Интеллектуальная собственность

Дипломная работа

Актуальность дипломной работы. За последние годы в правовой жизни нашего общества в сфере создания и использования произведений науки, литературы и искусства произошли ощутимые изменения. Основным из них, конечно же, является замена федерального закона РФ «об авторском праве и смежных правах» вступившей в силу 18 декабря 2006 г. 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации.

Принятие части 4 получило необходимость, так как с течением времени создание и распространение произведений стало получать новые формы, шло вперёд также и развитие компьютерных технологий, защита которых являлась такой же необходимостью как и защита авторских прав и действующий закон об авторском праве практически утратил свою актуальность. Часть 4 Гражданского кодекса не только включает в себя все аспекты регулирования авторского права, но также несёт принципиально новые способы регулирования правоотношений по интеллектуальной собственности.

На сегодняшний день интеллектуальная собственность представляет собой одну из основных движущих сил развития общества. В большинстве стран мира сложилась крупная отрасль общественного производства — экономика интеллектуальной собственности. Её вклад в валовой национальный продукт достиг нескольких процентов.

В свою очередь продукты интеллектуальной деятельности выступают одним из основных товаров, как традиционной международной торговли, так и электронной коммерции. Причем объекты авторского права и смежных прав оказались идеальным товаром электронной коммерции, так как все они могли быть размещены в Интернет и стать доступными любому пользователю на тех или иных условиях, а в некоторых случаях и без всяких условий.

В связи с вышеизложенным мне представилось интересным и актуальным рассмотреть наиболее важные вопросы в сфере интеллектуальной собственности и непосредственно авторского права.

Цель дипломной работы.

Цель данной дипломной работы — выявить особенности правового регулирования гражданских отношений, складывающихся по поводу создания и использования объектов авторского права, а также выявить пробелы и противоречия законодательства в данной области цивилистики.

Задачи дипломной работы.

Задачи дипломной работы: дать определение авторского права в узком и широком смысле, обозначить его принципы, функции, задачи и источники, уточнить признаки объектов авторского права, привести их полный перечень. Дать классификацию субъектов авторского права, проанализировать и сравнить их личные неимущественные и имущественные права авторов.

22 стр., 10997 слов

Дипломной работы ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

... защиту выносятся следующие положения дипломной работы: 1) сформулировано (предложено) авторское определение понятия внешней политики, ... задач. Степень разработанности темы исследования. Вопрос исследования международных отношений РФ является всестороннее и полное изучение правового регулирования ... исследования послужили труды в области права, социологии, политологии, экономики известных отечественных ...

Одной из задач дипломной работы является исследование вопроса об исключительной природе авторских прав, напрямую связанного с целым рядом актуальных проблем, имеющих большое практическое значение.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области создания, использования и охраны объектов авторского права.

При выполнения исследования использовались следующие нормативные акты и материалы судебной практики — — Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах», международные соглашения. Кроме того нами рассмотрена и исследована литература следующих авторов: С.А. Судариков Авторское право, Калятин В.О. Интеллектуальная собственность, Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации, Дозорцев А. Интеллектуальные права и других авторов.

Дипломная работа состоит из плана, введения, основной части, заключения и прилагаемой судебной практики. Введение раскрывает основную суть рассмотрения работы.

Основная часть включает в себя: глава 1 — понятие авторского права, субъекты, объекты авторского права; глава 2 — содержание авторских прав; глава 3 — способы защиты авторских прав.

Судебная практика включает в себя материалы по рассмотрению споров об авторском праве и способах защиты авторских прав.

В заключении сделаны выводы из проделанной работы.

В первой главе освещены наиболее важные понятия авторского права. Даётся представление об авторском праве вообще, приводится понятие автора произведения и его личных неимущественных и имущественных правах, раскрываются определения объектов и субъектов авторского права, даётся понятие третьих лиц в авторстве.

Глава вторая подробно раскрывает содержание авторских прав. В данной главе рассмотрены способы использования произведения автора в имущественных целях с целью приобретения коммерческой выгоды, приведены способы использования объектов авторского права. Каждый способ подробно рассмотрен и изучен.

В главе третьей рассмотрены основные виды ответственности за нарушение авторских прав и способы их защиты.

Каждый из указанных способов имеет подробное описание и рассмотрение.

Приведенный в работе материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Глава I. Общие положения об авторском праве

§1.1 Понятие авторского права

Авторское право представляет собой подотрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и баз данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.

20 стр., 9841 слов

Курсовая Авторские права в сокращенном варианте. 1 Понятие и ...

... методы. ГЛАВА 1. СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА 1.1. Понятие и виды субъектов авторского права Субъектами авторских прав являются их создатели. В данном случае это лица, чьим творческим трудом созданы новые оригинальные произведения науки, литературы или ...

Возникновение прав у автора непосредственно связано с фактом создания его труда (литературного, научного, труда искусства).

При этом для приобретения авторских прав не требуется оформления каких-либо специальных документов или их регистрация. Специальная регистрация предусмотрена лишь для программ ЭВМ и баз данных, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии со ст.1262 ГКРФ

Авторское произведение существует с момента его фактического создания автором.

