Дипломатическая защита

Институт дипломатической защиты закреплен и такими универсальными конвенциями, как Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. (ст.3) и Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. (ст.5).

Так, в первой из них говорится, что функции дипломатического представительства состоят, в частности, «в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом», п.2 ст.17 Конвенции о консульских сношениях гласит: «Консульское должностное лицо может, после уведомления государства пребывания, действовать в качестве представителя представляемого государства при любой межправительственной организации. Действуя в этом качестве, оно имеет право пользоваться всеми привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми такому представителю международным обычным правом или международными договорами. Однако в том, что касается выполнения им любой консульской функции, оно не имеет права на больший иммунитет от юрисдикции, чем тот, на который консульское должностное лицо имеет право согласно настоящей Конвенции».

Институт дипломатической защиты закреплен и внутренним правом государств, как конституционным, так и относящимся к органам внешних сношений. Положение о Посольстве Российской Федерации, утвержденное Указом Президента от 28 октября 1996 г. , в качестве одной из функций посольства указывает: «Защита в государстве пребывания прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации с учетом законодательства государства пребывания».

Дипломатическая защита — предоставление государством (в основном своим гражданам, находящимся за границей) защиты в случаях ущемления или нарушения (либо попыток ущемления или нарушения) их конституционных или закрепленных международными соглашениями — конвенционных — прав и свобод.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена особым значением дипломатической защиты в условиях глобализации, когда происходит массовое перемещение людей через государственные границы, растет число граждан одного государства, находящихся на территории другого.

Привилегии, т.е. преимущества, и иммунитеты как совокупность особых прав, характеризующих невосприимчивость к юрисдикции, предоставляются как зарубежным органам внешних сношений, так и их главам и сотрудникам. Соответственно различаются привилегии и иммунитеты дипломатического представительства и привилегии и иммунитеты дипломатических агентов.

4 стр., 1705 слов

Судебная защита чести и достоинства граждан

... Черкунова, А.Г. Шин, А.М. Эрделевскийи др. Цель курсовой работы -исследование особенностей, современного состояния, проблем и перспектив реализации гражданами своего права на судебную защиту чести и достоинства. Для детального изучения данной цели следует выделить ...

Целью написания настоящей курсовой работы является определение сущности и правового регулирования дипломатической защиты.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить цели и средства дипломатической защиты;
  • дать понятие дипломатических привилегий и иммунитета;
  • рассмотреть основные средства дипломатической защиты;
  • выявить особенности дипломатической защиты, предоставляемой представителям государств;
  • определить сущность дипломатических привилегий и иммунитетов;
  • проанализировать правовое обеспечение дипломатических привилегий и иммунитетов;
  • рассмотреть практику нарушений дипломатических привилегий и иммунитетов.

1. Цели и средства дипломатической защиты

1.1 Сущность дипломатической защиты

Дипломатическая защита — дипломатическая процедура, с помощью которой государство защищает права своих граждан в случае их нарушения международно-противоправным деянием другого государства, в котором они не смогли добиться восстановления своих прав, исчерпав местные средства юридической защиты.

Всякий раз, когда физическое или юридическое лицо не может отстоять свои права за границей, оно обращается к государству своего гражданства с просьбой защитить его и при необходимости возбудить иск против государства, которое совершило международно противоправное деяние. Такое вмешательство в соответствии с нормами об ответственности государств именуется дипломатической защитой граждан (юридических лиц) за рубежом.

Обычное по происхождению право государства защищать своего гражданина закреплено частично в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., в которых, однако, говорится лишь о праве граждан обращаться в представительства государств за надлежащей помощью, но не закреплен механизм дипломатической защиты. Данный механизм в настоящее время уточняет проект статей.

Будучи частью более широкой отрасли международного права «Ответственность государств», дипломатическая защита тесно связана с отраслью «Права человека», именно поэтому можно сказать, что институт дипломатической защиты в системе международного права носит межотраслевой характер. В этом состоит одна из особенностей дипломатической защиты.

В науке под межотраслевым институтом принято понимать группу правовых норм, регулирующих отношения в нескольких отраслях. Институт дипломатической защиты регулирует отношения, как в сфере прав человека, так и в сфере ответственности государств в международном праве. Межотраслевые институты называют также смешанными, комплексными или поливалентными.

