Общая характеристика Конституции Швейцарии

Швейцария со многих точек зрения, включая и конституционно-правовую, представляет собой хотя и небольшое, но весьма оригинальное государство. Она никогда не имела монархической формы правления, не переживала периода абсолютизма, всегда отличалась децентрализованным управлением и высокой степенью развития непосредственной демократии. Также, стоит отметить её конфедеративное строение, что обуславливает её многоаспектное конституционное развитие, так как каждая административно- территориальная единица (кантона) имеет свою конституцию.

Эти факторы вместе обуславливает повышенный интерес к тому, каким образом закрепляются и толкуются конституционные основы Швейцарской Конфедерации и принципов деятельности его высшей судебной инстанции.

Цель: комплексный анализ Конституции Швейцарской Конфедерации и ее высшего судебного органа – Федерального Верховного Суда.

Объект: Конституция Швейцарской Конфедерации и Федеральный Верховный Суд.

Предмет: конституционно-правовое законодательство, иные национальные и международно-правовые акты, регулирующие базисные начала формирования, осуществления и гарантирования конституционного статуса личности в Швейцарии, а также, акты, которые регулируют судебную власть государства, в частности Федеральный Верховный Суд, на который Конституцией было возложено осуществление правосудия в сфере федеральной компетенции.

Методологическую основу исследования составила система общетеоретических и специально-правовых методов познания, в частности, диалектический, формально-юридический, исторический, структурно-функциональный, системного анализа, социологический, статистический и другие.

Структура работы. Курсовая работа состоит из вступления, двух взаимосвязанных разделов, выводов и списка использованной литературы.

В разделе 1 рассматривается характеристика действующей Федеральной Конституции, в частности, конституции кантонов, а так же закрепленные Конституцией Швейцарии основы правового статуса человека и гражданина и общественного строя

В разделе 2 был проведен анализ формирования и компетенции Федерального суда Швейцарии, его функций и аппарата.

РАЗДЕЛ 1. Характеристика действующей Федеральной Конституции

Говоря о Федеральной конституции Швейцарии, нельзя не прибегнуть к рассмотрению Конституций кантонов. Кантон — это высшая административно- территориальная единица, которая имеет свою конституцию, парламент, правительство и совершенно самостоятелен в решении внутренних проблем. В ведении центрального правительства находятся международные вопросы, федеральный бюджет и выпуск денег. Тем не менее, Швейцария — единое государство. Девиз страны: «Один за всех и все за одного!» (самым последним по дате образования является кантон Юра, который был отделен от кантона Берн в 1979 году по итогам референдума).

3 стр., 1082 слов

Конституция Швейцарии

... конституции и цели Швейцарской Конфедерации, формулируются принципы правового государства и взаимоотношений человека и общества, а также определяются основы статуса кантонов и четыре языка Швейцарии ... власть), Федеральный совет (правительство, исполнительная власть), Федеральный суд (судебная власть). Основные нововведения коснулись деятельности Федерального суда ... Данный реферат составлен на основе .

Как уже говорилось, каждый кантон и полукантон имеет свою конституцию. В некоторых кантонах конституции были приняты еще до принятия первой федеральной Конституции 1848 г. или до принятия ныне действующей Конституции. Большинство кантональных конституций приняты в конце XIX — начале XX вв. Некоторые из конституций подверглись полному пересмотру (например, в Женеве — в 1958 г., в Нидвальдене — в 1965 г., в Тичино — в 1967 г., в Обвальдене — в 1968 г., в Аарау — в 1980 г., в Базеле-сельском в — 1981 г., в Ури — в 1984 г.) и имеют вполне современный вид. Пересмотры позволили приспособить их к новым реальностям, особенно в социально-экономической области. Конституции кантонов, естественно, содержат традиционные статьи о правах и свободах, об организации системы государственной власти. Однако последние акты, принятые в 70 — 90-х гг., значительно отличаются от своих предшественников. В них была осуществлена полная перекомпоновка нормативного материала, проведена его новая систематизация. Они содержат расширенный каталог основных прав и свобод, провозглашают принципы правового государства, определяют политические задачи кантонов, а также устанавливают основные цели их политики. Кроме этого некоторые акты расширяют возможности применения референдума и народной законодательной инициативы, четко определяют организацию органов государственной власти, статус, организацию и пределы автономии общин, уточняют отношения между церковью и кантонами, устанавливают территориальные границы внутри кантонов. 1

Чтобы действительно убедиться в том, что кантональные конституции вполне идут в ногу с достижениями современного конституционализма достаточно привести два примера. Так, в преамбуле Конституции кантона Жюра 1979 г. содержатся ссылки на такие основополагающие документы, как Декларация прав человека и гражданина 1789г., Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций 1948 г. и европейская Конвенция о защите прав права человека реферат по политологии">человека и основных свобод 1950 г.. На основании их принципов и акта о свободном учреждении кантона от 23 июня 1974 г. республика и кантон Жюра содействует социальной справедливости, поощряет сотрудничество между народами, играет активную роль в сообществах, частью которых кантон себя считает.

