Контракт как особый вид трудового договора

Курсовая работа

Актуальность темы курсовой работы. Конституция Республики Беларусь предусматривает широкий набор прав для своих граждан, а также гарантии и средства реализации, указанных прав.

Одним из основополагающих прав, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, является право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека.

Трудовые отношения — сфера, которая в той или иной степени касается большинства граждан Республики Беларусь.

Развитие рыночных отношений в последнее десятилетие спровоцировало повсеместный переход на трудовые контракты. Как и всякое новшество (законодательство БССР и бывшего СССР упоминания о трудовых контрактах не содержало), это явление сопровождается появлением проблем правового характера. Так, остро дискуссируются вопросы о возможной сфере применения контрактов и способах внедрения их в практику. Неоднозначно толкуется само понятие “контракт”. Нередко оказывается, что при заключении контракта работник не приобретает никаких дополнительных гарантий, заложенных в теории, напротив, теряет правовую защищенность.

В настоящее время понятие «контрактная форма найма работников» является широко распространенным. Контракт- это договор, заключаемый в письменной форме на определенный в нем срок и содержащий особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде.[4, с. 1] Он нашел применение на многих предприятиях и в организациях всех форм собственности. Однако в Республике Беларусь, как и на всем постсоветском пространстве, его можно отнести к достаточно новому виду договора, регулирующего трудовые отношения работников и нанимателей.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно, объективно и всесторонне раскрыть тему курсового исследования.

1. Контракт как особый вид трудового договора

1.1 Понятие и особенности трудового контракта

Одной из разновидностей срочного трудового договора является контракт.

Контракт — трудовой договор, заключаемый в письменной форме на определенный в нем срок, содержащий особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде и предусматривающий конкретную минимальную компенсацию за ухудшение правового положения работника.

Важнейшими особенностями контракта являются:

установление минимального срока контракта (один год)

предусматривается возможность увольнения работника по окончании срока его действия с 2-х недельным сроком предварительного уведомления о его прекращении

53 стр., 26278 слов

Особенности контракта как вида трудового договора по законодательству ...

... работы включает:, ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО КОНТРАКТА И ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ТРУДОВЫМ ДОГОВОРОМ (ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ) 1.1 Общая характеристика трудового договора В соответствии со статьей 41 Конституции Республики Беларусь каждому гражданину Республики Беларусь гарантируется право на труд, ...

снижение уровня правовых гарантий, которыми пользуется работающий по обычному трудовому договору.

установление в контракте минимальной компенсации за ухудшение правового положения работника.

предусматриваются дополнительные меры материального стимулирования.

предусматривается повышенная ответственность за неисполнение обязанностей.

наличие дополнительных оснований увольнения.

2. Заключение и прекращение контрактов с работниками

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы заключения, изменения и прекращения контрактов, являются принятые во исполнение Декрета № 29:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» (далее — Указ № 180);
  • постановление Совета Министров № 1476 от 25 сентября 1999 г. «Об утверждении Положения о порядке и условиях заключения контрактов нанимателя с работниками»;
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 г.

№ 1180 «Об утверждении Примерной формы контракта нанимателя с работником» (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2007 г. № 1710);

  • постановление Совета Министров № 19 от 10.01.2005 г. «О примерных формах контрактов» (с временным или антикризисным управляющим);
  • постановление Министерства труда и социальной защиты № 87 от 22.06.2007 г. «Об утверждении примерной формы контракта с руководителем государственной организации и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов»;

6) постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.06.2008 г. № 4 «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с применением контрактной формы найма работников» (далее — постановление Пленума Верховного Суда № 4).

2.1 Порядок заключения трудового контракта с работником

Заключение контракта — это право сторон договора. По их желанию и соглашению принимается решение, заключать ли между ними контракт или трудовой договор другого вида. Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 нанимателю предоставлено право заключать с работниками контракты. В случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, заключение контрактов является обязательным.

Обязательное заключение контракта предусмотрено:

с руководителями государственных организаций:

с государственными служащими.

с руководителями сельскохозяйственных организаций негосударственной формы собственности;

  • с научными работниками;
  • с работниками, осуществляющими трудовую деятельность на территории радиоактивного загрязнения (педагогические, медицинские, фармацевтические работники (включая руководителей);
  • специалисты сельского и жилищно-коммунального хозяйства;
  • специалисты системы потребкооперации).

со спортсменами — инструкторами и тренерами национальной команды Республики Беларусь по видам спорта.

Структуры конституций Республики Беларусь, действовавших в советский период были следующими:

  • Конституция 1919 года: Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа Белоруссии, 3 раздела (общие положения Конституции;
  • конструкция Советской власти;
  • раздел о гербе и флаге), 32 статьи;
  • Конституция 1927 года: 13 глав, 76 статей;
  • Конституция 1937 года: 11 глав, 122 статьи;
  • Конституция 1978 года: Преамбула, 10 разделов. 19 глав, 172 статьи.

1 января 1919 года был обнародован Манифест Временного Рабоче-Крестьянского Советского Правительства Беларуси, который провозгласил независимую Советскую Социалистическую Республику Беларусь. Полную юридическую силу Манифест получил на Всебелорусском съезде Советов 2-3 февраля 1919 года. Одновременно была принята первая писаная белорусская Конституция — Конституция ССРБ 3 февраля 1919 года.

5 стр., 2117 слов

Понятие и сущность Конституции Республики Беларусь

... сотни было учтено. 11 ноября 1991 г. Верховный Совет принял постановление по проекту Конституции Республики Беларусь. Основные положения проекта были одобрены. Решено было опубликовать проект в ... совершенствовать. В конце 80-х — начале 90-х годов в общественном сознании с новой силой встала проблема обретения республиками бывшего СССР государственного суверенитета, устранения монополии одной партии ...

Она имела следующие характерные черты:

  • написанная под сильным влиянием большевиков, закрепляла власть за Советами, рабочими в лице диктатуры пролетариата;
  • лишала избирательных прав отдельных лиц;
  • была значительно идеологизированной и носила открыто классовый характер;
  • не содержала положения о народе как о носителе и источнике суверенитета государства;
  • признавала применение насилия в целях утверждения социализма. Она закрепляла насильственное уничтожение частной собственности.

Основной причиной замены Конституции 1919 года Конституцией 1927 года явилось образование СССР (1922 год) и принятием им первой Конституции (1924 год).

Конституция 1927 года сохраняла многие черты, свойственные Конституции 1919 года:

  • не включала в свой текст «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа»;
  • она оставалась классовым документом.

В частности, ст.2 констатировала, что БССР является государством диктатуры пролетариата, которое осуществляет свои задачи на основе союза рабочих и крестьян;

  • в ней был отражен факт вхождения Беларуси в состав СССР;
  • граждане БССР одновременно являлись гражданами СССР;
  • земля, леса, недра, воды, фабрики, заводы, все виды транспорта, средства связи объявлялись государственной собственностью;
  • закреплялось равноправие языков ряда национальностей, проживающих на территории республики (белорусского, русского, еврейского, польского).

Одновременно (ст.22) признавалось преимущество белорусского языка в сношениях с государственными, профессиональными, общественными организациями и учреждениями;

  • избирательных прав лишались следующие лица: живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, монахи и духовные служители, служащие и агенты бывшей полиции, признанные душевнобольными и прочие;
  • в отличие от конституций других советских республик и Конституции СССР, было закреплено разделение властей на законодательную (Совет народных комиссаров) и исполнительную (Центральный исполнительный комитет).

Итак, Конституция 1927 года была классической конституцией советского типа, имела ярко выраженный классовый характер, закрепляла господство коммунистической партии. Многие нормы носили декларативный характер, не имели прямого действия.

Конституция БССР 1937 года соответствовала Конституции СССР 1936 года. Ее основными черты:

  • законы СССР были обязательными на территории республики;
  • впервые (конституционным образом) официально было объявлено, что в республике закреплены все основные экономические положения социализма, в том числе: отменена частная собственность, утвердилась социалистическая собственность на орудия и средства производства, установлено единое плановое развитие;
  • социалистическая собственность в БССР имела форму государственной и колхозно-кооперативной;
  • каждый гражданин республики обязан был беречь и укреплять социалистическую собственность;
  • впервые была закреплена конституционная норма о сохранении за БССР права выхода из состава СССР;
  • Конституция впервые закрепляла принцип равноправия граждан, однако весьма в усеченном виде, поскольку равноправие граждан предусматривалось только независимо от их расы, национальности;
  • впервые в Конституции содержалась глава об основных правах и обязанностях граждан (было закреплено право на труд, формально провозглашались политические права и свободы);
  • введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.

Основной особенностью Конституции БССР 1937 года, по мнению Чудакова М.Ф., можно назвать широкий каталог прав и свобод перенесенный из Конституции СССР и введение общего избирательного права. Важным моментом была демократизация судебной системы (раздел VII), постепенная ликвидация несудебных органов, избрание судей гражданами, открытое слушание дел, право на приглашение переводчика и другие.

3 стр., 1486 слов

Понятие и способы приобретения гражданства по законодательству ...

... существуют. Например, кандидатом в Президенты Республики Беларусь может баллотироваться лишь гражданин Республики Беларусь по рождению (ст. 80 Конституции). 3. Гражданство Республики Беларусь является единым. Республика Беларусь является унитарным государством, поэтому единство гражданства обеспечить достаточно просто, хотя ...

Конституция БССР 1978 года являлась более совершенным (юридически), по сравнению с предыдущими, актом. Чудаков М.Ф. считает, что Конституцию БССР 1978 года можно назвать законом, адаптированным применительно к конкретной республике.

Конституция 1978 года имела следующие отличительные черты:

  • закрепляла построение «развитого социализма» в стране;
  • впервые было введено понятие «народ», который является субъектом всей власти в государстве;
  • сохранялось классовое содержание Конституции, хотя идея диктатуры пролетариата была преобразована в идею о ведущей роли рабочего класса;
  • закреплялась ведущая роль коммунистической партии как основы политической системы;
  • впервые конституционные нормы закрепляли равенство граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, занятий, места жительства;
  • закреплялись некоторые права человека: право на жилище, охрану здоровья и т.д.;
  • впервые было введено положение, дающее право гражданам решать наиболее важные вопросы государственной жизни на референдуме;
  • устанавливалось, что Конституцию принимает народ;
  • впервые закреплялась норма о суверенитете.

По рассмотрении данного вопроса, можно сделать следующий вывод, что Конституции Советского периода представляли собой юридический фасад, в котором провозглашение народовластия прикрывало всевластие партийной идеологии, а права и свободы граждан носили чисто декларативный характер.

3. Действующая Конституция Республики Беларусь как начало новой стадии Конституционного развития Республики Беларусь

3.1 История подготовки и принятия Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 года

Конституция государства является не только Основным законом страны, но и ядром всей правовой системы, фундаментом государственной и общественной жизни. Конституция определяет законодательство, возглавляя иерархию нормативных правовых актов, служит основой правореализационной и правоприменительной практики. Основной закон — существенный элемент правовой идеологии государства.

3 стр., 1397 слов

Конституция Республики Беларусь — правовая основа идеологии ...

... и власти. По своей сущности Республика Беларусь - правовое государство. в котором существует конституционный строй, т.е. принята и действует демократическая Конституция и ... государства в определенном направлении. Идеологические свойства Конституция - юридическая основа государственной идеологии, мировоззренческий документ, способствующий распространению и утверждению политических и правовых ...

Принятие конституции государства, как правило, связано с важными, происходящими в экономических отношениях общества, в политической и социальной системах, с трансформациями формы государства и изменением правового положения личности — когда фактическая конституция не соответствует реальной действительности, а использование норм прежней конституции становится просто неэффективным.

По предыдущей Конституции Беларуси государство имело явно выраженный авторитарный аспект. Начиная с 1989 года прежнюю Конституцию приходилось постоянно обновлять, причем не только отдельные статьи, но и разделы и главы. Особенно это коснулось основ общественного строя Беларуси, положений, касающихся организации и деятельности органов государственной власти, статуса политических организаций. Раздел же о правах и свободах граждан оставался до принятия новой Конституции практически неизменным.

В этом разделе явно прослеживался патерналистский характер государства.

27 июля 1990 года была принята Декларация Верховного Совета «О государственном суверенитете Республики Беларусь». Декларация провозгласила «полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях».

В дальнейшем, 25 августа 1991 г., Декларации о государственном суверенитете специальным законом был придан статус конституционного закона, на основании которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978 г.

Объявление в 1991 г. БССР независимым государством явилось новым этапом развития белорусской государственности и требовало новой идеологии, нового сознания и мышления.

Новая Конституции Республики Беларусь была принята 15 марта 1994 г.

Отличительными признаками нового Основного Закона Беларуси являются:

1) деидеологизированный характер;

2) закрепление в качестве экономической основы многообразия форм собственности;

3) установление равенства государства и гражданина, наличие у них взаимных обязательств;

4) закрепление в качестве вектора для развития текущего законодательства приоритета общепризнанных принципов международного права;

5) разделение и взаимодействие властей;

6) прямой характер действия норм Конституции;

7) введен институт президентства;

8) образован Конституционный Суд Республики Беларусь.

«Демократия в Республике Беларусь, — гласит ст. 4 Конституции, — осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан». В ст. 6 идет речь о функционировании государственного механизма на основе принципа разделения властей. В Основном Законе подчеркивается (ст. 13) равенство всех форм собственности и их защита.

7 стр., 3485 слов

Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь

... белорусского государства был случай, когда иному нормативному акту был придан более высокий юридический вес нежели Конституции. 25 августа 1991 года. Декларации Верховного Совета Республики Беларусь ... Современное общепринятое понимание сущности конституции состоит в том, что конституция – это ограничитель власти государства, т.е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и ...

В новой Конституции нашли отражение политические и социально-экономические перемены, предусмотрена программа совершенствования демократии, гарантии прав и свобод.

Около 50 % статей Конституции посвящены правам и свободам. Дальнейшее их развитие, наполнение новым содержанием, их гарантированность — задача всех государственных органов, в том числе судов.

Конституция Республики Беларусь, на взгляд Г.А. Василевича, различает права человека и гражданина. Представляется, что предметом особой заботы государства в первую очередь должны стать неотъемлемые, неотчуждаемые права человека, иными словами, те, которые изначально не носят нормативного характера, не дарованы государством, а, наоборот, государство в этой сфере имеет ограничения (право на жизнь, на неприкосновенность, свободу передвижения, свободу убеждений и др.).

