Избирательное право и избирательные системы зарубежных стран

Институт выборов — один из самых древних институтов человеческого общества. Определенная форма выборности существовала уже в родовом обществе, в рабовладельческих обществах Греции и Рима выборы также представляли важнейший принцип государственности. В феодальном обществе определенные элементы выборности имели существование значение, особенно сословные выборы в городах. Но особенно большое значение выборы приобрели с развитием капиталистических общественных отношений и появлением республиканской формы правления. Образованный на основе всеобщего избирательного права высший избирательный орган — парламент — наиболее адекватно отвечал общественным отношениям нового капиталистического строя. Уже в этот период избирательная кампания активно использовалась как эффективный инструмент политической борьбы, как показатель популярности тех или иных политических групп и их представителей.

В большинстве современных государств выборы являются неотъемлемым элементом общественно-политической жизни. От их характера во многом зависит степень демократизма политического режима. Ограничение принципа выборности представительных органов, введение необоснованных избирательных цензов, фальсификации результатов голосования, как правило, означают переход к авторитарным методам осуществления власти.

В современных демократических государствах выборы представляют собой основную форму волеизъявления населения, форму реализации народного суверенитета как одного из основных конституционных принципов. Участие в выборах представляет собой важнейшее средство, с помощью которого избиратели имеют право и возможность осуществлять контроль (прямо или косвенно) за формированием и деятельности как законодательных, так и исполнительных органов власти (президента, парламента, правительства), органов местного самоуправления, определенной категории должностных лиц, получающих свой пост в результате выборов.

1. Понятие избирательного права. Принципы избирательного права.

Избирательное право — один из важнейших институтов конституционного права. Под избирательным правом следует понимать один из институтов конституционного права, состоящий из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования представительных органов власти. Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведение выборов, определения результатов голосования. Основным и главным источником избирательного права, закрепляющим его основные принципы, является конституция государства. Она определяет круг субъектов избирательного права, основные начала, на которых оно должно строиться, условия предоставления и лишения граждан этого права.

18 стр., 8576 слов

Система органов власти субъектов Российской Федерации

... органов власти. Правда, закон 1999г. не отстраняет конституции республик и уставы края, области, города федерального значения, автономной области, ... власть осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей, после Конституции, юридической силой, - законы5 . Исполнительная власть, в соответствии с теорией разделения властей, это власть правоприменительная, на ...

Например, статья 4 Конституции Италии 1947 года декларирует, что избирательным правом пользуются все достигшие совершеннолетия граждане: мужчины и женщины, а голосование характеризуется как личное, равное, свободное и тайное. 1

Конституция декларирует то, что голосование в Италии является общественным долгом.

Объем регулируемых конституциями вопросов избирательного права довольно существенно различается. Одни конституции ограничиваются отдельными, формальными статьями декларативного характера, другие включают специальные главы или целые разделы о выборах. Как правило, более детальное регулирование норм избирательного права осуществляется специальными правовыми актами. К числу последних можно отнести специальные законы о выборах и порядке голосования, а также избирательные кодексы.

Законодательство о выборах в зарубежных странах в последнее время стало более обширным и детализированным. Предметом его регулирования является не только сам порядок голосования, но и связанные с избирательной кампанией деятельность политических партий, финансирование расходов кандидатов, способы борьбы с коррупцией на выборах, деятельность специальных органов и должностных лиц, ведающих проведением выборов, порядок и пределы рекламно-агитационной деятельности, роль средств массовой информации и т.д. В отдельных странах особенно англосаксонского права и в некоторых развивающихся странах, ряд вопросов избирательного права продолжает регулироваться обычаями.

Термин «избирательное право» имеет в литературе два значения — объективное и субъективное.

Объективное избирательное право — это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Это один из институтов конституционного права, хотя включает и отдельные нормы других отраслей права — трудового, гражданского, административного, уголовного, судебно-процессуального. Такие нормы можно назвать поливалентными, ибо они относятся одновременно к двум или более отраслям права. В качестве примера можно привести статьи уголовного кодекса, устанавливающие составы преступлений, образуемые нарушением норм избирательного права. В зарубежном праве можно также найти случаи обратного характера, когда уголовно-правовые санкции устанавливаются нормами избирательного права. Например, во французском Избирательно кодексе содержится широкая гамма уголовно-правовых норм. Последние предусматривают весьма разнообразные составы преступлений и проступков, возможных в избирательном процессе. В Кодексе санкциям отведена целая глава (ст.L.86-L.117), а кроме того, подобные нормы встречаются и в единичном порядке Конституционное (государственное) право зарубежных стран. 2

Объективное избирательное право регулирует, следовательно, избирательную систему в широком смысле, хотя, как только что отмечалось, и не во всем его объеме. Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане. Избирательно- правовые нормы бывают:

11 стр., 5295 слов

По предмету «Право» : «Разграничение компетенции в ...

... прокуроров субъектов РФ возложены следующие полномочия: - надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов ...

  • материальными;
  • процессуальными.

Последние составляют подавляющее большинство норм данной группы.

Субъективное избирательное право — это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов самоуправления. Оно представляет комплекс конкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избирательное право.

Активное избирательное право — это право гражданина, установленное законом, лично участвовать в выборах представительных органов или должностных лиц в качестве избирателя, быть полноправным участником референдума.

Пассивное избирательное право — это право избираться, т.е. право гражданина быть избранным в представительные органы или на выборную должность, а в случае получения необходимого количества голосов избирателей быть избранным на соответствующий пост.

Предоставление активного и пассивного избирательного права обычно обусловлено рядом требований, установленных конституцией и специальным законодательством, в частности, это принадлежность к гражданству данной страны (не которые страны предоставляют право голоса в выборах органов самоуправления), определенный возрастной ценз и другие условия.

Принципы субъективного избирательного права — это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительным народным волеизъявлением. Нарушение этих принципов подрывает легитимность выборов, а, следовательно, и выборных органов власти. Важнейшие принципы избирательного права зарубежных стран это принципы всеобщности, свободных выборов, равенства, прямого и тайного голосования, декларируемые обычно конституциями и другими нормативными актами.

Избирательное право формально провозглашается всеобщим, но фактически оно ограничено участием в выборах только так называемого «избирательного корпуса» Конституционное право зарубежных стран 3 , т.е. совокупность граждан обладающих по закону правом голоса.

Различаются:

  • Юридический избирательный корпус — совокупность избирателей, внесенных в списки (зарегистрированных)
  • Фактический избирательный корпус — совокупность голосующих избирателей.
  • Потенциальный избирательный корпус — совокупность всех избирателей, как зарегистрированных, так и почему-либо незарегистрированных.

Круг лиц, за которыми конституция и избирательные законы признают избирательные права, ограничивается так называемыми цензами, то есть специальными условиями. При этом цензы не должны устанавливаться избирательным или иным законом, если они не предусмотрены в конституции и если конституция не предусмотрела возможности установления их законом. На практике, впрочем, бывает и это, но только в странах, где не получил развития конституционный контроль.

Среди избирательных цензов следует, прежде всего, указать возрастной.

4 стр., 1796 слов

Источники права о правоохранительных органах

... пагубно отражаются на судьбах людей, причиняют непоправимый вред их правам и свободам. Для характеристики массива правовых актов о правоохранительных органах существенно также то, что в этом массиве сосуществуют ...

Во многих странах (для активного избирательного права) признается избирательное право за лицами старше 18 лет: например, с 18 лет — в США, Великобритании, Германии, Италии, с 20 лет — в Японии, Швейцарии, Финляндии, а в четырех странах — Бразилии, Иране, Никарагуа, и на Кубе правом голоса пользуются с 16 лет.

А по Конституции Бразилии 1988 года граждане старше 70 лет участвуют в голосовании лишь в том случае, если по собственной инициативе подадут заявку в качестве избирателей. По мнению А.С. Автономова, это имеет положительную сторону. Ведь отдельные граждане в преклонном возрасте по состоянию здоровья не всегда могут сделать осознанный выбор или попросту не имеет интереса к политике. Поэтому их не лишают избирательного права, но оставляют на их собственное усмотрение, а также практически ставят в зависимость от их состояния здоровья реальное участие в голосовании 4 . История знает примеры и однозначного лишения избирательного права пожилых граждан.

Возрастный цензы существуют и для пассивного парва.. Например, в Италии чтобы занять должность президента требуется достижения возраста 50 лет 5 . Такое управление требует определенной зрелости, накопления информации об окружающем мире, определенный навык решения жизненных проблем.

Еще более важные цензы: оседлости и гражданства, их не надо путать, ценз оседлости обозначает, чтоб гражданин прожил в определенной стране или в данной местности, определенное время. Этот срок может варьироваться от нескольких месяцев (6 — во Франции, 3 — в Японии и др.) до нескольких лет (США: кандидат в президенты должен проживать на территории страны не менее 14 лет).

Применяется еще моральный, имущественный (устанавливающий определенные нормы собственности), пола, грамотности, религиозный (в иранском парламенте необходимо исповедовать ислам) цензы. Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание лишением свободы по приговору суда.

С активным избирательным правом связаны принципы свободных выборов и обязательного вотума.

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой мере. Отсюда вытекает, что при определении результатов выборов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись.