Выплаты, назначаемые дополнительно к пенсии: условия и порядок предоставления

Курсовая работа

Актуальность темы настоящей курсовой работы обусловлена следующими аспектами.

Система пенсионного обеспечения является одним из основных видов социального обеспечения в России. Она представляет собой развивающуюся государственную программу, охватывающую значительные слои населения в Российской Федерации. Пенсионное обеспечение, по мнению социологов, затрагивает жизненно важные интересы более 38 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

Пенсионная реформа в России произошла 1 января 2002 г. Именно с этого времени в нашей стране вступили в силу основополагающие правовые нормы, которые в настоящее время определяют порядок пенсионного обеспечения и являются основой для принятия в этой сфере новых нормативных актов. В результате реформы изменились условия назначения пенс ий, порядок расчета их размера и порядок выплат, права граждан при назначении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Пенсионное законодательство регулярно совершенствуется и дополняется. В частности, с 2010 г. введен единый порядок индексации базовой и страховой частей пенсии, установлены социальные доплаты к пенсии, если ее уровень не достигает прожиточного минимума пенсионера в регионе. 18 июля 2009 г. приняты серьезные изменения в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

В целом с 2010 г. пенсионная система претерпевает кардинальные изменения, которые касаются и порядка формирования пенсионного капитала, и порядка исчисления пенсионных выплат, и сумм пенсий. Главной мотивацией всех изменений является желание сделать пенсионную систему более справедливой.

Предметом работы является реализация норм права социального обеспечения в Российской Федерации.

Объект работы – общественные отношения, возникающие в процессе применения норм законодательства по вопросам условий и порядка предоставления выплат, назначаемых дополнительно к пенсиям.

Целью курсовой работы является изучение условий и порядка предоставления выплат, назначаемых дополнительно к пенсии.

Исходя из цели, определим задачи работы:

  •  изучить сущность и содержание системы пенсионного обеспечения;
  •  провести анализ особенностей реформирование пенсионной системы России на современном этапе;
  •  рассмотреть особенности предоставления компенсационных выплат;
  •  изучить специфику компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;
  •  охарактеризовать дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.

При написании работы применялись следующие методы исследования: системного анализа, метод сравнений, метод обобщений.

5 стр., 2331 слов

Условия приема на работу и порядок заключения трудового договора

... приема на работу); Курбанов Р.А. (рассмотрение и исследование порядка заключения трудового договора). Целью данной курсовой работы является исследование и изучение условий приема на работу и порядка заключения трудового договора. Задачи данной курсовой работы: 1) рассмотреть и раскрыть возраст, с которого допускается заключение трудового договора и гарантии при заключении трудового договора; ...

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно и проезд на пригородном железнодорожном транспорте — 92,89 руб.

Отказ от соцпакета можно произвести как полностью, так и частично. Для этого необходимо обратиться в отделение Пенсионного фонда до 1 октября 2015 года с заявлением.

При назначении пенсии соцпакет автоматически предоставляется в натуральной форме, и если пенсионер желает получать в 2016 году его денежный эквивалент, заявление необходимо подать строго до 1 октября 2015 года. Если же гражданин уже подавал подобное заявление раннее, повторное обращение в ПФР потребуется только при изменении своего решения10.

Для отдельных категорий граждан РФ предусмотрены различные соцпакеты, которые включают в себя право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение. Оно войдёт всоцпакет для инвалидов ВОВ вследствие травмы, полученной во время военных действий, а также несовершеннолетним узникам немецких лагерей. Право на получение такой доплаты предоставляется независимо от места жительства. Сумма пособия составляет одну тысячу рублей.

Каждый гражданин РФ, даже если он не является пенсионером, может получать дополнительное пособие на основании своего заявления в региональный пенсионный фонд. Для россиян, проживающих за границей, также предусмотрены выплаты через Пенсионный фонд РФ.

Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг или же отказ от получения двух любых социальных услуг (в любом сочетании, по выбору пенсионера).

Подать заявление об отказе от пакета социальных услуг либо заявление о возобновлении получения натуральных социальных услуг необходимо до 1 октября текущего года. Тогда изменения «вступят в силу» с 1 января следующего года.

С заявлением о замене всех или части социальных услуг компенсационными выплатами нужно обращаться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства.

Такое заявление подается или лично, или через представителя, или почтой. В случае, когда пенсионер не может подать заявление лично, подпись на таком заявлении должна быть удостоверена нотариусом или органом (организацией), с которым у Пенсионного фонда РФ заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей.

2.2. Компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами

Вопросы установления компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами 1-ой группы, детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, а также за престарелыми, нуждающимися по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшими возраста 80 лет, регулируются Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 №343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами».

48 стр., 23963 слов

Правовое регулирование труда женщин и лиц с семейными обязанностями

... труда женщин; 5. Раскрыть особенности правового регулирования труда лиц с семейными обязанностями. В соответствии с поставленными задачами, дипломная работа ... международных нормативных правовых актах, таких, как Всеобщая декларация прав человека 3, Европейская социальная хартия 4 и ... снабжении фабрик достаточным количеством рабочих рук путем затруднения ухода рабочих и их закрепощения и о поддержании ...