Также можно процитировать ч. 2 ст. 2 новой Конституции полукантона Базель-сельский 1981 г., посвященную правам и обязанностям граждан. В полукантоне гарантируются:

  • право на жизнь, на неприкосновенность личности и свободу мнений, а также свобода передвижения;
  • свобода вероисповедания и совести;
  • свобода информации, мнений и печати;
  • свобода ассоциаций, собраний и манифестаций;
  • свобода образования, исследований, а также свобода искусств;
  • защита частного имущества, тайна переписки и телекоммуникаций, а также неприкосновенность жилища;
  • защита от злоупотреблений сведениями;
  • право на брак и на образование семьи;
  • свобода учреждения предприятий;
  • право на свободный выбор и свободное осуществление своей профессии, а также право на свободное осуществление экономической деятельности.

Все кантональные конституции, как и федеральная, предусматривают возможность своего полного или частичного пересмотра, причем почти во всех кантонах эти пересмотры могут осуществляться по народной инициативе. При этом для каждого кантона существуют свои условия пересмотра конституции:

14 стр., 6838 слов

Классификация конституций (2)

... или его субъектам конституции делят на федеральные и конституции субъектов федерации. По способу объективирования конституции бывают писанными и ... заключается в том, что конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его ... В данном случае имеется в виду классификация главным образом юридических конституций, хотя обращение к фактам действительности ...

  • в полукантоне Аппенцелль-Иннерроден требуется число подписей от 0,01% до 5,85% от численности избирательного корпуса в кантоне Невшатель;
  • для инициативы общего пересмотра конституции в кантоне Гларус требуется от одной подписи избирателя до 12 тыс. в кантоне Во и 15 тыс. в кантоне Берн;
  • в кантоне Цюрих народная инициатива по пересмотру Конституции в период между созывами парламента — Большого совета влечет немедленное возобновление полномочий парламента прежнего созыва;
  • в кантоне Женева полный пересмотр может осуществляться раз в 15 лет, в пяти кантонах он осуществляется общими собраниями — ландсгемайнде.2

Инициатива пересмотра может исходить и от кантональных парламентов, например в кантонах Жюра, Во, или от парламента и правительства, например, в кантоне Тичино.

Кроме того, любые конституционные реформы в кантонах подлежат утверждению на референдуме. Для пересмотра кантональной конституции требуется согласие абсолютного большинства избирателей.

Согласно ст. 51 швейцарской Конституции каждый кантон обязан принять для себя демократическую конституцию, которая нуждается в согласии народа и должна пересматриваться по требованию большинства избирателей. Конституции кантона нуждаются в гарантии Союза, который дает такую гарантию, если конституция не противоречит федеральному праву.

Как правило, конституции не называют субъекты федераций суверенными, однако есть некоторые исключения и из этого правила. Так, согласно ст. 3 швейцарской Конституции (она воспроизводит ст. 3 прежней Конституции 1874 г.) «кантоны суверенны, поскольку их суверенитет не ограничен Федеральной конституцией; они осуществляют все права, которые не переданы Союзу». Вопрос о том, может ли суверенитет быть ограниченным, в теории спорен.

Стоит обратить внимание на то, что согласно ст. 6 Федеральной конституции, кантоны обязаны испрашивать у Конфедерации гарантию для своих конституций; она дается при соблюдении этими конституциями следующих трех условий:

  • в них не должно содержаться ничего противоречащего предписаниям Федеральной конституции;
  • они должны обеспечивать осуществление политических прав в соответствии с республиканскими формами — представительными или непосредственно-демократическими;
  • они должны приниматься народом и пересматриваться по требованию абсолютного большинства граждан.

Гарантия дается в случае одобрения конституции Федеральным собранием. При этом отказы в гарантии встречаются довольно редко: в 1948 г. было отказано в гарантии измененных ст. 58 Конституции полукантона Базель-городской и ст. 57 Конституции полукантона Базель-сельский на основании противоречия ст. 1 Федеральной конституции; в 1958 г. последовал отказ в гарантии ч. 3 ст. 84, включенной в 1956 г. в Конституцию кантона Во, на основании противоречия ст. 4 Федеральной конституции. 3

4 стр., 1767 слов

Создание и принятие Конституции РФ в 1993 году

... существенно меньше половины всех избирателей. ОТЛИЧИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ 1993 ГОДА ОТ КОНСТИТУЦИИ РСФСР ОТ 1978 ГОДА Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что ... 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17--64) Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65--79) Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80--93) Глава 5. Федеральное ...

