Государственная собственность как объект управления (2)

Понятие государственной собственности

Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ ст. 294, 296.

Находящееся в государственной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами — предприятиями и учреждениями — на ограниченных, но вполне самостоятельных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Это «распределенное» государственное имущество составляет базу для участия этих организаций в обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов государства, ибо предприятия и учреждения как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредившего их собственника-государства — этим имуществом они отвечают по собственным долгам перед кредиторами.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

1.1 Объекты, относящиеся к федеральной собственности

Объекты, составляющие основу национального богатства страны:

  • Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации.
  • Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).

  • Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач:

4 стр., 1770 слов

Правовой статус государственных и муниципальных предприятий

... концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. № 1024.; Артеменков, С. Правовой статус государственных и муниципальных предприятий; Ершова ... собственности, они создаются как унитарные предприятия, а другие коммерческие организации признаются корпоративными по форме своего устройства. Имущество государственных и муниципальных предприятий ...

  • Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации;
  • золотой запас, алмазный и валютный фонды).

— Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

— Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.

  • Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.
  • Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.
  • Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны.
  • Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.
  • Предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации.[2]

Объекты оборонного производства:

— Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях — независимо от доли военных заказов.

  • Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства:

  • Предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации).

  • Предприятия топливно-энергетического комплекса.
  • Предприятия и объекты электроэнергетики
  • Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации.

Федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации.

12 стр., 5901 слов

Собственность Российской Федерации за рубежом

... аспекты процесса управления российской собственностью за рубежом; проанализировать систему обеспечения процесса управления госсобственостью РФ за рубежом; разработать предложения повышения эффективности управления российской федеральной собственностью за рубежом. Объектом исследования является управление российской федеральной зарубежной собственностью. Предметом исследования являются ...

  • Предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.

— Государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.

Прочие объекты:

  • Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов.
  • Предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.

2. Виды и формы государственной собственности РФ

К собственности государства Российской Федерации относятся:

  • состоящие в основе богатства нации объекты, такие как объекты историко-культурного наследия и природного, художественные ценности и объекты природы, природные ресурсы, территориальные воды, ресурсы континентального шельфа;
  • объекты, которые служат обеспечением функционирования органов федеральной власти, решением и управлением общих задач России — казна государства Российской Федерации, разные войска и принадлежащее вооруженным силам имущество, предприятия, республиканские средства бюджета РФ, пенсионный фонд, фонды социального страхования и другие внебюджетные, золотые запасы, валютный и алмазный фонды Российской Федерации и др.;
  • оборонные объекты;
  • объекты, обеспечивающие в целом жизнедеятельность отраслей народного хозяйства, а также его других отраслей;
  • автомобильные дороги федерального назначения, принадлежащие общему пользованию, а также обслуживающие эти дороги предприятия.

Такие как телевизионные и радиопередающие центры, предприятия связи, конные и племенные совхозы и заводы, семенные инспекции, лаборатории, сортоиспытыющие сельскохозяйственные культуры;

  • прочие объекты — предприятия направленные на фармацевтическую промышленность, медико-биологическое производство препаратов, предприятия, производимые ликероводочную и спиртовую продукцию.

В Российской Федерации государственная собственность различается по трем уровням:

  • собственность федеральная означает собственность в целом;
  • собственность субъектов Российской федерации, то есть республик, областей, автономных областей и округов, краев и федеральных городов.

* собственность муниципальная обозначает владение и пользование собственностью на уровне отдельных городов, округов, сел и др. Москва и Санкт-Петербург не относятся к муниципальному праву собственности, они являются субъектами федерации.

Главными органами, которые располагают правами в управлении и распоряжении объектов собственности государства Российской Федерации, являются губернаторы, меры, главы администраций.

Государственная собственность разделяется на две части, одна из них закрепляется за юридическими субъектами государственного уровня, при этом имеют ограниченные, но самостоятельные права ведения хозяйства и оперативного управления. Такое «распределенное» имущество государства является составляющей базы, которая принимает участие в качестве и обороте самостоятельных юридических субъектов. Такая государственная собственность не может выступать обеспечением покрытия имеющихся обязательств государства, потому как юридические субъекты (организации и предприятия) не отвечают за долги и обязательства учредившего их государства. Своей собственностью они могут отвечать только по своим кредитным обязательствам.

13 стр., 6403 слов

Формы участия населения в управлении жилищным фондом в Российской Федерации

... регулирования правоотношений в сфере управления жилищным фондом в Российской Федерации должен решаться комплексно, используя ... жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для ... объекты, установленные законодательством и подлежащие государственной регистрации. Некоторые юристы выделяют такой ... в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ...