Дипломатическая защита, обладая всеми признаками правового института (обособленным предметом регулирования общественных отношений и методом правового регулирования), испытывает на себе влияние отраслевых принципов международного права — принципов отраслей «Права человека» и «Ответственность государств». В совокупности принципы этих двух отраслей определяют задачи исследования института дипломатической защиты. Прослеживается связь дипломатической защиты и с отраслью дипломатического и консульского права, но она менее выражена, и ее следует исследовать самостоятельно.

3 стр., 1270 слов

Дипломатическое право

... о «дипломатическом праве» отмечают самостоятельное становление и рост «консульского права», в связи с этим используют термин «дипломатическое и консульское право» под которым понимают отрасль международного права, регулирующая отношения между государствами и другими субъектами международного права по поводу осуществления дипломатической (консульской) деятельности. ...

Принципы дипломатической защиты можно рассматривать в соответствии с определенной схемой на нескольких уровнях. Как отмечает Л.Н. Галенская, категория принципов вообще в международном праве неоднородна, можно выделить три уровня принципов:

  • общие принципы как основа любых систем и областей права;
  • основные принципы национальных систем и международного права;
  • специальные (отраслевые) принципы права.

Дипломатическая защита связана с правовыми нормами и обязательствами, вытекающими из основных принципов международного права и международных договоров, а именно из принципов Устава ООН и Заключительного акта СБСЕ 1975 г. , в частности принципов:

  • суверенного равенства государств;
  • неприменения силы или угрозы силой;
  • мирного урегулирования споров;
  • невмешательства во внутренние дела;
  • уважения прав человека и основных свобод;
  • сотрудничества между государствами;
  • добросовестности выполнения обязательств по международному праву.

Осуществляя дипломатическую защиту, государство должно придерживаться сложившихся в международном праве правил. Во-первых, дипломатическая защита может быть предоставлена лишь при условии, что физическое или юридическое лицо указанного государства эффективно исчерпало все доступные, действенные внутренние средства правовой защиты государства-нарушителя, воспользовавшись всеми процедурными средствами в отношении вызова свидетелей, представления документов и т.п., и не смогло добиться адекватного возмещения нанесенного ущерба. Лишь в этом случае с полной уверенностью можно говорить о нарушении международного обязательства указанным государством. Данная норма является проявлением уважения к принципу территориального суверенитета государства пребывания и гарантией против злоупотребления правом на оказание дипломатической защиты.

Во-вторых, дипломатическая защита предоставляется лишь лицам, имеющим гражданство (национальную принадлежность) государства-истца и сохраняющим это гражданство (национальную принадлежность) с момента нанесения ущерба до момента предъявления претензии. При этом, как правило, достаточно того, чтобы указанное лицо обладало гражданством (национальной принадлежностью) государства-истца в момент нанесения ущерба и в момент предъявления претензий. При переходе права заявителя к другому лицу оно должно иметь гражданство (национальную принадлежность) того же государства, что и первоначальный заявитель.

1.2 Средства дипломатической защиты

Среди средств дипломатической защиты прежде всего следует выделить правовую защиту. Кроме Декларации прав человека 1948 г. , перечень основных прав и свобод содержат международные документы, такие как Устав ООН и международные пакты, разработанные сообществом государств и подтверждающие важный обычно-правовой принцип международного права — принцип защиты основных прав и свобод. Данный принцип представляет собой императивную норму международного права, предусматривающую неукоснительное его соблюдение всеми государствами (нормы jus cogens).

Страны, не присоединившиеся ни к Пакту о гражданских и политических правах, ни к Пакту об экономических, социальных и культурных правах, обязаны соблюдать нормы jus cogens и обязательства erga omnes

18 стр., 8576 слов

Система органов власти субъектов Российской Федерации

... организации и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы намечали основные контуры статуса законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ; их ...

Так, в России согласно Федеральному закону «О международных договорах РФ» неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм является общеобязательной практикой, подтверждающей приверженность России основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Другим средством дипломатической защиты является обращение в Посольство РФ за защитой нарушенных прав.

Согласно Указу Президента РФ от 28 октября 1996 г. N 1497 «Об утверждении Положения о Посольстве Российской Федерации» Посольство обеспечивает проведение единой политической линии Российской Федерации в отношениях с государством пребывания и в этих целях осуществляет в установленном порядке координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве пребывания представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов Российской Федерации, открываемых в установленном порядке на территории отдельных субъектов, административно-территориальных образований.

