ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ПРИЗНАКИ

Курсовая работа

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ») Костанайский филиал Кафедра права КУРСОВАЯ РАБОТА ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ПРИЗНАКИ Автор курсовой работы Направление подготовки Дисциплина Форма обучения Группа Научный руководитель Алтаев Рашид Серикпаевич Юриспруденция «Теория государства и права» заочная КЮ-103 Крылов Вадим Алексеевич, старший преподаватель Оценка ^» _ l 2015 г. Костанай, 2015 г.

2

3 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ») Костанайский филиал Р Е Ц Е Н З И Я на курсовую работу Студента Алтаева Рашида Серикпаевича Тема курсовой работы «Гражданское общество: понятие, структура, признаки» В курсовой работе исследуется сущностные характеристики, особенности, закономерности и основные тенденции российских процессов становления гражданского общества, а также возможные перспективы и закономерности его развития. Актуальность обоснована в работе, базируется на утверждении значимости исследования особенностей нормативно-правовых актов как источников права Новизна и оригинальность идей, положенных в основу курсовой работы обоснована и подтверждена Полнота охвата всех вопросов плана план раскрывает тему, тема раскрыта Оценка объема и качество исходных данных в основу работы положены труды видных российских ученых Творческий подход автора присутствуют самостоятельные выводы Использование научной литературы и источников в полном объеме Обоснованность выводов и рекомендаций подтверждены выводами ученых Теоретическое и практическое значение, реальность курсовой работы тема исследования значима как в теории, так и на практике Качество оформления работы оформление соответствует требованиям, предъявляемым к данному виду работ Положительные моменты в работе научность, новизна, самостоятельные выводы Общая оценка работы «хорошо» Рецензент (Ф.И.О.) Крылов В.А. Место работы ФГБОУ ВПО КФ ЧелГУ Должность старший преподаватель

4 Содержание Введение Гражданское общество Понятие и признаки гражданского общества Структура гражданского общества Гражданские движения в России Перспективы развития гражданского общества в России Становление гражданского общества в России Проблемы построения гражданского общества России…21 Заключение Список использованной литературы

3 стр., 1304 слов

Гражданское общество: история и современность

... гражданское общество России. В качестве предмета исследования выступает изучение сущности гражданского общества в России. Целью работы является выявление основных аспектов становления гражданского общества в России. ... Существенными признаками гражданского общества является то, что оно может контролировать государство и противостоять ему. В истории человечества гражданское общество не однажды ...

5 Введение Гражданское общество один из феноменов современного общества, совокупность неполитических отношений и социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственных органов. В современной России гражданское общество рассматривается в качестве ключа, открывающего дверь в мир свободы и прав человека, в качестве рычага становления демократии и рыночной экономики, в качестве пути к правовому государству. В нашей стране сложились определенные экономические, политические и духовные основы гражданского общества. В экономике — это разнообразные формы собственности, рыночные отношения, которые создают предпосылки для формирования среднего класса, энергичных, самостоятельных и ответственных людей. В политике — это разделение властей, политический плюрализм, доступ граждан к участию в общественных делах, свобода слова. В духовной сфере — это отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести и вероисповедания. Взаимоотношения общества, государства и права, проблематика гражданского общества, находящаяся сегодня в центре внимания ученых многих стран, приобретает особую актуальность и для России. Подвергается обсуждению как принципиальная возможность, так и специфика формирования гражданского общества в нашей стране. Актуальность теоретических и практических аспектов понятия гражданского общества обусловлена повышением роли рядовых граждан и их добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества экономической, политической, социальной, духовной. Объектом исследования является гражданское общество России. В 3

6 качестве предмета исследования выступает изучение сущности гражданского общества в России. Предметом исследования выступают сущностные характеристики, особенности, закономерности и основные тенденции российских процессов становления гражданского общества, а также возможные перспективы закономерности его развития. Целью работы является выявление основных аспектов становления гражданского общества в России. Для выполнения цели необходимо выполнить следующие задачи: -Рассмотреть структуру гражданского общества -Изучить историю развития гражданского общества в России -Рассмотреть Гражданское движение в России -Изучить становление гражданского общества в России -Рассмотреть проблемы и перспективы становления гражданского общества в России Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и список использованной литературы.

