Актуальные проблемы исполнения судебных актов арбитражных судов и судов общей юрисдикции

Исполнение актов арбитражных судов и судов общей юрисдикции осуществляется в ходе исполнительного производства, которое является важнейшим этапом на пути к восстановлению нарушенных прав и свобод или охраняемых законом интересов.

Действенность правосудия — это ключевой признак правового государства. Неисполнение судебных актов арбитражных судов и судов общей юрисдикции, по сути, означает отсутствие государственной защиты прав и интересов граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также и самого государства. В конечном итоге, недостатки при реализации задач исполнительного производства могут привести к дискредитации самой идеи правосудия.

Поэтому исследование проблем исполнительного производства является актуальным для современной науки.

Исследование и разработка данной проблемы представлены в работах Л. Белоголового, А. Боровиковского, Е.В. Васьковского, А.Х. Гольмстена, В.М. Гордона, К.И. Малышева, А. Мирлеса, Е.А. Нефедьева, В.А. Рязановского, П.П. Цитовича, Г.Ф. Шершеневича, М.В. Шимановского, Т.М. Яблочкова Т.Е. Абовой, М.Г. Авдюкова, С.С. Алексеева, Р.Х. Валеевой, Е.В. Васьковского, М.К. Юкова, М.А. Викут, А.Х. Гольмстена, В.М. Гордона, Р.Е. Гукасяна, М.А. Гурвича, А.А. Добровольского, В.М. Жуйкова, В.В. Яркова.

Объект исследования — комплекс правоотношений, складывающихся в процессе реализации задач исполнительного производства.

Предмет исследования — проблемы исполнения судебных актов арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

Цель исследования — разработка основных путей развития института исполнительного производства, соответствующих современным реалиям и способствующих повышению эффективности исполнения судебных актов.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть основные теоретико-методологические вопросы, связанные с исполнением судебных актов арбитражных судов и судов общей юрисдикции,
  • проанализировать особенности исполнительного производства в Российской Федерации,
  • рассмотреть проблемы исполнения актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов,
  • разработать предложения по совершенствованию исполнительного производства.

По структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. В библиографическом списке представлено 16 источников. Курсовая работа содержит 5 приложений.


4 стр., 1940 слов

Исполнительное производство в арбитражном процессе

... судебных актов. Исполнительное производство - это последняя, завершающая стадия арбитражного процесса, которой приводится в исполнение решения суда по делу. Процесс по защите права после вынесения решения и вступления его в законную силу продолжается в форме исполнительного производства, ...

Исполнительное производство можно определить как процесс принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на участников имущественного оборота обязанности по передаче другим участникам (гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты) денежных средств или иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий. [1]

В ходе исполнительного производства осуществляется правоприменение — специально уполномоченные законом субъекты в принудительном порядке реализуют предписания, выраженные в судебных или иных приравненных к ним актах, налагающих на участников правоотношений имущественные обязательства. [1]

Цель исполнительного производства заключается в том, чтобы не меняя сущности вынесенного судом или иным уполномоченным органом предписания, принудительно его исполнить с помощью арсенала специально предусмотренных законом средств. [1]

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. [2]

Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «О судебных приставах» и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. [2]

Исполнительное производство осуществляется на принципах:

  • законности;
  • своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
  • уважения чести и достоинства гражданина;
  • неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;
  • соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения. [2]

Основные признаки исполнительного производства:

  • осуществляется принудительно, вне зависимости от воли и желания обязанных лиц, с использованием мер принуждения;
  • осуществляется специально на то уполномоченными субъектами;
  • касается исключительно имущественных предписаний, актов, предписывающих определенным субъектам имущественного оборота совершать действия (или воздержаться от действий), в которых у контрагентов этих субъектов в правоотношениях есть материальная заинтересованность;
  • носит формальный характер, осуществляется в специально установленных законом формах. [1]

Лицами, участвующими в исполнительном производстве, являются:

  • взыскатель и должник (стороны исполнительного производства);
  • лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе;

— иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и другие).

3 стр., 1227 слов

Полиция в системе органов внутренних дел

... ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В РФ, Полиция в системе органов внутренних дел Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации занимают органы внутренних дел, которые ... решению Президента РФ сотрудники внутренних дел могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Деятельность органов внутренних дел строится в ...

[2]

Правовые нормы, регулирующие исполнительное производство, предусматривают исполнение актов судов общей юрисдикции, актов арбитражных судов, а также актов иных органов. Исполнительные документы, являющиеся объектом принудительного исполнения, могут быть выданы на основании актов, наличие которых обосновывает правомерность применения принудительных мер к обязанному лицу. [3]

К юрисдикционным актам, подлежащим исполнению, относятся:

  • решения, определения судов общей юрисдикции по гражданским делам, а также судебные приказы;
  • приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции по уголовным делам в части имущественных взысканий;
  • постановления судьи или суда общей юрисдикции в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях;
  • мировые соглашения, утвержденные судом;
  • нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;
  • решения, определения, постановления арбитражных судов;
  • решения международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;
  • решения межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;
  • решения комиссий по трудовым спорам;
  • оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок взыскания;
  • постановления органов или должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • решения иностранных судов и арбитражей. [3]

Помимо решений, определений и постановлений судов по гражданским делам принудительному исполнению подлежат и судебные приказы, в том числе по делам о взыскании алиментов, вексельным делам, делам по сделкам, заключенным в простой письменной форме, и нотариально удостоверенным сделкам. [3]

Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. [2]

Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. [4]

ФССП России является единственным уполномоченным органом государственной исполнительной власти, осуществляющим принудительное исполнение судебного решения. Служба обеспечивает правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. [4]

Потребность в решительных действиях с целью взимания долга и предотвращения недобросовестного поведения заемщиков возникла еще в древней Руси. В частности, всегда актуален был вопрос регулирования долговых обязательств по налогам и сборам. Но как таковой институт принудительного исполнения в России складывался постепенно, его совершенствование шло параллельно с развитием правовой системы и зависело от многих экономических, политических и социальных процессов. [4]

4 стр., 1540 слов

Производство в суде второй инстанции

... курсовой работы - комплексное изучение института уголовного судопроизводства в суде второй инстанции. Для осуществления данной цели поставлены - изучение значения производства в суде второй инстанции; - изучение современного уголовно-процессуального законодательства; - изучение научной литературы по выбранной теме; - анализ и обобщение судебной ...

