Роль СМИ во внешний политике и международных отношениях

Дипломная работа

Регулирование и контроль за деятельностью СМИ осуществляется через систему законодательства, а также путем разработки специальных правительственных программ содействия СМИ. Европейский суд по правам человека постановил, что свобода СМИ требует особой защиты, дабы обеспечить им возможность играть жизненно важную роль общественного стража и распространять представляющую общественный интерес информацию.

Такие страны как Австрия, Германия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Франция отличает явно выраженная свобода мнений, закрепленная письменно в конституциях. В Великобритании и Австралии ситуация иная: законодатели этих стран утверждают, что свобода мнения гарантирована в их неписаных конституциях. В Германии и Испании считается, что представители прессы обладают большими, чем кто-либо, правами собирать и распространять информацию. Эти права являются следствием особой роли СМИ в формировании общественного мнения и служении общественным интересам.

В некоторых странах на правительства возложена обязанность поддерживать свободу СМИ и плюрализм мнений в соответствии с положениями конституции (Нидерланды, Швеция) или с судебным толкованием (Франция, Германия).

Наиболее серьезную защиту свободы СМИ предусматривает законодательство Швеции. В конституциях ряда стран (Нидерланды, Испания, Швеция) четко прописаны права граждан на получение необходимой информации, а суды Франции, Германии, США обращаются к положениям конституции для обеспечения гарантии таких прав. В Нидерландах правительственные органы должны соблюдать право общественности на доступ к информации. Конституция Швеции гарантирует всем гражданам «в их отношениях с государственной службой… свободное получение любой информации или возможность ознакомиться с другими мнениями».

В федеративных государствах (Канада, США, Австралия) основные законы, определяющие деятельность СМИ, Включая законы о клевете и вмешательстве в частную жизнь, принимаются на уровне субъектов федерации. В Австрии федеральное правительство имеет все полномочия по решению вопросов, связанных со СМИ. В Германии вопросы, связанные с клеветой и вмешательством в частную жизнь, регулирует федеральный закон, в то время как другие вопросы, связанные с массовой информацией, решаются на уровне законодательства земель. В Германии бытует мнение, согласно которому все вопросы, касающиеся прессы, должны решаться федеральным правительством, чтобы свести к минимуму сложности, возникающие из-за разделения полномочий. Это мнение в последние годы получает все большее распространение, особенно в связи со всеобщим стремлением к единообразию законов о СМИ в ЕС.

10 стр., 4814 слов

Конституции зарубежных стран

... синоним термина «фактическая конституция» в зарубежных странах часто употребляется термин «социальная конституция» или конституция в материальном смысле ... а прилагаются к конституции. По вопросу о значении конституции в жизни страны существуют разные взгляды. ... конституция» (Колумбия), «союзный конституционный закон» (в Австрии — один из актов), «основной закон» (Германия). В ряде стран конституция ...

Отдельные законы о печати имеют только Австрия и Швеция. Закон содержит основные положения, касающиеся прессы (в Швеции такой закон обладает конституционным статусом).

В то время как в ФРГ существует целый ряд федеральных законов, затрагивающих прессу, каждая земля имеет отдельный закон о печати, и все они построены по одному образцу. Во Франции действует ряд законов о печати. Такие страны, как Австралия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Испания, Великобритания, США, не имеют никакого отдельного закона о печати и мало (или вообще не имеют) законов, которые применяются исключительно к СМИ. Во многих странах реформаторы в последние годы призывают к кодификации и усовершенствованию законов, и во Франции этот процесс уже начался.

Конституции Германии, США и Швеции предлагают меры конституционной защиты чести и достоинства.

Итак, можносделатьвыводыипредложения:

Прирассмотрениивопросаособстве нноинформированиинаселенияосоциальнозначимыхсобытияхипропагандетехилииныхвзглядовнеизбежновстаетвопрососхожестииразличияхинформацииипропаганды.Существуетмножествоконцепцийоролисредствмассовойинформациивсовременныхмеждународныхотношениях,нониводноммеждународно-правовомдокументеточнонеопределеныразличиямеждусобственноинформациейипропагандой,нетичеткихкритериевответственностизапропагандуидей,осужденныхмировымсообществом.Вероятно,следуетболеедетальноразработатьмеханизмыосужденияиответственностивмеждународномправе.Помнениюмногихисследователейввопросеустановленияинститутаответственностизамеждународнуюинформационнуюдеятельностьследуетрассматриватьидеологическуюнасыщенностьсообщенийиустановитьответственностьзаущерб,которыйможетбытьнанесензаведомоложнойинформациейиливследствиенедобросовестностиработниковСМИ.

