объектах ОАО «РЖД».

2.2 Анализ деятельности Ижевского отряда ведомственной охраны в области опасности возникновения пожаров

Анализ пожарной обстановки показывает, что за 2013 год на участке обслуживания Ижевского отряда допущено 3 пожара с материальным ущербом 1417 тыс. 785 рублей.

12 апреля 2013 г.

13 мая 2013 г.

18 октября 2013 г.

В таблице 2.1 представлены данные о пожарах, зарегистрированных на стационарных объектах и подвижном составе на участке обслуживания Ижевского отряда за 2008-2013 г.

Таблица № 2

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Количество пожаров на полигоне ГЖД

0

0

1

0

5

3

Материальный ущерб (тыс. рублей)

0

0

0

0

6123,960

1417,785

Количество погибших (человек)

0

0

0

0

0

0

Пожары в пассажирских вагонах

0

0

0

0

0

1

Материальный ущерб (тыс. рублей)

0

0

0

0

0

121,998

Пожары в грузовых вагонах

0

0

1

0

1

1

Материальный ущерб (тыс. рублей)

0

0

0

0

0

0

Пожары на локомотивах

0

0

0

0

3

1

Материальный ущерб (тыс. рублей)

0

0

0

0

6123,960

1295, 787

Пожары в электропоездах

0

0

0

0

0

0

Материальный ущерб (тыс. рублей)

0

0

0

0

0

0

Пожары в специальных вагонах

0

0

0

0

1

0

Материальный ущерб (тыс. рублей)

0

0

0

0

0

0

Пожары на стационарных объектах

0

0

0

0

0

0

Таким образом, благодаря повышению качества организации контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах и своевременного реагирования службами ГЖД и дирекциями ОАО «РЖД», а также выделения денежных средств для устранения нарушений правил пожарной безопасности количество учтённых за Ижевским отрядом ФГП ВО ЖДТ России на ГЖД пожаров в 2013 г. по сравнению с 2012 г. снизилось на 40 %, а материальный ущерб снизился на 77, 37 %

Надзорно-профилактическая деятельность

Проведены детальные и контрольные пожарно-технические обследования стационарных объектов железнодорожного транспорта, расположенных на участке обслуживания Ижевского отряда. За 2013 год выдано 74 предписания на устранение нарушений правил пожарной безопасности. В ходе обследований выявлено 2309 нарушений правил пожарной безопасности.

В 2013 году на 139 работников ОАО «РЖД» были направлены представления о привлечении к дисциплинарной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности (в 2012 году — 138).

По 125 представлениям вынесены решения о привлечении их к дисциплинарной ответственности (в 2012-2014).

Проводятся пожарно-технические обследования зданий Ижевского региона, а также вокзалов республиканского значения ст. Ижевск.

В мае месяце 2013 г. были проведены тренировки по ликвидации ЧС, связанной с возникновением очага пожара и проведением практической эвакуации персонала из зданий Ижевской дистанции электроснабжения, ДК «Железнодорожник».

Так же, в 2013 года на Ижевском регионе проведен весенний и осенний комиссионный осмотр ТПС и МВПС, а также специального самоходного подвижного состава (ССПС).

За период проведения комиссионных осмотров инспекторским составом отряда было вынесено 7 представлений на нарушителей правил пожарной безопасности.

За отчётный период обстановка с обеспечением пожарной безопасности в тяговом подвижном составе в сравнении с 2012 улучшилась. За 2013 г. допущен 1 пожар на электровозе приписки эксплуатационного локомотивного депо Красноуфимск, в 2012 г. допущено 3 пожара на локомотивах приписки эксплуатационного локомотивного депо Красноуфимск.

Основные нарушения, которые присутствуют из года в год: нет верёвочных лестниц, нет СИЗ, светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, обтирочные концы в дизельном помещении не хранятся в металлических ёмкостях с плотно закрывающимися крышками, замазучен дизельный отсек.

В ходе проверок противопожарного состояния локомотивов, в том числе и в период комиссионного осмотра, случаев игнорирования законных действий работников ведомственного пожарного надзора не было.

Особое беспокойство вызывает степень защищенности локомотивов системами пожарной автоматики. Так, в локомотивном депо ст. Красноуфимск электровозы оборудованы автоматической пожарной сигнализацией всего на 49,36 %, в локомотивном депо ст. Агрыз тепловозы оборудованы автоматической пожарной сигнализацией на 79, 67 %.

В 2013 г. совместно с работниками ИТУГДТВ, руководителями объектов проведены весенние и осенние проверки источников наружного противопожарного водоснабжения с вручением ответственным лицам актов проверок и предписаний. В ходе проверки установлено, что для целей пожаротушения объектов инфраструктуры Ижевского региона ГЖД могут использоваться 65 пожарных гидрантов, 1 гидроколонка и 5 пожарных водоемов. Из 65 пожарных гидрантов в неисправном состоянии находятся 3 гидранта:

1. Пожарный гидрант № 1 расположенный по ст. Игра ул. Вокзальная неисправен в связи смещения стояка, принадлежность водопроводной сети ООО «Игринская энергитическая компания».