Образование службы судебных приставов в РФ началось с 1997 года, когда были приняты федеральные законы № 118-ФЗ от 21.07.1997 г. «О судебных приставах» и ФЗ № 119-ФЗ от 21.07.1997 г. «Об исполнительном производстве». [4]

ФССП России образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». До её образования функции по обеспечению исполнения судебных актов и актов других органов были возложены на Министерство юстиции Российской Федерации и находились в ведении Департамента судебных приставов, действовавшего на основании приказа Минюста России от 22.09.2000 № 276 «Об утверждении положения о Департаменте судебных приставов». [4]

Таким образом, исполнительное производство — это процесс принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на участников имущественного оборота обязанности по передаче другим участникам (гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты) денежных средств или иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.


Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. [5]

К проблемам исполнения судебных актов судов общей юрисдикции относятся, в первую очередь, проблемы обеспечения эффективности данного исполнения. Среди данных проблем можно выделить такие, как:

  • тенденция увеличения числа исполнительных производств, находящихся на исполнении в службе судебных приставов;
  • проблема большого количества исполнительных документов по незначительным суммам, находящихся в ФССП России;
  • увеличение нагрузки по количеству возбужденных исполнительных производств и по окончанию исполнительных производств на одного судебного пристава-исполнителя;
  • значительное увеличение переходящего с прошлого года остатка неоконченных исполнительных производств;
  • низкий уровень добровольного исполнения обязанностей должниками.

Перечисленные проблемы исполнительного производства рассмотрим на примере Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области. За 6 месяцев 2012 года на исполнении в отделах судебных приставов Костромской области находилось 274179 исполнительных производства, что на 35631 исполнительных производств больше, чем за аналогичный период 2011 года (238548).

[6]

Средняя нагрузка по области по общему количеству производств, находившихся на исполнении, составила 2110 производств (аналогичный период 2011 года — 1446).

По количеству возбужденных исполнительных производств нагрузка на одного судебного пристава-исполнителя в среднем составляет 592 исполнительных производств. Нагрузка по окончанию увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2011 года с 432 производств в 2011 году до 517 — в 2012 году. [6] С начала 2012 года в УФССП России по Костромской области возбуждено 95836 исполнительных производств (аналогичный период 2011 года — 102872).

8 стр., 3675 слов

Защита прав взыскателя, должника и других лиц в исполнительном производстве

... и других лиц в исполнительном производстве. Задачи — описать историю становления и развития исполнительного производства, раскрыть субъектов исполнительного производства; описать, как происходит защита прав участников исполнительного производства, в частности. Как происходит обжалование действий судебного пристава-исполнителя, и ...

[6]

Остаток исполнительных производств на конец отчётного периода составляет 188386 (аналогичный период 2011 года — 238548) исполнительных производства, или 68,71% (аналогичный период 2011 года — 70,15%) от общего количества исполнительных производств, находящихся на исполнении. Фактически взысканная сумма составляет 677655 тыс. руб. [6] (См. приложение 1)

Также следует выделить группу проблем, связанных с взысканием алиментов.

Алименты — это денежные средства на содержание несовершеннолетних детей или совершеннолетних нетрудоспособных членов семьи. Алименты являются категорией выплат, которая имеет важное социальное значение и напрямую затрагивает интересы ребенка. В этой связи повышение гарантий материального обеспечения детей при принудительном взыскании алиментов, своевременность и полнота производимых выплат алиментообязанными лицами является одной из основных задач Федеральной Службы судебных приставов России. [7]

К исполнительным документам о взыскании алиментов относятся:

  • исполнительные листы, выданные на основании судебных актов;
  • судебные приказы;
  • нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов. [8]

Исполнение судебных решений о взыскании алиментов зачастую затруднено объективными причинами, в частности, существующими в обществе социально-экономическими проблемами, асоциальным образом жизни алиментообязанных лиц и др. [7]

Серьезной проблемой, особенно в складывающихся экономических условиях, является отсутствие у должников постоянного места работы. [7]

Учитывая специфику и периодический характер выплат одним из основных способов исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов, является установление места работы должника и направление копии исполнительного документа для удержания денежных средств из заработной платы. [6]

Основными проблемами, с которыми сталкиваются судебные приставы, решая вопрос о возможности обращения взыскания на доходы должника, стали «серые» зарплаты, начисляемые должникам, а также отсутствие единой информационной базы сведений о месте работы граждан. Ранее такие сведения органы принудительного исполнения могли получить из адресного бюро, где место работы указывалось на момент прописки и выписки гражданина, и эти сведения были более или менее стабильными. Но в условиях современной безработицы и низкого уровня жизни населения социально неблагополучные граждане меняют место работы достаточно часто и хаотично. [9]

Эффективность взимания алиментов характеризуется тенденцией снижения числа исполнительных документов, находящихся на исполнении. При этом часто выявляется и обратная тенденция, которая свидетельствует о снижении эффективности исполнительного производства. [7]

Так, за первое полугодие 2012 года в структурных подразделениях Управления Федеральной Службы судебных приставов по Костромской области на исполнении находилось 10534 исполнительных документов о взыскании алиментов, что составляет 3,65% от общего количества исполнительных документов, находящихся на исполнении. За аналогичный период 2011 года на исполнении находилось 10176 исполнительных документов, т.е. наблюдается небольшая тенденция увеличения количества исполнительных производств данной категории на 3,52% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. [6] (См. приложение 2)

5 стр., 2452 слов

Восстановление утраченного судебного производства Предмет: Архитектура

... № 9, сентябрь 2006. Особенности производства судебно-бухгалтерской экспертизы при исследовании противоправных действий с дебиторской задолженностью. С.А. Звягин, "Право и экономика", № 8, август 2006. Восстановление утраченных ценных бумаг. А.В. Габов, ...