Автор произведения — физическое лицо, творческим трудом которого создано данное произведение. Автором может признаваться как один гражданин, так и несколько, в данном случае лица будут именуемы соавторами.

Произведением признаётся результат творческой работы автора, выраженный в объективной форме. Для возникновения и защиты авторских прав объективная форма является обязательной, так как согласно нашему законодательству охрана авторских прав не распространяется на идею.

Права автора произведения могут распространяться на часть произведения, на название произведения либо на персонаж произведения, если по своей форме они будут признаны результатом творческого труда.

По своей природе права автора можно разделить на:

  • личные неимущественные права
  • имущественные права (исключительное право на произведение).

К личным неимущественным правам относятся:

  • право признаваться автором произведения;
  • право на имя, право издавать произведение под подлинным именем; автора, под псевдонимом с согласия автора либо без указания имени, т.е.

анонимно;

  • право на обнародование, т.е. право разрешения обнародования или обнародование произведения в любой форме;
  • право на защиту репутации.

Исключительное право на произведение означает право автора запрещать использование произведения третьим лицам. Исключительное право может быть передано какому-либо третьему лицу только обладателем исключительных прав (автором или же иным правообладателем) неограниченное количество раз.

Совокупностью указанных авторских прав определяется вид использования произведения в повседневной жизни. Например, для изготовления экземпляров произведения и их продажи необходимо обладать имущественными авторскими правами на воспроизведение (создание копий) и распространение (продажу) произведения. www.copyright.ru

Для передачи авторских прав должен быть составлен и заключён лицензионный договор.

1.2 Субъекты и объекты авторского права

Субъекты авторского права делятся на первичные и производные.

Первоначальным субъектом авторского права всегда является физическое лицо — автор, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы и искусства.

Автору принадлежит весь комплекс авторских прав на использование произведения — это личные неимущественные права и имущественные права (исключительное право на произведение).

В Бернской конвенции сформулирован так называемый принцип презумпции авторства — при отсутствии доказательства иного автор охраняемого произведения рассматривается таковым, если имя автора обозначено на произведении обычным образом. Nordemann W., Винк, К., Hertin P.W. Международного авторского Права и Смежных Прав, Права. Н.Ю. ВЧ Издателей. 1990. П. 520

Субъектом авторского права может быть признан не только автор произведения, но и создатели иных объектов интеллектуальной собственности. Заявочная документация, которую они подают в патентное ведомство на получение охраны документов является объектом авторского права С.А. Судариков Авторское право. Учебник. 2010г. с-54

12 стр., 5676 слов

Авторское права и смежные права

... прав авторов и субъектов смежных прав растёт. Одна из причин этого явления -- незнание авторами и лицами, использующими произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав, норм авторского права. Цель данной работы ... поводу создания и использования объектов авторских и смежных прав. Задача курсовой работы дать определение авторского права в узком и широком смысле, обозначить его ...

Ещё одним видом обладания авторскими правами считается соавторство. Соавторами считаются лица, создавшие произведения совместным творческим трудом. Граждане могут быть признаны соавторами независимо от того образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Существует делимое и неделимое соавторство.

Неделимым соавторством является произведение, которое образует неразрывное целое, как результат творческого труда соавторов произведения.

К делимому соавторству относится часть произведения, созданная одним из авторов, которая может использоваться отдельно от других частей произведения.

Порядок реализации и использования произведения созданного соавторами принадлежит им совместно или устанавливается соглашением между соавторами.

В случае нарушения прав на созданное совместно произведение, каждый из соавторов вправе самостоятельно, по собственному усмотрению принимать меры защиты авторских прав.

Соавторами не могут называться лица, оказывающие автору какую-либо материальную, техническую либо организационную поддержку.

Производными субъектами авторского права являются правообладатели — лица, обладающие исключительным авторским правом в силу закона или договора.

Правообладателями по закону являются наследники автора. Наследниками признаются лица, обладающие имущественными правами автора на произведение по закону или по завещанию. Наследники вправе осуществлять все авторские правомочия имущественного характера. Срок действия авторского права составляет жизнь автора и 70 лет после его смерти начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора. ФЗ РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 N 5351-1, ст.27

Другими субъектами, обладающими исключительным авторскими правами являются:

  • различные предприятия, приобретающие исключительное право на использование произведения;
  • работодатели — лица, оплачивающие работу атворов по созданию служебных произведений;
  • правопреемники юридических лиц — лица приобретшие исключительные авторские права по закону (в случае правопреемства юридического лица) или по договору;
  • правообладатели объектов авторского права — лица, обладающие имущественными правами на объекты авторского права и др.

В целях оповещения о принадлежащем правообладателю исключительном праве на произведение он вправе устанавливать знак охраны авторского права, который размещается на каждом экземпляре произведения и состоит из:

  • указания полного имени или наименования правообладателя;
  • указание года, когда произведение было впервые опубликовано;
  • © — знак авторства.

Объекты авторского права.

Объектами авторского права в национальном законодательстве признаются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческого труда автора.

10 стр., 4945 слов

Применение авторского права в библиотеке

... включающая все звуки или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме. Сфера действия авторского права Авторское право распространяется: на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской ...

К объектам авторского права относятся:

  • хореографические произведения и пантомимы;
  • литературные произведения;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/diplomnaya/temyi-diplomnyih-rabot-po-intellektualnoy-sobstvennosti/

  • аудиовизуальные произведения
  • музыкальные произведения с текстом или без текста
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения и др.

Также к объектам авторского права относятся программы для ЭВМ, производные произведения, а также составные произведения.

Программа для ЭВМ — объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств.Лукаш Ю. А. Словарь по экономике и финансам. 2004г. с-210

Производно произведение — творческий труд автора, основанный на одном или нескольких составленных ранее произведениях. К производным произведениям относятся аранжировки, рефераты, резюме, переводы и др. Производное произведение отличается от простого копирования установлением на него авторского права. Все права на производное произведение принадлежат лицу его создавшему (автору).

Однако надо отметить, что производное произведение будет считаться самостоятельным объектом авторского права только в том случае если будет установлено, что лицо создавшее данное произведение внесло в его создание необходимый творческий вклад.

Таким образом, можно сделать вывод, что объектом авторского права в широком смысле слова является произведение.

Чёткой формулировки термина «произведение» закон не даёт, кроме отдельных видов, например в ст. 1295 ГК содержит понятие служебного произведения, а ст.1263 — понятие аудиовизуального произведения.

Тем не менее, закон устанавливает признаки, которыми должно обладать произведение, чтобы признаваться объектом авторского права, такие как:

1. произведение должно относиться к науке, искусству или литературе. Данный признак вызывает некие противоречия, вызванные его условностью. Закон закрепляет, что любое произведение признаётся объектом авторского права независимо от достоинств и назначения. Я считаю, что здесь можно поддержать мнения многих исследователей о том, что «перечисленные термины не следует рассматривать по отдельности, пытаясь их разграничить, а в совокупности, как определённую область человеческой деятельности». Калятин В.О. Интеллектуальная собственность. Учебник для вузов. 2000г. с-112

2.Произведение должно быть результатом творческой деятельности. Значение данного признака на первый взгляд кажется неясным, для внесения конкретики необходимо рассмотреть определения.

Творчество — это деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей. Словарь русского языка. Т. IV. -с.344

Творческая деятельность — это деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира. Гаврилова Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Итак, можно сказать, что творческий характер предполагает внесение новшеств, т.е. произведение созданное автором впервые не должно иметь сходства с ранее созданными, оно должно быть оригинальным. Тем не менее, не является нарушением авторского права создание произведения в каком — либо жанре литературы (комедия, драма, роман), открытие в любой области науки, либо создание произведения в любом из направлений искусства. «Новизна объекта, как показатель результата деятельности свидетельствует об оригинальном мышлении у субъекта этой деятельности и наоборот». Райгородский Н.А. Изобретательское и авторское право в системе гражданского права. 2010г. с-78

15 стр., 7169 слов

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ: «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО» «АВТОРСКИЙ ДОГОВОР»

... приобретать у авторов только право на издание произведения на ограниченный издательским договором срок. Следующий этап развития российского авторского права связан с действием «Основ авторского права» 1925 и ... и исполнения договоров, а также их систематизацией, делают актуальными анализ договоров на результаты творческой деятельности. Объектом исследования настоящей работы является комплекс ...

3. Созданное автором произведение должно быть выражено в какой-либо объективной форме. Т.е. объективная форма означает в данном случае какое-либо материальное выражение произведения.

Материальная форма выражения может быть совершенно различна:

  • письменная форма
  • звуко- и видео- запись
  • объёмно-пространственная (скульптуры)
  • устная (на мой взгляд, воспроизведение произведения в устной форме всегда имеет прямую связь с письменной, т.е.

во многих случаях, например, для произнесения какой-либо речи в устной форме первоначально используется письменная);

  • изображения, а также в других формах.

Наше законодательство не устанавливает рамок на объективную форму выражения произведения, т.к. способы такого выражения получают всё новое и новое развитие благодаря совершенствованию современной аппаратуры и техники. Таким образом, произведение, выраженное в любой объективной форме, охраняется законом. Охрана распространяется на «все произведения в области науки, литературы и искусства, которые могли быть опубликованы любым способом восприятия и воспроизведения».С.А. Судариков Авторское право. Учебник. 2010г. с-67

Согласно с ст.1259 ч.6 Гражданского кодекса РФ к объектам авторских прав не относятся:

  • официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, судебные решения и др.;
  • государственные символы и знаки, а также символы и знаки муниципальных образований;
  • произведения народного творчества, не имеющие конкретных авторов (фольклор);
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер.

Основополагающим нормативным актом, регулирующим авторско-правовые отношения в Российской Федерации, является Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 N 230-ФЗ — Часть 4, а также ранее действовавший на территории Российской Федерации федеральный закон «об авторском праве и смежных правах».

