Организация исполнительной власти в Республике Беларусь

Принятая 15 марта 1994 года Конституция Республики Беларусь впервые закрепила принцип разделения властей в нашей стране. Принцип разделения властей означает, что каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) обладает только ей присущими полномочиями и действует в пределах своих полномочий, не вмешиваясь в деятельность других властей. Так, Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом (ст.90 Конституции).

Исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство – Совет Министров — центральный орган государственного управления, который обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента (ст.ст. 106 и 107 Конституции).

Судебная власть осуществляет правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов (ст.112 Основного Закона).

Закрепленное в статье 6 Конституции Республики Беларусь разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную вовсе не означает отсутствие их взаимодействия. В этой связи учреждается пост главы государства, который является должностным лицом, занимающим высшее место в системе государственных органов.

Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов. Он является Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти (ст.79 Конституции).

Таким образом, на Президента возлагаются функции арбитра между властями. В этом и заключается особенность его статуса – с одной стороны, он выступает в качестве арбитра, с другой – сам может активно руководить правительством, подчиненными ему органами.

В пределах своих полномочий государственные органы самостоятельны. Их самостоятельность гарантирована Конституцией и другими законами Республики Беларусь прежде всего через определение полномочий, порядка формирования, организации и обеспечения гарантий деятельности этих органов. Оставаясь самостоятельными, государственные органы взаимодействуют между собой, так как они призваны осуществлять функции государства, которые распространяют свою власть на все общество, в необходимых случаях опираясь на средства и меры принуждения.

Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы.

Цель написания курсовой работы – рассмотреть вопросы, связанные с организацией исполнительной власти в Республике Беларусь.

17 стр., 8085 слов

Конституция Французской Республики

... государства. Франция является демократической страной, а опыт становления демократии особенно важен для современной России. 1. Основное содержание Конституции 1946г. и государственный строй IV республики ... высшей судебной власти в государстве. Правые партии желали видеть судебную власть независимой не ... Верховным советом (совещательный орган), ничего не меняло. Сама же конституция 27 октября 1946 ...

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. дать определение понятию органов исполнительной власти;

2. охарактеризовать систему органов исполнительной власти, организационно-правовые основы его построения;

3. рассмотреть существующие виды органов исполнительной власти;

4. раскрыть основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти в Республике Беларусь;

5. проанализировать организационную структуру и штаты органов исполнительной власти в Республике Беларусь.

При написании работы использовались нормативные, законодательные материалы, а также учебные пособия белорусских и российских авторов.

1. Органы исполнительной власти

1.1 Понятие органов исполнительной власти

Орган исполнительной власти — это организация, которая являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.[3, с.81]

Из определения следует, что этот орган

  • является частью государственного аппарата (Министерство путей сообщения является частицей Правительства);
  • имеет свою структуру (которую определяет Правительство);
  • имеет территориальный масштаб деятельности и свою компетенцию (действует на определенной территории);
  • образована в соответствии с законодательством;
  • выступает от имени государства (например, когда Правительство осуществляет свою деятельность за пределами Республики Беларусь);
  • осуществляет руководство в различных сферах деятельности (в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической).

Образование, структура, порядок деятельности и компетенция органов исполнительной власти (их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности) определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией Республики Беларусь, положениями об органах (например, Положение «О Министерстве внутренних дел Республики Беларусь).[3, с.81]

Все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью, а именно правоспособностью и дееспособностью.

Административная правоспособность и дееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и прекращается в связи с их упразднением.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

Характерные черты органов исполнительной власти:[3, с.82]

8 стр., 3501 слов

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления ...

... административного права. Одним из немаловажных коллективных субъектов административного права являются органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Именно эти органы играют решающую роль в государственном управлении, именно эти органы наделены государственно- властными полномочиями при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности. Орган исполнительной власти ...

  • осуществляют исполнительно- распорядительную деятельность;
  • наделены оперативной самостоятельностью;
  • имеют, как правило, постоянные штаты;
  • как правило, образуются вышестоящими органами;
  • наделены правом распорядительства (правом издавать подзаконные юридические акты, в том числе акты нормативного характера);

— подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам управления. При этом органы государственного управления могут действовать в рамках двойного подчинения — вертикальном и горизонтальном. В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централизации, двойное подчинение отсутствует (управление оборонной промышленностью, управление службой безопасности и т.д.)

2. Система органов исполнительной власти, организационно-правовые основы его построения

1.Республиканские органы исполнительной власти Республики Беларусь:

  • Президент (администрация Президента);
  • Правительство Республики Беларусь;
  • республиканские министерства;
  • государственные комитеты, службы;
  • республиканские комиссии, надзоры;
  • республиканские агенства.

2. Местные органы исполнительной власти Республики Беларусь –

Систему и структуру республиканских органов исполнительной власти определяет Президент Республики Беларусь[17]

Республиканские органы исполнительной власти (центральные органы) функционируют в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах. Они осуществляют общее руководство соответствующими отраслями, как правило не руководят непосредственно предприятиями и организациями. В настоящее время нет нормативно-правовых актов, которые бы устанавливали общие основы правового положения республиканских органов исполнительной власти. Объем и характер их полномочий определяются особенностями порученных им отраслей и сфер деятельности.

Система и формы местных органов исполнительной власти определяются Конституцией Республики Беларусь, законами и иными актами. Система и формы органов других субъектов Республики Беларусь определяются их Уставами и иными правовыми актами в соответствии с законами и указами Президента Республики Беларусь.

Примерно так-же образуются и соответствующие администрации. Структура администрации определяется Уставом данного субъекта Республики Беларусь, или в установленном им порядке.

Но не во всех областях руководитель субъекта Республики Беларусь является главой администрации.

3. Виды органов исполнительной власти

В соответствии с республиканским государственным устройством:[ 16, с.45]

  • республиканские органы исполнительной власти, распространяющие свою деятельность на всю территорию Республики Беларусь (Президент Республики Беларусь и Администрация Президента, Правительство Республики Беларусь, министерства, государственные комитеты и иные республиканские органы исполнительной власти);
  • региональные органы исполнительной власти, действующие на территории определенных регионов, т.е.

на части территории Республики Беларусь. Деятельность этих органов может осуществляться в пределах нескольких областей и иных территориальных единиц (в пределах военного округа, железной дороги и др.).

4 стр., 1656 слов

Исполнительные органы хозяйственного общества

... принятия решений на его заседании. Таким образом, на исполнительные органы хозяйственных обществ возложены функции руководства текущей деятельности хозяйственными обществами. 1. Конституция РФ служит базой для всего законодательства, ... политике и поддержке предпринимательства и Федеральным министерством экономики и труда Австрийской республики (Вена, 8 февраля 2001 г.); 3) Договор от 8 декабря 1999 ...

Такие органы являются межтерриториальными (межрегиональными);

  • местные органы исполнительной власти, осуществляющие деятельность, соответственно, в пределах территорий, областей, городов республиканского значения, автономных областей.

2. В зависимости от объема и характера компетенции:[16, с.46]

  • органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления (президентуры, правительства, администрация областей, городов республиканского значения, автономных образований);
  • органы отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства, некоторые комитеты и ведомства, отделы и управления);
  • органы межотраслевой (специальной) компетенции, ведающие вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (органы статистики, стандартизации, метрологии, сертификации, служба занятости населения и др.).

3. По видам подразделяются на:[16, с.46]

  • администрация Президента Республики Беларусь, Правительства, министерства, комитеты, службы, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, отделы и т.д.

4. По порядку разрешения вопросов:[16, сю46]

  • коллегиальные органы, обсуждающие и разрешающие подведомственные вопросы, имеющие наиболее важное значение. (Правительство Республики Беларусь, местные правительства, некоторые государственные комитеты и др.);
  • единоначальные органы, в которых подведомственные вопросы разрешаются единолично руководителем данного органа исполнительной власти (министерства, ведомства, управления, отделы, службы, администрации и др.).

Однако в единоначальных органах исполнительной власти единоначалие сочетается с коллегиальностью. В министерствах, ведомствах, управлениях и других единоначальных органах образуются коллегии, в состав которых входят руководитель органа, его заместители и другие руководящие работники, а также специалисты. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы управления отраслью.

5. По основаниям образования:[16, с.47]

  • образование которых предусмотрено конституциями ( президенты и их администрация, правительства);
  • создаваемые на основе текущего законодательства и подзаконных актов ( министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы, службы, администрации и другие ведомства).

4. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти в Республике Беларусь

Принципы, на базе которых строится и функционирует система органов исполнительной власти, предопределяется современными особенностями организации государственной власти Республики Беларусь, закреплёнными в её Конституции 1995г.

Тем не менее, используя конституционную базу в качестве исходной, можно рассмотреть проблему основных принципов организации и деятельности исполнительных органов государственной власти с позиций их соотношения с субъектами иных ветвей единой государственной власти.

8 стр., 3758 слов

Законодательная власть в системе управления государством

... его участие в управлении государством. Поскольку Совет Федерации — составная часть парламента, органа законодательной власти, то главное его полномочие — участие в законодательной деятельности. Согласно ст. ... под председательством президента (Италия). Акты делегированного законодательства и регламентарной власти подлежат контролю парламента. В политических автономиях (например, в автономных областях ...

Самостоятельность органов исполнительной власти.

Основополагающее значение для исполнительной власти в её современном виде имеет то, что в соответствии с Конституцией Республики Беларусь она представляет собой оснащённую необходимыми атрибутами ветвь единой по своей государственно-правовой сути государственной власти. При этом главное, принципиальное состоит в том, что в рамках разделения властей органы исполнительной власти (равно как законодательные и судебные) самостоятельны.[11]

Данный принцип выражается прежде всего в том, что органы исполнительной власти не находятся в организационном подчинении у органов законодательной власти, имеют собственное функционально-компетенционное выражение, позволяющее им действовать, выражая исполнительство в качестве своей особой функции, вторжение в которую для других государственных органов недопустимо. Конечно, речь не может идти об их полной самостоятельности. Последняя относительна, ибо, с одной стороны, органы исполнительной власти на всех уровнях государственной организации Республики Беларусь создаются именно для того, чтобы обеспечивать организацию исполнения волеизъявлений субъектов законодательной (представительной) власти. С другой стороны, они находятся под соответствующим контрольно-надзорным воздействием со стороны органов судебной власти.