Общий и специальный административный надзор в деятельности полиции

В настоящее время в Российской Федерации существует значительное количество государственных органов исполнительной власти, осуществляющих административный надзор. Действующая система и структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти». В данном нормативном правовом акте сохранена трехзвенная система федеральных органов исполнительной власти, установленная Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Фрагмент работы для ознакомления

Таким образом, были приведены наиболее существенные критерии классификации административного надзора, которые ранее не рассматривались в научной литературе. Использование данных критериев позволит более правильно изучить многогранную сущность и сложноструктурированное содержание административного надзора. При этом нельзя не учитывать, что приведенный перечень критериев классификации административного надзора не является исчерпывающим в условиях глобализации и международной интеграции.2. Административный надзор в сфере обеспечения общественной безопасностиОбеспечение эффективной охраны общественного порядка, надежная защита прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства неразрывно связаны с необходимостью четко налаженной, построенной на научных основах организации работы всех аппаратов и подразделений полиции.Формы административного надзора. Как и методам, им присуще те же признаки, что и формам управления вообще. Так же, как и для управления, формы надзора являются внешним выражением содержания осуществляемой деятельности. Очевидно, что процесс реализации компетенции органов надзора в системе государственного управления и, в частности, управление в сфере охраны общественного порядка заключается в практическом применении тех конкретных форм, которые отвечают содержанию и целям административного надзора. В соответствии с этим формы надзора различны по своему целевому назначению. Особого внимания заслуживают те из них, которые непосредственно связаны с компетенцией субъекта надзора, исходя из существа конкретных его полномочий.Следовательно, вполне допустима классификация форм надзорной деятельности, при которой они могут быть сгруппированы в одном ряду с компетенцией. В этом случае формы могут быть представлены как обеспечивающие:

17 стр., 8030 слов

Государственный контроль в сфере исполнительной власти

... законности в сфере деятельности исполнительной власти (государственном управлении). В настоящее время некоторые аспекты государственного контроля регулируются отдельными нормативными правовыми документами, базовым из которых является Федеральный ... то, что надзор в отличие от контроля не содержит административных функций, все федеральные службы имеют компетенцию контрольных органов, поэтому в их ...

  • деятельность в связи с регулированием соответствующих общественных отношений;
  • собственно надзорную деятельность;

— применение административно-правовых санкций или юрисдикционную деятельность.Необходимо отметить, что управленческая деятельность полиции по организации ООП неразрывно связана с осуществлением функций по непосредственной охране порядка и безопасности, с предупреждением и пресечением правонарушений в этой сфере. Органы внутренних дел (полиция) не только организуют, но и практически осуществляют ООП, обеспечивают личную безопасность граждан и общественную безопасность, т.е. непосредственно, своими силами, проводят в жизнь профилактические мероприятия, предупреждают нарушения общественного порядка и правил безопасности, пресекают совершаемые в этой сфере правонарушения, привлекают нарушителей к ответственности, а также выполняют такие действия, как охрана, конвоирование и содержание подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осуществляют лицензионно-разрешительные действия в сфере оборота оружия, частной детективной и охранной деятельности и др.Организация и тактика охраны общественного порядка дополняют друг друга и тем самым способствуют наиболее полному и эффективному выполнению правоохранительных задач в этой сфере. Система организации охраны общественного порядка развивается и совершенствуется как неотъемлемая часть организующей деятельности государства. К основным факторам, влияющим на организацию ООП, относятся:

  • социально-экономические условия, в которых органы внутренних дел осуществляют охрану порядка и безопасности;
  • наличие и профессиональная подготовленность сотрудников ОВД, выполняющих функции охраны порядка и безопасности, их социальная защита и техническая оснащенность;
  • полнота и качество правового регулирования организации и деятельности ОВД (полиции), правовая защита их сотрудников;
  • состояние преступности и других нарушений общественного порядка, правил безопасности;

— результаты и эффективность деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка.В ходе организации в статическом аспекте решаются задачи создания социальных систем, нормативно-правового закрепления статуса создаваемой системы и отдельных подразделений. Определяется цель, функциональная, предметная, территориальная и процессуальная компетенция (права, обязанности, предметы ведения), организационно-структурная компоновка, ответственность. Применительно к деятельности ОВД организация охраны общественного порядка включает следующие основные функции:

