Структура и деятельность органов Государственной власти в г.Москве

До настоящего времени специального исследования системы органов законодательной и исполнительной власти города Москвы не было проведено. Недостаточно изучена и история вопроса. Первой попыткой такого комплексного исследования, было издание учебного пособия, подготовленного авторским коллективом под редакцией профессора С.А. Авакьяна «Государственная власть и местное самоуправление в Москве» (М.: Изд-во МГУ, 2001).

Цель исследования — анализ структуры и деятельности современной системы органов исполнительной власти в городе Москве.

Предметом и объектом исследования является организация и деятельность системы органов законодательной и исполнительной власти города Москвы.

1. Правительство Москвы

1.1.Место правительства в системе органов государственной власти субъекта г. Москвы

Согласно конституции РФ Москва наравне с Санкт-Петербургом является самостоятельным субъектом федерации, так называемым городом федерального значения.

Исполнительную власть в Москве осуществляет Правительство Москвы во главе с Мэром, законодательную — Московская городская Дума, состоящая из 35 депутатов, 20 из которых с 2005 года избираются по партийной системе, 15 — по мажоритарной системе. В связи с введением нового порядка избрания глав субъектов федерации Мэр назначается Президентом с согласия местного законодательного собрания. Последние прямые выборы мэра прошли 7 декабря 2003 года.

Управление на местах осуществляется посредством десяти префектур, объединяющих районы Москвы в административные округа по территориальному признаку, и 125 районных управ. Согласно закону «Об организации местного самоуправления в городе Москве», с начала 2003 года исполнительными органами местного самоуправления являются муниципалитеты, представительными органами — муниципальные собрания, члены которых избираются в соответствии с Уставом внутригородского муниципального образования.

Принципы функционирования органов исполнительной власти Москвы, а также органов местного самоуправления в городе определяются Уставом города Москвы и иными нормативными актами города.

1.2.Структура и функции правительства

В соответствии с Уставом города Москвы (Основной закон города Москвы) высшим исполнительным органом государственной власти города является Правительство Москвы.

В Правительство Москвы входят Мэр Москвы, заместители Мэра Москвы в Правительстве Москвы (в том числе первые), руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы в ранге первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, министры Правительства Москвы и префекты административных округов в ранге министров Правительства Москвы.

18 стр., 8576 слов

Система органов власти субъектов Российской Федерации

... и исполнительных органов власти. Правда, закон 1999г. не отстраняет конституции республик и уставы края, области, города федерального значения, автономной области, автономного ... органы, аналогичные Президенту, Федеральному Собранию и Правительству на федеральном уровне2 . Другие полагали, что слепое, бездумное копирование на уровне субъекта федерации системы высших органов государственной власти ...

Правительство Москвы в пределах своих полномочий:

  • осуществляет защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина;
  • осуществляет комплексное регулирование в социально-экономической сфере и сфере жилищно-коммунального хозяйства;
  • осуществляет меры по обеспечению единства городского хозяйства и развитию города;
  • разрабатывает и утверждает городские целевые программы и обеспечивает их реализацию;
  • осуществляет инвестиционную политику и функции городского инвестора;
  • учреждает организации, назначает и освобождает от должности их руководителей;
  • осуществляет законопроектную работу в порядке, установленном законами и иными правовыми актами города Москвы;
  • направляет при необходимости в Конституционный Суд Российской Федерации запросы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в том числе для разрешения споров о компетенции.

Правительство Москвы оказывает государственную поддержку развитию местного самоуправления, взаимодействует с органами местного самоуправления в порядке и формах, установленных действующим законодательством.

Созыв заседаний Правительства Москвы осуществляется Мэром или лицом, исполняющим его обязанности.

Отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы, подведомственными Правительству Москвы, являются департаменты, комитеты, главные управления, управления, инспекции.

Территориальными органами исполнительной власти города, подведомственными Правительству Москвы, являются 10 префектур административных округов, возглавляемых префектами административных округов, и 123 управы районов, возглавляемые главами управ районов.

Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города распределены по пяти приоритетным для столицы направлениям — комплексам городского управления (за исключением отдельных служб, непосредственно подчиненных Мэру Москвы).

Комплексы возглавляют четыре первых заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы[1].

В сфере экономики города значительную роль играет Комплекс экономической политики и развития города Москвы. Основными направлениями его работы являются:

  • экономическая политика, разработка и реализация прогнозов и программ развития экономики города, обеспечение взаимодействия всех органов государственной власти Москвы в этом направлении;
  • привлечение инвестиций в экономику города с использованием механизмов фондового рынка;
  • разработка и реализация инвестиционной, финансовой, тарифной, ценовой и налоговой политики Правительства;
  • размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;
  • финансовое обеспечение отраслей и предприятий, привлечение инвестиций, в том числе иностранных;
  • ценовая и тарифная политика, в том числе их методология;
  • общая координация деятельности органов исполнительной власти города в области страхования и аудита и их взаимодействия со страховыми организациями и аудиторскими компаниями;
  • взаимодействие города с субъектами отечественного и зарубежного финансового и фондового рынков (банки, биржи, страховые компании, институционные инвесторы и другие);
  • координация работы по осуществлению административной реформы в городе;
  • координация работы по регулированию лотерейной деятельности;
  • координация деятельности городских структур по реализации в Москве демографической политики и др.

Очень важные для москвичей направления работы Правительства Москвы возложены на Комплекс социальной сферы города Москвы. В основу его деятельности входят:

17 стр., 8030 слов

Государственный контроль в сфере исполнительной власти

... государственных органов, а с другой - как организационно-правовой способ обеспечения законности в сфере деятельности исполнительной власти (государственном управлении). В настоящее время некоторые аспекты государственного контроля регулируются отдельными нормативными правовыми документами, ...

  • разработка и осуществление политики в социальной сфере;
  • организация работы по оказанию населению города лечебно-профилактической помощи, осуществление контроля за реализацией городских программ медицинской помощи и сохранением гарантированного уровня бесплатной медицинской помощи;
  • организация работы по обеспечению санитарно-эпидемиологического и ветеринарно-эпизоотического благополучия населения;
  • деятельность в сфере дошкольного, общего среднего, высшего профессионального и послевузовского образования;
  • реализация государственной семейной и молодежной политики и координация деятельности в этой области других органов исполнительной власти города;
  • осуществление политики города в области культуры, искусства, кинопроката, охраны и использования культурных ценностей, отнесенных к движимым памятникам истории и культуры;
  • деятельность в области труда, содействие занятости населения и взаимодействие с профсоюзными, ветеранскими, молодежными, детскими и другими общественными объединениями;
  • координация деятельности аптечных предприятий города Москвы;
  • организация работы органов ЗАГС по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории города;
  • реализация программ социальной защиты жителей города, поддержки инвалидов, пенсионеров, семей с детьми и малообеспеченных граждан, а также профилактики детской беспризорности и безнадзорности;
  • участие в размещении городского государственного заказа на предприятиях и в организациях Москвы, производящих товары для нужд социальной сферы, контроль за его исполнением;
  • привлечение инвестиций, в том числе иностранных, для реализации проектов и программ общегородского значения в социальной сфере;
  • осуществление жилищной политики, реализация задач обеспечения граждан жилой площадью, развитие ипотечного кредитования;
  • привлечение и оказание гуманитарной помощи и др.

Заместители Мэра Москвы в Правительстве Москвы и министры Правительства Москвы в соответствии с распределением обязанностей координируют работу департаментов, комитетов, главных управлений, управлений, инспекций и префектур административных округов, а также иных городских организаций, контролируют их деятельность и дают им поручения.

1.3.Полномочия организации работы правительства Москвы

Правительство Москвы правомочно решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению исполнительной власти города Москвы — субъекта Российской Федерации, кроме тех, которые входят согласно федеральному законодательству и законодательству города Москвы в компетенцию федеральных органов исполнительной власти и Мэра Москвы.

2 стр., 811 слов

Способы обеспечения законности в сфере деятельности исполнительной власти

... и процедурами, но все используются для защиты законности в сфере деятельности исполнительной власти, и при этом государственной администрации принадлежит ведущая роль. Только в процессе исполнительно-распорядительной деятельности используется дисциплинарное и административное (т. е. ...

Правительство Москвы осуществляет обширные полномочия в сфере экономики, городского хозяйства, градостроительства и землепользования, природопользования и охраны окружающей среды, социальной сфере, в сфере развития международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей, обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью.

В структуру органов исполнительной власти города Москвы, подведомственных Правительству Москвы, входят отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города, которые осуществляют исполнительно- распорядительные функции в определенных отраслях и сферах деятельности города[2].

Для координации деятельности органов исполнительной власти города, подведомственных Правительству Москвы, могут создаваться комплексы городского управления.

Коррективы федерального законодательства, регламентирующего разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, перечень вопросов местного значения муниципальных образований, а также Устава города Москвы кардинальным образом изменили перечень полномочий Правительства Москвы и существенно затронули вопросы организации и деятельности высшего органа исполнительной власти города.

Вывод: В соответствии с Уставом города Москвы (Основной закон города Москвы) высшим исполнительным органом государственной власти города является Правительство Москвы.

В Правительство Москвы входят Мэр Москвы, заместители Мэра Москвы в Правительстве Москвы (в том числе первые), руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы в ранге первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, министры Правительства Москвы и префекты административных округов в ранге министров Правительства Москвы. Правительство Москвы осуществляет обширные полномочия в сфере экономики, городского хозяйства, градостроительства и землепользования, природопользования и охраны окружающей среды, социальной сфере, в сфере развития международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей, обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью[3].