Принцип хозяйственного права

Контрольная работа

1. Дать определение понятию «принцип хозяйственного права», охарактеризовать принципы хозяйственного права.

Принципы хозяйственного права — это его основополагающие начала, на которых основано действие всех норм отрасли. Хозяйственному праву присущи следующие принципы:

— законность. Данный принцип является общим для всех отраслей права и применительно к хозяйственному праву означает, что хозяйственная деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении норм законодательства как субъектами хозяйствования, так и государством;

— свобода хозяйственной деятельности. Согласно ч. 2 ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом. В соответствии с ч. 4 ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Однако эта свобода небезгранична. Так, свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных видов деятельности (например, строительной, транспортной);

— многообразие, юридическое равенство и равенство возможностей защиты форм собственности. В ч. 1 ст. 13 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что собственность может быть государственной и частной. В соответствии с ч. 2 ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Данные конституционные положения развиваются в ст. 213 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) «Формы и субъекты права собственности»;

— ограничение и пресечение монополистической деятельности и развитие добросовестной конкуренции. Данный принцип находит свое отражение в ст. 1029 и 1030 ГК, а также в Законе Республики Беларусь от 10.12.1992 N 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»);

— принцип государственного регулирования хозяйственной деятельности. Формы и методы такого регулирования различны. Они определяются политическими условиями, уровнем экономического и социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и т.п. В Республике Беларусь основа данного принципа заложена в ч. 5 ст. 13 Конституции Республики Беларусь, согласно которой государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

2 стр., 862 слов

Принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь (1)

... многогранная деятельность прокуратуры Республики Беларусь являются важной гарантией защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц и государства в целом. В своей деятельности органы прокуратуры и должностные лица руководствуются принципами закрепленными в Конституции Республики Беларусь ...

ДОРАБОТКА

1. Дать определение понятию «принцип хозяйственного права», охарактеризовать принципы хозяйственного права.

Основополагающие начала хозяйственного права, его принципы обеспечивают целенаправленное регулирование хозяйственной деятельности на всех уровнях.

Хозяйственно-правовые отношения регулируются, как часть имущественных отношений на основе принципов, закрепленных в ст. 2 Гражданского кодекса РБ. Вместе с тем правовое регулирование хозяйственных отношений строится в первую очередь на основе следующих принципов.

  • Принцип экономической свободы, защиты экономически интересов хозяйствующих субъектов и поощрения предприимчивости в хозяйствовании.

Экономика страны, стиснутая длительное время жесткими рамками директивного руководства всеми процессами ведения хозяйства, устраняла стимулы к эффективной работе. Поэтому при переходе к рынку необходимо возродить стимулы к высокопроизводительному труду, нацеленному на удовлетворение подлинных потребностей общества. Законодательство выдвинуло и проводит идею создания максимальной свободы для такого труда. В качестве принципа работы всех субъектов хозяйственной деятельности сформулирована задача не навязывать никому решений свыше и извне, кроме минимума правил хозяйствования, устанавливающих экономическими мерами заинтересованность в развитии производства, улучшении качества товаров, работ, услуг.

Статьи 13 и 41 Конституции, а также Гражданский кодекс РБ и другие нормативные акты закрепляют свободу предпринимательской деятельности. Так, ст. 17 ГК РБ предусматривает возможность граждан заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью. В отличии от граждан, юридические лица в РБ обладают не общей, а специальной правоспособностью. Это следует из смысла пункта 2 ст. 48 ГК РБ, где требуется, чтобы в учредительных документах не только некоммерческих организаций и унитарных предприятий, но и в предусмотренных законодательством случаях и иных коммерческих организаций был определен предмет деятельности юридического лица. Далее, в соответствии с п. 1 ст. 391 ГК РБ — организации и граждане свободны в заключении договора. Свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и может быть ограничена законодательством в общественных интересах. Одним из таких ограничителей является лицензирование отдельных видов деятельности, которое используется как форма предварительного контроля за хозяйственной деятельностью.

Защита экономических интересов субъектов хозяйствования и поощрения предприимчивости находит выражение в системе налогов и налоговых льгот. Организации и предприниматели, расширяющие производство, осуществляющие его техническое перевооружение, ввод новых мощностей, развитие социальной инфраструктуры, вложения в природоохранные мероприятия, получают налоговые льготы. Самостоятельность субъектов хозяйствования и предприимчивость обеспечиваются широтой компетенции и имущественных прав.

5 стр., 2348 слов

Прекращение деятельности субъектов предпринимательской деятельности

... предпринимательской деятельностью. Учитывая, что законодательство не запрещает ведение предпринимательской деятельности иностранными гражданами, основанием для ее прекращения ... экономических отношений независимо от смены их субъектов. ... праве хозяйственного ведения и на ... имущества происходит по принципу «одному предприятию – ... и противоречивы. Но в последнее время наблюдается тенденция к снятию ограничений ...

Эти принципиальные исходные положения проявляются на разных уровнях и для разных субъектов с определенными особенностями.

  • Принцип государственного воздействия на отношения в народном хозяйстве преимущественно на основе применения экономических мер и методов.