Также следует обратить внимание на проблемы исполнения судебных решений о взыскании задолженностей по налогам с физических лиц.

При этом из общей задолженности по налогам с физических лиц две трети приходится на задолженность по транспортному налогу. Вопросу взыскания с граждан задолженности по транспортному налогу уделяется особое внимание, так как данная категория исполнительных производств влияет на пополнение городского бюджета.

Взаимодействие Федеральной Налоговой Службы и Федеральной Службы судебных приставов регулируется Налоговым Кодексом РФ, Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

К проблемам, возникающим при исполнении судебных решений о взыскании задолженностей по налогам с физических лиц, относится проблема обеспечения эффективности исполнения.

За первое полугодие 2012 года Процент исполнения планового задания по взысканию налоговых платежей Управлением Федеральной Службы судебных приставов по Костромской области составил 42,7 %, при плановом нормативе 50 %. Структурными подразделениями Управления взыскано 112187 тыс. руб. налоговых платежей (за аналогичный период прошлого года — 92567 руб.).

[6]

Исполнение судебных решений о принудительном взыскании жилищно-коммунальных платежей и денежных средств в пользу кредитных учреждений также сталкивается с проблемами недостаточного обеспечения эффективности, большого числа исполнительных производств, из которых менее 10 % становятся оконченными, в том числе за счет добровольного исполнения обязанностей должниками.

Всего на принудительном исполнении в первом полугодии 2012 года находилось 12 831 исполнительных производств о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным услугам (в аналогичном периоде прошлого года — 12 623) на общую сумму 149 226 тыс. руб. (142 746 тыс. руб.).

[6] Окончено 2 181 исполнительное производство на сумму 20 257 тыс. руб. Фактическим исполнением окончено 1 596 исполнительных производств на общую сумму взыскания 12 459 тыс. руб. [6] (См. приложение 3)

На начало 2012 года в структурных подразделениях Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области находилось 9892 неоконченных исполнительных производств на сумму 4 317 668 тыс. руб. о взыскании с физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей задолженности по кредитам. По состоянию на 01.07.2012 остаток уменьшился на 145 производств, на 469 659 тыс. руб. — сумма, подлежащая взысканию. [6] За 6 месяцев 2012 года окончено 1328 исполнительных производства на сумму 658 864 тыс. руб. (за аналогичный период прошлого года — 1304 исполнительных производств на сумму 261 126 тыс. руб.).

[6] Фактическим исполнением окончено 686 исполнительных производств на сумму взыскания 61281 тыс. руб. (за аналогичный период прошлого года — 598 производство на сумму 28 467 тыс. руб.).

17 стр., 8498 слов

Судебная реформа 1864 года

... будут соблюдены. А судебная реформа 1864 года была в нашей стране первой демократической реформой в этой области. Основной задачей этой курсовой работы является изучение судебной реформы 1864 года, которая считается самой ... 1842 г. министр юстиции представил императору отчет, в котором значилось, что в судебном производстве насчитывалось 33 млн. незаконченных дел . Другой порок дореформенного суда – ...

Должниками добровольно перечислено 719 тыс. руб. [6] (См. приложение 4)

Таким образом, к проблемам исполнения судебных актов судов общей юрисдикции относятся проблемы обеспечения эффективности их исполнения — тенденция увеличения числа исполнительных производств, находящихся на исполнении в службе судебных приставов; проблема большого количества исполнительных документов по незначительным суммам, находящихся в ФССП России; увеличение нагрузки по количеству возбужденных исполнительных производств и по окончанию исполнительных производств на одного судебного пристава-исполнителя; значительное увеличение переходящего с прошлого года остатка неоконченных исполнительных производств; низкий уровень добровольного исполнения обязанностей должниками.

Взыскание алиментов является приоритетным направлением работы Федеральной Службы судебных приставов. Эффективному исполнению судебных решений, относящихся к данной категории, препятствуют существующие в обществе социально-экономические проблемы, асоциальный образ жизни алиментообязанных лиц, отсутствие у должников постоянного места работы, «серые» зарплаты, начисляемые должникам, а также отсутствие единой информационной базы сведений о месте работы граждан.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
  • федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  • арбитражные апелляционные суды;
  • специализированные арбитражные суды;
  • арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.

[10]

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. [10]

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке. Также арбитражные суды рассматривают иные дела в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ и иными федеральными законами. [10]

В настоящее время из всех поступающих в Федеральную службу судебных приставов Российской Федерации исполнительных документов акты судов и иных органов в отношении юридических лиц составляют в среднем 12 %. А сумма, подлежащая взысканию по ним, от общей суммы взыскания по всем исполнительным документам, находящимся в ФССП России на принудительном исполнении, составляет в среднем 60%. [11]

Эффективность исполнения данной категории исполнительных документов составляет порядка 37%. Ежегодно силами российских судебных приставов с юридических лиц взыскивается около 200 млрд. рублей. [11]

Серьезным проблемным аспектом исполнительного производства в отношении юридических лиц в настоящее время является принудительное исполнение исполнительных документов после возбуждения дела о банкротстве. На практике имеют место случаи, когда организации, учитывая такое законодательное регулирование, преднамеренно уходят в банкротство с целью уклонения от исполнения обязательств перед своими кредиторами, в том числе государством. [12]

12 стр., 5741 слов

Ответственность в исполнительном производстве

... и за неуважение к судебному приставу. Наличие подобной нормы приведет к повышению эффективности принудительного исполнения, дисциплинирует участников исполнительного производства и повысит авторитет судебного пристава как должностного лица. Возможность применения административной ответственности в исполнительном производстве также в необходимых ...

