Специфика развития государственной гражданской службы в субъектах Российской Федерации

В последнее время вышло немало научных трудов, посвященных проблематике развития государственной гражданской службы. Специфику развития государственной гражданской службы рассматривали такие авторы, как Андрианов В.Д., Астемиров З.А., Балаев А.С., Божович Л.И., Бурон С.А., Вечканов Г.С., Глазьев С.И., Есипов В.В., Евдокимов Ф.И., Ковалев И.Н., Лексин В.Н., Ткачев В.Н. и другие, что избавляет от необходимости в деталях излагать весь процесс развития госслужбы, рассматривать различные периоды и этапы этого длинного пути, однако, специфике развития государственной службы в субъектах РФ современными авторами уделяется мало внимания, что обуславливает актуальность темы настоящей работы. Также удалось исследовать специфику развития государственной службы на примере некоторых субъектов России, а также рассмотреть специфику развития государственной гражданской службы в Хабаровском крае.

государственная гражданская служба

Цель работы состоит в рассмотрении специфики развития государственной гражданской службы в субъектах РФ.

Задачи работы:

1. Рассмотреть становление и развитие института государственной гражданской службы в РФ.

2. Описать этапы реформирования государственной гражданской службы.

. Рассмотреть государственную службу субъектов РФ на современном этапе.

4. Провести иследование специфики современного развития государственной гражданской службы в отдельных субъектах РФ.

5. Описать развитие института государственной гражданской службы в Хабаровском крае.

Объект исследования, Теоретическую основу, Методология исследования, Эмпирической базой, Практическая значимость, Структура исследования:

1. Особенности развития государственной гражданской службы

1.1 Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации в системе государственной службы Российской Федерации

Государственная гражданская служба Российской Федерации (гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

4 стр., 1895 слов

ДОГОВОР ПОДРЯДА В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

... 1. Агаджанян А.С. Правовое регулирование договора подряда в Российской Федерации /А.С.Агаджанян// Пробелы в российском законодательстве. - 2017. - № 3. - С. 94-96. 2. Айдинова А.Д. Договор подряда: проблема и пути ... Собрание законодательства Российской Федерации. -1994. - № 32. - Ст. 3301. 5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных ...

Таким образом, политические руководители непосредственно исполняют полномочия государственных органов, а гражданские служащие в основном обеспечивают это их исполнение.

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на:

·федеральную государственную гражданскую службу (федеральная гражданская служба);

·государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (гражданская служба субъектов Российской Федерации).

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Законы субъектов Федерации о государственной службе в основном используют тот понятийный ряд, который предложен Федеральным Законодательством. В некоторых субъектах основополагающие понятия уточнены или адаптированы к особенностям организации государственной службы в субъекте Федерации.

К наиболее типичным отступлениям от федеральных правовых основ государственной службы в актах субъектов Российской Федерации можно отнести:

·закрепление собственных классификаций и наименований государственных должностей;

·отнесение к государственным служащим лиц, не являющихся в соответствии с Федеральным законом государственными служащими (руководителей субъектов Федерации, служащих органов местного самоуправления и т.д.);

·расширение перечня видов дисциплинарных взысканий, исчерпывающе закрепленного Федеральным законом;

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой субъекта, осуществляется:

·Конституцией Российской Федерации;

·Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»;

·Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;

2 стр., 990 слов

Толкование гражданских законов по субъекту и по объему. Способы ...

... толкованию. Применение гражданского законодательства ... Российской Федерации не допускается, но и по самому существу дела. В зависимости от объема толкования Буквальное; Ограничительное; Расширительное толкование. 1. Буквальное толкование ограничительное толкование. ... толкования гражданско-правовых норм. В зависимости от субъекта Аутентическое (аутентичное); Легальное; Судебное; Научное толкование. ...

·указами Президента Российской Федерации;

·постановлениями Правительства Российской Федерации;

·Уставами/Конституциями, законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъектов.

Принципами гражданской службы являются:

·приоритет прав и свобод человека и гражданина;

·единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

·равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

·стабильность гражданской службы;

·доступность информации о гражданской службе;

·взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

·защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в государственных органах субъекта, учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей, составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта, являющиеся соответствующими разделами реестра должностей государственной гражданской службы субъекта.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации составляется с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

На гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям, установленным законом «О государственной гражданской службе РФ». Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 65 лет. Замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 65 лет — предельного возраста пребывания на гражданской службе — не допускается.

2 стр., 887 слов

Медицинская служба гражданской обороны

... рассредоточиваемого и эвакуируемого населения. В субъектах Российской Федерации, городах, городских районах и сельских округах медицинская служба гражданской обороны создается по решениям соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а в организациях ...

Поступление гражданина на гражданскую службу или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется, как правило, по результатам конкурса.

Формирование кадрового состава государственной гражданской службы субъекта РФ должно обеспечиваться созданием кадровых резервов субъекта РФ и государственных органов субъекта, а также эффективным использованием этих резервов.

Обязательства в вопросах финансирования деятельности органов службы возлагается на средства бюджетов в соответствующих субъектах РФ, поскольку именно они являются нанимателями на должности. Конституция РФ в ст.72 говорит, о кадрах всех органов (правоохранительных, судебных, адвокатских и нотариальных), которыми РФ располагает совместно со своими субъектами.

Таким образом, государственная служба — это организационно-функциональная основа государства. Данной службе принадлежит исключительная роль в осуществлении его задач и функций. Государственная служба во многом определяет природу государства, качество его работы и ценность для граждан страны.

1.2 Полномочия субъектов Российской Федерации по организации государственной гражданской службы

Стабилизация социально-экономического положения регионов России, обеспечение их дальнейшего развития обусловливают необходимость совершенствования государственной службы субъектов РФ как механизма государственно-регионального управления. Именно в деятельности государственных служащих субъектов РФ воплощены задачи и функции государственного управления на региональном уровне, кроется секрет его эффективности и неудач.

Вопросы правового регулирования и организации государственной службы в субъектах РФ регулируются законодательно. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация — в ведении субъекта Российской Федерации.

Поскольку правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта является предметом совместного ведения, субъекты Федерации обязаны учитывать положения, установленные федеральным законодательством. В случае, если отдельные государственно-служебные отношения остаются неурегулированными или недостаточно подробно регулируются на федеральном уровне, субъекты Федерации вправе принимать собственные нормативные правовые акты.

Важно то, что законодатель разграничил понятия «правовое регулирование» и «организация» государственной службы. Этим было сказано, что правовая база государственной службы в регионах не должна противоречить общероссийскому законодательству о государственной службе, так как раньше эти противоречия были. Вопросы организации региональной государственной службы — ее организационной структуры, названия, штатного расписания, денежного содержания чиновников, дополнительных социальных гарантий — это прерогатива местных властей. Таким способом было упрочено единство системы государственной службы России как федеративного государства.

2 стр., 816 слов

Государственный гражданский служащий и его социально-правовой статус

... социально-правового статуса государственного гражданского служащего и его структурные элементы 1.1. Гражданство Согласно определению дефинитивной нормы гражданский служащий - это физическое лицо, обладающее гражданством Российской Федерации, назначенное в установленном нормативными актами порядке на должность гражданской службы и возмездно ...

Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ — это разветвленная система правовых норм. В рамках федерального и регионального законодательства о государственной службе нашли отражение нормы, связанные с правовым регулированием в трех сферах:

·определение правовых основ государственной гражданской службы субъекта РФ;

·определение правового положения (статуса) государственных гражданских служащих субъекта РФ;

·определение норм, регулирующих прохождение государственной гражданской службы субъекта РФ.

В состав правовых основ государственной гражданской службы субъектов РФ входят следующие элементы:

·принципы построения и функционирования государственной гражданской службы субъекта РФ;

·учреждение должностей гражданской службы;

·классификация должностей гражданской службы;

·утверждение реестра должностей государственной гражданской службы субъекта РФ;

·установление квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы субъекта РФ;

·порядок присвоения классных чинов гражданским служащим;

·порядок ведения личных дел и реестров гражданских служащих;

·осуществление финансирования государственной гражданской службы РФ.

Правовое положение (статус) государственных гражданских служащих субъекта РФ включает:

·права гражданского служащего субъекта РФ;

·обязанности гражданского служащего субъекта РФ;

·ограничения, связанные с прохождением гражданской службы субъекта РФ;

·запреты, связанные с прохождением гражданской службы субъекта РФ;

·правила служебного повеления гражданского служащего субъекта РФ;

·порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров;

·государственные гарантии для гражданского служащего субъекта РФ;

·ответственность гражданского служащего субъекта РФ.