  • определение объективно необходимых и научно обоснованных целей и задач ОВД по обеспечению общественного порядка;
  • разработку и совершенствование структуры служб и подразделений полиции;
  • определение функциональных обязанностей сотрудников служб и подразделений, руководителей органов внутренних дел по охране общественного порядка;
  • осуществление и совершенствование работы служб и подразделений, обеспечивающих общественный порядок, на основе научной организации труда, внедрения передового опыта, укрепления законности и усиления связи с населением;

— кадровое, материально-техническое, правовое и организационно-методическое обеспечение служб и подразделений, осуществляющих охрану общественного порядка.Система управления органами внутренних дел в сфере ООП представляет собой общегосударственную систему, которая строится и функционирует на трех уровнях управления: федеральном, субъектов Федерации (региональном) и местном. Структурными звеньями единой системы МВД России, осуществляющими охрану общественного порядка, являются патрульно-постовая служба, ДПС Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), вневедомственная охрана, другие подразделения полиции.2.1.

20 стр., 9642 слов

Служба Государственной инспекции по безопасности дорожного движения ...

... местного самоуправления, юридическими лицами и общественными объединениями; разъяснение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения с использованием средств массовой информации, ... и обслуживанию технических средств организации дорожного движения, ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных разрешений; выдача в порядке, определяемом Правительством ...

Административный надзор в сфере обеспечения безопасности дорожного движенияУказом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», которым утверждено Положение о ГИБДД МВД России, устанавливает, что Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.Правовые средства, используемые ГИБДД для достижения необходимого эффекта в сфере безопасности дорожного движения, в значительной мере составляют арсенал юридического инструментария осуществления контрольно-надзорной деятельности.Анализ п. 2 Положения «О ГИБДД МВД Российской Федерации» свидетельствует о наличии однозначной и достаточно жесткой связи ГИБДД со сферой безопасности дорожного движения. В частности, на нее возлагается задача обеспечения соблюдения соответствующими субъектами «законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения».В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г.

№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения — это состояние процесса перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения является задачей не только ГИБДД, но и других органов исполнительной власти. В этой связи возникает необходимость определения сферы влияния ГИБДД на обеспечение безопасности дорожного движения.В п. 11 Положения о ГИБДД установлено, что Служба осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:

  • к проектированию, строительству, реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;
  • к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;
  • к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования;
  • к изменению конструкции зарегистрированных в Госавтоинспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним;
  • к перевозкам в пределах компетенции Госавтоинспекции тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов.Дополнительно к этому п.

4.2 Наставления по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России возлагает на названную Службу осуществление функции контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.Кроме того, на ГИБДД возлагаются обязанности иного рода, непосредственно не связанные с осуществлением государственного контроля и надзора: административно-юрисдикционная деятельность, дознание, розыск, пропаганда безопасности дорожного движения и т.д.

13 стр., 6216 слов

Контрольная работа: Государственный надзор за безопасностью дорожного движения

... норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, в целях предупреждения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также, снижение тяжести их последствий. 2. Особенности осуществления государственного надзора за безопасностью дорожного движения Рассматривая вопрос ...

Общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения и ее обеспечения регулируются целым рядом нормативных правовых актов. В их числе: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», КоАП РФ и др.Контрольно-надзорная деятельность не может выполнять функции реализации ответственности. Процесс применения любого наказания выходит за рамки надзорной деятельности и представляет собой самостоятельную форму административной деятельности. И здесь имеет место «не совпадение двух форм деятельности, а их осуществление одним субъектом». Данный вывод подтверждается содержанием вышеприведенной структуры функций ГИБДД, в которой контрольно-надзорная деятельность представлена всего лишь одним из элементов, обеспечивающих функционирование рассматриваемой системы.Для определения содержания надзорно-контрольной деятельности ГИБДД необходимо проанализировать ее полномочия и выбрать те, которые способствуют установлению имеющихся отклонений в поведении подконтрольных (поднадзорных) субъектов:а) запрашивать и получать в установленном порядке от организаций независимо от формы собственности и должностных лиц сведения о соблюдении ими нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также объяснения по фактам их нарушения;б) давать должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах;в) участвовать в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, вносить в установленном порядке предложения по их совершенствованию;д) временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения, а также на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии, ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения; е) запрещать при несоблюдении требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов, а также движение общественного транспорта по установленным маршрутам;ж) запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;з) не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдачи соответствующих документов на автомототранспортные средства и прицепы к ним; и) останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, изымать эти документы в случаях, предусмотренных федеральным законом;к) отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно лиц, не имеющих документов на право управления или пользования транспортными средствами.Полномочия ГИБДД закреплены также в иных нормативных актах, которыми регламентируются различные направления ее деятельности. Уточнение содержания контрольно-надзорной деятельности ГИБДД должно быть осуществлено на основе их анализа.2.2. Административный надзор полиции за лицами освобождёнными из мест лишения свободыМировая правоохранительная практика свидетельствует, что осуществление целенаправленной индивидуальной работы с лицами, ранее судимыми за совершение преступлений, — одно из основных условий общей профилактики повторной преступности.Как показывает опыт прошлых лет, осуществление надзорных функций являлось одной из наиболее действенных мер предупреждения совершения преступлений лицами, освобожденными из мест лишения свободы.В настоящее время одна из важнейших задач государства — совершенствование работы, направленной на сокращение рецидива преступлений, активизации процесса ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.В соответствии со вступившим в силу в июле 2011 г. Федеральным законом от 16 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», под административным надзором понимается осуществляемое ОВД наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим ФЗ временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим ФЗ.Рассматриваемый Закон не содержит традиционного для отечественной законодательной техники положения, определяющего предмет или иначе круг отношений, регулируемых законом. Анализ содержания Закона позволяет сделать вывод о том, что предметом его регулирования являются:

7 стр., 3347 слов

К вопросу о полномочиях и компетенции государственной инспекции ...

... обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД)3. В соответствии с Положением Госавто- инспекция должна осуществлять специальные надзорные и разрешительные функции, обеспечивать в пределах своей компетенции безопасность дорожного движения, контролировать соблюдение правил, нормативных ... организации, водителей, занимающихся предпринимательской деятельностью, осуществляется в основном с ...

9 стр., 4032 слов

Понятие международного гуманитарного права

... источником международного гуманитарного права является обычай; нормы, сформировавшиеся в обычном порядке, кодифицированы в Гаагских конвенциях 1899-1907 гг., а также Женевских конвенциях 1949 г. Нормы международного гуманитарного права ... необходимо мирное урегулирование. Новое явление представляют решения Совета Безопасности как инструменты мирного урегулирования. После прекращения агрессии Ирака ...

  • понятие и задачи административного надзора;
  • определение круга лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, установление их правового статуса;
  • установление форм административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре;
  • установление порядка осуществления административного надзора (основания установления, продления и прекращения, возобновления);

— определение полномочий органов внутренних дел при осуществлении административного надзора.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/administrativnyiy-nadzor-ovd/

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/administrativnyiy-nadzor-ovd/

Нормативно-правовые акты

1. Конституции РФ от 12.12.1993 // Российская газета. – 25.12.1993.

2. Указ Президента РФ от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») (ред. от 27.10.2011) // Собрание законодательства РФ. — № 25. — 1998. — Ст. 2897.

3. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»// Российская газета. N 5401 (25), 08.02.2011.

4. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 19.07.2011)(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 50. — Ст. 4873.

Основная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/administrativnyiy-nadzor-ovd/

5. Административный надзор в России: теоретические основы построения: монография / А.В. Мартынов; под ред. Ю.Н. Старилова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, — 183 с. — (Серия «Научные издания для юристов»)

6. Административная деятельность полиции: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. Ю.Н. Демидова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. — 527 с.

7. Административно-правовой статус ГИБДД как субъекта контрольно-надзорных правоотношений: монография / С.А. Сергеев; под ред. И.Ш. Килясханова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, — 173 с.

8. Ванюшин Я.Л., Галкин В.А., Филатова А.В. Комментарий к Федеральному закону от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» / под ред. С.А. Денисова. ООО «Ай Пи Эр Медиа», 2012 – 48 с.

9. Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности: учебник для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В.В. Гордиенко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. — 463 с.