Конституционное право как отрасль российского права, наука и учебная дисциплина

Содержание скрыть

Отечественное конституционное законодательство как отрасль права возникла сравнительно недавно. В первые годы существования Советского государства не было, по сути, закона как особой устойчивой формы права. Декреты, резолюции и постановления отражали нечеткую структуризацию источников права. Концепция государственного права не давала оснований для выделения такой отрасли, развивалось сугубо в русле государственного строительства. Государственное право как наука и учебная дисциплина формировалось медленно, причем преобладающее место в нем занимали вопросы устройства государства и его органов. В 70-х годах, например, этот предмет, изучаемый в вузах, назывался «Советское государственное право и советское строительство».

С середины 80-х годов начинает развиваться конституционное законодательство Союза ССР. Принятие в 2000 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР повлекло за собой глубокие изменения в политической жизни России, в ее государственном устройстве и организации государственной власти. С этого времени стал интенсивно расширяться круг проблем, требующих конституционного регулирования, Это появление новых федеральных органов власти (Президент, Конституционный Суд), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными властями и властями субъектов Федерации, осуществлявшееся в рамках Федеративного договора. Все это потребовало дальнейшего развития науки конституционного права.

конституция юридический право учебный

1. Конституционное (государственное) право как отрасль Российского права

Конституционное право — категория многоплановая. В правоведении она рассматривается в трёх аспектах:

  • как отрасль права т.е. упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих группу однородных общественных отношений, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти;
  • как наука, — это совокупность различных теорий, взглядов, идей по вопросам государственно-правового характера, связанных с предметом данной отрасли права; изучающая конституционно-правовые нормы и формирующиеся на их основе правоотношения и институты;
  • как учебная дисциплина, — это предмет преподавания, курс, основанный на достижениях данной науки.

Конституционное право как одна из основных теоретико-правовых дисциплин изучается сейчас во всех юридических вузах. Изучение курса конституционного права призвано способствовать глубокому уяснению студентами:

5 стр., 2381 слов

Налоговое право как наука и отрасль права

... работе я хочу осветить вопросы одной из отрасли финансового права – налогового права (налоговое право как наука и отрасль права). 1. Налоговое право как наука и отрасль права Понятие налога определяется в доктрине и ... из условий совершения условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными ...

содержания, места и роли этой важнейшей отрасли права в правовой системе современного Российского государства;

сущности и основных этапов развития Конституции России, ее юридических свойств;

понятия и содержания основ конституционного строя РФ;

правового положения человека и гражданина в нашем государстве;

системы органов государственной власти в России, их структуры и организации деятельности;

конституционных основ местного самоуправления.

Конституционное право как отрасль права, Конституционное право

Главной задачей конституционного права является нахождение баланса между властью, необходимой для организации общества и свободой.

Для юридического анализа и правовой оценки той или иной ситуации необходимо, прежде всего, уяснение вопроса о том, нормами какой отрасли права регулируются данные общественные отношения. Деление права на отрасли помогает изучению права, совершенствованию правовых норм.

В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования. Следовательно, для уяснения понятия конституционного права необходимо определить его предмет и метод.

Предмет правового регулирования

Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

а) отношения по поводу устройства государства и организации государственной власти;

б) отношения между человеком и государством.

Регулирование устройства государства и организации государственной власти осуществляется путём установления основополагающих положений, принципов, определяющих качественную характеристику государства. Это — народовластие, государственный суверенитет, разделение властей, форма правления, форма государственно-территориального устройства. Это также — определение субъектов государственной власти и способов её реализации.

Систему, виды органов государственной власти и местного самоуправления, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, полномочия, формы деятельности устанавливают и регламентируют отношения между ними конституционно-правовые нормы .

Установленные конституционно-правовыми нормами основы взаимоотношений между органами законодательной и исполнительной власти определяют форму правления страны, а между центральными и региональными органами государственной власти — форму государственно-территориального устройства.

13 стр., 6198 слов

Право граждан на обращение в государственные органы и органы ...

... -вторых, обращение гражданина - это форма реализации его конституционного права на участие в управлении государством, и, следовательно, одна из форм выражения народовластия. Посредством обращений гражданин может воздействовать на принятие решений, органами государственной власти, внося ...

Отношения между человеком и государством регулируются многими отраслями права: трудовым, гражданским, административным и др. Конституционное право устанавливает в этой сфере взаимоотношений лишь основополагающие принципы правового статуса личности, основные права, свободы и обязанности.

Права и свободы принадлежат человеку от рождения, они не могут быть ограничены ни государством, ни его основным законом. Нормы конституционного права России закрепляют неотъемлемость прав и свобод, провозглашают их высшей ценностью и устанавливают обязанности государства по их охране и защите.

