Нетарифные ограничения внешней торговли

нетарифных ограничений во внешней торговле.

1.1. Нетарифные ограничения как часть протекционистской

Во всех странах регулирование внешней торговли осуществляется в той или иной мере государством, в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Любое государство в мировой экономике стремится защитить свои интересы, интересы отечественных производителей, а, следовательно, заинтересовано в политике протекционизма. Инструменты торговой политики, тарифного и нетарифного регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального производителя. Шохин А. Экономика и финансы: за и против. // Эксперт. — 2005. — №13.

Нетарифные ограничения

К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчи-тывают свыше 600 различных видов Миклашевская Н.А., Холопов А.В.Международная экономика. Учебное пособие для вузов. — М.: «Дело и Сервис».2004.,стр. 101.

эконо-мические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.

Особенно активно нетарифные меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны. К середине 90-х гг. в среднем 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добровольное ограничение экспорта и антидемпинговые меры. Нетарифные ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики — тарифный или нетарифный — использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительство чувствует себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО).

Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами, обеспечивающими эквивалентный уро-вень защиты (так называемая тарификация).

1.2. Классификация нетарифных ограничений.

Как известно, в мире действуют официальные классификационные схемы нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, разработанные ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Международным валютным фондом, Мировым банком, МБРР, Международной торговой палатой (МТП) и рядом других авторитетных организаций. Эти системы классификации применяются для сбора информации, создания кодексов, регулирующих правила применения отдельных групп нетарифных ограничений, составления национальных систем регулирования внешнеторговой деятельности.

5 стр., 2238 слов

Квотирование и лицензирование экспорта и импорта товаров как ...

... имп-м Страх-ие эксп.рисков 1.2 Квотирование и лицензирование, как две наиболее распространенных формы количественного ограничения Количественные ограничения – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту ...

Наибольшее распространение сегодня получила классификация, разработанная ГАТТ/ВТО. Она нашла широкое применение в рамках ЮНКТАД и других международных организаций, а также в ходе международных торговых переговоров. Согласно классификации ВТО, система нетарифных ограничений включает меры финансового воздействия и административные инструменты, которые представлены пятью группами:

1. Финансовые способы ограничения, заложенные в механизме платежей в виде различных прямых и косвенных сборов, покрывающих государственные затраты, связанные с решением организационно-экономических проблем за счет иностранных поставщиков (скользящие сборы, пограничный налоговый режим);

2, 3, 4 и 5 группы относятся к административным мерам.

2. Участие государства во внешнеторговых мероприятиях (субсидирование производства и экспорта товаров, система государственных закупок товаров, государственная торговля в странах с рыночной экономикой);

3. Количественные ограничения импорта и экспорта с помощью квотирования, контингентирования, лицензирования, «добровольных ограничений» экспорта, а также требований о содержании местного компонента в производстве готовой продукции зарубежными экспортереми-производителями;

4. Технические стандарты и требования к импортируемой продукции, связанные со здравоохранением, нормами и обеспечением техники безопасности (в том числе промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров, санитарно-ветеринарные нормы);

5. Таможенные, административные импортные формальности, которые создают препятствия и сдерживают таможенное оформление ввозимой продукции (антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы, товарная классификация тарифов).

Классификацию нетарифных ограничений можно представить в унифицированной форме (см. табл. 1).

Таблица 1

Система нетарифных ограничений

I.Финансовые меры:

1.Сборы

дополнительные сборы

внутренние (уравнительные) налоги и сборы

пограничные налоги и сборы

скользящие сборы

импортные депозиты

2.Налоги

3.Пошлины

II. Административные меры:

1.Количественные

2.Скрытые методы

3.Финансовые

Квотирование (контингентирование)

экспортная квота

Технические барьеры

соблюдение нац. стандартов качества

Субсидирование

прямая субсидия

импортная квота

требования к упаковке

косвенная

индивидуальная квота

санитарно-гигиенич. нормы

внутренняя

глобальная квота

требования к рекламе

экспортная

Лицензирование

разовая лицензия

Внутренние налоги

прямые

Демпинг

спорадический

генеральная

косвенные

преднамерен

глобальная

Политика в рамках государственных закупок

постоянный

автоматическая лицензия

обратный

взаимный

«Добровольное» ограничение экспорта

Требование о содержании местного компонента

Экспортное кредитование

субс.кредиты экспортерам

гос.кредиты импортерам

страхование эксп. рисков

1.2.1. Меры финансового воздействия.

1. Количественные ограничения

Страны используют при распределении лицензий какой-либо один из этих методов, начиная обычно с последнего, имеющего в наибольшей мереадминистративный характер, и постепенно переходя к первому, в наибольшей мерерыночному методу.

«Добровольное» ограничение экспорта

Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

«Добровольное» ограничение экспорта

добровольные эк-спортные ограничения (ДЭО)

В принципе ДЭО представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером. При этом последствия такой меры по ограничению внешней торговли для экономики страны-импортера носит еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты.

