Задержание подозреваемого в уголовном процессе

судебного порядка заключения под стражу и продления сроков содержания под стражей, изменение правил содержания под стражей и другие реформы демонстрируют стремление к совершенствованию уголовно-процессуального законодательства, приведению его в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации 1993 г. и международных правовых актов.

Задержание и заключение под стражу остаются наиболее часто применяемыми мерами процессуального принуждения. Так, в 2012 г. следователями органов внутренних дел было задержано 195 978, арестовано 127 808 человек; по сравнению с 2002 г. (годом введения в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 26 апреля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52 (ч. I).

— Ст. 4921; 2013. — № 17. — Ст. 2031. (далее — УПК РФ)) количество задержаний возросло в 2,36 раза, количество арестов — в 2,44 раза Официальная статистика МВД России [Электронный ресурс] // http://www.mvd.ru.

Задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений, часто сопряжено со значительными трудностями, что объясняется недостаточной его правовой регламентацией. У практических работников зачастую нет четкого представления о сущности подозрения в уголовном процессе, единого мнения по вопросу о том, что следует понимать под «иными данными», предусмотренными ч. 2 ст. 91 УПК РФ, как самостоятельным основанием для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений и т. д. Указанные обстоятельства не способствуют единообразному и правильному применению этой меры процессуального принуждения, что нередко порождает ошибки в следственной практике, влекущие нарушения прав и законных интересов личности.

Степень научной разработанности темы. Вопросы, связанные с задержанием подозреваемого были предметом исследования ряда ученых-процессуалистов: Л. М. Карнеевой , И. Л. Петрухина , М. С. Строговича , А. А. Чувилева и других авторов. Однако не все соответствующие вопросы получили должную теоретическую разработку. Так, неоднозначным остается понимание сущности процессуального задержания как меры, ограничивающей свободу передвижения лица и определение начального момента задержания, что порождает соответствующие трудности и отсутствие единообразия на практике. С учетом установленного Конституцией РФ краткого срока задержания весьма актуальным является теоретическое и законодательное уточнение целей, оснований и мотивов совершения этого процессуального действия. Ряд проблем связан с обеспечением права на защиту и других процессуальных прав лица, задержанного по подозрению в совершении преступления.

12 стр., 5642 слов

Меры уголовно-процессуального принуждения в российском уголовном процессе

... не допустить совершения преступления в будущем как уже привлеченными к ответственности лицами, так и другими гражданами. Цель моей работы изучить и проанализировать меры уголовно-процессуального принуждения, закрепленные в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, ...

Целью работы является исследование задержания подозреваемого в уголовном процессе.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи :

1. проанализировать понятие мер процессуального принуждения;

2. определить место задержания в системе мер процессуального принуждения;

3. раскрыть процессуальный порядок задержания подозреваемого и содержания его под стражей;

4. выявить особенности допроса подозреваемого.

Объектом исследования являются уголовно-процессуальные отношения, возникающие между участниками уголовного процесса при осуществлении задержания подозреваемого.

Предметом, Методологическую, Теоретическую

нормативную

Структурно

допрос принуждение задержание подозреваемый

Глава 1. Задержание в системе мер процессуального принуждения

1.1 Понятие мер процессуального принуждения

Государство ориентирует все отрасли права на расширение демократии, укрепление законности и правопорядка, усиление контроля над преступностью и полное использование в этом деле всей силы законов, чтобы ни один преступник не ушел от заслуженного наказания. В такой ситуации эффективная организация уголовного преследования возможна лишь при наличии в распоряжении правоохранительных органов мер государственного принуждения. Уголовный процесс, не обеспеченный государственным принуждением, потерял бы способность к реализации установленных законом правил и предписаний.

Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона или для предупреждения такого неисполнения. Принуждение — необходимый элемент в механизме правового регулирования. Оно представляет собой психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

В целях производства по уголовным делам, пресечения и предупреждения противодействия установлениям уголовного судопроизводства закон предусматривает возможность применения государственного принуждения к подозреваемым, обвиняемым в совершении преступлений, а также к другим участвующим в уголовном процессе лицам, не исполняющим требования закона либо могущим действовать вопреки его предписаниям.

Процессуальное принуждение, применяемое (в единстве с другими процессуальными мерами) к участникам процесса и другим субъектам в связи с их неправомерным поведением:

  • имеет своей целью пресечение и предотвращение различных форм неисполнения закона, т. е. выступает в качестве важного фактора предупреждения и пресечения преступной деятельности обвиняемых (подозреваемых);
  • способствует успешному проведению предварительного расследования и судебного разбирательства.

Принуждение, действующее в уголовном процессе, является частью государственного принуждения, выступающего одним из методов регулирования поведения в социуме. От других мер государственного принуждения меры уголовно-процессуального принуждения отличаются тем, что: применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер; применяются полномочными органами государства в пределах их полномочий; применяются к участвующим в деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создает или может создать препятствия для успешного хода уголовного судопроизводства; имеют конкретные цели, вытекающие из общих задач судопроизводства; применяются при наличии предусмотренных законом оснований, условий и в порядке, гарантирующем их законность и обоснованность; имеют особые содержание и характер.

16 стр., 7629 слов

Задержание как мера уголовно-процессуального принуждения

... уголовно-процессуального принуждения не связаны со столь строгим ограничением прав и свобод граждан, как лишение свободы и ограничение возможности ... уголовного судопроизводства перечисленных в ст. 6 настоящего кодекса. Задержание в уголовном процессе представляет собой лишение задержанного ... с мерой уголовно-процессуального принуждения превращает в следственное действие по закреплению доказательственной ...

Уголовное преследование сопровождается принудительным воздействием со стороны компетентных государственных органов на лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства. Возможность применения государственного принуждения является одним из основных средств обеспечения расследования, судебного рассмотрения уголовных дел, а также исполнения приговора. Задержание и заключение под стражу, без сомнения, следует считать мерами уголовно-процессуального принуждения, в наибольшей степени ограничивающими права и свободы лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений. Принуждение выражается в стеснении и ограничении личных, имущественных и иных субъективных прав граждан. К ограничениям прав граждан может относиться ограничение свободы, неприкосновенности жилища, тайны переписки, свободы передвижения, права осуществлять определенную трудовую деятельность и т. п. К ограничениям имущественного характера относится лишение права распоряжаться имуществом в том или ином объеме и т. п. Внешне принуждение выражается в форме психологического, физического или морального воздействия на поведение субъекта и имеет своей целью не только пресечение неправомерного поведения, но и его предупреждение.

Любая мера процессуального принуждения обязывает субъекта правоотношений выполнять предписания закона и действовать в ходе производства по делу в соответствии с правилами российского уголовно-процессуального права. Неприкосновенность личности (см. приложение 1) является одним из фундаментальных прав человека, гарантированных международными правовыми актами Всеобщая декларация прав человека. Принята на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. — 1998. — 10 дек.; Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. Вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ . — 1994. — № 12; Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.).

ETS N 005 // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3835., Конституцией РФ и выступает как один из принципов российского уголовного судопроизводства. Необходимость ограничения свободы и личной неприкосновенности граждан, которые еще не признаны судом виновными в совершении преступления, требует глубокого теоретического осмысления и строгой законодательной регламентации.

13 стр., 6241 слов

Применение мер пресечения в стадии предварительного расследования

... важнейших институтов уголовного судопроизводства — применение мер пресечения для предотвращения способов уклонения от следствия и суда. Из всех мер процессуального принуждения меры пресечения наиболее существенно ущемляют права и свободы обвиняемого или подозреваемого и в то ...

