Структура и функции госэнергонадзора

В 1999 году система органов государственного энергетического надзора Российской Федерации отметила свое 55-тилетие.

Постановлением Совета Министров- Правительства Российской Федерации №447 от 12.05.1993 г. «О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации» было решено реорганизовать систему органов государственного энергетического надзора, введя в ее структуру нижнее звено — управления госэнергонадзора в субъектах Российской Федерации. Но, к сожалению, это постановление не было претворено в жизнь, так как предусматривало бюджетное финансирование вновь созданной ступени государственных органов

Органы госэнергонадзора участвуют в установленном порядке в работах по сертификации электрических установок, приборов и систем учета и других поднадзорных ему работ и услуг

В соответствии с п.9 Постановления Правительства РФ от 12.08.1998 № 938 «О государственном энергетическом надзоре в РФ» управлению разрешается оказывать в установленном Министерством топлива и энергетики РФ порядке отдельные виды платных услуг, не связанных с выполнением контрольных и надзорных функций, предусмотренных Положением о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации. Перечень этих услуг, не противоречащих целям и задачам управления, определяется самостоятельно Управлением госэнергонадзора в субъектах РФ

Должностные лица, осуществляющие государственный энергетический надзор в Российской Федерации, несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей. Действия должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор в Российской Федерации, могут быть обжалованы в установленном порядке. Подача жалобы не приостанавливает выполнения обжалуемого решения.

1. Структура и функции госэнергонадзора

В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 года №777, и постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 года №938 «О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации» Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет государственный надзор и контроль за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание энергетических установок, эффективным использованием энергетических ресурсов через органы Госэнергонадзора.

17 стр., 8483 слов

Правотворческий процесс в субъектах Российской Федерации

... разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации". Вторую группу источников составили учебные пособия ... нормы и общественные отношения, влияющие на правотворчество в субъектах Российской Федерации. Целью курсовой работы является комплексное исследование правотворчества как ...

Государственный энергетический надзор является частью единой энергетической системы России и объединяет действующие в топливно-энергетическом комплексе надзорные организации и инспекции в целях обеспечения эффективного использования топливно-энергетических ресурсов в Российской Федерации и безопасной эксплуатации энергетических установок.

В систему государственного энергетического надзора Министерства энергетики Российской Федерации входят:

  • структурное подразделение по управлению государственным энергетическим надзором центрального аппарата Минэнерго России – Департамент государственного энергетического надзора и энергосбережения (Госэнергонадзор);
  • 7 региональных управлений государственного энергетического надзора – территориальных органов Минэнерго России;

— Департаменту государственного энергетического надзора и энергосбережения через региональные управления подчинены управления государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации – территориальные органы Минэнерго России. Каждому из семи региональных управлений Госэнергонадзора подчинены от 4 (региональное управление «Уралгосэнергонадзор») до 18 управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации (региональное управление «Центргосэнергонадзор»).

  • 74 управления государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации – государственных учреждений (УГЭН), в состав которых входят 63 группы (инспекции) газового надзора.
  • 52 региональные государственные инспекции по контролю и надзору за рациональным использованием нефти и продуктов ее переработки в субъектах Российской Федерации (государственные учреждения);
  • 8 региональных инспекций по качеству торфа в субъектах Российской Федерации (государственные учреждения);
  • Общая численность работников, занятых в системе государственного энергетического надзора по состоянию на 1 октября 2001 года, – 11 162 человека.

Госэнергонадзор осуществляет свои функции посредством:

  • разработки, введения в действие и последующего контроля за исполнением нормативно-техниче ских документов (ПУЭ, ПТЭ, ПЭЭП, правил безопасности, правил пользования ТЭР и т.д.);
  • лицензирования работ в области энергетики и использования нефтепродуктов в пределах своих полномочий;
  • обязательных для исполнения предписаний вплоть до отключения энергоустановок, в том числе по установке приборов и систем учета расхода ТЭР;
  • допуска в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок;
  • лимитирования топливно- энергетических ресурсов для организаций, финансируемых из федерального бюджета;
  • административных штрафов за нерациональное использование ТЭР;
  • организации работ по энергосбережению, включающих разработку и координацию отраслевых и региональных программ энергосбережения;
  • осуществления контроля за рациональным и эффективным использованием ТЭР;

– проведения обязательных энергетических и энергоэкономических обследований организаций независимо от формы собственности в части эффективного использования топливно- энергетических ресурсов, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более 6 тыс. т у.т. или более 1 тыс. т моторного топлива, а также организаций с годовым потреблением менее 6 тыс. т у.т. по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с целью выявления резервов экономии ТЭР.

4 стр., 1718 слов

Правительство Российской Федерации: правовой статус, функции, ...