«Добровольное» ограничение экспорта являются частью более широкой группы мер, относящихся к понятию ограничительной деловой практики (ОДП), направленных на завоевание господствующего положения на рынке и злоупотребление этим положением. На практике «добровольное» ограничение экспорта применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом.

Наряду с тарифными методами государства используют нетарифные методы торговой политики, для количественной квалификации которых используются индексы частности, покрытия торговли и воздействия на цены. В политическом плане нетарифные методы торговой политики зачастую считаются предпочтительными для правительств, поскольку не накладывают дополнительное налоговое бремя на население. Количественные ограничения являются основным нетарифным методом торговой политики и включает квотирование, лицензирование и “добровольное” ограничение экспорта. Квота определяет количество и номенклатуру товаров разрешенных к экспорту или импорту. Экономическое различие между тарифом и квотой заключается в разном содержании перераспределительного эффекта и в разной силе ограничительного воздействия, которое тариф и квота оказывают на импорт. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования внешней торговли. Лицензии бывают разовые, генеральные, глобальные и автоматические, а их распределение между экспортерами или импортерами происходит на основе либо конкурса, либо явных предпочтений или на внеценовой основе. “Добровольное” ограничение экспорта представляет собой экспортную квоту, в одностороннем порядке вводимую правительством экспортирующей страны под политическим давлением со стороны импортера. Общий экономический эффект для импортера от использования “добровольных” ограничений экспорта экспортером отрицателен, хотя размер потерь уменьшается в результате наращивания импорта аналогичных товаров из стран, не наложивших “добровольные” ограничения на их экспорт.

2. Скрытые методы торговой политики.

Наряду с количественными методами существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного, характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти. Конечно, председатель биржевого комитета под свободной торговлей имел в виду свободу нарушать установленные законы торговли. Многие методы скрытого протекционизма как раз и являются в наибольшей мереярким нарушением согласованных принципов международной торговли.

По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:

Технические барьеры

Технические барьеры далеко не всегда являются методом протекционизма. Во многих случаях их введения продиктовано не сколько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения. Например, в странах Европейского союза с 1993 года действует директива о защите потребителей, обязывающая производителей потребительских товаров выпускать на рынок только те товары, которые не представляют угрозы для жизни и здоровья людей. Изготовитель обязан информировать потребителей о всех возможных рисках использования товаров в инструкции, при маркировке, на этикетки.

Внутренние налоги и сборы

Политика в рамках государственных закупок

Требование о содержании местных компонентов

Методы скрытого протекционизма представляют собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти. В их число входят технические барьеры — требование о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм; внутренние налоги и сборы (НДС, акцизы, налог на продажу); государственные закупки преимущественно местной продукции и дискриминация против иностранной; требование о содержании местных компонентов в производимых товарах, с тем чтобы поддержать занятость и ограничить импорт.

3. Финансовые методы торговой политики., Экспортные субсидии

экспортные субсидии

Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

Субсидия

Прямые

Косвенные

Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующим с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт. Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли.

Внутренняя субсидия

Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.

Экспортная субсидия

Субсидирование экспорта одновременно является также и субсидированием импорта. Это происходит из-за того, что экспортные субсидии способствуют повышению обменного курса национальной валюты, а следовательно, удешевляют приобретение иностранных товаров в этой стране. Субсидирование экспорта идет вразрез с международными соглашениями. Одно из положений ГАТТ, охватывающее почти все страны мира, оценивает экспортные субсидии как “нечестную конкуренцию” и разрешает импортирующим странам принимать ответные меры путем взимания протекционистских “компенсационных пошлин”. Имеет место множество способов государственного субсидирования экспорта в обход требований ГАТТ. Государство может использовать средства налогоплательщиков для предоставления низкопроцентных займов самим экспортерам или их иностранным клиентам. Государство осуществляет также непосредственные затраты по стимулированию сбыта экспортной продукции за рубежом, организовывая рекламу и предоставляя дешевую информацию о конъюнктуре экспортного рынка. Налоговая система же предусматривает предоставление фирмам налоговых льгот в зависимости от объема производимых на экспорт товаров и услуг. В среднем экспортные субсидии невелики, но для отдельных товаров, а также компаний они достигают больших размеров. Наибольшими в процентном выражении субсидиями пользуется сельскохозяйственная продукция. Все ведущие страны обрекли себя на проведение государственной программы поддержания фермерских доходов через гарантированную закупку на средства налогоплательщиков избыточной сельскохозяйственной продукции, а также выплаты за невозделывание посевных площадей.

Часто скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.

Экспортное кредитование

Экспортное кредитование может иметь форму:

Субсидированные кредиты национальным экспортерам

Государственные кредиты иностранным импортерам

Страхование экспортных рисков национальных экспортеров

Экспортные кредиты бывают:

Краткосрочные, Среднесрочные, Долгосрочные

Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка, например, демпинг.

Демпинг

Демпинг является распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке и используется как метод захвата внешних рынков. Обычно речь идет о продаже экспортером своего товара на зарубежном рынке по цене ниже цены аналогичного товара на внутрен-нем рынке страны-экспортера.

Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг может быть в следующих формах:

Спорадический демпинг

Преднамеренный демпинг

Постоянный демпинг

Обратный демпинг

Взаимный демпинг

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить

антидемпинговые пошлины

Антидемпинговые пошлины, как и обычные таможенные пошлины, приводят к повышению внутренних цен и потерям в благосостоянии страны. Вместе с тем если введение антидемпинговой пошлины вынудит фирму, осуществляющую демпинг, еще более снизить экспортную цену, то страна-импортер может получить выигрыш.

1.3. Эффективность использования нетарифных ограничений.

Протекционистская внешнеторговая политика предполагает защиту отечественного производства, и для регулирования в сфере внешнеторговых операций государство использует тарифные и нетарифные инструменты.Когда же тарифные методы регулирования внешней торговли становятся неэффективными в силу своей «открытости», государство использует нетарифные методы, степень воздействия которых на внешнюю торговлю возросла в последние годы. В политическом плане нетарифные методы торговой политики зачастую считаются предпочтительными для правительств, поскольку не накладывают дополнительное налоговое бремя на население.

Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений является квотирование, государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и в то же время запрещает нелицензионную торговлю. У квот есть свои преимущества и недостатки. Щебарова Н. Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма. // МЭ и МО. — 2003. — №3.

Во-первых, квота гарантирует ограничение импорта до определенной величины. Во-вторых, она является более гибким инструментом внешнеторговой политики. В-третьих, с помощью выборочного распределения квот государство оказывает адресную поддержку определенным предприятиям. К негативным эффектам можно отнести повышение монополизации экономики из-за ограничения ценовой конкуренции (поскольку местные производители уверены, что поставка конкурирующих импортных товаров не превысит квоту, и могут в условиях достаточного спроса взвинчивать цену), а также произвольное, а потому часто неэффективное распределение лицензий на коррупционной основе. Обычно политика импортных квот легче поддается административному управлению, чем тарифная политика. Квоты легче и быстрее вводить в случае чрезвычайных ситуаций, чем тарифы, которые требуют рассмотрения в парламенте. В настоящее время положения ГАТТ/ВТО разрешают вводить количественные ограничения импорта только в случае резкого неравновесия платежного баланса.

Рассмотрим в качестве примера Миклашевская Н.А., Холопов А.В.Международная экономика. Учебное пособие для вузов. — М.: «Дело и Сервис».2004.,стр. 101.

экономические последствия установления квот на импорт. Предположим, что страна является импортером зерна (рис. 1, где D

d

  • спрос на зерно в этой стране, a S

d

  • внутреннее производство зерна).

    В условиях сво-бодной торговли внутренняя цена на зерно не отличается от ми-ровой цены и равна Р

w

  • При такой цене отечественные произво-дители не могут обеспечить всю потребность страны в зерне и объем импорта составляет D

0

  • S

0

  • Если правительство хочет ог-раничить объем импорта и устанавливает квоту размером Q, то общее предложение зерна на внутреннем рынке с учетом импор-та может быть представлено в виде кривой S

d

+ Q. Теперь при цене, равной мировой, возникает разрыв между спросом и предложением: в результате количественного ограничения импорта часть спроса на зерно оказывается неудовлетворенной и это приводит к росту внутренней цены до P

f

Более высокий уровень внутренней цены стимулирует рост отечественного производства зерна до S

1

, но одновременно спрос сокращается до D

1

Рисунок 1.

Мы можем теперь оценить последствия квотирования импорта для благосостояния. Потребители в результате роста цены несут потери (область а + b + с + d + е).

Отечественным производителям введение квоты выгодно — они расширяют объемы производства и реализуют свою продукцию по более высокой цене. Размер их дополнительного выигрыша составит область а. Область с + d представляет собой либо доход государства, если лицензии продаются (цена лицензии в условиях конкуренции должна будет примерно соответствовать ожидаемому приросту внутренней цены), либо дополнительный выигрыш импортеров, если они получают лицензии бесплатно. В любом случае этот выигрыш распределяется между теми, кто выдает лицензии, и теми, кто их получает.

Таким образом, в результате введения импортной квоты возникают чистые потери для страны в целом, равные области b + е, т.е. результаты воздействия квоты и тарифа на уровень благосостояния идентичны. Разница лишь в том, что при введении тарифа государство всегда получает дополнительный доход, а при уста-новлении квоты этот доход полностью или частично может дос-таться импортерам.

В случае добровольных экспортных ограничений страны-экспортеры сами берут ограничить экспорт в какую-либо страну. По сути, ДЭО представляют собой ту же квоту, но устанавливаемую экспортером, а не импортером. Последствия такой меры более отрицательны, чем при использовании тарифа или импортной квоты. Негативным эффектом становится потеря фискальных доходов от таможенных пошлин и импортных лицензий — государство отдает эти деньги зарубежным экспортерам.Если импорт в данную страну в результате соглашения с торговыми партнёрами о ДЭО составляет величину Q (рис. 2), то внутренняя цена растет, спрос сокращается, предложение со стороны отечественных производителей увеличивается и т.д. При этом вместо того, чтобы получить доход от таможенных пошлин или от продажи импортных лицензий на аукционе, государство теперь как бы отдает эту часть выигрыша зарубежным экспортерам (область с + d).

Кроме того, даже после введения ДЭО обычно сохраняется тариф, которым раньше облагался импорт данного товара (P w — мировая цена, РТ — внутренняя цена с учетом тарифа, Pd — внутренняя цена после введения ДЭО).

Поскольку импорт сокращается, то сокращается и доход государства от импортного тарифа (область f + g).

Рисунок 2.

Общий экономический эффект для импортера от использования «добровольных» ограничений экспорта экспортером отрицателен, хотя размер потерь уменьшается в результате наращивания импорта аналогичных товаров из стран, не наложивших «добровольные» ограничения на их экспорт.

Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Для этого используются экспортные субсидии — льготы, предоставляемые экспортерам для расширения вывоза товаров. Благодаря этому экспортеры могут продавать свою продукцию на внешнем рынке дешевле, чем на внутреннем, по сниженным ценам, что способствует росту объема экспорта.

Последствия предоставления экспортной субсидии показаны на рисунке 3.

Рисунок 3.

Pd

а b c d e f Внутренняя цена

Pw

D1 D0 S0 S1

Производителям, получающим субсидию, стано-вится выгоднее экспортировать, чем продавать товар на внутрен-нем рынке. Но, чтобы расширить поставки на внешний рынок, они должны снизить экспортные цены. Субсидия покрывает убытки от снижения цен, и объемы экспорта растут. Вместе с тем, по-скольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на внут-ренний рынок, внутренняя цена на него увеличивается (с P w до Pd ).

Рост цены обусловливает увеличение предложения с S0 до S1 и сокращение спроса с D0 до D1 . В результате потребители несут потери (область а + b), а производители получают дополнитель-ный выигрыш (область a + b + c + d + e).

Но, чтобы оценить последствия субсидирования экспорта для страны в целом, надо учесть затраты на субсидию, которые будет нести государствен-ный бюджет (т.е. налогоплательщики).

Для этого надо размер суб-сидии на единицу экспортируемого товара умножить на новый объем экспорта (S1 — D1 ).

Даже если предположить, что внутрен-няя цена вырастет на всю величину субсидии (что возможно при бесконечно большой эластичности спроса на импорт на мировом рынке), затраты государства будут равны (b + с + d + e + f), а, значит, потери благосостояния страны в целом составят область (b + f).

При этом в реальности эти потери будут еще больше. Эластичность спроса на импорт в странах-импортерах, очевидно, не бесконечно велика, поэтому внутренние цены в стране-экспортёре увеличатся на меньшую величину, чем предоставляемая субсидия, и, следовательно, бюджетные затраты будут больше, чем площадь прямоугольника (b + c + d + e + f).

компенсационных импортных пошлин

Экономические санкции являются в наибольшей мережесткой и считаются самой эффективной с точки зрения силы воздействия формой ограничения внешней торговли. Примером может служить торговое эмбарго, то есть запрещение ввоза в страну или вывоза из нее каких-то товаров. Но эмбарго оправдывает себя в случае, если страна, вводящая его, может относительно безболезненно сократить объем своего экспорта, а страна, против которой оно вводится, сильно зависит от импорта. При этом санкции должны быть неожиданными и масштабными.

Несмотря на то, что как тарифные, так и нетарифные методы ограничения внешней торговли всегда приводят к чистым потерям благосостояния, они широко используются практически всеми странами мира. Это объясняется, во-первых, наличием эффекта перераспределения дохода и, следовательно, значительных групп населения, для которых политика протекционизма выгодна, да и государству такие меры протекционизма приносят доход в бюджет. С другой стороны, в силу того, что действие нетарифных барьеров измерить сложнее, чем аналогичное действие тарифов, можно сказать, что первые, в некоторой степени, более эффективны: «правительства соглашаются снизить тарифы (переговоры в рамках ГАТТ/ВТО), потому что знают — они всегда могут заменить их нетарифными барьерами» Пугель Томас А., Линдерт Питер М. Международная экономика. Учебник / Пер. с англ. — М.: «Дело и Сервис».2003.,стр. 158..

Глава 2. Нетарифные ограничения в регулировании внешней

торговли РФ.

В Российской Федерации современный порядок регулирования внешнеэкономической деятельности установлен Федеральным Законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Торговая политика России осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (экспортные и импортные таможенные тарифы) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности.

Переговоры с ВТО оказали влияние на систему нетарифных мер в России и необходимость ее приведения в соответствие с международными соглашениями. А для России это значит ослабление административных мер воздействия на внешнюю торговлю. Например, если ранее действовавший Федеральный закон от 13.10.1995 №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» позволял Правительству РФ вводить количественные ограничения экспорта и импорта в отношении любых товаров, то в соответствии с Законом № 164 — ФЗ от 08.12.2003 Правительство РФ может устанавливать количественные ограничения только в исключительных случаях и только в отношении ограниченной группы товаров.

В настоящее время система нетарифных ограничений в РФ претерпела структурные изменения. Если раньше (90-е года) основными нетарифными методами государственного регулирования были квотирование и лицензирование экспортных поставок в отношении стратегически важных сырьевых товаров, налоги на импорт, таможенные формальности и контроль; то сейчас появился ряд мер, связанных с защитой внутреннего рынка (тарифные квоты, эмбарго Статья 21 ФЗ от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 22.08.2004).) и отечественных производителей (антидемпинговые и компенсационные меры Статья 27, там же. ).

На современном этапе развития государство стремится регулировать внешнеторговую деятельность не административными запретами и ограничениями, а через создание благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития РФ. И, наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия. В этих целях используются экономические инструменты внешнеторгового регулирования — понижение или повышение ставок импортного таможенного тарифа, изменения в порядке совершения валютных операций и т.п.

2.1. Анализ использования нетарифных ограничений во внешней торговле РФ.

Нетарифные меры являются составной частью комплекса мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Механизм этих мер начал формироваться в 1991 году принятием Федерального закона «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР». Постановлениями Правительства Российской Федерации были установлены применительно к конкретным товарным позициям такие меры нетарифного регулирования, как квотирование и лицензирование, введен общий (не зависящий от вида товара) порядок оформления лицензий.

На сегодняшний день нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой достаточно отработанный механизм взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающий осуществление единой внешнеторговой политики в целях защиты экономических и политических интересов страны, выполнения международных обязательств государства и расширения присутствия российских предприятий на мировых рынках товаров и услуг. Перечень товаров, к которым сегодня применяются нетарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности, можно условно разбить на пять групп:

1. Товары двойного применения, подлежащие экспортному контролю;

2. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры регулирования в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации;

3. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры исходя из национальных интересов;

4. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры в соответствии с соглашениями об урегулировании торговых споров;

5. Товары, ввоз/вывоз которых подлежит лицензированию в связи с решениями Правительства Российской Федерации об осуществлении мониторинга их ввоза/вывоза.

В период начала и середины 90-х гг. количественные ограничения были очень популярной мерой защиты российского внутреннего рынка: им подвергалось до 80% всех товаров. В настоящее время контингентирование импорта, например, крайне незначительно, что соответствует принципам ВТО. Что касается квотирования, то периодически экспортные квоты устанавливаются Правительством РФ на драгоценные металлы и алмазы. Квоты на драгметаллы позволяют использовать определенную их часть для производства ювелирных изделий на экспорт. Одновременно экспорт сырья цветных металлов с содержанием драгметаллов разрешается при условии, если полученная валютная выручка, оставшаяся после обязательной продажи части ее государству, будет направлена на поддержание производства, реконструкцию и технологическое переоснащение.

Импортные квоты в России действуют в целях защиты внутреннего рынка и часто устанавливаются после отмены временного запрета на ввоз отдельных видов иностранной продукции или проведенных антидемпинговых расследований, в частности в отношении импорта из Украины стальных труб большого диаметра Покровская В. В. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. М.: Экономистъ. — 2006, стр.491.

(2002 г.).

Результатом другого антидемпингового расследовании стало введение с начала 2003 г. Квоты на импорт мяса (мяса птицы, свинины, говядины) сроком на три года Постановления Правительства РФ от 23.01.2003г. № 48 (ред. от 30.12.2004) «О мерах по защите российского птицеводства», № 49, 50 «О внесении изменений в Таможенный тариф РФ» в счет 90% объема говядины, свинины соответственно.. Более того, при импортных поставках в Россию говядины сверх квоты она облагается повышенной таможенной пошлиной в размере 60% (но не менее 0,6 €/кг).

В целях защиты внутреннего рынка также действуют импортные квоты на ввоз спирта этилового, сегодня установленные на уровне 10% общего объема его продажи на российском рынке.

тарифные квоты

Лицензирование импорта в России осуществляется в соответствии с указами Президента РФ, в основном, в отношении ввоза драгоценных природных камней и металлов, ядерных материалов (технологии, оборудование, источники радиоактивного излучения, включая отходы), спирта этилового, химических средств защиты растений, продукции, работ и услуг военного назначения в целях контроля. В отдельные периоды лицензирование импорта осуществляется в целях защиты отечественных производителей. Так, например, в 1998 — 2000 гг. действовали квоты и лицензии на ввоз цветных телевизоров из Японии. В настоящее время в России установлена единообразная система лицензирования в соответствии с международными соглашениями в рамках ВТО.

«Добровольное» ограничение экспорта в составе нетарифных ограничений России появилось в середине 1999 г. В связи с результатами антидемпингового расследования в США по поставкам российской стали на их рынок после проведенного Международной торговой комиссией. Во избежание высоких антидемпинговых пошлин Россия подписала в 1999 г. Всеобъемлющее соглашение об экспорте стали в США, взяв на себя обязательство ограничить ввоз своей продукции по 14 видам на пять лет.

Временные запреты иногда вводятся на экспорт продукции из России, например, мазута в связи с невыполнением компаниями обязательств по поставкам топлива на внутренний рынок.

2.2. Эффективность использования нетарифных ограничений в российской экономике.

Россия несет убытки в размере свыше $,5 млрд в год из-за нетарифных ограничений на ее товары на международном рынке. По этим признакам Россия является одним из самых дискриминируемых государств мира, занимая 2-е место после Китая. Об этом заявила на заседании коллегии Минпромнауки РФ, рассмотревшей проблемы присоединения России к ВТО, руководитель департамента поддержки и защиты отечественных товаропроизводителей на товарных рынках и сотрудничества с международными торговыми организациями Минпромнауки РФ Светлана Степанова.

Она сказала, что в России созданы базовые условия для вступления во Всемирную торговую организацию, однако современное состояние интеграции отечественной экономики в международную торговлю характеризуется постоянным ухудшением условий доступа российских товаров на рынке зарубежных стран. Так, на сегодня выдвинуто более 50 антидемпинговых процедур против изделий российской металлургической промышленности. Антидемпинговые процедуры проводятся также в отношении российской химической, текстильной, легкой, целлюлозно-бумажной и лесной промышленности.

С.Степанова при всём этом признала, что сегодня во многих случаях цены экспорта российской продукции в страны дальнего зарубежья ниже цен продаж на внутреннем рынке. Так, по прокату черных металлов это составляет порядка 40 % по полиэтилену — 50 % по целлюлозе — около 30 % по шинам для грузовых автомобилей — около 30 % а легковых автомобилей — более 50 % по тракторам — более 40 % обуви — в 2 раза, а льняным тканям — более чем в 2 раза.

В предыдущем пункте упоминалось об экспортных квотах на драгметаллы. На долю России на мировых рынках палладия, например, приходится 70%, платины — до 20%. Часть драгметаллов, на которые введена квота, используются для изготовления ювелирных изделий на экспорт. При этом их объем не превышает 5% общего выпуска ювелирных изделий в РФ из-за сложной процедуры лицензирования. Следовательно, с одной стороны, от введения данной квоты Россия не получает ожидаемого эффекта, т.к. импортирующие драгметаллы страны, вводят ответные меры, как то препятствия в получении лицензии. С другой стороны, тот факт, что часть выручки от продажи драгметаллов, оставшаяся после сбора государства, должна идти на поддержание производства — и только в этом случае будет разрешен их экспорт — свидетельствует о том, что государство заинтересовано в определенном уровне экспорта и развитии отрасли, т.к., очевидно, получает от этого немалые доходы и считает это достаточно эффективным.

2.3. Перспективы использования нетарифных ограничений в российской экономике.

В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах.

Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности РФ предполагает его гармонизацию с нормами и правилами ВТО, изменение и дополнение законодательной базы с целью упрощения порядка лицензирования и процедуры выдачи лицензий, а также создания необходимых правовых условий для реализации российскими предпринимателями прав и возможностей по продвижению российских товаров на мировой рынок. На случаи установления торговыми партнерами России дискриминационных ограничений в отношении экспорта российских товаров в действующее законодательство вносятся изменения и дополнения, предусматривающие принятие ответных мер.

Все это позволит в перспективе получить для российских участников внешнеэкономической деятельности на мировых рынках более справедливые и недискриминационные условия, будет содействовать развитию экспортных возможностей России и улучшению структуры ее экспорта.

В настоящее время Правительство России уделяет большое внимание проекту Федеральной программы развития экспорта России, основной целью которой является увеличение стоимостного объема российского экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоёмких товаров, технологий. Механизм реализации программы предусматривает образование фонда развития высокотехнологического экспорта, пополняемого за счет получения бюджетных ссуд, формируемых путем отчислений от налога на добавленную стоимость и направляемых на кредитование экспортоориентированных проектов.

Программа предполагает свести воедино и систематизировать меры содействия развитию машинотехнического экспорта. Программой предусмотрено умеренное бюджетное финансирование в наибольшей мереэффективных проектов развития экспортных производств.

Заключение.

ВЫВОДЫ

1. Федеральный Закон от 08.12.2003 №164 — ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 22.08.2004).

2. Постатейный комментарий к Федеральному Закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» / под ред. А.Н. Козырина. // ЗАО [!!! В соответствие с ФЗ-99 от 05.05.2014 данная форма заменена на непубличное акционерное общество] Юстицинформ. — 2005.

3. Аконова Е.С. Международная экономика и МЭО. — Ростов н/Д: Феникс. — 2001.

4. Доклад руководителя Департамента нетарифного регулирования Минэконоразвития РФ Буйкина Ю.А. от 18.02.2001.

5. Доклад руководителя Департамента поддержки и защит отечественных товаропроизводителей на товарных рынках и сотрудничества с международными торговыми организациями Минпромнауки РФ Степановой С. от 10.06.2001.

6. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. / под ред. Л.Е. Стровского. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. — 2007.

7. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. Учебное пособие для вузов. — М.: Международные отношения. — 2002.

8. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. Учебное пособие для вузов. — М.: «Дело и Сервис». — 2004.

9. Покровская В. В. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. — М.: Экономистъ. — 2006.

10. Пугель Т.А., Линдерт П. Х. Международная экономика. Учебник: Пер. с англ. — М.: Дело и сервис. — 2003.

11. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности. Учебник. — М.: Юристъ. — 2000.

12. Оболенский В. Присоединение России к ВТО и ее участие в интеграции. // МЭ и МО. — 2004, №3.

13. Рубан О. Русский бизнес/Промышленная политика: Перевооружить немедленно. // Эксперт. — 2005. — №33.

14. Татаркин А. Региональные последствия вступления России в ВТО. // Эксперт. — 2003. — №5.

15. Шохин А. Экономика и финансы/за и против. // Эксперт. — 2005. — №13.

16. Щебарова Н. Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма. // МЭ и МО. — 2003. — №3.

17. http: //www.wto.ru/ (Россия и ВТО)

18. http: //www.есоnomy.gov.ru/ (Минэкономразвития и торговли РФ)

Приложения.

Приложение 1.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 2003 г. N 48

О МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ РОССИЙСКОГО ПТИЦЕВОДСТВА

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.06.2003 N 348,

от 29.11.2003 N 724, от 30.12.2004 N 880)

В целях защиты экономических интересов российского птицеводства, на основании статей 4 и 6 Федерального закона «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами», статьи 15 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и с учетом решения Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике от 30 декабря 2002 г., принятого по результатам расследования, проведенного Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить на ввоз на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежих, охлажденных или мороженых (код ТН ВЭД России 0207), в том числе обваленных (коды ТН ВЭД России 0207 14 100 0 и 0207 27 100 0), далее именуемых мясом домашней птицы, сроком на 4 года импортную квоту в размере согласно приложению N 1.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2003 N 724)

Распределить между государствами-поставщиками импортную квоту на ввоз мяса домашней птицы в 2003 году в пропорции, сложившейся в 1999 — 2001 годах, на основе общего количества мяса домашней птицы согласно приложению N 2.

Распределить между государствами-поставщиками импортную квоту на ввоз мяса домашней птицы в 2004 году согласно приложению N 3.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 N 724)

2. Ввоз мяса домашней птицы в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления сверх квоты, установленной пунктом 1 настоящего Постановления, запрещен.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2003 N 724)

3. Государственному таможенному комитету Российской Федерации осуществлять в 2003 году таможенное оформление мяса домашней птицы, ввезенного на основании лицензий Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, выданных участникам внешнеэкономической деятельности в установленном порядке.

4. Государственному таможенному комитету Российской Федерации в 3-дневный срок представить в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации перечень участников внешнеэкономической деятельности, ввозивших в 2000 — 2002 годах на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения мясо домашней птицы (код ТН ВЭД России 0207), в том числе обваленное (коды ТН ВЭД России 0207 14 100 0 и 0207 27 100 0), с указанием его объемов.

Участники внешнеэкономической деятельности, имеющие лицензии на ввоз мяса домашней птицы свежей, охлажденной или мороженой (код ТН ВЭД России 0207), в случае введения Государственной ветеринарной службой Российской Федерации полного или частичного запрета на ввоз указанного товара из какого-либо государства-поставщика (союза государств) по причине неблагоприятной эпизоотической обстановки имеют право переоформить ее на лицензию на ввоз этого же товара из другого государства-поставщика (союза государств) в том же количестве вне зависимости от общего объема квоты, установленной для этого государства-поставщика (союза государств) (Постановление Правительства РФ от 05.03.2004 N 137).

5. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации в 6-месячный срок осуществить на основании заявлений участников внешнеэкономической деятельности, указанных в пункте 4 настоящего Постановления, выдачу лицензий на ввоз мяса домашней птицы в объеме, пропорциональном среднегодовому объему мяса домашней птицы, ввезенному ими на таможенную территорию Российской Федерации в 2000 — 2002 годах.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2003 N 348)

6. Государственному таможенному комитету Российской Федерации представлять в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации ежемесячно, не позднее последнего дня месяца, следующего за отчетным, сведения об импорте мяса домашней птицы, ввезенного в соответствии с настоящим Постановлением.

7. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Государственному таможенному комитету Российской Федерации в IV квартале 2003 г. внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о дальнейшем применении импортной квоты на ввоз мяса домашней птицы.

8. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации уведомить в установленном порядке заинтересованные государства и Интеграционный комитет Евразийского экономического сообщества о введении импортной квоты на ввоз мяса домашней птицы.

9. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 1 — 3, вступающих в силу по истечении 3 месяцев со дня официального опубликования настоящего Постановления.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.КАСЬЯНОВ

РАЗМЕР ИМПОРТНОЙ КВОТЫ НА ВВОЗ МЯСА ДОМАШНЕЙ ПТИЦЫ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2003 N 724)

  • T—————————T————————————————-¬

¦ Код ТН ВЭД ¦ Наименование товара ¦ Размер импортной квоты (тыс. тонн) ¦

¦ ¦ +—————-T———-T———-T———-+

¦ ¦ ¦с 30 апреля 2003¦с 1 января¦с 1 января¦с 1 января¦

¦ ¦ ¦г. по 31 декабря¦2004 г. по¦2005 г. по¦2006 г. по¦

¦ ¦ ¦ 2003 г. ¦31 декабря¦31 декабря¦30 апреля ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 2004 г. ¦ 2005 г. ¦ 2006 г. ¦