Помимо норм ГК и Закона об авторском праве и смежных правах к авторско-правовому законодательству можно отнести Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», закон РФ от 18 октября 1995 г. «Об архитектурной деятельности» и некоторые другие. Был принят ряд также подзаконных актов, в частности Указов Президента РФ и постановлений правительства РФ, в которых регулировались отдельные вопросы авторско-правовой охраны. Моргунова Е. А. Авторское право: учебное пособие / Е. А. Моргунова; отв. ред. В. П. Мозолин. 2009г С.210 (Например, постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» и постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 1998 N 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.», постановление правительства Российской Федерации от 3.11.94 N 1224 «О присоединении к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирная конвенция об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительные Протоколы 1 и 2 Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 413 «О совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти в области авторского права и смежных прав». Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.

27 стр., 13292 слов

Имущественные права автора произведения

... задачи: 1) Исследовать содержание имущественных прав авторов произведений: Право на воспроизведение Право на распространение Право на импорт Право на публичный показ и право на публичное исполнение Право на передачу в эфир Право на сообщение для ...

В определенной степени авторско-правовые вопросы регулируются и Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 (в редакции федеральных законов от 13 января 1995 г. N 6-ФЗ, от 6 июня 1995 г. N 87-ФЗ, от 19 июля 1995 г. N 114-ФЗ, от 27 декабря 1995 N 211-ФЗ, от 2 марта 1998 г. N 30-ФЗ, от 2 ноября 2004 N 127-ФЗ) «О средствах массовой информации».

К числу источников авторского права, как указано выше, можно отнести и соглашения (как двусторонние, так и многосторонние) по международно-правовой охране авторских прав.

В отношении авторского права действует территориальный принцип охраны, который заключается в том, что авторское право на произведение, возникшее на территории одного государства, будет признаваться на территории другого государства при наличии международных соглашений (двусторонних и многосторонних).

Первым крупным международно-правовым соглашением, в котором участвовала наше страна явилась Всемирная (Женевская конвенция об авторском праве), к которой СССР (правопреемником которого является Россия), присоединился 27 мая 1973 г. В соответствии с Конвенцией выпущенные в свет произведения граждан государств-участников Конвенции, как и произведения впервые опубликованные на территории такого государства охраняются в любом другом государстве — участнике конвенции также как и произведения его граждан. Произведения, не выпущенные в свет, соответственно пользуются той охраной, которую это государство предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих граждан. Всемирная конвенция не имеет обратной силы, т.е. предоставляет конвенционную охрану тем произведениям иностранных авторов, которые были опубликованы после вступления в силу конвенции для присоединившейся страны. Все произведения, опубликованные до указанной даты охране не подлежат.

Конвенция дает примерный перечень произведений охраняемых произведений. Действие Всемирной конвенции распространяется также на авторские права лиц без гражданства, поскольку каждое государство имеет право предоставлять одинаковую авторско-правовую охрану всем лицам постоянно проживающим на территории данного государства.

Всемирная конвенция установила исключительное право автора на перевод, установила минимальный срок охраны авторского права, который не может быть менее жизни автора и 25 лет после его смерти. В остальном применяется принцип национального режима, который состоит в том, что в соответствии со ст. II Конвенции граждане любого договаривающегося государства пользуются в отношении своих произведений, впервые выпущенных на территории своего государства, правовой охраной в любом другом договаривающемся государстве наравне с его гражданами.

8 стр., 3765 слов

Гражданская война в произведениях А.А. Фадеева «Разгром», ...

... произведением о гражданской войне, которое я не без труда смог достать, принадлежит А.А. Фадееву. Роман «Разгром» и поныне находится в ... вместе с тем незаметно перенимал и ... белый переворот, шла уже кровавая битва, в ... реферат, на ум пришла поговорка: «Первые впечатления – самые верные». И опираясь на это высказывание, решил фиксировать свои впечатления сразу после прочитывания целого произведения. ...

Гражданин признается субъектом авторского права с момента создания произведения в какой-либо объективной форме. Это значит, что для признания авторского права за кем-либо не требуется соблюдения каких-либо формальностей (таких как депонирование экземпляра произведения, регистрация произведения в специальном органе, уплата сборов и т.д.).

Беляцкин С. А. Новое авторское право в его основных принципах. — СПб.1999г. с-200

В последствии Россия присоединилась к Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. — с 9 марта 1995 г. и к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений — с 13 марта 1995 г (с оговоркой об отсутствии обратной силы).

Бернская конвенция также закрепляет принцип национального режима, однако закрепляет ряд положений без отсылки к внутреннему законодательству (исключительное право автора на перевод своих произведений, право на воспроизведение экземпляров произведений, на передачу произведений по радио и телевидению, на публичное исполнение драматических и музыкальных произведений, на публичное чтений произведений, на переделку, на запись музыкальных произведений механическим способом и др.).

Таким образом, Бернская конвенция обязывает каждое государство, участвующее в ней, принять необходимые законодательные меры для ее применения.

Бернская конвенция установила минимальный срок охраны, который составляет жизнь автора и 50 лет после его смерти. Указанный срок подлежит обязательному применению в странах участницах.

Среди международных конвенций следует также упомянуть Стокгольмскую Конвенцию, учредившую Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г. и Конвенцию о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписанная в Брюсселе 21 мая 1974 г. и ратифицированную Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1988 г. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) является учреждением ООН, ответственным за функционирование международной системы охраны интеллектуальной собственности. ВОИС разрабатывает соответствующие правовые вопросы и делает соответствующие рекомендации.

Двусторонние соглашения, являясь результатом согласования воли только двух государств, имеют возможность более полно урегулировать взаимоотношения между конкретными странами, учесть особенности их законодательства (например, вопросы налогообложения и взаимных расчетов).

В настоящее время Россия имеет двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав с такими странами, как Австрия, Болгария Польша, Венгрия, Швеция, Чехия и некоторыми другими.

Глава II.Содержание авторского права

Неотъемлемой частью гражданского законодательства являются положения об авторском праве.

Права авторов зарождаются с момента создания произведения и выражения его в объективной форме. Не имеет значения, будет ли это полноценное произведение либо его части, окончено произведение или нет, закон устанавливает на него права и охраняет их.

Обладатели авторских прав (субъекты) могут быть совершенно различными. Ими являются как сами авторы, либо соавторы, произведений, так и их правообладатели. Правообладателями являются наследники автора, правопреемники юридического лица и иные правопреемники. Иными словами эти лица являются субъектами авторского права.

30 стр., 14678 слов

Права авторов и их гражданско-правовая защита

... вне трудового процесса. Вместе с тем создаваемые произведения не отделимы от их авторов, и поэтому права последних носят личный и исключительный характер. Данные обстоятельства оказывают существенное влияние ... благами. 2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных и художественных трудов, автором которых он является» [7]. ...

Субъекты авторского права — лица, обладающие субъективными авторскими правами. Эти права являются неотъемлемой частью авторства.

Субъективные права принято разделять на две категории — личные неимущественные и имущественные права (исключительное право на произведение).

Личные неимущественные права — это права, принадлежащие автору, которые неотчуждаемы и независимы от имущественных прав автора. Личные права неразрывно связаны с личностью автора.

Данная категория прав не имеет экономического содержания. Однако некоторые из таких прав напрямую связаны с экономической составляющей. Например, имя автора, приобретая всеобщую известность становится «брендом», что обуславливает экономический интерес произведения.

К личным неимущественным правам относятся:

— Право авторства (право признаваться автором произведения) — основа этого неимущественного права состоит в предоставлении автору возможности представления себя обществу в качестве создателя произведения. Это наиболее важное неимущественное право составляющее основу для всех прав.

По мнению некоторых авторов «практическая реализация права авторства обычно выражается в праве автора требовать указания его имени при использовании произведения. Зачастую это воспринимается как сердцевина авторства» Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права).

Учебник для вузов. 2000г. с-210. Следует согласиться с данным утверждением авторов, ведь на практике большое распространение получают случаи, когда речь, написанная одним автором или группой авторов, используется другим лицом (например, политиком) и нередко выдаётся за свою собственную. В этом случае автор произведения в любой момент вправе обратиться в суд для установления своего авторства.

— Право на авторское имя — заключается в праве использовать произведение под подлинным именем автора либо без обозначения имени (анонимно).

Право автора на имя непосредственно связано с правом признаваться автором произведения, оно введено российскими разработчиками и по сути не имеет смысла, так как признание авторства уже даёт право называть себя любым именем либо оставаться анонимным.

Установление имени автора является весьма спорным. Не секрет, что автобиографии, мемуары равно как и политические речи зачастую пишут не лица, произносящие речь или указанные на обложках книг, а совершенно иные люди на заказ.

Гетероним — литературный поденщик — это автор, пишущий по заказу для другого лица, которое и обнародует такое гетеронимное произведение от своего собственного имени. Судариков А.С. Авторское право. Учебник. 2010г. с-135

В данном случае между лицом, написавшим произведение и заказчиком заключается соглашение, в котором оговаривается, что автором такого произведения выступает заказчик, что с юридической точки зрения является неправильным, поскольку право на имя автора неразрывно связано с лицом, создавшим произведение и неотчуждаемо.

  • Право на обнародование — право обнародовать или разрешать обнародовать своё произведение. Право обнародовать произведение даёт возможность автору произведения судить о том готово ли его произведение для публичного вынесения.

По своему содержанию право на обнародование имеет имущественный характер и правильность внесения его в ряд неимущественных вызывает противоречия.

Дело в том, что данное право имеет тесную связь как с личностью автора так и с его имущественными интересами. Из реализации данного права непосредственно вытекает исключительное право автора на использование произведения.

По своей сути являясь неимущественным, данное право не может переходить к наследникам, однако п.1 ст.150 Гражданского кодекса РФ говорит о том, что личные неимущественные права, принадлежащие умершему, могут переходить к наследникам в случаях, предусмотренных законом, но поскольку законодательство об авторском праве таких положений не содержит, то данный вопрос остаётся спорным.

Составной частью права на обнародование является право на отзыв.

Отзыв произведения предполагает отказ от обнародования. Авторы говорят как о сохранении (ещё не обнародованного произведения), так и о восстановлении (уже обнародованного произведения) Гражданское право Том 3. Учебник. Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого . 2005г. с-170

  • Право на защиту репутации автора — право на защиту произведения от любого искажения, изменения или иного посягательства, которое может принести ущерб чести, достоинству и репутации автора.

Исключительное имущественное право — это право автора или иного правообладателя использовать по своему усмотрению произведение созданное автором.