Следует отметить, что конституционное право обычно не регулирует отношений человека и общества, не устанавливает основ общественного строя и гражданского общества. В принципе в конституционном праве (есть, конечно, исключения) ни в какой форме не закрепляется руководство государства обществом. Общество независимо от государства стоит над ним. Взаимоотношения между обществом и государством должны строится на признании свободы человека и институтов гражданского общества.

Под методом правового регулирования

Методы регулирующего воздействия конституционного права на общественные отношения разнообразны и зависят от характера содержащегося предписания. Конституционное право применяет следующие правовые методы воздействия на общественные отношения:

установление прав;

возложение обязанностей и ответственности;

дозволение;

запрет и др.

Управомочивающие нормы

В конституционно-правовом регулировании общественных отношений встречается метод обязывания . Например, в соответствии со ст. 108 Конституции РФ принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Эти нормы закрепляют обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием.

Конституционному праву присущ и метод дозволения . Например: Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации (ч. 2 ст.117 Конституции РФ); По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе (ч. 3 ст.66 Конституции РФ).

Предписания, содержащиеся в этих нормах, не управомочивают, не обязывают, но разрешают субъекту конституционного права действовать по своему усмотрению.

7 стр., 3290 слов

Контрольная работа: Норма права: понятие, признаки, виды. Структура ...

... или иных предусмотренных нормами жизненных обстоятельствах. Степень общности норм права различна. В Российской Федерации, например, наиболее общий характер имеют Конституция, федеральные конституционные и федеральные законы. ... или иному государству. Например, в нормах ст. 59 (ч. 2) и 60 Конституции Российской Федерации, предусматривающих, что «гражданин Российской Федерации несет военную службу в ...

В конституционном праве нередко применяется и метод запрещения . Например: Никто не может присваивать власть в Российской Федерации (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ); Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому обращению или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ); Создание чрезвычайных судов не допускается (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ).

Предписания в данном случае запрещают субъектам конституционного права осуществлять названные действия.

Конституционное право, применяя названные методы регулирования, обеспечивает нормальное функционирование институтов государственной власти, гарантирует народовластие. Посредством различных методов регулирования гарантируются и основные права и свободы человека и гражданина.

Зная предмет и методы конституционно-правового регулирования, можно сформулировать наиболее полное определение конституционного права . Это ведущая отрасль российского права, представляющая систему правовых норм, регулирующих устройство государства, организацию государственной власти и местного самоуправления, отношения между человеком и государством. В этом определении указаны наиболее существенные отношения, регулируемые нормами конституционного права. Конституционное право отдельных стран может иметь своим предметом и более широкий круг отношений.

Конституционно-правовые нормы.

Основанием для отнесения права к той или иной отрасли является не столько её источник, сколько предмет регулирования. Поэтому многие нормы конституционного права содержатся не только в конституциях (основных законах) страны, но и в иных актах.

Конституционно-правовыми нормами являются

В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегулятивного характера. К ним относятся нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-определения, нормы-цели, нормы-программы, нормы-разъяснения, нормы-справки и др.

Нормами-принципами и нормами-декларациями

Конституции и другие источники конституционного права имеют положения, в которых даются объяснения значения того или иного термина, устанавливается, что понимается под отдельными словами, применяемыми в конституциях или других нормативных актах. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ).

Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ).

В конституционном праве распространены и нормы-правила . С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего состава прекращаются (ч. 4ст. 99 Конституции РФ).

12 стр., 5815 слов

Конституционно-правовой статус уполномоченного по правам человека ...

... Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. Впервые должность Уполномоченного в субъекте РФ возникла в 1996 ...

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия (ст. 116 Конституции РФ).

В конституционном праве встречаются и нормы-цели, нормы-программы. Это особенно характерно было для советских конституций. Такие нормы представляют собой программные положения, нередко перенесённые в конституцию из программных документов единственной правящей партии.

Среди норм конституционного права выделяется группа норм, которые называют нормы-разъяснения и нормы-справки. Такие нормы содержатся в преамбулах конституций и законодательных актов. Они, например, фиксируют важнейшие факты из национальной истории, поворотные события в жизни страны и не могут быть изменены или отменены без применения установленного порядка внесения поправок и изменений в конституцию или в законодательный акт.

Нормы конституционного права многообразны и отличаются друг от друга. Отличительные признаки дают основание их классифицировать.

По степени определённости, Диспозитивные

Однако таких норм в конституционном праве меньше чем императивных , которые предписывают определённое поведение при соответствующих обстоятельствах. После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ).

По назначению, Материальная норма, Процессуальные нормы

Специальными сводами процедурных норм являются регламенты палат парламента.

Классификация по юридической силе осуществляется в прямой зависимости от того, в каком нормативном акте (конституции, законе, подзаконном акте) выражена норма конституционного права. Наибольшей юридической силой обладают нормы конституций. Ни одна правовая норма не может противоречить конституции страны.

Различают также нормы, действующие на территории всей страны, и нормы, действующие на территории отдельных субъектов федерации, муниципальных образований.

