Правовой режим космического пространства и небесных тел

Контрольная работа

является столь своеобразной ареной человеческой деятельности, что режим этой деятельности должен быть специальным.

Следует подчеркнуть, что все отрасли международного права основываются и должны соответствовать его общим принципам и нормам. Распространение на космос общих правовых принципов имеет важное практическое значение, представляющее чисто “земной” интерес.

В космосе, так же как на Земле, в воздухе и на море, действуют люди. Следовательно, при регулировании международных отношений в любой сфере деятельности необходимо исходить, прежде всего, из интересов человечества, а не из специфики физических свойств той или иной среды или особенностей технических средств ее освоения.

Необходимость международно-правового регулирования космической деятельности и режима космического пространства вытекает из того факта, что космическая деятельность затрагивает интересы многих государств даже тогда, когда она физически не затрагивает пределы территориальной юрисдикции иностранных государств. Прежде всего, само космическое пространство и небесные тела представляют интерес с точки зрения их исследования и использования для всех без исключения государств. Кроме того, результаты деятельности, осуществляемой в космическом пространстве, могут оказывать влияние на жизнь людей многих государств мира. Например, телевизионные передачи с помощью спутников непосредственно на бытовые телевизоры могут приниматься на 90% территории Земли; геодезические спутники обеспечивают обследование целых континентов; метеорологические спутники фиксируют явления природы, оказывающие влияние на погодные условия целых регионов, и т. д.

Целью данной контрольной работы является изучение правового режима космического пространства и небесных тел. Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • Раскрыть сущность космического пространства
  • Рассмотреть принципы и нормы космического права
  • Изучить основные принципы использования космического пространства

— Рассмотреть права и обязанности государств при исследовании и использовании космического пространства и небесных тел

1. Понятие “космическое

Специфичность норм и принципов космического права обосновывается особенностями самого космического пространства как новой сферы деятельности человека, а также особенностями космической деятельности, которая существенно отличается от деятельности в любой другой области.

2 стр., 820 слов

Деятельность Европейского суда по правам человека

... организации работы Суда Европейского Союза и Европейского Суда по правам человека; 4) Установить вопросы, связанные с юрисдикцией этих структур; 5) Проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность Европейского суда по правам человека и Суда Европейского Союза; 6) Выявить механизмы взаимодействия Суда Европейского Союза и Европейского суда по правам человека. ...

Юристы различных школ и направлений согласны с тем, что космическое пространство является столь своеобразной ареной человеческой деятельности, что режим этой деятельности должен быть специальным.

Однако общепризнанные в каждую конкретную эпоху нормы международного права подлежат применению всюду, где действуют различные государства. Не будучи распространенными и на космос, эти нормы утратили бы свое значение как всеобщие и общепризнанные, и тогда перестала бы существовать та общая платформа, на основе которой возможно единое понимание и толкование специальных норм международного права и конкретных положений международных договоров. Правовой режим космического пространства и регулирование космической деятельности не могут устанавливаться в отрыве от основных принципов мирного сосуществования государств и без учета всех актуальных проблем современных международных отношений.[10]

Следует подчеркнуть, что все отрасли международного права основываются и должны соответствовать его общим принципам и нормам. Распространение на космос общих правовых принципов имеет важное практическое значение, представляющее чисто “земной” интерес.

В космосе, так же как на Земле, в воздухе и на море, действуют люди. Следовательно, при регулировании международных отношений в любой сфере деятельности необходимо исходить прежде всего из интересов человечества, а не из специфики физических свойств той или иной среды или особенностей технических средств ее освоения.

Как уже отмечалось, специфика космического пространства и космической деятельности требовала разработки специальных принципов и норм космического права. Поэтому одновременно с принятием Декларации правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства государства — члены ООН признали необходимым рассмотреть вопрос о формулировании в виде международного соглашения, в соответствующее время в будущем, правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства.

Термин “космическое пространство” употребляется в одном только Договоре по космосу 1967 года 37 раз. Вместе с тем в международном космическом праве определение этого понятия отсутствует.

В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2222 (XXI) от 19 декабря 1966 г. Комитету ООН по космосу было поручено начать “изучение вопросов относительно определения понятия космического пространства и использования космического пространства и небесных тел”. [8]

Вопрос об определении понятия космического пространства обсуждается в неразрывной связи с деятельностью по его использованию. Это, несомненно, свидетельствует о том, что понятие космического пространства не может быть определено в отрыве от элемента деятельности.

23 стр., 11338 слов

Правовое положение космического пространства и космических объектов

... деятельности государств в космосе возможно лишь в результате международного сотрудничества. Специфичность норм и принципов космического права обосновывается особенностями самого космического пространства как новой сферы деятельности человека, а также особенностями космической деятельности, которая существенно отличается от деятельности в ...

Вопрос об определении понятия космического пространства продолжает оставаться в повестке дня Комитета ООН по космосу.

В последние годы представители ряда развивающихся стран все настойчивее выступают и в доктрине, и в международных организациях с концепцией провозглашения некоторых территорий общего пользования и их ресурсов “общим наследием человечества”. Утверждается, что основным недостатком Договора по космосу 1967 года является то, что он, хотя и интернационализировал ресурсы космического пространства и небесных тел, не устанавливает правового режима, который позволил бы достичь этой цели. Отстаивая тезис о том, что весь космос интернационализирован, отдельные авторы допускают и противоречивые высказывания. Так, по их мнению, статус космического пространства выражается формулой res extra cornmercium (вещь, изъятая из оборота) и не является res communis (общей вещью).

Вместе с тем доказывается, что космос принадлежит всему “мировому сообществу”, “международному сообществу” и т. п., что, по существу, возвращает к формуле “общая вещь”.

Между тем по смыслу Договора по космосу 1967 года космическое пространство и небесные тела являются “вещью, изъятой из оборота”, то есть не подлежат присвоению. Они находятся в общем пользовании, но не являются “общей собственностью”, или “общей вещью”. Договор по космосу признает “достоянием всего человечества” исследование и использование космоса (иначе говоря, результаты деятельности по исследованию и использованию космоса), но не сам космос.[1]

Ошибочные взгляды по вопросу об интернационализации космоса приводят к нереалистическим выводам о возможности создания международного космического агентства с наднациональными функциями, о возможности предотвращения межгосударственных конфликтов путем передачи управления космической деятельностью международному органу, к преувеличению значения института международного контроля и к абсолютизации принципа международного сотрудничества, заключающегося якобы в обязанности космических держав оказывать помощь некосмическим государствам в деле их вовлечения в космические программы.

2. Правовой режим космического тел

Правовой режим космического пространства и небесных тел тесно связан с некоторыми общими принципами космической деятельности государств и должен рассматриваться в связи с этими принципами.[5]

Правовое положение космического пространства, включая небесные тела, определяется прежде всего тем, что на него не распространяется суверенитет какого-либо государства; это— пространство, открытое, или свободное, для исследования и использования всеми государствами. С появлением первого искусственного спутника Земли и началом космической эры в практике международных отношений сложился ныне общепризнанный принцип, в соответствии с которым любой искусственный спутник, выведенный на орбиту вокруг Земли, находится за пределами пространства, на которое распространяется государственный суверенитет.[6]

2 стр., 851 слов

Новые тенденции развития международного космического права

... действие норм международного воздушного права и начинается действие норм международного космического права. Особую значимость приобретает вопрос о необходимости принятия юридически обязательных документов, взамен ныне действующих Принципов деятельности государств по дистанционному ...

Свобода космоса для всех государств в настоящем и в будущем может быть реализована только при строгом соблюдении определенных ограничений этой свободы, которые диктуются общими интересами всех государств. Ограничения свободы космоса вытекают из двух принципиальных положений общего характера, содержащихся в Договоре по космосу. В ст. I говорится:

“Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества”. Статья IX предусматривает, что государства должны осуществлять всю свою деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, с должным учетом соответствующих интересов всех других государств—участников Договора”.

Приведенные положения отражают заинтересованность в освоении космоса и результатах такого освоения всех стран, независимо от уровня их экономического и научно-технического развития. Хотя эти положения носят общий, декларативный характер и не влекут за собой прямого обязательства безвозмездно делиться с другими странами результатами исследования и использования космического пространства, они содержат требование о том, чтобы деятельность государств в космосе не причиняла вреда другим государствам и служила на пользу всему человечеству. Положение о том, что “международное право, включая Устав ООН, распространяется на космическое пространство”, впервые было включено в резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г. Свое окончательное закрепление это положение нашло в ст. I и III Договора по космосу. В ст. III говорится: “Государства—участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания”.