7 1 Гражданское общество 1.1 Понятие и признаки гражданского общества Реальная свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство, политическая власть господствует над обществом и его членами, а общество имеет безусловное первенство по отношению к государству. Переход к такому обществу — исторически длительный процесс, и он связан с формированием гражданского общества. Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность. Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами. Для современного понимания гражданского общества недостаточно представление о нем лишь с позиции его противопоставления государственной власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. Главным в

8 стр., 3861 слов

Формирование гражданского общества в России

... политическом плюрализме, в свободе прессы и т. п. Цель работы – рассмотреть формирование гражданского общества в России. 1. Сущность и условия формирования гражданского общества Правовому государству присущи ... или иных структур в отношении себя. Гражданское общество суть открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода ...

8 современной, общедемократической концепции гражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут быть определены как современное гражданское общество. Гражданское общество — это не просто некое объемное понятие, характеризующее определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных интересов». В то же время «гражданское общество» — это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества. Гражданское общество — это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно- феодального строя, начала формирования правового государства. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности.

Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей. Гражданское общество есть объективно сложившийся порядок реальных 6

4 стр., 1543 слов

V000015 Гражданская правоспособность российских граждан за рубежом

... особенностей гражданской правоспособности российских граждан за рубежом. Достижение поставленной цели возможно посредством решения следующих задач: изучение законодательства, регулирующего правовое положение российских граждан за рубежом, определение роли посольств и консульств в защите прав российских граждан за рубежом, определение правосубъектности российских граждан за рубежом. ...

9 общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что превращает их в критерий «справедливости и меры свободы». Тем самым отношения, составляющие гражданское общество, обретают способность нести в себе определенные требования, нормативные модели поведения граждан, должностных лиц, государственных органов и государства в целом в соответствии с идеалами справедливости и свободы. Правовой характер гражданского общества, его соответствие высшим требованиям справедливости и свободы является первой важнейшей качественной характеристикой такого общества. Эта особенность гражданского общества воплощается в нормативных требованиях, заложенных в содержании категорий справедливости и свободы. Свобода и справедливость представляют собой в условиях гражданского общества социальный фактор, нормирующий (упорядочивающий) деятельность людей, коллективов и организаций. С другой стороны, сам человек как член гражданского общества обретает свободу в результате своей способности подчиняться нормативным требованиям свободы как познанной необходимости.

Вторая качественная характеристика гражданского общества носит функциональный характер. Она связана с тем, что основой функционирования такого общества является не просто создание определенного поля (пространства) реализации частных интересов, формально-юридически независимого от государственной власти, но достижение высокого уровня самоорганизации, саморегуляции общества. Основные функции по налаживанию совместной деятельности членов гражданского общества в отдельных сферах (предпринимательства и других форм экономической деятельности, семейных отношений, личной жизни и т.п.) должны осуществляться в этом случае не с помощью орудий и средств стоящей над обществом государственной власти как «особой публичной власти», а самим обществом на подлинно демократических, самоуправленческих началах, а в 7

10 сфере рыночной экономики — прежде всего на началах экономической саморегуляции. Третья качественная особенность гражданского общества, которая характеризует его высшие ценности и главную цель функционирования. В отличие от первоначальных представлений о гражданском обществе, основанных на абсолютизации частных интересов (их главные носители, естественно, частные собственники), современная общедемократическая концепция постиндустриального гражданского общества должна быть основана на признании необходимости обеспечения оптимального, гармонического сочетания частных и общественных интересов. Свобода, права человека и его частные интересы должны рассматриваться в этом случае не с позиции эгоистической сущности «экономического человека», для которого свобода есть собственность, а, наоборот, сама собственность во всем многообразии ее форм становится средством утверждения идеалов освобожденной личности. И это должно происходить на основе безусловного признания в качестве высшей ценности 4 гражданского общества человека, его жизни и здоровья, чести и достоинства политически свободной и экономически независимой личности [10, с. 56]. В соответствии с этим следует подходить и к определению главной цели функционирования современного гражданского общества. Главная цель заключается в удовлетворении материальных и духовных потребностей человека, в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. А государство в этом случае (в условиях правового гражданского общества) неизбежно приобретает характер социального государства. Речь идет об обогащении природы государства социальными началами, которые в значительной мере трансформируют его властные Функции. Утверждая себя как социальное, государство отказывается от роли «ночного сторожа» и берет на себя ответственность за социокультурное и духовное развитие общества[11, с. 110]. С учетом отмеченных качественных характеристик можно определить 8

2 стр., 784 слов

Принципы и основания ограничения прав и свобод. Права человека ...

... агрессии.2 Основанием введения военного положения в РФ является наличие военной угрозы или непосредственная возможность агрессии против РФ в скором времени. Теперь нам стоит разобраться в ограничении прав человека и гражданина ...

11 понятие гражданского общества как основанную на самоорганизации систему социально-экономических и политических отношении, функционирующих в правовом режиме социальной справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека как высшей ценности гражданского общества. Современное гражданское общество имеет следующую структуру: 1. Добровольно сформировавшиеся первичные общности людей (семья, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения).

2. Совокупность негосударственных неполитических отношений в обществе: экономических, семейных, духовных, нравственных, религиозных и других: это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы. 3. Сфера само проявления свободных индивидов и их организаций, огражденная законами от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти [9, с. 72]. Таким образом, структура гражданского общества развитых стран представляет собой широкую сеть общественных отношений, различных добровольных организаций граждан, их ассоциаций, лоббистских и иных групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, творческих, кооперативных объединений, потребительских, спортивных обществ, общественно-политических, религиозных и иных организаций и союзов. Все они выражают самые различные социальные интересы во всех сферах жизни общества [4, с. 78]. Основная функция гражданского общества — наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. Разнообразные экономические, этнические, региональные, профессиональные, религиозные объединения граждан призваны содействовать всесторонней реализации индивидом его интересов, устремлений, целей и т.д. В рамках выполнения этой основной функции гражданское общество 9

12 выполняет ряд важных социальных функций: 1. На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур. 2. На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления. 3. Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций. 4. Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии нрав и побед человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах. 5. Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан. 6. Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы 10

14 стр., 6610 слов

«Регулирование трудовых отношений с иностранными гражданами в России»

... личности, общества и государства, негативно воздействуя не только на правопорядок, но и на социально-экономическую и политическую сферы жизни. Объектом курсовой работы является законодательство РФ в сфере трудовых отношений с иностранными гражданами. Предметом – общественные отношения ...

13 столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства. 7. Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию свои институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» — прочные структуры гражданского общества. Одной из функций гражданского общества является также обеспечение некоторого минимального уровня необходимых средств к существованию всем членам общества, особенно тем, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные и т.п.).

1.2 Структура гражданского общества Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой различные общественные образования и общественные институты, обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные «давить» на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу. Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую энергию общества, является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними. Структуру гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем отражающих соответственные сферы его жизнедеятельности: 11

14 1) Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем. Прежде всего здесь следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе. Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека. Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и т. п.).

4 стр., 1644 слов

Субъекты гражданских процессуальных отношений

... отношения к предмету спора дополнительно необходимым объемом процессуальных прав и обязанностей. Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение и характеристика субъектов гражданских процессуальных правоотношений. Задачами настоящей работы являются: установление понятия гражданского ...

Третий блок образуют опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).

2) Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта. В качестве первичного слоя здесь выступают отношения собственности, пронизывающие всю ткань экономических отношений и весь цикл общественного производства и потребления. Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют второй наиболее важный для общественной системы структурный слой. 3) Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы (организации) государство, политические партии, общественнополитические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации. Глубинным, сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Властные отношения весьма разнообразны: 12

15 это отношения между государством и иными структурными элементами, между государственными органами и учреждениями и т.д. Особое место занимают отношения, складывающиеся в связи с деятельностью политических партий, конечной целью которой выступает всегда политическая (государственная) власть. Помимо сугубо властных существует целая гамма политических отношений, охватывающих проблемы объединения граждан в общественнополитические организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционирования форм непосредственной демократии и др. 4) Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовнокультурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения. Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием. Образование является фундаментом в деле развития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом.

Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. 5) Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества [22, с. 78]. Гражданское общество это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, обще гуманистическим идеалам, 13

4 стр., 1583 слов

Создание политических партий, приостановление их деятельности и ликвидация

... объединения людей и многое другое. 1. Понятие политической партии. Требования, предъявляемые к политическим партиям. В политической сфере (системе) общества партии выполняют весьма важную роль. Во-первых, именно они ... России признается идеологическое многообразие, а в ч. 2 этой же статьи отмечено, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Политическое ...

16 обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства. 1.3 Гражданские движения в России Различные гражданские движения служат ключевой характеристикой современного жизнеспособного гражданского общества, являются формой w участия граждан в общественной жизни и не должны противопоставлять себя политической системе. Гражданские движения не выступают в качестве прообраза формы гражданского участия, призванной заменить собой институциональные структуры представительной демократии. Они призваны обеспечивать жизнеспособность демократической политической системы посредством привнесения в публичную сферу новых тем для обсуждения на основе изменяющихся интересов и новых ценностей, способствуя воспроизведению консенсуса [8, с. 91]. В России гражданские движения переживают настоящий бум. В стране существуют и конструктивно работают тысячи гражданских объединений и союзов. Возникают все новые профессиональные, молодежные, экологические, культурные и иные объединения; однако их количественный рост опережает рост качественный. Далеко не все они ориентированы на отстаивание реальных интересов людей. Еще Гегель обращал внимание на то, что гражданское общество рождается только в результате соединения «частного» с «публичным», что предполагает реализацию общественных интересов[12, с. 99]. Для части организаций в России приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов, для других — обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов. Некоторые организации появляются как ответ на сиюминутные проблемы (например, 14

17 союзы обманутых вкладчиков, дольщиков), другие с самого начала носят открыто ангажированный политический характер («Женщины России», партия пенсионеров).

Контроль над подобными объединениями со стороны государства значительно облегчается, а многие из гражданских инициатив, становясь предметом политического торга, утрачивают свою альтернативность и общезначимый характер. Тем самым нивелируются основные черты гражданского общества: неполитический характер, противоречивость и альтернативность политической системе. Самоуправляющиеся структурные элементы начинают строиться по принципу все расширяющего свои функции государства — иерархии[14, с. 78]. Как считает А. Хлопин, «особое соотношение целого и части с характерной для каждой части самодостаточностью, не оставляющей места для общественных интересов, обрывает социальное взаимодействие многих добровольных объединений в российском Третьем секторе». Анализ моделей взаимодействия этих объединений с государственными структурами на региональном уровне, по мнению Е. Белокуровой показал, что у них не назрела необходимость объединения друг с другом для совместного влияния на процесс принятия политических решений. Лидеры отдельных организаций чаще всего даже не знают о существовании сходных организаций и в принципе неохотно идут на контакт с ними. На лицо не только их самодостаточность, но и отсутствие общественной потребности в объединении друг с другом, несмотря на общий интерес каждой из них в отдельности влиять на принятие политических решений. Даже если у таких локальных групп и возникает потребность в кооперации с родственными организациями, наибольшим препятствием к ее удовлетворению оказывается недостаточное осознание общих интересов и возможностей [21, с. 78]. Среди преобладающих способов лоббирования отмечаются скорее негласные, нежели легальные и публичные по характеру: личные связи с чиновниками, взаимные договоренности и соглашения между группами интересов, подкуп лиц, от которых зависит принятие нужных решений. В меньшей степени используется такой способ 15

12 стр., 5801 слов

Тенденции развития гражданского общества в России

... и Ю.А. Дмитриева «Гражданское общество в России: проблемы становления и развития» , а также научное исследование Андронова О.В. под названием «Некоммерческие организации как субъект политического взаимодействия государства и гражданского общества в России» [13] , а ...

18 лоббирования, как публичное обсуждение проблем, формирование общественного мнения. Самодостаточность большинства добровольных объединений не позволяет наладить их взаимодействие по горизонтали с аналогичными организациями [20, с. 78]. Несколько иначе обстоит дело с их связями по вертикали. Объединения зачастую влияют на принятие политических решений негласно, посредством неформальных и далеко не всегда легальных связей с властными структурами. В многообразном социуме не исключается возможность образования по вертикали более или менее устойчивых неформальных групп и сообществ. С преобладанием личных связей публичная сфера социума становится более восприимчивой к частным интересам, которые реализуются в рамках взаимодействий, которые можно назвать сетями «своих» людей. Эти сети самодостаточны для того, чтобы восполнить дефицит социального взаимодействия, прерванного с точки зрения общественных интересов. Однако, с той же точки зрения сети «своих» людей способны действовать как антиобщественные либо про государственные структуры. Поэтому совершенно — 4 справедливо А. Хлопин констатирует, что ни добровольный, ни автономный характер самодеятельных объединений не дает оснований считать их частью, элементом гражданского общества.

