Антимонопольное законодательство РФ (2)

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

От советской экономики российская экономика унаследовала высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики — электроэнергетике и транспорте. Так, «РАО ЕЭС России» контролирует 98% потребителей электроэнергии, «РАО ГАЗПРОМ» — 94 % внутреннего газового рынка, МПС — 77% грузооборота. Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.

Огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.

Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране.

Чтобы проведение антимонопольной политики завоевало доверие и поддержку населения, чтобы люди знали, что они могут обратиться в антимонопольные службы со своими проблемами, необходимо убедить людей, что свободная конкуренция является добром для всех.

В данной курсовой работе рассмотрим вопрос о применении антимонопольного законодательства и влияние антимонопольного регулирования на единство российского рынка и экономического развития.

Целью настоящей работы является изучение и обобщение опыта антимонопольного регулирования, анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, изучение антимонопольного законодательства РФ и перспектив развития антимонопольного законодательства в России.

12 стр., 5747 слов

Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование ...

... экономического развития Беларуси. В данной курсовой работе я рассмотрю основные причины возникновения монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, ... для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня ...

Предмет исследования — антимонопольное законодательство РФ.

Задачи:

  • изучение антимонопольного законодательства на федеральном уровне;
  • ознакомиться с историей становления антимонопольного законодательства в России;
  • ознакомиться с нормативно- правовыми актами антимонопольной деятельности;
  • рассмотреть виды естественных монополий в России;
  • изучение особенностей монополизма в России;
  • изучение антимонопольного регульрования в России;
  • изучение влияния антимонопольного регулирования на единство российского рынка.

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬС ТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Сущность и цели антимонопольного законодательства

Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. Для того, чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой и антимонопольным законодательством в ней, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.

Райзенберг Б.А. определяет монополию, как «исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащие одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль» [15, c.4].

Монополизм находит свое место и в рыночной экономике. О его существовании можно судить по признакам монополистического поведения: по разрушению рыночных механизмов (торможение НТП, удержание высоких цен, снижение качества и сокращение объема продукции и т.д.).

Монополистом может быть государство, регионы, центральные экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные предприятия, а также отдельные предприниматели. Обычно монополизм связывают с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями.

Существенными признаками монополии являются обладание субъектом собственностью и монопольной властью, возможностью диктовать свои условия, влиять на рыночное равновесие выгодным для себя образом, манипулировать ценами и объёмами производства.

Главная ограничительная сила рыночной власти монополии – эластичность спроса на ее продукцию. Продавец может устанавливать либо цену, либо объём производства, но не то и другое вместе.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям.

12 стр., 5791 слов

Антимонопольное регулирование отечественной экономики

... действия. Кроме ограничения поведения существующих фирм, антимонопольное законодательство предотвращает образование слияний, которые могут снизить уровень конкуренции. Сегодня горизонтальные слияния (между фирмами ... и экономия от размеров производств. Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, которое связанно с производством исключительного блага (например бриллианты). ...

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития.

Б.А Райзенберг указывает, что монополизм в экономике государства базируется на универсальной государственной собственности и отсутствии цивилизованного рынка, т.е. тотальном огосударствлении экономики [15, c.23-29].

Шикелевко Е. М. считает, что негативными последствиями монополизма государственной собственности (государственного монополизма) являются:

  • на уровне общества — отсутствие экономической свободы, вырождение экономической системы;
  • на уровне отрасли — возникновение узковедомственных интересов;
  • на уровне предприятия — негибкость, неэффективность производства;
  • на уровне отдельного работника — отчуждение от собственности, управления и от результатов собственного труда [15, c.17-19].

Одним словом, по всем позициям государственный монополизм наносит экономике и народному хозяйству в целом огромный вред.

Антиподами монополизма всегда были рынок и конкуренция, основанные на частной собственности на средства производства и предпринимательскую деятельность. Отсюда следует, что основными путями преодоления монополизма являются: формирование нормально действующей рыночной экономики и конкурентной среды на товарных рынках, развитие малого предпринимательства, а также разгосударствление собственности и приватизация предприятий. Одним словом, сюда относятся все меры по демонополизации экономики.

Д. Будро считает, что демонополизация экономики — это преодоление монополистической деятельности и содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства [7, c.18].

Антимонопольное регулирование — комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

Якотин С. выделяет общие черты и цели антимонопольных законодательств разных стран. К таковым относятся:

  • поощрение конкуренции;
  • контроль над фирмами, занимающими доминирующие положение на рынке, и над процессом слияний и поглощений компаний;
  • защита интересов потребителей;
  • содействие развитию малого и среднего бизнеса [19, с.14-15].

Антимонопольное законодательство регламентируется несколькими нормативно- правовыми актами, изображенными на рисунке 1.1 [17, с.16].

9 стр., 4244 слов

Понятие, признаки и ответственность за недобросовестную конкуренцию ...

... другие действия, противоречащие требованиям названного Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности. недобросовестная конкуренция беларусь ответственность В соответствии со статьей 1 Закона ...

Рисунок 1.1 — Антимонопольное законодательство Российской Федерации

Антимонопольное законодательство — это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Все эти меры направлены на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.

Булатов А.С. считает, что в основу комплекса государственных мер, составляющих антимонопольное законодательство, заложено общее концептуальное представление, которое позволяет свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Причем считается, что если все сделки по подобному обмену будут заключаться на уровне цен, устанавливаемых в результате конкурентной борьбы между поставщиками товаров и услуг, то общество в целом получит больший объем материальных благ, чем в случае, когда часть подобных сделок будут заключаться по ценам, отклоняющимся от конкурентных в сторону, как завышения, так и занижения. Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регулятором общественного производства, его пропорций. При этом вопрос о том, что производить и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг [8, c.25].

Антимонопольное законодательство имеет несколько основных направлений, изображенных на рисунке 1.2.

Булатов А.С. выделяет два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный.

Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике [8, c. 40-42].

Таким образом суть фактически любой антимонопольной политики заключается в использовании выгод крупномасштабной экономики и в нейтрализации её побочных последствий, связанных с ослаблением конкуренции на товарных и иных рынках.

Таким образом суть фактически любой антимонопольной политики заключается:

  • в использовании выгод крупномасштабной экономики;
  • в нейтрализации её побочных последствий, связанных с ослаблением конкуренции на товарных и иных рынках.

Рисунок 1.2 – Основные направления антимонопольного законодательства

По мнению Булатова А. С., специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю [8, c. 45-48].

10 стр., 4934 слов

Характеристика нормативно-правовых актов Российской Федерации ...

... действующего законодательства Российской Федерации в области защиты конкуренции. 1. Правовые источники регулирования конкурентных отношений Правовые основы регулирования конкурентных отношений определяются федеральным антимонопольным законодательством. ... правом в иных формах, использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке ...