Административное право как отрасль права РФ

Диспозитивный метод основан на равенстве сторон, вступающих в общественные отношения, применяется, как правило, для регламентации отношений, регулируемых отраслями частного права. Административное право как отрасль публичного права, регулирующая отношения, одним из участником которых в большинстве случаев выступает орган (должное лицо), наделенный юридически властными полномочиями, использует метод централизованного, императивного регулирования, который также называется административно-правовым методом. Метод императивного регулирования рассчитан на отношения неравенства сторон и односторонность юридически-властных волеизъявлений одного из участников.

Административное право использует три юридических возможности: предписание (возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в определенных условиях), запрет (возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в определенных условиях), дозволение (юридическое разрешение совершать определенные действия, либо не совершать их по своему усмотрению).

Механизм административно-правового регулирования в большей мере использует предписания и запреты4 .

В настоящее время многими учеными признается проблема слабой разработки понятийного аппарата административного права. Причем данная проблема присутствует как в науке, так и отрасли административного права. В частности, Н.Ю. Хлопонина отметила необходимость совершенствования и разработки теории административного права 5 . В том же ключе автор статьи «К реформированию понятийного аппарата административного права РФ» В.С. Рыжов призывает научную общественность проявить инициативу в плане более глубокого изучения проблемы в целях дальнейшего реформирования всего понятийного аппарата административного права6 . Известный российский административист К.С. Бельский также выделяет проблему слабой развитости таких элементов науки как, терминология и история7 .

По мнению К.С. Рыжова, проблема реформирования понятийного аппарата административного права РФ обусловлена двумя обстоятельствами: противоречием между современным состоянием законодательства и его отражением в науке административного права и отсутствием надлежащих взаимосвязей в понятийном аппарате. Бесспорен факт, что существуют противоречия между современным состоянием законодательства и его отражением в науке административного права. Однако надо учитывать то, что само законодательство обременено противоречиями внутреннего характера, которые не позволяют, в свою очередь, науке сделать четкие выводы в результате исследования своего предмета или еще хуже влечет ложность выводов.

11 стр., 5121 слов

Теория государства и права как наука

... его настоящего и будущего. Матузовой Н. И. Хотелось бы добавить, что теория государства и права, как наука, играет огромную роль в изучении юридических дисциплин, так как она рассматривает такие вопросы, как отрасли права, законодательство и его ...

К.С.Бельский пишет о необходимости постановки административно-правовой терминологии на более обстоятельную научную основу; о произведение генеральной инвентаризации всего терминологического хозяйства; об очищение терминологического хозяйства от ненужных слов (типа «префект», «супрефект»); о разработки системы терминов, способных точно и правильно обозначать новые реальности в государственном управлении.

Причиной общего характера, породившую проблему слабой разработки понятийного аппарата отрасли и науки административного права, является то, что административное право РФ разрабатывалось и развивалось в постсоветский период по своим стихийным обусловленным российскими реалиями законам. Которые выражаются в том, что становление нового демократического российского общества «завязло в болоте» постоянного процесса малоэффективного реформирования. Вследствие чего, отрасль административного права, еще не сформировалась должным образом и не может в необходимой степени отвечать нуждам и требованиям реальности.

Разработка административного права велась в некоторых случаях в условиях правового и идеологического вакуума. То есть российская наука к моменту формирования содержательно нового административного права не была должным образом подготовлена 8 .

Так же одной из причин слабой разработки понятийного аппарата административного права как отрасли является отсутствие четкой логично построенной нормативной системы понятий. Что породило на современном этапе множество острых проблем, среди которых можно выделить основные: сложность в надлежащем и эффективном правоприменении; несоответствие некоторых норм административного права Конституции РФ; противоречие норм одноуровнего и разноуровнего порядка друг другу; сложность адекватного тождественного толкования.

Так же хотелось бы отразить мнения авторов на определение административного права как отрасли, например, Д.М. Овсянко под административным правом он понимает одну из самостоятельных отраслей права, представляющей собой совокупность правовых норм, регулирующих общественных отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления)9 .

Однако необходимо рассматривать административное право не как совокупность, а как систему норм. Существование норм административного права вне системы невозможно, так как между нормами, как элементами определенной сферы объективной действительности, есть взаимосвязь, основанная на предмете регулирования. Именно поэтому, говоря об отрасли права, надо понимать под ней систему взаимосвязанных норм.

На этой же позиции стоит и авторский коллектив А.П. Алехина, А.А. Кармолицкого, Ю.М. Козлова. Но они, в свою очередь, провели более четкий и убедительный водораздел этих понятий. И дали более удачное определение административного права, под которым они понимают отрасль российской правовой системы, представляющей собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности)10 .

4 стр., 1583 слов

Административная школа управления (2)

... следуют в своем управлении постулатам административной теории управления. Цель курсовой работы — проследить развитие теоретических изысканий административной школы управления. Задачи курсовой работы: История менеджмента насчитывает ... административной школы также "не очень заботились о социальных аспектах управления" и рассматривали человека как часть технической системы. Среди представителей школы ...

