Таможенные органы как субъекты таможенно-правовых и иных правоотношений

Последнее десятилетие убедило всех в том, что таможенное законодательство касается не какой-то ограниченной прослойки общества, не какого-то отдельного сектора экономики, а непосредственно затрагивает интересы большей части российского общества. Таможенный кодекс регламентирует интересы бизнес-сообщества и граждан, пересекающих таможенную границу с самыми разными целями (туризм, гуманитарные контакты, деловые поездки и т.д.).

Он касается даже тех, кто не планирует отправляться за границу: регламентируя порядок уплаты таможенных платежей, таможенное законодательство затрагивает интересы многомиллионной армии покупателей иностранных товаров. Таможенные пошлины, НДС и акцизы на ввозимые товары, будучи косвенными налогами, включаются в цену товара и тем самым касаются практически каждого семейного и иного бюджета. Наконец, следует помнить о том, что доходы, собираемые таможенными органами, составляют около трети всех налоговых поступлений в федеральный бюджет. Все эти причины в их совокупности обуславливают актуальность выбранной темы.

Таможенные органы как субъекты таможенно-правовых и иных правоотношений

Субъекты таможенного права – это участники таможенных правоотношений, наделенные соответствующими правами и обязанностями в таможенной сфере.

Субъектами таможенного права являются: таможенные органы; государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций; юридические лица; физические лица.

Названные субъекты можно разделить на две группы: специальные субъекты и иные субъекты.

Специальные субъекты – это таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Они обладают соответствующей спецификой, которая определяется установленной законодательством компетенцией таможенных органов. Данная компетенция характеризуется совокупностью возложенных на таможенные органы и их служащих конкретных задач и функций, а также объемом их прав и обязанностей.

Понятие «иные субъекты» таможенного права включает юридических и физических лиц.

Таможенные органы Российской Федерации – это государственные органы, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Таможенные органы являются органами исполнительной власти. Исполнительная деятельность таможенных органов состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела.

11 стр., 5212 слов

Таможенные реформы в середине XVII века

... стал поворотным пунктом в истории таможенного дела. В него вошли статьи как ... явилось принятие Новоторгового устава 1667 г. Таможенная реформа продлилась до середины XVIII в., до ликвидации внутренних пошлин. Завершение таможенной реформы было закреплено в Уставе таможенном 1755 г. Он ...

Таможенные органы осуществляют как исполнительную, так и распорядительную деятельность. Оба эти вида деятельности тесно взаимосвязаны. При этом распорядительная деятельность таможенных органов проводится строго в рамках положений, определенных таможенным правом.

В настоящее время основным правовым документом, определяющим правовой статус таможенных органов, является Таможенный кодекс Таможенного союза. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.

Таможенными органами являются:

  1. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела. С 1991 г. таким органом был Государственный таможенный комитет Российской Федерации, а с сентября 2004 г. им стала Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ;
  2. Региональные таможенные управления;
  3. Таможни;
  4. Таможенные посты.

Разберем каждый пункт таможенной системы отдельно., Федеральная таможенная служба, ФТС России находиться в ведении Минэкономразвития России.

Федеральная таможенная служба осуществляет практическую работу в сфере таможенного дела. Функции ФТС РФ, определенные Правительством России, определенные Правительством России, можно разделить на три группы.

К первой группе относятся взимание таможенных пошлин, налогов и сборов, контроль за правильностью их исчисления и своевременностью уплаты; таможенное оформление и таможенный контроль; принятие решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД; ведение различных реестров в сфере таможенного дела; ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики; информирование консультирование на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности; осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Ко второй группе функций ФТС РФ можно отнести осуществление: производства по делам об административных правонарушениях и рассмотрения таких дел; дознания и производства неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ; оперативно-розыскной деятельности; рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.

Третья группа функций ФТС включает в себя: организацию профессиональной подготовки должностных лиц, таможенных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку; реализацию программы развития таможенного дела в Российской Федерации; взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в таможенной сфере деятельности, включая представление по поручению по поручению Правительства Российской Федерации интересов РФ во Всемирной таможенной организации (Совете таможенного сотрудничества) и других международных организациях.

ФТС РФ возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министром экономического развития и торговли РФ по представлению руководителя Федеральной таможенной службы. Количество заместителей руководителя ФТС устанавливается Правительством РФ.

33 стр., 16300 слов

Роль прокуратуры в деятельности правоохранительных органов по ...

... координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; проанализировать тенденции и закономерности развития функции координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; выработать и обосновать предложения по развитию законодательства, регулирующего координационные отношения правоохранительных органов по борьбе с преступностью ...