Ибо за перечисленными признаками локальных сообществ может скрываться псевдо гражданская организация. «О принадлежности тех или иных учреждений к гражданскому обществу, — поддерживает его В. Витюк, — нельзя судить по одним лишь формальноорганизационным признакам. Эта принадлежность устанавливается при учете конкретной общественной роли и реальных функции направлены ли они на удовлетворение общественных потребностей или имеют про государственный либо, наоборот, антиобщественный смысл». В данном контексте представляется актуальным анализ такого инструмента научного анализа взаимодействия государственных органов и структур гражданского общества как политические сети, объединенные общим интересом, взаимозависимостью, сотрудничеством и равноправием. J1. 16

19 Сморгунов выделяет следующие характеристики, которые отличают данный вид взаимодействия. — Во-первых, они представляют собой такую структуру управления публичными делами, которая связывает государство и гражданское общество и состоит из множества разнообразных государственных, частных, общественных организаций и учреждений, имеющих некий совместный интерес. — Во-вторых, политическая сеть складывается для выработки соглашений в процессе обмена ресурсами, имеющимися у ее факторов, что предполагает их заинтересованность друг в друге. — В-третьих, важным элементом политической сети выступает общий кооперативный интерес, отличающий ее от рынка, где каждый участник преследует, прежде всего, собственные интересы. — В-четвертых, между участниками сети складываются горизонтальные связи, так как с точки зрения возможностей формирования совместного решения все они равны. — В-пятых, сеть — это договорная структура, основанная на согласованных формальных и неформальных правилах коммуникации, в которой действует особая культура консенсуса [19, с. 78]. Принципиально важным для развития гражданских движений в России представляется замечание американских исследователей М. Фоули и Б. Эдвардса: «Там, где государство невосприимчиво, его институты недемократичны, а его демократия плохо реагирует на требования граждан, характер коллективных действий будет кардинально иным, чем при сильной и демократической системе. В таком обществе государственная политика сводит на нет усилия граждан организоваться для достижения каких-то гражданских целей — иногда путем открытого подавления, иногда путем простого игнорирования. Тогда возникают все более агрессивные формы гражданских ассоциаций, и все больше рядовых граждан либо вовлекается в активную борьбу против государства, либо впадает в спасительную апатию». 17

20 2 Перспективы развития гражданского общества в России. 2.1 Становление гражданского общества в России Необходимость обновления политической системы Российской Федерации впервые была обоснована Владимиром Владимировичем Путиным в своём первом Послании Федеральному Собранию Российской Федерации. Практическая работа по её формированию носила системный и последовательный характер. Первым шагом стало принятие в 2001 году федерального закона о политических партиях. Логика нового закона предполагала создание предпосылок для усиления объединительных тенденций в партийном строительстве, стимулирование создания таких партийных структур на региональном уровне. Поэтому полноценными участниками политических процессов смогли стать только партии, имеющие широкую социальную базу[7, с. 78]. Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в своих посланиях Федеральному Собранию 2008 и 2009 годов уделил особое внимание проблеме укрепления демократических институтов, в первую очередь на региональном и местном уровнях. Этот процесс начался в 2003 году с принятия законодательных актов об избрании не менее половины депутатов законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на пропорциональной избирательной основе. Переход на использование пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов региональных законодательных собраний стал началом становления многопартийности на региональном уровне [18, с. 78]. Принятие и реализация закона о политических партиях дали толчок к дальнейшему совершенствованию избирательного законодательства. Проводимая в России реформа местного самоуправления, административная реформа, изменения в сфере функционирования партийно-политических сил выявили необходимость внесения изменений и дополнений в избирательное законодательство. Унификация в федеральном законодательстве основных 18

21 правил и процедур на выборах любого уровня обеспечила в целом профессиональный подход к организации избирательных кампаний со стороны политических партий, кандидатов, а также со стороны избирательных комиссий, что способствовало в том числе и выработке единообразного подхода к разрешению избирательных споров [17, с. 78]. Реформ в судебной сфере уже было несколько, но при формировании новой судебной системы были решены только основные проблемы. Дальнейшие шаги по развитию судебной системы свидетельствуют об увеличении со стороны общества к суду доверия, об особом отношении. При этом можно сказать, что уже очевидно повышена независимость суда, укреплён этот институт. Принят федеральный закон, позволяющий повысить ответственность за соблюдение сроков рассмотрения в судах гражданских дел. Создаётся механизм компенсации ущерба гражданам в связи с нарушением их прав в сфере осуществления судопроизводства, обеспечивается доступность информации о деятельности судов. Исполнение судебных решений, являющееся одним из слабых мест нашего правосудия, постепенно входит в цивилизованное русло. Произошла гуманизация уголовного законодательства. Начиная с 2012 года предполагается введение апелляционной инстанции при рассмотрении гражданских дел, а к 2013 году — и уголовных дел [13, с. 200]. Серьезные изменения происходят в последние годы также и в системе правоохранительных органов. Существующая структура органов внутренних дел, организация их деятельности, кадровая политика также будут модернизированы в соответствии с концепцией, изложенной в Указе Президента Российской Федерации «О совершенствовании деятельности органов внутренних дел», с введением практики ротации руководящего состава, сокращением численности сотрудников, усилением борьбы с коррупцией. В этом процессе формирования кадровой политики в правоохранительных органах очень многое зависит от институтов гражданского общества [3, с. 45]. Политическая система и политические институты Российской Федерации находятся в настоящее время в стадии развития. Демократические институты в 19

22 целом сформированы, но требуют постоянного внимания. Гражданское общество формирует свои институты. И поэтому уровни самоорганизации и самоуправления пока ещё невысоки. Политическая система должна быть адекватна уровню задач, стоящих перед страной в XXI веке, соответствовать современной структуре общества, обеспечивать интересы каждого гражданина. Вступили в силу поправки в Конституцию РФ об увеличении президентского срока и полномочий Госдумы. Новый закон начинает действовать с момента опубликования в Российской газете [16, с. 78]. Теперь глава государства будет избираться сроком на шесть лет, а не на четыре. Депутаты нижней палаты парламента будут исполнять свои обязанности в течение пяти лет. Этим правом смогут воспользоваться только президент и законодатели, которых изберут в следующий раз. 11 ноября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев внес в Госду проекты законов, касающихся изменения сроков полномочий президента и Думы, а также полномочий нижней палаты в отношении правительства. 12 ноября предложения Медведева поддержал премьер-министр России Владимир т — г <f Путин. Закон был принят Госдумой РФ 21 ноября 2008 года и одобрен Советом Федерации 26 ноября 2008 года. Таким образом, становление гражданского общества в современной России является постоянным процессом формирования законодательства с учетом гуманизации самого общества. 20

23 2.1 Проблемы построения гражданского общества России Формирование гражданского общества — процесс исторический. Его интенсивность зависит как от состояния общественного сознания, так и от понимания роли и сути этого процесса государством: таковы реалии пост тоталитарного переходного периода. Ситуация с гражданским обществом сегодня в России тождественна ситуации неравновесного состояния системы в определении путей ее дальнейшего развития. Осуществляя этот выбор, система, а в данном случае это гражданское общество, ориентируется на один из собственных, определяемых внутренними свойствами среды, путей эволюции и, вместе с тем, на свои ценностные предпочтения. Она выбирает наиболее благоприятный для себя путь, который в то же время является одним из реализуемых здесь и сейчас путей. Гражданское общество не создается законами и указами, но государственная политика может содействовать его вызреванию, может мешать, а может быть безразличной к этому процессу[6, с. 52]. Гражданское общество порождается и выращивается процессами соучастия граждан в принятии общественно значимых решений и их реализации на всех уровнях от местного до тосу дарственного. А. Бендзь считает, что для построения гражданского общества в России необходимо выполнение трех условий. Первое связано с изменением налогового статуса неправительственных организаций. Второе — с возможностью получения открытой информации. Третье — с финансовой ответственностью государственных учреждений, когда они наносят материальный ущерб гражданам (например, связанный с экологическими проблемами).

Наиболее серьезные перспективы гражданского общества в России находятся трех областях.

24 — во-первых, профсоюзы и отраслевые ассоциации, — во-вторых — органы местного самоуправления. — в третьих некоммерческие организации, участие в которых может здорово усилить формирование третьего сектора в России. А.А. Ефремов отмечает, что формирование гражданского общества в современной России тесно связано с вопросами правового обеспечения существования и развития его отдельных институтов. Большое значение в этом правовом регулировании играют нормы информационного законодательства. Указанное обстоятельство обусловлено рядом причин. Но главным, несомненно, является то, что вхождение большинства стран в эпоху информационного общества требует адекватного правового регулирования общественных отношений, связанных с информацией. Для Российской Федерации эти вопросы имеют особое значение. Неспособность современного гражданского общества России обеспечить формирование у подрастающего поколения и поддержание в обществе общественно необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны 4 представляет собой наибольшую опасность в сфере духовной жизни Российской Федерации[5, с. 78].. Для формирования гражданского общества правовое регулирование информационных общественных отношений имеет важное значение, и, наоборот, в соответствии с Доктриной информационной безопасности, развитие в России основ гражданского общества является одним из основных направлений обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни. М. Рац выделяет три этапа построения гражданского общества. Это — профессионализация, в основе которой лежит формирование профессиональных сообществ; регионализация — формирование относительно автономных единиц развития; и формирование политических партий. Смысл профессионализации постигается в сопоставлении со специализацией. Если специалистом человека делает обучение 22

25 соответствующим методам работы, средствам и техникам, овладение необходимыми знаниями и умениями, то профессионалом он становится по мере приобщения к профессиональным ценностям, принципам деятельности, культурным и морально-этическим нормам [4, с. 78]. В гражданском обществе держателями ценностей, принципов, норм и образцов профессиональной деятельности выступают профессиональные сообщества. Профессионалом здесь становятся не получив диплом вуза, а получив признание коллег, став членом сообщества. Отделенное от государства сообщество ответственно за трансляцию профессиональной культуры, соблюдение профессиональной этики и, главное, за развитие профессии. Профессионализация активно идет в России: достаточно сослаться на бизнесменов, журналистов, политологов. Но, к сожалению, наше государство никак не поддерживает эти процессы. Регионализация — это менее известный, но для России, может быть, не менее важный процесс. Региональное сообщество многомерно по-иному, нежели профессиональное: природные условия, хозяйственный и бытовой уклад, местные традиции и культура, национальные, конфессиональные и политические особенности выступают здесь в единстве. В дореволюционной России регионализация и ее культурное осмысление в форме краеведения были ярко выражены. Советская власть со всем этим покончила, но и из голых «субъектов Федерации» Россия не складывается. Необходимо позаботиться о восстановлении и развитии местных особенностей жизнеустройства во всем их многообразии политических партий, являющихся важнейшими субъектами политической жизни [15, с. 90]. Гораздо более важным для построения гражданского общества является наличие правового государства. Гражданское общество мешает неправовому государству, можно даже сказать, что оно просто несовместимо с ним. Российское государство в корне отличается от советского как по своим политическим ориентациям, так и по неизмеримо выросшей открытости. Хотя, это пока далеко не правовое государство (оно, и не может быть таковым в 23

26 отсутствии гражданского общества), но оно отнюдь не монолитно, и при этом в нем есть силы, стремящиеся сделать его правовым. Из этого сторонники открытого общества могут делать совершенно разные выводы о возможной политической позиции: от жесткой оппозиции к власти до продуктивного диалога с ней (который труден, но возможен) и даже вхождения в нее на предмет продвижения своих идей. Фактически все эти возможности и реализуются, причем каждая из них дает особые средства влияния на текущую государственную политику. Из всех этих средств можно выделить в качестве ключевого диалог и сотрудничество субъектов формирующегося гражданского общества с государством, с его конкретными органами и представителями. 24

27 Заключение Гражданское общество это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства. Гражданское общество — это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная 1) сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всех сферах жизнедеятельности общества 2) совокупностью негосударственных отношений — экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других. Свободное общество может быть построено только в рамках стабильной политической системы, которая исключает любой произвол и предполагает активную роль государства в создании экономического порядка, имеющего целью благосостояние для всех. Гражданское общество есть та среда, в которой современный человек законным путем удовлетворяет свои потребности, развивает свою индивидуальность, приходит к сознанию ценности групповых акций и общественной солидарности. Часто гражданское общество отождествляется со сферой частных интересов, потребностей. Человеку по своей природе присуще стремление жить в сообществе людей, но в тоже самое время ему присуща и склонность делать всё по-своему. Само собой разумеется, что в реализации своей склонности он встречает противодействие со стороны других индивидов, которые тоже стремятся делать всё по-своему. Но для того, чтобы не разрушить жизненные 25

28 основы общества и создала человеческая цивилизация гражданское общество и государство с их важнейшими институтами, определив их целью достижения гармонии между различными интересами, которая, как показывает исторический опыт, всё время оставалась недостижимым идеалом, мечтой, однако часто воплощающейся в конкретно-исторический компромисс, спасающий общества от взаимного истребления. Образование гражданского общества в России началось в ходе перестройки, когда граждане получили возможность создавать независимые организации: объединения потребителей, защитников окружающей среды, национальные или культурные общества, благотворительные фонды, правозащитные или иные организации. Государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма. В идеале развитое гражданское общество создает условия для свободных, демократических межличностных отношений, для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей общественных индивидов. ‘ ‘.’if Таким образом, будущее демократии в России зависит именно от того, насколько помимо чисто формальных, полудемократических или квазидемократических институтов, на низовом уровне появится общество, состоящее из гражданских ассоциаций, построенных не на основе каких-то импортированных с Запада уже готовых шаблонов, а сформированных вокруг реальных проблем сегодняшнего дня. Будущее гражданского общества в России, его существование зависит от повседневной, тяжёлой, мучительной, зачастую скучной борьбы или работы на самом нижнем уровне. 26

29 Список использованной литературы 1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. // Российская газета ; Собрание законодательства РФ Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. // Российская газета ; Собрание законодательства РФ Библиографический список 3. Аллейников, Б.Н. Социальное государство и собственность [Текст]:учеб.пособие: в 3 ч. 4.1 Теория государства и права /Б. Н. Аллейников. — 2-изд., доп. и перераб. — Москва: Изд-во Герда, с. 4. Астафичев, П.А. Теория государства и права [Текст]:учеб.пособие: в 2 ч. ЧЛТеория государства и права /П. А. Астафичев. — 2-изд., доп. и перераб. — Москва: Изд-во Герда, с. 5. Венгеров, А.Б. Теория государства и права [Текст]:учеб.пособие: в 2 ч. ЧЛТеория государства и права /А. Б. Венгеров. — 2-изд., доп. и перераб. — Москва: Изд-во Герда, с. 6. Григорьева, И.В. Гражданское общество: перспективы развития [Текст] /И.В. Григорьева. //Теория государства и права. — М.: Юрист, С Кириленко, Г.Г. Философия права [Текст] /Г. Г. Кириленко. — М. ; СПб. : Герда : Питер, с. 8. Копейчиков, В.Н. Сетевой подход к политике и управлению [Текст] /В.Н. Копейчиков. //Теория государства и права. — М.: Юрист, С Лазарев, В.В. Общая теория государства и права [Текст] /В. В. Лазарев. — М.; СПб. : Герда : Питер, с.

30 10. Липень, С.В. Теория государства и права [Текст] /С. В. Липень. — М.; СПб. : Гер да : Питер, с. 11. Мартышин, О.В. Теория государства и права [Текст] :учебник для бакалавриата: Теория государства и права /О. В. Мартышин. — 2-изд., доп. и перераб. — Москва: Изд-во Герда, с. 12. Матузов, Н.И. Теория государства и права [Текст]: курс лекций: Теория государства и права /Н. И. Матузов. — 2-изд., доп. и перераб. — Москва: Изд-во Герда, с. 13. Марченко, В.В. Общая теория государства и права [Текст] /В. В. Марченко. -М.; СПб. : Герда : Питер, с. 14. Малинин, А.С. Теория государства и права [Текст] /А. С. Малинин. — М. ; СПб. : Герда : Питер, с. 15. Малышев, И.В. Теория государства и права [Текст] /И. В. Малышев. — М. ; СПб. : Герда : Питер, с. 16. Мелехин, А.В. Теория государства и права [Текст] /А. В. Мелехин. — М. ; СПб. : Герда : Питер, с. 17. Охотский, Е.В. Теория государства и права [Текст] /Е. В. Охотский. — М. ; СПб. : Герда : Питер, с. 18. Панарин, А.С. Теория государства и права [Текст]: курс лекций: Теория государства и права /А. С. Панарин. — 2-изд., доп. и перераб. — Москва: Изд-во Герда, с. 19. Саидов, А.Х. Совершенствование межпарламентского сотрудничества Совета Федерации [Текст] /Л.И. Спиридонов. //Теория государства и права. — М.: Юрист, С

31 20. Хабаров, С.А. Международные парламентские организации: международноправовые вопросы [Текст] /С. А. Хабаров. — М. ; СПб. : Герда : Питер, с. 21. Шинкарецкая, Г.Г. Глобальные трансформации межпарламентских отношений [Текст] /Г. Г. Шинкарецкая. — М. ; СПб. : Герда : Питер, с. 22. Якунина, А.В. Теория государства и права [Текст] /А. В. Якунина. — М. ; СПб. : Герда : Питер, с. 29