Вторая часть государственной собственности Российской Федерации имущество, которое не считается закрепленным за предприятиями и учреждениями государственного назначения («нераспределенное» имущество государства) — это средства бюджета, составляющие казну государства или другого государственного образования. Согласно Гражданскому Кодексу под термином «казна» понимается «нераспределенное» имущество государства, но никак не казначейский орган. Такая собственность государства может выступать в качестве объекта по взысканию долгов и обязательств государства-собственника

То, что Россия обозначается переходом к рынку, совсем не значит отмену собственности государства. Государственные управленческие органы являются субъектами прав на собственность. Объектами этой собственности могут выступать разное имущество. Согласно п.4 ст.214 ГК РФ государственная собственность, то есть имущество закреплено за предприятиями и учреждениями государственного назначения, они могут им пользоваться, владеть и распоряжаться. Доминирующее назначение обладает в энергетических отраслях, фундаментальной науке, производстве оборонного товара и другие.

3. Функции, цели и задачи государственной собственности РФ

Важную роль играет государственная собственность, выполняя социальные функции, в функционировании и обеспечении стабильности экономики

* обеспечение материальных предпосылок для устойчивости воспроизводства капитала общества;

  • дает возможность государству Российской Федерации существовать как самостоятельный элемент в правах и отношениях экономики с субъектами другой собственности внутри своей страны, а также за ее рубежом;

— * создает функционирование отраслей капиталоемких, экономических сфер и производств, которые имеют высокое обобществление, требующих непосильное для частных сфер капиталовложений (информационная современная связь, безопасность экономики, космическая промышленность и др.)

* обеспечение функций социальной, не являющейся коммерческой, производства и сферы благ общественности, национальной безопасности;

— * служит методом сглаживания кризисных ударов, тем самым мобилизуя ресурсы на высокий уровень с помощью понижения ставки налогов, используя при этом резервные фонды государства. Также организует интервенцию товарных закупок, которая помогает ускорить уровень освоения технологий, при этом национализируя имущество предприятий, которые обанкротились.На ряду сложившейся ситуации в экономическом и социальном отношении, назревает необходимость пересмотреть приоритеты и принципы распоряжения и управления имуществом государства РФ, также существует необходимость в усилении контроля и регулирования экономического сектора государства. Это не стоит понимать как усиление государственной роли в политике увеличения объемов собственности государства в пространстве экономики.

9 стр., 4193 слов

Управление государственной собственностью: тенденции и перспективы развития

... собственности субъектам РФ - (собственность субъекта РФ). Поскольку Российская Федерация - это федеративное государство, то существует 2 уровня управления государственной собственностью - федеральный и региональный. Собственником государственного имущества является Российская ... должны сохранить государственную форму собственности. В каких бы сферах ни развивалась государственная собственность в ...

На данный момент времени существует потребность государства в создании стройных, логических и экономически выверенных критериев, согласно которых те или другие объекты государственной собственности участвуют в выборе осуществления управления государством, которое стоит на базе детального и жесткого регламентирующего механизма по контролю и управлению собственностью государства.

Целями государственной собственности выступают:

  • увеличенная доходность бюджета федеративного назначения, основанная на эффективности управления собственностью государства;
  • оптимизирование структуры государственной собственности согласно интересам преследуемых обеспечение предпосылок роста экономики;
  • максимальное вовлечение объектов собственности в совершенствование процесса управления;
  • применение активов государства для инвестирования сектора экономики;
  • увеличение конкурентоспособности организаций коммерческого назначения, увеличение экономико-финансовых показателей, согласно внутренним преобразованиям, а также прекращение функций, которые им не свойственны.

Для осуществления этих целей органам федеральной исполнительной власти следует решить следующие задачи:

  • ь Инвентаризация объектов собственности государства в полном объеме;
  • ь Увеличить эффективность управления имущества, используя современные методы и инструменты процессов управления;
  • ь Классифицировать объекты собственности;
  • ь Оптимизировать объекты управления;
  • ь Обеспечить права государству участника некоммерческих и коммерческих организаций;
  • ь Установить контроль за сохранность и использование государственной собственности.

Следует сделать вывод, что данные задачи станут приоритетными всем федеральным органам. Установится ответственность этих органов за реализацию полномочий и управления, предоставленных им.

4. Органы управления государственной собственностью

В целях обеспечения управления государственной собственностью правительство специальным постановлением передало часть своих полномочий в этой области ряду федеральных органов исполнительной власти. При этом ключевую роль в процессе управления государственной собственностью была отведена Министерству имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество России), которое осуществляет право собственности от имени Российской Федерации в отношении федеральных предприятий и учреждений как имущественных комплексов и пакетов акций, закрепленных в федеральной собственности.

В системе управления государственной собственностью необходимо отметить роль Президента Российской Федерации, который как глава государства обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти, взаимодействие органов управления страной путем издания президентских указов. Установлено, что указами Президента оформляются его решения, имеющие нормативный характер, т.е. предписания по управлению государственной собственностью, рассчитанные на постоянное или многократное действие.

5 стр., 2036 слов

Совершенствование управления государственной собственностью в ...

... управления государственным недвижимым имуществом. 4. Обоснованы критерии и разработана классификация объектов государственной собственности, а также система управления ими. Практическая значимость работы ... государству экономический эффект и решить остро стоящую перед органами исполнительной, законодательной и судебной власти проблему повышения эффективности управления государственными ... при дипломном ...

Систему федеральных органов исполнительной власти возглавляет Правительство Российской Федерации, которому Конституция РФ предоставила право управления федеральной собственностью. Осуществляя процесс управления государственной собственностью, Правительство РФ вступает во взаимоотношения:

  • федеральными органами государственного управления;
  • с органами государственного управления субъектов Российской Федерации;
  • государственными предприятиями и учреждениями или акционерными обществами с государственным участием.

Взаимоотношения между Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти в процессе управления госсобственностью осуществляются по двум линиям: сверху вниз, т.е. по инициативе Правительства России, или снизу вверх, т.е. по инициативе федеральных органов исполнительной власти.

Рисунок 1. Важнейшие органы управления государственной собственностью.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (официальное сокращённое наименование — Росимущество) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений. Положение о Росимуществе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432. Росимущество является главным, координирующим и контролирующим органом в сфере управления государственной собственностью Российской Федерации.

Заключение

Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ ст. 294, 296.

Основными задачами реформы управления государственной собственностью являются обеспечение формирования предпосылок научно-технического прогресса, структурного развития объектов государственной собственности и повышения их конкурентного потенциала. Реализация этих задач направлена на достижение тактических и стратегических целей развития экономики страны и повышение благосостояния нашего народа.

Государственное управление как управляющая система должно приобрести характер опережающего состояния, предложить обществу новую стратегию и подходы развития. ХХ век прошел под знаком индустриального развития, научно- технической революции.

Реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой совокупность государственных органов законодательной и исполнительной власти, территориальных органов управления, их функций, связей и отношений, а также объектов государственной собственности. В систему обязательно включаются средства связи и вычислительные средства, обеспечивающие эффективное решение информационных и аналитических задач в интересах принятия рациональных управленческих решений.

26 стр., 12925 слов

«Управление государственной собственностью

... нормативно-правовую базу управления государственной собственностью; – раскрыть понятие, содержание и особенности управления государственной собственностью; – рассмотреть существующие способы управления государственной собственностью, их преимущества и недостатки; – изучить роль государства и государственных органов в управлении государственной собственностью, рассмотреть их полномочия и ...

Характерными особенностями системы управления государственной собственностью является территориальная распределенность объектов и существенные нормативно-правовые ограничения на выбор управленческих решений.

Для решения задач, стоящих перед системой управления государственной собственностью необходимо, чтобы ее функционирование осуществлялось на основе принципов системности, учета внешней среды, иерархии целей, итерационности процесса обоснования, эффективности использования ресурсов, приоритета долгосрочных целей, скользящего планирования.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/gosudarstvennaya-sobstvennost-kak-obyekt-upravleniya/

1. Афанасьев В.Я., Глазунова Н.И. «Система государственного управления»: Кн. 1. «Управление и право». — М.: ГУУ, 2011.

2. Гуторова А.Л. «Система государственного управления»: В 5 кн. Кн. 2. Государство и политика. — М., ГУУ, 2012.

3. Щепачев В.А. Проблемы регулирования имущественных правоотношений с участием органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право № 18 от 27.08.2011.

4. Черкасов Г.И. Общая теория собственности: Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

5. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов./ А.Б. Венгеров — М.: Юрист, 2012. — 624с

6. Игнатов В. Повышение эффективности государственной власти и управления — жизненно важная проблема сохранения российской государственностью. — М.: Дело, 2010.

7. Концепция внешней политики РФ. / Российская газета, № 133, 11.07.2011.