Идентефикация и фальсификация кожаной обуви

В последние несколько лет в России отмечается стабильный рост преступных посягательств экономической направленности, в том числе связанных с производством и сбытом товаров, являющихся фальсифицированными и (или) контрафактными.

Непродовольственные товары занимают значительный удельный вес в общем объеме оборота товаров, что определяется, с одной стороны, их широким ассортиментом, а с другой — необходимостью их использования в быту. Формирование рыночных отношений в России приводит к проявлению негативных явлений — обмана, обвеса, обсчета, продажи некачественных и фальсифицированных непродовольственных товаров[3, с.36].

Государство отстаивает права потребителей, заставляя продавцов, предпринимателей и производителей предлагать покупателю только качественную продукцию. Эти права потребителя закреплены в различных законодательных актах — Конституции Российской Федерации, Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовном, Гражданском кодексах Российской Федерации, Законе РФ «О защите прав потребителей» и других актах.

В списке наиболее значимых для жизнедеятельности человека предметов, обувь занимает одно из первых мест. Благодаря своим влагозащитным, теплозащитным и ударозащитным свойствам она оберегает ноги человека от неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды. Кроме этого, обладая эстетическими свойствами, обувь украшает людей, подчёркивает их социальный статус и стиль жизни. Во всём ассортименте обувных товаров, кожаная обувь занимает восемьдесят пять процентов. Ассортимент кожаной обуви характеризуется разнообразием моделей, фасонов, цветов, видов и материалов отделки, которые должны соответствовать потребностям человека [16, с.11].

Обувь относится к предметам первой необходимости и является товаром сложного ассортимента. Она выступает важным элементом современного художественно-организованного, гармоничного ансамбля одежды.

Возникновение обуви неразрывно связано с естественной потребностью защитить стопу от повреждений и неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды. Поэтому наиболее важной функцией обуви является защитная, утилитарная.

Утилитарная функция, призванная обеспечить условия для нормальной деятельности стопы, может рассматриваться с точки зрения необходимости предупреждения заболевания стоп (профилактическая обувь), восстановления утраченных функций стопы (ортопедическая обувь)[16, с.20].

Как элемент костюма обувь выполняет и эстетическую функцию, заключающуюся в создании определенного зрительного эффекта и психологического восприятия. Современное развитие обуви осуществляется во взаимосвязи этих двух функций.

20 стр., 9764 слов

Оценка качества обувных товаров

... товарам. Качество обуви играет большую роль и обувь обязательно должна отвечать комплексу требований. Основные требования – эргономические, гигиенические, физиологические, эстетические, эксплуатационные. Эргономические требования отражают способность обуви удовлетворять потребности человека ... на обувные материалы и обувь. Качество обуви является одним из важнейших факторов в определении уровня ...

Кожаной обуви принадлежит ведущая роль в производстве и потреблении. К ней относят обувь с верхом из натуральных, искусственных и синтетических кож, текстильных материалов, меха, а также комбинированных материалов. Кожаную обувь вырабатывают предприятия кожевенно-обувной промышленности.

Обувная промышленность является механизированной отраслью, в ней применяются даже полуавтоматические машины. Сейчас на рынке преобладает обувь импортного производства, а наши предприятия, к сожалению, не заявили о себе как фирменные производители обуви. Большая часть обуви – около 75 % — выпускается с верхом из натуральных кож, остальное количество приходится на ткань, искусственные и синтетические кожи, прочие материалы. Подошвы в обуви преобладают синтетические, и только около 8 % обуви выпускается на кожаной подошве [19].

Изделия из кожи являются товарами постоянного спроса, имеют большое значение для удовлетворения потребностей человека. Мотивы приобретения изделий из кожи различны и могут трактоваться как утилитарные, эстетические, профессиональные, по уровню престижности, традиционные.

Актуальность темы заключается в том, что обувь является товаром постоянного спроса и чаще всего попадает под экспертизу по причине подозрения на некачественную продукцию. На Российский обувной рынок попадает огромное количество фальсифицированного товара, что, безусловно, влияет на здоровье потребителей.

Цель данной курсовой работы: провести идентификацию и фальсификацию кожаной обуви.

Для достижения поставленной цели необходимо:

  • исследовать теоретические аспекты идентификации и фальсификации товаров;
  • представить обзор рынку кожаной обуви;
  • провести идентификацию и фальсификацию кожаной обуви.

Объектом исследования является кожаная обувь. Предметом исследования являются методы и виды идентификации и фальсификации кожаной обуви.

Курсовая работа состоит из введения, двух основных частей, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ФАЛЬСИФИКАЦИИ ТОВАРОВ

1.1 Идентификация: понятие, виды, методы

Идентификация (от лат. identificare — отождествлять).

В толковом словаре термин «идентификация» определяется как «отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо». При идентификации товаров выявляют соответствие испытуемых товаров аналогам (базовой модели, образцу) из однородной группы, характеризующимся той же совокупностью технологических показателей, или описанию товара на маркировке, в товарно-сопроводительных и нормативных документах и перечнях[5, с.6].

Идентификация товаров относится к важнейшим составным элементам системы качества на производстве и в сфере обращения. Основные положения по организации работ по идентификации и прослеживаемости установлены международными стандартами 150 серии 9000, а также рекомендациями « Система качества. Идентификация и прослеживаемость продукции на предприятии» ( Р 50-601-36-93).

На товарной стадии указанные элементы системы качества не менее важны, особенно когда это относится к идентификации и прослеживаемости товарных партий на этапах хранения и предреализационной подготовки товаров.

Идентификация — это установление соответствия характеристик товара, указанных на маркировке и в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям.

Управляющая функция регламентируется международными стандартами (МС) ИСО серии 9000«Управление качеством, обеспечение качества». В России они введены без изменений (ГОСТ ИСО 9000-2011)[4,с. 21].

Идентификация призвана выполнять несколько функций, которые представлены в рисунке 1.1.

Рис.1.1. Функции идентификации

Средствами идентификации являются нормативные (стандарты, ТУ и др.) и технические документы (чертежи и др.); маркировка и сопроводительные документы.

Методы идентификации:

  • сенсорный ( с помощью органов чувств человека);
  • лабораторные;
  • физические (измерение плотности, массы, деформации и др., изделий);
  • химические (применяют, для определения химического состава, содержания примесей);
  • микробиологические( идентификация на безопасность товара, при определении на обсемененности микроорганизмами);
  • тестовые методы ( определение степени безопасности по пределу чувствительности химической и биохимической реакции);
  • экспресс – методы (ускоренные методы установления подлинности товара, основанные на пределе чувствительности химической реакции)[16, с.29]

В соответствии с поставленными целями индентификационной экспертизы непродовольственных товаров идентификацию подразделяют на следующие виды, представленные в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Виды идентификации

Вид

Цель проведения

Потребительская

Проводится с целью установления возможности использования той или иной продукции или сырья.

Товарно-партионная

Один из наиболее сложных видом идентификации, в ходе которой устанавливается принадлежность представленного товара конкретной товарной партии.

Ассортиментная

Установление обмана потребителя за счет не соответствия товара его наименованию.

Качественная

Установление обмана потребителя за счет значительных отклонений характеристик качества товаров в худшую сторону, указанных на упаковке и в товарно-сопроводительных документах.

Сортовая

Установление обмана потребителя за счет реализации товара низкого качества под видом товара высокого качества.

Специальная

Установление отношения данного изделия к перечню запрещенных к реализации товаров, либо к товарам, имеющим те или иные ограничения.

Информационная

Выявление обмана потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре, к информационной идентификации товаров относятся нормативные документы, регламентирующие показатели качества, которые могут быть использованы для целей идентификации, а также технические документы, в том числе товарно-сопроводительные.

Количественная

Установление обмана потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, габарита, размера, роста, объема), превышающих предельно-допустимые нормы отклонений.

Стоимостная

Установление обмана потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене больших.

1.2 Фальсификация: понятие, виды, методы

Фальсификация ( от лат. falsifico — подделываю) — это действия, направленные на обман покупателя или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

Фальсификация приводит к ухудшению потребительских свойств товаров, недоверию к производителям и продавцам. Объекты фальсификации и идентификации одни и те же, так как фальсификация является одним из двух возможных результатов идентификации. При использовании термина «фальсифицированные товары» многие путают его с такими понятиями как «подделки-заменители» (суррогаты, имитаторы) и «дефектные товары» (получаемые из-за несовершенства технологии или низкой квалификации рабочих).

И это происходит не случайно, так как многие подделки-заменители и дефектные товары широко применяются с целью фальсификации натуральных продуктов, при этом получателю или потребителю либо умышленно не предоставляется необходимая информация, либо представляется искаженная.

Выделяют следующие виды фальсификации: ассортиментная (видовая), качественная, количественная, стоимостная, информационная, комплексная[16, с.36].

Каждый вид фальсификации имеет свои характерные способы подделки подлинных товаров, а при комплексной — сочетание различных двух, трех или всех пяти видов. Естественно, что при комплексной фальсификации необходимо устанавливать значимость каждого отдельного вида на подделку товара в целом.

Взаимосвязь характеристик товара с видами фальсификации представлена на рисунке 1.2.

Рис. 1.2.Взаимосвязь характеристик товара с видами фальсификации

При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной его замены другим сортом, видом или наименованием с сохранением сходства одного или нескольких признаков.

Для ассортиментной фальсификации той или иной группы товаров необходимы

  • наличие в продаже товаров других групп, близких по потребительским свойствам и некоторым показателям качества;
  • подразделение качества товара на сорта;
  • производство и реализация имитаторов данной группы товаров;
  • производство и реализация товаров, отличающиеся по показателям качества и наличию дефектов;
  • унификация упаковки, используемой для разных групп товаров;

— В зависимости от используемых средств фальсификации, схожести свойств заменителя и фальсифицируемого продукта различают следующие способы фальсификации: пересортица, замена высококачественного продукта низкоценным заменителем, имеющего сходные признаки, подмена натурального продукта имитатором[14, с. 45].