Основные принципы профессиональной морали сотрудников пожарной охраны

Аварии на железнодорожном транспорте и атомных электростанциях, стихийные бедствия, авиа- и экологические катастрофы имеют большие социальные и экономические последствия, а их возникновение носит «случайный» характер. В связи с этим спасательные службы МЧС России работают в режиме повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации. Работа в очаге поражения (режим ЧС) сопряжена с большой физической нагрузкой и реальной опасностью для здоровья и жизни спасателей.

Наиболее оптимальное время оказания реальной помощи пострадавшим колеблется от нескольких часов и даже минут (при оказании помощи человеку, запертому в горящей квартире) до нескольких дней (при разборе завалов, вызванных землетрясением).

В первом случае реальная опасность для жизни спасателя определяется минутами и часами, во втором — сутками. Опыт подбора групп, работающих в условиях опасности показал, что по эффективности деятельности они делятся на две категории.

Первая категория — группа «А» характеризуется высокой эффективностью деятельности с первых же минут пребывания в экстремальных условиях. Сотрудники, относящиеся к этой группе, работают с полной отдачей, нередко используя нестандартные решения с просчитанным и оправданным риском для жизни.

Через несколько дней у них резко снижаются функциональные резервы организма и способность прогнозирования реальной опасности как для себя, так и для окружающих. На конечном этапе спасательных работ эффективность их деятельности близка к нулю, а вероятность создания ими критических ситуаций, ведущих к гибели, резко возрастает. Эта категория людей, после непродолжительного пребывания в опасной зоне, должна быть отправлена на отдых, где наряду с общепринятыми методами психологической разгрузки должна активно проводиться фармакологическая коррекция.

Вторая категория — группа «Б» характеризуется меньшей эффективностью деятельности, но продолжительность их работы в экстремальных условиях существенно выше (до нескольких десятков дней).

Причина таких различий кроется в индивидуальных особенностях регуляторных функций центральной нервной системы человека.

Таким образом, необходимо учитывать индивидуальные особенности адаптации и дезадаптации, адаптационные возможности и адаптивность при профессиональном отборе и профессиональном подборе, практически любого специалиста, практически в любой области. Особенно это касается специалистов, профессиональная деятельность которых протекает в осложненных и экстремальных условиях.

7 стр., 3195 слов

Причины и условия совершения преступлений сотрудниками правоохранительных ...

... опрошенных сотрудников органов внутренних дел отметили, что около 80% преступлений, совершаемых сотрудниками, не попадают в официальную уголовную статистику. 1. Причины и условия совершения преступлений сотрудниками правоохранительных органов Специфика службы в ОВД такова, что существует реальная ...

Подготовка личного состава в системе МЧС к деятельности в экстремальных условиях неразрывно связана с формированием у них профессиональных и психологических качеств, связанных с умением управлять своим психологическим состоянием, снимать стресс. Надо ли говорить, что не стоит пассивно ждать, когда сформируется личность специалиста, или уповать на то, что все придет с опытом. Нужно с первых же дней зачисления человека на службу формировать у него такие профессиональные и психологические качества, которые гарантировали бы боевую эффективность и постоянную готовность к действиям в сложных, опасных для жизни условиях.

Основные принципы профессиональной морали сотрудников пожарной охраны

Если обучение направлено, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков, то воспитание, главным образом затрагивает психологические свойства личности, такие как убеждения, установки, привычки, мотивы, мировоззрение, отношение к себе и окружающей действительности.

Нравственное воспитание сотрудника ГПС МЧС России начинается с формирования этических знаний. Он определяет свою линию поведения или конкретный поступок, исходя из своего представления о профессиональной чести, служебном достоинстве, гражданском и служебном долге. Соответствие мотивов поступка представлениям об этических категориях служит мощным стимулом решительных действий, в том числе и связанных с риском для жизни и здоровья.

Этические знания и требования трансформируются в нравственные качества сотрудника тогда, когда превращаются в мотивы и эталоны поведения. Моральные качества, выступающие как свойство характера и раскрывающие наиболее типичные черты поведения пожарного, являются важным элементом нравственности личности. Основным содержанием моральных качеств служит соотношение общественного и личного в сознании и поведении.

Таким образом, принципы профессиональной морали сотрудника пожарной охраны складываются на основе имеющихся у него личных качеств. Какими же личностными качествами должен обладать спасатель?

Говоря о личностных особенностях сотрудника пожарной охраны, необходимо рассмотреть и совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для личности способы поведения. Эти особенности не являются врожденными, в отличие от особенностей протекания нервных процессов, и постоянным свойством личности, он обусловливается его общественным бытием. Личностные особенности личности можно изменить в лучшую или худшую сторону, в зависимости от того, в какой социальной среде данная личность находится.

В структуре устойчивых индивидуальных особенностей выделяют четыре группы черт.

Первая группа — отношение к окружающему миру.

Взаимодействие с окружающим миром: другими людьми, группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д. является неотъемлемой составляющей существования человека. Ведь, если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует… Человек является частью окружающего мира, и от того, в каком этот мир состоянии, зависит и состояние самого человека. Поэтому, особенно важно формировать в воспитуемом бережное отношение к людям, природе, экологии, к предметам, технике, да и вообще к тому, что его окружает. Делясь частью своей души, искренне заботясь об окружающем мире, человек обогащает свой внутренний мир, обретает истинные ценности. И такие важные качества, как высокая нравственность, порядочность, наличие чувства долга, смелость, решительность, целеустремленность, ответственность становятся не некой формальностью, а реальными компонентами

Отношение к окружающему миру выражается в направленности личности, которая проявляется в действиях, поступках, поведении и определяется мировоззрением человека, его потребностями.

Вторая группа- отношение к деятельности, труду, своему служебному долгу. При этом нужно учитывать и иметь в виду, что отношение к труду, к своему служебному долгу проявляется не только в мыслях и чувствах сотрудника пожарной охраны, но и воплощается в действии. При анализе отношений сотрудника пожарной охраны к труду и служебному долгу необходимо учитывать следующие качества подчиненных: проявление трудолюбия, инициативы, аккуратности, дисциплинированности, настойчивости, решительности, умение преодолеть трудности, храбрость, самообладание, энергичность, исполнительность, сдержанность, вдумчивость, находчивость и т. д.

Отрицательное отношение сотрудника пожарной охраны к своему служебному долгу проявляется в таких чертах, как лень, боязнь трудностей, недисциплинированность, равнодушие, неорганизованность, нерадивость и т.д.

Третья группа — отношение сотрудника пожарной охраны к другим людям, товарищам по службе в отделении, карауле, части, отношение к начальникам. Отношение к людям проявляется в таких чертах, как чуткость, уважение к сослуживцам, откровенность, вежливость (грубость), замкнутость, скрытность, черствость, обладает ли способностью критиковать товарищей в их присутствии и быть принципиальным до конца или критикует только заочно.

При изучении черт устойчивых индивидуальных особенностей своих подчиненных, относящихся к этой группе, необходимо учитывать причины их замкнутости, скрытности и других качеств. Причины замкнутости могут быть разные: перенесенные в прошлом обиды; воспитание без родителей или родителями плохого поведения; переживание за свои прошлые ошибки, неудачи в жизни; физический недуг и т. п.

Четвертая группа — отношение сотрудника пожарной охраны к самому себе. К этой группе черт устойчивых индивидуальных особенностей относятся, с одной стороны, гордость, самодовольство, высокомерие, суетность, заносчивость, тщеславие; с другой – скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание собственного позора и отчаяние.

По этому поводу Л. Н. Толстой писал, что «человек — это дробь, в которой числитель его истинное достоинство, а знаменатель — оценка человеком самого себя. И чем больше знаменатель, тем меньше целое».

Это выражение перекликается с известной формулой У. Джемса:

Успех

Самоуважение = ——————-

Притязания

И, подкрепляя положительный успех, мы можем повысить и самоуважение личности, и, соответственно, поддерживая уровень притязаний в соответствии с важными личностными качествами и ценностно-смысловым уровнем психологического здоровья. Самоуважение складывается из различных параметров, своеобразных «кирпичиков», которые и составляют ядро личности. Если не уделять внимание одному «кирпичику», рушится целостность. Важно уделять внимание физическому своему здоровью; «В здоровом теле – здоровый дух», — говорил великий полководец. Вообще, здоровое отношение к самому себе – залог телесного, социального и духовного самосохранения. Длительность продуктивной профессиональной жизни зависит напрямую от бережного отношения к собственному как физическому, так и к духовному здоровью. Так, небрежное отношение к себе в чрезвычайной ситуации, необоснованная склонность к риску, может привести к тому, что роль спасаемого будет играть сам спасатель, что не допустимо.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате теоретического анализа мы можем выделить «ядро» личности сотрудника пожарной охраны. Его характеризуют: высокая нравственность, порядочность, наличие чувства долга, смелость, решительность, целеустремленность, ответственность, способность к принятию самостоятельного решения, дисциплинированность и умение подчиняться, реалистическое мышление, эмоциональная стабильность, толерантность к стрессу и фрустрации, умение оценить имеющееся в распоряжении время и в соответствии с ним планировать свои действия, умеренная склонность к риску, бдительность, способность конструктивно преобразовывать внешнюю реальность в своём внутреннем мире так, чтобы это не разрушало целостность личности.

Конечно, это «идеальная» картинка, и человек с этим набором качеств не рождается. Свойства нервных процессов заложены природой, и у каждого человека степень их выраженности разная, и познавательные психические процессы (память, внимание, уровень интеллекта) развиты также у всех в разной степени.

Эффективность нравственного воспитания сотрудников пожарной охраны зависит от сочетания воздействия социальной макро- и микросреды. Об этом свидетельствуют ряд моральных принципов, которые формируются в социальных условиях развития, а именно: нравственность, порядочность, чувство долга, смелость, решительность, целеустремленность, ответственность, способность к принятию самостоятельного решения, дисциплинированность и умение подчиняться.

На наш взгляд, формирование и преобразование этих основных принципов в качества личности сотрудника пожарной охраны является основной задачей нравственного воспитания в системе Государственной противопожарной службы МЧС России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kontrolnaya/moralnyie-aspektyi-deyatelnosti-pojarnoy-ohranyi/

  1. Артамонов, В.С., Моторин, В.Б., Ткачев, П.А. и др. Организация работы с кадрами Государственной противопожарной службы. – СПб., 2002.
  2. Олейников, В.С. Теоретические основы нравственно-правового воспитания сотрудника органов внутренних дел России: автореф. дисс. … докт. пед. наук. – СПб., 1993.
  3. Солнцев, В.О. Нравственное воспитание сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России в процессе профессиональной подготовки // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2009, № 4 (44).

  4. Концепция кадровой политики МЧС России / Приказ МЧС России № 225 от 19 мая 2004 г.
  5. О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России / Приказ МЧС России № 859 от 30 ноября 2005 г.