Этический кодекс педагога

В нашей стране неоднократно поднимался вопрос об этическом кодексе педагога. Но единства по этому вопросу нет. Одни приветствуют принятие такого кодекса, другие полагают, что тот может стать средством дополнительного давления чиновников на педагогов, в частности на учителей школ. История этических кодексов восходит к клятве Гиппократа, написанной им в 111 в. до н.э. Популярность профессиональных этических кодексов резко возросла в XX в. Особенно часто ими руководствуются члены научных и инженерных сообществ. Показательным примером является этический кодекс Института инженеров по электротехнике и электронике (IEEE — Institute of Electrical and Electronics Engineers ), некоммерческой организации со штаб-квартирой в Нью-Йорке, объединяющей 429 тыс. членов. Члены сообщества, сознавая актуальность техники в современном мире, принимают на себя ответственность за принятие инженерных решений в соответствии с нормами охраны труда, здоровья и благополучия граждан и обязуются неукоснительно информировать население о таких технических решениях, которые могут представлять угрозу для населения и окружающей среды.

Примеры этических кодексов педагогической направленности Члены Немецкого сообщества педагогов-ученых (DGfE — Deutsche Gesellschaft fur Erziehungswissenschaft), отмечая, что научная работа не достигает высот без этического осмысления, берут на себя обязательство стремиться к истине и руководствоваться паивысшими стандартами научной, учебной и профессиональной деятельности. Все эти обязательства затем конкретизируются.

Интересный этический код приняла Американская ассоциация педагогов (ЛАЕ — Association of American Educators ), насчитывающая 300 тыс. членов, в основном учителей школ. Центральное место в нем отводится отношению педагогов к учащимся. Педагоги принимают па себя ответственность за формирование у учащихся таких черт характера, которые позволят тем также взять на себя ответственность за свои решения и поступки. Воспитание должно способствовать формированию следующих добродетелей: честности, трудолюбия, ответственности, сотрудничества, лояльности, верности, уважения к законам, к человеческой жизни как своей, так и других людей. Педагог обращается с каждым из учащихся заботливо и справедливо, не унижает его, не раскрывает конфиденциальную информацию об учащихся (за исключением случаев, предусмотренных законом), предпринимает действия по защите учащегося от неблагоприятных условий, представляет факты без искажений, предвзятости или личных убеждений.

23 стр., 11006 слов

Система работы преподавателя-организатора курса ОБЖ по сохранению ...

... в сельской школе, ориентированного на сохранение здоровья учащихся. Цель данной работы – разработать систему деятельности педагога-организатора курса ОБЖ по сохранению и укреплению здоровья учащихся в сельской школе . Причем, важно ...

Обратимся теперь к тому моральному кодексу, проект которого предлагался учителям России в 2010 г. (он приведен с сокращениями, опущены положения, касающиеся взаимоотношения учителей с педагогическим сообществом, родителями учеников, обществом и государством, органами управления образования. — В. К.).

Проект Профессионального кодекса учителя Преамбула

Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками. Цель кодекса — определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Раздел 1

Конституции РФ

1.2. Принципы этики учителя При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами:

  • — гуманность;
  • — законность;
  • — демократичность;
  • — справедливость;
  • — профессионализм;
  • — взаимное уважение.

Раздел 2

Личность учителя.

  • 2.1. Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников.
  • 2.2. Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией.
  • 2.3. Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.
  • 2.4. Учитель не должен терять чувство меры и самообладание.
  • 2.5. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
  • 2.6. Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.
  • 2.7. Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещение, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд.

Раздел 3

Взаимоотношения учителя с учениками.

  • 3.1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.
  • 3.2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.
  • 3.3. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.
  • 3.4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной.
  • 3.5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
  • 3.6. Учителю следует стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению веры в их силы и способности.
  • 3.7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учитель должен немедленно исправить свою ошибку.
  • 3.8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.
  • 3.9. Учитель обязан хранить в тайне информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
    6 стр., 2653 слов

    Этика делового общения сотрудников органов безопасности

    ... этикой делового общения – это залог успешной профессиональной деятельности, показатель соответствия современным требованиям, предъявляемым к сотрудникам службы органов безопасности. Целью данной работы является выявление принципов и форм профессионального общения работников органов безопасности. 1. Деловое общение: ...

  • 3.10. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.
  • 3.11. Учитель нс имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве.

На наш взгляд, приведенный проект не особенно удачен. Прежде всего, это относится к принципам этики. Содержание принципа гуманизма не разъясняется. Принцип законности, очевидно, взят из юриспруденции. Принципы демократичности и справедливости, видимо, позаимствованы из политологии. Содержание принципа профессионализма не разъясняется. Неясно, почему к принципу гуманизма еще прибавляется принцип взаимного уважения. Все принципы этики педагога, во-первых, должны иметь отчетливую философскую родословную и, во-вторых, отчетливое педагогическое, а не какое-либо другое значение. Имея это в виду, мы предлагаем следующие три принципа:

    • принцип максимизации компетентности учащихся;
    • принцип ответственности педагога;
    • принцип информированного согласия.

    Принцип максимизации компетентности учащихся, по сути, учитывает основные достижения аналитической (прагматической) этики применительно к педагогике.

    Принцип ответственности учитывает достижения герменевтической этики. Педагог вступает в отношения ответственности и с учащимися, и с их родителями, и с коллегами, и, наконец, с государственными органами. Ответственность не сводится к подотчетности, когда педагогу со всех сторон твердят «ты должен». Ответственность конституируется всеми участниками содержательного научного дискурса. Педагог ответственен перед учащимися, но и они ответственны перед ним. Педагог не ответственен перед, например, чиновниками от образования, если те не вступают с ним в подлинные отношения ответственности.

    Принцип информированного согласия подчеркивает автономность личности учащегося. Педагог не навязывает свои услуги. Он не забывает разъяснить смысл своей деятельности, достигая со стороны учащегося информированного согласия на эту деятельность. Принцип информированного согласия, по сути, вобрал основные достижения постструктуралистской этики в ее педагогическом контексте.

    После задания принципов можно уточнять их посредством педагогических законов. Важно понимать, что, во-первых, этика педагога не должна оставаться в субстанциональной форме, она должна доводиться до концептуальной трансдукции. Во-вторых, нормы этики должны выполняться. В противном случае этический кодекс учителя превращается в собрание прекраснодушных фраз. Нужен ли этический кодекс педагога? На наш взгляд, да, ибо способствует успеху деятельности педагога, в том числе росту его этического самосознания. Разумеется, этический кодекс учителя должен постоянно уточняться. Без этого невозможно создать этически ориентированную педагогическую культуру.

    4 стр., 1760 слов

    Специфика профессиональной этики и необходимость ее существования

    ... этические принципы, свойственные каждой профессиональной области. Цель данной работы – определить специфику профессиональной этики Задачи: рассмотреть сущность понятия «профессиональная этика» проанализировать принципы профессиональной этики выявить особенности профессиональной этики Глава 1. Теоретико-методологическое рассмотрение профессиональной этики Сущность понятия « профессиональная этика» ...

    Выводы

    • 1. Этический кодекс педагога призван способствовать совершенствованию его деятельности, особенно в области этического воспитания учащихся.
    • 2. При составлении кодекса целесообразно учитывать достижения ведущих современных этических направлений. При этом сохраняется основополагающее значение принципа максимизации компетентности учащихся.
    • 3. Содержание всех положений этического кодекса должно разъясняться в конечном счете на основе теории концептуальной трансдукции.
    • 4. Этический кодекс педагога, который всего лишь провозглашен, но руководством к действию не стал, неэффективен.
    • 5. Этический кодекс педагога должен периодически, например, ежегодно, пересматриваться, причем с соблюдением всех норм научного исследования.
    • IEEE Code of Ethics of Engineers. URL:
    • Ethik-Kodex der Deutschen Gesellschaft fiir Erziehungswissenschaft (DGfE).

      URL:

    • Code of Ethics for Educators. URL:
    • В 2014 году был разработан «Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», которыйМинобрнауки предлагает профессиональному сообществу как рекомендацию для разработки Кодекса профессиональной этики. URL: 1щр://минобрнауки.рф/документы/4517
    • Профессиональный кодекс учителя (проект).

      URL: http://nios.ru/node/6198