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 года №774 «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами» с 01.07.2008 увеличен размер ежемесячной компенсационной выплаты с 500 руб. до 1200 руб. неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

Указанная компенсационная выплата может быть установлена любому трудоспособному лицу, фактически осуществляющему уход (независимо от родственных отношений и совместного проживания), при условии, что лицо, осуществляющее уход, не работает, не является безработным (т.е. не получает пособие по безработице) и не имеет право на пенсию.

По вопросам установления компенсации следует обращаться в территориальное подразделение Пенсионного фонда РФ, выплачивающее пенсию нетрудоспособному лицу, за которым осуществляется уход11.

Перечень документов для компенсации по уходу за нетрудоспособным лицом (инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, лицом, достигшим возраста 80 лет) приведен ниже.

1. Нетрудоспособное лицо:

  • паспорт с копией;
  • трудовая книжка с копией;
  • заявление;
  • страховое свидетельство;
  • свидетельство о рождении (для ребенка-инвалида) с копией.

2. Лицо, осуществляющее уход (дееспособный гражданин старше 16 лет, не работающий, не имеющий доходов, не получающий пенсию):

  • заявление;
  • трудовая книжка с копией;
  • паспорт с копией;
  • страховое свидетельство;
  • справка с места учебы (для студентов очной формы обучения и школьников);
  • справка из ЦЗН о том, что не стоит на учете в качестве безработного (для студентов очной формы и школьников не требуется);
  • справка из управления Пенсионного фонда по месту регистрации о том, что не является получателем пенсии.

Указом Президента от 13 мая 2008 г. № 774 «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами» установлены с 1 июля 2008г. ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом до 18 лет, за престарелым, нуждающимся, по заключению лечебного учреждения, в постоянном уходе, либо достигшим возраста 80 лет. В регионах – с учетом районного коэффициента. Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период ухода за ним.

По ранее действовавшему законодательству неработающее трудоспособное лицо имело право на установление одной компенсационной выплаты по уходу только за одним нетрудоспособным гражданином.

Отметим наиболее часто возникающие у заявителей вопросы:

16 стр., 7856 слов

Социальное обслуживание инвалидов и престарелых граждан (3)

... сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов принципах: 1) Адресность. Предоставление персонифицированно конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых. ...

  • указанные компенсационные выплаты выплачиваются неработающим трудоспособным лицам;
  • эти выплаты назначаются при условии, если трудоспособное лицо не работает на период осуществления ухода;

— если неработающее трудоспособное лицо осуществляет уход за несколькими лицами, то эти выплаты назначаются за уход за каждым указанным нетрудоспособным гражданином на период осуществления ухода. Это означает, что, например, при уходе за отцом — инвалидом I группы и ребенком — инвалидом до 18 лет женщина, которая является трудоспособной, но не работает и не получает пенсию или иной доход, имеет право на компенсационную выплату в размере 2400 рублей (в т.ч. по уходу за отцом — инвалидом I группы — 1200 рублей и за ребенком — инвалидом до 18 лет — 1200 рублей).

Компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлениями и всеми необходимыми документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.

В случае если к заявлениям приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий выплату пенсии, дает лицу, осуществляющему уход, разъяснение о том, какие документы оно должно представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения, месяцем обращения за компенсационной выплатой считается месяц приема заявления.

В случае отказа в назначении компенсационной выплаты орган, осуществляющий выплату пенсии, в течение 5 дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом лицо, осуществляющее уход, и нетрудоспособного гражданина (законного представителя) с указанием причины отказа и порядка обжалования вынесенного решения12.

Осуществление компенсационной выплаты прекращается в следующих случаях:

  • смерть нетрудоспособного гражданина либо лица, осуществлявшего уход, а также признание их в установленном порядке умершими или безвестно отсутствующими;
  • прекращение осуществления ухода лицом, осуществлявшим уход, подтвержденное заявлением нетрудоспособного гражданина (законного представителя) и (или) актом обследования органа, осуществляющего выплату пенсии;
  • назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера;
  • назначение лицу, осуществляющему уход, пособия по безработице;
  • выполнение нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы;
  • истечение срока, на который нетрудоспособному гражданину была установлена I группа инвалидности либо категория «ребенок-инвалид»;
  • достижение ребенком-инвалидом возраста 18 лет, если ему по достижении этого возраста не установлена I группа инвалидности;
  • помещение нетрудоспособного гражданина в государственное или муниципальное стационарное учреждение социального обслуживания;
  • лишение родителя, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом, родительских прав.

Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. В противном случае неправомерно полученная сумма компенсационной выплаты может быть взыскана с гражданина в судебном порядке с учетом судебных расходов.

12 стр., 5542 слов

Единовременные социальные выплаты. Часть

... выплате государственного единовременного пособия принимается органом социальной защиты населения в 10-дневный срок со дня подачи заявления [42, С. 18]. Государственное единовременное пособие выплачивается со дня установления факта поствакцинального осложнения. 2.2. Единовременные пособия беженцам ... (одиноким пенсионерам, одиноким инвалидам, семьям, состоящим только из пенсионеров и/или инвалидов, ...

2.3. Федеральная и региональная социальная доплата к пенсии

Социальные доплаты к пенсии появились с 1 января 2010 г. Осуществление социальных доплат к пенсии направлено на то, чтобы «поднять» действующую пенсионную систему на качественно новый уровень.

В случае, если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ, то территориальными органами ПФР пенсионеру устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии.

Федеральная социальная доплата к пенсии выплачивается через Пенсионный фонд РФ за счет средств федерального бюджета.

В случае, если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ пенсионеру устанавливается региональная социальная доплата к пенсии.

Величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте РФ в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О государственной социальной помощи», на соответствующий финансовый год устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги ежегодно законом субъекта РФ и доводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ до сведения Пенсионного фонда РФ не позднее 1 ноября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена.

В случае, если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ пенсионеру устанавливается региональная социальная доплата к пенсии.

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:

  • пенсий, в т.ч. сумма полагающейся страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения в соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • дополнительного материального (социального) обеспечения;
  • ежемесячной денежной компенсационной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
  • иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
    9 стр., 4474 слов

    Спонсорство как способ материального обеспечения физической культуры и спорта

    ... спонсорство представлено в профессиональном спорте и имеет более чем столетнюю историю. Бизнесмены, предприниматели всегда были склонны оказывать денежную или иную форму материальной поддержки спорту и отдельным спортсменам в ... в экономике понимается попечительство, поддержка определенного вида деятельности в разных формах, среди которых преобладает финансовая. Спонсорство может осуществляться в ...

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются социальные услуги, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсационных выплат по оплате указанных социальных услуг.

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте РФ.

Региональная социальная доплата к пенсии выплачивается через органы социального обеспечения.

Условиями получения сумм социальных доплат являются следующие:

  • пенсионер проживает на территории РФ;
  • пенсионер получает пенсию в соответствии с законодательством РФ;
  • пенсионер не имеет работы на основании трудового договора или не выполняет иную оплачиваемую работу на основании гражданско-правового договора;
  • общая сумма материального обеспечения пенсионера ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ, в котором он проживает.

При этом в понятие «общая сумма материального обеспечения» для установления социальных доплат к пенсии входят такие показатели, как:

  • размер пенсии;
  • дополнительное материальное обеспечение (выплаты за различные заслуги либо по закону, либо по указу Президента РФ — Героям, инвалидам, участникам ВОВ и др.);
  • ежемесячные денежные выплаты, включая стоимость набора социальных услуг;
  • денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного, междугородного);
  • иные меры социальной поддержки (помощи), установленные законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер единовременной социальной поддержки);
  • иные меры социальной поддержки (помощи), установленные законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением единовременных мер социальной поддержки);
  • денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного, междугородного).

Не учитывается при подсчете общей суммы материального обеспечения для установления социальных доплат к пенсии:

  • меры социальной поддержки в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ в натуральной форме, если не установлен денежный эквивалент;
  • денежные выплаты и компенсации, установленные законодательством РФ, предоставляемые единовременно;
  • суммы адресной социальной помощи;
  • субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
  • денежные выплаты, производимые в возмещение ущерба (вреда), причиненного жизни и здоровью пенсионера.

Выплата региональной социальной доплаты к пенсии прекращается в случае:

21 стр., 10439 слов

Социальная политика

... социальным развитием общества. Кроме этого, социальная политика направлена на решение следующих задач: 1) стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности; 2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка ... и от многих других макро-факторов. 1. Теоретические основы изучения социальной политики 1.1 Сущность социальной политики, её принципы, функции, задачи и предмет ...

  • поступления пенсионера на работу;
  • увеличения материального обеспечения пенсионера до регионального прожиточного минимума;
  • прекращения выплаты соответствующей пенсии, к которой назначена региональная социальная доплата к пенсии.

Практика показывает, что наименьшие уровни пенсий имеют пенсионеры по инвалидности III группы и пенсионеры, которым пенсия назначена по случаю потери кормильца на одного нетрудоспособного члена семьи. Их пенсия наиболее приближена к прожиточному минимуму.

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается органами социальной защиты населения. Размер доплаты специалисты органа соцзащиты рассчитывают самостоятельно. Федеральная социальная выплата, соответственно, рассчитывается отделением ПФР.

2.4. Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) – это ежемесячное материальное обеспечение отдельных категорий граждан, осуществляемое из средств федерального бюджета, на основании Федерального Закона от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», а также указов Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и от 1 августа 2005 г. № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы.

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается и выплачивается органом, осуществляющим назначение и выплату соответствующей пенсии или пожизненного содержания судьи.