Законодательная власть в Республике Беларусь

Основное функциональное назначение государства и права выражается в создании достойных условий существования человека как высшей ценности общественного развития, защите всей совокупности его прав и свобод, предоставлении возможности их реализации в полном объеме. Это провозглашено в качестве важнейшей основы конституционного строя Республики Беларусь, и должно найти отражение при изучении основ права. Все формы осуществления права служат утверждению законности и правопорядка.

Государство призвано управлять обществом, а право – справедливо и точно регулировать отношения между людьми с целью обеспечения социального прогресса. В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее конституционного строя Республики Беларусь.

Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, надежной и справедливой юстиции, независимого правосудия, но и весьма важно преодоление достигшего опасных пределов правового нигилизма во многих сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

Целью дисциплины «Основы права» является изучение системы законодательства Республики Беларусь, ознакомление с важнейшими международными актами в области прав человека, нормами конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного, трудового права и других отраслей права. Знания о развитии общества и государства, правовые воззрения известных философов мира, глобальные экологические проблемы, ценности человечества и цивилизации найдут свое развитие в изучении нормативных актов, закрепляющих политические, социально-экономические, гражданские и культурные права человека и гражданина, государственное устройство, систему органов государства, способы и принципы защиты прав и интересов граждан.

1. Законодательная власть в Республике Беларусь

Понятие «правовое государство» включает в себя такие принципы как верховенство права, народный суверенитет, разделение властей, незыблемость прав и свобод личности, взаимная ответственность государства и гражданина. Каждый из названных принципов закреплен в действующей редакции Конституции Республики Беларусь [1, ст. 2,3,6,7].

7 стр., 3100 слов

ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ ВИНЫ ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

... исследования, который составляют нормы Уголовного Кодекса Республики Беларусь, определяющие субъективную сторону состава преступления. Целью исследования данной курсовой работы является рассмотреть понятие, содержание и формы вины в уголовном праве Республики Беларусь. Для достижения поставленной ...

Важнейший из принципов формирования правового государства, который закреплен в Конституции Республики Беларусь, является разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Осуществление этого принципа ставит невозможным злоупотребления властью, защищает гражданина от произвола должностных лиц, создает эффективную деятельность государственных структур.

Разделение властей — это не борьба различных ветвей власти. Государственные органы, согласно статье 6 Конституции, призваны в пределах своих полномочий, сдерживать и уравновешивать друг друга в управлении государством, обеспечивать устойчивость власти в целом [1, ст. 6].

Исходя из этого, хотелось бы отметить, что формирование правового государства в Республике Беларусь невозможно без реализации принципа разделения властей в законодательстве и реальной деятельности органов государства.

До референдума 24 ноября 1996 г. высшим представительным и законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь был Верховный Совет. В результате изменений и дополнений, внесенных в Конституцию, белорусский парламент был переименован в Национальное собрание и разделен на две палаты — Палату представителей и Совет Республики [1, ст. 90]. Общая численность депутатского корпуса Национального собрания составляет 174 человека, а срок их полномочий — 4 года. Депутат Палаты представителей может одновременно быть и членом Правительства, однако одно и то же лицо не может являться членом двух палат парламента одновременно.

Палата представителей состоит из 110 депутатов, избираемых по мажоритарной системе на всеобщих выборах, и представляет интересы всех граждан Республики Беларусь [1, ст. 91]. Полномочия Палаты представителей перечислены в Конституции [1, ст. 97]. Первый состав Палаты представителей Национального собрания был сформирован из депутатов распущенного Верховного Совета XIII созыва и утвержден Указом Президента №495 от 27 ноября 1996 г. Позже депутаты Палаты представителей трижды переизбирались на очередных парламентских выборах, непосредственно, в 2000, 2004 и 2008 гг.

