Этапы развития советской милиции

Эффективное функционирование милиции зависит от многих факторов, наиболее значимым из которых является высокопрофессиональный, стабильный, нравственно и психологически устойчивый кадровый состав, способный качественно решать государственные задачи по обеспечению безопасности личности, выявлению и раскрытию преступлений, охране общественного порядка. В последние годы из милиции уходят опытные, квалифицированные кадры. Решение данной проблемы во многом зависит от активной деятельности кадровых аппаратов, к компетенции которых относятся комплектование, обучение и воспитание специалистов. В этой связи становится актуальным исследование истории возникновения и развития кадровых аппаратов, стоящих перед ними целей и задач, а также специфики организации и направлений деятельности.

Для современного законодателя и правоприменителя особый интерес представляет опыт функционирования кадровых аппаратов советской милиции, так как именно в период существования Советского государства были заложены основы действующей системы кадровой работы.

Изучение истории развития кадровых аппаратов советской милиции, воссоздание целостной картины их исторической эволюции способствуют более глубокому осознанию сущности данного института. Обобщение отечественного опыта развития кадровых аппаратов советской милиции, анализ результатов их деятельности, выявление положительных и отрицательных сторон могут быть полезны для совершенствования законодательства, регламентирующего организацию и функционирование управлений (отделов) кадров органов внутренних дел Российской Федерации.

Значимость изучения и обобщения опыта особенно очевидна, если обратиться к периоду 60-х — середины 80-х годов прошлого века в истории советской милиции, который насыщен многочисленными событиями, сочетанием положительных и отрицательных тенденций. Именно в этот исторический промежуток была достигнута известная стабилизация правоохранительной системы, выработаны достаточно эффективные механизмы противодействия различным проявлениям противоправного поведения. Причем акцент был перенесен на предупреждение и профилактику правонарушений, чего не достает современной российской полиции.

6 стр., 2926 слов

История советской милиции

... правовую-историко картину становления и функционирования кадровых советской аппаратов милиции в период с 1917 по 1991 г. следующих: раскрыть понятие милиции, историю милицейской становления службы; проанализировать систему милицейских ... или уездной земской Министру. управой внутренних дел принадлежало общее деятельностью руководство милиции, издание инструкций и наказов нее для, а также производство ...

Степень разработанности проблемы. Организационно-правовые основы становления и функционирования кадровых аппаратов советской милиции в 1917–1991 гг. раскрываются в работах Ю.Е. Аврутина, А.Г. Братко, М.Н. Иванова, А.П. Косицына, Р.С. Мулукаева, А.А. Макеева, Л.В. Миловановой, В.И. Полубинского, С.П. Шатилова и других авторов.

Хронологические рамки работы охватывают 1917–1991 гг. – период с момента создания советской рабоче-крестьянской милиции (постановление НКВД РСФСР «О рабочей милиции» от 10 ноября 1917 г.) до момента принятия 18 апреля 1991 г. Закона РСФСР «О милиции», в соответствии с которым милиция приобрела новый статус, организационную структуру и место в системе органов государственной власти нового Российского государства. Корни процесса становления советской милиции уходят также в Февральскую революцию в России. После свержения самодержавия царская полиция была ликвидирована. Юридическим закреплением процесса ликвидации стали постановления Временного правительства от 06.03.1917 г. о ликвидации корпуса жандармов, и от 10.03.17 г. об упразднении Департамента полиции. Была провозглашена замена полиции «народной милицией». Правовой основой организации и деятельности милиции определялась в постановлениях Временного Правительства «Об утверждении милиции» и «Временном положении о милиции», изданные 17 апреля 1917 года. В своем постановлении Временное постановление старалось не допустить существования одновременно и народной милиции и вооруженных формирований трудящихся, которые существовали в это смутное время. Возникшие во время Февральской революции Советы рабочих и крестьянских депутатов одновременно с народной милицией организовывали отряды рабочей милиции и другие вооруженные формирования трудящихся, которые охраняли фабрики и заводы, и наблюдали за охраной общественного порядка. В октябре 1918 года НКВД и НКЮ утвердили Инструкцию «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции», юридически закрепившей создание штатной профессиональной милиции в РСФСР, как исполнительного органа рабоче-крестьянской центральной власти на местах.

Период 1917-1920 гг. в становлении милиции приобретает особую значимость: именно в эти годы закладывались политические и правовые основы российской, накапливался опыт охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. В истории милиции немало положительного, героического и трагического, познавательного и поучительного, бесценный опыт многих поколений сотрудников.

Все вышесказанное обосновывает актуальной выбранной темы.

Цель работы — всестороннее изучение этапов развития советской милиции.

Работа состоит из ведения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет

Октябрьская революция 1917 года. Создание НКВД

Октябрьская революция 1917 года в России — вооруженное свержение Временного правительства и приход к власти партии большевиков, провозгласившей установление советской власти; начало ликвидации капитализма и перехода к социализму. После Октябрьского переворота II Всероссийский съезд Советов юридически закрепил образование Советского государства и закрепил ликвидацию Временного Правительства и его органов на местах и в центре. В числе 13 наркоматов, вошедших в его состав, был и Народный комиссариат внутренних дел (НКВД).

7 стр., 3424 слов

Советская власть в Казахстане

... подавлено. Но оно сыграло очень существенную роль в подготовке установления Советской власти в Средней Азии и Казахстане, в особенности в его южных районах. Сентябрьские события в Ташкенте показали трудящимся контрреволюционность политики буржуазного Временного ...

Центральные органы милиции прекратили свое существование 2 декабря 1917 года. На местах все зависело от воли новых «хозяев жизни». Во многих городах и районах милиция Временного Правительства распускалась, в других же — осуществлялась ее реорганизация под руководством полуграмотных политработников.

НКВД — центральный орган государственного управления Советского государства по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка в 1917 — 1946 годах, впоследствии переименовано в министерство внутренних дел.

Две главные задачи стояли перед наркоматом: организация советского строительства на местах и охрана революционного порядка. НКВД разрабатывал положения и инструкции по вопросам советского строительства, устанавливал типовую структуру Советов и их органов, наблюдал за правильностью проведения на местах съездов Советов и перевыборов в Советы, разбирал конфликты между Советами, собирал и отрабатывал статистические данные об их деятельности.

Как орган охраны общественного порядка НКВД руководил рабоче-крестьянской милицией, специальной милицией, уголовным розыском, войсками внутренней охраны, постановки дела записи актов гражданского состояния. Кроме того, наркомат и его местные органы управляли коммунальным хозяйством, занимались вопросами, связанными с устройством пленных и беженцев.

Наркомом внутренних дел РСФСР в ноябре 1917 года был назначен Г.И.Петровский. На основе структуры дореволюционного Министерства начали формироваться штаты центрального аппарата НКВД, создана Коллегия, куда вместе с Петровским вошли Ф.Э. Дзержинский, М.Я.Лацис, И.С. Уншлихт, М.С. Урицкий. В состав НКВД входят: секретариат, коллегия НКВД, отдел местного управления, центральный статистический отдел, финансовый отдел, контрольно-ревизионная комиссия, отдел управления Медицинской частью, ветеринарный отдел, отдел местного хозяйства, беженский отдел, иностранный отдел, бюро печати.

Основными направлениями деятельности Комиссариата внутренних дел в первые годы Советской власти становятся:

  • организация, подбор кадров и контроль за деятельностью местных Советов;
  • контроль за исполнением распоряжений центральной власти на местах;
  • охрана «революционного порядка» и обеспечение безопасности граждан;
  • общее руководство профессиональной и финансово-хозяйственной деятельностью органов милиции, исполнения наказаний, противопожарной охраны;
  • руководство коммунальным хозяйством.

Впрочем, уже осенью 1918 года руководство статистикой, медициной, ветеринарным делом, печатью было передано в другие наркоматы и ведомства.

7 октября 1918 года Управление рабоче-крестьянской милиции реорганизовано в Главное управление милиции (ГУМ), которое становится самостоятельным звеном НКВД и состоит из следующих подразделений: инструкторский отдел, информационный отдел, общий отдел, управление уголовного розыска, культурно-просветительский отдел, отдел снабжения.

Таким образом менее, чем за год, из отделения Отдела местного управления центральный аппарат милиции был реорганизован в самостоятельное Главное управление НКВД РСФСР.

В 1920-1922 годах функции НКВД были расширены: под его контролем оказались места заключения, органы конвойной и пожарной охраны и даже преобразованная в ОГПУ знаменитая ВЧК.

6 стр., 2614 слов

История развития терминов полиция и милиция

... милиция - уходит из правового поля органов местного управления и теряет связь с обществом и его институтами. В 1990-е годы милиция ... терминов полиция и милиция. 1. История развития терминов полиция и милиция По справедливому замечанию Ф. Энгельса, «полиция также ... политработников. Правовым основание организации советской милиции постановление НКВД «О рабочей милиции» изданное 28.10 (10.11). 17 г. ...

24 мая 1922 года ВЦИК и СНК РСФСР утверждают «Положение о НКВД», которое юридически закрепляет сложившуюся структуру Наркомата и определяет основные направления его деятельности в новых условиях. В соответствии с положением НКВД РСФСР является исполнительным аппаратом Президиума ВЦИК и включает:

  • Организационно- административное управление;
  • Главное управление милиции;
  • Главное управление принудительных работ;
  • Центральное управление по эвакуации населения ( Центроэвак);
  • Главное управление коммунального хозяйства с пожарным отделом;
  • Управление делами;
  • Государственное политическое управление (до ноября 1923 г);

Основные задачи Наркомата определялись следующим образом:

  • руководство деятельностью местных органов административного управления,
  • организация и управление милицией,
  • организация принудительных работ,
  • организация всех видов перевозок (кроме воинских) людских контингентов: военнопленных, беженцев, переселенцев, рабочей силы,
  • руководство городским и сельским благоустройством.

Организационно- административное управление отвечало за:

  • наблюдение за работой местных Советов,
  • осуществление Декрета об отделении церкви от государства,
  • прием и выход из российского гражданства,
  • изменение волостных границ,
  • запись актов гражданского состояния.

Основные этапы развития и формирование правовых основ советской милиции

Первая российская революция, Манифест 17 октября 1905 года, объявлявший политические права и свободы, учреждение законодательной Государственной Думы не могли не вызвать изменений в государственном аппарате, в частности в МВД. Осенью 1905 года в нем было создано Особое делопроизводство по выборам в Государственную Думу и Государственный Совет. Оно координировало деятельность местных органов по подготовке и проведению выборов. Отмена предварительной цензуры, провозглашение свободы печати привели к появлению множества новых газет и журналов, в которых подвергалась критике деятельность государственных учреждений, особенно МВД.

В 1906 году по инициативе П.А.Столыпина в МВД была образована комиссия для подготовки реформы полиции, что, естественно, должно было повлечь и изменения в структуре центрального аппарата МВД. Комиссия, руководимая заместителем министра А.А.Макаровым, работала до 1911 года, но безрезультатно. После смерти П.А.Столыпина она была ликвидирована. Власть отказалась от идеи реформы центрального аппарата министерства внутренних дел и полиции империи. Его структура и функции оставались практически неизменными до февральской революции в России 1917 года.

Перед отречением от престола 2 марта 1917 года император Николай П подписал указ о назначении Председателем Совета министров князя Георгия Евгеньевича Львова. Его кандидатура была выбрана не самим царем, а Временным комитетом Государственной Думы, взявшим на себя управление страной в дни Февральской революции. В сформированном Г.Е.Львовым правительстве девять из двенадцати министров являлись членами Государственной Думы. Г.Е.Львов одновременно занял пост министра внутренних дел. Возглавив министерства, бывшие думские депутаты были поставлены перед необходимостью не только овладеть государственным аппаратом, но и значительно изменить его. Прежде всего, это относилось к органам внутренних дел.

3 стр., 1498 слов

Конституционно-правовой статус государственной думы РФ

... Актуальность темы: реализация на практике конституционно-правового статуса Государственной Думы как главного выразителя воли населения (граждан), представляющего собой мало исследованную область. Цель работы: подвергнуть анализу конституционно-правовой статус Государственной Думы. Задачи работы: обосновать структуру ...