Суть данного вида права состоит в том, что правообладатель (физическое или юридическое лицо) имеет право распоряжаться произведением, на которое он обладает исключительным авторским правом, по своему усмотрению, а также разрешать или не разрешать использование данного произведения другим лицам. У правообладателя имеется множество способов для использования произведения в имущественных целях и каждый из таких способов рассматривается как отдельное имущественное право. В законодательстве об авторском праве приведён перечень имущественных прав на использование произведения:

  • воспроизведение произведения;
  • переработка произведения;
  • распространение произведения;
  • импорт произведения;
  • прокат произведения;
  • публичный показ произведения;
  • публичное исполнение произведения;
  • сообщение произведения для всеобщего сведения;
  • доведение произведения до всеобщего сведения.

Данный список имущественных прав в отличие от списка произведений является исчерпывающим.

1. Воспроизведение произведения — это имущественное право, подразумевающее повторный выпуск произведения в объективной форме. К воспроизведению относится создание экземпляров и копий произведения либо его части. Объективная форма может быть абсолютно любой, например, звуко- и видеозапись.

Право на воспроизведение произведения имеет долгую временную историю. Данное имущественное право зародилось наравне с авторским. Первое право на воспроизведение упоминалось в английском Статуте Анны 1709 г. и выражалось понятием «copyright».

В современном международном праве этот вид имущественного права автора (право на воспроизведение) прописан в Бернской конвенции в ст.9 (1): «Авторы литературных и художественных произведений, охраняемых настоящей Конвенцией, пользуются исключительным правом разрешать воспроизведение этих произведений любым образом и в любой форме». Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Женева: ВОИС. №287 ®. 1990. С. 17

2. Право на переработку. Переработкой признаётся перевод произведения, аранжировка, переделка либо иная переработка произведения.

Право на переработку произведения относится к исключительному праву автора или правообладателя, то есть только с его официального согласия возможен перевод произведения на иностранные языки или любая другая переработка.

Правообладатель должен дать официальное согласие на переработку своего произведения, в противном случае перевод будет нарушать имущественные права автора или правообладателя произведения, и считаться контрафактным. Судариков А.С. Авторское право. Учебник. 2010г. с-190

Если, по мнению автора, переработка не достаточно качественна или точна, он вправе запретить использование результатов переработки.

3. Право на распространение. Этот вид имущественных прав автора

предполагает, что автор имеет право различными способами распространять копии произведения. Автор вправе продавать экземпляры своего произведения, обменивать их или дарить. Также произведение может быть распространено как:

  • в виде товаров, в которых воплощены результаты творческого труда автора.

Под распространение, согласно закону, попадают только те произведения, которые имеют объективное выражение. Иными словами подразумевается распространение только экземпляров произведения.

принципом исчерпания права на распространение.

4. Право на импорт. Одним из видов распространения произведения является импорт.

Импорт — это имущественное право автора, который вправе запрещать или разрешать ввоз экземпляров произведения с целью последующего их распространения. Право на импорт распространяется как на контрафактные экземпляры, так и на экземпляры, изготовленные с разрешения правообладателя.

Если право на распространение произведения получило территориальные ограничения, например ввоз на территорию Российской федерации, то в таком случае будет действовать право на импорт.

Право на импорт установлено лишь в странах с переходной экономикой и отсутствует в международных документах по авторскому праву, хотя попытка включить это право в Договор ВОИС предпринималась. См.: Основные предложения в отношении положений, регулирующих материальные нормы права, Договора по некоторым вопросам, касающимся охраны литературных и художественных произведений, которые должны быть рассмотрены дипломатической конференцией. Женева: ВОИС. CRNR/DC/4/ 30.08.1996. С. 34 — 37.

5. Прокат произведения.

Прокат представляет собой исключительное имущественное право правообладателя сдавать экземпляры произведения во временное пользование с целью извлечения прибыли.

Прокат по своей сути является ещё одним правом на распространение.

Однако прокат это ограниченное право, так как в категорию проката попадают лишь пять видов произведений в их число входят: базы данных, нотные тексты музыкальных произведений, компьютерные программы, аудиовизуальные произведения, произведения, воплощенные в фонограммах.

Также существует некоммерческий прокат, например, предоставление книг читателям в библиотеке.

6. Публичный показ произведения относится к имущественному праву автора и состоит в демонстрации с помощью технических средств произведения или его экземпляра, а также демонстрации оригинала произведения в живом исполнении в местах массового скопления людей, специально предназначенных для публичного просмотра произведений.

К произведениям, предназначенным для публичного показа, относятся:

  • произведения изобразительного искусства;
  • фотография;
  • произведения архитектуры;
  • аудиовизуальные произведения и др.

Способ трансляции произведения определяется его видом, так как для трансляции произведений разного вида необходимы различные технические средства.