Согласно воззрениям швейцарских ученых, требование федеральных гарантий для каждой новой или пересмотренной конституции кантона должно интерпретироваться не как необходимое условие законности акта, но как мера, связанная с выполнением федеративного договора, как средство контроля со стороны федеральных властей за законностью и соответствием Федеральной конституции. Отказ в гарантии со стороны федеральных властей должен быть отмечен в соответствующей конституции кантона, но такой отказ не лишает законности опротестованные статьи или статью.

В качестве примера можно отметить отказ в предоставлении гарантий новой Конституции полукантона Базель-сельский, принятой на референдуме 4 ноября 1984г. совсем незначительным большинством избирателей: 16 522 — «да» и 16 264 — «нет». В ее ч. 2 ст. 115 правительство полукантона обязывалось следить за тем, чтобы никакие атомные электростанции не воздвигались на территории полукантона или по соседству с ним. В августе 1985г. Федеральный совет в целом благоприятно отозвался об этой Конституции, однако в сентябре того же года Совет кантонов (верхняя палата парламента страны) отказал в гарантиях из-за указанной нормы, узрев в ней посягательство на суверенные права других кантонов. Национальный совет (нижняя палата) в марте 1986 г. все же предоставил гарантии, и Совет кантонов присоединился к этому решению. Обе палаты, однако, высказались в том смысле, что за Конфедерацией остается приоритет в решении вопросов, касающихся атомной энергии. 4

Из всего вышеуказанного становится очевидным, что процедура гарантий в Швейцарии считается слишком сложной и длинной, даже если она не дает оснований для споров по конкретным вопросам.

1. 2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина

Для большего понимания данного вопроса, рациональным будет разделить подраздел на несколько пунктов.

Общая характеристика конституционных прав, свобод и обязанностей

Права, свободы и обязанности человека и гражданина регулируются в Швейцарии на двух уровнях — федеральном и кантональном — соответствующими конституциями и законами.

Первоначально Федеральная конституция провозглашала только те права, свободы и обязанности, которые содержались в конституциях кантонов. Но затем их перечень в Федеральной конституции стал увеличиваться. Однако, как ни странно, сегодня Швейцария в данном отношении отстает от других стран как по перечню конституционных прав и свобод, так и по их детализированности. Это служит одним из доводов в пользу полного пересмотра Конституции.5

Пробельность конституционных прав и свобод и отсутствие их систематизации привели в начале 60-х гг. высший судебный орган страны — Федеральный суд — к необходимости признать приравненными к конституционным такие отдельные права и свободы, которые не записаны в Федеральной конституции. Речь идет, в частности, о личной свободе, свободе выражения мнений, свободе собраний, свободном выборе языка. Суд исходил из того, что без указанных свобод не могут существовать некоторые свободы, записанные в Конституции. Так, конституционная свобода совести не может существовать без личной свободы, а право на свободное политическое волеизъявление в форме права на инициативу проведения референдума или принятия закона не может быть реализовано без свободы собраний и свободы выражения мнений.6

4 стр., 1609 слов

Конституция и конституционализм: сущность и принципы

... строя, и являются идеями конституционализма. Проще сказать ,под “конституционализмом” понимают систему представлений и идей в развитом демократическом государственном строе, основанном на конституции. Конституционное право России ... бы заметить ,что хотя главными принципами Конституции всегда были права и свобода человека, а также верховенство Конституции, как высшей юридической силы, она менялась ...

Кроме того, в 1974 г. Швейцария ратифицировала европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г., которая стала одним из источников и гарантий прав и свобод человека и гражданина в стране. Конвенция гарантирует, в частности, такие отсутствующие в Федеральной конституции права и свободы, как:

  • право на жизнь,
  • запрещение пыток, жестоких и позорящих наказаний,
  • запрещение рабства или подневольного состояния,
  • право на свободу и неприкосновенность,
  • процессуальные права (например, право иметь адвоката),
  • право на уважение своей частной и семейной жизни,
  • право на свободу мысли, совести и религии, убеждений, мирных собраний,
  • право на образование ассоциаций (например, профсоюзов) и вступление в них,

— запрещение дискриминации в пользовании правами и свободами по основаниям пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного, сословного или иного положения. 7

Кроме этого, в ст. 4 Конституции установлено, что все швейцарцы равны перед законом. В стране нет ни отношений подданства, ни привилегий для места, рождения, семей или лиц, мужчина и женщина равноправны, а законодатель обязан позаботиться об их равном положении в семье, образовании и труде.

Гражданские права, свободы и обязанности

Согласно ст. 45 Конституции, каждый швейцарец может поселяться в любом месте страны и не может быть изгнан из Швейцарии. На Конфедерацию ст. 45 возлагает обязанность укреплять связи находящихся за границей швейцарцев с родиной и между собой и создавать для этой цели специальные учреждения. С учетом особого положения находящихся за границей швейцарцев Конфедерация может издавать нормы, необходимые для регулирования их прав и обязанностей, в частности осуществления политических прав, выполнения воинской обязанности и получения поддержки. Перед изданием таких норм следует заслушивать мнение кантонов. 8