Изучение судебной практики об оспаривании постановлений, действий (бездействия), вынесенных и совершенных судебными приставами-исполнителями в процессе ведения исполнительных производств в отношении должников, находящихся в процедурах банкротства, которая сформировалась после вступления в силу Закона «Об исполнительном производстве», позволило выделить ряд проблем принудительного исполнения после возбуждения дела о банкротстве. [12]

Прежде всего, следует отметить проблему, связанную с неоднозначной судебной практикой по вопросу законности возбуждения исполнительного производства после введения в отношении должника процедур банкротства. В большинстве случаев арбитражные суды подтверждали правомерность возбуждения судебными приставами-исполнителями исполнительного производства после введения в отношении должника процедур банкротства. [12]

Особого порядка для возбуждения исполнительного производства в отношении должника, находящегося в процедурах банкротства, Закон «Об исполнительном производстве» не устанавливает. Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства установлены ч.1 ст.31 закона. В перечне оснований, установленных названной нормой, являющемся исчерпывающим, не предусмотрено обстоятельство возбуждения в отношении должника дела о банкротстве. [12]

Факт признания должника-организации несостоятельным (банкротом) сам по себе не может свидетельствовать об отсутствии у судебного пристава-исполнителя полномочий на принудительное исполнение судебного акта, а лишь устанавливает специальный порядок правового регулирования взыскания образовавшейся у должника задолженности в зависимости от ее характера и времени образования. [12]

Также в существующей правоприменительной практике разногласия вызывает классификация задолженности как текущего платежа. Так, в соответствии с п.1 ст.5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. [13]

Особый интерес в данном случае вызывают критерии отнесения к текущим платежам требований исполнительных документов о взыскании государственной пошлины и иных судебных расходов, взыскиваемых судами при рассмотрении дел, с участием должника. [13]

Проблема в квалификации таких задолженностей как текущих платежей связана, в первую очередь, с определением её возникновения, поскольку с момента вынесения судами таких решений, до их вступления в законную силу может пройти достаточное количество времени. [13]

Данное обстоятельство вызвано тем, что процессуальным законодательством Российской Федерации обязательность исполнения судебных актов о взыскании, со стороны по делу наступает именно с момента вступления судебного акта в законную силу. [13]

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве» предусматривает, что если исполнительный документ поступает в службу судебных приставов после принятия судом решения о признании должника банкротом, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании Закона о банкротстве применительно к Закону об исполнительном производстве. [13]

4 стр., 1825 слов

Судебный приказ как исполнительный документ

... исполнительного производства, для должника даёт возможность обжаловать действия судебного пристава-исполнителя и значительно увеличить срок проведения исполнительного производства, а в отдельных случаях и вовсе отменить принудительное исполнение. Судебный приказ как исполнительный ...

Как и в случае с квалификацией требований исполнительного документа о взыскании судебных расходов в качестве текущей задолженности, проблемным является вопрос отнесения к ним и исполнительных документов о взыскании налогов и иных обязательных платежей. Сложность в данном случае заключается в определении периода возникновения таких требований. [13]

По мнению судов Российской Федерации, при определении требований

исполнительного документа о взыскании налогов и обязательных платежей, как текущих платежей необходимо обращать внимание на момент, когда возникла обязанность по их уплате. В частности, таким моментом признается истечение конкретного налогового периода, а не подача налоговой декларации и возможное доначисление налогов и обязательных платежей. [13]

Также рассмотрим проблемы исполнения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате с предприятий и организаций. Обеспечение трудовых прав граждан в части своевременной и полной оплаты труда является одним из приоритетных направлений государственной политики. В связи с этим задачей службы судебных приставов является надлежащее исполнение решений суда и иных органов о взыскании заработной платы. [6]

Общее количество исполнительных производств данной категории, находящихся на исполнении за 6 месяцев 2012 года, с учетом остатка, составило 3592 исполнительное производство на общую сумму 78307 тыс. руб. Аналогичный период 2011 года — 5900 исполнительных производств на сумму взыскания 111445 тыс. рублей. [6]

Эффективность исполнения документов по взысканию задолженности по заработной плате составила от оконченных по количеству 43,7 % и по сумме 28,1 %. В целом, эффективность взыскания задолженности по заработной плате от производств, находившихся на принудительном исполнении, составила по количеству 35,7 %, по сумме 17,9 %. [6] (См. приложение 5)


Как было установлено, основной проблемой исполнения судебных актов судов общей юрисдикции является проблема обеспечения эффективности их исполнения, которая характеризуется тенденцией увеличения числа производств, находящихся на исполнении в службе судебных приставов. Решением данной проблемы является исполнение должником обязанности по исполнительным документам, что может быть выполнено в добровольном или принудительном порядке.

Одним из самых эффективных решений проблем исполнительного производства является создание условий для мотивации должников к добровольному исполнению обязанностей.

В рамках исполнения актов судов общей юрисдикции для создания таких условий могут применяться:

  • меры, направленные на совершенствование системы информирования граждан об имеющейся у них задолженности;
  • меры, направленные на создание дополнительных возможностей для оплаты задолженности;
  • меры, позволяющие сделать сферу исполнительного производства более открытой для общества и способствующие повышению правовой грамотности населения.

Одним из факторов, влияющих на эффективность исполнительного производства, является информирование граждан об имеющейся у них задолженности.