2. Пожарный гидрант № 1 расположенный на территории ПМС-109 ст. Агрыз неисправен в связи с ремонтом водопровода, принадлежность ОАО «Водоканал» г. Агрыз РТ.

3. У пожарного гидранта № 46 расположенного на территории СПМС-339 ст. Агрыз сорван шток, принадлежность ОАО «Водоканал» г. Агрыз РТ.

В 2013 году силами профилактического состава и работников пожарных подразделений было проверено:

  • пассажирских вагонов
  • электровозов
  • тепловозов
  • проведено плановых проверок стационарных объектов
  • обследовано

Приостановлена эксплуатация:

  • пассажирских вагонов — 28
  • электровозов — 10
  • тепловозов
  • стационарных объектов (в том числе участка электросети и технологического оборудования)

В таблице № 3 представлены данные о приостановленных пассажирских вагонах, локомотивах и агрегатах, участках электросети, отдельных видов работ за 2012 и 2013 гг.

Таблица № 3

Года

Приостановлена эксплуатация пассажирских вагонов

Приостановлена эксплуатация электровозов

Приостановлена эксплуатация тепловозов

Приостановлена эксплуатация агрегатов, участков электросети, отдельных видов работ

2012

0

30

8

116

2013

28

10

11

190

За грубые нарушения правил пожарной безопасности приостанавливалась эксплуатация 190 стационарных объектов, отдельных видов работ, участков электросети, агрегатов (Пожарным поездом ст. Ижевск — 18, что составляет 10 % от общего количества; Пожарным поездом ст. Агрыз — 36, что составляет 20,5 % от общего количества; пожарным поездом ст. Янаул — 15, что составляет 7,5 % от общего количества; Пожарным поездом ст. Красноуфимск — 31, что составляет 15,5 % от общего количества.

Диаграмма № 1

В ходе проверок железнодорожного подвижного состава было проверено 3941 единиц железнодорожного подвижного состава, выявлено 1503 нарушений, из них устранено 1449, процент устранения составил 96,4 %.

Таблица № 4

Подвижной состав

п.п. Ижевск

п.п. Агрыз

п.п. Красноуфимск

Ведущий инженер Фоминых И.В.

Итого

Выявлено нарушений

52

515

244

692

1503

50

492

231

676

1449

Процент

96,1

95,3

94,6

97,6

96,4

За грубые нарушения правил пожарной безопасности запрещен выпуск на линию 51 единицы подвижного состава (пассажирских вагонов — 28, электровозов — 10, тепловозов — 11, специальных вагонов — 2).

См. диаграмму № 2

Диаграмма № 2

На электровозах запретительные меры применялись пожарным поездом ст. Красноуфимск — 10 (100 % от общего количества).

На тепловозах запретительные меры применялись пожарным поездом ст. Агрыз — 11 (100 % от общего количества).

На пассажирских вагонах запретительные меры применялись — 28 раз (100 % от общего количества).

В специальных вагонах применялись пожарным поездом ст. Агрыз — 2 (100 % от общего количества).

В 2013 года продолжена работа по повышению ответственности работников ОАО «РЖД» за невыполнение требований пожарной безопасности. Всего было направлено 139 представлений о привлечении к дисциплинарной ответственности (п.п. Ижевск — 15, п.п. Агрыз — 47, п.п. Янаул — 10, п.п. Красноуфимск — 24, что на 0,71 % больше чем в 2012 году. По 125 представлениям вынесены решения, что составляет 89,2 %. Лучше всего работа в этом направлении была организована в пожарных поездах ст. Агрыз, Красноуфимск.

2.3 Прогнозирование и оценка возможных сценариев развития пожаров на станции Ижевск

Пожарная опасность железнодорожных станций характеризуется:

  • сосредоточением большого количества единиц подвижного состава (крытых грузовых вагонов, полувагонов, платформ, контейнеровозов, цистерн и др.) с различными горючими и легковоспламеняющимися жидкостями, сжиженными газами, твердыми горючими материалами;
  • высокой плотностью застройки складскими помещениями, рабочими парками и их значительной протяженностью;
  • размещением большого количества сформированных пассажирских и грузовых поездов на параллельно стоящих путях;
  • наличием слишком узких протяженных разрывов между составами, способствующих быстрому распространению огня на большую площадь;
  • развитой сетью железнодорожных путей, занятых составами, затрудняющими подъезд пожарных автомобилей прокладку рукавных линий к месту пожара;
  • недостаточным противопожарным водоснабжением.

