Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных и автономных республик, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных и городских Советов народных депутатов, нотариат, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения и другие подведомственные им учреждения и организации составляют единую систему Министерства юстиции СССР.
Цель моей работы – рассмотреть деятельность органов и учреждений юстиции в
70-80 гг. ХХ века.
Основные задачи:
- Рассмотреть образование Министерства юстиции с 1970 г., на качественно новой основе, посредством создания общесоюзных и союзно-республиканских министерств, которые наделялись функциями руководства порученной ему отраслью государственного управления и непосредственно подчиненными ему учреждениями и организациями;
- Исследовать структуру центрального аппарата Министерства юстиции СССР и их функции;
- Изучить направления деятельности Министерства юстиции: вопросы руководства судами; систематизация законодательства и подготовка законопроектов; правовая работа в народном хозяйстве; правовая пропаганда; кадровые вопросы; судебно-экспертные и научные проблемы; ответственность за работу нотариата, органов загса, адвокатуры; вопросы деятельности органов юстиции и судов и др.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что этот период был ознаменован подъемом и активизацией юридической работы в стране, оживилась и деятельность самих органов юстиции; вопросы права, усиления борьбы с преступностью стали предметом неоднократных и непосредственных рассмотрений в ЦК КПСС, Президиуме Верховного Совета СССР и Совете Министров СССР. Министерство юстиции в этот период выглядело очень солидно. Здесь работали лучшие специалисты с мировым именем. На высоком уровне находилась исполнительская дисциплина, ответственность работников за порученное дело.
Глава 1. Образование Министерства юстиции СССР в 1970 г.
В 1970 г. система Министерства юстиции была воссоздана, и это было оправдано. Важнейшее значение для повышения роли министерств в системе органов советского государственного управления имели решения сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС по вопросам «дальнейшего улучшения управления промышленностью и строительством». Пленум, проводя курс новой администрации на централизацию, признал необходимым восстановить на качественно новой основе отраслевой принцип управления народным хозяйством через министерства, отказавшись от действовавшего с 1957 г. территориального принципа управления через совнархозы. 12 октября 1965 г. было принято постановление Совета Министров СССР № 755 «Вопросы, связанные с образованием общесоюзных и союзно-республиканских министерств».
Органы государственного управления как объект административного права
... органов государственного управления как субъектов административного права через их адиминистративно-правовой статус, виды и систему органов исполнительной власти и место органов ... отраслью управления (министерства, некоторые комитеты и ведомства, отделы и управления); — межотраслевой (специальной) компетенции, ведающие вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (органы статистики, ...
30 июля 1970 г. было принято постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов», в котором отмечалось, что имевшиеся упущения в деятельности юридических учреждений во многом обусловлены несовершенством руководства ими. «В целях повышения уровня государственного руководства судами и другими учреждениями юстиции и дальнейшего совершенствования их деятельности, осуществления методического руководства правовой работой в народном хозяйстве, совершенствования законодательства и укрепления социалистической законности, а также улучшения работы по систематизации и подготовке предложений о кодификации законодательства» было признано целесообразным образовать союзно-республиканское Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных и автономных республик, отделы юстиции в краях и областях.
31 августа 1970 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об образовании союзно-республиканского Министерства юстиции СССР.
Министерство юстиции СССР возглавил Владимир Иванович Теребилов.
Глава 2. Структура и функции Министерства юстиции СССР
В ноябре 1970 г. постановлением Совета Министров СССР была утверждена структура центрального аппарата Министерства юстиции СССР:
- Управление общих судов;
- Управление систематизации законодательства и подготовки законопроектов;
- Управление правовой работы в народном хозяйстве;
- Второй отдел;
- Отдел кадров;
- Отдел по вопросам правовой пропаганды и правового воспитания граждан;
- Отдел адвокатуры;
- Отдел судебно-экспертных учреждений;
- Отдел нотариата и загсов;
- Отдел судебной статистики;
- Первый отдел;
- Приемная (на правах отдела);
- Канцелярия (на правах отдела);
- Хозяйственное управление.
12 августа 1971 г. в составе Министерства образовано Управление военных трибуналов. В ноябре 1972 г. в аппарате Минюста СССР создан Организационно-методический отдел. В августе 1976 г. вновь образовано Управление хозяйственного законодательства.
В Министерстве юстиции СССР была образована коллегия в составе министра (председатель) и заместителей министра по должности, а также других руководящих работников Министерства. Члены коллегии Министерства утверждались Советом Министров СССР.
При Министерстве юстиции СССР в этот период состояли: ВНИИСЗ; Всесоюзный научно-исследовательский институт судебных экспертиз (ВНИИСЭ); Всесоюзный институт усовершенствования работников юстиции (ВИУРЮ); Научно-консультативный совет. В сентябре было принято решение о создании печатного органа Министерства юстиции СССР — журнала «Человек и закон».
Для рассмотрения научных рекомендаций и иных предложений по улучшению организации и деятельности учреждений юстиции и по другим вопросам при Министерстве юстиции СССР были созданы Научно-консультативный совет и Координационно-методический совет.
Деятельность органов и учреждении юстиции в 40-60 г. ХХ века
... в систему юстиции были включены судебно- экспертные учреждения. Незаконное воздействие органов юстиции на суды положило одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1956 году. Позже были ликвидированы и республиканские министерства юстиции. В РСФСР Министерство юстиции ... пошло по пути ужесточения политического режима, поиска «виновных» в недостатках и срывах в экономике. Этот путь был ...
Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных и автономных республик, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных и городских советов народных депутатов, нотариат, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения и другие подведомственные им учреждения и организации составляли единую систему Министерства юстиции СССР.
В развитие принятых решений в сентябре—ноябре 1970 г. были приняты указы президиумов верховных советов союзных республик об образовании министерств юстиции. 24 сентября было воссоздано Министерство юстиции РСФСР. Министром юстиции РСФСР назначен Владимир Михайлович Блинов.
В рассматриваемый период
Главными задачами Министерства юстиции СССР определялись: укрепление социалистической законности, охрана прав и законных интересов государственных, кооперативных, общественных организаций и граждан; совершенствование деятельности по борьбе с преступностью и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений; обеспечение организационного руководства судами, повышение уровня этой работы, всемерное содействие осуществлению целей правосудия и задач суда при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону; систематизация и подготовка предложений о кодификации законодательства, всемерное содействие повышению уровня кодификационных работ, проводимых министерствами и ведомствами СССР, по совершенствованию законодательства; совершенствование деятельности нотариата, органов записи актов гражданского состояния, адвокатуры, судебно-экспертных и других подведомственных организаций и учреждений юстиции; совершенствование правовой работы в народном хозяйстве в целях усиления ее влияния на повышение экономической эффективности общественного производства, охраны социалистической собственности, дальнейшего укрепления государственной и трудовой дисциплины, строгого соблюдения прав и законных интересов предприятий, организаций, учреждений и граждан; организация пропаганды правовых знаний и разъяснение законодательства среди населения; содействие развитию правовой науки и использованию ее достижений в государственном, хозяйственном и культурном строительстве; обеспечение учреждений и организаций системы Министерства и судов квалифицированными кадрами; переподготовка и повышение квалификации кадров этих организаций, учреждений и органов.
В русле этих задач работало и Министерство юстиции РСФСР.
Большими правами и обязанностями был наделен министр юстиции СССР, персонально отвечавший за выполнение возложенных на Министерство задач. Министр издавал приказы и инструкции и давал указания, обязательные для исполнения министерствами юстиции союзных и автономных республик, отделами юстиции исполнительных комитетов краевых, областных и городских Советов народных депутатов, органами записи актов гражданского состояния, адвокатур, учреждениями судебных экспертиз, нотариата, другими подведомственными Министерству учреждениями юстиции и организациями, а по вопросу организации работы — судами союзных республик и военными трибуналами; проверял исполнение этих приказов, инструкций, указаний.
Юридическая деятельность Министерства образования Республики Башкортостан
... образования. Финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан. Министерство является юридическим лицом, имеет счета, открываемые в соответствии с законодательством, гербовую печать и ... на подпись министру; - представление в установленном порядке интересов Министерства в судах и других органах; - систематизированный учет и хранение нормативных ...
Важную роль в работе Министерства юстиции играла коллегия Минюста СССР. На своих регулярно проводимых заседаниях она рассматривала основные вопросы деятельности Министерства: заслушивала доклады министров юстиции союзных и автономных республик, начальников отделов юстиции исполнительных комитетов краевых, областных и городских Советов народных депутатов, руководителей органов записи актов гражданского состояния, нотариата, адвокатуры, научно-исследовательских учреждений, учебных заведений и других подведомственных Министерству учреждений и организаций, доклады председателей Верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных, городских, районных народных судов и военных трибуналов по вопросам организации работы судов, отчеты управлений и отделов Министерства, вопросы проверки исполнения, подбора и воспитания кадров, обсуждала разрабатываемые Министерством проекты важнейших законодательных актов и постановлений Правительства СССР, заключения по проектам нормативных актов, вопросы систематизации законодательства, проекты важнейших приказов и инструкций.
К функциям органов и учреждений юстиции относилось участие в различных конференциях, семинарах, симпозиумах и их организация, деловые поездки, в том числе по вопросам борьбы с правонарушениями.
В 1977 г. была принята новая Конституция СССР. Новая Конституция, сохраняя существовавший порядок выбора судей и народных заседателей, подчеркивала их ответственность и подотчетность перед избирателями и избравшими их органами. Эти и другие важные положения определили новые задачи для органов юстиции. Главной среди них являлась задача совершенствования советского законодательства на базе новой Конституции. Прежде всего должны быть разработаны законы, прямо названные в Конституции, а также вытекающие из ее содержания.
Глава 3. Деятельность Минюста в 1970-1980 гг.
3.1. Министерство юстиции и судебное управление
Первостепенной задачей, поставленной перед Министерством юстиции в рассматриваемый период, являлось организационное руководство судами. В этой сфере Минюст разрабатывал предложения по вопросам организации судов союзных республик и военных трибуналов (дислокация, структура, штаты), проведения выборов судей и народных заседателей; руководил организацией отчетов судей перед избирателями; проверял организацию работы судов союзных республик и военных трибуналов, заслушивал по этим вопросам доклады председателей судов и военных трибуналов и принимал меры к улучшению работы по изучению и распространению положительного опыта; обеспечивал создание надлежащих условий для осуществления правосудия; в целях дальнейшего совершенствования деятельности судов изучал и обобщал судебную практику, координируя эту работу с Верховным Судом СССР, а также использовал результаты обобщения для устранения выявленных недостатков в организации работы судов; проверял организацию работы судов по рассмотрению материалов об административной ответственности и принимал меры к улучшению этой работы; организовывал работу по ведению судебной статистики и использовал ее данные для улучшения организации и деятельности судов союзных республик и военных трибуналов по осуществлению правосудия и для подготовки предложений по совершенствованию законодательства; организовывал социологические исследования в целях разработки мер по борьбе с преступностью и укреплению социалистической законности, координируя эту работу с Прокуратурой, Верховным Судом, Министерством внутренних дел СССР и другими заинтересованными учреждениями и организациями; осуществлял руководство и контроль за работой по исполнению решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий; оказывал правовую помощь товарищеским судам, добровольным народным дружинам и другим общественным организациям, ведущим борьбу с правонарушениями.
Организация работы военной прокуратуры
... правовых актах и во внесенных изменениях, а некоторые в оптимальной и добросовестной работе органов военной прокуратуры. Действуют разные кодексы такие как: Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Гражданский ... государем, фискалы образовались при всех центральных и местных органах - коллегиях, канцеляриях, судах и др. В их основную обязанность входило тайно проведывать, доносить и обличать ...