Судебные расходы в арбитражном процессе (2)

, четыре главы, заключение и список использованной литературы.

В процессе выполнения контрольной работы использовались диалектический и исторический методы исследования; общенаучные и частно-научные приемы, включая системный подход; сравнительно-правовой, исторический, логический и другие методы.

  1. Судебные расходы: понятие и виды.

В арбитражном процессе институт судебных расходов имеет функциональную направленность, аналогичную данному институту в гражданском судопроизводстве. Несмотря на различия в субъектном составе участников арбитражного и гражданского процессов, характере рассматриваемых споров, существование данного института обусловлено одними и теми же причинами.

Во-первых, при организации деятельности судов по рассмотрению и разрешению споров и собственно осуществлении данной деятельности государство несет значительные расходы, которые складываются из затрат на содержание судебной системы, материально-техническое обеспечение судов. Кроме того, в сферу судопроизводства вовлекаются лица, оказывающие содействие в осуществлении правосудия, свидетели, эксперты, переводчики, деятельность которых требует материальной компенсации, совершаются процессуальные действия, требующие дополнительных материальных затрат, например при осмотре доказательств на месте. Полностью возложить на государство, а более точно на налогоплательщиков расходы, связанные с функционированием судебной системы, неоправданно.

Законом обязанность частично возместить расходы на судопроизводство возлагается на лиц, в интересах которых рассматриваются и разрешаются споры в судах. Следует подчеркнуть, что к числу данных лиц относятся субъекты материально-правовых отношений, по поводу которых возник спор, рассматриваемый судом. Это стороны, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования. От обязанности возмещения расходов освобождаются прокуратура, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов.

9 стр., 4178 слов

Правоохранительные органы в системе безопасности России

... относят: Совет безопасности РФ, органы федеральной службы безопасности; органы внешней разведки; федеральные органы государственной охраны; органы федеральной фельдъегерской связи; органы пожарной безопасности. Такой в целом можно представить систему органов безопасности страны. Повторимся, в ...

Во-вторых, уплата расходов возлагается на недобросовестную сторону, т.е. либо истца, обращающегося в суд с необоснованными требованиями, либо ответчика, добровольно не исполнившего свою обязанность перед другой стороной, что привело к возникновению дела в суде. Тем самым существование института судебных расходов призвано выполнить в известной мере превентивную функцию, связанную с предотвращением случаев необоснованного обращения в суд, побуждением обязанное лицо добровольно и своевременно исполнить принятые на себя обязательства, урегулировать заинтересованным лицам свой спор в соответствии с действующим законодательством без привлечения к его разрешению суда.

Названными причинами определяется содержание понятия «судебные расходы».

Судебные расходы — это денежные суммы, уплачиваемые участниками процесса в ходе рассмотрения дела арбитражным судом и имеющие целью полное или частичное покрытие средств, которые необходимы для осуществления правосудия. Судебные расходы регламентируются целым рядом источников: гл. 9 АПК, гл.25.3 НК и др. актами.

Существуют два вида судебных расходов: государственная пошлина, судебные издержки (ст. 101 АПК РФ).

Государственная пошлина – это установленный законом обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий, совершаемых арбитражными судами по рассмотрению, разрешению, пересмотру арбитражных дел и выдачу документов. Размер государственной пошлины определяется Федеральным законом и зависит от характера спора и цены иска.

Плательщиками государственной пошлины являются юридические и физические лица, совершающие в своих интересах юридические действия и получающие документы, имеющие юридическую силу, в специальных учреждениях.

Непосредственно субъектами уплаты судебных расходов являются:

  1. стороны (истец, ответчик);
  2. третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора;
  3. заявители по определенным категориям дел.

Остальные лица уплачивают судебные расходы в тех случаях, когда ими совершаются действия, влекущие необходимость уплаты судебных расходов. Так третье лицо без самостоятельных исковых требований обязано уплатить государственную пошлину при подаче кассационной жалобы на судебное решение. Порядок уплаты и размер государственной пошлины определяются Законом.

6 стр., 2914 слов

Судебные расходы по гражданским делам (3)

... Российской Федерации, состоят из государственной пошлины, взимаемой государством за рассмотрение дела судом, и иных издержек, связанных с рассмотрением дела. 1.2 Компенсационная функция судебных расходов в гражданском судопроизводстве Известно, что ...

Судебные издержки это денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов иных лиц, оказывающих юридическую помощь, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде. Размер судебных издержек прямо не зависит от характера спора и цены иска и различен по каждому конкретному делу в зависимости от фактически произведенных затрат.

Уплата судебных расходов является обязательным условием для заинтересованных лиц для возбуждения и ведения дела в арбитражном процессе. Необходимость их возмещения участниками процесса вытекает как из принципа диспозитивности, так и процессуального равноправия сторон, и отражает необходимость самостоятельного ведения своих дел в суде.

Различие между государственной пошлиной и издержками, связанными с рассмотрением дела арбитражным судом, заключается в следующем. Государственная пошлина представляет собой фиксированный в НК сбор, уплачиваемый в доход государства при совершении определенных процессуальных действий в арбитражном суде. Судебные издержки носят больше компенсационный характер и уплачиваются в связи с необходимостью несения сторонами различных расходов по ходу ведения дела. При этом и государственная пошлина, и судебные издержки, в конечном счете, распределяются между лицами участвующими в деле, в зависимости от результатов рассмотрения дела.

2.Государственная пошлина.

Упоминание о судебных расходах впервые встречается в «Русской правде», тогда пошлина взималась с обеих сторон. В более поздних правовых источниках также сохранилось обложение пошлиной обеих сторон спора (например, по Судебнику 1550 г.).

В период судебной реформы 1864 г. был введен штраф в размере 5% от суммы иска с лица, не в пользу которого вынесено решение. Подобные меры имели важное значение в плане предупреждения необоснованного заявления иска и стимулирования сторон к окончанию спора миром.

В соответствии со ст. 333.16 НК РФ — государственная пошлина – это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении их юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах (п. 2 ст. 88 ГПК РФ).

По – этому порядок и сроки взимания государственной пошлины определены в ст. 333.18 гл. 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ, а ее размеры в ст. 333.19 НК РФ. Размеры государственной пошлины устанавливаются таким образом, чтобы они не препятствовали доступности правосудия, но в то же время были ощутимыми1 .

25 стр., 12029 слов

Патентные и иные пошлины

... государственной власти и органов местного самоуправления. 1.2 Оформление патентных прав Составление и подача ... ГК, патентные пошлины не ... д) реферат. Центральный ... патентного поверенного является обязательной). Патентная заявка составляется по строго определенным правилам, отступление от которых недопустимо. Само понятие "заявка" является собирательным и охватывает ряд отдельных документов: а) заявление ...

В соответствии с п.3 ст.3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Вместе с тем государственная пошлина не является прямым эквивалентом соответствующей «публичной услуги», ее размер жестко не связан с суммой реальных затрат на рассмотрение каждого конкретного дела.

Законодателем установлено три системы исчисления государственной пошлины:

1) в строго установленном законом размере;

2) в процентном отношении к цене иска;

3) в процентном соотношении к госпошлине, уплачиваемой по делам неимущественного или имущественного характера.

Для исковых заявлений имущественного характера размер государственной пошлины устанавливается пропорционально цене иска. Цена иска определяется по правилам, установленным в ст. 91 ГПК РФ. Для исков о взыскании денег цена иска определяется взыскиваемой суммой, а об истребовании имущества — она прямо связана со стоимостью истребуемого имущества. Если же эту величину определить затруднительно либо если она оказывается слишком большой (иски о взыскании алиментов и других периодических платежей), закон ограничивает цену иска предельным размером (суммой платежей за год либо за три года).

Если в заявлении содержится несколько требований, одни из которых носят имущественный, а другие — неимущественный характер, государственная пошлина взимается совокупно как за требования имущественного характера, так и неимущественного характера.

Согласно ст. 333.19 НК РФ госпошлина уплачивается в следующих размерах:

  1. при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке – в процентном отношении к стоимости истребуемого имущества (Подробнее ст. 333.19 НК РФ);
  2. при подаче заявления о вынесении судебного приказа — 50% размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера;
  3. при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц — 100 руб.; для организаций — 2000 руб.;
  4. при подаче надзорной жалобы, апелляционной жалобы и кассационной жалобы — 50% размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера;
  5. при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, по делам особого производства, об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, по делам о взыскании алиментов — 100 руб.;
  6. при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отмене решения третейского суда — 1000 руб. и т.д.