L—————+—————————+—————-+———-+———-+————

0207 Мясо и пищевые субпродукты 744 1050 1050 306

домашней птицы, указанной

в товарной позиции 0105,

свежие, охлажденные или

мороженые

в том числе:

0207 14 100 0 обваленные 190 — — —

0207 27 100 0

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

ИМПОРТНОЙ КВОТЫ НА ВВОЗ МЯСА ДОМАШНЕЙ ПТИЦЫ

МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ-ПОСТАВЩИКАМИ В 2003 ГОДУ

  • T———————————————¬

¦ Государство ¦ Размер импортной квоты (тыс. тонн) ¦

¦ (союз +—————-T—————————-+

¦ государств) ¦ мясо домашней ¦ в том числе обваленное ¦

¦ ¦ птицы (код ¦(коды ТН ВЭД 0207 14 100 0, ¦

¦ ¦ ТН ВЭД 0207) — ¦ 0207 27 100 0) ¦

¦ ¦ всего ¦ ¦

L——————+—————-+——————————

США 553,5 141,4

Европейский союз 139,9 35,7

Бразилия 33,3 8,5

КНР 3,1 0,8

Другие государства 14,2 3,6

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИМПОРТНОЙ КВОТЫ

НА ВВОЗ МЯСА ДОМАШНЕЙ ПТИЦЫ МЕЖДУ

ГОСУДАРСТВАМИ-ПОСТАВЩИКАМИ В 2004 ГОДУ

(введено Постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 N 724)

  • T———————————-¬

¦Государство (союз государств)¦Размер импортной квоты (тыс. тонн)¦

¦ ¦ на мясо домашней птицы ¦

¦ ¦ (код ТН ВЭД 0207) ¦

L——————————+————————————

США 771,9

Европейский союз, а также 205

Польша, Чехия, Венгрия,

Словакия, Словения, Литва,

Латвия, Эстония, Кипр, Мальта

Парагвай 5

Другие государства 68,1

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИМПОРТНОЙ КВОТЫ НА ВВОЗ МЯСА

ДОМАШНЕЙ ПТИЦЫ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ-ПОСТАВЩИКАМИ

В 2005 ГОДУ

(введено Постановлением Правительства РФ от 30.12.2004 N 880)

Государство (союз государств)

Размер импортной квоты

(тыс. тонн) на мясо домашней

птицы (код ТН ВЭД 0207)

США

Европейский союз

Парагвай

Другие государства

771,9

205

5

68,1

Приложение 2.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Принят

Государственной Думой

21 ноября 2003 года

Одобрен

Советом Федерации

26 ноября 2003 года

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 20. Нетарифное регулирование

Нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных статьями 21 — 24, 26 и 27 настоящего Федерального закона, при соблюдении указанных в них требований.

Статья 21. Количественные ограничения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в исключительных случаях

1. Импорт и экспорт товаров осуществляются без количественных ограничений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также иными положениями настоящего Федерального закона.

2. Правительство Российской Федерации в исключительных случаях может устанавливать:

1) временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством Российской Федерации;

2) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде, если необходимо:

  • а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;
  • б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара;
  • в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
  • г) снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
  • д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в Российской Федерации аналогичного товара является относительно незначительным.

3. Продовольственные и сельскохозяйственные товары для целей настоящей статьи определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 22. Недискриминационное применение количественных ограничений

1. В случае, если настоящим Федеральным законом допускается установление количественных ограничений экспорта и (или) импорта товара, такие ограничения применяются вне зависимости от страны происхождения товара, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

2. В случае, если при установлении количественных ограничений импорта товара проводится распределение долей импорта товара между заинтересованными иностранными государствами, принимается во внимание предыдущий импорт товара из таких государств.

3. Положения частей 1 и 2 настоящей статьи могут не применяться в отношении товара, происходящего из иностранного государства (групп государств), с которым у Российской Федерации нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам или группам государств.

4. Положения настоящей статьи не применяются к компенсационным мерам, указанным в статье 27 настоящего Федерального закона.

5. Положения частей 1 и 2 настоящей статьи не препятствуют соблюдению обязательств в соответствии с международными договорами Российской Федерации о приграничной торговле, таможенном союзе или зоне свободной торговли.

Статья 23. Распределение квоты

При принятии решения о введении квоты Правительство Российской Федерации определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.

Статья 24. Лицензирование в сфере внешней торговли товарами

1. Лицензирование в сфере внешней торговли товарами (далее — лицензирование) устанавливается в следующих случаях:

1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

2) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

3) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

4) выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

2. Основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, является лицензия, выдаваемая федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона.

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации.

3. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, формирует и ведет федеральный банк выданных лицензий. Порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 26. Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров

1. Право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

2. Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и (или) импорт которых предоставляется исключительное право, а также организации, которым предоставляется исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, определяются федеральными законами.

3. Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензии. Лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров выдаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона.

4. Сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, совершенные без лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, являются ничтожными.

5. Организации, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, совершают сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, основываясь на принципе недискриминации и руководствуясь только коммерческими соображениями.

Статья 27. Специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры

В соответствии с федеральным законом могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.