Источники экологического права (2)

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов признается одним из стратегических направлений политики Республики Беларусь. Современные условия предъявляют новые требования к правовому регулированию отношений в сфере окружающей среды, которые реализуются в рамках экологического права как самостоятельной отрасли в правовой системе Республики Беларусь.

Как отрасль юридической науки экологическое право развивается на основе естественнонаучных и гуманитарных взглядов на взаимодействие общества и окружающей среды. Проблемы экологического права как науки, отрасли права и отрасли законодательства обусловлены большим объемом нормативных правовых актов, входящих в систему экологического законодательства, комплексным характером правового регулирования экологических отношений, влиянием международных экологических процессов на его становление и развитие.

Важной предпосылкой формирования и становления экологического права в качестве самостоятельной отрасли права является наличие обширного и кодифицированного экологического законодательства, системы его источников. Она включает многочисленные нормативные акты, которые регулируют использование и охрану окружающей природной среды.

Всем вышеизложенным определяется актуальность темы курсовой работы.

Цель работы, всестороннее исследование источников экологического права Республики Беларусь.

Цель обуславливает задачи, а ими выступают:

  1. Дать понятие и описать особенности источников экологического права, а так же системы экологического законодательства.
  2. Рассмотреть Конституцию Республики Беларусь, как источника экологического права.
  3. Рассмотреть Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», дать общую характеристику и определить его место в системе источников экологического права.
  4. Рассмотреть технические нормативные правовые акты в системе источников экологического права.
  5. Рассмотреть нормы международного права, как источники экологического права.

Структура исследования обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, основной части (пяти глав), заключения, списка нормативно-правовых источников и научной литературы. Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цели и задачи, теоретическая и нормативная база исследования и др. Основная часть последовательно разрешает поставленные задачи, чем выполняется цель курсовой работы. Заключение посвящено выводам по результатам выполненного исследования.

5 стр., 2281 слов

Охрана природы и животного мира в Республике Беларусь

... животных и растений. В Беларуси разрешения на перемещения через таможенную границу видов животных и растений выдает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь как Административный орган по СИТЕС. Решающим моментом развития международной правовой охраны животного и растительного мира ...

1. Понятие и особенности

В теории права понятие «источники права» трактуется: во-первых, как «сила, создающая право», т. е. власть государства, которая реагирует на потребности развития общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения; во-вторых, как форма выражения государственной воли, в которой содержится правовое решение государства. Ведущим источником права в современных условиях признается нормативный правовой акт. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  • а) издается оперативно и в любой своей части может быть изменен, что позволяет достаточно быстро реагировать на социальные процессы;
  • б) нормативные правовые акты определенным образом систематизированы;
  • в) они позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что способствует проведению единой политики;

— г) нормативные правовые акты поддерживаются государством, что выражается в применении мер ответственности в случае их нарушения. Определение источника права как нормативного правового акта также демонстрирует связь между системой права и системой законодательства.

Наличие самостоятельных источников права рассматривается в качестве обязательного признака самостоятельности отрасли права. Источниками экологического права признаются нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, которые регулируют экологические отношения. Они обладают признаками, характеризующими особенности нормативного правового массива, регламентирующего экологические отношения:

  • во-первых, значительная часть экологических норм содержится в кодифицированных нормативных правовых актах, притом, что сама отрасль не кодифицирована;
  • во-вторых, нормы, на основании которых регулируются экологические отношения, содержатся также в источниках иных отраслей права и составляют так называемые «экологизированные нормы»;
  • в третьих, в числе источников экологического права значительное место занимают международно-правовые акты.

Экологическое право Республики Беларусь в своем становлении прошло несколько этапов. Следует отметить, что в дореволюционный период положения о правовом режиме природных ресурсов развивались в рамках гражданского законодательства.

В советский период, в силу изъятия природных ресурсов из гражданского оборота, признания субъектом права исключительной государственной собственности на природные ресурсы Союза ССР начинают развиваться как самостоятельные отрасли советского права — земельное, водное, горное, лесное право с доминированием права земельного. В 60-е – 70-е гг. ХХ в. формируется природоресурсное право на базе принятых Основ союзного законодательства об использовании и охране земель, недр, вод, лесов, а также принятых в союзных республиках соответствующих кодексов.

Следует отметить, что в законодательстве нашего государства советского периода вплоть до начала 90-х гг. превалировал природоресурсный взгляд на рассматриваемую область общественных отношений. Кроме причин, названных выше, односторонний (природоресурсный) подход к регулированию экологических отношений был обусловлен, как нам представляется, спецификой социалистической идеологии, в соответствии с которой социалистический способ производства считался оптимально способствующим сохранению природы.

3 стр., 1397 слов

Конституция Республики Беларусь — правовая основа идеологии ...

... новой Конституции нашли отражение не только политические и социально-экономические перемены, но и предусмотрена программа совершенствования демократии, гарантии прав и свобод. ПРАВОВАЯ ОСНОВА И КОНСТИТУЦИОННОСТЬ ГОСУДАРСТВА, Правовое государство. Сущность и признаки, Республика Беларусь ...

В период с 1957 г. по 1963 г. во всех республиках Советского Союза на базе Основ законодательства СССР об охране природы были приняты законы об охране природы, которые рассматривались как новая форма природоохранного законодательства. В БССР действовал Закон от 21 декабря 1961 г. «Об охране природы».

Новый этап в развитии экологического законодательства связан с обретением Республикой Беларусь суверенитета. В Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь от 27 июля 1990 г. признается право собственности республики на землю и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах ее территории.

С начала 90-х гг. ХХ в. экологическое право развивается в русле общепринятых мировых направлений охраны окружающей среды, что связано с принятием в 1992 г. Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», которым впервые в законодательство нашего государства введено понятие «окружающая среда» и установлены правовые основы ее охраны.

Система законодательства есть правовое явление, корреляционно связанное с системой права как внутренней структурой права, в которой отражены объединение и дифференциация объективно обусловленных юридических норм. В то же время в правовой системе Республики Беларусь отрасль права, регулирующая отношения в области окружающей среды, называется экологическое право, а отрасль законодательства в соответствии с Единым правовым классификатором Республики Беларусь определена как «законодательство об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов». В юридической литературе в качестве синонима при определении названной отрасли законодательства используется термин «экологическое законодательство», а применительно к части законодательства

о рациональном использовании природных ресурсов – «природоресурсное законодательство». [5, с. 112]

Задачи построения системы законодательства Республики Беларусь решаются Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». В соответствии со ст. 5 названного Закона нормативные правовые акты приводятся в единую систему, характеризующуюся внутренней согласованностью и обеспечивающую правовое регулирование общественных отношений путем определения иерархии нормативных правовых актов. Основой иерархии во всей системе законодательства является юридическая сила нормативного правового акта, под которой согласно ст. 1 этого же Закона понимается характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам.

В силу названных выше особенностей экологического права построение системы его источников только на основе критерия юридической силы нормативных правовых актов не позволяет

отразить специфику взаимодействия источников между собой, а также применение их к экологическим правоотношениям. Необходимо учитывать как факторы, влияющие на формирование системы экологического законодательства:

11 стр., 5034 слов

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

... о сотрудничестве в области изучения и охраны окружающей среды (1972), Канадой (1973) по проблемам охраны природы, Францией, Швецией, Финляндией и рядом других стран по некоторым вопросам охраны природы, о международном научно-техническом сотрудничестве со ...

  • а) наличие в его структуре блока природоресурсных подотраслей (земельное, водное, горное лесное и т. д. законодательство);
  • б) включение в число источников так называемых «экологизированных» норм;
  • в) регулирование отношений в области окружающей среды нормами международного права окружающей среды.

Сказанное диктует выделение в системе экологического законодательства нескольких уровней и групп. [6, с. 185]

Первый уровень источников, регулирующих отношения в области окружающей среды, составляют нормативные правовые акты собственно экологического содержания, т. е. принятые с целью:

1) регулирования отношений по использованию и охране компонентов природной среды (природоресурсное законодательство);

2) охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Природоресурсное законодательство сложилось в процессе использования природных ресурсов и основано на естественных особенностях отдельных компонентов природной среды (земли, недр, вод и т. д.).

Таким образом, в эту группу входят самостоятельные по сути подотрасли, объединенные в силу естественной взаимосвязи природных компонентов в окружающей среде:

  • земельное право или правовой режим использования и охраны земель;
  • горное право или правовой режим использования и охраны недр;
  • водное право или правовой режим использования и охраны вод;
  • лесное право или правовой режим использования и охраны лесов;
  • правовой режим использования и охраны растительного мира вне лесов;
  • фаунистическое право или правовой режим охраны и использования животного мира;
  • правовая охрана атмосферного воздуха;
  • правовая охрана озонового слоя.

Каждую из названных подотраслей экологического законодательства возглавляет соответствующий законодательный акт: Кодекс Республики Беларусь о земле, Кодекс Республики Беларусь о недрах, Водный кодекс Республики Беларусь и Лесной кодекс Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь «О растительном мире», «О животном мире», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране озонового слоя». Следует отметить, что правовое регулирование растительного мира обособилось от правового режима лесов в связи с принятием в 2003 г. соответствующего закона.