Нормы конституционного права классифицируют и по времени их действия на постоянные и временные.

Временными нормами, Постоянные нормы

Нормы конституционного права объединяются в конституционно-правовые институты.

Конституционно-правовые институты

Первый их них включает институты народного представительства на общегосударственном уровне (парламент), народного представительства в составных частях государства (например, законодательные органы субъектов Российской Федерации), народного представительства в муниципальных образованиях.

5 стр., 2113 слов

Система конституционного права зарубежных стран. Конституционно-правовой ...

... (специфика зарубежных стран). В том случае, когда допускаются доктринальные источники (англосаксонская система права), они применяются, когда нет правовой нормы, прецедент не ... норм образуют институты конституционного права. Институт конституционного права В науке конституционного права существуют определенные классификации (виды или группы): Закон: 1) основной закон - Конституция; 2) конституционные ...

Второй включает институты гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав. Нередко в конституциях указывается, какими актами регулируется тот или иной институт. Например, в Конституции Российской Федерации называется более десяти федеральных конституционных законов или ряд федеральных законов, которые становятся основой конституционно-правового регулирования института.

Определение принадлежности конституционно-правовой нормы к тому или иному институту необходимо для того, чтобы правильно уяснить механизм их реализации. Отношения, урегулированные нормами конституционного права, становятся конституционно-правовыми отношениями. Им свойственны как общие черты, присущие всем правоотношениям, так и специфика. Отличия от других правоотношений связаны с их содержанием и составом субъектов. Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием. Но все они возникают в основном в процессе осуществления государственной власти и реализации прав и свобод человека.

В зависимости от характера норм конституционного права формы конституционно-правовых отношений носят общий или конкретный характер. Нормы-принципы, нормы-декларации порождают правоотношения общего характера, которыми, как правило, не определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности. Это относится, например, к декларируемым Конституцией народному суверенитету (ст. 3 Конституции РФ), разделению властей (ст. 10 Конституции РФ), не отчуждаемости прав (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ) и т.п. Эти общие принципы имеют определяющее значение для возникновения конкретных конституционно-правовых отношений, в которых чётко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Для возникновения конкретных конституционно-правовых отношений недостаточно только урегулированности конституционно-правовой нормой. Для этого необходим также определённый юридический факт, приводящий норму в действие.

Юридическими фактами являются

Конституционно-правовые отношения действуют не сами по себе. Кроме юридических фактов необходимы ещё субъекты, которые наделяются определёнными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения.

Субъекты конституционно-правовых отношений:

а) физические лица: граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, обладающие конституционными правами и свободами на территории страны, правда, права иностранцев и лиц без гражданства ограничены;

б) общности людей: многонациональный народ страны, которому принадлежит вся государственная власть; народы субъектов федерации; население административно-территориальных единиц (районов, городов, сёл и др.), которое выступает в качестве избирателей и формирует представительные органы власти и местного самоуправления;

2 стр., 833 слов

Конституционно-правовой статус Российской Федерации

... гражданстве Российской Федерации". Конституционно - правовой статус Российской Федерации означает наличие общих для всей Федерации органов государственной власти. Российская Федерация имеет Президента – главу государства; Федеральное собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации; Правительство, осуществляющее исполнительную власть РФ; Конституционный суд, Верховный ...

в) государство, обладающее суверенитетом на всей своей территории и независимостью в отношениях с другими государствами;

г) республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа — являющиеся составными частями федерации и обладающие законодательно-властными полномочиями;

д) органы государственной власти: центральные (парламент, глава государства, правительство, орган конституционного контроля, верховный суд и др.); региональные (представительный орган, региональная администрация и др.); государственные органы местного управления;

е) органы местного самоуправления, создаваемые муниципальными образованиями, которые наделяются правом решать все основные вопросы местной жизни;

ж) депутаты парламента и региональных законодательных собраний, представительных учреждений местного самоуправления;

з) ассоциации граждан: политические партии, одной из функций которых является участие в формировании представительных органов путем выдвижения кандидатов в депутаты или списков кандидатов, кандидата на должность президента страны и других должностных лиц; массовые общественные организации, профсоюзы, религиозные объединения и др.

Перечисленный круг субъектов конституционно-правовых отношений присущ всем государствам. В некоторых из них имеются субъекты, не характерные для других стран, как, например, церковь, главой которой нередко выступает монарх.

можно разделить на две основные сферы: естественное право и позитивное право.

Естественным правом являются

В XX веке, особенно после второй мировой войны, общечеловеческие идеалы и ценности нашли своё отражение в международных декларациях, конвенциях, пактах о правах человека, обрели правовое обеспечение в нормативно-правовых актах многих стран мира. Так, в конституциях большинства стран мира закреплены все основные естественные права и свободы — на жизнь, на неприкосновенность личности и жилища, на свободу слова, на частную собственность и др. Таким образом, естественное право всё больше сближается с позитивным.