... органа государственной власти; описание правого статуса Правительства Российской Федерации; изучение структуры и состава Правительства РФ; анализ функций отдельных структур Правительства Российской Федерации; исследование основных полномочий Правительства РФ; рассмотрение организации деятельности Правительства Российской Федерации. Данная работа опирается на статьи Конституции Российской Федерации ...

2. Деятельность по осуществлению государственного энергетического надзора

Органы Госэнергонадзора осуществляют государственный надзор и контроль за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплопотребляющих установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии, нефти, газа, угля, торфа, горючих сланцев и продуктов их переработки (топливно-энергетическими ресурсами) на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от формы собственности.

3. Технический надзор

Государственный надзор и контроль за соблюдением организациями правил устройства электроустановок, технической эксплуатации энергоустановок и правил безопасности при их эксплуатации осуществляется на основании Гражданского кодекса, Кодекса законов о труде в Российской Федерации, Основ законодательства РФ об охране труда (Федеральный закон от 17.07.99 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» №181-ФЗ), Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», Положения о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации, в том числе с 1997 года – на электростанциях, в электрических и тепловых сетях энергоснабжающих организаций.

Органы Госэнергонадзора осуществляют государственный надзор и контроль за энергоснабжающими организациями, имеющими: электростанции различной мощности – 20 586 шт.

из них:

  • тепловые – 350 шт.
  • гидравлические – 117 шт.
  • блок-станции – 253 шт.
  • малые электростанции – 19 866 шт.
  • предприятия электрических сетей – 1675 шт.
  • тепловые станции – 505 шт.
  • котельные – 52 702 шт.
  • предприятия тепловых сетей – 2738 шт.

потребителями электрической энергии – 1 990 728 шт.

из них:

  • промышленных и приравненных к ним – 224 501 шт.
  • непромышленных и коммунально-бытовых – 1 586 250 шт.
  • сельскохозяйственных – 179 977 шт.

потребителями тепловой энергии – 761 806 шт.

из них:

  • промышленных и приравненных к ним – 117 982 шт.
  • непромышленных и коммунально-бытовых – 603 753 шт. сельскохозяйственных – 40 071 шт.

В среднем за год органами Госэнергонадзора проводятся комплексные обследования 120 электростанций АО-энерго различных мощностей, проверяется до 4000 малых электростанций, 320 предприятий электрических и 360 предприятий тепловых сетей энергоснабжающих организаций, до 9500 организаций – потребителей электрической энергии и до 5500 обследований теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии.

По потребителям электрической и тепловой энергии, нефтепродуктов и газа инспекторским персоналом проводится более 96 тысяч обследований.

В среднем за год плановым проверкам (обследованиям) подвергается 15–20% организаций – объектов проверки. В соответствии с «Инструкцией по проведению обследования оборудования, зданий и сооружений электрических и тепловых установок, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей энерго-снабжающих организаций и потребителей тепловой и электрической энергии» периодичность плановых комплексных обследований крупных организаций (с присоединенной мощностью электроустановок 750 кВА или тепловых установок 1 Гкал/час и выше) – не реже 1 раза в 5 лет, для мелких организаций периодичность устанавливается начальником управления Госэнергонадзора в субъекте Российской Федерации, исходя из их количества и штатной численности инспекторского персонала (практически это от 5 до 10 лет).

Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» №134–ФЗ этот срок определяется – не более одного раза в 2 года.

В соответствии со ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации выдаются предписания на отключение энергоустановок, не соответствующих требованиям действующих правил и норм, дальнейшая эксплуатация которых может привести к аварии, пожару или представлять иную опасность для человека. В 2001 году выданы предписания на 22 655 электроустановок и 3326 теплоустановок, отстранено от работы за нарушение требований Правил более 24 тысяч человек, сделано более 5 тысяч представлений в органы власти, прокуратуру по вопросам безопасности и техническому состоянию энергообъектов.

4. Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок

Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок в среднем за год характеризуется данными, приведенными в таблице.

Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок в среднем за год на период с 1991 по 2001 гг.

Кол-во (шт.)

Мощность (МВт)

Объекты

Всего

11392

14479

в том числе:

промышленные и приравненные к ним

15100

5900

непромышленные

52700

2100

коммунально-бытовые

37290

740

сельскохозяйственные

2870

439

энергоснабжающие организации

3180

5300

из них:

в организациях РАО «ЕЭС России»

1510

3240

в организациях ОАО «Газпром»

110

89

в организациях нефтяной промышленности

1560

2020

5. Надзор и контроль за рациональным и эффективным использованием ТЭР

Региональными госнефтеинспекциями контролируется свыше 50 тыс. объектов. В среднем за год проверяется до 26 тыс. предприятий, вскрываются потери и нерациональное использование нефти и нефтепродуктов до 125 тыс. т на сумму более 500 млн. рублей. Выдается более 12 тыс. предписаний об устранении нарушений законодательных и нормативных актов по вопросам использования нефтепродуктов. В органы прокуратуры, МВД, административные комиссии передается более 1500 дел.