Право населения на местное самоуправление, т.е. право территориальных коллективов самостоятельно и независимо от государственных органов решать вопросы местного значения, является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления законодателем создан специальный субъект права — муниципальное образование, за которым государством признана способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность (ст.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Однако самостоятельность местного самоуправления немыслима без его финансово-экономической основы, включающей муниципальную собственность. В соответствие с Конституцией РФ и Законом об общих принципах организации местного самоуправления, муниципальное образование самостоятельно осуществляет все правомочия собственника в отношении, принадлежащего ему имущества. Но при реализации этих правомочий возникает множество проблем, связанных как с несовершенством действующего законодательства, так и с трудностями перехода от командно-административной к рыночной экономике.
Местное самоуправление один из самых мощных факторов реализации потенциала человека и включения его в общественные процессы, которые необходимы в любом демократическом государстве.
Поэтому главным требованием к использованию муниципальной собственности при таком подходе является максимально сбалансированное сочетание принципов экономической эффективности и социальной ответственности органов местного самоуправления.
Таким образом, рост и развитие муниципального образования невозможно без грамотного и эффективного управления муниципальной собственностью. Особенную актуальность данная тема приобретает в современных условиях, когда количество муниципальной собственности сокращается, и во многих случаях ситуация в муниципальных образованиях определяется тем, насколько правильно производится управление оставшимися объектами муниципальной собственности.
Итак, тема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Во-первых, ещё пятнадцать лет назад такой формы собственности на территории Российской Федерации не было. Процесс её становления продолжается и сегодня. Во-вторых, эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ.
Местное самоуправление. Муниципальные права и свободы гражданина
... гарантии экономической независимости на основе признания и всемерной защиты муниципальной собственности (ст. 8), предопределяется сама природа субъективных прав граждан на осуществление местного самоуправления как средства реализации ... идет не только об участии в управлении государственными делами, но и об осуществлении местного самоуправления. В этом смысле правомерным является расширительное ...
Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная собственность. И этому, в первую очередь, способствует грамотное и эффективное управление муниципальной собственностью, в том числе недвижимостью.
В связи с этим целью работы является изучение деятельности структурного подразделения органа местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью – департамента земельных и имущественных отношений (его компетенция, практика управления и эффективность деятельности), сделать выводы и внести предложения, направленные на совершенствование теории и правовой практики.
Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)):
- структура и функции органа деятельности Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска;
- анализ деятельности Департамента имущественных и земельных отношений мэрии г. Новосибирска;
- проблемы в области управления муниципальной недвижимостью в департаменте; рекомендации по их устранению и пути решения недостатков в управлении муниципальной собственностью г. Новосибирска.
В соответствии с Уставом города Новосибирска, муниципальная собственность является одной из составляющих экономической основы местного самоуправления наряду с местными финансами, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданном в установленном порядке в управление органам местного самоуправления.
Объект исследования включает в себя систему и практику применения отечественного законодательства в целом, а также отдельные его отрасли: гражданское, хозяйственное, административное, право в области регулирования правоотношений, возникающих в сфере управления муниципальной собственностью.
Предмет исследования составляет комплекс экономических, социально-психологических, административно-правовых проблем, связанных с характером настоящего исследования.
Раскрытие темы производится с позиций общенаучных методов (социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический), общелогических методов теоретического анализа, частнонаучных методов (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования).
В соответствии с поставленными задачами, объектом и предметом курсовой работы, ведущим методом при анализе деятельности органов местного самоуправления является статистический. Данный метод позволяет на основе имеющихся показателей оценить результативность деятельности соответствующих органов по управлению муниципальной собственностью, в том числе в сравнительном аспекте. Также использовался анализ документов (законов, других нормативных правовых актов).
Понятие и система источников муниципального права. Европейская ...
... группы источников муниципального права с учетом различных уровней правового регулирования муниципальных отношений. К нормативно - правовым актам первого уровня относятся общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, например Европейская Хартия местного самоуправления ...
Наряду со статистическим методом и анализом нормативных документов применён метод экономического анализа, предметом которого являются «хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации».
При исследовании обозначенной выше темы возникли сложности, прежде всего с публикациями и другими источниками, посвящёнными проблеме управления муниципальной недвижимостью в городе Новосибирске на современном этапе. Центральный вопрос курсовой работы можно определить как мало изученный в рамках экономической науки, особенно отечественной.
Тем не менее, в работе были применены следующие основные группы источников:
- федеральные законы;
- законы субъектов Российской Федерации;
- муниципальные нормативные правовые акты;
- книги и публикации отдельных авторов, посвящённые как правило общеэкономическим вопросам;
- статистические источники.
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/departament-imuschestvennyih-otnosheniy/
Для более качественного изучения вопроса управления муниципальной недвижимостью в рамках данной работы необходимо больше публикаций, посвященных именно управлению муниципальной собственностью. Большинство
авторов заостряют своё внимание на процессе формирования муниципальной собственности, процессах приватизации и пр.
Сформулированные выводы и рекомендации могут стать полезными для совершенствования муниципального законодательства, практики его применения.