Постановление о возбуждении исполнительного производства с приложением копии исполнительного документа направляется должнику по адресу, который указан в исполнительном документе. После того, как должник получает это постановление, у него есть срок для добровольного исполнения, когда судебный пристав не применяет к нему принудительных мер, а дожидается добровольного погашения суммы долга или добровольного исполнения обязанностей, возложенных на должника судом. После истечения этого срока у судебного пристава-исполнителя появляются основания для принудительного исполнения судебного решения и применения мер, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве. [2]

В настоящее время для удобства граждан Федеральная служба судебных приставов внедряет новые способы информирования об имеющейся у них задолженности и ее оплаты. К таким способам относится информационный сервис официального интернет-сайта www.fssprus.ru «Информирование о задолженности в рамках исполнительного производства и способах её погашения», внедрение SMS-информирования. [11]

Для осуществления мер, направленных на создание дополнительных возможностей для оплаты задолженности Федеральной службой судебных приставов организуется взаимодействие с Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России», коммерческими банками РФ и финансовыми органами, совместно с которыми прорабатываются вопросы оплаты задолженности с использованием сетей общего пользования и различных электронных платежных систем, в том числе с использованием портативных кассовых терминалов. Перечисленные меры создают дополнительные возможности для добровольной оплаты задолженности в рамках исполнительных производств и, соответственно, снижают количество поступающих в службу судебных приставов исполнительных документов. [11]

Подобная практика уже имеется в деятельности ФССП России. Так Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области заключило договор с Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России», согласно которому в отделениях почтовой связи организуется прием платежей по исполнительным документам. [11]

Внедрение систем электронной оплаты способствует снижению коррупционной составляющей, так как денежные средства поступают прямо на депозитные счета структурных подразделений ФССП России, снижению нагрузки на судебных приставов при приёме платежей от физических лиц, предоставлению физическому лицу возможности контролировать задолженность. Также предоставляет гражданам возможность оплаты задолженности в любое удобное время в местах шаговой доступности, что позволяет значительно сэкономить время для осуществления платежа. Внедрение электронной оплаты минимизирует возможности возникновения ошибок, поскольку практически полностью исключается бумажный документооборот и ручное заполнение документов, сокращает сроки, связанные с обработкой информации о платежах должников. [11]

В настоящее время Федеральной службой судебных приставов проводятся работы по централизованному внедрению систем электронной оплаты и систем оповещения должников. [11]

К мерам, позволяющим сделать сферу исполнительного производства более открытой для общества и способствующим повышению правовой грамотности населения, относится проведение в Управлениях Федерально службы судебных приставов «Дня открытых дверей». Во время этого мероприятий должники могут оплатить образовавшуюся задолженность, получить консультации в рамках действующих законов №118-ФЗ «О судебных приставах», №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». [14]

Практика показала эффективность подобной формы работы. В «День открытых дверей», проводимый в УФССП России по Костромской области 3 мая 2012 года, фактическим исполнением окончено 848 исполнительных, взыскано 3 млн. 212 тыс. руб. [14]

Также к данным мерам относится проведение разъяснительной работы в средствах массовой информации.

К примеру, одним из приоритетных направлений своей работы Управление Федеральной службы судебных приставов России по Костромской области считает совершенствование и укрепление взаимодействия со средствами массовой информации, объективное информирование населения о деятельности Федеральной службы судебных приставов, формирование положительного имиджа Федеральной службы судебных приставов в обществе. [15]

За 11 месяцев 2012 года в СМИ и в Интернет-изданиях размещено более 800 материалов, касающихся деятельности Управления. [15]

В отношении задолженности по алиментам к мерам по созданию условий для мотивации должников к добровольному исполнению обязанностей можно также отнести:

  • меры, направленные на формирование в общественном сознании нетерпимого отношения к злостным неплательщикам алиментов;
  • меры, направленные на пробуждение сознания граждан по отношению к детям и укрепление семейных ценностей;
  • помощь безработным алиментщикам в трудоустройстве.

Взыскание алиментных обязательств является приоритетным направлением работы судебных приставов.

В качестве мер, способствующих формированию общественной нетерпимости к неплательщикам алиментов, выступает применение социальной рекламы в СМИ, а также в различных общественных местах: на мониторах, размещенных в салонах пассажирского городского транспорта, на светодиодных экранах, на уличных рекламных баннерах и плакатах, информационных щитах. Социальная реклама также способствует осуществлению принудительных мер воздействия на неплательщиков алиментов, установлению их фактического местонахождения. [11]

Меры, направленные на пробуждение сознания граждан по отношению к детям и укрепление семейных ценностей, осуществляются через взаимодействие с различными религиозными конфессиями.

В рамках реализации положений Протокола «О намерениях в области взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Русской православной церкви» от 23.06.2009 в большинстве регионов РФ осуществляется активное взаимодействие судебных приставов-исполнителей с представителями Русской православной церкви. [11]

Основной формой сотрудничества является привлечение священнослужителей к проведению разъяснительной работы в виде встреч, бесед с должниками по исполнительным производствам, возбужденным на основании исполнительных документов различных категорий взыскания. Встречи проводятся в церквях или приходах епархии Русской православной церкви, а также в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России. [11]

Аналогичная работа проводится с должниками — представителями другой крупнейшей конфессии — мусульманства, особенно в местах компактного проживания российских мусульман. [11]

Результатом взаимодействия с представителями религиозных конфессий являются факты, когда должниками без применения к ним мер принудительного исполнения со стороны судебного пристава-исполнителя в добровольном порядке исполняются возложенные на них обязательства. [11]

Трудоустройство должников способствует выполнению ими алиментных обязательств. Несмотря на недостаток рабочих мест, активная позиция ряда территориальных органов ФССП России в вопросах трудоустройства должников способствует достижению поставленных целей. К примеру, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Костромской области налажено взаимодействие с службой занятости населения Костромской области, что позволяет трудоустраивать должников по алиментным обязательствам. По состоянию на 1.04.2012 года судебными приставами-исполнителями в органы службы занятости населения направлены 645 должников по алиментам для трудоустройства, обратилось (встали на учет) в органы службы занятости населения 45 должников, из них трудоустроены 11. [6]

В том случае, если должник не исполняет требования исполнительных документов в добровольном порядке, то в отношении него судебный пристав-исполнитель может применять исполнительные действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на принуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Одной из важнейших гарантий для обеспечения фактического исполнения требований исполнительных документов служит эффективная организация процесса розыска должников и их имущества. Это направление деятельности ФССП России является сегодня одним из перспективных, особенно в условиях складывающейся социально-экономической ситуации, повышения правовой грамотности населения и попыток должников скрыть принадлежащее им имущество, для исключения возможности обращения на него взыскания.