Основными задачами и функциями Посольства являются:

  • представительство Российской Федерации в государстве пребывания;
  • обеспечение национальных интересов, реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в государстве пребывания;
  • выполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МИДа России, а также согласованных с МИДом России поручений других федеральных органов государственной власти и запросов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций.

Поручения федеральных органов исполнительной власти и запросы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций направляются Посольству только через МИД России;

  • сбор информации о государстве пребывания, анализ отношений Российской Федерации с государством пребывания, его внешней и внутренней политики, положения в системе международных отношений, а также изучение деятельности других государств, международных организаций и союзов в регионе, в котором расположено государство пребывания;
  • информирование в установленном порядке Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МИДа России, других федеральных органов исполнительной власти по вопросам внешней и внутренней политики государства пребывания и внесение в установленном порядке предложений по развитию отношений Российской Федерации с государством пребывания, обеспечению интересов Российской Федерации в соответствующем регионе и мире в целом;
  • обеспечение дипломатическими средствами развития сотрудничества Российской Федерации с государством пребывания в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях, представляющих взаимный интерес, оказание содействия государственным органам и при необходимости общественным объединениям и представителям деловых кругов Российской Федерации в установлении контактов с государственными органами, представителями общественных объединений и деловых кругов государства пребывания;
  • получение в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций документов, справочных и иных материалов, необходимых для решения вопросов, входящих в компетенцию Посольства, передача в установленном порядке информации указанным органам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • участие в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации с государством пребывания, предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия договоров, осуществление контроля за выполнением двусторонних договоров Российской Федерации с государством пребывания, а также многосторонних договоров в части отношений Российской Федерации с государством пребывания;
  • защита в государстве пребывания прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации с учетом законодательства государства пребывания;
  • поддержание контактов с органами государственной власти государства пребывания, внешнеполитическим и другими ведомствами, общественными объединениями, деловыми, научными и культурными кругами, средствами массовой информации, представителями дипломатического корпуса в государстве пребывания;
  • выполнение консульских функций, общее руководство деятельностью консульских учреждений Российской Федерации в государстве пребывания, содействие установлению и развитию связей и контактов с проживающими в нем соотечественниками;
  • распространение в государстве пребывания официальной информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, ее социально-экономической, культурной и духовной жизни;
  • участие в подготовке и осуществлении межгосударственных обменов на высшем и высоком уровне, а также визитов официальных делегаций, включая делегации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • согласование по поручению МИДа России вопросов направления делегаций и представителей федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в государство пребывания;
  • защита имущественных прав и интересов Российской Федерации в государстве пребывания;
  • представительство и защита в государстве пребывания на основе соответствующих международных договоренностей интересов третьих государств и их граждан;
  • выполнение других функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством государства пребывания, нормами международного права.

дипломатическая защита иммунитет привилегия

6 стр., 2683 слов

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства ...

... сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан; 6) при обращении за визой либо в пункте пропуска через российскую границу иностранный гражданин ...

2. Особенности дипломатической защиты представителям государств

2.1 Понятие дипломатических привилегий и иммунитетов

Дипломатические привилегии и иммунитет — совокупность прав и привилегий, предоставляемых дипломатическим представительствам иностранных государств и их сотрудникам: неприкосновенность личности, служебных помещений, жилища и собственности, неподсудность судам государства пребывания, освобождение от налогов, таможенного досмотра и др. Объем дипломатического иммунитета устанавливается внутренним законодательством государств, а также международными договорами, напр. Венской конвенцией 1961, и международными обычаями. Дипломатический иммунитет может иметь ограничения в связи с внутренним законодательством страны пребывания.

13 стр., 6421 слов

Дипломатическое представительство

... сотрудничества между государствами. Выбранная мною тема курсовой работы определена личным интересом к теме дипломатического представительства, дипломатического иммунитета, функций дипломатического представительства и ... государством пребывания, а также многосторонних договоров в части отношений Российской Федерации с государством пребывания; ведение работы по защите в государстве пребывания прав ...

Привилегии и иммунитеты принадлежат дипломатическому представительству как органу государства, а также сотрудникам представительства. Помещения дипломатического представительства являются неприкосновенными. Власти страны пребывания могут вступать в них только с согласия главы представительства. Это относится и к тем случаям, когда в представительстве совершено преступление. Оно расследуется силами персонала представительства, могут приглашаться и специалисты из представляемого государства.

Под дипломатическим иммунитетом понимается совокупность особых прав и привилегий, предоставляемых дипломатическим представительствам иностранных государств и их сотрудникам:

неприкосновенность личности,

служебных помещений, жилища и собственности,

неподсудность судам государства пребывания,

освобождение от налогов, таможенного досмотра и др.

Сюда включается: право на неприкосновенность служебных помещений, право на беспрепятственную связь со своим правительством, представительствами и консульствами, личную неприкосновенность представителей государств, изъятие от юрисдикции, неприкосновенность жилища.

Д.Б. Левин писал, что «дипломатический иммунитет — одна из наиболее важных и в теоретическом и в практическом отношении проблем международного права, касающихся регламентации деятельности дипломатии».

Иммунитет — это совокупность привилегий и иммунитетов субъекта международного права, осуществляющего внешние сношения, и как следствие этого — совокупность особых личных прав и преимуществ, облегчающих работу зарубежных представителей.

К.К. Сандровский утверждает, что «дипломатический иммунитет — это основной элемент, центральный институт всего дипломатического права».

К иммунитетам дипломатического представительства относятся: неприкосновенность помещений дипломатического представительства, иммунитеты имущества и средств передвижения, корреспонденции и архивов; фискальный (налоговый) иммунитет: право на беспрепятственные сношения представительства со своим центром и другими представительствами своего государства. Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и т.п. Власти принимающего государства не могут проникать на территорию дипломатического представительства иначе как с согласия главы последнего. Дипломатическая почта пользуется абсолютной неприкосновенностью и не ограничена весом или количеством мест. К личным иммунитетам членов дипломатического персонала и их семей относятся: неприкосновенность личности, жилища; полный иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также от гражданской и административной юрисдикции в отношении исполнительных действий; фискальный (налоговый) иммунитет. При этом из правила об иммунитете от гражданской юрисдикции установлены три исключения: можно предъявить судебный иск по поводу недвижимого имущества, которым дипломат или член его семьи владеет лично, иск по наследственному делу, в котором эти лица выступают в качестве наследников, и т.п., а также иск по поводу профессиональной или коммерческой деятельности, которой они занимаются в целях личной выгоды.

16 стр., 7903 слов

Институт дипломатического убежища в международном праве

... и пребывание на своей территории. В этом определении признак «права убежища» - суверенитет, благодаря которому государство дает правовую возможность для безопасного пребывания лица. В отношении дипломатического убежища его роль выполняет иммунитет и неприкосновенность представительства, поскольку ...

Личный багаж дипломатического работника или члена его семьи пользуется неприкосновенностью. Однако Конвенция предусматривает, что багаж может быть досмотрен в присутствии заинтересованного лица или его представителя, если имеются серьезные основания полагать, что он содержит предметы, запрещенные к ввозу или вывозу. Члены административно-технического персонала пользуются вместе с членами семей, живущими с ними. Неприкосновенностью личности, жилища, фискальным иммунитетом, иммунитетом от уголовной юрисдикции, а от гражданской и административной — только в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей. Члены обслуживающего персонала пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по службе. Иммунитеты двум последним категориям предоставляются, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно.

Помимо иммунитетов дипломатическому представительству и его персоналу страной пребывания предоставляются также определенные привилегии таможенного характера, заключающиеся в освобождении дипломатического багажа от обложения таможенными сборами, пошлинами и в иных процедурах. Другая привилегия — право дипломатов и членов их семей свободно передвигаться по территории государства пребывания с учетом установленных последним правил о закрытых зонах.

3. Правовое обеспечение дипломатических привилегий и иммунитетов

Дипломатическому представительству как органу аккредитующего государства на территории государства пребывания в соответствии с международным правом и национальным законодательством предоставляются особые льготы, преимущества.

Один из основных нормативно-правовых актов в области дипломатического права Венская конвенция о дипломатических сношениях, которая принята на международной конференции в Вене, которая проходила в период со 2 марта по 14 апреля 1961 года. Конвенция регламентирует все основные вопросы дипломатического права: регламентируются виды и функции дипломатических миссий, процедура назначения главы дипломатического представительства, классы глав таких представительств, раскрывается понятие дипломатического иммунитета.

Конвенция состоит из 53 статей и включает также два факультативных протокола: о приобретении гражданства сотрудниками дипломатических представительств и членами семей этих сотрудников, живущими вместе с ними, и об обязательном разрешении споров относительно толкования или применения Конвенции Международным Судом.

Российская Федерация, являясь правопреемником СССР, ратифицировавшего конвенцию 11 февраля 1964 года, также участвует в данной Конвенции. При этом со стороны СССР при ратификации была сделана оговорка по статье 11 (пункт 3) Конвенции, которая касается численности персонала дипломатических представительств: этот вопрос должен решаться по договорённости между аккредитующим государством и государством аккредитования. Кроме того, Советский Союз сделал заявление по ст.48.

В соответствии со ст.22 Венской конвенции о дипломатических сношениях помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также средства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям.

12 стр., 5527 слов

Дипломатические привелегии и имунитеты

... иммунитетов дипломатического персонала представительств. Она выражается прежде всего в том, что дипломаты не могут быть подвергнуты аресту или задержанию в какой-либо форме. Иммунитет от уголовной юрисдикции страны пребывания ... многочисленных работах зарубежных авторов, особенно написанных до принятия Конвенции. Обобщив их высказывания, Д.Б. Левин приводит три случая, когда государство пребывания не ...

Неприкосновенны архивы, документы, официальная корреспонденция представительства. Это преимущество отличается от провозглашенного в ч.2 ст.23 Конституции права каждого на тайну переписки и т.п., поскольку не может быть ограничено на основании судебного решения.

Согласно Конвенции государство пребывания должно разрешать и охранять свободные сношения для всех официальных целей. С этим связано право представительства использовать все подходящие средства, включая дипломатических курьеров. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Для установки и эксплуатации радиопередатчика необходимо согласие государства пребывания.

В п.2 ст.14 Венской конвенции 1961 г. установлено, что «иначе как в отношении старшинства и этикета, не должно проводиться никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу». Это предписание распространяется и на предоставление таможенных льгот: их объем не зависит от класса главы дипломатического представительства.

Членами дипломатического персонала являются те члены персонала представительства, которые имеют дипломатический ранг: советники, торговые представители, военные, военно-морские и военно-воздушные атташе, первые, вторые и третьи секретари, атташе дипломатические и атташе — представители ведомств (по науке и технике, сельскому хозяйству и т.д.), секретари-архивисты. В состав дипломатического персонала представительства входят также заместители торговых представителей, помощники военных, военно-морских и военно-воздушных атташе.

В соответствии с международным правом Таможенный кодекс ТС предусматривает таможенные льготы для иностранных дипломатических и консульских курьеров. В соответствии со ст.324 ТК ТС иностранные дипломатические и консульские курьеры могут ввозить на таможенную территорию таможенного союза и вывозить с этой территории товары, предназначенные для их личного пользования, исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства с освобождением от таможенного досмотра, уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. При этом, дипломатические и консульские курьеры должны быть снабжены официальным курьерским листом, в котором указываются их статус и число мест, составляющих дипломатическую почту и консульскую вализу. Курьерский лист подписывается и скрепляется печатью учреждения, отправляющего дипломатическую почту и консульскую вализу.

В отношении помещений представительства — как собственных, так и наемных — предусмотрено освобождение от налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.

Представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой своего государства на принадлежащих им помещениях и средствах передвижения.

9 стр., 4212 слов

Привилегии и иммунитеты персонала дипломатических представительств

... понятия «дипломатических привилегий и иммунитетов» В начале своей работы, я хоте бы дать определения понятию дипломатическое представительство-это орган аккредитующей страны, учрежденный. На территории страны пребывания для развития и поддержания дипломатических отношений между государствами. Открытие ...

Конвенция возлагает на государство пребывания специальную, как сказано в ч.2 ст.22, обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Это обязательство учтено в Федеральном законе «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» 1995 г. В перечне ее обязанностей: обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации (п. «н» ст.12).

Вместе с тем согласно ч.3 ст.41 Конвенции помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с его функциями.

Конвенция содержит общие для всех дипломатических агентов, включая главу дипломатического представительства, нормы относительно привилегий и иммунитетов. Прежде всего зафиксирована неприкосновенность личности, исключающая арест или задержание в какой бы то ни было форме. В данной ситуации даже судебное решение (ч.2 ст.22 Конституции РФ) не может быть основанием ареста, заключения под стражу или содержания под стражей.

Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство. При этом его частная резиденция пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства.

Воплощением и конкретизацией этой общей нормы являются обязательства государств в соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной и административной юрисдикции. Согласно ч.4 ст.11 Уголовного кодекса РФ дипломатические представители иностранных государств пользуются иммунитетом.

Иммунитет от уголовной юрисдикции носит абсолютный характер и распространяется даже на те случаи, когда имеет место злоупотребление иммунитетом. Это положение было подтверждено Международным судом ООН в решении по делу о дипломатическом и консульском персонале США в Тегеране. Одновременно Суд подчеркнул, что изъятие из уголовной юрисдикции не означает безнаказанности: «Дипломатическое право само предусматривает необходимые меры защиты и наказания за противоправную деятельность членов дипломатических или консульских миссий»

Положение об иммунитете от административной юрисдикции содержится также в Кодексе об административных правонарушениях.

Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только дипломат не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами официальных функций.

В связи с последним пунктом следует иметь в виду, что согласно ст.42 Венской конвенции дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, включаемых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижимое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т.п.

Ввозимые в страну предметы, предназначенные для личного пользования дипломата или членов его семьи, освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобождается от таможенного досмотра, если нет оснований предполагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз которых запрещен. Соответствующие положения закреплены в Таможенном кодексе ТС.

Указанными в Венской конвенции привилегиями и иммунитетами пользуются члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами государства пребывания.

Дипломатические курьеры при исполнении своих обязанностей пользуются личной неприкосновенностью и не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

В определенной степени привилегии и иммунитеты распространяются на членов административно-технического и обслуживающего персонала и живущих вместе с ними членов семей (при этом ко всем относится оговорка: «если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно»).

Как сказано в преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях, привилегии и иммунитеты «предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства». Из этого следует норма, что в иммунитете от юрисдикции дипломатических агентов может отказать только само аккредитующее государство.

Совершение дипломатическим агентом серьезного правонарушения может стать основанием для объявления его нежелательным лицом (persona non grata).

В таком случае аккредитующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.

Таким образом, предоставление иммунитета персоналу представительства зависит от того, к какой категории сотрудников данное лицо относится. Полным иммунитетом пользуется дипломатический персонал, лица, обладающие дипломатическим рангом. Они не могут быть подвергнуты аресту и задержанию. Государство пребывания обеспечивает их безопасность. Неприкосновенностью пользуется жилое помещение дипломата, даже временное, например номер в гостинице или санатории, а также его имущество.

Дипломат пользуется иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции. Это значит, что он изъят из судебной юрисдикции и юрисдикции принудительного осуществления права. Что же касается предписывающей юрисдикции, то дипломат иммунитетом не обладает, поскольку он обязан соблюдать законы страны пребывания, в том числе и те, которые специально предназначены для дипломатов. Одновременно дипломаты находятся под юрисдикцией своего государства. Существенное значение в регламентировании их деятельности играют акты ведомства иностранных дел направившей их страны, которые порой явно ограничивают общепринятые права человека.

4. Нарушения дипломатических привилегий и иммунитетов

В процессе международного сотрудничества между странами встречаются случаи нарушения дипломатических привилегий, в особенности дипломатического иммунитета. В качестве примеров можно назвать некоторые из них. Так:

) Посланник Нидерландов при испанском дворе барон Рипперда перешёл на службу к испанскому королю Филиппу V, который назначил его министром финансов и иностранных дел. Получив в 1726 жалобу австрийского императора, что Рипперда, продавшись английскому и нидерландскому дворам, выступает против союза Испании и Австрии, Филипп V уволил его в отставку. Опасаясь за свою жизнь, Рипперда пытался найти убежище у голландского посланника, но последний отвёз его во дворец английского посла Стэнхопа. Стэнхоп разрешил ему переночевать в посольстве.

Получив от Филиппа V заверение, что Рипперде не дали паспорта в Голландию только потому, что необходимо отобрать у него некоторые важные служебные документы, Стэнхоп обещал королю не выпускать его из посольства, пока эти документы не будут взяты. Боясь, что Рипперда выдаст английскому послу государственные тайны, Филипп V запросил Верховный суд Испании, можно ли арестовать Рипперду в доме посла, не нарушая международного права. Верховный суд ответил положительно, мотивируя своё решение тем, что привилегии, предоставленные посольскому дворцу, не распространяются на высших должностных лиц Испании. По приказанию Филиппа V Рипперда был арестован в посольстве, несмотря на протесты Стэнхопа. Английское правительство настойчиво, но безрезультатно требовало удовлетворения за оскорбление, нанесённое его послу, тем более, что против Рипперды после его ареста не начато было никакого судебного преследования. В 1728 Рипперда бежал из тюрьмы за границу.

) В 1747 шведский купец Шпрингер, обвинённый в государственной измене, накануне суда бежал из тюрьмы и скрылся в английской миссии в Стокгольме. По приказанию короля канцлер двора явился к английскому посланнику с просьбой о выдаче обвиняемого. Посланник ответил, что даст ответ в 4 часа дня. Но около полудня канцлер двора, явившись снова к посланнику, заявил ему, что, если через час требование о выдаче не будет удовлетворено, он сочтёт себя обязанным прибегнуть к другим мерам для того, чтобы получить арестанта. Посланник, резко протестуя против нарушения его дипломатических привилегий, заявил, что против силы он ничего не может сделать, но попросил отсрочки, чтобы посоветоваться со своими коллегами. После совещания английский посланник, вновь протестуя против нарушения своих привилегий, согласился выдать Шпрингера. Английский король потребовал удовлетворения за оскорбление своего посла и, не получив его, приказал последнему покинуть Стокгольм. В ответ шведский король порвал дипломатические отношения с Англией.

) Маршал Франции герцог Бель-Иль был назначен в 1744 французским послом в Берлин. В это время Франция находилась в состоянии войны с Англией. На пути в Берлин Бель-Иль был задержан ганноверскими властями (Ганновер принадлежал английскому королю) в качестве военнопленного, несмотря на предъявление дипломатических документов. Французский двор, ссылаясь на заключённое между воюющими сторонами соглашение 1743, официально признав герцога Бель-Иля военнопленным, предложил за него выкуп. Но Англия ответила, что соглашение касается военнопленных и неприменимо к государственным пленникам. Бель-Иля привезли в Англию и заключили в Виндзор. Только в 1745, после битвы при Фонтенуа, когда многие английские офицеры попали в плен к французам, английский король согласился получить установленный выкуп за герцога Бель-Иля и его брата и освободил их.

) Лифляндский дворянин Паткуль, подданный шведского короля Карла XI, по подозрению в намерении взбунтовать Лифляндию был в 1693 заочно приговорён со своими сообщниками к смертной казни. При восшествии на престол Карла XII сообщники Паткуля были амнистированы. В 1704 Паткуль командовал вспомогательными войсками, посланными Петром I в Саксонию, и в то же время был послом Петра при польском короле Августе II. После победы шведов над войсками Августа II последний заключил в 1706 мир с Швецией, по которому отказался от польского престола. Ст. XI этого мирного договора гласила, что «все изменники и перебежчики, которые родились под властью шведского короля, и в частности Паткуль. и окажутся в Саксонии, будут выданы». Август II выдал шведскому королю Паткуля, хотя последний был послом Петра I.30. IX 1707 Паткуль был казнён.

) В декабре 1718 испанский посол в Париже Селламаре был арестован по обвинению в заговоре против регента герцога Филиппа Орлеанского. Во дворце посла был произведён обыск. Регент обратился ко всем послам и резидентам, а также к высшему духовенству, парламентам и губернаторам с объяснением причин, побудивших его арестовать испанского посла. Селламаре со своей стороны обратился с циркулярным письмом к послам и резидентам при французском дворе, убеждая их вступиться за него ввиду того, что арест посла является нарушением международного права. Дипломатический корпус воздержался от вмешательства, считая, что участие в заговоре влечёт за собой утрату дипломатических привилегий.

Селламаре был освобождён из заключения и доставлен к испанской границе только после приезда французского посла герцога Сент-Эньяна из Испании и объявления герцогом Орлеанским войны Испании.

