Функции устава субъектов Российской Федерации

В данной работе рассматриваются функции уставов (конституций) субъектов Российской Федерации и их взаимодействие с функциями Конституции Российской Федерации.

Анализ функций конституций, уставов субъектов РФ предполагает их сопоставление с функциями Конституции Российской Федерации. Правильное толкование природы и содержания этих функций позволяет внести ясность в предмет конституционного (уставного) регулирования, разграничить с теми вопросами, которые являются предметом федеральной Конституции.

Под функциями конституции понимают, как правило, ее общественное предназначение, способы реализации и особенные черты. Любая конституция выполняет определенные функции, которые раскрывают ее социально-правовое назначение и характеризуют основные направления воздействия ее установлений на общественные отношения.

  1. Функции уставов (конституций) субъектов Российской Федерации

Функции конституции (устава) субъекта РФ можно определить как основные направления конституционного (уставного) регулирования, направленные на реализацию целей, задач и полномочий субъекта Федерации как государственно- территориального образования в составе России.

Субъекты Российской Федерации являются несуверенными государственно- территориальными образованиями, входящими в состав суверенного государства – России. Такой статус имеют не только края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения. Республики, именуемые в Конституции РФ государствами, также являются по своей природе государственно-территориальными образованиями в составе Федерации. В этой связи главное отличие функций Конституции РФ и функций конституций, уставов субъектов РФ обусловлено наличием или отсутствием свойства государственного суверенитета. Если функции Конституции РФ направлены на реализацию статуса России как суверенного государства, то функции конституции, устава, с одной стороны, выражают статус субъекта Федерации как государственно-территориального образования в составе Российской Федерации, с другой стороны, воплощают (реализуют) с учетом региональных потребностей и особенностей функции России как суверенного государства.

1.1. Правообразующая функция

Правообразующая (системообразующая) функция проявляется в том, что конституции, уставы формируют основы регионального права, юридический фундамент законодательства субъектов РФ, а их нормы соответственно обладают высшей юридической силой на территории субъекта РФ. Нередко субъекты Федерации непосредственно подчеркивают это свойство в своих конституциях, уставах.

11 стр., 5044 слов

Налоговые органы Российской Федерации: структура, функции и полномочия

... своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными ...

К примеру, Устав города Москвы определяется основным законом города Москвы, обладающим высшей юридической силой по отношению к другим законам города Москвы, правовым актам органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления, их должностных лиц (п.3 ст.10 Устава города Москвы).

Конституция Республики Татарстан является Основным законом республики, имеет высшую юридическую силу в правовой системе Татарстана, прямое действие и применяется на всей территории Республики. Законы и иные правовые акты Республики Татарстан, а также правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить Конституции Республики Татарстан (ч.1 ст. 24 Конституции Республики Татарстан).

Регулятивная функция конституции, устава связана со свойством норм данных нормативно-правовых актов осуществлять регулирование общественных отношений. Так же, как и Конституция РФ, конституции, уставы содержат различные по способам регулятивного воздействия нормы: нормы-цели, нормы-принципы, нормы — диспозиции и нормы с трехэлементной структурой (гипотезы, диспозиции, санкции).

В конституциях, уставах много отсылочных норм.

Конституции, уставы субъектов РФ, будучи частью конституционно-правового пространства, несут в себе системно-регулятивное начало, обеспечивая единство, взаимосвязь и сбалансированность региональных правовых норм.

Особенностью правообразующей и регулятивной функций конституции, устава является ограниченность правового воздействия территорией соответствующего субъекта Российской Федерации.

Среди общественно-государственных функций базисную роль в системе функций играет учредительная функция.

Специфика учредительной функции конституции, устава заключается в том, что эти региональные акты в силу отсутствия у субъектов Федерации свойства государственного суверенитета лишь конкретизируют содержание учредительной функции общенациональной конституции. Они констатируют и конкретизируют:

1) юридический факт образования субъекта Федерации;

2) субъекта принятия конституции, устава;

3) цели и задачи субъекта Федерации как части государства с учетом региональной специфики и региональных предпочтений, принципы государственной власти, реализуемой на территории соответствующего субъекта РФ;

4) основные элементы государственности субъекта РФ.

Степень самостоятельности субъектов РФ в реализации этой функции незначительна. В то же время без систематизации и конкретизации учредительных норм на уровне конституции, устава невозможно создать публично-правовой образ субъекта Федерации, который различается по историческим, политическим, национальным, культурным истокам и предпосылкам образования.

Некоторые субъекты пытаются подчеркнуть уникальный характер государственности в своих конституциях, уставах. В частности, особенностью республик, объединяющих титульные нации, является стремление подчеркнуть реализацию права народов на самоопределение в рамках федеративной государственности. Так, Конституция Республики Адыгея в ст.51 пишет о том, что данная Республика образована в результате реализации права на самоопределение адыгского народа и исторически сложившейся общности людей, проживающих на ее территории.

14 стр., 6763 слов

Конституция Российской Федерации (2)

... Конституции Российской Федерации», согласно которому для завершения подготовки проекта Конституции 5 июня в Москве созывалось Конституционное совещание. Оно включало представителей федеральных органов государственной власти РФ; органов государственной власти республик ... предпринимательства. Конституция встала на путь равноправия всех субъектов федерации. Обязанность соблюдать нормы Конституции ...

Конституция Республики Башкортостан в преамбуле закрепляет, что башкирский народ в XVI веке добровольно присоединился к России, в 1919 году на основе Соглашения Центральной Советской Власти России с Башкирским правительством о советской автономии Башкирии в результате реализации права башкирской нации на самоопределение была образована Башкирская автономная республика в составе РСФСР, преобразованная в 1990 году в Республику Башкортостан в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Республики Башкортостан, а в момент принятия данной Конституции она признается Республикой в составе Российской Федерации.

Ключевым критерием учредительной функции является ответ на вопрос, кто является субъектом принятия или учредителем конституции, устава.

Считается, что в случае принятия конституции, устава на референдуме, учредителем выступает народ (население) субъекта РФ. Возможность использования референдума в соответствии с ныне действующей Конституцией РФ предоставлена лишь республикам в составе РФ.

В соответствии с Конституцией РФ все уставы субъектов РФ должны приниматься их законодательными органами (парламентами).

Представляется, что данное ограничение не препятствует рассматривать народ (население) субъекта Федерации основным учредителем конституции, устава, так как данный нормативно-правовой акт принимается, во-первых, полномочными представителями народа (населения), во-вторых, в его интересах и для его защиты. Кроме того, для изучения воли субъекта возможно использование института опроса или обсуждения конституции, устава. Между тем отсутствие данного права у субъектов РФ, не являющихся республиками, само по себе неадекватно принципу равноправия субъектов Российской Федерации и снижает потенциальные возможности населения в придании основному закону субъекта РФ учредительного характера.

Необходимо отметить, что большинство республик приняли конституции законодательными (представительными) органами – парламентами. Путем референдума приняты конституции лишь нескольких республик, таких как Ингушетия, Татарстан, Тыва, Чеченская Республика. Конституции Дагестана, Марий Эл были приняты специальным органом – Конституционным Собранием.

Важно проводить различия между народом как учредителем Конституции РФ и народом как учредителем конституций (уставов) субъектов РФ.

Народ как учредитель конституций (уставов) субъектов РФ – это граждане Российской Федерации, относящиеся к населению субъекта и наделенные правом на государственно- территориальное самоопределение. Народ субъекта РФ не учреждает основы конституционного строя, демократический режим, права и свободы – это прерогатива народа Российской Федерации в целом. Он определяет лишь в пределах ведения и полномочий субъекта Федерации систему государственности, а также социальные, политические, экономические и духовно-культурные и иные отношения в том варианте, в котором они имеют значение для определенного государственно-территориального образования.

Практически во всех республиканских конституциях народ республики определяется как источник государственной власти. Высшим непосредственным выражением воли народа признаются референдум и свободные выборы.

17 стр., 8483 слов

Правотворческий процесс в субъектах Российской Федерации

... Конституция Российской Федерации, федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ... уполномоченных государством общественных организаций; в) непосредственное правотворчество народа. Проанализировав вышесказанное, присоединяемся к мнению профессора В.В. ...

Термин «народ» фигурирует и в некоторых уставах субъектов РФ. Так, п. 1 ст. 7 Устава Тамбовской области гласит: «Единственным источником власти в области является народ». В ст. 3 Устава Ханты-Мансийского автономного округа указывается, что народ автономного округа осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». В Уставе Читинской области (ст. 3) под народом понимаются граждане РФ, проживающие на территории области.

В отношении субъекта Российской Федерации более правильной нам представляется формулировка: «население субъекта РФ как часть народа Российской Федерации», то есть совокупность граждан России, проживающих на соответствующей территории и обладающих политическими правами и свободами. Именно такие формулировки как раз и используются в большинстве уставов субъектов РФ.

Например, в ст. 4 Устава Нижегородской области записано, что источником государственной власти области является ее население как неотъемлемая часть народа Российской Федерации. Согласно ст. 1 Устава Московской области граждане Российской Федерации, проживающие на территории

Проявлением учредительной функции является также установление целей и задач субъекта Федерации как части государства с учетом региональной специфики и региональных предпочтений, определение принципов государственной власти, реализуемой на территории соответствующего субъекта РФ

Будучи несуверенными по статусу, субъекты РФ, тем не менее, обладают основными элементами государственности. Некоторые субъекты пытаются в своих конституциях, уставах определить основные элементы (признаки) своей государственности. При этом наблюдается как совпадение, так и различие в определении такого перечня признаков. К примеру, согласно ст. 1 Конституции Республики Башкортостан — государственность Республики выражается в том, что она обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения, имеет свою территорию, население, систему органов государственной власти, свою Конституцию и законодательство, а также государственные языки и государственные символы Республики Башкортостан. Белгородская область в соответствии со ст.1 ч.3 ее Устава имеет свою территорию, население, символику, органы государственной власти, полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, а также собственные предметы ведения.