Естественное право является важнейшей гарантией демократических ценностей и институтов. Со сменой политических сил, стоящих у руля механизма государственной власти, можно реформировать позитивное право, изменить или принять новую конституцию, ограничивающую естественные права и свободы, установить авторитарный или тоталитарный политический режим. Но естественное право, если оно признаётся источником конституционного права, становится важным гарантом для спасения свободы и демократии.

Однако во многих государствах мира — и Россия, к сожалению, пока остаётся в их числе — источником права признаётся лишь позитивное право, а представители юридической науки и практики призывают к соблюдению лишь норм писаного права.

понимают писанные правовые акты. Они являются в основном результатом нормотворческой деятельности государственных органов — парламента, главы государства, правительства, региональных органов власти и др.

3 стр., 1485 слов

Конституционные социально-экономические права и свободы граждан ...

... данной курсовой работы являются социально-экономические права и свободы граждан Российской Федерации как крайне актуальная и плодотворная в настоящее время тема. Целью данной курсовой работы является изучение и обобщение основных теоретических позиций, существующих в современной науке конституционного права Российской Федерации. Достижение ...

Система источников позитивного конституционного права существенно зависит от формы государственно-территориального устройства, формы правления, динамичности общественно-политических процессов, происходящих в стране, иных факторов. Вместе с тем, источникам конституционного права присущи общие черты, позволяющие их классифицировать .

Так, например, по территории действия можно выделить следующие нормативные правовые акты:

действующие на всей территории Российской Федерации (Конституция РФ, законы федерации, акты главы государства, правительства и др.);

действующие на территории конкретного субъекта РФ (конституция республики, устав области, акты, принимаемые законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ);

действующие на территории муниципального образования (устав о местном самоуправлении и т.д.).

По юридической силе, Виды источников конституционного права., . Конституции

Во-первых, конституции выступают наивысшей формой воплощения государственной воли народа. Они принимаются народом или от имени народа. Конституции устанавливают основополагающие принципы организации и жизнедеятельности общества и государства. Они касаются сущности и формы государства, механизма государственной власти. Функционирования гражданского общества, прав и свобод человека и гражданина.

Во-вторых, конституции обладают высшей юридической силой. Законы и все другие нормативно-правовые акты, принимаемые в стране, действия граждан, общественных объединений, должностных лиц и государственных органы не должны противоречить конституции.

В-третьих, конституционные нормы являются первичными и имеют учредительный характер. Для конституции не существует каких-либо обязательных предписаний позитивного права.

В-четвёртых, нормы конституции являются важнейшим источником не только конституционного права, но и всех других отраслей права; они составляют основу правового регулирования всех общественных отношений.

Всё сказанное относится к Конституции Российской Федерации и к конституциям республик в составе Российской Федерации. Однако роль последних, во-первых, ограничивается территориальными границами республик, во-вторых, они не должны противоречить федеральной конституции, отражая лишь особенности данной республики.

2. Законы . Они обладают наибольшей после конституции юридической силой и являются самым распространённым источником конституционного права. Конечно, источником конституционного права являются не все законы, а только те, которые содержат конституционно-правовые нормы.

9 стр., 4116 слов

Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения ...

... Сочетание стабильности и динамизма, своевременное принятие конституционных поправок позволяет сохранить реальность Конституции. С. А. История В настоящей работе рассматриваются характер стабильности Конституции Российской Федерации, порядок пересмотра Конституции и порядок внесения в неё изменений. Актуальность ...

Понятие закон имеет не одинаковое содержание. Конституция Российской Федерации предусматривает принятие: федеральных конституционных и федеральных законов.

Они различаются:

по юридической силе;

по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

по порядку принятия;

по возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом Российской Федерации.

Конституционные законы издаются по указанным в Конституции РФ вопросам и имеют более высокую юридическую силу, чем федеральные Законы (ч. 3 ст.76 Конституции РФ).

Примерами могут служить Федеральные конституционные законы: О Конституционном Суде Российской Федерации 2004 г.; О референдуме Российской федерации 2005 г.; О судебной системе РФ 2006г.; Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации 2007 г.; «О чрезвычайном положении» 2000 г.; «О Государственном гимне РФ» 2000 г. и др.

В федеральных законах содержатся нормы, регулирующие отдельные общественные отношения (например, гражданство, статус депутата, избирательное право и т.д.).

Разновидностью федеральных законов являются рамочные законы, в которых содержатся основные принципы регулирования какого-либо вопроса (например, общие принципы местного самоуправления).

Конституция Российской федерации не допускает секретного законодательства. Неопубликованные законы не применяются (ч. 3 ст.15 Конституции РФ).

3. Декларации

Эти декларации были приняты высшим законодательным органом страны — Съездом народных депутатов или Верховным Советом России.