7. Право на публичное исполнение раскрывается в п. 6 ст.1270 ГКРФ и определяется как представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

Особенность данного имущественного права автора заключается в невозможности заключения соглашения между автором или иным правообладателем и фактическим пользователем произведений, то есть если какое-либо лицо желает прослушать музыку в публичном месте, либо прочитать произведение на публику, то оно сделает это без какого-либо согласия на то автора произведения. Зачастую такие действия оказываются неправомерными. В связи с этим для обеспечения имущественных прав авторов и иных правообладателей в каждой стране действует организация, которая осуществляет имущественные права авторов и правообладателей на коллективной основе. Данные организации реализуют свои полномочия посредством установления тарифов авторского вознаграждения и применения таких ставок за массовое исполнение произведения.

8. Право на сообщение произведения для всеобщего сведения по кабелю — самостоятельное имущественное право, отличное от права на передачу в эфир. Имеется в виду возможность сообщать (в том числе показывать, исполнять, передавать в эфир) по кабелю (т.е. для абонентов, имеющих специальные приставки к своим радио- или телеприемникам), проводам или с помощью иных аналогичных средств.

Публичный показ и исполнение произведения, его сообщение для всеобщего сведения путем передачи в эфир, а также сообщение по кабелю лишь тогда служат формами использования произведения, когда названные действия осуществляются не впервые. В противном случае речь может идти лишь о формах обнародования произведения. Беляцкин С. А. Новое авторское право в его основных принципах. — СПб.1999г.с-181

Глава III. Защита авторских прав

Согласно закону права авторов делятся на два вида: имущественные (исключительное право на произведение) и личные неимущественные. Независимо от того к какому виду относится нарушенное авторское право закон устанавливает способы его защиты.

Под защитой авторских прав понимается совокупность мер по признанию и восстановлению авторских прав при их нарушении или оспаривании, а также защита интересов правообладателей. Лица, не являющиеся правообладателями и авторами, вправе использовать результаты интеллектуального труда автора только с согласия автора или правообладателя. Исключение составляют только случаи установленные законом, например, цитирование. Действующее законодательство содержит достаточную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских. Сергеев А.П. Право интеллектуальная собственность в Российской Федерации. 2007г. с-230

Для установления законного использования произведения между автором и любым физическим лицо заключается лицензионный договор. Данный договор является двусторонним соглашением между автором (лицензиаром) и пользователем (лицензиатом).

В договоре указываются произведения, которые подлежат использованию, а также цели использования произведений, оговаривается срок и территория использования произведения. Также данным договором предусматриваются и сублицензиаты с согласия правообладателя. Договор является объективным подтверждением гарантии не нарушения прав авторов.

Однако, не смотря на возможность правомерного использования произведений на сегодняшний день рост использования контрафактных произведений и фонограмм достаточно велик. В связи с этим законодательно предусмотрено несколько видов ответственности для нарушителей авторских прав:

  • Гражданско-правовая
  • Административная
  • Уголовная

Зашита методами гражданского права направлена, прежде всего, на восстановление нарушенного права или на компенсацию, позволяющую произвести такое восстановление, в то время как борьба с нарушениями методами публичного права в основном направлен, прежде всего, на профилактику и предотвращение нарушений в будущем.Дозорцев А. Интеллектуальные права. 2003г. с -189 В данном случае основным видом ответственности выступает метод частного (гражданского) права, тогда как публичный метод (административная и уголовная ответственность) предусмотрен как дополнительный.

Защита авторских прав осуществляется в соответствии с действующим законодательством. При нарушении конкретного прав автора применяется определённая норма права указанная в законе, что само по себе является обычным.

Законом предусмотрены различные формы защиты авторских прав. Форма защиты это совокупность тех норм, которые обеспечивают защиту авторских прав и охраняют установленные законом интересы правообладателей.

Законодательно установлено две формы защиты авторского права:

юрисдикционная форма

неюрисдикционная форма

Юрисдикционная форма представляет собой охрану и защиту нарушенных прав автора в виде деятельности уполномоченных государственных органов. Основу данной формы составляет защита интересов автора, обратившегося в суд или в другой уполномоченный орган который обязуется принять необходимые меры по восстановлению нарушенного права или охране такого права. Данный орган также обязан осуществлять содействие в охране субъективных прав правообладателей.

В пределах данной формы защиты также действуют общий и специальный порядок защиты авторского права.

Общий порядок предусматривает обращение автора или иного правообладателя в суд с исковым заявлением о нарушенных или оспариваемых правах. Суд обязан принять иск к рассмотрению. По общему правилу исковое заявление подаётся в суд по месту нахождения ответчика. То есть в данном случае действует территориальный принцип.

Исковой порядок обращения в суд это наиболее распространённая форма судебного обращения. Иск об оспаривании или нарушении авторского права может быть подан в районный или городской суд. Однако надо отметить, что если истец и ответчик являются юридическими лицами, то рассмотрение данного иска может быть передано третейскому суду.

Неюрисдикционная форма защиты предусматривает разрешение споров об авторстве самостоятельно гражданами без обращения в суд. То есть в установленном законом порядке и пределах действующего законодательства гражданин (автор или иной правообладатель) вправе восстановить нарушенные или оспариваемые права. По сути данная форма защиты в принципе сводится лишь к отказу совершения тех или иных действий. Например, отказ от внесения изменений в произведение, которые не предусмотрены договором, или полный отказ от договора.

Из приведённых выше форм приоритетной является гражданско-правовая форма защиты авторских прав. Данная форма предусматривает несколько способов защиты нарушенных и оспариваемых авторских прав.