Для производства розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, по заявлению взыскателя вправе использовать сведения, полученные в результате осуществления частной детективной (сыскной) деятельности, а для производства розыска должника-гражданина или ребенка также использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации. [2]

В целях реализации данной нормы в Костромской области сотрудники УФССП России размещают в СМИ, сети «Интернет» фотографии должников, объявленных в розыск. [11]

Необходимо совершенствовать законодательство в части, касающейся привлечения частных детективных агентств и адвокатских объединений в исполнительное производство, например, в целях осуществления частными детективными агентствами розыска имущества должников. Следует также обеспечить доступ этих лиц к соответствующим информационным ресурсам.

В структурных подразделениях Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области заведено 151 дело по розыску должников по алиментным обязательствам, 43 прекращено с розыском. Во всех случаях разысканные лица были опрошены по факту невыполнения решения суда и предупреждены об уголовной ответственности по ст.157 УК РФ. В 8 случаях было установлено место работы, куда были направлены документы для удержания задолженности из заработной платы. [6]

Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока. [2]

Меры принудительного исполнения могут применяться при совокупности следующих условий:

  • исполнительный документ, по которому совершаются эти исполнительные действия, должен быть выдан на основании судебного акта или являться судебным актом;
  • судебным приставом-исполнителем назначен срок для добровольного исполнения требований или срок для исполнения неимущественных требований в случаях, установленных гл.13 Закона об исполнительном производстве, но должник не исполнил требование в установленный срок;
  • у должника отсутствовали уважительные причины для неисполнения требований исполнительного документа (отсутствие денежных средств не относится к уважительным причинам).

    [2]

В целях взыскания алиментов судебными приставами-исполнителями применяется комплексный подход, сочетающий как меры принудительного характера, так и меры, направленные на побуждение должников к исполнению возложенных на них обязанностей.

Закон дает право взыскивать алименты в принудительном порядке. В зависимости от того, сколько детей остается на попечении одного из родителей, алименты взыскиваются в размере 1/4 заработной платы или иного дохода на содержание одного ребенка, в размере 1/3 — на двоих детей, в размере 1/2 — на трех и более детей. Принудительное исполнение вступивших в силу судебных решений по взысканию алиментных платежей возложено на службу судебных приставов. [2]

Одним из основных способов исполнения решения суда о взыскании алиментных платежей, является установление места работы должника и направление копии исполнительного документа для удержаний алиментных платежей из его заработной платы, который также учитывает специфику и периодический характер выплат.

Территориальными органами ФССП России ведется работа по проведению сверок поступления исполнительных документов о взыскании алиментных платежей с государственными образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [11]

Судебные приставы-исполнители проводят целенаправленную работу по осуществлению контроля за правильностью удержания алиментов из заработной платы должников и своевременностью их перечисления. [11]

Для этого ФССП РФ организует ведение реестров организаций-работодателей, производящих удержания алиментов из заработной платы (доходов) должника, а также проведение проверок бухгалтерий организаций-работодателей, в соответствии с утвержденными графиками. [11]

В отделе организации исполнительного производства УФССП России по Костромской области разработана памятка для бухгалтеров по удержанию денежных средств из заработной платы и иных доходов должника. Памятки направляются судебными приставами-исполнителями с копией исполнительного документа по месту работы должника, а также вручаются бухгалтерам организаций в ходе проверок и при обращении бухгалтеров к судебному приставу-исполнителю по вопросам взыскания или удержания денежных средств. Судебными приставами — исполнителями ежемесячно, в соответствии с составленным реестром организаций (предприятий), производящих удержание из заработной платы (доходов) должника, проводятся проверки бухгалтерий на предмет правильности начисления и своевременности перечисления денежных средств, а также своевременности возвращения исполнительных документов в структурные подразделения УФССП России по Костромской области в связи с увольнением должника. За шесть месяцев 2012 года судебными приставами — исполнителями проведено 532 проверок, по результатам которых 26 должностных лиц привлечены к административной ответственности. [11]

Серьезным мотивационным фактором и достаточно эффективным механизмом принуждения, особенно в отношении платежеспособных должников, уклоняющихся от уплаты алиментов, является ограничение должников в выезде из Российской Федерации.

В Костромской области за первый квартал судебными приставами-исполнителями вынесено 182 постановления о временном ограничении выезда за пределы РФ (за аналогичный период 2011 года было вынесено 55 постановлений).

[6]

Также ограничение выезда за пределы РФ применяется при взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги и кредитной задолженности. В Костромской области за первое полугодие 2012 года по исполнительным производствам о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным платежам судебными приставами-исполнителями Управления вынесено 14 постановлений о временном ограничении права выезда за пределы РФ, по кредитной задолженности — 93 постановления об ограничении права выезда должников за пределы РФ по исполнительным производствам с общей суммой взыскания 444055 тыс. руб. [6]

В целях исключения фактов незаконного ограничения конституционных прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения при организации работы по временному ограничению выезда должников из Российской Федерации необходимо обеспечивать надлежащее уведомление должников о возбуждении в отношении них исполнительных производств, а также о применении данной меры. [11]

Копии постановления об установлении временного ограничения на выезд из Российской Федерации необходимо направлять должникам, как по месту их регистрации, так и по месту фактического проживания, а также по адресу, указанному в исполнительном документе. [11]

При отсутствии сведений о местонахождении должника (данных о его постоянной (временной) регистрации) либо его имущества, постановление о временном ограничении на выезд из Российской Федерации следует выносить только в рамках заведенного розыскного дела в отношении должника либо его имущества. [11]

Эффективной мерой воздействия является ограничение специальных прав должника, установленное соответствующим разрешением (решением) или лицензией. Это могут быть приостановление действия (отзыв) водительских прав, приостановление действия профессиональных лицензий, отказ в получении специальных разрешений на охоту, рыбалку, занятие различными видами водного спорта и др. [11]

Ограничение специальных прав должника активно используется во многих зарубежных государствах в качестве действенной меры принудительного исполнения, в том числе в США, Канаде, Израиле, Польше, Великобритании, Финляндии и других странах. [11]