Железнодорожная станция Ижевск по своему назначению и характеру работы относится к грузовой, I класса.

Центральный парк. Пост ЭЦ.

Рекомендуемые средства и способы тушения пожара: принимаем на тушение подачу воды перекрывными стволами РСК-50, на защиту подачу воды стволами РСК-50 с использованием распыленных струй.

Расчет сил и средств.

1. Время свободного горения:

t c.г. = t об + t сооб +t сб + t сл + t бр = 2 +1+ 1 + 7 + 3 = 14 мин.

t об — время до обнаружения пожара,

t сооб — время сообщения о пожаре,

t сб — сбора личного состава,

t сл-следование к месту пожара,

t бр — время развертывания (введение сил и средств).

2. Определяем путь, пройденный огнем:

R = 0,5U л х t св.+ U л х t св =0,5 х 1 х 10 + 1х 4= 9 м.

0,5 — коэффициент распространения скорости пожара в первые 10 минут,

U л. — линейная скорость распространения горения 1 м/мин «Справочник руководителя тушения пожара. Тактические возможности пожарных подразделений. Теребнев В.В. [18, таблица 10.8]»

3. Находим возможную площадь пожара:

Определяем форму пожара, S п = a х б = 18 х 9 = 162.

Предполагается, что форма пожара будет прямоугольная.

Общая площадь помещения 306 кв. м.

4. Находим площадь тушения пожара:

S Т = аЧhТ +2 х (б-5) = 18 х 5 + 2х(9-5) х hТ = 90+2х 4х 5=90+40=130 кв. м.

hТ =5 принимается равной для ручных стволов — 5 м. «Справочник руководителя тушения пожара. Тактические возможности пожарных подразделений. Теребнев В.В. [18, с. 50]»

5. Определяем требуемый расход огнетушащего вещества на тушение:

QТ=Sп хIтр = 130 х 0,06 = 7,8 л/с.

6. Определяем требуемое количество стволов на тушение

N ст = QТ 7,8/ q ст. = 7,8/3,7 = 3 ствола «Б».

На тушение пожара в помещении релейной требуется подать 3 ствола РСК-50.

Прибывшее первое подразделение 3 ствола «Б» подать не может, пожар будет развиваться с коэффициентом 0,5V.

Рассчитаем площадь пожара по прибытию второго подразделения.

7. Определяем путь, пройденный огнем:

0,5U л х t св.+ U л х t св +0,5Vх(tприб 2 под- t приб 1 под)= 0,5 х 1 х 10 + 1х 4+ 0,5х 1(12-7)=11,5 м.

8. Находим возможную площадь пожара:

Определяем форму пожара, форма пожара будет прямоугольная.

S п = a х б = 22 х 11 = 242 кв. м.

Общая площадь помещения 306 кв. м.

9. Находим площадь тушения пожара:

S Т = аЧhТ +2 х (б-5) = 22 х 5 + 2х(11-5) х hТ = 110+2х 6х 5=110+60=170 кв.м.

hТ =5 принимается равной для ручных стволов — 5м.

10. Определяем требуемый расход огнетушащего вещества на тушение:

QТ=Sп хIтр = 170 х 0,06 = 10,2 л/с.

11. Определяем требуемое количество стволов на тушение:

N ст = QТ /q ст. = 10,2/3,7= 3 ств. «Б».

Прибывшие подразделения могут подать 3 ствола «Б» на тушение, пожар развиваться не будет.

Определяем количество стволов на защиту соседних помещений.

Исходя из тактических соображений на защиту соседних помещений берем 2 ствола «Б».

12. Определяем фактический расход воды на тушение и защиту:

Т = N ст. «Б» х q ст. = 3 х 3,7 = 11,1 л/с.

З = N ст. «Б» х q ст. = 2 х 3,7 = 7,4 л/с.

ОБ = Qф 1 + Qф 2 = 11,1 + 7,4 = 18,5 л/с.

Определяем обеспеченность объекта водой.

В 65 метрах от поста ЭЦ имеется пожарный гидрант московского типа диаметром 100мм. При напоре в 10 м он обеспечивает расход воды 20 л/с. «Справочник руководителя тушения пожара. Тактические возможности пожарных подразделений. Теребнев В.В. [18, таб. 4.1]»

Q вод. = 20 л/с > Q ф = 18,5 л/с.

Объект водой обеспечен.

13. Определяем требуемое количество личного состава:

N л/с = N ст. х 3 + N ст. х 3 + N м + N св. + N пб + N кпп + рез= 3 х 3 + 2 х 3 + 1 + 1 + 1 + 1+3 = 22 чел.

Определяем требуемое количество отделений:

N отд = N л/с /4 = 22/4 = 6.

Необходимо 6 отделений.