Государственный контроль как средство обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти

Думается, что очень важным фактором в противодействии коррупции может быть усиление роли общественного контроля, повышения его функциональности, оперативности и эффективности. Также весьма значимым представляется и международный контроль как гарантия обеспечения законности, представляющая собой особую конвенционную деятельность специализированных международных органов, организаций, учреждений и должностных лиц по предупреждению, выявлению и устранению фактов нарушения законности субъектами международных правоотношений. Факты говорят о том, что в настоящее время международный контроль оказывает все усиливающееся влияние на внутригосударственные гарантии законности. Действительно, в большинстве стран мира международное законодательство (в условиях ратификации) является главенствующим, такая же тенденция прослеживается с актами ООН по значимым мировым вопросам, затрагивающим статус отдельных стран и т.д., и с решениями Европейского суда по правам человека. Тогда почему не существует схожих тенденций, связанных с противодействием коррупции, или же с международным контролем и надзором за соблюдением законности. Как мы видим, наднациональный орган — Европарламент, проводящий рекомендательный контроль над всеми странами ЕС — подтвердил свою эффективность.

Абстрагируясь от коррупционных проблем, можно выявить и иные — процессуальные в рамках принятия мер государственно-правового принуждения.

Как отмечает М.А. Латушкин, в современных условиях повышение уровня законности в процессе применения мер государственно-правового принуждения зависит от правильной локализации и устранения возникающих правоприменительных проблем в конкретной процессуальной деятельности. Понятие «болевая точка» законности в процессе применения мер государственно-правового принуждения имеет инструментальное значение для решение этой задачи. «Болевая точка» законности в процессе применения мер государственно-правового принуждения представляет собой проблемную ситуацию в процессе применения мер государственно-правового принуждения на определенной его стадии, при наступлении которой возрастают возможности нарушения законности в силу ошибочной или произвольной интеллектуально-волевой и (или) организационной деятельности субъектов, участвующих в применении государственно-принудительных мер. Процесс применения мер государственно-правового принуждения делится соответствующие стадии, на каждой из стадий возможно обнаружение «болевых точек» законности. Количество и локализация «болевых точек» законности в процессе применения мер государственно-правового принуждения не является одинаковым в различных сферах юридической деятельности и (или) способах правоприменения.

6 стр., 2827 слов

Законность как важнейший принцип уголовного процесса

... связанными. Система принципов уголовного процесса включает в себя следующие принципы: законность, публичность, равенство граждан перед законом и судом, охрана прав и ... принципы, но и непосредственно. Её требования, в частности, всегда охватывают содержание и внешнюю форму правоприменительной, правореализующей деятельности и служат основным условием правильного применения правовых норм. Законность ...

Также в научной юридической литературе, отмечается, что установление твердого режима законности при внесудебном применении мер государственно-правового принуждения зависит от усиления эффективности судебного контроля за законностью применения мер государственно-правового принуждения другими субъектами. Доказывается целесообразность введения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации статьи, предусматривающей обязательную проверку судом на стадии подготовки дела к судебному заседанию законности мер государственно-правового принуждения, примененных органами дознания и предварительного следствия.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного, следует сделать вывод о том, что в современной России существует достаточное количество актуальных вопросов, связанных с обеспечением законности в сфере государственного управления. Главным образом повышение уровня законности в сфере государственного управления будет способствовать обеспечение законности юридических актов как основной формы деятельности государственных органов. Для этого необходима четкая регламентация порядка принятия, вступления в силу и действия указанных актов, повышение уровня квалификации (прежде всего правовой) государственных чиновников, принимающих акты управления, обеспечение реальной юридической ответственности авторов незаконных актов, усовершенствования судебного контроля, четкого разграничения контрольных и надзорных полномочий, активное противодействие коррупции, введение международного надзора и контроля, а также повышение роли общественного контроля.

Заключение

Итак, в ходе выполнения настоящей курсовой работы, удалось установить, следующее:

«Законность» — важнейшее фундаментальное понятие в правовой науке, оно определяется, как требования неуклонного и точного исполнения законов и основанных на них подзаконных актов всеми гражданами, организациями и должностными лицами. Как мы выяснили, рассматриваемое понятие обусловливается политико-правовыми процессами, всеобщностью и общеобязательностью исполнения требований (установленных законом), объективным характером, обеспечивается государственной защитой, связью с правой культурой населения. Главным образом от состояния законности зависит эффективность права, что позволяет констатировать о важности и фундаментальности изучаемого понятия в рамках строительства правового государства.

Категория законность известна в отечественной правовой доктрине и отражена в законодательстве на протяжении многих лет, начиная с Древнерусского государства. Многолетний генезис категории законности привел к восприятию и отражению в доктрине и законодательстве таких важных ее элементов, как главенствующая роль закона, направленность на обеспечение и защиту прав и свобод индивида, необходимость подкрепления системой мер и инструментов, среди которых важное место занимают организацинно-правовые способы обеспечения законности.

4 стр., 1875 слов

Правовые акты управления (2)

... -территориальной единицы. По характеру компетенции органов, их издающих, правовые акты управления делятся на акты общего, отраслевого и межотраслевого управления. Акты общего управления издаются субъектами государственного управления общей компетенции - Правительством Российской Федерации, правительствами (администрациями) ...