Именно естественные права выступают в качестве критерия прав позитивных, т. е. исходящих от государства и закрепляемых в нормативных актах.

Верховный Совет, принимая в марте 1994 г. Конституцию, совершил революцию, закрепил в ней принцип разделения властей, тем самым лишив себя монополии на власть, которой он юридически обладал с июня 1990г. По существу, можно говорить о демонополизации власти.

Наиболее характерными признаками и отличительными чертами Конституции суверенной Республики Беларусь 1994 года является то, что:

  • это первая белорусская Конституция, которая была принята, когда Беларусь вышла из состава федерации, т.е. это первая полноценная, писаная, юридическая конституция, полностью созданная представителями белорусского народа без чьей-либо помощи и обязательных нормативных образцов;
  • это первая белорусская Конституция, закрепившая принципы разделения властей, правового, социального и демократического государства, многообразия (плюрализма) политических институтов, верховенства права;
  • дополнения и поправки, внесенные в Конституцию 1994 года после референдума 1996 г., не изменили ее демократической сущности.

Существует четкий механизм сдержек и противовесов важнейших органов государственной власти Республики Беларусь закрепленный в тексте Конституции Республики Беларусь 1994 г.

За период существования новой Конституции она была подвержена изменениям и дополнениям в 1996 и 2004 годах.

Конституционная реформа 1996г. выразилась в установлении сбалансированных полномочий ветвей власти, возложении на Президента функций Главы государства, гаранта Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина, в учреждении двухпалатного Парламента (Палаты представителей и Совета Республики), в повышении роли Правительства — Совета Министров в системе ветвей власти и усилении его ответственности за состояние и развитие экономики, социально-культурной и административно-политической сфер деятельности.

Основные изменения, внесенные в Конституцию Республики Беларусь на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года:

  • учрежден новый законодательный орган — Национальное собрание (вместо Верховного Совета);
  • учрежден новый контрольный орган — Комитет государственного контроля (вместо Контрольной палаты);
  • изменилось название и статус Правительства — Совет Министров (вместо Кабинета Министров, действовавшего при Президенте);
  • Конституционный Суд включен в систему судебной власти (ранее входил в систему органов контроля и надзора);
  • изменились место и роль Президента в государственном механизме как Главы государства, расширена его компетенция;
  • русскому языку, наряду с белорусским, придан статус государственного языка.

В 2004 году Конституция Республики Беларусь подверглась очередной редакции. Однако следует отметить, что изменения ее текста касались только отдельных вопросов, связанных с правовым положением Президента и сроками его полномочий. При этом характер взаимоотношений трех ветвей власти не изменялся. Не подвергались изменению и закрепленные ранее гарантии прав и свобод человека и гражданина, т.е. Конституция продолжила определять Республику Беларусь как правовое, демократическое, светское государство.

3 стр., 1337 слов

Конституция БССР 1937 года

... Конституция и суверенные права БССР: принимать и изменять Конституцию республики, решать вопрос об изм е нении границ [1, ст. 24 ] , создавать с вои органы власти ... положений Конституции БССР 1937г. и Конституции БССР 1927г . Конституции БССР 1937г. К середине 30-х годов в ... Конституция СССР, а 19 февраля 1937 г. принята Конституция БССР. Конституция БССР полн о стью соответствовала Конституции ...

В связи с Решением республиканского референдума от 17 октября 2004 года из ст.81 Конституции были исключены положения о том, что одно и то же лицо может быть Президентом Республики Беларусь не более двух сроков.

Учитывая всю важность Конституции Республики Беларусь как Основного Закона государства можно сделать вывод о ее действительном значении в области развития правового государства и гражданского общества, а текст этого документа является важным историческим источником, на основании содержания которого можно сделать вывод о социально-политической и экономической ситуации в стране, о взаимоотношении ветвей власти, о развитии общества в целом.

3.2 Конституционные реформы 1996 и 2004 года

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь 1994 года, в редакции 1996 года, вся власть в республике принадлежит народу, который является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти.

Важнейшей формой осуществления народом государственной власти является референдум.

Референдум — это такой способ правотворчества, когда народ выступает субъектом государственной власти непосредственно.

В результате референдума принимаются нормативные акты, получающие силу закона. Юридическая сила референдума в Республике Беларусь, как и во многих зарубежных странах, выше юридической силы законов. Неслучайно, согласно ст. 77 Конституции Республики Беларусь, решения, принятые референдумом, могут быть отменены или измены только путем референдума.

Потребность в проведении народного голосования 24 ноября 1996 года возникла в связи с назревшим противостоянием между Верховным Советом Республики Беларусь и Президентом Республики Беларусь, а также необходимостью уточнения ряда конституционных положений. К концу 1996 года это противостояние достигло своего апогея и стороны не могли иным способом, иначе как через обращение к народу, разрешить возникшие противоречия. Именно это, а не использование силы, и является цивилизационным способом разрешения конфликта.

Также необходимость конституционной реформы в 1996г. обусловливалась объективными факторами. В Конституции Республики Беларусь в редакции 1994г. изначально был заложен дисбаланс функций и полномочий Верховного Совета и исполнительной власти, возглавляемой Президентом Республики Беларусь. В противоречие с основополагающим принципом разделения властей, который исходит из требования равенства ветвей власти и их самостоятельности, Верховный Совет рассматривался в качестве органа, стоящего прежде всего над властью исполнительной.

4 стр., 1593 слов

Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г

... права, граждан, вносивших свои замечания и предложения по проектам, которые публиковались для народного обсуждения, парламентариев. Республика Беларусь по Конституции 1994 года ... власть принадлежала судам. Впервые получил законодательное закрепление институт судебного конституционного контроля, который принадлежал Конституционному Суду РБ. По Конституции РБ от 5 марта 1994 года Конституционный Суд РБ ...

В период с 9 по 24 ноября 1996 года в Беларуси был проведен по инициативе Президента А.Г. Лукашенко республиканский референдум.

На референдум было вынесено 7 вопросов: четыре — Президентом Республики Беларусь и три — Верховным Советом.

На референдум 1996 года были представлены Президентом и Парламентом (фракциями аграриев и коммунистов) два проекта новой редакции Конституции. Проект депутатов был практическим возвращением к устаревшей системе доминирования Верховного Совета и в случае принятия создавал угрозу для формирования дееспособной государственной власти.

Во-первых, формирование государственного устройства Беларуси без института президентства не представлялось возможным, поскольку этот институт был воспринят положительно большинством граждан Беларуси, о чем свидетельствует высокая степень участия избирателей в выборах первого Президента страны.

Таким образом, Верховный Совет доминировал над двумя другими ветвями власти. Он выступал не только в качестве одной из ветвей власти, но и по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех других органов. Обладая правом вносить любые изменения в Конституцию и законы, признавать законы утратившими силу, Верховный Совет фактически имел неограниченную возможность принятия решений по любому вопросу.

Поэтому не случайно наиболее существенные изменения в новой редакции Конституции претерпел раздел IV, посвященный организации и деятельности высших органов государства — Президента, Парламента, Правительства и судов. Произошло перераспределение полномочий между указанными органами, их уточнение.

Конституционная реформа 1996 г. выразилась в установлении сбалансированных полномочий ветвей власти, возложении на Президента функций Главы государства, гаранта Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина, в учреждении двухпалатного Парламента (Палаты представителей и Совета Республики), в повышении роли Правительства — Совета Министров в системе ветвей власти и усилении его ответственности за состояние и развитие экономики, социально-культурной и административно-политической сфер деятельности.

В результате внесения в Конституцию Республики Беларусь изменений и дополнений законодательная власть больше не находится в привилегированном положении. Парламент приобрел более свойственное ему название, означающее окончательный отказ от советской модели высшего органа государственной власти, и более совершенную структуру, которая соответствует устоявшимся стандартам парламентаризма.

Принятие новой редакции Конституции в 1996г. подвело своеобразный “правовой итог” политическому кризису того времени, что свидетельствует об осознании места и роли Конституции в политической и правовой жизни общества, о потенциале Конституции в качестве реально действующего юридического документа, и, что еще важнее, о признании этого потенциала и этих возможностей.

6 стр., 2945 слов

Источники административного права

... права, но одновременно они и нормы административного права. отношений содержатся в нескольких разделах Конституции. Это связано со сложностью предмета регулирования административного права. Конституция определяет место государственных органов управления в государственном механизме Республики Беларусь, ...

Во-вторых, упразднение института президентства, учрежденного этим же парламентом, свидетельствовало о неуважительном отношении парламентариев к высшему нормативному акту государства — Конституции. Такие «революционные» изменения Основного Закона на протяжении небольшого отрезка времени не имели под собой логических оснований, а были продиктованы желанием депутатов разрешить конфликт в свою пользу.

В-третьих, согласно депутатскому проекту парламент становился безраздельным монополистом всей государственной власти: назначал и увольнял судей высших судебных инстанций; принимал Конституцию и вносил в нее изменения; принимал законы и сам их промульгировал; имел право выразить вотум недоверия правительству на любом основании, поскольку они не были зафиксированы в проекте. Принятие парламентского варианта привело бы к смещению баланса сил в государстве в пользу парламента, к превращению его, по существу, в единый и бесконтрольный орган государственной власти.

Президентский вариант Конституции, принятый на республиканском референдуме, создал совершенно новую модель государственного устройства Беларуси. В нем наиболее последовательно закреплена реализация принципа разделения властей, восстановлено равновесие ее трех ветвей, баланс между обязанностями и правами главы государства, повышен статус исполнительной власти в системе государственных органов и ее роль в управлении государством и обществом.