Широкое распространение в практике получили следующие способы защиты авторских прав:

  • выплата компенсации
  • возмещение убытков
  • взыскание незаконно полученного дохода

В зависимости от вида исключительных прав те или иные способы защиты будут иметь большее значение. Колятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права).

2000г. с-270

Надо отметить, что приведённый перечень способов защиты не является исчерпывающим. Автор или иной правообладатель вправе осуществлять защиту нарушенных прав любым способом, не противоречащим закону.

Рассмотрим подробнее вышеуказанные способы.

Имущественный интерес автора в случае применения указанных способов удовлетворяется из денежной суммы понесенных им имущественных потерь, т.е. денежная сумма представляет собой компенсацию из средств, полученных путём незаконного использования произведения. При этом такая 5 компенсация может выражаться в виде возмещение убытков, либо представлять собой взыскание незаконного дохода в полной сумме, или же представлять собой непосредственно выплату компенсации.

независимо от наличия или отсутствия убытков.

Кроме того следует учитывать, что помимо способов защиты авторских прав законодательство в сфере регулирования авторского права предусматривает возможность применения к нарушителям некоторых дополнительных санкций. Например, в соответствии с п. 2 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» помимо возмещения убытков, взыскания незаконного дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10% от суммы, присужденной судом в пользу истца. При этом сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджета. Подлежат обязательной конфискации контрафактные экземпляры произведений или фонограмм по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда. Указанные экземпляры произведений подлежат обязательному уничтожению. Исключение составляют случаи, когда по просьбе правообладателя данные виды произведений могут быть ему переданы. Кроме того, суд или судья единолично, а также арбитражный суд могут вынести решение о конфискации материалов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.

Приведённые выше санкции носят скорее не гражданско-правовой характер, а административный и в целом не являются гражданско-правовыми способами защиты. Всё же их введение в авторское законодательство является абсолютно оправданной мерой, хотя и не своевременной.

Как правило, обладатель нарушенного авторского права может воспользоваться не любым, а вполне конкретным способом защиты своего права. Зачастую способ защиты нарушенного права либо прямо определен специальной нормой закона, либо вытекает из характера совершенного правонарушения. Так, например, если при опубликовании произведения искажено имя его автора, он может требовать лишь внесения соответствующих исправлений. Чаще, однако, обладателю авторского права предоставляется возможность определенного выбора среди потенциальных способов защиты. Например, в случае, когда в результате нарушения авторских или смежных прав потерпевшему причинены убытки, он вправе по своему усмотрению либо потребовать их возмещения в полном объеме, либо взыскать в свою пользу доход, полученный нарушителем вследствие нарушения авторских или смежных прав, либо потребовать выплаты ему компенсации в пределах, установленных законом.

Наконец, завершая общую характеристику гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав, нельзя не отметить, что новым законодательством прямо предусмотрены специальные меры, направленные на обеспечение исков по данной категории дел. Согласно ст. 50 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», суд или судья единолично, а также арбитражный суд могут вынести определение о запрещении ответчику либо лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских или смежных прав, совершать определенные действия и (или) о наложении ареста и изъятии всех экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материалов и оборудования, предназначенных для их изготовления и воспроизведения. Перечень действий, которые могут быть запрещены ответчику, включает изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт и иное пользование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник 2-е издание.2010г. с-200

Указанные меры рассматриваются в качестве дополнительных гарантий защиты интересов обладателей авторских и смежных прав, поскольку они направлены на обеспечение правильного рассмотрения дела и реального исполнения будущего судебного решения.

Административно-правовые способы защиты авторских и смежных прав

Преимущество административных мер борьбы с нарушителями авторского права и смежных прав состоит в том, что установить личность нарушителя и привлечь его к ответственности можно гораздо быстрее, чем в гражданском или уголовном судопроизводстве. Иногда только благодаря оперативным действиям правоохранительных органов можно получить доказательства незаконного использования, выйти на изготовителя контрафактной продукции, его производственную базу и склады. Полагаем, что законопослушные книгоиздатели, рекорд-компании и музыкальные издательства, продюсерские центры и другие легальные пользователи произведений и фонограмм имеют мощный административно-правовой рычаг воздействия на недобросовестных конкурентов — лиц, незаконно использующих объекты интеллектуальной собственности.

Анализ действующего законодательства и практики его применения позволяет сделать однозначный вывод: защищать свои исключительные права посредством административно-правовых мер не только можно, но и нужно, с тем, чтобы каждый нарушитель таких прав, способный своей незаконной деятельностью значительно подорвать интересы законных правообладателей (в частности хозяйствующих субъектов, вложивших немалые средства в реализацию своих проектов), был привлечен как минимум к административной ответственности, а контрафактная продукция была изъята из гражданского оборота. Гражданское право: В 2 ч. Ч. 2: Учебник / Под общ. ред. проф. В.Ф. Чигира. 1998г. с — 257

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (далее — КоАП РФ), вступивший в силу 1 июля 2002 года, предусматривает санкции административной ответственности за нарушение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе за нарушение авторских и смежных прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ административным правонарушением признаются: ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода.