Понятие, предмет и метод конституционного права

  • Понятие, предмет и метод конституционного права.
  • Конституционное право — категория многоплановая. В науке конституционного права она рассматривается в трех аспектах: как отрасль права в системе национального права, т. е. как совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данной страны; как наука, изучающая конституционно- правовые нормы и формирующиеся на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на достижениях и данных науки.

    Конституционное право как отрасль права в любом государстве — составная часть его национальной правовой системы. Эта отрасль права, как и другие, является совокупностью правовых норм, установленных и охраняемых государством. Но конституционное право отличается от других отраслей права прежде всего особенностями той сферы общественных отношений, на регулирование которых направлены нормы этого права.

    Сфера отношений, регулируемых нормами конституционного права, — предмет этой отрасли права. Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, имеющихся во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу: а) устройства государства и организации государственной власти; б) гражданской свободы (отношения между человеком и государством).

    Регулирование устройства государства и организации государственной власти осуществляется путем установления основополагающих положений, принципов, определяющих качественную характеристику государства. Это — народовластие, государственный суверенитет, разделение властей, форма правления, форма государственно-территориального устройства. Это также — определение субъектов государственной власти и способов ее реализации.

    Конституционно-правовые нормы устанавливают систему и виды органов государственной власти и местного самоуправления, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, полномочия, формы деятельности;

    • регламентируют отношения между ними.

    Установленные конституционно-правовыми нормами основы взаимоотношений между органами законодательной и исполнительной власти определяют форму правления страны, а между центральными

    6 стр., 2772 слов

    Морозова Л.А. Теория государства и права. I. введение в теорию ...

    ... развития. Латиноамериканская правовая семья Другая особенность латиноамериканских государств - заимствование у США президентской формы правления, конституции и некоторых конституционных институтов. В целом сфера публичного права у государств Латинской ... большая автономия судебной власти по отношению к другим ветвям власти. Это выражается не только в правотворческих полномочиях судебной власти, но и в ...

    Конституционное право как отрасль национального права

    н региональными органами государственной власти — форму государственно- территориального устройства.

    Вторая важная сфера отношений, регулируемых конституционным правом, — отношения между человеком и государством. Однако конституционное право регулирует не всю сферу этих взаимоотношений — ее регулируют также другие отрасли права: трудовое, гражданское, административное и др. Конституционно-правовые нормы устанавливают основополагающие принципы правового статуса личности, основные права, свободы и обязанности.

    Права и свободы принадлежат человеку от рождения, они не могут быть ограничены ни государством, ни его основным законом. Нормы конституционного права демократических государств закрепляют неотъемлемость прав и свобод, провозглашают их высшей ценностью и устанавливают обязанности государства по их охране и защите.

    Конституционное право свободных стран не регулирует отношений человека и общества, не устанавливает основ общественного строя и гражданского общества. В принципе в конституционном праве (есть, конечно, исключения) ни в какой форме не закрепляется руководство государства обществом. Общество независимо от государства и стоит над ним. Взаимоотношения между обществом и государством должны строиться на признании свободы человека и институтов гражданского общества.

    1. Конституционно-правовые отношения.

    Конституционно-правовые отношения – это берущие начало в конституционно-правовых нормах связи социальных субъектов на основе их юридических прав и обязанностей. Конституционно-правовые отношения накладываются на жизнедеятельность людей, формируя, направляя её. Часто такое регулирование осуществляется через воздействие на отраслевые нормы и правоотношения (гражданские, земельные, административные и т. п.), а не прямо.

    Можно дать и другое определение конституционно- правовых отношений. Это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.

    Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений выражаются в

    • Конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;
    • Конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правонарушений;
    • Конституционно-правовые отношения характеризуются значительным разнообразием, создающим многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.
    • Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции.
    • Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство и т.д.
    • Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.
    • Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.

    1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений конституционно-правовые отношения разграничиваются на конкретные и общие правоотношения.

    7 стр., 3317 слов

    Общие конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина

    ... и правоприменительной деятельностью государственных органов; правовая регламентация способ их применения. 1.2 Классификация гарантий прав и свобод человека и гражданина Многообразие конституционных прав и свобод, а соответственно и гарантий их обеспечения, требует соответствующей классификации. Существуют различные классификации гарантий прав и свобод человека и гражданина. Классификация гарантий ...

    В правовой системе наиболее распространены правоотношения, возникающие в результате реализации конкретных правовых норм – правил поведения. В конституционном праве большинство конституционно-правовых норм также порождают соответствующие конкретные конституционно-правовые отношения. В них четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности.

    Вместе с тем в конституционном праве, как уже отмечалось выше, имеются правовые нормы общего характера (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.д.).

    Их реализация не порождает конкретных правоотношений – возникает особый вид правоотношений общего характера. В таких правоотношениях субъекты не определены однозначно, не установлены конкретные права и обязанности.

    2. С точки зрения времени функционирования конституционных правоотношений их можно разделить на постоянные и временные. Период действия постоянных правоотношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование. К примеру, смерть гражданина прекращает отношения гражданства. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате конкретных норм – правил поведения и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость. В частности, на механизме временных правоотношений построена избирательная система. Отношения между избирателями и кандидатом в депутаты, между избирательными комиссиями и другими субъектами избирательных правоотношений действуют на период конкретных выборов.

    3. Особенностью конституционного права является то, что оно вбирает в себя материальные и процессуальные нормы и соответственно при их реализации образуется два вида правоотношений:материальные и процессуальные.

    4. В зависимости от вида норм выделяются также правоустанови тельные (содержащие права и обязанности) и правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах).

    Наличие широкого круга субъектов является особенностью конституционного права. Среди них выделяются такие специфические субъекты как:

    • народ;
    • государство;
    • субъекты Федерации;
    • депутаты;
    • коренные малочисленные народы;
    • население;
    • муниципальное образование;
    • органы государственной власти;
    • органы местного самоуправления;
    • избирательные комиссии;
    • собрания избирателей и др.

    Народ России (российский народ) как общность граждан Российской Федерации выступает субъектом конституционно-правовых отношений при проведении всероссийского референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента РФ, а также реализации иных форм прямой демократии, реализуемых на общероссийском уровне.

    Особым субъектом конституционно-правовых отношений является государство – Российская Федерация. Ее конституционно-правовой статус определяется прежде всего Конституцией РФ, в которой закрепляются основные свойства государственного суверенитета Российской Федерации, ее внутригосударственный и международно-правовой статус.

    14 стр., 6874 слов

    Понятие конституционно-правового отношения в конституционном ...

    ... субъектам конституционно-правового отношения; в-пятых, сделать основные выводы по курсовой работе. При написании курсовой работы использована вся доступная литература: изучены научные исследования отечественных авторов в области общей теории государства и права и конституционного права. ...

    К участникам конституционно-правовых отношений относятся также субъекты Российской Федерации:

    • республики;
    • края;
    • города федерального значения;
    • автономная область;
    • атомные округа;

    Основы конституционно- правового статуса составных частей Федерации определяются Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ.

    Сторонами конституционно-правовых отношений являются также:

    • муниципальные образования;
    • органы государственной власти;
    • органы местного самоуправления;
    • население местного самоуправления;
    • этнические группы;
    • политические партии и другие общественные объединения граждан;
    • собрания граждан;
    • собрания избирателей;
    • граждане Российской Федерации;
    • иностранные граждане;
    • лица без гражданства и др.

    Определяющий критерий для идентификации субъекта конституционно-правовых отношений заключается в установлении того факта, регулируется ли его статус нормами конституционного права или нет.

    В некоторых странах государствоведы относят к субъектам конституционного права и такую общность, как нация. В этническом смысле нация, рассматриваемая, например, во Франции, как субъект конституционного права, есть, по сути, народ (общность граждан) в рамках конкретного государства. В этническом смысле нация – скорее субъект международного права.

    Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, то возникает необходимость объединения их в следующие группы:

    1. Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этнические общности (народности).

    Исключительность статуса народа как субъекта конституционно-правовых отношений обусловлена, прежде всего, тем, что он является носителем суверенитета и единственным источником власти в России (ст.3 Конституции РФ).

    Права образовывать представительные органы государственной власти, участвовать в выборах Президента РФ, выражать свою волю путем референдума относятся к исключительному ведению народа. Нации, этнические общности могут вступать между собой в конституционно-правовые отношения, как между собой, так и с органам государственной власти по поводу национальной государственности, по иным вопросам, затрагивающим их.

    2. Государство – Российская Федерация; субъекты в составе Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономные округа).

    В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель правотворческой власти. Указанные субъекты могут участвовать в конституционно-правовых отношениях непосредственно или через государственные органы, выступающие от их имени. Примером таких отношений является Федеративный договор от 31 марта 1992 года «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов».

    3 стр., 1498 слов

    Конституционно-правовой статус государственной думы РФ

    ... регламентными нормами государственно-властных полномочий Государственной Думы, установленных самой Конституцией принципов, определяющие правовое регулирование работы Думы и особенности её правового положения в системе права. Актуальность темы: реализация на практике конституционно-правового статуса Государственной Думы как главного ...

    Конституционные правоотношения также возможны между республиками, между автономиями, республиками и автономной областью и автономными округами и т.д.

    3. Административно- территориальные единицы (районы, города, районы в городах, поселки).

    Административно- территориальная единицы, это не только географическое, но и политическое образование, основу которого составляет население. Именно население, формируя органы местного самоуправления, придает административно-территориальной единице черты политического образования, выступающего в качестве субъекта права. Своеобразным субъектом права выступают избирательные округа. Через них реализуются право избирателей представительствовать в органах государственной власти.

    4. Органы государственной власти и местного самоуправления.

    В Российской Федерации ими являются:

    • Федеральное Собрание;
    • Правительство;
    • Конституционный Суд;
    • Высший Арбитражный Суд;