Региональное таможенное управление

Регион деятельности РТУ определяется ФТС России по согласованию с Минэкономразвития России. В российской федерации создано семь РТУ по числу федеральных округов: Дальневосточное, Приволжское, Северо-Западное, Сибирское, Уральское, Центральное, Южное.

В общем положении о РТУ определено 62 полномочия, которые находятся в компетенции этого таможенного органа. Полномочия РТУ можно подразделить на:

  1. Организационные, аналитические, координирующие, контролирующие деятельность подчиненных таможенных органов;
  2. Осуществляемые самостоятельно в сфере таможенного дела;
  3. Направленные на повышение эффективности деятельности таможенных органов, включая собственную.

Таможня — государственный орган, обеспечивающий порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, вещей и иных предметов, применение таможенных процедур и взимание таможенных платежей, производящий таможенный контроль и таможенное оформление.

Таможенный пост

Правовой основой деятельности таможенного поста является, наряду с другими нормативными правовыми актами, Таможенный кодекс Таможенного союза и Общее положение о таможенном посте, утвержденное приказом ГТК РФ от 10 октября 2002 г. № 1082.

В отличии от других таможенных органов таможенный пост не является юридическим лицом. Однако таможенный пост может быть образован и как юридическое лицо решением ФТС России.

Среди основных задач и функций таможенного поста можно выделить таможенное оформление и таможенный контроль, а так же борьбу с административными правонарушениями в таможенной сфере.

Иные субъекты таможенного права.

К иным субъектам таможенного права относятся юридические и физические лица, перемещающие товары через таможенную границу. В соответствии с российским законодательством указанные лица имеют право перемещать товары и транспортные средства через таможенную границу. Это право вытекает из соответствующих положений конституции РФ, иных федеральных законов.

Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз или вывоз из нее товаров и транспортных средств, за исключением случаев установленных ТК ТС и другими федеральными законами РФ.

Права и обязанности субъектов таможенного права детально регламентированы ТК ТС и другими нормативными правовыми документами в сфере таможенного дела.

В процессе перемещения товаров через таможенную границу возникают многообразные общественные отношения при реализации политической, международной, экономической, хозяйственной деятельности, что требует соответствующей организации взаимодействия участников таких отношений. В противном случае могут возникнуть конфликты из-за несовпадений интересов их участников. Указанные и другие общественные отношения находят свое выражение через правовые отношения, которые выступают в качестве юридической формы взаимодействия участников общественных отношений.

4 стр., 1811 слов

Право потребителя на безопасность товаров

... Закона "О защите прав потребителей" права потребителя на безопасность товаров, работ и услуг: потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен ... применительно к пищевым продуктам и к лекарственным средствам. В статье 1 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" закрепляется, ...

Таможенные правоотношения представляют собой урегулированные нормами таможенного права общественные отношения, участники которых в ходе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств выступают в качестве носителей соответствующих прав и обязанностей. Таким образом, таможенные правоотношения являются юридической формой взаимодействия участников общественных отношений в таможенной сфере.

Таможенные правоотношения, возникающие при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, выступают в качестве объекта таможенного права. Правоотношения в таможенной сфере возникают по поводу товаров и транспортных средств, которые являются объектами таможенных правоотношений, перемещаемые через таможенную границу, поскольку действия участников таких отношений складываются на основе правовых норм, регулирующих порядок их перемещения. В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации под товаром понимается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, электрическая энергия, а также транспортные средства, которые выступают в качестве товара.

Таможенный кодекс Таможенного союза определяет круг правоотношений, который регулируется таможенным законодательством. Указанные правоотношения складываются по поводу порядка и правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; установления и применения таможенных режимов; декларирования товаров и транспортных средств; уплаты таможенных пошлин, налогов; осуществления таможенного контроля; обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц. Определение круга правоотношений имеет значение для правильного применения закона, отграничения смежных отраслей права, поскольку каждый закон регулирует определенные правоотношения, о чем в законе содержится соответствующее положение либо круг таких правоотношений можно выделить при анализе его норм.

Определяя возникновение, изменение, прекращение правоотношений в процессе правового регулирования общественных отношений в таможенной сфере, государство придает возникающим связям устойчивый характер, т.е. создает определенный правопорядок.

Необходимым признаком правоотношения является то, что они возникают, изменяются, прекращаются, имея в основе правовые нормы, выражающие волю государства. Правовые нормы определяют также состав участников правоотношений, их права и обязанности, способы обеспечения правоотношений от возможных нарушений.