Политический режим как элемент формы государства

Понятие политический режим возникло в ХIХ веке, а в широкий научный оборот оно вошло после второй мировой войны, в течение долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических споров. В теории государства и права политический режим рассматривается в качестве еще одной — после формы правления и формы государственного устройства — характеристики государства, раскрывающей совокупность методов, способов и средств осуществления государственной власти, в свою очередь политический режим — характеристика не только государства, но и всей политической системы. В современном мире насчитывается около 160 видов режимов, каждый по-своему неповторим. Главные отличия политического режима намечаются в рамках самих политических систем по принципам организации ветвей и конкретных институтов власти, формам и методам осуществления политической власти. Некоторые политологи рассматривают партии и партийные системы в качестве стрежневых элементов политических режимов. Например, по словам М. Дюверже, базой для фундаментальной классификации современных режимов становится разница между однопартийными, двухпартийными и многопартийными системами. В либерально демократической системе определяющее значение для классификации политических режимов имеет характер разделения властей, которое оказывает существенное влияние на конфигурацию соотношения, прерогативы и функции основных властных институтов. Прежде всего, режимы различают по роли, которую играют глава государства и глава правительства: конституционная монархия, парламентская республика, президентская республика и смешанная президентско-парламентская республика. При этом необходимо отметить, что парламентская монархия, за исключением процедуры избрания главы государства, по базовым параметрам совпадает с парламентским режимом.

Рассматривая термин «режим» следует рассмотреть термин «государство» берущий начало в античности, Аристотель например, отмечал, что государство есть естественный продукт, так как оно отражает интересы полиса, общества, ибо суть личности как политического животного неразрывно связанно с гражданским обществом и государством. Исходя из политической сущности человека, все остальные сферы человеческой жизнедеятельности политизированы: нравственная семейно-брачная, экономическая и др, он выделил правильные и не правильные формы государственного правления.

Таким образом, мыслители античности создали фундамент для развития современного понятия «политический режим».

Итак, цель данной курсовой работы — исследовать категорию «политический режим», как элемент формы государства.

11 стр., 5443 слов

Политическая система и политическая культура Республики Корея

... политическую и культурную сферы жизни Южной Кореи. Задачи состоят в том, чтобы узнать: причины, ход событий образования двух государств; влияние конфуцианства в политической культуре РК; развитие РК, как самостоятельного государства; политическую систему ...

В ходе данной работы, исходя из поставленной цели, нам необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть структуру и оформление политического режима;

2. Классифицировать разнообразие политических режимов.

Объектом данной курсовой работы является непосредственно политический режим.

Предметом – политический режим как элемент формы государства.

Глава 1. Структура и оформление политического режима

1.1. Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти

В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение долго уходило от этого понятия вообще, оперируя одним понятием — политическая система. Политический режим как теоретическая категория существовал только в науке о государстве и праве, в тесной взаимосвязи с такими категориями, как форма правления и форма государственного устройства.

В научной литературе существует большое количество определений политического режима.

В государственно-правовой науке:

Политический режим — совокупность средств и методов в осуществлении государственной власти.

В политической науке сложилось, по меньшей мере, две традиции в осмыслении политических режимов. Одна из них связана с политико-правовым, или институциональным подходом, другая — с социологическим. В первом случае политический режим редуцируется лишь к официальным формам и легальным методам управления, которые опираются на формально-юридические критерии функционирования государства, связанные с декларируемыми нормами конституционного права. Таким образом, понятие «политический режим» становится довольно близким по смыслу к «форме правления» государства, его конституционно-правовому режиму. На базе формально-правовых критериев выделяются режимы демократические, где право ограничивает действие правительства, и автократические, где существует произвол правителей, не соблюдающих законов. В рамках приведенного подхода весьма существенным является отношение государственных органов к провозглашенным конституционно-правовым нормам (в том числе и к основным правам и свободам граждан), а также внутренний механизм институционального взаимодействия органов государственной власти.

Анализ функционирования политических режимов сопряжен, прежде всего, с методами руководства людьми и способами поддержания легитимного порядка, а не с текущей организацией аппаратной работы и оперативным распределением ресурсов, являющимися «смежными» измерениями государственной политики, которые связаны с уже собственно административно- организационной деятельностью. Институциональные способы государственного руководства, выступающие средствами достижения общих целей политики государства, составляют основное содержание понятия политического режима[1].

В политической науке понятие политического режима очень тесно связано с категорией «политическая система» и рассматривается, как правило, только в связи с особенностями развития и функционирования политических систем, хотя соотношение этих понятий вызывает в политической науке существенные разногласия. Иногда их рассматривают как синонимы. Иногда понятие политического режима вообще не выделяют. Иногда политическую систему и политический режим разводят довольно далеко друг от друга.

8 стр., 3536 слов

Политическая власть ее сущность

... слоев или классов общества» (Ж. Френд). Типологии власти по сферам проявления власть делят на: экономическую, политическую, военную, духовную, семейную и т.д.; по широте распространения выделяют: мегауровень (международные организации), макроуровень ...

Политическая система — это «набор» политических институтов и отношений, в рамках которого осуществляется власть и обеспечивается ее стабильность, а политический режим — способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности.

Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов, структурой правящей элиты, механизмом ее формирования, состоянием свобод и прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией (чиновничий аппарат), господствующим в обществе типом легитимности, развитостью общественно-политических традиций, доминирующим в обществе политическим сознанием и поведением.

В научной литературе распространенным является подход, согласно которому политический режим представляет собой функциональный компонент политической системы. При таком подходе политический режим включает в себя методы, способы, направление развития политических отношений. В современном обществе — это конституционно-правовые принципы и структуры, институциональные и политические нормы, — основные ценности, которые регулируют работу политической системы

Можно сказать, что политический режим — это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества. В зависимости от того, как связаны между собой основные элементы политической системы общества, они формируют тот или иной тип политического режима и, соответственно, тип политической системы.

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти.

Прежде всего, понятие «режим» следует соотнести с понятием «власть», занимающим, бесспорно, центральное место в политической науке. Без преувеличения можно сказать, что решение, изучение любой конкретной проблемы в политологии обязательно упирается в проблему политической власти, и поэтому любой, даже кажущийся самым беспристрастным, анализ политической ситуации обязательно содержит в своем основании то или иное представление о сущности власти. Власть может рассматриваться по-разному, но практически во всех случаях исследователи считают необходимым подчеркнуть, что она представляет собой отношение и включает в себя два основных компонента — приказ и подчинение.

Рассмотренное таким образом понятие власти оказывается типологически близким понятию политического режима. Различие заключается лишь в том, что режим есть организация власти в масштабах человеческого сообщества, ее структурирование в определенных целях и с использованием специфических методов.

На основании анализа современных определений политического режима можно выделить следующие отличительные его признаки:

Во-первых, режим недостаточно связывать лишь с формой правления. Решая задачи социальной и политической стабилизации, он способствует организации значительно более масштабных, макросоциальных процессов. В этом режим близок по содержанию политической системе, раскрывая ее динамический аспект. Любой режим в своей деятельности стремится опираться на сложившуюся систему экономических интересов и культурных ценностей, а его действия непременно отзываются внутри этой системы, укрепляя или ослабляя имеющиеся в ней связи и отношения.

5 стр., 2402 слов

Прокуратура в конституционной системе власти

... надзора. Целью данной курсовой работы является: Исследование значения прокуратуры в российской конституционной системе власти. При написании данной курсовой работы будет проанализирована новейшая нормативная правовая база, статьи и монографические работы ведущих российских юристов. ГЛАВА 1. ПРОКУРАТУРА В КОНСТИТУЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ВЛАСТИ И ПРИНЦИПЫ ...

Во-вторых, очевидно, что режим обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизацию политической системы, приводя ее элементы, структурные характеристики в упорядоченное взаимодействие, обеспечивая их слаженность и координацию.

В-третьих, режим, несомненно, представляет собой совокупность властных структур, позволяющих правящему классу осуществлять возложенные на него полномочия.

В-четвертых, любой режим в своей деятельности обращается к тем или иным методам достижения целей. Режимы могут существенно отличаться друг от друга, в зависимости от того, какие методы (насильственные или ненасильственные) используются ими в достижении поставленных целей.

Наконец, в-пятых, режим, по сравнению с системой, обладает своими собственными временными характеристиками. Четче всего этот признак отражен в определении режима, данном американскими исследователями: «Режим есть специфический период действия политической власти, осуществляемой в рамках политической системы».

Рассмотрим основные методы государственного управления.

Во-первых, пожалуй, наиболее радикальным приемом управления является открытое насилие и применение карательно-силовых средств. Например, этот метод активно использовался в восточных деспотиях, захватывавших новые территории и вплоть до полного уничтожения притеснявших при помощи грубой силы их население (монголо-татарская империя Чингизидов и другие).

На современном же этапе инструменты насилия преобладали в основном в тоталитарных государствах, как, к примеру, в фашистской Германии и СССР в 30-е годы или в Кампучии в 70-е годы нынешнего века[2].

Во-вторых, возможно такое применение принудительной мобилизации и административной регламентации населения, когда органы государства обходятся и без регулярного насилия и открытого террора. При этом в качестве опоры используется вполне реальная угроза использования административных санкций со стороны государства (например, в ряде арабских и африканских авторитарных режимов, а при определенных кризисных ситуациях и в условиях переходных обществ становящейся демократии).

В-третьих, одним из главных методов современного государственного управления выступает правовое регулирование на базе законодательных норм и судебно-арбитражной системы.

В-четвертых, эффективным методом управления в условиях стабильного общества является систематическое социально-политическое маневрирование, включающее в себя инструменты компромиссов между правящей и оппозиционными группировками, уступки и повороты в социальной и экономической политике, связанные с перегруппировкой сил и перераспределением ресурсов. Например, в случае, если консервативная модель политики правительства не дает ожидаемых результатов, то последнее может усилить социальные программы и перебросить на их осуществление определенные ресурсы.

И наконец, пятым основным средством управления можно назвать идейно-политическое манипулирование, действующее в мягких формах на механизмы сознания и установки поведения граждан, то есть прежде всего на голову людей, в отличие от грубой силы, действующей на их тело. На ранних этапах государственного развития подобную роль инструмента идейно-политического и морального воздействия на массы выполняла религиозная проповедь.

19 стр., 9035 слов

Политическая система Республики Казахстан

... — политической системы и государства на примере Республики Казахстан. Во исполнение поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи: изучить теоретические основы правовой и политической системы государства; проанализировать общие закономерности развития политико-правового режима в Республике Казахстан. ...

Конечно, не следует забывать о том, что в структуре средств и методов практически каждого государства имеется весь арсенал упомянутых выше инструментов в той или иной пропорции и комбинации, которые используются в зависимости от конкретной ситуации (кризис, война и так далее), типа режима и фазы его становления, воспроизводства или трансформации.