Насегодняшнийденьнедостаткомко нвенцииомеждународномправеопроверженияявляетсято,чтоонаненалагаетнагосударстваюридическивыраженнойобязанностиопубликоватьилиинымобразомвыразитьопровержение.ФактическинедействуетмеханизмопроверженияиврамкахООН.Апотомупредставляетсянеобходимымразработатьболееконкретныемерыдляреализацииэтогоправа.

Крометого, сегодняможноговоритьнеомеждународно-правовойответственности,аскорееобэтическомпринципе,согласнокоторомуСМИнесутскорееморальнуюответственностьпередаудиторией,чемюридическую.Апотомуследуетразработатьосновныепринципыимеханизмыправовойответственности(вплотьдоуголовной)работниковСМИзараспространениеложнойизаведомоневернойинформации.

ВсеобщаяДекларацияправчеловека 1948годаявляетсярезолюциейГенеральнойАссамблеиООНиноситрекомендательныйхарактер,вотличиеотМеждународногопактаогражданскихиполитическихправах1966года.Следовательно,приопределенииправачеловеканасвободуинформациинеобходимоориентироватьсянаположенияст.19и20Международногопактаогражданскихиполитическихправахчеловека.Показательно,чтопактынебылиратифицированырядомстран,адругиесделалиоговоркиотносительност.19и20оправенаинформацию.Однакоссылкинавнутренниезаконодательства,обеспечивающие«безграничную»свободуинформацииневсегдаоправданны.Всегосударствавтойилиинойстепенирегулируютпорядокраспространенияисодержанияинформации,передаваемойнаихтерритории,однакозадачамеждународногоправаисостоитввыработкеобщихправилиунификациидействующихзаконодательств.

15 стр., 7140 слов

Классификация технических средств охраны, их основные тактико-технические ...

... время. В соответствии с рис. 1.1 технические средства охранной сигнализации входят в состав комплекса технических средств охраны наряду с техническими средствами наблюдения, средствами управления доступом и вспомогательными средствами, объединенными общей оперативно-тактической задачей. Как ...

Рассмотрениесотрудничествавобл астирадиоителевиденияпозволяетутверждать,чтоонооченьскупооформленовправовомотношениинауровнемеждународногопубличногоправа,апотомувсемгосударствамследуетдолжнымобразомпривестисвоинациональныезаконодательствавсоответствииснормамиипринципамимеждународногоправадлясозданияусловийдальнейшегосотрудничествавэтойсфере.

Такимобразом,можноутверждать, международноесотрудничествовобластииспользованияирегулированиядеятельностисредствмассовойинформацииприобретаетбольшерегулирующуюфункцию,нежелипользовательскую.Этонеудивительно,т.к.любоесуверенноегосударствострогоследуеттолькосвоейполитике.

2РОЛЬСРЕДСТВМАССОВОЙИНФОРМАЦИИ ВОВНЕШНЕЙПОЛИТИКЕИМЕЖДУНАРОДНЫХОТНОШЕНИЯХ

2.1Средства массовой информации как важнейший механизм реализация государственной внутренней и внешней политики

Проникновение СМИ в общественно-политическую жизнь многонационального общества чрезвычайно велико и многоаспектно.

Нельзя забывать, что эпоха кардинальных перемен в Казахстане, переход от тоталитарного общественного устройства к демократическому, становление новой государственности начинались во многом благодаря средствам массовой информации. Именно они открыли для общества ранее табуизированные темы, отказались от догм и постулатов прежнего времени, взяли на вооружение лозунги свободы, демократии, плюрализма. На современном этапе печать, радио, телевидение стали катализатором общественного обновления и включения в политическую жизнь широких слоев населения. Средства массовой информации способствовали как демонтажу устаревших, так и действующих социальных структур и государственных институтов. Они стали элементом обновления жизни общества и активным участником политического процесса.

Пресса, телевидение, радио, вообще средства массовой информации — это посредник, главным образом, между властью и гражданским обществом. Закон РК «О средствах массовой информации» гарантировал СМИ независимость от институтов государственного управления, и это нужно отнести к важнейшим демократическим завоеваниям в Казахстане. В тоже время Закон декларирует недопустимость злоупотреблений свободой массовой информации, в частности разжигания национальной розни. Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан, по расовой или национальной принадлежности, языку, отношению к религии, профессии, месту жительства и работе, а также в связи с их политическими убеждениями.

2 стр., 948 слов

Контракты в международной торговле

... рассмотреть контракты в международной торговле. Задачи: 1. Изучить понятие типового контракта и содержание общих условий; 2. Проанализировать типы контрактов в международной торговле. 1. ... внешней торговли, определяемой как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности - Международная ...

Следует помнить, что в международных и отечественных правовых документах говорится не только о свободе средств массовой информации, но и о их ответственности.

От СМИ как социального института, требуется мобилизация их ресурсного потенциала для влияния на формирование толерантного сознания, межэтнического взаимодействия, снижения напряженности, распространения знаний о народах, их истории, духовных ценностях, которые в сумме составляют духовное единство многонационального народа Казахстана. Важное место в этой работе следует отводить региональным средствам массовой информации. Таким образом, средства массовой информации выступает как фактор стабилизации межнациональных отношений в многонациональном и поликонфессиональном Казахстане. В этом процессе важная роль принадлежит региональным средствам массовой информации.

Международныеотношенияносятобъ ективныйхарактер.Всоответствиисэтимвыделяютследующиевидымеждународныхотношений,каждыйизкоторыхимеетсвоюструктуру,функции,свойпроцессразвития.

Политические– играютглавенствующуюроль,т.к.преломляют,синтезируют,детерминируютвседругиевидыотношений.Политическиеотношениянаходятсвоевыражениевреальнойполитическойдеятельностиэлементовполитическойсистемы,преждевсегогосударства.Онигарантируютбезопасностьисоздаютусловиядляразвитиявсехостальныхотношений,т.к.вконцентрированномвидевыражаютклассовыеинтересы,чтоиопределяетихглавенствующееположение.

Экономическиеинаучно- технические.Всовременныхусловияхэтидвавидамеждународныхотношенийпрактическинеотделимы,и,кромеэтого,немогутсуществоватьвотрывеотполитическихотношений.Внешняяполитиканаправлена,какправило,назащитуэкономическихотношений,которыевлияютнаформированиемировогорынка,международногоразделениятруда.Состояниеэкономическихотношенийвомногомопределяетсяуровнемразвитияпроизводстваипроизводительныхсилгосударств,различнымимоделямиэкономики,наличиемприродныхресурсовидругимисекторами.

Идеологическиеотношения– относительносамостоятельнаячастьполитическихотношений.Рольизначениеидеологическихотношенийизменяетсявзависимостиотизмененияролиидеологивобществе.Нохарактернаобщаятенденция–квозрастаниюролиидеологии,аследовательно,иидеологическихотношений.

Международно-правовыеотношенияпредполагаютрегулированиевзаимоотношенийучастниковмеждународногообщенияправовыминормамииправилами,окоторыхэтиучастникидоговорились.Международно-правовоймеханизмпозволяетучастникамзащититьсвоиинтересы,развиватьвзаимоотношения,предотвращатьконфликты,решатьспорныевопросы,поддерживатьмирибезопасностьвинтересахвсехнародов.Международно-правовыеотношенияносятуниверсальныйхарактериосновываютсянасистемеобщепризнанныхпринципов.Кромеобщепризнанныхнорм,регулирующихвсевидымеждународныхотношений,существуютиспецифическиенормы,которыерегулируютихспециальныенаправления(дипломатическоеправо,морскоеторговоеправо,международныйарбитраж,судит.д.).

Военно-стратегическиеотношения ,ккоторымотноситсяобширнаясфераспецифическихобщественных,международныхотношений,такилииначесвязанныхспрямымилиопосредованнымсозданием,наращиванием,перераспределениемвоеннойсилы.

25 стр., 12096 слов

Понятие и виды международных преступлений

... раскрытие института международных преступлений в международном уголовном праве. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: описать историю возникновения института международных преступлений; охарактеризовать понятие и признаки международных преступлений; описать элементы состава международного преступления; раскрыть отличительные черты международных преступлений. Объектом ...

Созданиеядерногооружиярадикаль ноизменилохарактер,масштабыиинтенсивностьвоенно-политическихотношенийгосударств:союзнические,конфронтационные,кооперационно-конфронтационные.

Культурныеотношения, восновекоторыхлежатпроцессыинтернационализацииобщественнойжизни,взаимопроникновенияиобогащениякультур,системобразования,бурноеразвитиесредствмассовойинформации.Вбольшинствесвоемосновноезначениевихразвитииимеютнеправительственныеорганизации.

Изформмеждународныхотношенийвы деляютполитико-правовые,дипломатические,протокольные,организационные,торгово-экономические,финансовые,кооперативные,информационные,военно-стратегические(союзы,блоки,объединения).Особаярольпринадлежитсоциальнымформаммеждународныхотношений:

а)международныеконтакты, начинаяспростейшихмеждународныхсвязейсубъектовдляудовлетворенияихсоциальныхпотребностей-научныеконференции,симпозиумы,гастролитеатров,отдельныхактеров,выступленияписателей,музыкантов,певцовит.п.