Нормы, регулирующие прохождение государственной гражданской службы субъекта РФ:

5 стр., 2204 слов

Альтернативная гражданская служба (2)

... заводы) — 18 месяцев, также с двумя отпусками. Список видов работ, должностей, профессий, на которых предусматривается прохождение гражданской альтернативной службы, утвержден Приказом Минздравсоцразвития от 15.02.2011 за № 135-н. ... принимали участие 7 федеральных органов исполнительной власти и 67 органов исполнительной власти субъектов РФ. Роструд получил заявки на более чем 5 700 вакансий по ...

·конкурсный отбор и назначение на должность гражданского служащего субъекта РФ;

·квалификационный экзамен и присвоение классного чина гражданскому служащему субъекта РФ;

·аттестация гражданского служащего субъекта РФ;

·включение в кадровый резерв;

·прекращение гражданской службы.

Итак, правовое регулирование государственной службы — это создание базовых условий, «правил игры» в системе государственного управления. Эти правила являются основанием для процесса организации государственной службы.

Организация государственной гражданской службы субъекта РФ находится в ведении субъекта РФ и представляет собой формирование системы государственной гражданской службы субъекта РФ на основе законодательно определенных принципов и подходов.

В организацию государственной гражданской службы субъекта РФ входят следующие основные элементы:

·формирование структуры органов государственного управления и государственной службы субъекта РФ;

·формирование системы управления государственной гражданской службой субъекта РФ;

·определение задач и функций гражданских служащих субъекта РФ и разработка должностных регламентов;

·определение дополнительных квалификационных требований к должностям гражданской службы субъекта РФ;

·разработка штатного расписания органа государственной власти субъекта РФ;

·формирование кадрового состава и отбор кадров на государственную гражданскую службу субъекта РФ;

·определение технологий и способов проведения дополнительного профессионального образования гражданских служащих;

·определение технологий и способов обеспечения должностного роста и ротации кадров на гражданской службе субъекта РФ;

·ведение личных дел и Реестра государственных гражданских служащих субъекта РФ;

·определение дополнительных государственных социальных гарантий гражданским служащим субъекта РФ;

·определение поощрений и награждений за гражданскую службу;

·определение порядка финансирования государственной гражданской службы субъекта РФ и размеров денежного содержания гражданским служащим.

6 стр., 2811 слов

«Гражданская оборона»

... быть оказана медицинским учреждениям и медицинской службе гражданской обороны в поддержании нормальных санитарно-бытовых условий в местах временного расселения (в палаточных городках, антисейсмических зданиях) пострадавшего в результате землетрясения населения. Надо способствовать ...

Таким образом, были рассмотрены полномочия субъектов Российской Федерации по организации государственной гражданской службы. Перечисленные организационные моменты, связанные с региональной государственной службой, находятся в исключительном ведении субъекта РФ. Контроль за соблюдением этих правовых и организационных норм возлагается на полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

2. Анализ развития государственной гражданской службы Хабаровского края

2.1 Особенности организации поступления и прохождения государственной гражданской службы в Хабаровском крае

Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу в органы исполнительной власти Хабаровского края основаны на общих принципах законодательства о государственной гражданской службе.

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен специальный перечень обстоятельств, по которым гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу. К таким обстоятельствам относятся:

·признание гражданина решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

·осуждение гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном законом порядке судимости;

·отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

·наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

·близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

·выход из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

·представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

·непредставление установленных настоящим Федеральным законом сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

·признание гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

6 стр., 2806 слов

Понятие, содержание и значение принципа разумного срока в гражданском ...

... сроках правовая категория «разумный срок судопроизводства» не соотносится с системой процессуальных сроков и противоречит целям и задачам арбитражного процессуального и гражданского ... РАЗУМНОГО СРОКА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ПРАВЕ Понятие, содержание и значение принципа разумного срока в гражданском процессуальном праве Российской Федерации Разумный срок в гражданском ... или государственного органа ...

Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением вышеперечисленных, устанавливаются федеральными законами.