Общей для всех мер уголовно-процессуального принуждения является возможность их осуществления независимо от воли и желания лица, к которому они применяются. Такая возможность, однако, не всегда превращается в действительность, так как граждане нередко не только не препятствуют должностному лицу исполнять свои обязанности, но добровольно и сознательно выполняют предписания норм права. В то же время сама возможность принудительного исполнения этих мер придает им объективно-принудительный характер. Нельзя не учитывать и тот факт, что закрепление в законе возможности применения принуждения заставляет лицо действовать в соответствии с правовыми требованиями.

Конституция РФ

Государственная воля, выраженная в процессуальных обязанностях, должна, безусловно, претворяться в жизнь, независимо от того, содержат обязанности определенные правоограничения или нет. По своему целевому назначению уголовно-процессуальное принуждение призвано содействовать успешному осуществлению стоящих перед уголовно-процессуальной деятельностью задач. Эта общая цель конкретизируется применительно к непосредственным целям отдельных разновидностей принудительных средств уголовно-процессуального принуждения.

Н. А. Истина, Титова Ю. П.

В зависимости от характера и целей применения все меры процессуального принуждения в уголовно-процессуальном законе разделены на три группы: задержание подозреваемого (гл. 12 УПК РФ); меры пресечения (гл. 13 УПК РФ); иные меры процессуального принуждения (гл. 14 УПК РФ).

По своему содержанию и назначению меры процессуального принуждения можно разделить на: меры, обеспечивающие задержание лица по подозрению в совершении преступления (ст. 91 УПК РФ); меры пресечения, обеспечивающие надлежащее поведение лица, подвергаемого уголовному преследованию и обвинению (ст.ст. 97, 98 УПК РФ); меры процессуального принуждения, обеспечивающие порядок уголовного судопроизводства и надлежащее исполнение приговора (ст. 111 УПК РФ).

УПК РФ не включает в раздел процессуального принуждения следственные действия, осуществление которых связано с принуждением (например, обыск, выемка, контроль и запись переговоров и др.).

Поскольку производство указанных следственных действий направлено на обнаружение, собирание и закрепление доказательств по делу, то основания и порядок их проведения определены в соответствующих статьях УПК РФ, размещенных в главах, специально посвященных проведению этих действий.

Итак, уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона или для предупреждения такого неисполнения. Оно может выступать в многообразных формах и носить различный характер. Это и меры воздействия, направленные на борьбу с неправомерным поведением отдельных лиц и на восстановление нарушенного права, и меры, применяемые к участникам процесса и другим субъектам в целях пресечения или предотвращения их противодействия выполнению задач уголовного судопроизводства. Меры уголовно-процессуального характера, применяемые в качестве способов воздействия на поведение участвующих в деле лиц, принято называть мерами уголовно-процессуального принуждения. В уголовном судопроизводстве мерами процессуального принуждения являются предусмотренные уголовно-процессуальным законом принудительные средства, применяемые уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами при наличии к тому достаточных оснований и в порядке, установленном законом, в отношении подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, а также других участвующих в деле лиц в целях пресечения и предупреждения противоправных действий этих лиц, устранения препятствий для производства по уголовному делу и обеспечения надлежащего исполнения приговора.

11 стр., 5102 слов

Административное задержание как мера административного принуждения ...

... процессуальное содержание административного задержания; выявлены элементы механизма обеспечения соблюдения прав и свобод граждан при административном задержании, сформулированы общие и особенные положения тактики административного задержания. Структура дипломной работы ... будут обнаружены явные следы преступления». Уголовно-процессуальный закон допускает и иные основания задержания, если «…это лицо ...

1.2 Место задержания в системе мер процессуального принуждения

Титова Ю. П.

Действующим уголовно-процессуальным законом предусмотрены две формы ограничения свободы до вынесения обвинительного приговора суда:

  • задержание подозреваемого (ст.ст. 91 — 96 УПК РФ);
  • заключение под стражу подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления (ст. 108 УПК РФ).

С учетом положений современного законодательства и достижений процессуальной теории меры процессуального принуждения следует понимать как одно из проявлений уголовно-процессуального принуждения, выступающего средством обеспечения расследования и судебного рассмотрения уголовного дела, а также исполнения приговора. Одновременно меры процессуального принуждения могут выступать как меры процессуальной ответственности, защиты и превенции.

Ограничение свободы и неприкосновенности личности в той или иной степени свойственно всем мерам процессуального принуждения. Наиболее существенный признак, свойственный и задержанию и заключению под стражу, — принудительная изоляция подозреваемого или обвиняемого. Назначение указанных мер — при возможно минимальном ограничении прав и свобод подозреваемого, обвиняемого изолировать его и тем самым обеспечить процесс расследования и судебного рассмотрения уголовного дела, а также исполнение приговора.

Сравнительное исследование мер процессуального принуждения показывает, что признак принудительной изоляции свойствен не только задержанию и заключению под стражу, но и такой уголовно-процессуальной мере, как домашний арест. На общие признаки с мерой пресечения в виде заключения под стражу указывает судебный порядок решения вопроса о применении указанной меры. При этом содержание под стражей не свойственно ни домашнему аресту, ни помещению в психиатрический стационар, но, тем не менее, свобода и личная неприкосновенность ограничиваются весьма существенно [https:// , 15].

Задержание подозреваемого — это мера процессуального принуждения, состоящая в кратковременной принудительной изоляции лица, подозреваемого в совершении преступления, и помещении его в изолятор временного содержания, применяемая следователем, органом дознания, дознавателем, имеющая целью установление причастности или непричастности данного лица к совершению преступления, а также обеспечение судебной процедуры решения вопроса о его аресте. Задержание — это неотложное процессуальное действие, не относящееся к числу следственных действий, которое в большинстве случаев проводится на первоначальном этапе расследования уголовного дела.

4 стр., 1522 слов

Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление

... о причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление. К обстоятельствам, выделяемым законодательством и доктриной, относятся: необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайняя необходимость, физическое и психическое принуждение, ... укажут на данное лицо как на совершившее преступление; в) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в ...

Задержание подозреваемого — весьма эффективная мера уголовно-процессуального принуждения, посредством которой органы предварительного расследования имеют возможность:

  • воспрепятствовать лицу, заподозренному в совершении преступления, довести до конца преступные действия;
  • предотвратить совершение им новых противоправных деяний;
  • установить личность подозреваемого, если она неизвестна;
  • лишить лицо возможности скрыться от следствия и суда, уничтожить следы преступления или иным образом воспрепятствовать установлению истины по делу;

П. А. Решения

В настоящее время, как уже отмечалось выше, законодателем поставлена точка в подобных теоретических спорах: расположением гл. 12 УПК РФ в разделе 4-м УПК РФ законодательно решен вопрос о том, к следственным действиям или к мерам принуждения относится задержание — оно относится к процессуальным принудительным мерам (наряду с мерами пресечения и иными мерами принуждения).

Кроме того, выделение законодателем института задержания в отдельную главу УПК РФ подтверждает, что это индивидуальный институт, имеющий свои цели, задачи, основания и условия, процессуальный порядок оформления Назаров, С. Задержание — «иное» процессуальное действие / С. Назаров // Российская юстиция. — 2003. — № 7. — С. 48. В отличие от ранее действовавшего УПК РСФСР 1960 г., где вопросам задержания была отведена всего лишь одна статья (ст. 122), в УПК РФ им посвящена отдельная глава, состоящая из шести статей. В ст. 91 этой главы дан исчерпывающий перечень органов и должностных лиц, наделенных правом производить уголовно-процессуальное задержание.

В соответствии с российским уголовно-процессуальным законодательством задержание подозреваемого — мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК РФ).

Международное право дает общее понятие задержания и характеризует его как состояние любого лица, лишенного личной свободы не в результате осуждения за совершение правонарушения Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. Вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ . — 1994. — № 12.

Интересен анализ понятия «задержание» в некоторых странах зарубежья. Так, иначе, чем в российском праве, определяется задержание подозреваемого в уголовно-процессуальном законодательстве Республики Казахстан (это мера процессуального принуждения, применяемая с целью выяснения его причастности к преступлению и разрешения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде ареста); согласно уголовно-процессуального законодательства Молдовы, задержание состоит во взятии лица под стражу, доставлении его в орган дознания или к органу, ведущему уголовный процесс, и кратковременном содержании под стражей в местах и в условиях, определенных законом; в соответствии с уголовно-процессуальным законом Республики Беларусь, задержание — это фактическое задержание лица, доставление его в орган уголовного преследования и кратковременное содержание под стражей в местах и условиях, определенных законом; свое определение дает и уголовно-процессуальный закон Украины: задержание состоит в кратковременном лишении свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, в целях пресечения его преступной деятельности, предотвращения побега, сокрытия или уничтожения им доказательств.

11 стр., 5389 слов

Задержание по подозрению в совершении преступления

... задержания обвиняемого, объявленного в розыск Задержание обвиняемого - это новая мера процессуального принуждения, которая должна иметь свои основания и порядок применения, ибо случаи задержания лица по подозрению в совершении преступления обязаны разниться со случаями задержания подозреваемого, обвиняемого, объявленного в ...

Как представляется, все эти определения задержания лица имеют некоторые недостатки. Ведь задержание лица должно преследовать следующие цели: 1) немедленное пресечение его начавшейся или действительно угрожающей начаться преступной деятельности; 2) оперативное предотвращение сокрытия или уничтожения доказательств; 3) побега лица, предположительно совершившего преступление.

Башкатов Л. Н.

Можно придти к выводу, что по существу, задержание — это кратковременное лишение свободы, которое в силу своей неотложности не требует для его применения согласия суда. Ограничение свободы — не цель, а, скорее, неизбежное последствие изоляции лица. Исследование законодательства показывает, что термин «изоляция» носит правовой характер. Таким образом, более приемлемый объединяющий термин для задержания и заключения под стражу — «меры процессуального принуждения, состоящие в принудительной изоляции подозреваемых и обвиняемых». Лишение или ограничение конституционного права на свободу гражданина, не признанного виновным по приговору суда, не может составлять цели и содержания мер уголовно-процессуального принуждения и должно быть по возможности сведено к минимуму.

Итак, применение мер уголовно-процессуального принуждения необходимо для предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений. Среди них необходимо выделить ограничивающее личную свободу граждан — задержание лица, подозреваемого в совершении преступления. Задержание заключается в кратковременном фактическом лишении свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы, с целью выяснения его причастности к совершению преступления, обоснованности выдвинутого подозрения и разрешения вопроса о признании его подозреваемым, возможности применении меры пресечения до предъявления обвинения или освобождения и снятия подозрения.

Глава 2. Процессуальный порядок задержания подозреваемого

2.1 Основания и порядок задержания

Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований (ч. 1 ст. 91 УПК РФ):

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения.

Под «совершением преступления» в ст. 91 УПК РФ понимается не только ситуация обнаружения признаков оконченного преступления. Преступление с позиций данной нормы права будет совершено и в случае имевших место приготовления к преступлению или покушения на преступление.

12 стр., 5748 слов

Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление ...

... при задержании лица, совершившего преступление; 7) выявить проблемы разграничения причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, со смежными институтами; 8) Предложить пути совершенствования института причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление. Объектом исследования, Предметом исследования, Методы исследования., Теоретическая значимость работы, Практическая ...

«Застигнуто» — значит, его не только увидели, но и поймали (осуществили его захват).

Обычно застигнутое лицо доставляется в орган предварительного расследования, где решается вопрос о необходимости и возможности его задержания в порядке ст.ст. 91 и 92 УПК РФ.

Основание «лицо застигнуто при совершении преступления», как правило, не вызывает трудности в уяснении. Однако перед тем, как констатировать его наличие, следует проверить, уверены ли вы, что имело место действительно преступление, а не какое-либо иное, похожее на преступление, но все же не преступное деяние.

Понятие «при совершении преступления» указывает на то, что следователь (дознаватель и др.) или любой иной гражданин сами наблюдали совершение лицом преступления (нанесение человеку удара ножом, вытаскивание из сумки кошелька и т. п. ).

Когда очевидцем явился следователь (дознаватель и др.), он (сам) производит задержание по п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК РФ. Если же очевидцем преступления было какое-либо иное лицо, налицо сразу два основания — п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК РФ: лицо застигнуто при совершении преступления и очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление.

«Лицо застигнуто непосредственно после совершения преступления» — это значит, оно не пропадало из поля зрения его преследователей. Пример. На глазах у сотрудников ГИБДД совершается дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом. Преступник с места происшествия уезжает. Но он не успевает скрыться из поля зрения сотрудников ГИБДД. И сколько бы ни продолжалась погоня, задержание лица по подозрению в совершении преступления в такой ситуации (не выпавшего из поля зрения преследователей) будет считаться имевшим место непосредственно после совершения преступления;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут нa данное лицо как нa совершившее преступление. Такая ситуация возможна, например, если подозреваемый находится среди предъявляемых для опознания лиц. Также такая ситуация может иметь место, когда потерпевший, будучи участником поисковой группы, заметил подозреваемого в толпе в магазине и указал на него оперативным сотрудникам.

С. Ф. Механизм, О. И. Цоколова

В данной формулировке ключевым является слово «явные». Явные следы — следы, которые непосредственно, категорично и твердо указывают на причастность лица к преступлению, что исключает возможность другого разумного объяснения их некриминального происхождения. Примером может служить задержание Д. в ходе производства по уголовному делу о незаконном обороте оружия (ст. 222 Уголовного кодекса Российской Федерации Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 05 апреля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954; 2013. — № 14. — Ст. 1667. (далее — УК РФ)).

Основанием задержания послужил тот факт, что при подозреваемом под верхней одеждой в скрытой кобуре были обнаружены пистолет системы Макарова и восемь патронов к нему. Номер у пистолета был сбит, документов на ношение огнестрельного оружия Д. не имел Бюллетень Верховного Суда РФ . — 2011. — № 4. — С. 23.

21 стр., 10070 слов

Преступления в сфере правосудия

... сочинения о получении взятки от должностного лица лично или через кого-либо - о даче взятки. Уложение устанавливало ответственность за совершение должностных преступлений по некоторым видам другой деятельности государственной ...

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 2 ст. 91 УПК РФ).

Б. Б. Глава

Г. В. Проблемы, Минобороны РФ, И. В. Задержание

Не следует считать задержанием доставление лица в орган полиции для выяснения личности, действия контролеров службы движения, направленные на обеспечение наложенного штрафа, и т. п. Не является задержанием административный арест, применяемый за отдельные виды административных правонарушений сроком до 15 (за некоторые правонарушения — до 30) суток в судебном порядке (ст. 3.9 КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 05 апреля 2013 г.) // Российская газета. — 2001. — 31 дек.; 2013. — 08 апр.).

Итак, уголовно-процессуальное законодательство весьма обстоятельно определяет условия, при которых гражданин может быть задержан (ст. 91 УПК РФ).

Но нельзя не отметить, что некоторые следователи и работники органов дознания смотрят на задержание не как на процессуальное действие, связанное с пресечением преступной деятельности подозреваемого или попыткой скрыться от следствия или суда, а как на средство доказывания обнаруженного, но еще не раскрытого преступления. Задержание иногда используется работниками правоохранительных органов для того, чтобы получить «нужные» им, этим работникам, доказательства, заставить задержанного признать свою вину, если даже лицо невиновно и выдвигает при этом какие-либо убедительные доводы в свое оправдание. Такое положение недопустимо.

Вот пример из практики. А-кин был задержан и помещен в ИВС, после чего от него стали требовать признать свою вину в разбое, совершенным им, якобы, накануне. Вместе с тем, никаких доказательств совершения указанного преступления А-киным не было. При этом он представлял доказательства его нахождения в момент, когда был совершен данный разбой, в ином месте. Однако эти доказательства работниками полиции (в то время — милиции) были проигнорированы. Дальнейшее расследование показало, что этот разбой совершил О-в. Очевидно, что в данном случае задержание А-кина было незаконным Бюллетень Верховного Суда РФ . — 2009. — № 4. — С. 21. .

Ю. В. Об использовании

Подозрение должно рассматриваться в различных аспектах:

  • а) как составная часть функции уголовного преследования;
  • б) как утверждение (вывод) органов предварительного расследования о причастности лица к совершению преступления, основанное на неполных знаниях о расследуемом противоправном деянии и лице, его совершившем;
  • в) как общее условие применения задержания, влекущее при наличии правовых оснований и других условий, прямо указанных в законе, появление подозреваемого.

    Н.

Н. Неретин

Основаниями для подозрения являются:

  • а) возбуждение уголовного дела в отношении лица по основаниям и в порядке, которые установлены гл. 20 УПК РФ;
  • б) фактические данные, полученные из источников и обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 91 УПК РФ;
  • в) установление сведений о причастности лица к совершению преступления в иных случаях.

Юридическим основанием для признания лица подозреваемым должно быть постановление о привлечении в качестве подозреваемого. Только после вынесения соответствующего постановления, лицо может быть водворено в ИВС или следственный изолятор на срок до 48 часов или к нему применена по решению суда мера пресечения — заключение под стражу, домашний арест или избрана другая мера принуждения.

В связи с вышеуказанным, предлагается дополнить УПК РФ следующими статьями: «Подозрение», «Основания подозрения», «Срок подозрения».

Статью «Подозрение» изложить в следующей редакции: «Подозрение — это утверждение органа уголовного преследования, на основании имеющихся фактических данных, о причастности конкретного лица к совершению преступления».

Задержание лица по подозрению в совершении может быть произведено лишь при наличии перечисленных выше оснований. Однако анализ практики применения ст. 91 УПК РФ показывает, что основания задержания подозреваемого органами дознания и следователями в ряде случаев толкуются по-разному. Вот первое основание — если лицо застигнуто во время или непосредственно после совершения преступления. Определенную сложность вызывает понимание термина «застигнуто непосредственно после совершения преступления». Примером может служить необоснованное задержание С. по подозрению в совершении квартирной кражи. Так, рано утром следственно-оперативная группа выехала по срочному вызову на место происшествия — квартиру, расположенную на седьмом этаже девятиэтажного дома. Следователь с оперативным уполномоченным поднялись в квартиру, в которой никого не было, а участковый уполномоченный остался у подъезда. В ходе осмотра следователь заметил, что квартиру кто-то тайком покинул. Желая проверить свою догадку, он вышел на лестничную площадку и обнаружил в лифте молодого человека. По рации следователь дал распоряжение участковому задержать заподозренное лицо при его выходе из подъезда. Задержанным оказался С. Впоследствии на допросе С. в качестве подозреваемого выяснилось, что он проживает в соседней квартире и был задержан при выходе из лифта ошибочно, возможно вместо молодого человека, которого он видел спускающимся по лестнице Бюллетень Верховного Суда РФ . — 2009. — № 12. — С. 21. Если бы следователь в этой ситуации имел верное представление о первом основании задержания, он смог бы избежать необоснованного применения меры принуждения.

А. В. Ольшевский