Отличительной чертой подготовки и проведения республиканского референдума 24 ноября 1996 года является многочисленность правовых актов, его регламентирующих. Безусловно, что базовыми являются Конституция от 15 марта 1994 года и Закон 1991 года о народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь в той части, в какой он не противоречит Конституции. Например, в статье 36 названного Закона предусматривалось, что изменения и дополнения Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало более двух третей граждан, внесенных в списки для голосования.

Итоги референдума 24 ноября 1996 года были опубликованы в «Советской Белоруссии» 27 ноября 1996 года. В этот же день был опубликован текст новой редакции Конституции, предложенный Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и получивший абсолютную поддержку народа.

За день до вступления в силу Конституции именно Верховный Совет принял закон «О республиканском референдуме 1996 года в Республике Беларусь».

Названный Закон вступил в силу со дня его подписания, т.е. 26 ноября 1996 года.

Таким образом, основным итогом референдума 1996 года и важной вехой в дальнейшем развитии суверенного белорусского государства явилось принятие проекта Конституции Республики Беларусь, предложенного Президентом страны.

17 октября 2004 года в Беларуси прошёл инициированный президентом Лукашенко республиканский референдум. Референдум был назначен указом президента от 7 сентября 2004 года № 431 и был совмещён с парламентскими выборами.

Вопрос на референдум выносился один и звучал следующим образом: «Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А. Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?»

В результате референдума Александр Лукашенко получил возможность участвовать в президентских выборах неограниченное число раз (ранее конституция предусматривала только два президентских срока подряд) и принял участие в выборах 2006 года и выборах 2010 года.

В 2004 году Конституция Республики Беларусь подверглась очередной редакции. Однако, следует отметить, что изменения ее текста касались только отдельных вопросов, связанных с правовым положением Президента и сроками его полномочий. При этом, характер взаимоотношений трех ветвей власти не изменялся. Не подвергались изменению и закрепленные ранее гарантии прав и свобод человека и гражданина, т.е. Конституция продолжила определять Республику Беларусь как правовое, демократическое, светское государство.

4. Развитие конституционного права: опыт и перспективы. Проблемы законности и правопорядка в Республике Беларусь

Конституция — основной источник национального права. Она обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам, принимаемым на национальном уровне.

Конституция отличается от иного закона как по юридической силе, так и по форме и содержанию. Конституция является таким Основным Законом государства, который регулирует главные стороны государственной, общественной жизни, допуская и прямо предполагая процесс правового, в том числе законодательного, регулирования, стимулируя и направляя его.

Анализ содержания Конституции Беларуси свидетельствует о стремлении законодателя закрепить в ней нормы прямого действия, которые могли бы применяться без их фиксирования в специальных актах.

В Конституции закрепляется государственное устройство, основные права и свободы. Конституционные принципы и нормы предопределяют построение всей национальной правовой системы. В идеале Конституция, как отмечает российский ученый С.Ю. Кашкин, выражает интересы плюралистического общества в целом.

Общепризнанным считается факт, что Конституция составляет ядро правовой системы, является базой для развития всего законодательства. Не случайно другим сопутствующим названием Конституции было — Основной Закон (сейчас оно сохранилось только в преамбуле).

Отличительной особенностью современного развития конституционного права является его динамизм, широкое обновление и развитие составляющих его правовых норм. В этой связи очень важно, чтобы конституционное право адекватно отражало потребности развития общества, более того содействовало его прогрессу.

Однако важной и необходимой предпосылкой для установления благоприятных для развития личности условий является использование во внутреннем (национальном) праве сформированных международных стандартов. По уровню их реализации мы можем судить о том, насколько государство приблизилось к идеалу правового, демократического, социального государства.

Конституционная норма о приоритете общепризнанных принципов свидетельствует о стремлении законодателя строить независимое государство на правовых, демократических началах. Здесь, на мой взгляд, есть несколько аспектов. Признание приоритета общепризнанных принципов международного права означает не что иное, как определение вектора развития всей правовой системы. И в этом смысле общепризнанные принципы находятся над Конституцией, они предопределяют понимание конституционных норм. Норма, запрещающая заключать международные договоры, противоречащие Конституции, является гарантией государственного суверенитета Беларуси, которая самостоятельна в проведении своей внутренней и внешней политики.

Представляется, что утвердить на практике это правовое предписание непросто, но необходимо в силу того, что на международном уровне вырабатываются стандарты взаимоотношений государства и человека, статуса человека и гражданина и к ним необходимо приближать национальное законодательство, правовую систему новых государств. Если практика будет формироваться по пути исполнения этой нормы, то выиграют от этого все: и государство, и граждане.

В современных условиях Конституция и нормы международных договоров должны иметь прямое, непосредственное действие.

Полагаю, что давно назрела потребность в подготовке комментария к двум важнейшим Международным пактам — о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах.

Полезно было бы регулярно рассматривать практику применения ратифицированных международных договоров на пленумах высших судебных инстанций. Пока эта проблема, остается вне их постоянного внимания.

Полагаю, что содержащиеся в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод нормы могут уже сейчас стать ориентиром для правоприменительной практики. Важным шагом по пути утверждения института конституционного контроля, свободного от политических пристрастий и служащего только интересам правосудия, думаю, может стать использование решений Европейского Суда по правам человека (его правовых позиций) для подготовки заключений Конституционного Суда по вопросам, являющимся предметом его рассмотрения.

Каждая система права имеет свои особенности, например, присущие ей источники права. У нас является общепризнанным рассматривать в качестве источников права лишь нормативные акты и часто отрицательно относятся в этом плане к судебным прецедентам, обычаям. Представляется, что взгляды здесь должны изменяться. Судебный прецедент и в нашей правовой системе может и должен рассматриваться в качестве источника права.

Право на правосудие иногда понимается слишком упрощенно — как недопустимость ограничений на обращение в суд. Конституционный Суд Республики Беларусь много сделал для обеспечения конституционного права на судебную защиту. Оно не исключает предварительного порядка рассмотрения споров (например, в КТС), альтернативного порядка (например, обращение в вышестоящий или иной орган, что не должно лишать права на обращение в суд).

В то же время правосудие предполагает независимость, беспристрастность и компетентность суда.

В целом институт конституционной ответственности должен получить дальнейшее развитие, его нельзя сводить только к ответственности Президента, Парламента, Правительства, некоторых должностных лиц. В рамках этого института следовало бы, в частности, различать явное нарушение Конституции, умышленное ее нарушение и случаи принятия неконституционных актов в силу недостатков самого конституционного текста (например, неудачной, нечеткой редакции).Конституция Республики Беларусь закрепляет, что наше государство является социальным. Эта норма, по существу, обязывает властные структуры проводить активную социальную политику, осуществлять меры по стабилизации экономики. Тем более что в статье 2-й Основного Закона Беларуси предусмотрено, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Мы не можем рассматривать социально-экономические и социально-культурные права как права «второго поколения». Если для реализации многих неотъемлемых прав человека со стороны государства требуются незначительные финансовые вливания, то в отношении обеспечения социально-экономических и социально-культурных действуют совершенно иные принципы.

Здесь следует руководствоваться такими важнейшими принципами, как экономическая свобода человека и права предпринимателей, лиц наемного труда, ответственность государства за выработку и соблюдение правил игры на рынке, за создание соответствующих условий для упорядочения экономической и социальной жизни, обеспечение принципа равенства всех форм собственности, принцип помощи нетрудоспособным, а не тем, кто не желает работать.

В процессе решения задач конституционного строительства необходимо уяснить значение и объем каждого права. Содержание прав и свобод является нередко предметом ожесточенных дискуссий, отличающихся высокой степенью конфронтации, а нередко и спекуляций, полярностью мнений.

Этому может способствовать деятельность государственных органов (парламентов, судов) по их непосредственной интерпретации. На практике возникают вопросы о соотношении нормативного и казуального толкования Конституции и других актов. Согласно нашему Основному Закону правом официального нормативного толкования Конституции обладает Парламент на основе соответствующего предложения Президента. Непосредственно таким правом, к сожалению, Конституционный Суд не обладает. Однако он может проверить конституционность такого закона, по своей форме являющегося конституционным, и принять соответствующее решение. Таким образом, акт Конституционного Суда обладает большей юридической силой, чем акт Парламента о толковании Конституции.

Что же касается соотношения аутентического нормативного толкования подконституционных актов и казуального толкования, даваемого судами (общими, хозяйственными), то подход к определению их соотношения должен быть иной: аутентическое нормативное толкование обладает верховенством.

Проблема соотношения Конституции и закона иногда возникает в связи с необходимостью расширения конституционных полномочий государственных органов. Если наряду с правами и обязанностями государственного органа, которые закреплены в Конституции, в ней прямо указано, что его компетенция, например, Конституционного Суда, определяется законом, то полагаем, что конституционные положения могут быть дополнены (но не ограничены) законом.

Очень важно установить в качестве обязательного правила прогнозирование последствий принятия законов. Желательно по прошествии определенного времени сверять «обещания» инициаторов проекта и реалии.

Согласно статье 104 Конституции закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан. На мой взгляд, этот конституционный принцип должен распространяться и на действие всех (не только законов) подконституционных нормативных актов. Аналогичный подход должен быть не только при решении вопроса о возложении юридической ответственности, но и в случае такого изменения законодательства, в результате которого ухудшается положение граждан, юридических лиц, в том числе осуществляющих хозяйственную деятельность. Например, недопустимо придавать обратную силу актам, предусматривающим дополнительные налоговые нагрузки на субъектов хозяйствования. С этой проблемой непосредственно связано обеспечение своевременного опубликования нормативных актов, затрагивающих права и свободы гражданина. Если законы, декреты, указы, постановления Правительства обычно публикуются и таким образом доводятся до сведения населения, то этого нельзя сказать о нормативных актах министерств и ведомств, местных Советов, исполнительных и распорядительных органов.