Поступление гражданина на государственную гражданскую службу осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом. Порядок проведения конкурсов определяется Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Поступление на государственную гражданскую службу Хабаровского края осуществляется в соответствии с постановлением Губернатора края от 04.08.2016 № 86 «Об организационно-методическом обеспечении проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Хабаровского края и на включение в кадровый резерв для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Хабаровского края в органах исполнительной власти Хабаровского края, структурных подразделениях.

Перечень документов, представляемых гражданином Российской Федерации, не являющимся государственным гражданским служащим:

·личное заявление (заполняется при сдаче документов на конкурс);

·собственноручно заполненная и подписанная анкета, форма которой утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2005 г. № 667-р, с приложением фотографии (3 х 4);

·копия паспорта или заменяющего его документа (должны быть откопированы все заполненные страницы).

Соответствующий документ предъявляется лично при подаче документов и по прибытии на конкурс;

·документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж (опыт) работы и квалификацию:

·копия трудовой книжки (иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность), заверенная нотариально или кадровой службой по месту работы,

·копии документов об образовании и о квалификации (с приложениями), о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы;

·документ об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению (медицинская справка формы № 001-ГС/у, выданная лечебным учреждением, имеющим соответствующую лицензию);

·документы воинского учета — для граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу (копия удостоверения гражданина, подлежащего призыву, либо военного билета, либо удостоверения личности офицера запаса) (должны быть откопированы все заполненные страницы);

9 стр., 4013 слов

Аттестация государственных гражданских служащих

... персонала, анализ эффективности их применения в сфере государственной службы Глава 1. Аттестация как форма оценки профессиональной деятельности государственных гражданских служащих аттестация государственный гражданский служащий Правовой институт аттестации государственных, муниципальных служащих тесно связан с другими правовыми институтами, ...

·ИНН, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования предъявляются лично при сдаче документов на конкурс.

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, подает заявление на имя представителя нанимателя.

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в ином государственном органе, представляет в этот государственный орган заявление на имя представителя нанимателя и собственноручно заполненную, подписанную и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, анкету с приложением фотографии. Форма анкеты утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2005 г. № 667-р.

При сдаче документов на конкурс гражданин (гражданский служащий) предъявляют лично оригиналы:

·паспорта или заменяющего его документа,

·свидетельства ИНН,

·страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования,

·документов воинского учета — для граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу (удостоверение гражданина, подлежащего призыву, либо военный билет, либо удостоверение личности офицера запаса).

Несвоевременное представление документов, представление их в неполном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину в их приеме.

Таким образом, для прохождения и поступления на гражданскую службу гражданину необходимо соблюсти все вышеперечисленные требования.

2.2 Анализ управления государственной гражданской службой в Хабаровском крае

В Хабаровском крае, в сравнении с другими территориями Дальнего Востока, складываются в настоящее время достаточно комфортные условия для повышения транспарентности, прогнозируемости деятельности государственных органов власти края, минимизируются экономические, социальные и политические риски.

Не в последнюю очередь это связано с существующей нормативной правовой базой, которая отличается относительной стабильностью, непротиворечивостью.

Органом по управлению государственной гражданской службы в Хабаровском крае является Правительство Хабаровского края и его подразделения. Например, на Официальном сайте Правительства Хабаровского края регулярно выдвигаются требования в замещении вакантной должности или на включение в кадровый резерв для замещения вакантной должности.

Анализ кадровой открытости свидетельствует о том, что здесь также происходят существенные изменения. Например, работа в территориальных структурах федеральных органов власти стала более доступна для молодежи. Одновременно с этим в органах государственного управления края каждый четвертый имеет пенсионный и предпенсионный возраст. Чем выше возраст государственного служащего, тем выше вероятность, что он займет должность категории «руководители». Чиновники с опытом работы, в возрасте 50 — 59 лет доминируют на руководящих должностях в органах власти края. Феминизированными остаются должности категории «специалисты», руководящие посты занимают преимущественно мужчины, на две трети вакантные места региональных органов власти восполняются за счет внутренних трудовых ресурсов. С одной стороны, гипотеза о кадровой закрытости органов власти края номинально верифицирована: только 35% должностей замещаются по результатам внешнего конкурса. С другой, установленное соотношение 2: 1 инсайдеров и аутсайдеров может идентифицироваться как соответствующее положительным показателям по шкале «веберианизации» государственной службы, поскольку свидетельствует об отлаженной работе лифтов, обеспечивающих внутриорганизационную социальную мобильность.

