Рынок труда является важным элементом рыночной экономики наряду с рынком товаров и рынком капитала. При этом рынок труда, будучи объектом государственного регулирования, приобретает характер экономико-правовой категории.
Он представляет собой особую совокупность экономических и правовых отношений, связанных с обеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса и предложений на рабочую силу. Субъектами этих отношений выступают безработные граждане, работодатели и государство, имеющие на рынке свои общие и особые интересы.
Граждане, будучи собственниками рабочей силы, имеют цель реализовать свое право на труд путем подыскания подходящей оплачиваемой работы. Работодатель заинтересован в найме рабочей силы для организации и осуществления производственной и иной деятельности, приносящей ему прибыль. Государство выступает в указанных отношениях в качестве регулятора и координатора, способствуя их цивилизованному развитию. Оно способствует возникновению и упрочению социального партнерства между гражданами (наемными работниками) и работодателями — будущими субъектами трудовых отношений.
Правовые, экономические и организационные условия обеспечения занятости и гарантии реализации права граждан на труд определяются современным законодательством. Среди этого законодательства следует выделить, прежде всего, Закон РСФСР «О занятости населения в РСФСР» от 19 апреля, 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями.
Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.
Наряду с понятием занятых граждан немаловажное значение имеет определение понятия безработного и установление содержания его правового статуса.
1. Правовой статус безработного
Безработными признаются граждане, которые трудоспособной не имеют работы и заработка (дохода), зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.
Контрольная работа «Правовые основы профессиональной деятельности»
... установление правовых основ которого, находится в ведении РФ. Единство рынка означает не только свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу законной экономической деятельности на ...
Не могут быть признаны безработными и зарегистрированы в качестве безработных граждане:
- а) не достигшие 16-летнего возраста;
- б) получающие в соответствии с пенсионным законодательств вом РФ пенсию по старости (по возрасту), за выслугу лет;
- в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах по вопросам занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.
Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;
- г) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации их в качестве безработных;
- д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.
по месту жительства
а) первичная регистрация безработных граждан;
- б) регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;
- в) регистрация граждан в качестве безработных;
- г) перерегистрация безработных граждан.
По каждому этапу регистрации ведется отдельный регистрационный учет безработных граждан. Формы документов по ведению такого учета устанавливаются Рострудом РФ. Оказание гражданам услуг в области содействия занятости и защиты от безработицы, предоставления информации осуществляется органами по вопросам занятости бесплатно.
а) Первичная регистрация безработных граждан
без предъявления ими каких-либо документов.
При первичной регистрации в регистрационных документах указывается: фамилия, имя, отчество обратившегося гражданина, адрес, возраст, пол, образование и краткое содержание предоставленной информации (оказанной услуги) по интересующему его вопросу.
Безработным гражданам при первичной регистрации предоставляется информация: о состоянии рынка труда на соответствующей территории; о наличии вакантных рабочих мест (должностей), об оплате и других условиях труда с целью выбора работы; о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации; о порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации и перерегистрации в качестве безработных; о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.
б) Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы
При регистрации этой категории безработных граждан они предоставляют справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке, и предъявляют: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.
Нормативно-правовые основы организации работы с обращениями граждан ...
1.1 Обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления: история вопроса обращение гражданин местный самоуправление Конституция Российской Федерации (ст. 33) наряду с другими правами и свободами закрепила право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Право на обращение является ...
Граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие и не имеющие профессии, специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании. В дополнение к указанным документам инвалиды предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке. Соответствующие документы предъявляют и другие граждане, имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья.
требовать
- направление граждан на рабочие места, находящиеся за пределами транспортной доступности. Транспортная доступность (максимальная удаленность) подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующими органами местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности (в Санкт-Петербурге, например, она установлена в пределах 1,5 часа, затрачиваемого к месту работы от места жительства);
- направление граждан в организации с целью трудоустройства без подтверждения этими организациями наличия у них вакантных рабочих мест (должностей);
— приглашение граждан в органы по вопросам занятости чаще одного раза в две недели, за исключением случаев, когда такое приглашение связано с предложением подходящей работы или с предложением об участии в специальных программах содействия занятости.
оплачиваемая общественная работа.
личное дело,
в) Регистрация граждан в качестве безработных
Будучи зарегистрированными в целях поиска подходящей работы, безработные граждане в установленный день проходят регистрацию в качестве безработных в органах по вопросам занятости и предъявляют следующие документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж; документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.
В случаях необходимости граждане представляют дополнительную или уточненную справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке.
Граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании. Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную государственной службой медико-социальной экспертизы. Органы по вопросам занятости имеют право проверять подлинность представленных документов.
Тем, кому в установленном порядке отказано в регистрации безработными, предоставляется право на повторное обращение в органы по вопросам занятости через один месяц со дня отказа (в редакции Федерального закона от 30 апреля 1999 г.), установленного органом по вопросам занятости, для решения вопроса о регистрации их безработными. В случаях отказа гражданину в регистрации его безработным органы по вопросам занятости устно или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа.
г) Перерегистрация безработных граждан
Право собственности граждан (2)
... права собственности граждан. г) дать анализ приобретения и прекращения права собственности Решение этих задач и предопределило направление настоящей работы, ее структуру и круг исследуемых в ней вопросов. Объектом дипломной работы является непосредственно право собственности граждан. ...
активно содействовать
Снятие безработных граждан с регистрационного учета
Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется на основании решения органа по вопросам занятости Учитывая, что на практике и в теории при определении понятия «безработный», а также в процессе подыскания гражданам работы возникают трудности с квалификацией ее в качестве подходящей или неподходящей, Закон о занятости (ст. 4) подробно регламентирует обе эти разновидности работ.
Легально подходящей
Несколько иные критерии понятия подходящей работы устанавливаются для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности); отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы. Для них подходящей считается оплачиваемая работа, включая работу временного характера, отвечающая требованиям законодательства о труде, независимо от того, требует она или не требует предварительной подготовки.
По смыслу закона предлагаемая работа признается подходящей, если безработный гражданин с учетом его возраста, состояния здоровья и других особенностей способен ее выполнить, и поэтому он не должен отказываться от предложения.
Подходящей не может считаться работа, если: она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднемесячного заработка гражданина за два последних месяца по последнему месту работы, за исключением некоторых случаев.
Устанавливая право безработного на подыскание подходящей работы, действующее законодательство предусматривает и ряд его обязанностей, а также ответственность за совершение противоправных действий.
перерегистрация
приостановления
- отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
- увольнения с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством РФ, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
- нарушения безработным условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;
- самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органа службы занятости.
Следует иметь в виду, что период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и не засчитывается в общий трудовой стаж (п. 3 ст. 35 Закона о занятости).
сокращения размера пособия
- неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направлений органами службы занятости;
- отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу или на профессиональное обучение (п.
5 ст. 35 Закона о занятости).
Государственная служба, как институт административного права
... по мере включения соответствующих расходов в федеральный бюджет. Глава 3. Значение Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в контексте административной реформы 3.1 Взаимосвязь видов государственной службы Деление на виды государственной службы ...
Важно отметить, что решение о прекращении, приостановке или снижении размера пособия принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.
гарантии материальной и социальной поддержки безработного.
Статья 36 Закона о занятости регулирует порядок оказания материальной и иной помощи безработным. Она предусматривает, в частности, что безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного срока, а также лицам, находящимся на содержании безработного, органами службы занятости может оказываться в период его безработицы материальная и иная помощь, включая дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.
о родстве в широком смысле слова,
не относятся
Органы службы занятости при необходимости могут оказывать материальную помощь гражданам, направленным ими на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку.
Закон о занятости (ст. 28) устанавливает перечень социальной поддержки, которую гарантирует в настоящее время государство.
выплата пособия по безработице.
не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.
В соответствии с п. 3 ст. 28 Закона о занятости все виды пособий и других выплат безработным подлежат индексации в установленном законом порядке.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kontrolnaya/pravovoy-status-bezrabotnogo/
1. Закон РСФСР «О занятости населения в РСФСР» от 19 апреля, 1991 г. с изменениями и дополнениями от 20 апреля 1996г.
2. Трудовое право: Учеб. /под ред. О. В. Смирнова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009г.
3. Казанцев, В. И. Трудовое право: Учеб. / В. И. Казанцев, С. Я. Казанцев, В. Н. Васин. – М.: Академия, 2003г.
4. Смоленский, М. Б. Трудовое право РФ: учеб. пособие / М. Б. Смоленский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005г.
5. Магницкая, Е. В. Трудовое право /Е. В. Магницкая, Е. Н. Евстегнеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ПИТЕР, 2008г.