) Испанский посол в Лондоне Мендоса в 1584 был обвинён английским правительством в участии в заговоре, имевшем целью свергнуть королеву Елизавету. При этом возник вопрос, можно ли судить испанского посла в английском суде. Совет английской королевы обратился за консультацией не к английским юристам, а к знаменитому знатоку международного права итальянцу Альберику Джентили, находившемуся в то время в Лондоне, и к французскому юристу Готтоману. Оба юриста дали заключение, что посол должен быть подвергнут наказанию его сувереном, а следовательно, должен быть выслан из Англии. В результате Мендоса получил от английских властей приказ покинуть пределы Англии, а в Испанию был послан особый комиссар для возбуждения уголовного дела против Мендосы. Однако испанский король отказался принять и выслушать английского комиссара.

Таким образом, каждое государство-участник предусматривает соответствующие наказания за конкретные преступления с учетом их тяжкого характера. При этом, в случае совершения преступления дипломатом, государство не освобождается от обязательств в соответствии с международным правом принимать все надлежащие меры для предотвращения других посягательств на личность, свободу и достоинство лица, пользующегося международной защитой.

Заключение

Рассмотрев тему курсовой работы можно сделать выводы о том, что дипломатическая защита является элементарным принципом и важным институтом международного права, позволяющим по дипломатическим каналам эффективно осуществлять защиту граждан за границей в целях обеспечения или восстановления их прав и интересов, нарушенных иностранным государством.

С точки зрения международного права собственно дипломатическая защита — это неотъемлемое право государства по своему усмотрению в соответствии с нормами и принципами современного международного права предъявлять претензии другому государству в случае нарушения им своих международных обязательств в отношении граждан или юридических лиц указанного государства и нанесения ущерба их правам и законным интересам. Объем дипломатического иммунитета устанавливается внутренним законодательством государств, а также международными договорами, например, Венской конвенцией 1961 года, и международными обычаями. При этом дипломатический иммунитет не носит какого-либо всеобщего и обязательного характера, а основывается на принципе взаимности. Законодательствами многих стран установлено, что дипломатические привилегии и иммунитеты обеспечивается дипломатическим и консульским представителям других стран преимущественно на основе принципа взаимности. Отход от взаимности в соблюдении дипломатического протокола и этикета может рассматриваться как недружественное действие и повлечь ответные шаги.

Совершение дипломатическим агентом серьезного правонарушения может стать основанием для объявления его нежелательным лицом (persona non grata).

В таком случае аккредитующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.

Каждое государство-участник предусматривает соответствующие наказания за конкретные преступления с учетом их тяжкого характера. При этом, в случае совершения преступления дипломатом, государство не освобождается от обязательств в соответствии с международным правом принимать все надлежащие меры для предотвращения других посягательств на личность, свободу и достоинство лица, пользующегося международной защитой.

1.Устав ООН. Международное публичное право. Сборник документов. Т.1. — М.: БЕК, 1996.

2.Заключительный акт СБСЕ (Хельсинки, 1 августа 1975 г.) // Действующее международное право, т.1.

.Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета, 1995. — N 11. — С.10

.Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк,19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР, 1976. — N 17, ст.291.

.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк,19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР, 1976. — N 17 (1831)

.Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.07.1995, N 29, ст.2757

.Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // Собрание законодательства РФ, 13.12.2010, N 50, ст.6615

.Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, N 1, ст.32

.Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, N 1, ст.10.

.Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 11.04.2011, N 15, ст. 2039

.Указ Президента РФ от 28.10.1996 N 1497 «Об утверждении Положения о Посольстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.11.1996, N 45, ст.5090

.Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 февраля 1964 года № 2208-VI «О ратификации Венской конвенции о дипломатических сношениях» // Ведомости ВС СССР. 19 февраля 1964 г. N 8. Ст.97.

.Галенская Л.Н. Категория принципов как правовых регуляторов международных отношений // Международное право: вчера, сегодня, завтра: Тезисы докладов. СПб.: Юристъ, 2010.

.Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М.: НОРМА, 2008.

.Игнатенко Г.В. Международное право. Учебник для вузов. Ответственные редакторы — проф. Г.В. Игнатенко и проф.О.И. Тиунов. — М.: Издательская группа НОРМА, 2008.

.Кулапов В.Л. Основы теории государства и права. М.: Норма, 2010.

.Левин Д.Б. Дипломатический иммунитет / Отв. ред. : Дурденевский В.Н. — М.: Прогресс, 2002.

.Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. — Изд.3-е, перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2009.

.Сандровский К.К. Дипломатическое право. — Киев.: Изд-во Стасюлевича, 2007.