Совет Республики является палатой территориального представительства и состоит из 64 депутатов. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, который прожил на территории соответствующей области не менее 5 лет. От каждой области и города Минска тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня избираются по 8 депутатов Совета Республики. Еще 8 членов Совета Республики назначает Президент. Право выдвижения кандидатов в члены Совета Республики принадлежит президиумам местных Советов базового уровня и г. Минска совместно с соответствующими исполкомами [1, ст. 91].

Национальное собрание Республики Беларусь работает в сессионном порядке. Первая сессия открывается 2 октября. Ее продолжительность не может превышать 80 дней. Вторая сессия открывается 2 апреля и длится не более 90 дней [1, ст. 95].

Заседания Национально собрания являются открытыми, но палаты могут принять решение о проведении закрытого заседания большинством голосов от их полного состава. Независимо от того, является заседание палаты открытым или закрытым, на нем могут выступать Президент, его представители, Премьер — министр и члены Правительства. Для правомочности заседания парламента необходимо присутствие не менее 2/3 от полного состава палат. Голосование является открытым и осуществляется депутатами лично. Тайное голосование может иметь место только при решении кадровых вопросов [1, ст. 103].

18 стр., 8988 слов

Гражданство в Республике Беларусь

... законодателя (Верховного Совета Республики Беларусь) при принятии им 18 октября 1991 г. закона о гражданстве Республики Беларусь, которым он, в частности, признал гражданами Республики Беларусь лиц, которые постоянно проживали на территории Республики Беларусь на день вступления ...

В настоящее время в Палате представителей работают 7 партийных депутатов: 6 депутатов от Коммунистической партии Белорусской и 1 депутат от Белорусской аграрной партии.

По Конституции Республики Беларусь полномочия палат парламента могут быть прекращены досрочно:

  • при отказе в доверии правительству;
  • в случае вотума недоверия правительству;
  • при двукратном отказе дать согласие на назначение Премьер — министра;
  • на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами парламента Конституции [1, ст. 94].

Полномочия палат не могут быть досрочно прекращены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности. Не допускается роспуск палат в течении года со дня их первых заседаний [1, ст. 94]. Компетенция Палаты представителей содержится в Конституции Республики Беларусь [1, ст. 97], а компетенция Совета Республики содержатся в Конституции Республики Беларусь [1, ст. 98].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Парламент в системе разделения властей играет немало важную верховенствующую роль по отношению к исполнительной и судебной власти. Именно Национальное Собрание разрабатывает, рассматривает и принимает законы, с подписания Президентом. Это отдельная ветвь необходимая в государстве для создания законодательной базы для населения и формирования руководящих органов в стране.

Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь и состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики.

Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства..

Срок полномочий Парламента — четыре года.

Палата представителей рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении.

14 стр., 6642 слов

Законодательный процесс в Республике Беларусь и Российской Федерации

... законодательной инициативы в Республике Беларусь принадлежит следующим субъектам: А. Президент Республики Беларусь - имеет право законодательной инициативы в Палате представителей. Президент может направлять в Палату представителей ... предлагаемыми целями представляют собой чрезвычайно сложную задачу. Законодательный процесс - упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных ...

Решает вопросы административно- территориального устройства государства; об объявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов; назначает выборы Президента; дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра

Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов. Дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка. Принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом.

Совет Министров Республики Беларусь — центральный орган государственного управления — в своей деятельности подотчетно Президенту Беларуси и ответственно перед Парламентом республики. Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.

Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей.

Правительство Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации, готовит и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении. Обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда. А также осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

  1. Принципы и условия административной ответственности

Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. [2, ст. 4.1].

Принципы административной ответственности:

1. Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма.

2. Привлечение и освобождение от административной ответственности осуществляются не иначе как по постановлению (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании настоящего Кодекса.

6 стр., 2612 слов

Судебная система Республики Беларусь

... разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел; рассматривает заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь о несоответствии разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь Конституции и законам Республики Беларусь; ...

3. Физические лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

4. Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств.

5. Каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности.