Сущность исполнительного производства по делам об административных правонарушениях

Курсовая работа

Применение административного приостановления деятельности как вида административного наказания осуществляется в порядке административного судопроизводства по делам об административных правонарушениях. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) не установлена норма, в соответствии с которой рассмотрение судьями дел об административных правонарушениях считалось бы административным судопроизводством. Российский законодатель формально не относит данный вид процессуальной деятельности судей к административному процессу. Административным правосудием называется лишь деятельность арбитражных судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Очевидно, можно утверждать, что все судьи, рассматривающие дела об административных правонарушениях, осуществляют производство по ним в порядке административного судопроизводства.

Кодекс РФ об административных правонарушениях в качестве наказания предусматривает административное приостановление деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их фииалов, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов работ, оказания услуг.

Исполнение постановлений о приостановлении деятельности возложено на службу судебных приставов. Такой вид наказания применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и другие.

Срок, на который устанавливается административное приостановление деятельности, не может превышать 90 суток и исчисляется с момента фактического приостановления деятельности.

Административное приостановление деятельности назначается судьёй и подлежит немедленному исполнению.

Судебный пристав-исполнитель, получив исполнительный документ обязан незамедлительно с участием понятых произвести наложение пломб, опечатывание помещений мест хранения товара, касс должника, а также применить другие меры по приостановлению его деятельности.

При этом, учитывая, что исполнительный документ возлагает обязанность приостановить деятельность на руководителя организации, судебный пристав — исполнитель предупреждает его об уголовной ответственности за неиполнение решения суда по ст. 315 Уголовного кодекса РФ. После этого судебный пристав-исполнитель должен осуществлять постоянный контроль за исполнением должником требований судебного акта об административном приостановлении путём проверки сохранности печатей и пломб в период всего срока приостановления.

3 стр., 1057 слов

Административное правонарушение (2)

... некоторым вопросам. Также в работе приведены примеры из действующего законодательства Республики Беларусь. 1 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ Поведение людей в обществе может ... субъективного права, ограничение пользования ими, стеснение свободы поведения других субъектов. В курсовой работе я использовал разные учебники российских и белорусских авторов их взгляды по ...

Административным законодательством предусмотрена возможность досрочного прекращения приостановления деятельности в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения администравного наказания. Вопрос о прекращении администравного приостановления деятельности рассматривается судом в 5-дневный срок со дня поступления в суд ходатайства должника. При этом судьёй в обязательном порядке запрашивается заключение должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями статьи 31..3 КоАП РФ обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на должностное лицо, вынесшее постановление. В случае, если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным проводить его в исполнение.

На основании статьи 5 Федерального закона РФ от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ » Об исполнительном производстве» (далее — ФЗ №229-ФЗ) принудительное исполнение актов должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов (далее- ФССП) и её территориальные органы. К числу исполнительных документов относятся, в том числе акты должностных лиц по делам об административных правонарушениях.

Основной проблемой, возникающей при исполнении административных постановлений, это ненадлежащее оформление исполнительных документов, предъявляемых к исполнению.

Проблема, которая вызывает самую большую часть нареканий со стороны граждан, это отсутствие надлежащего администрирования платежей со стороны органов внутренних дел. В структурные подразделения продолжают поступать уже исполненные постановления о взыскании штрафов. Не проверив информацию об оплате штрафа, мы нарушаем законные права и интересы граждан, поскольку в отношении тех самых граждан фактически незаконно возбуждаются исполнительные производства и применяются меры принудительного исполнения.

Кроме того, в настоящее время не все уполномоченные органы применяют ст.20.25 КоАП РФ в отношении лиц, своевременно не уплативших административные штрафы, в установленные ст. 32.2 КоАП РФ сроки. Неприменение данной нормы – это реальное нарушение закона со стороны уполномоченного органа, поскольку привлечение к административной ответственности по данному основанию – это не право, а обязанность уполномоченного органа. Если уполномоченный орган или должностное лицо определили, что штраф не уплачен, возникает обязанность, наряду с направлением исполнительных документов для исполнения судебным приставам-исполнителям, инициировать привлечение данного лица к новому виду ответственности по ст.20.25 КоАП. И только суд, который на основании протокола уполномоченного органа или должностного лица о привлечении должника к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП, решает какую меру наказания к нему применить. Это может быть как наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, так и административный арест на срок до пятнадцати суток.

7 стр., 3303 слов

Административные регламенты органов исполнительной власти

... Целью использования административных регламентов является решение определенных общих задач: детальная регламентация деятельности государственных служащих; обеспечение открытости деятельности органов исполнительной власти; противодействие ... официальной доктрины. Так, в части 3 статьи 7 закреплено, «что разграничение законодательной, исполнительной и судебной власти является важнейшим принципом ...

Вывод. В целях надлежащего применения пункта 1 статьи 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997г. N 119-ФЗ и части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при определении сроков предъявления к исполнению постановлений налоговых органов о назначении административного наказания следует руководствоваться Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007г. N41 «О применении Арбитражными судами статьи 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в части регулирования сроков предъявления к исполнению постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях».

В силу подпункта 5 пункта 1 и подпункта 4 пункта 2 статьи 14 Закона об исполнительном производстве постановления административных органов по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения соответствующего постановления.

Указанные положения Закона об исполнительном производстве подлежат применению с учетом положений статьи 8 этого Закона и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Статья 8 Закона об исполнительном производстве в качестве обязательного реквизита исполнительного документа называет дату его вступления в законную силу. При этом такой реквизит постановления по делам об административных правонарушениях не может быть указан ранее, чем постановление вступит в силу по правилам, установленным статьей 31.1 КоАП РФ.

Согласно статье 31.2 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.

При этом, если было наложено административное наказание в виде штрафа, постановление может быть направлено судебному приставу-исполнителю не с момента вступления его в силу, а после истечения срока на добровольное исполнение (статья 32.2 КоАП РФ).

Учитывая, что КоАП РФ определяет момент, не ранее которого исполнительный документ может быть направлен судебному приставу-исполнителю, именно с этого момента подлежат исчислению сроки предъявления исполнительных документов к исполнению, указанные в пункте 1 статьи 14 Закона об исполнительном производстве.

  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 09.03.2010)
  3. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 27.09.2009, с изм. от 17.12.2009) «Об исполнительном производстве» (принят ГД ФС РФ 14.09.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 21.10.2009)
  4. Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О судебных приставах» (принят ГД ФС РФ 04.06.1997)
  5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 11.11.2008) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
  6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 11.11.2008) О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
  7. Агапов, А.Б.
    3 стр., 1306 слов

    Участники производства по делам об административных правонарушениях

    ... и понятому. Объектом исследования является производство об административных правонарушениях. Предметом исследования - участники производства по делам об административных правонарушениях. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях и его участников. Административный процесс представляет собой такую деятельность по разрешению органами управления (должностными ...

    Административное право [Текст]: учебное пособие / А.Б. Агапов. – М.: Эксмо, 2008. – 398с.

  8. Административное право [Текст]: Учебник / Под. ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2007. – 697с.
  9. Административное право [Текст]: курс лекций / Э.В. Липатов, В.В. Лысенко, Г.В. Матвиенко и др. – М.: Экзамен, 2008. – 509с.
  10. Административное право [Текст]: учебное пособие для вузов / Е.М. Аникин и др. – СПб: Питер, 2009. – 252с.
  11. Административное право России [Текст]: Учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачёв, С.В. Тихомиров; отв. ред. Л.Л. Попов. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 688с.
  12. Горобцова С.Е. Временный запрет деятельности как необходимое условие применения административного приостановления деятельности /С.Е. Горобцова// Современное право. — 2008. — №2. — С. 72-76
  13. Ширипов, Д. В. Защита права собственности при конфискации /Д. В. Ширипов. //Юридический вестник. Выпуск 12. -Пенза, 2008. — С. 115 – 121
  14. Дугенец, А. С.. Процессуальный порядок привлечения к административной ответственности :Учебное пособие /А. С. Дугенец ; Министерство внутренних дел Российской Федерации. Государственное учреждение «Всероссийский научно- исследовательский институт». -М. :ВНИИ МВД России,2008. — 116 с
  15. Кузнецов, В. Ф. (Валерий Федорович).

    Исполнительное производство. -Челябинск,2009. -160 с.