Таким образом, очевиден факт необходимости наличия высокого уровня разработанности административно-правовых категорий при нормотворческой деятельности. Рассматривая в сравнительном аспекте предмет науки и отрасли административного права, без всяких сомнений предмет науки шире предмета отрасли. На сегодняшний день проблема разработанности административно-правовых категорий актуальна, что подтверждается самим научным миром. Но, несмотря на признание такой проблемы, сами административисты по разным причинам уделяют мало внимания ее разработке. Возможно, это обусловлено существующей в России действительностью, когда повсеместно признается та или иная проблема, но каких-либо активных конструктивных действий в рамках соответствующих по содержанию концепций не предпринимается. Остается надеяться, что уровень разработанность понятийного аппарата, причем не только в административном праве, повысится, так как любое развитие будет успешным и прогрессивным, если процесс развития будет базироваться на заранее четко определенных дефинициях.

Административное право как отрасль права представляет собой в общем виде огромный, разобранный на множество нормативных актов конгломерат различных правовых норм. Чтобы привести такое собрание норм в стройный порядок, наука распределяет их по группам, из которых каждая образует институт. В результате создаётся стройная система норм административного права.

На сегодняшний день административное право знает две основные системы: институционную и отраслевую.

Институционная система, представляющая собой перенос гражданско-правовой схемы в область административного права, показывает нормы, отрасли наиболее полно. Преимуществом данной системы является то, что она группирует значительную часть правовых норм вокруг главных субъектов государственно-управленческих отношений, какими являются органы исполнительной власти, граждане, общественные объединения. Образуемые в пределах институционной системы правовые институты (органы исполнительной власти, государственной службы, административного принуждения) охватывают нормы административного права, регулирующие однородные общественные отношения, которые возникают во всех или в большинстве отраслей государственного управления. Данные правовые институты образуют общую часть административного права.

Отраслевая система административного права

  1. Управление экономической сферой:
    • Управление промышленным комплексом;
    • Управление агропромышленным комплексом;
    • Управление транспортно-дорожным комплексом и связью;
    • Управление в сфере экологии;
    • Управление финансами и кредитом.
  2. Управление в социально-культурной сфере:
  • Управление образованием;
  • Управление в области науки;
  • Управление в области культуры;
  • Управление в области труда и социального развития;
  • Управление здравоохранением.
  1. Управление в административно-политической сфере.
  • Государственное управление в области обороны;
  • Управление в области безопасности;
  • Управление в области внутренних дел;
  • Управление иностранными делами;
  • Управление в области юстиции.

Нормы данных правовых институтов регулируют отраслевые управленческие отношения, специфику каждой отдельной отрасли. Они образуют так называемую особенную часть административного права11 .

3 стр., 1449 слов

Субъекты административного права (2)

... назначению и статусу организации - государственные и негосударственные. Государственные организации как субъекты административного права - органы исполнительной власти (государственного управления); государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и ...

Источниками административного права

Важнейшей особенностью отрасли являются разнообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли: разнообразием и большим числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью исполнительной власти.

Существует значительное число чисто административно – правовых источников. Но много «смешанных» многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и уголовного).

Система источников административного права выглядит следующим образом.

  1. На федеральном уровне: Конституция РФ; общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ; постановления Конституционного Суда РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ; нормативные указы и распоряжения Президента РФ; нормативные акты палат Федерального Собрания РФ; нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ; нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 в ред. от 07.07.2006 г. «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» они издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается); нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ).
  2. На региональном уровне: конституции (уставы) субъектов РФ; постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ; законы субъектов РФ; нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ; нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ; нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ; нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции;
  3. На муниципальном (местном) уровне: уставы муниципальных образований; нормативные акты представительных органов муниципального образования; нормативные акты главы муниципального образования; нормативные акты местной администрации.

Единого административного кодекса нет и его невозможно создать. Во – первых, потому, что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которого требует правовое регулирование управления. Во – вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений 12 .

3 стр., 1398 слов

Основы административного права

... прав и свобод. Целью реферата является дать обобщенную и по возможности всестороннюю характеристику административного права. Задачи реферата: Изучить общетеоретические основы понятия и системы субъектов административного права; ... негосударственные. Государственные организации как субъекты административного права: органы исполнительной власти (государственного Управления); государственные предприятия, ...

Говоря о системе административного права, следует отметить позицию К.С. Бельского, который включил в круг общественных отношений, составляющих предмет современного российского административного права, и отношения в области административной юстиции (наряду с государственно-управленческими и полицейскими)13 , указывая, что они также составляют предмет административно-правового регулирования и являются процессуальными отношениями, которые связаны с особым порядком рассмотрения в суде административного иска гражданина на незаконные действия должностного лица (органа государства) и обеспечения прав гражданина путем отмены неправомерного акта управления. Таким образом, согласно К. С. Бельскому, система административного права состоит из трех тесно взаимосвязанных в практической сфере и самостоятельных правовых образований внутри административного права: администрации, полиции и юстиции.