На смену директивным методам руководства экономика страны переходит к экономическим методам, то есть основанным на применении мер заинтересованности организаций и отдельных лиц к наращиванию объемов производства товаров, работ и услуг, расширению их ассортимента и повышению качества. К числу таких мер относятся применение единых налоговых норм, а не избирательных нормативов, которые оказывали отрицательное воздействие на хорошо работающие предприятия, поскольку с их помощью отбирались средства у высокорентабельных в пользу низкорентабельных предприятий. Там, где производство ведется с широким применением открытий, изобретений, рационализаторских предложений, создаются льготы в налогообложении. Налогообложение должно быть построено так, чтобы была заинтересованность в развитии производства, и не допускалось чрезмерное направление доходов в фонд потребления.

Отношение государства с хозяйствующими субъектами строится в основном на основе экономических мер, обеспечивающих оптимальную эффективность экономических решений.

Важным экономическим рычагом являются сегодня цены. В той мере, в какой они составляют компетенцию государства, цены целенаправленно используются для стимулирования производства к насыщению рынка соответствующими товарами, работами, услугами.

Для реализации соответствующих государственных программ используются целевые ассигнования, дотации, субсидии.

Следует также отметить и то, что сам процесс государственного воздействия на рынок в настоящее время во многом вводится в русло договорных отношений, что также выражает применение экономических мер, поскольку в договорах находит выражение воля субъекта, занимающегося хозяйственной деятельностью, его экономический интерес.

Государственное воздействие может быть и директивным. Там, где интересы государства и общества требуют их эффективной защиты, компетентные органы государства имеют право пресекать нарушения закона, давать обязательные предписания, привлекать нарушителей к ответственности.

  • Принцип свободы конкуренции и защиты от монополизма.

В условиях рыночной экономики только тот может получить преимущества в экономическом и социальном развитии, кто достиг наилучших результатов в хозяйствовании, произвел высококачественные, конкурентоспособные товары (работы, услуги) с меньшими издержками. Данный принцип является стержнем развития экономики. Он стимулирует конкурентоспособных и устраняет плохо работающих на рынке субъектов, которые при длительной убыточности и неплатежеспособности, отсутствии спроса на производимую продукцию подлежат реорганизации или ликвидации как банкроты.

13 стр., 6295 слов

Правовые основы финансовой деятельности государства. Финансовая ...

... Правовое регулирование финансовой деятельности - ведущая форма государственного руководства экономикой. Система правовых норм, регулирующих финансовую деятельность государства, составляет финансовое право. Финансовое право ... правовом регулировании финансовой деятельности государства имеет Конституция Украины, в которой содержатся основополагающие принципы (на них основывается отрасль финансового ...

Закон защищает только добросовестную конкуренцию и не допускает злоупотреблений, состоящих в подрыве предпринимательской деятельности конкурентов. Не допускается монополистическая деятельность, то есть подавление конкуренции за счет доминирующего положения на рынке и злоупотребление им. В таких случаях применяются ценовые санкции, принудительное разделение хозяйствующих субъектов, их имущественная ответственность за причиненные убытки.

  • Принцип законности, хотя и является общеотраслевым, но приобретает в условиях перехода к рынку в сфере экономики специфическое выражение.

Граждане при осуществлении хозяйствования вправе осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законом. Это означает, что в основу оценки законности их деятельности ставится не бездумное следование мелочной регламентации каждого шага в работе, а экономически эффективное хозяйствование. Не может считаться нарушителем законов предприятие, если оно действовало экономически эффективно для государства и общества и не нарушало при этом прямых запретов закона и прав других лиц. И, напротив, есть все основания считать противоправным хозяйствование государственных предприятий по принципу: ничего не нарушил, хотя ничего не достиг.

Такое понимание законности соответствует переходу к рыночной экономике. Свобода выбора поведения означает, что не соответствует закону пассивное, безынициативное хозяйствование.

  • Принцип недопустимости вмешательства в частные дела хотя и не включается в список основных принципов хозяйственного права, но в условиях перехода от плановой, директивной экономики к рыночным формам хозяйствования играет не последнюю роль в обеспечении нормальных условий в деятельности предпринимателей. К тому же, в ст. 2 ГК РБ, этот принцип сформулирован не совсем удачно. В статье записано, что «вмешательство в частные дела не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц». Подобное вмешательство должно быть допущено, но допустимо ли оно на основании правовых норм, содержащихся в актах законодательства независимо от того, кто их принял. Следовало бы указать конкретные органы государства, чьи акты могут разрешать вмешательство в частные дела.

2. Дать определение понятию «фондовая биржа». Раскрыть правовое регулирование деятельности фондовой биржи. Описать права и обязанности участников. Охарактеризовать особенности биржи.

Организованный или биржевой рынок исчерпывается понятием фондовой биржи, как особого, институционально организованного рынка, на котором обращаются ценные бумаги наиболее высокого качества и операции на котором совершают профессиональные частники рынка ценных бумаг.

15 стр., 7154 слов

Международные товарные биржи: организационная структура и функции

... международного статуса. В качестве примера можно при­вести рынок зерновых английской биржи «Болтик эксчейндж» или рынки кофе и какао-бобов на Парижской бирже МАТИФ. Международный статус биржи предполагает ... Крупнейшей биржей Великобритании и Европы является Лондонская международная финансовая фьючерсная биржа — ЛИФФЕ (London International Financial Futures Exchange). ЛИФФЕ начала свою деятельность с ...

Фондовая биржа — это организованный рынок для торговли стандартными финансовыми инструментами, создаваемая профессиональными участниками фондового рынка для взаимных оптовых операций.