Например, депутатами Госдумы РФ и членами Совета Федерации 15 ноября 2012 года был внесен на рассмотрение нижней палаты законопроект, согласно которому предлагается временно лишать водительских прав в случае неуплаты алиментов и задолженности в сумме более 5 тысяч рублей. [11]

Эту меру нельзя будет применять, если такое ограничение лишит должника его основного источника доходов, если он (должник) является инвалидом или на его иждивении находится инвалид первой или второй группы, либо если сумма задолженности по алиментам не превышает 5 тысяч рублей. [11]

В Уголовном кодексе Российской Федерации за злостную неуплату алиментов на содержание несовершеннолетних детей (ч.1 ст.157 УК РФ) предусматривается наказание в виде исправительных работ на срок до одного года, либо принудительных работ на тот же срок (применяется с 1 января 2013 года), либо ареста на срок до трех месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года. [11]

Также в качестве мер принудительного исполнения ФССП РФ может применять санкции штрафного характера, а именно исполнительный сбор. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. [2]

Этот сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. [2]

С начала 2012 года судебными приставами Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области сумма исполнительского сбора, взысканная и перечисленная в бюджет Российской Федерации, составила 14 339 тыс. руб. [6]

Наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества также является эффективной мерой принудительного взыскания алиментов или других задолженностей.

За 8 месяцев 2012 года судебными приставами-исполнителями УФССП России по Костромской области направлено на реализацию арестованное имущество на сумму 514 872 тыс. руб. От продажи имущества должников получено 35 510 тыс. руб. На территории Костромской области реализацию арестованного имущества осуществляют 2 организации, заключившие государственные контракты с ТУ Росимущества на осуществление продажи данного вида имущества. Основную массу проданного имущества составляет недвижимость, автотранспорт, сотовые телефоны. [6]

Эффективное взыскание задолженности по налогам с физических лиц возможно, если ФССП РФ будут применяться меры, направленные на организацию взаимодействия с ФНС РФ и ГИБДД. К таким мерам относятся совместные рейды с ГИБДД и инспекторами налоговой службы, в ходе которых выявляют среди автолюбителей должников — прежде всего по штрафам ГИБДД и транспортному налогу.

Еженедельно в отделе судебных приставов № 1 г. Костромы совместно с сотрудниками ФНС № 7 на территории Костромского района проводятся рейдовые мероприятия по взысканию транспортного налога. В результате проведения целевых рейдовых мероприятий за восемь месяцев 2012 года по территории Костромского муниципального района взыскана сумма транспортного налога 1429 тыс. руб., произведен арест имущества должников на сумму более 430 тыс. руб. Данная работа проводится на постоянной основе. [6]

Таким образом, основной проблемой исполнения судебных актов судов общей юрисдикции является проблема обеспечения эффективности их исполнения. Создание условий для мотивации должников к добровольному исполнению обязанностей предполагает применение мер, направленных на совершенствование системы информирования граждан об имеющейся у них задолженности; мер, направленных на создание дополнительных возможностей для оплаты задолженности; мер, позволяющих сделать сферу исполнительного производства более открытой для общества и способствующих повышению правовой грамотности населения. В отношении задолженности по алиментам применяются меры, направленные на формирование в общественном сознании нетерпимого отношения к злостным неплательщикам алиментов; меры, направленные на пробуждение сознания граждан по отношению к детям и укрепление семейных ценностей; помощь безработным алиментщикам в трудоустройстве.

Одним из наиболее эффективных исполнительных действий, позволяющих решить многие проблемы исполнительного производства, является розыск должника и его имущества.


К основным проблемам исполнения судебных актов арбитражных судов относится недостаточная его эффективность, а также сложности принудительного исполнения исполнительных документов после возбуждения дела о банкротстве.

Решению соответствующих проблем будет способствовать совершенствование Закона об исполнительном производстве в части обращения взыскания на имущество должника-организации и должника — индивидуального предпринимателя после возбуждения дела о банкротстве, а также подготовка ФССП России методических рекомендаций, определяющих алгоритм действий судебных приставов-исполнителей в процессе исполнения исполнительных документов при введении в отношении должника-организации и должника — индивидуального предпринимателя процедур банкротства. [12]

Среди мер, которые уже были приняты для решения проблем исполнения судебных актов после возбуждения в отношении должника-организации дела о банкротстве, можно выделить принятие Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ Постановления от 23 июля 2009 г. № 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве».

Для своевременного, полного и правильного исполнения требований исполнительного документа судебные приставы-исполнители могут применять такие методы, как:

  • ограничение проведения расходных операций по кассе;
  • наложение ареста на денежные средства на расчетном счете должника в банке, списание денежных средств с расчетного счета должника и перечисление их на счет взыскателя;
  • обращение взыскания на дебиторскую задолженность путем внесения (перечисления) дебитором дебиторской задолженности на депозитный счет отдела судебных приставов;
  • процесс розыска имущества должников-организаций для последующего обращения на него взыскания;
  • наложение ареста на имущество и передача арестованного имущества на реализацию;
  • обращение взыскания на имущественные права: право требования в качестве взыскателя по исполнительному документу, доля в праве общей собственности (уставном капитале), исключительное право на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, товарные знаки, право получения платежей за поставленную продукцию (по договору поставки готовой продукции), право на долгосрочную аренду недвижимого имущества;
  • дисциплинарная, административная или уголовная ответственность работодателей за невыплату заработной платы. [2]

С января 2012 года в связи с нормативным закреплением за ФССП России в полном объеме функции по производству розыска, объявленного в рамках исполнительного производства, сформированы правовые предпосылки для развития нового вида розыскной деятельности — исполнительно-процессуального розыска. [11]

Для проведения розыскных мероприятий расширены полномочия судебных приставов-исполнителей, в частности, им предоставлено право запрашивать сведения из банка данных оперативно-справочной, розыскной информации, Бюро кредитных историй, а в некоторых случаях на безвозмездной основе использовать возможности средств массовой информации. Кроме того, впервые у судебного пристава-исполнителя появилось право в процессе принудительного исполнения по заявлению взыскателя использовать информацию, полученную от детективных агентств. [11]

За 6 месяцев 2012 года судебными приставами-исполнителями Костромской области 1025 раз применялась такая мера принудительного исполнения как арест имущества должников. Стоимость арестованного имущества должников в 2012 году составила 430 826 тыс. руб. Передано на реализацию арестованное имущество должников на общую сумму 303288 тыс. руб., реализовано имущество должников на 26 934 тыс. руб., возвращено в связи с признанием торгов несостоявшимися либо невозможностью реализации имущества на комиссионных началах — на сумму 154 872 тыс. руб. [6]

Итоги работы Управления по линии ареста имущества должников за первое полугодие 2012 года свидетельствуют о повышении эффективности работы судебных приставов-исполнителей по выявлению ликвидного заложенного имущества. [6]

В целях повышения эффективности реализации арестованного имущества Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области до 01.12.2012 года заключены государственные контракты с тремя поверенными организациями по оказанию услуг по реализации арестованного имущества. [6]

Если у должника нет имущества, на которое можно обратить взыскание, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении исполнительного документа взыскателю. Аналогичным образом поступают, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему ценностей, находящихся в кредитных организациях (кроме случаев розыска должника или его имущества).

[16]

В указанных ситуациях обязательство, по которому вынесено указанное постановление, для целей налогообложения прибыли признается безнадежным долгом. [16]

В случае если для реализации представлено дорогостоящее имущество, то целесообразна его реализация посредством электронных торгов. Данный метод способствует снижению коррупционной составляющей. Электронные торги позволяют реализовать арестованное имущество по реальной рыночной стоимости. Но они предусматривают определенную процедуру и определенные требования к этой процедуре: наличие подтверждающей электронно-цифровой подписи, необходимость обязательного внесения авансового платежа, оплата услуг электронной площадки. Поэтому проводить электронные торги для реализации арестованного имущества на всей территории Российской Федерации пока не представляется возможным. [11]

В отношении организаций-должников по заработной плате целесообразно применение дисциплинарной, административной или уголовной ответственности работодателей. Задолженность по зарплате на предприятиях Костромской области за 2011 год сократилась в семь раз. Сумма долга работодателей перед своими работниками сейчас составляет около 5 миллионов рублей. [6]

Такого сокращения удалось добиться совместными усилиями — власти и надзорных органов. По итогам прокурорских проверок, за невыплату зарплаты было дисквалифицировано 7 руководителей предприятий, против четверых возбуждены уголовные дела. Сейчас долги по зарплате имеются на 10 предприятиях и в организациях региона. [6]

Таким образом, основными проблемами исполнения судебных актов арбитражных судов являются недостаточная его эффективность и сложности принудительного исполнения исполнительных документов после возбуждения дела о банкротстве.

Решению соответствующих проблем будет способствовать совершенствование Закона об исполнительном производстве, подготовка ФССП России методических рекомендаций, определяющих алгоритм действий судебных приставов-исполнителей в процессе исполнения исполнительных документов при введении в отношении должника-организации и должника — индивидуального предпринимателя процедур банкротства. Среди мер, которые уже были приняты, можно выделить принятие Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ Постановления от 23 июля 2009 г. № 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве».


Исполнительное производство — это процесс принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на участников имущественного оборота обязанности по передаче другим участникам (гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты) денежных средств или иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий. Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

К проблемам исполнения судебных актов судов общей юрисдикции относятся проблемы обеспечения эффективности их исполнения — тенденция увеличения числа исполнительных производств, находящихся на исполнении в службе судебных приставов; проблема большого количества исполнительных документов по незначительным суммам, находящихся в ФССП России; увеличение нагрузки по количеству возбужденных исполнительных производств и по окончанию исполнительных производств на одного судебного пристава-исполнителя; значительное увеличение переходящего с прошлого года остатка неоконченных исполнительных производств; низкий уровень добровольного исполнения обязанностей должниками.

Взыскание алиментов является приоритетным направлением работы Федеральной Службы судебных приставов. Эффективному исполнению судебных решений, относящихся к данной категории, препятствуют существующие в обществе социально-экономические проблемы, асоциальный образ жизни алиментообязанных лиц, отсутствие у должников постоянного места работы, «серые» зарплаты, начисляемые должникам, а также отсутствие единой информационной базы сведений о месте работы граждан.

Для решения проблем исполнения актов судов общей юрисдикции применяется создание условий для мотивации должников к добровольному исполнению обязанностей. Одним из наиболее эффективных исполнительных действий, позволяющих решить многие проблемы исполнительного производства, является розыск должника и его имущества.

В качестве мер принудительного исполнения применяются ограничение должников в выезде из Российской Федерации, ограничение специальных прав должника, санкции штрафного характера, наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц и другие меры.

Серьезным проблемным аспектом исполнительного производства в отношении юридических лиц в настоящее время является принудительное исполнение исполнительных документов после возбуждения дела о банкротстве. При этом возникают проблемы, связанные с неоднозначной судебной практикой по вопросу законности возбуждения исполнительного производства после введения в отношении должника процедур банкротства. Также в существующей правоприменительной практике разногласия вызывает классификация задолженности как текущего платежа, что способствует возникновению проблемы исполнения судебных решений о взыскании налогов и иных обязательных платежей, а также задолженности предприятий по заработной плате.


1. Маилян С.С. Исполнительное производство: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / С.С. Маилян и др.; под ред.С. С. Маиляна, А.Н. Кузбагарова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. — 303 с.

2. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ. — справочно-информационная система «Консультант Плюс».


Приложение 2

Статистические данные по эффективности взимания алиментов в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Костромской области


Приложение 3

Статистические данные о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным услугам в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Костромской области


Приложение 4

Статистические данные о взыскании задолженности по кредитам в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Костромской области


Приложение 5

Статистические данные о взыскании задолженности по заработной плате в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Костромской области

Актуальные проблемы исполнения судебных актов арбитражных судов и судов общей юрисдикции 1