Правовое регулирование международных морских перевозок пассажиров и багажа

Транспорт — одна из важнейших составных частей материальной базы экономики, он играет исключительно важную роль в развитии экономики любого государства, так как, осуществляет перевозки грузов и пассажиров в соответствии с потребностями производства и обеспечивает тем самым нормальное функционирование и развитие всех его отраслей, регионов и предприятий.

Продажа транспортных услуг или их покупка на мировом рынке означает участие транспорта в операциях невидимого экспорта или импорта. В отличие от продукции других отраслей народного хозяйства продукция транспорта не имеет вещественной формы, но материальна по своему характеру, так как в процессе перемещения затрачиваются материальные средства. В последнее время в связи с развитием интеграционных процессов во всем мире, в связи с укреплением экономических и торговых отношений все большее значение приобретает и развитие международных перевозок и, соответственно, вопросы их правового регулирования. Таким образом, актуальность данной темы является очевидной.

Объектом исследования является перевозка пассажиров и багажа морским транспортом на современном этапе, исходя из норм международного права.

Предмет исследования – правовое регулирование международных морских перевозок пассажиров и багажа.

Целью исследования является рассмотрение на основании доступного нормативного и теоретического материала особенностей международных перевозок пассажиров и багажа морским транспортом в международном частном праве.

Для достижения поставленной цели предлагается решить следующие задачи:

  • дать понятие и нормативно – правовую характеристику международных перевозок пассажиров и багажа;
  • рассмотреть особенности договора международной морской перевозки пассажиров и багажа;
  • охарактеризовать Конвенцию Организации Объединённых Наций по морскому праву;

— раскрыть и проанализировать особенности Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. и Протоколе 1976 г. к этой Конвенции.

Теоретической и методологической базой для написания работы стали учебники, учебные пособия

При рассмотрении применялись методы системного подхода, в частности в исследовании использован комплекс теоретических и эмпирических методов, включающий: теоретический анализ нормативных актов и литературных источников; сравнительный анализ.

3 стр., 1461 слов

Правовое регулирование международных перевозок

... перевозок грузов и пассажиров в международном сообщении, устанавливаются международные тарифы, порядок и условия ответственности перевозчика. Цель работы: раскрыть особенности правового регулирования международных перевозок. Задачи: 1) Определить понятие и особенности международных перевозок; 2) Дать характеристику видов международных перевозок; ...

При исследовании темы использовались также и другие методы, в частности: формально-юридический; сравнительного правоведения; метод логических приемов; обобщения; методы группировки; аналитический метод.

Научная новизна работы состоит в системном подходе к изучению международных морских перевозок пассажиров и багажа. В работе были систематизированы все практические и теоретические аспекты, связанные с правовым регулированием международных морских перевозок пассажиров и багажа. Данная работа выполнена на базе современного международного и российского законодательства.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка нормативно-правовых актов и использованной литературы.

Курсовая работа состоит из 28 листов печатного текста., Глава 1. Теоретические основы международных морских перевозок пассажиров и багажа

1.1. Понятие и нормативно – правовая характеристика международных перевозок пассажиров и багажа

Международной перевозкой признается перевозка, осуществляемая на том или ином виде транспорта, при которой, место отправления и место назначения расположены:

  • на территории двух или более государств;

  • на территории одного и того же государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства.1

К международным транспортным операциям относят перевозки пассажиров и багажа в сообщениях между различными государствами. Услуги по доставке пассажиров и багажа в международных сообщениях продаются и покупаются на соответствующих транспортных рынках. Важную роль при этом играют туристические агентства и другие подобные организации, имеющие тесные связи с предприятиями морского транспорта.

Таким образом, услуги по перевозкам пассажиров и багажа являются предметом купли-продажи на различных международных транспортных рынках. Страны, участвующие в международных экономических связях, продавая и покупая через свои транспортные, туристические и другие организации транспортные услуги, осуществляют их экспорт и импорт.2

Перевозочные средства, транспортные сети и терминальные комплексы, используемые в международных перевозках пассажиров и багажа, отличаются большой капиталоемкостью объектов и во многих случаях низкой фондоотдачей (капиталоотдачей).