Декларации обычно устанавливают общие принципы конституционно-правового развития. Ныне эти принципы реализованы в принятой 12 декабря 2003 г. Конституции РФ. Действующая Конституция России не содержит упоминания о праве Федерального собрания принимать декларации, об их юридической силе и о порядке принятия. Но, поскольку это не исключено, можно сделать вывод, что и в настоящее время парламент вправе принимать подобного рода акты (в порядке обычной законодательной процедуры).

4. Постановления палат Федерального собрания

В соответствии со ст. 102 и 103 Конституции России Совет Федерации и Государственная Дума принимают постановления по вопросам, отнесённым к их ведению; постановления принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией.

5. Регламенты

Названные акты содержат конституционно-правовые нормы, регулирующие вопросы организации и деятельности парламента и его вспомогательных органов (комитетов и комиссий).

6. Источниками конституционного права могут быть и нормативно-правовые акты, издаваемые главой государства, правительством, министрами и т.д .

Акты главы государства и акты правительства являются в принципе подзаконными, т. е. они издаются на основе и во исполнение законов.

По юридической силе акты главы государства имеют преимущество перед актами правительства. В Российской Федерации Президент издаёт указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам (ч. 3ст. 90 Конституции РФ).

Вместе с тем Президент РФ может издавать указы и по тем вопросам, которые законодательно не урегулированы. Такие указы содержат правовые нормы и не являются, строго говоря, подзаконными, т.к. они издаются не на основе и не во исполнение законов. Однако с принятием Федеральным Собранием соответствующего закона указ Президента теряет силу.

Нормативные акты Правительства носят подзаконный характер. Они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ и федеральных законов, нормативных указов Президента российской Федерации (ч. 1 ст. 115 Конституции РФ).

Акты главы государства, правительства, министерств и ведомств являются источником конституционного права лишь тогда, когда они содержат его нормы.

7. К числу источников конституционного права относятся решения Конституционного Суда Российской Федерации , если они носят нормативно-правовой характер и содержат конституционно-правовые нормы о конституционности законов, о толковании конституции и т.д. Постановления Конституционного Суда окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после провозглашения. Они действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами. Любые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

8. Источниками конституционного права России являются некоторые правовые акты СССР и РСФСР — в силу принципа преемственности и на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство.

Так, например, в постановлении Верховного Совета РФ о ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 12 декабря 2001 г. установлено, что на территории России до принятия соответствующих законодательных актов Российской федерации нормы бывшего СССР применяются в части, не противоречащей Конституции РФ, её законодательству и настоящему Соглашению.

Конституция Российской Федерации 2003 г. в разделе заключительные и переходные положения установила, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории России до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции российской Федерации.

9. Федеративный характер устройства России обуславливает существование таких видов источников конституционного права, как законы, принимаемые высшими представительными органами республик и иных субъектов федерации, указы , принимаемые главами республик, постановления глав администраций краев, областей, городов федерального значения, автономий, иные правовые акты законодательных и исполнительных органов субъектов федерации.

10. К числу источников конституционного права относятся договоры и соглашения , заключаемые российской федерацией с её субъектами, а также между самими субъектами. Примером такого вида источника являются Федеративный Договор от 31 марта 2002 года, Договор между российской Федерацией и республикой Татарстан 2004 года и др. В названных договорах было проведено разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и её субъектами.

Ряд субъектов федерации заключили между собой соглашения по конкретным вопросам, в которых содержатся отдельные конституционно-правовые нормы. Возможность заключения таких договоров предусмотрена ч.4 ст. 66 конституции РФ.

11. После принятия Конституции российской Федерации 2003 г. к источникам конституционного права относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Эти акты служат источником конституционного права в том случае, если регулируют конституционные проблемы и если предусмотрено их прямое применение в стране. Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской федерации являются составной частью её правовой системы. Более того, Конституция закрепляет примат международного права к внутреннему (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

12. Источниками конституционного права могут быть также акты органов местного самоуправления , если они регулируют отношения в сфере конституционного права. Так, например, нормы конституционного права имеются в уставах муниципальных образований, поскольку они регулируют отношения, связанные с осуществлением публичной власти.

В конституционном праве ряда зарубежных государств в качестве источника конституционного права признают обычаи и доктрины (взгляды крупных учёных-юристов) и судебные прецеденты . Это связано со структурой права, сложившейся исторически. В российской правовой практике эти институты не применяются.

Место конституционного права в системе права России.

  1. общественными отношениями, которые оно регулирует, т.е. самим предметом конституционного права;
  2. его источником является конституция — основной закон государства, нормы которого являются исходными для всех отраслей права;
  3. оно устанавливает основополагающие принципы конституционного строя, являющиеся важнейшими нормами и для других отраслей права;
  4. оно фиксирует основные права и свободы человека и гражданина, реализация которых порождает правоотношения в других отраслях права;
  5. оно устанавливает принципы национально-территориального устройства страны, а также разграничение полномочий между федерацией и её субъектами;
  6. оно учреждает систему органов государственной власти, наделяет их полномочиями и определяет основные начала их деятельности;
  7. оно регулирует сам процесс создания права, определяет виды правовых актов.

Являясь ведущей отраслью права, конституционное право не включает и не объединяет другие отрасли права. Оно устанавливает лишь основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы других отраслей права.

2. Наука конституционного права, Предмет, методы и источники науки конституционного права., Наука конституционного права изучает

Таким образом, наука конституционного права даёт анализ и оценку состояния отрасли конституционного права.

При изучении норм, источников и институтов конституционного права выявляются общие тенденции и закономерности в их развитии, показываются особенности отдельных стран и, прежде всего, Российской Федерации.

Методы изучения конституционно-правовых норм и институтов разнообразны. Среди них метод формально-юридического анализа, позволяющий уяснить содержание исследуемого нормативного материала; сравнительно-правовой метод, являющийся важным инструментом выявления наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования; исторический метод, позволяющий изучить конституционно-правовые институты в их историческом развитии; системный метод, рассматривающий структуру всей отрасли права как систему взаимосвязанных составных частей; статистический метод, позволяющий выявить эффективность действия конституционно-правовых норм и институтов; конкретно-социологические методы, с помощью которых изучается общественное мнение, проводятся эксперименты и т.д.

Используя названные методы изучения общественных явлений, наука конституционного права играет активную роль в развитии конституционного права, ибо на основе достигнутого она выдвигает предложения по совершенствованию конституционно-правовых норм и институтов.

Изучая конституционно-правовые нормы и институты, наука конституционного права опирается на систему источников

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/konstitutsionnoe-pravo-kak-uchebnaya-distsiplina/

, которыми являются: труды отечественных и зарубежных учёных; конституции и другие нормативные акты, содержащие нормы конституционного права; практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.

Учёными разрабатываются теоретические проблемы конституционного права, высказываются суждения по общим и конкретным вопросам конституционно-правовой науки. К трудам учёных относятся многочисленные монографии и статьи, в которых даётся критическое осмысление различных категорий и институтов. Учёные спорят между собой, отвергают старые и выдвигают новые концепции, направленные на дальнейшее совершенствование теории и практики конституционного права. Изучение и осмысление трудов учёных является важнейшей стадией научного познания.

Конституция и иные нормативно-правовые акты являются также важным источником конституционно-правовой науки. Они всегда находятся в центре внимания учёных, поскольку являются также и источниками отрасли конституционного права. Только научно обоснованные изменения и дополнения в конституцию и законодательство делают их жизнеспособными. Именно поэтому в нормотворческом процессе России всё более активную роль играют представители науки (эксперты, консультанты и т.п.).

Практика — неисчерпаемый источник науки конституционного права. Любые научно обоснованные концепции и модели могут быть апробированы только на практике. Поэтому наука тщательно изучает процессы, которые происходят в жизни в связи с действием конституционно-правовых норм и институтов. Наука о государстве возникла ещё в Древней Греции и развивалась во все последующие века. Эту науку развивали Аристотель, Платон, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Н. Макиавелли, Ж. Боден, Г. Блэкстон, Ш. Монтескье, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, Т. Джефферсон, И. Кант, В. Гегегель и многие другие.

Труды этих философов и просветителей прошлого были направлены на выяснение назначения государства, его сущности и происхождения. Они разработали общие и философские представления о таких понятиях, как естественное происхождение прав и свобод человека, суверенитет народа и государственный суверенитет, разделение властей, и других, ставших важнейшими принципами в борьбе народов за гражданские свободы и демократию. Теории о государстве и праве этих выдающихся людей изучаются в курсе истории политических и правовых учений, философии права.

Наука конституционного (государственного) права в современном её понимании сложилась только в прошлом столетии. Её становление происходило параллельно с формированием системы правовых норм, регулирующих сферу отношений человека и государства и организации государственной власти.

Во второй половине XIX- начале XX в., когда сформировалась наука конституционного (государственного) права, господствовавшее направление в ней получило название юридическая школа, которую называют также классической школой. Её представители в зарубежных странах Г. Еллинек, А. Эсмен, А. Дайси, В. Орландо, П. Лабанд и другие разработали основные понятия и категории конституционного (государственного) права. Трудами этих учёных была создана классическая теория конституционного права, обоснованы конституционно-правовые доктрины правового и демократического государства, парламентаризма и т.д. В первой половине ХХ в. в зарубежной науке конституционного права стало складываться социологическое направление, ведущими представителями которого стали Л. Дюги, М. Ориу, Л. Гумплович и др. В их трудах нашли обоснование идеи социального права и социальной солидарности, учение о господстве права и подзаконности самого законодателя и т.д.

Наука конституционного права ХХ столетия представлена такими известными государствоведами, как М. Прело, Ж. Ведель, Х. Филлипс, Д. Маккинтош, Д. Маршалл, Г. Кельзен, К. Хессе и другими. В трудах этих учёных разработаны теории конституционного права, обусловленные современным состоянием развития общества и государства.

Российская школа конституционного

Яркими представителями социологического направления в науке конституционного права дореволюционной России были М.М. Ковалевский, В.В. Ивановский и другие.

Теории и доктрины, созданные примерно сто лет назад, заслуживают пристального внимания и изучения, во-первых , потому, что в любой науке есть свои классики и своя история, знание которой обогащает науку, а во-вторых , потому, что конституционно-правовые теории прошлого во многом актуальны и для современной науки. По глубине анализа и фундаментальности исследования многие работы являются до настоящего времени непревзойдёнными. К сожалению, все они стали библиографической редкостью, их можно найти только в крупных научных библиотеках.

Советская наука государственного права

Естественное происхождение прав и свобод человека не признавалось и фактически обосновывалась необходимость вмешательства государства во все сферы жизни общества.

Такие категории конституционного права, как демократия, государство, права граждан и другие, рассматривались исключительно с классовых позиций. Были отброшены все разработанные в науке конституционного права демократические принципы организации власти, избирательной системы и др. Принцип разделения властей был отвергнут, советы объявлены работающими корпорациями, обладающими всей полнотой власти. Парламентаризм был отброшен как буржуазный институт власти, многопартийность и свобода печати запрещены. В условиях сверхцентрализации и монополизации власти провозглашённый конституцией федерализм был чистейшей фикцией.

С развитием международного сотрудничества в 70-80-е гг. в советской науке конституционного права были созданы совместные с зарубежными учёными произведения. Это, как правило, общие сборники, переводные издания. Большое значение имели, в частности, переводы конституций и других законодательных актов зарубежных стран.

В последние годы существования СССР в период так называемой перестройки наука конституционного права внесла определённый вклад в обоснование необходимости процесса демократизации, в подготовку важных законодательных актов, направленных на реформирование государственного и общественного строя.

Российская наука конституционного права в современный период

В современной российской науке конституционного права заметно стремление по-новому обосновать важнейшие категории и институты конституционного права, роль конституции в жизни нашего общества.

Реализация новой Конституции РФ, по мнению учёных, — задача не из простых. Недостаточно создать новый государственный аппарат и декларировать подлинные права и свободы. Более сложная задача — воспитание нового конституционного сознания у государственных чиновников, у судей, которым принадлежит важнейшая роль в защите конституционного строя, у граждан. Решение этой задачи не в малой мере зависит от науки конституционного права. Предлагая широкую программу законодательной деятельности и совершенствования правовых механизмов, гарантирующих права и свободы, основы рыночной экономики, учёные призваны способствовать признанию всем нашим обществом высокой ценности и общеобязательности конституционных положений. Как подчёркивается в Комментарии к Конституции РФ, действенность Конституции во многом зависит от того, насколько она усвоена, признана и поддерживается широкими слоями многонационального российского народа, не только властными структурами, но и рядовыми гражданами.

С принятием новой Конституции РФ наука конституционного права больше внимания стала уделять проблеме современного российского федерализма. Учёные указывают на взаимосвязь федерализма и демократии, которая проявляется в том, что распределение полномочий между центром и субъектами федерации приближает власть к гражданину, делает её более зависимой от него. Обосновывается необходимость создания таких структур и процедур, которые обеспечивали бы разумную децентрализацию управления, способствовали повышению его эффективности через систему участия населения в принятии решений и контроля за их исполнением.

Перед наукой конституционного права встаёт множество вопросов и практически-регулятивного характера. В их числе — выявление общих контуров такого нового для российской действительности юридико-нормативного образования, каким является парламентское право, понятие которого в отечественной литературе не получило сколько-нибудь развёрнутого толкования.

Всё больше внимания в науке конституционного права уделяется роли политических партий в демократическом процессе. Многопартийность и демократия как конституционные категории не могут быть реализованы друг без друга. Формирование многопартийной системы возможно только в условиях демократии. В свою очередь демократия немыслима без политических партий, борющихся за власть, используя конституционные формы и методы. С развитием многопартийности связано и формирование подлинно представительной формы правления. Становление новой российской науки конституционного права продолжается. Многие проблемы ещё ждут своего теоретического решения.

3.Система науки Конституционное право России

В науке конституционного права, как в целом в правоведении, объективно происходит дифференциация знаний, в результате чего вся их совокупность обособляется в отдельные блоки. В своем единстве, взаимодействии и сочетании они образуют систему науки конституционного права.

Под системой науки традиционно понимается порядок расположения знаний в их логической последовательности. Составные части системы именуются разделами. Структура науки конституционного права во многом совпадает со структурами отрасли конституционного права и учебной дисциплины. Наименование разделов обусловлено спецификой предмета регулирования. Обычно они располагаются в такой последовательности:

  • общетеоретические вопросы науки конституционного права — это предмет, задачи, методология, источники науки конституционного права как правовой отрасли, конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения, система отрасли, методы регулирования общественных отношений, тенденции развития;
  • учение о Конституции: сущность, особенности и юридические свойства конституции, ее виды, этапы конституционного развития; взаимосвязи конституций различных видов внутри Российской Федерации, других государств; формы и механизм реализации конституционных норм, охрана Конституции;
  • Основы конституционного строя Российской Федерации: конституционные основы народовластия; суверенитет народа; экономические, политические основы народовластия; социальная политика;
  • Конституционный статус человека и гражданина: демократия и личность, индивид и общество, индивид и государство; права человека и общие принципы демократии, их соотношение; конституционный статус личности, его понятие, принципы; основные права, свободы и обязанности граждан, вопросы гражданства.
  • Государственное устройство Российской Федерации: понятие, структура, формы и принципы национально-государственного устройства, статус Российской Федерации и ее субъектов; административно-территориальное устройство субъектов Федерации.
  • Конституционные основы организации и деятельности органов Российской Федерации: государственный механизм Российской Федерации, система органов государственной власти, виды государственной деятельности, разделение властей; порядок образования, статус, основы деятельности органов государственной власти.
  • Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.

Конституционное право России как учебная дисциплина

Наука конституционного права и соответствующий учебный курс близки и во многом совпадают по содержанию. Однако учебный курс является более узким, так как он не в состоянии вобрать в себя весь объем знаний накопленный наукой конституционного права за время становления конституционализма. В высших учебных заведениях юридического профиля конституционное право изучается, как правило, на первом курсе после изучения истории и теории права и государства. Эта дисциплина знакомит студентов с основами предмета, научными понятиями и категориями. Изучение этой дисциплины позволяет познать общие тенденции развития конституционного права, создать условия для последующего изучения других отраслей права России.

Учебная дисциплина «Конституционное (государственное) право России» призвана, детально ознакомить обучающихся с основами конституционного права России, научить их самостоятельно пользоваться нормативными актами, правильно понимать роль и значение конституционных и институтов и применять нормы конституционного права. Изучение конституционного права России и зарубежных стран повышает правовую культуру студентов, учит их широкому, разностороннему подходу к конституционной действительности, умению использовать международный опыт конституционного строительства в своей деятельности.

При изучении конституционного права используются различные методы: исторический, логический, анализ, синтез, индукция, дедукция и др. Широко применяется специфический метод — метод сравнительного правоведения.

Заключение

Конституционное право — самостоятельная отрасль права, система юридических норм, регламентирующих организацию государственной власти в стране, основные формы осуществления этой власти, отношения государства и гражданина. Конституционное право отличается от других отраслей права по предмету правового регулирования и методу воздействия правовых норм на общественные отношения.

Основной источник конституционного права — конституция государства, что и предполагает ведущее место отрасли в правовой системе. Конституционные нормы служат основой для дальнейшей регламентации общественных отношений другими отраслями права.

Самым важным, за истекшее время со дня принятия последней Конституции, следует считать то, что подавляющее большинство населения, общественно-политических движений и правящих сил осознали неприемлемость жестких политических противостояний. Российское общество и политическая элита постепенно осознают необходимость развития страны в рамках правового государства.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/konstitutsionnoe-pravo-kak-uchebnaya-distsiplina/

1.Конституция Российской Федерации. М., 2009.

.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 2-е, изм. и доп. М.: НОРМА-ИНФРА, 2000.

.Дмитриев Ю.А., Мухачев И.В. Понятие, предмет и метод конституционного права Российской Федерации: от истоков к современности. М. 2008.

.Еременко Ю.П. Предмет российского конституционного права. Ростов — н/Д, 2006.

.Зиновьев А.В., Иванов П.В., Смольяков А.А., Ячменев Ю.В. и др. Конституционное (государственное) право Российской Федерации Альбом схем: Учебное наглядное пособие / Под общей ред. В.П. Сальникова. Санкт-Петербургский университет МВД России. 2006.

.Казанчев Ю.Д Конституционное право РФ: Вопросы и ответы. М., 2008.

.Конституционное (государственное) право России: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Сальникова. М., 2005.

.Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Михалева Н.А., Скуратов Ю.И. Государственное право Российской Федерации: Учебник. М.: Юрид. лит. 2006.

.Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общей ред. Л.А. Окунькова. М.: БЕК, 2006.

.Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общей ред. Ю.В. Кудрявцева. М.: Фонд Правовая культура. 2006.

.Ломовский В.Д. О методе конституционного регулирования // Журнал российского права. 2008. № 1-5. С. 91-99.

.Малько А.В. и др. Конституционное право России. М.: НОРМА, 2000.

.Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд., М.: Спарк, 2000.

.Тихомиров Ю. А. Развитие теории конституционного права // Государство и право. 2008. № 7.

.Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. М.: Юристъ. 2008.