Гражданское законодательство Республики Казахстан и его система

Курсовая работа

Ведомственные акты не должны противоречить законодательству.

Известно, что местные органы нередко издают постановления об ограничении купли-продажи недвижимости, о возможности изъятия у граждан какого-либо имущества, о запрете вывоза за пределы области тех или иных товаров и т.п. Все подобные акты противоречат ст. 3 ГК и являются недействительными.

Для определения законодательных документов, регулирующих гражданские отношения, ГК пользуется двумя терминами:

а) «законодательные акты» — законы и постановления нормативного характера, принимаемые Парламентом Республики Казахстан, к ним должны быть отнесены также указы, принятые Президентом РК, имеющие силу закона.

б) «законодательство», включающее помимо законодательных актов также нормативные указы Президента, нормативные постановления Правительства РК.

Четкое разграничение понятий законодательных актов и законодательства имеет важное практическое значение. Так, отсылка ГК к законодательным актам означает, что соответствующая норма может быть принята только Парламентом или указом Президента, имеющим силу закона (например, п. 3 ст. 9 ГК).

Если же имеется отсылка к законодательству, то соответствующая норма может содержаться также в обычном указе Президента либо в постановлении Правительства (например, п.3 ст. 10 ГК).

Следует отметить, что Модельный ГК и ГК РФ вместо термина «законодательный акт» применяют термин «закон», что, по нашему мнению, делает данное понятие менее четким.

Нормы гражданского законодательства могут быть императивными и диспозитивными. Первые из них применяются в обязательном порядке, который не может изменяться соглашением сторон. Например, ст. 178 ГК устанавливает, что общий срок исковой давности составляет три года (п. 1).

Это -императивное требование, и стороны в договоре не вправе предусматривать срок исковой давности иной продолжительности. Если же они это сделают, то в случае спора все равно будет применяться трехлетний срок исковой давности.

Иногда закон специально подчеркивает императивный характер предписаний. Так, п. 2 ст. 170 ГК гласит: «Лицо, выдавшее доверенность, может во всякое время отменить доверенность или передоверие, а лицо, которому выдана доверенность, отказаться от нее. Соглашение об отказе от этого права недействительно».

8 стр., 3859 слов

Процессуальные сроки предварительного следствия

... нормами международного права по вопросам процессуальных сроков предварительного следствия, Конституция РФ, действующее уголовно-процессуальное российское законодательство в области регламентации применения процессуальных сроков предварительного следствия, ведомственные нормативные акты и руководящие разъяснения высших судебных ...

Диспозитивные же нормы ГК допускают возможность изменения заложенного в них правила соглашением (договором) участников правоотношения (например, п. 1 ст. 359 ГК).

Диспозитивный характер правовых норм полностью согласуется с принципом свободы гражданского договора. [8, 61]

Внутреннее соотношение нормативных правовых актов по их юридической силе определено Законом о нормативных правовых актах. С этих позиций названные акты поставлены указанным Законом на различные ступени иерархической лестницы, самую верхнюю ступеньку которой занимает Конституция Республики Казахстан. Затем идут: конституционные законы; кодексы; текущие законы и указы Президента, имеющие силу закона; нормативные указы Президента РК; нормативные постановления Парламента; нормативные постановления Правительства; нормативные акты центральных государственных органов (ст. 4 Закона).

Точное определение ступени, на которой стоит нормативный акт, имеет решающее значение для разрешения противоречий, которые могут встречаться при сопоставлении двух или более актов.

Согласно ст. 6 Закона о нормативных правовых актах при установлении противоречии в нормах актов разного иерархического уровня применению подлежит акт более высокого уровня. Не имеет значения при этом, какой из сопоставляемых актов вступил в действие раньше или позже. При наличии же противоречий между актами одного уровня действуют нормы акта, принятого (точнее — вступившего в действие) позднее.

Вне иерархической лестницы находятся нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан и Пленума Верховного суда, могущие содержать толкование норм гражданского законодательства. Статья 4 Конституции Республики Казахстан также относит к действующему праву РК нормативные постановления Конституционного Совета и иного суда Республики. Это значит, что толкование норм гражданского законодательства, данное Конституционным советом с позиции соответствия таких норм Конституции РК, является общеобязательным. Постановления же Пленума Верховного суда РК вправе давать общеобязательное толще, находящееся вне пределов компетенции Конституционного совета, любой норме, нарушение которой может вызвать обращение к судебной защите.

Закон о нормативных правовых актах ничего не говорит о том, как разрешаются противоречия, возникающие между общими и специальными нормами гражданского законодательства. Для правильного разрешения подобного противоречия следует учитывать, что гражданское законодательство вообще не устанавливает единого правила, по которому можно определять, какую норму можно считать общей, какую — специальной. Это дополнительно затрудняет выбор решения, поскольку в состав гражданского законодательства входят сотни нормативных актов, многие из которых в одной ситуации могут считаться общими, а в иной — специальными актами.

С учетом этих соображений считаем возможным предложить следующее решение проблемы:

а) В пределах одного нормативного акта его структура позволяет различать общие и особенные правила. Например, норма Особенной части ГК является специальной по отношению к норме Общей части, и при расхождении между ними подлежит применению норма Особенной части. Аналогичное решение следует применять при расхождении норм общей части обязательственного права нормы отдельного вида обязательства, нормы общих положений какого-либо института и нормы, выражающей особенности видового подинститута, и т.п. Однако настоящее правило не должно применяться, если общая норма содержит предписания, от которых специальные нормы отступать не должны.

4 стр., 1742 слов

Нормативный правовой акт (2)

... актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты ... основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе ... реферат составлен на основе .

б) В пределах нескольких нормативных актов общими должны признаваться такие, какие прямо содержат возможность принятия других правил по данному вопросу в иных нормативных правовых актах. Например, ст. 1 ГК прямо говорит, что семейное, трудовое, природо-ресурсовое и экологическое законодательство имеет приоритет перед более общими нормами законодательства гражданского.

в) При отсутствии подобных отсылок нормы различных нормативных актов одного иерархического уровня не должны соотноситься как общие и специальные. Возможные противоречия разрешаются указанным выше способом — приоритет предоставляется акту, позднее вступившему в действие.

Под обычаями, упомянутыми комментируемой статьей, понимаются правила поведения, сложившиеся в данной местности или в данной этнической (социальной) группе населения по поводу имущественных или личных отношений, охватываемых в общей форме гражданско-правовым регулированием.

Обычаи делового оборота — это правила, сложившиеся при осуществлении предпринимательской деятельности. Например, о распределении между продавцом и покупателем, находящимися в разных государствах, расходов по доставке купленных товаров, рисков и иных товарных затрат. Наиболее важные из таких обычаев делового оборота, действующие с 1 января 2000 г., объединены в сборнике «ИНКОТЕРМС 2000», рекомендованном Международной торговой палатой. 1

Статья 3 ГК допускает применение обычаев (обычаев делового оборота) при условии, что они не противоречат законодательству либо договору. Таким образом, обычаи подчинены законодательству и носят диспозитивный характер.

В силу признанных Казахстаном норм международного права все международные договоры (конвенции), участником которых является РК, имеют приоритет перед казахстанским законодательством. Это означает, что в случаях противоречия между международным договором и актом казахстанского законодательства должна применяться норма международного договора. При этом под международным договором применительно к настоящему ГК следует понимать договор между государствами, ратифицированный РК. Сюда не относятся всякого рода межправительственные или межведомственные соглашения, а также договоры, заключаемые иногда Правительством с различными зарубежными корпорациями либо с конкретными частными фирмами. Если подобного рода соглашения (договоры) не ратифицированы РК, они не являются международными договорами, соответствующими п. 8 ст. 3 ГК, и должны подчиняться императивным нормам гражданского законодательства.

Надо иметь в виду, что договор между государствами становится международным договором только после вступления его в силу. Поэтому договор, ратифицированный РК, но не вступивший в силу, не может иметь приоритет перед законодательством РК.

Правило о приоритете международного договора перед местным законом вытекает из Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г., к которой РК присоединилась в силу Постановления Верховного Совета РК от 31 марта 1993 г.

5 стр., 2463 слов

Контрольная работа №3400 Систему гражданского воспитания в школе

... родителей, обще¬ственных организаций, так и объективными условиями функционирования общества — особенностями госу-дарственного устройства, уровнем правовой, политической, нрав¬ственной культуры в нем [1]. В данной работе мы рассмотрим систему гражданского воспитания в школе, ...

Статья 3 ГК РК устанавливает приоритет норм ГК перед гражданско-правовыми нормами, которые могут содержаться в иных законодательных актах (например, в Законах о валютном регулировании, о защите и поддержке частного предпринимательства и других).

Это положение имеет важное практическое значение, т.к. на практике нередко выявляются противоречия между иными законами и нормами ГК. Общее правило о приоритете норм кодекса перед нормами обычного закона подтверждено недавно ст. 4 Закона о нормативных правовых актах (в редакции от 17 октября 2001 г.).

Статья 3 ГК РК наделяет всех иностранных граждан и юридичес ких лиц, а также лиц без гражданства при совершении ими действий, регулируемых гражданским законодательством, такими же правами и обязанностями, какими наделены граждане нашей республики. Исключения из этого правила возможны, но только тогда, когда они установлены непосредственно законодательными актами. Так, Законом об иностранных инвестициях предусмотрено, что в некоторых районах по соображениям обеспечения национальной безопасности может быть ограничена деятельность иностранных инвесторов (ст. 4).

Законом о земле установлено, что земельные участки, предназначенные для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, могут находиться только в частной собственности граждан Республики Казахстан (ст. 8).

В остальном права казахстанских и иностранных граждан и юридических лиц должны быть равными.

Редакция п. 3 ст. 3 ГК РК изменялась неоднократно. Действующая редакция проводит разграничения между властными и равноправными правоотношениями с участием банков. Делается попытка провести аналогичные разграничения в отношениях с хлебоприемными предприятиями. Но в последнем случае это сделано, по нашему мнению, недостаточно обоснованно.

Гражданские правоотношения с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц, либо осложнение иностранным элементом, могут регулироваться в Республике Казахстан законодательством зарубежных государств. Условия применения такого законодательства и выбор «применимого права» определяются по правилам раздела VII Гражданского кодекса — «Международное частное право». [12, 65]

Гражданский кодекс Республики Казахстан – это самый большой по объему нормативный акт в государстве, в своем составе он насчитывает 1124 статей, объединенные в 62 главы и 7 разделов.

ГК РК подразделяется на Общую и Особенную части. Общая часть ГК РК была принята 27 декабря 1994 года и введена в действие с 1 марта 1995 г. Особенная часть была принята и введена в действие одновременно — 1 июля 1999 г.

Несмотря на то, что Общая и Особенная части ГК были приняты в разное время, а период между их принятием насчитывает более 4-х лет, тем не менее, эти две части составляют единый нормативный акт, с общей нумерацией разделов, глав и статей.</h4>

— ГК есть свод согласованных между собой институтов и норм гражданского права, и никакие локальные, частные противоречия его отдельных норм друг другу, не могут изменить общего основополагающего принципа единства регулирования гражданско-правовых отношений ГК и принятых в соответствии с ним нормативных актов. Считаем, что любые исключения лишь подтверждают приведенное правило.

4 стр., 1502 слов

Институт подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции

... работе является институт подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции. Предметом исследования – деятельность судов общей юрисдикции в разрешении споров, возникающих из гражданских правоотношений. Цель настоящей работы – исследование института подведомственности гражданских дел судам общей ... межотраслевой характер и содержат нормы как гражданского, так и административного, финансового, ...

При противоречии норм Особенной части положениям Общей части ГК РК ситуация должна разрешаться каждый раз конкретно, установление жестких правил было бы пагубно для практики, здесь уместно вспомнить изречение Ульпиана о том, что «справедливость имеет предпочтение перед строгим пониманием закона».

В тоже время, поскольку основные начала и принципы гражданского права заложены в Общей части ГК РК (в части первой ГК РФ), то в случае наличия явных противоречии, приоритет должен быть отдан нормам Общей части ГК РК (нормам части первой ГК РФ).

Иначе будет поставлен под вопрос сам смысл существования Общей части, действенность содержащихся в ней конституциирующих начал. Необходимо учитывать, прежде всего, тот факт, что общие положения, содержащиеся в первых главах ГК РК и ГК РФ, стоят над всем гражданско-правовым нормативным материалом, составляют его базис, в каком-то смысле вбирают в себя незыблемую часть гражданского законодательства.

Совершенно справедливо отмечают М. К. Сулейменов и Ю. Г. Басин, что «при пользовании Особенной частью Гражданского кодекса следует всегда учитывать, что ее нормы регулируют лишь особенности той или иной группы правоотношений.

При обнаружении каких-либо противоречий между нормами ГК (Особенная часть) и нормами других законов должны применяться согласно п. 2 ст. 3 ГК нормы Гражданского кодекса».

Однако далее цитируемые авторы определяют, что «противоречия же между нормами Общей и Особенной частей Гражданского кодекса, если таковые будут выявлены, должны разрешаться с учетом приоритета Особенной части ГК по принципам соотношения юридической силы общего и специального законов». [4, 52]