В качестве основных структурных элементов механизма воздействия законности на правовое поведение личности следует рассматривать правовые средства, которые обеспечивают перевод требований законности на уровень реального поведения личности, осуществления в нем режима правомерности. К правовым средствам относятся: индивидуальное правосознание; закрепленные в источниках права меры возможного и необходимого поведения (права и обязанности), как самой личности, так и иных субъектов права, ориентированных, прежде всего, на осуществление требований законности в деятельности индивидов; акты их реализации. В целом же, в Российской Федерации в целях обеспечения точного соблюдения законности создан и действует особый государственно-правовой механизм, состоящий из двух основных элементов: организационно-правовых методов, т.е. особых видов деятельности, практических приемов, операций; организационно-структурных формирований (государственных органов и общественных объединений).

Обобщенно эти методы определяются как организационно-правовые способы обеспечения законности.

В современной России существует достаточное количество актуальных вопросов, связанных с обеспечением законности в сфере государственного управления. Главным образом повышение уровня законности в сфере государственного управления будет способствовать обеспечение законности юридических актов как основной формы деятельности государственных органов. Для этого необходима четкая регламентация порядка принятия, вступления в силу и действия указанных актов, повышение уровня квалификации (прежде всего правовой) государственных чиновников, принимающих акты управления, обеспечение реальной юридической ответственности авторов незаконных актов, усовершенствования судебного контроля, четкого разграничения контрольных и надзорных полномочий, активное противодействие коррупции, введение международного надзора и контроля, а также повышение роли общественного контроля.

Таким образом, в ходе выполнения настоящей курсовой работы, мы изучили понятие и содержание «законности», его структуру, основные свойства и основополагающие принципы; исследовали механизм обеспечения законности, раскрыли его социально-политическое и юридическое содержание, охарактеризовать основные элементы; систематизировали исторические сведения, касающиеся развития и становления законности в российском государстве; осуществили анализ организационно-правового обеспечения деятельности контрольных и надзорных органов, внесли предложения и разработали рекомендации по его усовершенствованию; выявили основные проблемы, связанные с обеспечением законности. На основании вышеизложенного считаем, что цель курсового исследования была достигнута.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/kontrol-kak-sposob-obespecheniya-zakonnosti/

1. Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / под ред. П.И. Кононова, В.Я. Кикотя, И.Ш. Килясханова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. — 759 с.

2. Владимирский-Буданов М.Ф. Русская правда. — Киев: Императ. ун-т Св. Владимира, 1911. — 24 с.

5 стр., 2443 слов

НЕОКОНЧЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РОССИИ

... за неоконченные преступления и преступления, составляющие множественность // Законность. - 1999. - № 4. - С. 32. 42. Караулов В. Ф. Стадии совершения преступления - С, 1982. - 238 с. 43. Кашепов В.П. Уголовное право ... 20. Галиакбаров Р.Р. Уголовное право России. - М. Инфра. 1999. - 368 с. 21. Горелик И.И. Ответственность за поставление в опасность по советскому уголовному праву. - Минск. 1964. - ...

3. Дубовицкий В.Н. Законность и усмотрение в советском государственном управлении. Минск. Наука и техника. 1984 — 141 с.

4. Дювернуа Н.Л. Источники права и суд в Древней России. Опыты по истории русского гражданского права. М.: Университет. тип., 1869. — 419 с.

5. Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: учеб. Пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. Проспект. 2015. 256 с.

6. Кдлян Е.Л. Законность как фактор воздействия на правовое поведение личности. Автореферат. М. 2009. — 262 с.

7. Калиновский К.Б. К вопросу о понятии законности в уголовном судопроизводстве // Российский судья. Практическое и информационное издание. 1998. №1. — 48 с.

8. Кудрявцев К II Законность содержание и современное состояние // Законность в Российской Федерации. М., 1998. — 440 с.

9. Пчелинцев С.С. Реализация принципа законности на государственной службе в контексте правового государства. Автореферат. М. 2010. — 197 с.

10. Орлов М.С. Реализация принципа законности государственной гражданской службы в деятельности федеральных органов исполнительной власти. Автореферат. М. 2010. — 186 с.

11. Обеспечение законности в сфере осуществления исполнительной власти: Курс лекций по направлению «Юриспруденция / Сост. проф. С.Ф. Котов-Дарти. Москва-Тверь: Издательство «Тверской печатник». 2013. — 572 с.

12. Клочков В.В. Актуальные проблемы теории законности и прокурорского надзора: монография / сост.: А.В. Клочкова, О.В. Пристанская; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М. 2012. — 262 с.

13. Нижник Н.С. Законность как социоюридический феномен: монография/ Н.С. Нижник, В.В. Папырин; С.-Петерб. ун-т Гос. противопожар. службы МЧС России, С.-Петерб. ун-т МВД России. — СПб., 2012. — 189 с.

14. Эдиев М.С. История закрепления принципа законности в государственном управлении в отечественном законодательстве // Молодой ученый. 2014. №1. — 272 с.

15. Сабанцев А.Н. От революционного правосознания к революционной законности (генезис и эволюция советских судебных органов на примере Карелии)/ А.Н. Сабанцев. — Петрозаводск, 2013. — 157 с.

16. Майков П.М. О Своде законов Российской империи. М. 2006. — 260 с.

17. Мартынов А.В. Обеспечение законности как важнейшее направление контрольной деятельности в советском государстве // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Право». 2010. — 280 с.

18. Овчинников Н.А. Административное и муниципальное право. М. 2011. №11. — 281 с.

19. Пушкарев Е.А. Законность и ее гарантии в системе обеспечения прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис…. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003 — 272 с.

20. Хесина Н.М. Административно-правовое обеспечение механизма формирования и функционирования режима законности и правопорядка в Российской Федерации. Автореферат. М. 2014. — 230 с.

21. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М.: Спарк. 2000. — 452 с.