Конституционное право является фундаментальной отраслью права. В силу своей природы оно более всего подвержено политическому влиянию, в то же время научные исследования в области конституционного права позволяют находить оптимальное решение как в правотворческой сфере, так и в практике исполнения законодательства.

Заключение

Проведя исследование на тему: «История конституционного развития Республики Беларусь», сделаем выводы.

Основные этапы конституционного развития в отдельных государствах неразрывно связаны с основными этапами развития самих этих государств.

Происходящие в них изменения в одних случаях вызывали замену прежних конституций новыми. Но такие изменения осуществлялись в рамках одного общественного строя.

В других случаях происходящие в государствах социально-экономические и политические изменения приводили к принятию новых конституций, принципиально меняющих природу власти, как это имело место в 90-е гг. ХХ века в Республике Беларусь.

Любая конституция обладает совокупностью различных свойств — юридических, политических и идеологических. Их соотношение и степень выраженности в каждой стране имеет свою специфику. Степень их выраженности во многом зависит от содержания конституции. Указанные свойства позволяют установить место конституции в общей системе правовых источников государства, определить ее влияние на политическое, экономическое, социальное, духовное развитие общества. В различные периоды развития отдельной страны свойства конституции и соотношение между ними изменялось.

Именно в данном теоретическом аспекте подчеркивается историческое значение конституции любого государства.

В конституционной истории Республики Беларусь многие авторы выделяют два этапа, отражающих наиболее типичное состояние экономических и социально-политических условий, существовавших в государстве и нашедших выражение в Основном Законе — это этап Конституций Советского периода и Конституция 1994 года с изменениями и дополнениями 1996 и 2004 годов.

При этом такие условия не только нашли свое отражение в Конституции, но предопределили условия ее функционирования. Лишь в постсоветский период в Республике Беларусь было провозглашено верховенство Конституции, как Основного Закона государство, следовательно, только с этого времени, белорусское государство встало на путь создания развитого демократического правого государства с соблюдением приоритета прав народа, как единственного источника власти. Следует отметить, что высшая цель государства в современной Конституции определена как народ, в то время как в ранее действующих Конституциях таких положений не было — высшей целью ставилось построение социалистического общества и государства. На основании даже только этих норм, закрепленных в Конституциях одной и той же страны в различные периоды ее существования, можно сделать выводы об исторических процессах, произошедших в государстве за это время.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/kontrakt-kak-osobyiy-vid-trudovogo-dogovora/

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. — 11-е изд., стер. — Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2015. — 64 с.

2. Постановление Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 9 октября 2008 года № 1033 — ПЗ/ЙЧ// Консультант — плюс: Беларусь. Технология 3000[Электронный ресурс]/ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.- Минск, 2011.

3. Конституция Белорусской Советской Социалистической Республики 1927 года.

4. Чудаков, М.Ф. Конституционное развитие в Республике Беларусь в связи с изменениями общественного и государственного строя. Советский период / М.Ф. Чудаков. — Мн. — 2005. — с. 50.

5. Василевич Р.А., Довнар, Т.И., Юхо, И.А. Указ. соч. — с. 203.

6. Василевич, Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь/ Г.А. Василевич. Серия «Право», прилож. к журналу «Право и экономика».-Мн., 1999 г.

7. Василевич, Г.А. Нормативный правовой акт как источник белорусского права. Соотношение, действие, утрата юридической силы. // Консультант — плюс: Беларусь. Технология 3000[Электронный ресурс]/ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.- Минск, 2011.

8. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. — Мн.: Книжный дом; Интерпрессервис, 2003.- 832 с.

9. Василевич, Г.А. Конституционное развитие Республики Беларусь. . [Электронный ресурс].

10. История подготовки и принятия Конституции 1994 года// Василевич Г.А. Белорусское государство на рубеже веков: 3-е изд., доп.-Мн.: ИООО «Право и экономика», 2008.

11. Семашко, Д.В. О проблеме внесения изменений и дополнений в конституцию Республики Беларусь// Актуальные проблемы совершенствования законодательства Республики Беларусь на современном этапе: мат-лы респ. науч.-практич. конференц.- Мн.: БГЭУ, 2005-237 с.

12. Чудаков, М.Ф. Конституционный процесс в Республике Беларусь (1990-1994).

Создание первой белорусской Конституции// Весник Конституционного Суда Республики Беларусь.- 2004.- № 1.

13. Чудаков, М.Ф. Становление и развитие конституционного процесса в Беларуси (1447 — 1996 гг.): автореф. дисс. доктор юрид. Наук / М.Ф. Чудаков.- Мн: БГУ, 2009 — 248 с.

14. Конституция Белорусской Советской Социалистической Республики 1919 г.

15. Конституция Белорусской Советской Социалистической Республики 1937 г.

16. Конституция Белорусской Советской Социалистической Республики 1978 г.

17. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015. — Режим доступа: http://www.pravo.by. — Дата доступа: 06.02.2016.