Существующий кадровый потенциал органов власти во многом определяет качество услуг, оказываемых населению. В связи с этим не последнее значение имеет профессионально-компетентностный потенциал государственных чиновников, ориентированный на выполнение современных задач управленческой деятельности. В настоящее время государственные служащие края получают дополнительное профессиональное образование по самым разнообразным направлениям деятельности, позволяющее следить за изменениями законодательства, внедрять современные компьютерные технологии в работе с населением, упрощать многочисленные административные процедуры.

Несмотря на существование формальной общеобязательности принимаемых правовых актов и развитую систему органов власти, призванных обеспечить функционирование каналов транспарентности, уровень оценок жителями края главной характеристики открытости органов государственного управления, верховенства закона, остается стабильно низким. По статистике только одному из десяти опрошенных, обратившихся в какие-либо правовые инстанции, в полной мере удалось добиться положительного результата, а права каждого пятого обратившегося так и не были восстановлены.

Основными причинами нарушения прав человека в Хабаровском крае согласно результатам исследования являются слабый уровень знания населением законов, своих прав (41,8%), коррупция во властных структурах (37,7%), коррупция в правоохранительных органах (36,2%), несовершенство законодательства (25,9%), бюрократический аппарат (23,6%).

Неслучайно в связи с этим исследования фиксируют крайне низкий уровень доверия населения к институтам власти.

Функционирование сервисной открытости также демонстрирует определенные противоречия между условиями, созданными для исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими в интересах населения, и качеством оказываемых услуг. В профессиональной деятельности чиновников доминируют сугубо канцелярские, бюрократические модели: в своей деятельности они, прежде всего, занимаются в основном подготовкой всевозможной отчетной и справочной документации, а не работой с населением.

Исследование показало, что 57% опрошенных чиновников занимаются оформлением отчетной документации, 36% обязаны постоянно готовиться к совещаниям и заседаниям. При этом, подавляющее большинство из них (72%) уверены в том, что государственные служащие профессионально готовы сегодня оказывать государственные услуги в соответствии с четко определенными стандартами.

В итоге тезис о том, что власть должна стать социально ориентированной, то есть, прежде всего, защищать интересы граждан, является в настоящее время во многом еще модельной установкой. В реальности многие служащие вынуждены отдавать приоритет интересам своего ведомства и вышестоящего начальства.

Результаты проведенного комплексного анализа позволяют констатировать, что, в целом, предпосылки для функционирования открытой системы государственного управления созданы. На реформирование государственной службы, приведение её к общемировым стандартам выделяются значительные денежные ресурсы. Государственные служащие достаточно защищены в социальном и материальном отношении для того, чтобы исполнять должностные обязанности в строгом соответствии с законом в интересах общества и государства. Техническая организация СМИ позволяет освещать любую общественно значимую информацию на территорию всего края.

3. Тенденции развития государственной гражданской службы субъектов Российской федерации

3.1 Проблемы развития государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации

Основной проблемой государственной гражданской службы в России является недоверие граждан к профессиональной деятельности самих государственных гражданских служащих. Принцип недоверия к государственной власти накапливался в подсознании общества и стал уже определенной частью менталитета российского человека. Институт общественного мнения является одним из самых важных факторов приверженности принципам демократии и реализации воли населения, так как он является связующим элементом между властью и народом, гражданским обществом и государством. Народ, оценивая деятельность государственных органов и государственных служащих, выступает негативное восприятие общества касаемо государственных гражданских служащих в большей степени обусловлено следующими факторами:

·высокий уровень коррумпированности государственных гражданских служащих;

·некомпетентность отдельных кадров, находящихся в постоянном взаимодействии с гражданами;

·халатность государственных гражданских служащих;

·несоблюдение ограничений, установленных для государственных гражданских служащих;

·совершение поступков, порочащих честь и достоинство государственного гражданского служащего;

·проявление некорректности в обращении с гражданами;

·использование служебного положения в личных интересах;

·чувство вседозволенности и безнаказанности за проступки у государственных гражданских служащих.

·низкий уровень мотивации государственных гражданских служащих и ориентацией не на качество трудовой деятельности, а на получение властных полномочий, определенного социального статуса, материального благополучия и социальных гарантий посредством формирования имиджа и всего облика власти.

Все вышеперечисленные проблемы непосредственно связаны и в одинаковой степени препятствуют развитию демократического и социального государства.

Следующая проблема, которую хотелось бы осветить — это проблема излишней бюрократизации государственных гражданских органов власти в России. Данная проблема является одной из самых серьезных, т.к. государственная гражданская служба должна реализовываться оперативно и учитывать современные реалии. Однако, при излишней бюрократизации, происходит замедление процесса принятия управленческих решений и их реализация, что непосредственно сказывается на эффективности самой государственной гражданской службы. Отсутствие порядка и оперативности принятия решений, высокая загруженность государственных служащих бумажной волокитой стало «нормой» в некоторых структурах государственного аппарата. В связи с этим, необходимо разработать комплекс мер, направленных на повышение уровня оперативности государственных органов.

Следующая проблема государственной гражданской службы в России — это низкая информированность населения о результатах деятельности государственных служащих. Сразу необходимо отметить, что в последнее время предпринимаются различные меры по повышению уровня осведомленности граждан касаемо деятельности государственных гражданских служащих. В большей степени это происходит путем освещения данных через средства массовой информации, путем использования интернет сайтов и социальных сетей.

Далее рассмотрим проблему также очень важную проблему, которая связана с существованием коррупции в государственной гражданской службе РФ. Коррупция представляет собой социальную угрозу, так как она непосредственно или опосредованно влияет на общественные ценности, нравственные и государственные устои, подрывая веру в справедливость принимаемых государственных решений. Опасность коррупции заключается в том, что за принимаемыми решениями гражданских служащих стоит практическая деятельность, которая не всегда может иметь для общества и государства позитивный характер. Коррупция снижает эффективность экономической политики и побуждает частный бизнес действовать в теневом секторе, нарушая налоговое, административное и уголовное законодательство. В то же время фактором, способствующим развитию коррупции, является сложная система государственного управления, где взятки в некоторых случаях считаются действенным средством принятия управленческих решений. С целью противодействия коррупции Президентом Российской Федерации были приняты следующие нормативные правовые акты — указы: Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 (ред. от 15.07.2015)»О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; Указ Президента РФ от 21.07.2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»; Указ Президента РФ от 13.03.2012 N 297 (ред. от 19.03.2013)»О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 — 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» и др.

В результате сложившаяся в настоящее время ситуация характеризуется возрастающим недостатком квалифицированных кадров, способных долговременно и эффективно осуществлять служебную деятельность. Особенно ощутима нехватка молодых специалистов, ориентированных на многолетнее прохождение государственной службы. Краткосрочные карьерные устремления порождают нестабильность системы исполнения государственных полномочий и коррупцию. Причины указанных проблем кроются не столько в необходимости совершенствования законодательства, сколько в правильном и качественном его исполнении с использованием новых, более эффективных подходов в управлении персоналом.

Таким образом, существует множество проблем, связанных с осуществлением государственной гражданской службы. Для их решения принимаются необходимые меры со стороны государства, в то же время сами государственные служащие должны стремиться к наиболее открытому, правильному, не противоречащему закону, ведению государственной службы, чтобы население стало более доверчивым и инициативным в решении своих проблем с помощью услуг, предоставляемых государством.

3.2 Мероприятия по оптимизации развития государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации

Одним из приоритетных направлений в деятельности органов государственной власти является дальнейшее развитие системы государственной службы Российской Федерации, повышение результативности и эффективности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.

В связи с существующими проблемами в сфере управления государственной службой, Президентом Российской Федерации был издан указ о федеральной программе «Развитие государственной службы Российской Федерации (2015-2018 годы)» и плане мероприятий по развитию государственной службы Российской Федерации (2015-2018 годы).

В рамках данной программы основными направлениями развития государственной службы Российской Федерации являются:

·внедрение современных принципов организации государственной службы;

·формирование новой системы квалификационных требований к должностям государственной службы;

·повышение качества отбора для замещения должностей государственной службы;

·внедрение комплексной оценки государственных служащих Российской Федерации;

·обеспечение непрерывного профессионального развития государственных служащих;

·развитие многофакторной системы мотивации государственных служащих;

·внедрение антикоррупционных кадровых технологий на государственной службе;

·обеспечение открытости государственной службы, в том числе посредством повышения качества

·предоставления государственных услуг, расширения общественного участия.

Также существует Государственная программа Хабаровского края «Содействие развитию местного самоуправления в Хабаровском крае», утверждённая постановлением Правительства Хабаровского края от 27.12.2013 № 464-пр «Об утверждении государственной программы Хабаровского края «Содействие развитию местного самоуправления в Хабаровском крае»

Цель программы: создание условий для устойчивого развития местного самоуправления в крае.

·повышение эффективности и результативности муниципального управления в крае;

·повышение качества планирования и прогнозирования социально-экономического развития муниципальных образований в крае;

·повышение кадрового потенциала органов местного самоуправления за счет увеличения количества муниципальных образований, принявших программы, направленные на развитие муниципальной службы, до 150 единиц;

·повышение удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления края;

·снижение разобщенности органов местного самоуправления и населения;

·увеличение доли внебюджетного финансирования, привлекаемого для решения вопросов местного значения, до 10 процентов.

Основные мероприятия Программы:

·стимулирование органов местного самоуправления к повышению эффективности деятельности;

·развитие кадрового потенциала органов местного самоуправления;

·вовлечение населения в осуществление местного самоуправления;

·исследование территориальной организации местного самоуправления в крае, совершенствование организационно-территориального устройства местного самоуправления в крае

·содействие развитию территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях края

Наиболее яркая проблема настоящего времени — коррупция. С целью недопущения коррупционного поведения гражданских служащих целесообразно предложить представителям нанимателя-руководителям государственных органов, лицам, замещающих государственные должности, организовать проведение занятий для гражданских служащих по вопросам противодействия коррупции с использованием обучающих интерактивных технологий, таких как:

·дискуссии;

·разбор конкретных ситуаций;

·психологические и иные тренинги;

·групповые дискуссии;

·встречи с представителями государственных и общественных организаций;

·мастер-классы экспертов и специалистов.

Эти занятия следует проводить без отрыва от служебной деятельности государственных гражданских служащих с привлечением в качестве руководителей независимых экспертов — представителей научных и образовательных организаций, приглашаемых органом управления государственной службой по запросу представителя нанимателя и специалистов в сфере гражданской службы.

Обучающие занятия будут способствовать обеспечению выполнения гражданскими служащими норм антикоррупционного поведения.

Как одну из дополнительных мер дальнейшего развития государственной гражданской службы предлагается установление в качестве обязательной нормы принятие присяги при поступлении на службу.

Присягу принимают лица, замещающие государственные должности: Президент Российской Федерации, судьи, Уполномоченные по правам человека в Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Федерации, а также государственные служащие военной и правоохранительной служб и многие другие должностные лица.

В зарубежных странах, таких как ФРГ, республики Армения, Беларусь, Таджикистан, Кыргызская Республика и другие, гражданские служащие присягают на верность народу.

Итак, установление присяги как торжественного обещания гражданского служащего соблюдать верность своему народу, государству, поступать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством будет служить постоянным напоминанием государственному гражданскому служащему Российской Федерации об его обязательствах перед обществом и о служении народу.

Низкая информированность населения о результатах деятельности государственных служащих предполагает решение следующих задач:

·анализ реализуемых в обществе имеющихся коммуникативных каналов, технологий и средств взаимодействия граждан и государственных гражданских служащих;

·активное внедрение современных механизмов и технологий коммуникации.

Таким образом, понятие «государственная гражданская служба» больше не будет ассоциироваться у населения с халатностью, некомпетентностью и коррумпированностью, а эффективная работа государственных гражданских служащих станет привычным положением дел и престанет вызывать недоверие со стороны гражданского общества. Необходимо отметить, что данный процесс может занять определенный промежуток времени, т.к. необходимо всесторонне прогнозировать реализуемые меры, однако, в конечном итоге они принесут неоценимую пользу государству и обществу.

Заключение

Государственная служба развивается на двух уровнях: Федеральном и Субъекта Федерации. При этом законодательная база, регламентирующая деятельность государственного служащего на уровне Федерации и Субъекта Федерации, может корректироваться в зависимости от потребностей региона, но при этом очень важно, чтобы принятый на уровне Субъекта Федерации закон или другой законодательный акт не противоречил основному закону.

Основные права и обязанности государственного служащего четко прописаны в статьях 14 и 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Таким образом, система гражданской службы субъектов Федерации должна строиться на балансе двух начал — унитарного и федеративного, крайне необходимых для успешного функционирования большого по территории и многонационального по составу российского государства. Пути оптимизации гражданской службы субъектов Федерации, судя по всему, должны разворачиваться по двум основным направлениям. Одно призвано решать общие проблемы совершенствования гражданской службы всех субъектов Федерации, а также ее взаимодействия с федеральной гражданской службой. Другое — уделить больше внимания специфическим вопросам становления гражданской службы отдельных (конкретных) субъектов Федерации и ее взаимодействия с муниципальной службой.

Государственная служба играет активную роль в достижении предусмотренный Конституцией РФ целей и решении конституционных задач. Она несет основную долю ответственности за сохранение демократической стабильности и соблюдения принципов правового государства, за обеспечение прав и свобод граждан. Государственная служба обязана претворять в жизнь определяемую демократическим путем волю государства.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/gosudarstvennaya-grajdanskaya-slujba-subyektov-rossiyskoy-federatsii/

1.Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (последняя редакция): [Принят Гос. Думой 7 июля 2004г.]. — М.

2.О государственной гражданской службе Хабаровского края (с изменениями на 3 февраля 2016 года) [Текст]: федер. закон: [Принят Законодательной думой Хаб. края 29 июня 2005 г.]. — Хаб.

.Абрамов, Ю.А. Опыт государственного управления: Государственная служба / Ю.А. Абрамов. — М.: ВУЗ, 2013. — 406 с.

.Агапова, Т.А. Муниципальные системы управления: правовые вопросы социальной безопасности / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. — М. Дело и сервис, 2015. — 416 с.

.Анчишкин, А.И. Опыт государственного управления: проблемы реализации законодательной концепции / А.И. Анчишкин. — М.: Знание, 2013. — 345 с.

.Астемиров, З.А. Государственное управление (теоретическое введение в изучение спецкурса) / З.А. Астемиров. — М.: Кнорус, 2013. — 534 с.

.Бартенев, С.А. Управление персоналом государственной службы/ С.А. Бартенев. — 2 — е изд., перераб. и доп. — М.: Магистр, 2015. — 386 с.

.Божович, Л.И. Муниципальные системы управления / Л.И. Божович. — М.: Инфра-М, 2012. — 241 с.

.Браун, М. Опыт государственного управления: основы теории и организации / М. Браун. — М.: Инфра — М, 2015. — 340 с.

.Бухвальд, Е.М. Реформирование государственной гражданской службы в Хабаровском крае / ред.Е.М. Бухвальд. — 2 — е изд., перераб. и доп. — Владивосток.: Дальнаука, 2015. — 426 с.

.Вечканов, Г.С., Вечканова, Г.Р. Развитие государственной гражданской службы (специальная литература) / Г.С. Вечканов. — СПб.: изд — во «Лань», 2014. — 430 с.

.Горный, М.Б. Развитие государственной гражданской службы в РФ/ М.Б. Горный [и др.]. — М.: Знание, 2015. — 400 с.

.Государственная служба / Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. — 2-е изд. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013. — 323 с.

.Мэнсфилд, Э. Государственная служба в Российской Федерации / Э. Мэнсфилд. — М.: Знание, 2015. — 410 с.

.Самаруха В.И. Административно-государственное управление / Федеральное агентство по образованию, Байкальский гос. ун-т экономики и права, Совет молодых ученых и аспирантов БГУЭП, Иркутское отд-ние Вольного экономического о-ва; [под ред.В.И. Самарухи] — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. — 109 с.

.Синецкий, Б.И. Развитие государственной гражданской службы / Б.И. Синецкий. — М.: Юристъ, 2015. — 659 с.

.Сперанский, К.К. Зарубежный опыт управления государственной службой и российская практика / К.К. Сперанский. — М.: Кнорус, 2013. — 312 с.

.Сурин, А.И. Развитие государственной гражданской службы / А.И. Сурин. — М.: Кнорс, 2015. — 300с.

.Ткачев, В.Н. Развитие государственной гражданской службы в России/ В.Н. Ткачев. — М.: Инфра-М, 2013. — 290 с.

.Шагиева, И.Т. Административно-государственное управление в РФ [Текст] / И.Т. Шагиева // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С.302-304.