Ввиду этого транспортный бизнес относится к разряду наиболее рискованных для частного капитала. Морские перевозки могут также осуществляться по чартеру. В этом случае для перевозки груза предоставляются все судно, его часть или определенные помещения. Обычно на практике применяются проформы чартеров, разработанные международными морскими организациями, а также национальными объединениями судовладельцев. Чартеры разрабатываются по видам грузов (угольные, нефтяные, лесные и т.д.), благодаря чему учитывается специфика перевозки отдельных грузов. По своему содержанию морской чартер представляет собой сложный договор, в который включается до 60 различных условий. В отношении ответственности обычно делается ссылка на условия Конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте. Условия проформ чартера могут изменяться и дополняться сторонами, в частности посредством включения оговорок.3

Государства, заинтересованные в расширении деятельности своих национальных транспортных предприятий в международных сообщениях, всегда стремились к международному сотрудничеству в целях выработки единообразных (унифицированных) условий перевозок пассажиров и багажа, а также согласования юридических норм, относящихся к режиму нахождения перевозочных средств и обслуживающего их персонала в пределах юрисдикции договаривающихся сторон и по многим другим вопросам. В результате этих усилий на межгосударственном уровне заключено значительное число международных соглашений по отдельным видам транспорта, получивших название «транспортные конвенции». В отдельных случаях многосторонние соглашения о международных перевозках заключены на уровне транспортных предприятий разных стран. В большинстве международных транспортных конвенций имеются положения, касающиеся договора перевозки грузов и пассажиров в соответствующих международных сообщениях.4

24 стр., 11918 слов

Международно-правовое регулирование перевозок

... Конгресса установить основные принципы морского международного права в конечном счете создать морской международный кодекс, который урегулировал бы ... единообразно такие важнейшие вопросы, как правовой статус торгового судна; взаимные права судовладельца, капитана и экипажа; ответственность судовладельца перед собственником груза; условия перевозки ...

Характерной особенностью правового регулирования в этой сфере является то, что основные вопросы перевозок решаются в международных соглашениях, содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия международных перевозок грузов и пассажиров.

Транспортные конвенции принимаются применительно к отдельным видам транспорта или охватывают деятельность всех или нескольких видов транспорта.

Транспортными конвенциями определяются основные условия перевозок грузов и пассажиров в международном сообщении, устанавливаются международные тарифы, порядок и условия ответственности перевозчика.

Международное законодательство о морских пассажирских перевозках (в отличие от законодательства о морских перевозках грузов) менее разработано. Международные конвенции о перевозках пассажиров морем регламентируют лишь некоторые условия пассажирских перевозок: ответственность судовладельца перед пассажиром, сроки исковой давности, порядок разрешения возникающих споров. Так, Конвенция 1961 г. возлагает на морского перевозчика ответственность при наличии его ошибки или небрежности, которые презюмируются, если имело место кораблекрушение, столкновение, посадка на мель, взрыв или пожар. В других случаях причинение вреда должно быть доказано истцом (пассажиром).

Согласно Конвенции 1967 г., ответственность морского перевозчика исключается в отношении перевозимых транспортных средств в случае навигационной ошибки, а также в отношении особо ценного имущества (золото, драгоценности, ценные бумаги, произведения искусства), если по нему не было заключено письменное соглашение.5

Так, Международная конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем, от 29 апреля 1981 г. установила предел имущественной ответственности морского перевозчика перед каждым пассажиром в размере 250 тысяч франков.

Правовые вопросы перевозки багажа и ручной клади решены Международной конвенцией об унификации некоторых правил о перевозке морем багажа и пассажиров от 27 мая 1967 г.г., согласно которой предел имущественной ответственности судовладельца для ручной клади установлен в размере 10 тысяч франков, транспортных средств — 30 тысяч франков, других предметов 16 тысяч франков на пассажира.6

5 стр., 2090 слов

Основания освобождения перевозчика от ответственности. Размер ...

... не содержит указаний об основаниях ответственности перевозчика на случай, если груз не был ... ограничение погрузки грузов в случаях, предусмотренных статьей 29 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта ... пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчиков. В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей исполнитель освобождается от ответственности ...

Афинская конвенция 1974 г. повысила предел имущественной ответственности морского перевозчика: за вред, причиненный здоровью пассажира, — 700 тысяч франков; в отношении ручной клади — 12,5 тысячи франков; в отношении транспортных средств — 50 тысяч франков; в отношении других предметов — 18 тысяч франков на пассажира.7

Пассажирские перевозки морем стали предметом ряда международных соглашений, одно из которых — Афинская конвенция о перевозках морем пассажиров и их багажа от 13 декабря 1974 г. СССР присоединился к ней в 1983 г. Конвенция восприняла большинство ранее выработанных международно-правовых норм о морских пассажирских перевозках: принцип ответственности за вину, ограничение предела ответственности перевозчика (при причинении вреда здоровью пассажиров — 700 тыс. франков), срок исковой давности — два года.

Наряду с конвенциями, регулирующими международные порядки перевозки, Россия участвует в ряде важных многосторонних международных соглашений, в той или иной степени связанных с перевозчиками. К их числу прежде всего относится Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Конвенция содержит ряд положений, затрагивающих проблемы международного частного права (гражданская юрисдикция в отношении иностранных судов, иммунитет государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, национальность судов, применение клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации).

Из других многосторонних соглашений укажем на следующие: Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, 1952 г.; Протокол 1992 г. об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.; Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г.; Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 г. (эта Конвенция вступила в силу 5 сентября 2004 г.).

В Кодексе торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ) предусмотрен ряд правил, исходящих из международных конвенций и протоколов к ним, в том числе и тех, в которых Россия не участвует (например, Протокола 1990 г. к Афинской конвенции).

Установленные гл. IX «Договор морской перевозки пассажира» КТМ РФ правила об ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, и об ограничении такой ответственности применяются при перевозке пассажира в заграничном сообщении, если только перевозчик и пассажир не являются организациями или гражданами Российской Федерации. Если же перевозчик и пассажир являются организациями или гражданами Российской Федерации, ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам гражданского законодательства России. Правила гл. IX Кодекса об ответственности перевозчика за утрату или повреждение багажа и об ограничении такой ответственности не применяются при его перевозке в каботажном плавании. При перевозке багажа в каботаже ответственность перевозчика за утрату или повреждение багажа либо за просрочку его выдачи определяется в соответствии с гражданским законодательством РФ.8

8 стр., 3507 слов

Международные воздушные перевозки (2)

... перевозках, а также ответственности перевозчика. Особое внимание в Конвенции уделяется видам перевозочных документов, к которым относятся: проездной билет - для перевозки пассажиров; багажная квитанция - для перевозки багажа; ... перевозок 1999 г. (г. Монреаль, 28.05.1999 г., далее - «Монреальская конвенция 1999 г».) Российская Федерация не участвует в данной Конвенции. , Конвенция об ответственности ...

1.2. Договор международной морской перевозки пассажиров и багажа

По договору морской перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения и в случае сдачи пассажиром багажа доставить соответствующие предметы (объекты) туда же. Перевозчик обязуется в пункте назначения выдать этот багаж управомоченному на его получение лицу, а пассажир должен уплатить установленную за проезд плату, а при сдаче перевозчику багажа — еще и плату за его провоз.

В качестве перевозчика выступает лицо, которое заключило договор морской перевозки пассажира или от имени которого такой договор заключен, независимо от того, осуществляется ли перевозка самим перевозчиком или фактическим перевозчиком, под которым понимается лицо, являющееся собственником судна или использующее это судно на ином законном основании и фактически осуществляющее перевозку пассажира или ее часть. Статус пассажира имеет лицо, перевозка которого осуществляется на судне по договору морской перевозки пассажира, либо, с согласия перевозчика, лицо, сопровождающее автомашину или животных по договору морской перевозки груза. 9