Бюджет как категория финансового права

Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимают бюджет России и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на конкретный год. В юридической и экономической литературе понятие «бюджет» рассматривается в разных аспектах. Бюджет определяется как экономическая категория, т. е. совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Как правовая категория, бюджет это основной финансовый план государства, роспись его доходов и расход. Рассматривается бюджет и в материальном смысле. По своему материальному содержанию бюджет это государственный централизованный фонд денежных средств.

Целью моей работы является исследования бюджетного права в системе финансового права Российской Федерации.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические аспекты бюджета Российской Федерации, как основы финансового права;

2. Дать определение понятию бюджет, и выделить его виды и их характеристику;

3. Определить механизм бюджетно-правового регулирования в финансовой системе;

  • Объектами исследования являются: федеральный, региональный и местный бюджет Российской Федерации и их социально-экономические направления.

Информационной базой исследования послужили федеральное законодательство и бюджетный кодекс Российской Федерации, регулирующие отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности Российской Федерации.

Работа состоит из введения, двух глав, в которых, в общей сложности, содержится четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

7 стр., 3301 слов

Правовой статус личности в Российской Федерации : Конституционное ...

... референдуме Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и многие другие. ^ Конституционно правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности отражает наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве. [2 ...

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

1.1 Бюджет как основная категория финансово-правовых отношений

Бюджет — это публичные экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств определенного государственно-территориального или муниципального образования, находящегося в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач территории и являющегося основным финансовым планом, утверждаемым соответствующим представительным органом в правовой форме. Бюджет1 является исходной сферой бюджетной деятельности и одной из основополагающих финансово-правовых категорий, поэтому его определение образуется из экономического, материального и юридического (правового) аспектов. Выполнение социальной, политической и экономической функций любого государства объективно требует финансовых ресурсов, а удовлетворяются государственные потребности в денежной форме. Таким образом, экономическая сущность бюджета проявляется в общественных отношениях, связанных с аккумулированием и использованием средств централизованного денежного фонда соответствующего территориального уровня.

В материальном аспекте бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на определенном территориальном уровне для обеспечения функций соответствующих органов власти. Материально-вещественное воплощение бюджетные отношения получают в процессе своей реализации, Роль бюджета состоит в том, что он создает финансовую основу, необходимую для деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, далее — БК РФ); Как правовой акт бюджет — это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти.

Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности.

Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ);

— Как правовой акт бюджет — это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти. Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

11 стр., 5032 слов

Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования

... депутата представительного органа муниципального образования Заключение Список литературы Введение , Е. М. Государство, Президентом РФ Б и Президента РФ Федеральный закон N 131-ФЗ сам урегулировал статус ... о статусе депутата осуществляется в специальных нормах, регламентирующих представительных органов, смысл и назначение, которых состоит в создании оптимальных условий для законодательной ...

Роль бюджета состоит в том, что он создает финансовую основу, необходимую для деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Бюджетные средства предназначены для:

  • функционирования органов государственного управления;
  • осуществления международной деятельности государства, в том числе реализация международных договоров, возврат и предоставление кредитов, выполнение международных обязательств по охране окружающей природной среды, культурные и информационные связи;
  • национальной обороны;
  • правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства;
  • функционирования федеральной судебной системы;
  • фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу;
  • развития промышленности, энергетики и строительства;
  • развития сельского хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, информатики, рыночной инфраструктуры;
  • предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • развития образования, культуры, искусства и средств массовой информации, здравоохранения;
  • осуществления социальной политики и т. д.

Вся финансовая система государства функционирует в непосредственной взаимосвязи с бюджетом. Бюджет определяет, на решение каких задач направлено внимание государства в определенный промежуток времени. Именно бюджетом определяется экономическая политика страны.

1.2 Виды бюджетов и их характеристика

Бюджетная система государства — это совокупность всех видов бюджетов, функционирующих в стране.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 6) определяет бюджетную систему РФ как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Рис.1 . Состав бюджетной системы Российской Федерации

Бюджетное устройство РФ определяется ее государственным федеративным устройством и закреплено Конституцией РФ. В соответствии сост. 1 Конституции РФ «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система России включает в себя следующие уровни:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе:

  • бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

По сферам деятельности предприятия

Бюджет по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности.

9 стр., 4165 слов

Анализ постоянных и переменных затрат предприятия

... появления издержек и отношение издержек к различным сферам деятельности предприятия. Данная классификация используется для упорядочивания издержек в рамках отчета о прибыли предприятия и для последующего сравнительного анализа отдельных видов затрат предприятия. Основные виды издержек ...

Бюджет по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности.

Бюджет по финансовой деятельност и призван соответствующим образом детализировать показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств.

По видам затрат

Текущий бюджет конкретизирует план доходов и расходов предприятия, доводимый до центров доходов, затрат и прибыли. Он состоит из двух разделов: 1) текущие расходы; 2) доходы от текущей (операционной) хозяйственной деятельности. Текущие расходы представляют собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности. Доходы от текущей (операционной) хозяйственной деятельности формируются в основном за счет реализации продукции — товаров или услуг.

Капитальный бюджет представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на этапе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т.п. Он состоит из двух разделов:

1) капитальные затраты (затраты на приобретение внеоборотных активов);

По широте номенклатуры затрат

Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат — например бюджет оплаты труда персонала, бюджет рекламных мероприятий и т.п.

Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат — например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т.п.

По методам разработки

Стабильный бюджет не изменяется от изменения объемов деятельности предприятия — например, бюджет расходов по обеспечению охраны предприятия.

Гибкий бюджет предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксируемых суммах, а в виде норматива расходов, «привязанных» к соответствующим объемным показателям деятельности. По реальным инвестиционным проектам таким показателем может быть объем строительно-монтажных работ. По операционной деятельности аналогичным показателем может выступать объем выпуска или реализации продукции. В этом случае расходы в целом планируются по следующему алгоритму:

030 = Ипост + ОР * Ипер,

где 030 — общий объем текущих затрат по конкретному подразделению операционной сферы деятельности предприятия;

  • Ипост — запланированный объем постоянных статей бюджета;
  • Ипер—установленный норматив переменных затрат бюджета на единицу продукции;
  • ОР —объем выпуска или реализации продукции.

Бюджет расходов и доходов (или бюджет доходов и расходов) — это первый в числе документов основного бюджета, который отражает операционную деятельность предприятия, показывая ее эффективность с точки зрения покрытия производственных затрат доходами от реализации произведенной продукции и услуг, т. е. доходности предприятия.

Бюджет доходов и расходов позволяет установить лимиты для основных видов расходов и для целевых показателей прибыли, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли, оптимизации налоговых и других отчислений в бюджет, возможности возврата заемных средств, формирования фондов накопления и потребления.

5 стр., 2047 слов

Сущность бюджета зарубежных стран

... можно по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающих источники формирования и направления использования бюджетного фонда страны. Бюджет составляется в форме баланса доходов и расходов. Финансовые отношения по поводу формирования доходов бюджета касаются в основном ...

Бюджет доходов и расходов — это прогнозирование стоимости продукции в отпускных ценах (тарифах) на предстоящий период с выделением переменных и условно-постоянных затрат, валовой, операционной, балансовой и чистой прибыли.

Бюджет доходов и расходов (БДР) отражает формирование экономических результатов деятельности предприятия. Цель его составления — управление экономическими результатами деятельности предприятия, т. е. прибылью и рентабельностью. Он показывает суммарные и детализированные доходы; суммарные и детализированные расходы. Структура БДР позволяет качественно спланировать и учесть весь процесс формирования финансовых результатов деятельности МП.

Формат БДР является произвольной формой, утвержденной в системе бюджетирования предприятия и показывающий соотношение доходов от реализации и расходов, необходимых для осуществления деятельности в планируемый период. Одним из форматов бюджета доходов и расходов может выступать форма №2 утвержденных форм бухгалтерской отчетности.

Основная структура БДР определяет основные принципы бюджетного процесса:

  • соответствие операционным бюджетам и полученным расчетным показателям;
  • выделение приоритетных и определение лимитирующих статей для последующего контроля;
  • установление обоснованных ориентиров и целевых показателей.

При разработке бюджетного формата необходимо четко определить все основные статьи доходов и расходов. Прежде всего, необходимо разделить все виды расходов на две основные категории, определить какие расходы относятся к переменным (условно-переменным), а какие — к постоянным (условно-постоянным).

Распределение затрат на две категории необходимо в том числе для расчета маржинальной прибыли. Маржинальная прибыль — это разница между чистыми продажами и переменными расходами.

При составлении БДР необходимо охватить все статьи расходов, которые соответствуют наиболее важным для данного бизнеса ресурсам.

Прямые расходы, или себестоимость реализации работ и услуг в ЖКХ, отражают в бюджете те виды ожидаемых затрат, которые напрямую связаны с объемами продаж. Постоянные расходы — это расходы, относимые на определенный календарный период, связанные с организацией, управлением, содержанием, эксплуатацией и развитием предприятия как имущественного комплекса. Эти расходы нельзя отнести на стоимость отдельного продукта, работы или услуги, контракта, клиента. Они не зависят от объема производства и реализации продукции, работ, услуг.

1.3. Формирование бюджета в РФ, особенности

Государственный бюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации

Легально контролирует действия правительства

Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности

12 стр., 5634 слов

Государственный бюджет

... СФБ помогает органам исполнительной власти определять доходы бюджета и постатейно разрабатывать его расходы. Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов проводится Министерством финансов РФ, а ... около полугода занимает составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Для завершение исполнения бюджета, кроме бюджетного периода(финансового года)предоставляется еще и льготный ...

Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.).

Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы).

Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей.

Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения гос. ресурсов на потребности, намеченные государством и обществом.

Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

Налоги на доходы юридических и физических лиц

Поступления от реального сектора (налог на прибыль)

Поступление косвенных налогов и акцизов

Пошлины и неналоговые сборы

Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

Промышленность

Социальная политика

Сельское хозяйство

Государственного управление

Международная деятельность

Оборона

Правоохранительная деятельность

Наука

Здравоохранение

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Бюджетный дефицит — это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы.

Бюджетный профицит — это сумма, на которую доходы государства превышают его расходы. Профицит возникает достаточно редко, чаще всего наблюдается дефицит бюджета. То есть для осуществления всех расходов необходимо найти дополнительные средства. Эти средства поступают из источников финансирования бюджетного дефицита.

Внутренее финансирование:

выпуск и продажа ценных бумаг (облигации и векселя)

бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней

13 стр., 6131 слов

История развития государственного финансового контроля в России

... фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации; § обеспечение поступления в доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета; § оценка ...

использование средств центрального банка

Внешнее финансирование:

продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке

кредиты иностранных банков и междунароных финансовых организаций

кредиты иностранных правительств

Вместе внутренее и внешнее финансирование составляют общий объем финансирования.

Требования к бюджету:

Бюджет не должен иметь жесткой привязки доходов к расходам. Правительство должно иметь возможность беспрепятственно решать какие задачи являются первоочередными и какими способами их решать. Это обеспечивает гибкость экономической политики.

Должна соблюдаться иерархия бюджетов. То есть в бюджет федерального уровня не должны включаться потоки других уровней. Что способствует автономности бюджетов.

В бюджет должны быть включены все доходы и расходы подконтрольные правительству.

Формирование доходов и осуществление расходов бюджетов всех уровней

Устал от банков и коллекторов?

Мыпомоглиизбавитьсяоткредитовуже1150человек!Поможемитебе!!!

bankirro77.ru