Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы

Курсовая работа

, две самостоятельные главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

В первой главе данной курсовой работы рассмотрена история возникновения органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы и участие общественности в их деятельности.

Во второй главе данной курсовой работы изучены деятельность и виды общественных объединений, которые сотрудничают с уголовно-исполнительной системой Российской Федерации.

Юридической базой работы явились: Конституция (основной закон) Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., Уголовный Кодекс Российской Федерации (ред. от 03.02.2014), Гражданский Кодекс Российской Федерации (ред. от 28.12.2013), Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 №1-ФЗ (ред. от 03.02.2014).

1. История возникновения органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы и участие общественности в их деятельности

1.1 История возникновения органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы

наказание правовой общественность исполнительный

Первое упоминание о формировании законодательства в Древней Руси было в период становления государственности у восточных славян. Самым начальным и наиболее известным закреплением права в то время была «Русская Правда». В ее ранней редакции были собраны нормы, содержащие описание и порядок исполнения уголовных наказаний, основанные на практике исполнения наказания и на сложившихся обычаях того времени.

Там же можно было найти упоминание о таком виде наказания, как смертная казнь.

Основополагающей вехой в развитии системы органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы, считается Судебник, принятый в 1947 году в Московском Княжестве. Кроме телесных наказаний Судебник предусматривал широкое применение наказаний в виде помещения в тюрьму за взяточничество, ложное обвинение судей в умышленном неправосудии. Существенной особенностью процесса исполнения наказаний был его публично позорящий характер. Например, должностному лицу, получившему взятку, к шее привязывали кошелек, серебро, мягкую рухлядь, жемчуг, соленую рыбу или иную вещь, взятую им в подарок.

В Судебнике четко прослеживалось наличие четырех групп (видов) мест заключения. (см. приложение 1)

Наказание посредством смертной казни Судебником 1497 года устанавливалось приблизительно в 10 случаях. К ним относились убийство, кража, разбой, ябедничество.

13 стр., 6161 слов

Правительство Российской Федерации в системе органов исполнительной власти

... ответственности органов исполнительной власти. Правовое положение Правительства в системе органов государственной власти определяется формой правления, которая в свою очередь отражает особенности политической системы каждой страны и сложившийся баланс законодательной и исполнительной властей М.В. Баглай. Конституционное право Российской Федерации. ...

Смертная казнь осуществлялась публично с целью устрашения населения.

В то время довольно сильно была распространена торговая казнь, которая заключалась в публичном битье кнутом на торговой площади

Первый раз тюремное заключение установлено как самостоятельный вид наказания Судебником 1550 года. Данное наказание применялось в 21 случае, причем его сроки законом установлены не были.

Тюремное заключение чаще всего применялось совместно с другими видами наказания. В течение длительного промежутка времени это наказание применялось для предварительного задержания и как мера взыскания с несостоятельных должников.

С принятием Соборного Уложения в 1649 году начался новый этап развития системы уголовных наказаний. Преступления в Уложении располагались в определенной системе. Было предусмотрено два вида смертной казни, простая — отсечение головы, повешение и квалифицированная — вливание в горло металла, сожжение и так далее.

Соборным Уложением было установлено наиболее широкое тюремного наказания. Был определен срок, на который назначалось тюремное заключение. Также, уголовно-исполнительная система того времени пополнилась новым видом наказания — ссылкой преступников в окраинные города, крепости, остроги, имения и другие.

В этот промежуток времени в России было предусмотрено три вида тюремного заключения: срочное, бессрочное и пожизненное. Заключенные, как правило содержались в общих камерах без оков. Оковы использовались только за пределами тюрьмы.

Николай I подписал «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», которое устанавливало два главных разряда наказаний: уголовные и исправительные (см. приложение 2)

В дальнейшем, система органов, исполняющих наказание, развивалась и претерпевала множественные изменения.

Во времена советской России в СССР деятельность органов, осуществляющих наказание в виде лишения свободы, регламентировалась Законом СССР от 11.07.1969 года «Об утверждении основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик»

Статьей 11 Данного Закона устанавливались виды исправительно-трудовых учреждений. В ней говорилось, что исправительно-трудовыми учреждениями, исполняющими наказание в виде лишения свободы, являются:

исправительно-трудовые колонии,

тюрьмы

воспитательно-трудовые колонии.

Совершеннолетние лица, осужденные к лишению свободы, отбывают наказание в исправительно-трудовой колонии или в тюрьме, а несовершеннолетние в возрасте до восемнадцати лет — в воспитательно — трудовой колонии.

Исправительно-трудовые колонии являются основным видом исправительно-трудовых учреждений для содержания осужденных к лишению свободы, достигших совершеннолетия.

Вид исправительно-трудового учреждения с соответствующим режимом, в котором осужденные отбывают наказание, определяется судом.

1.2 Исторический аспект участия общественности в процессе исполнения уголовных наказаний в Российском государстве

Осуществление благотворительной деятельности — это древняя традиция, сложившаяся в России. Один из ее видов — это благотворительность в адрес мест лишения свободы.

С давних времен, крупные государственные чины посещали в религиозные, государственные и фамильные (например, День Рождения Царя) праздники, места лишения свободы. Они общались с заключенными, выслушивали их жалобы, оказывали помощь материального характера, а иногда даже осуществляли акт помилования — освобождали арестантов.

21 стр., 10271 слов

Правовое положение органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания

... органов уголовно-исправительной системы. Задачи: 1. Проанализировать этапы исторического развития уголовно - исправительной системы в России. 2. Рассмотреть сущность и правой статус основных учреждений ... пенитенциарно - карательного воздействия на них. Для обеспечения исполнения наказания в виде лишения свободы была создана система учреждений, имеющих свой особый правовой статус, ...

Тем не менее, такие мероприятия имели разовый характер и не были упорядочены. Со временем, по инициативе императора Александра I было основано «Попечительское в тюрьмах Общество», с целью систематизировать помощь заключенным. В 1819 году Александром I был подписан Устав этого общества. Последующие Российские правители также поддерживали данное Общество и являлись его покровителями.

С созданием и при помощи Попечительского Общества в тюрьмах улучшились условия содержания заключенных, их питание, одежда, было организовано обучение осужденных профессиям и грамоте. По приказу императора Александра I обществу вплоть до революции 1917 года оказывалась материальная помощь. Также были выделены не малые средства на строительство новых зданий мест лишения свободы.

В конце XIX века в России существовало и функционировало уже 884 тюрьмы. Практически каждая тюрьма имела свой попечительский комитет. Этим комитетом осуществлялся сбор пожертвований для тюрем,

организовывалось обучение осужденных разнообразным промыслам и профессиям. Комитету было предоставлено право контроля тюремного начальства, с целью предотвращения лихоимства и казнокрадства.

Несмотря на то, что после революции 1917 года попечительское Общество прекратило свое существование, в первые годы советской власти при некоторых тюрьмах все еще работали комитеты.

В конце 80-х годов начали существовать так называемые правозащитные организации. Их целью была защита прав заключенных, которые отбывают наказание в виде лишения свободы. Как правило, инициаторами создания данных организаций были созданы бывшие заключенные и члены их семьи.

Среди инициаторов были и ранее судимые за особо опасные государственные преступления, впоследствии реабилитированные, и лица, осужденные за общеуголовные преступления. Большинство из них действовали с благими намерениями и желанием оказать помощь заключенным в местах лишения свободы, улучшить их положение и условия содержания, помогали освобожденным от наказания, содействовали им в трудоустройстве и организации быта, а также стремились оказать помощь семьям заключенных.

К началу 90-х годов в России началось возрождение попечительских обществ. При учреждениях, исполняющих наказания, появились попечительские (общественные) советы. Некоторые из них создавались религиозными деятелями, другие — журналистами, а в редких случаях попечительские общества могли быть созданы по инициативе управления органов и учреждений, которыми исполняется наказание в виде лишения свободы.

В 1994 году Главным управлением исполнения наказаний Министерства Внутренних Дел России подготовило «Примерное положение о попечительском (общественном) совете при учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», на основе

результатов обобщенного исследования деятельности попечительских советов.

Это Положение определяло попечительские советы, как являются добровольные объединения физических и юридических лиц, проявляющих в своей общественной или профессиональной деятельности интерес к местам лишения свободы.

4 стр., 1652 слов

Лишение свободы как вид наказания (2)

... лишения свободы. Срочное лишение свободы предусмотрено ст.57 УК, а пожизненное — ст.58 УК. 2.2 Места отбывания наказания в виде лишения свободы Лишение свободы отбывается осужденными в ИУ с различными режимами содержания. ИУ, которые исполняют наказание в виде лишение свободы, ...

Деятельность попечительских советов осуществлялась и развивалась в основном в двух направлениях:

  • участие в исправлении осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы;
  • оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве освобожденным из мест лишения свободы.

Цель попечительского совета выражается в координации и систематизации деятельности общественных, религиозных и иных организаций по исправлению осужденных. Важнейшей задачей попечительского совета является осуществление разработки, а также реализации мер взаимодействия с учреждениями и органами, исполняющими уголовное наказание в виде лишения свободы. Специально указывается, что эти меры проводятся в соответствии с действующим законодательством о работе учреждений, исполняющих наказания, общественных объединений и религиозных конфессий.

В 1992 году было установлено право контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, со стороны депутатов и общественности.

В то время это право осуществлялось, в основном, через наблюдательные комиссии, но депутаты могли осуществлять такой контроль и непосредственно. Однако правовые формы контроля законодательно закреплены не были.

В новом Уголовно-исполнительном Кодексе также закреплено право осуществления общественными объединениями контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, на основании и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Предполагается, что законодательством, должны быть образована новые общественные комиссии, которые будут проводить воспитательную работу с осужденными, оказывать различную помощь органам, исполняющим наказание, и следственным изоляторам, а также осуществлять контроль в установленных формах за соблюдением прав осужденных в учреждениях и органах, исполняющих наказания. При установлении нарушения таких прав общественные комиссии смогут вносить предложения об устранении выявленных недостатков, а при необходимости обращаться в вышестоящие органы управления и в прокуратуру.

2. Деятельность и виды общественных объединений, которые сотрудничают с уголовно-исполнительной системой Российской Федерации

.1 Виды общественных объединений, которые сотрудничают с уголовно-исполнительной системой Российской Федерации

Уголовно — исполнительная система РФ — составная часть правоохранительных органов Российской Федерации. Она представлена, как совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно — правового характера, а также обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.

Уголовно-исполнительная система многофункциональна, она исполняет наказания в виде лишения свободы или без изоляции от общества, осуществляет привлечение заключенных к труду, принимает участие в профессиональной подготовке специалистов, занимается санитарно — профилактической работой и лечением осужденных, организует оперативно-розыскную деятельность, проводит социальную работу с осужденными и контролирует их поведение.

Задачами учреждений и органов, исполняющих наказания являются:

8 стр., 3534 слов

Материально-бытовое обеспечение и медико-санитарное обслуживание ...

... образом, в Российской Федерации проблема материально-бытового обеспечения и медико-санитарного обслуживания осужденных к лишению свободы остается весьма актуальной. Материально-бытовое обеспечение и медико-санитарное обслуживание осужденных в местах лишения свободы. Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы представляет собой определенные условия отбывания ...

а) исполнение приговора суда

б) обеспечение процесса исправления осужденных

в) специальное (частичное) предупреждение преступлений —

г) общее предупреждение преступлений

Исполнение уголовного наказания — важная функция государства, обеспечивающая реализацию уголовно-исполнительной политики. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

Исправительные учреждения предназначены для отбывания (исполнения) уголовного наказания в виде лишения свободы — это исходный базисный компонент в уголовно-исполнительной системе (УИС).

Исправительными учреждениями являются:

исправительные колонии (ИК),

Тюрьмы.

Воспитательные колонии (ВК).

Лечебные исправительные учреждения (ЛИУ).

Следственные изоляторы (Сизо).

В работе учреждений и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы, принимают участие общественные объединения.

К общественности относятся неправительственные внутригосударственные и международные общественные организации, партии и объединения, трудовые коллективы и отдельные авторитетные лица: представители науки, культуры, искусства.

Не относятся к общественности различные самодеятельные организации самих осужденных, могущие создаваться в установленном порядке в исправительных учреждениях.

В воспитательных колониях создаются родительские комитеты. Как правило, в них входят родители или близкие родственники осужденных. Начальник воспитательной колонии утверждает положение, регулирующее их деятельность. Родительские комитеты создаются для того, чтобы помогать администрации колонии оказывать воспитательное воздействие на заключенных.

Для оказания содействия администрации исправительного учреждения в совершенствовании материально-технической базы исправительного учреждения, в решении вопросов социальной защиты осужденных, организации трудового и бытового устройства освобождающихся лиц, а также оказания помощи в организации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях при исправительном учреждении может быть создан попечительский совет. Попечительский совет при исправительном учреждении осуществляет свою деятельность на безвозмездной основе.

В состав попечительского совета при исправительном учреждении могут входить представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и организаций любых организационно-правовых форм, общественных объединений, граждане.

Порядок формирования попечительского совета при исправительном учреждении, срок полномочий, компетенция и порядок деятельности указанного попечительского совета определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Попечительские советы помогают администрации организовывать учебно-воспитательный процесс, укрепляют материально-техническую базу, содействуют социальной защите осужденных, решают вопросы о трудовом и бытовом устройстве освобождающихся лиц.

Важную роль играют советы в подготовке заключенных к освобождению, заблаговременно выясняя обстановку в семье, помогая подыскивать место работы или попечителей для подростка. Правительством РФ утверждено примерное Положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения от 10.12.1999 года. В нем говорится, что в составе попечительского совета деятельность лиц, заинтересованных в развитии общеобразовательного учреждения и совершенствовании деятельности, осуществляется на безвозмездной основе.

4 стр., 1862 слов

Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы

... (ст. 23 УИК РФ). В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иные виды воспитания осужденных к лишению свободы. К иным видам воспитательного воздействия относится эстетическое, экономическое и экологическое воспитание. Уголовно-исполнительным ...

Функции попечительского совета:

  • оказание содействия в привлечении внебюджетных средств для обеспечения развития учреждения;
  • оказание содействия в организации и улучшении условий труда педагогических и других работников учреждения;
  • оказание содействия в организации массовых мероприятий учреждения;
  • оказание содействия в благоустройстве территорий и помещений учреждения, расширении материально — технической базы учреждения;
  • рассматривает другие вопросы, отнесенные к компетенции попечительского совета уставом учреждения.

Основная целью попечительских советов является помощь в организации религиозных, общественных или каких-либо других организаций, для оказания материальной помощи местам лишения свободы, участие в воспитании и исправлении осужденных, оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве лицам, которые освобождаются из мест лишения свободы.

Служители культа играют важнейшую роль в достижении исправительных целей наказания. Уголовным законодательством Российской Федерации им предоставлено право посещения уголовно-исполнительных учреждений не только по просьбе осужденных, но и по своей инициативе.

В соответствии с ч. 5 ст. 112 Уголовно-Исполнительного Кодекса Российской Федерации, педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы также оказывают помощь администрации исправительных учреждений в воспитательной работе с осужденными.

Депутатам и другим уполномоченным лицам также разрешено посещать учреждения, исполняющие наказания, встречаться с осужденными, принимать их жалобы, знакомиться с необходимыми для этой работы документами. Разумеется, представителям общественности не предоставляется документация, касающаяся организации охраны и изоляции осужденных, оперативно-розыскной деятельности, использования технических средств надзора и контроля и другая секретная документация. Вместе с тем, надо отметить, что реализация данного права связана с определенными условиями:

Во-первых, депутат или иное лицо должны быть надлежаще уполномочены.

Во-вторых, посещение должно быть согласовано с соответствующим учреждением или органом, исполняющим наказание, или с вышестоящим органом управления уголовно-исполнительной системы.

Обычно депутаты посещают учреждения либо по жалобам отбывающих наказание, либо для общего ознакомления с условиями содержания осужденных. Замечания и пожелания депутатов и других уполномоченных лиц должны быть во всех случаях рассмотрены и, по возможности, учтены в работе учреждения. В случае официального запроса депутата ему должен быть дан ответ в установленный срок.

Важную роль играет Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации и Уполномоченный по правам человека. Одно из направлений их работы — соблюдение прав человека в учреждениях пенитенциарной системы.

В реализации рассматриваемого направления определенная роль принадлежит отечественным и международным правозащитным, а также общественным организациям, в том числе Комиссии по правам человека при Президенте России. Один из аспектов их работы — соблюдение прав человека в учреждениях пенитенциарной системы.

3 стр., 1411 слов

Понятие и правовые основы безопасности осужденных в местах лишения свободы

... проблемы, как обеспечение безопасности осужденных к лишению свободы и закрепленного в уголовно-исполнительном законодательстве в этих целях права осужденных на личную безопасность. Одна из основных задач исправительных учреждений заключается в том, чтобы обеспечить безопасность осужденного в течение ...

Общественными организациями по правовому просвещению при содействии Министерства юстиции издаются и рассылаются в учреждения уголовно-исполнительной системы газеты и журналы, адресованные людям, находящимся под следствием, осужденным, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, их близким, родственникам, а также тем, кому близки и интересны проблемы российской тюрьмы.

Таким образом, можно сделать вывод, что в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы, принимают участие самые разнообразные общественные объединения, такие как попечительские советы, родительские комитеты, неправительственные внутригосударственные и международные общественные организации, партии и объединения, трудовые коллективы и отдельные авторитетные лица: представители науки, культуры, искусства.

2.2 Деятельность общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы

Общественный контроль, за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях, осуществляют общественные наблюдательные комиссии, образованные в субъектах Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», и их члены, на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Современным уголовно-исполнительным законодательством общественное участие в исправлении осужденных относится к основным средствам исправления.

Задача общественности выражается в оказании существенной помощи в реализации целого ряда целей. Прежде всего общественное участие призвано:

  • формировать у лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы уважительное отношение к государству, обществу, личности, нормам и правилам, принятым в социуме;

стимулировать правопослушное поведение осужденных

Участие общественности в процессе исполнения наказаний в виде лишения является разносторонним и тонким средством воздействия на осужденных, поэтому оно в меньшей степени регулируется правовыми нормами, чем, например, труд или режим.

Впрочем, необходимость детального и мельчайшего регламентирования деятельности общественности в исполнении наказаний в виде лишения свободы отсутствует, что связано с ослабеванием деятельности общественных организации, которые базируются на идеологической основе, отсутствием новых эффективных или неактивным проявлением действующим объединений.

Образно можно сказать, что деятельность общественных объединений основывается на принципах «все, что не запрещено, то разрешено» и «не навреди».

Законодательно обозначенные задачи общественного воздействия на исправление осужденных позволяют по-новому систематизировать имеющие отношение к этому процессу негосударственные органы и выделить направления участия общественных структур в деятельности уголовно-исполнительной системы страны.

12 стр., 5885 слов

Институт наказания и лишения свободы в уголовном праве

... его жизненного окружения. Изоляция предполагает определенный режим контролируемого содержания осужденного, в котором и выражается карательная сторона лишения свободы. Лишение свободы назначается только в качестве основного наказания. Свою служебную роль ...

Оказание материальной помощи — это одно из важнейших направлений участия общественности в деятельности органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Это определено недофинансированием уголовно — исполнительной системы Российской Федерации, а так же существованием в местах лишения свободы частичной безработицы.

Законодательством установлено, что расходы на содержание учреждений, исполняющих наказания могут быть увеличены за счет собственных средств, представительными органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Некоторыми отечественными и зарубежными религиозными организациями и конфессиями в рамках осуществления благотворительности также оказывается материальная помощь учреждениям, исполняющим наказание в виде лишения свободы.

Деятельность учреждений и органов, исполняющих наказание, контролируется Федеральными органами государственной власти в соответствии с определенным в законодательстве порядком.

Законодательством предусмотрена возможность осуществления контроля за деятельностью уголовно — исполнительной системы так же общественными объединениями, в установленном законом порядке. Главным признаком наличия у общественности контрольной функции является право заключенных на обращения с жалобами, заявлениями и предложениями в общественные организации, и даже в международные органы по защите прав и свобод человека.

Наиболее сложное направление воздействия общественности — их непосредственное участие в применении к осужденным средств исправления.

Общественные объединения вправе оказывать содействие в работе всех учреждений и органов, исполняющих наказания, и принимать участие в исправлении осужденных к наказаниям, как связанным, так и не связанным с их изоляцией от общества, но в местах лишения свободы их деятельность является особенно ожидаемой и актуальной.

Так, статья 142 Уголовно — Исполнительного Кодекса Российской Федерации отдельно регламентирует участие общественных объединений в работе воспитательных колоний и предусматривает существование попечительских советов, родительских комитетов и других разнообразных форм.

В некоторых колониях практикуется такая форма воспитательной работы, как приглашение для встреч с осужденными знатных людей страны, ветеранов труда, участников Великой Отечественной войны, бывших осужденных, которые ныне успешно работают.

В колониях, особенно воспитательных, часто выступают родители и другие родственники, способные оказать на осужденных воспитательное воздействие. В ряде учреждений, особенно женских, практикуются выставки фотографий детей осужденных, предметов их творчества (рисунков, вышивок, различных поделок и т.п.).

Организуются стенды писем детей и других родственников, разумеется, с разрешения адресатов.

За последние годы существенно возрос интерес общественности к местам лишения свободы. В первую очередь это объясняется тяжелыми условиями, в которых оказались эти учреждения из-за переполненности некоторых из них, особенно следственных изоляторов, недостатком средств на ремонт и благоустройство, не говоря уже о строительстве новых учреждений, необходимость в котором давно уже является более чем острой.

Создание благоприятных условий для нормальной жизни осужденных после их освобождения из исправительных учреждений является комплексным направлением работы общественности и включает в себя все ранее рассмотренные формы.

4 стр., 1616 слов

Система правоохранительных органов

... правоохранительной в деятельность сфере 19 . Эти органы образуются России Президентом, органами государственной власти субъектов Федерации Российской и другими уполномоченными на то органами государственной подотчетны, им власти и подконтрольны. Место органов внутренних системе ...

Участие общественных структур в помощи лицам, освобождаемым от отбывания наказания, имеет своей задачей закрепить и развить результаты их исправления, достигнутые в период исполнения наказания, оградить этих лиц от возможного влияния криминальной среды, окружить их должным вниманием, помочь преодолеть трудности, с которыми они могут столкнуться в условиях рыночной экономики, и тем самым предотвратить возможность совершения ими новых преступлений.

Определенная роль в исполнении наказаний, соединенных с прохождением военной службы, принадлежит армейской общественности: правовому активу части и гарнизона, ветеранским организациям, коллективу подразделения, в котором проходит службу конкретный осужденный.

Законодательством Российской Федерации установлено, что деятельность общественных объединений по решению вопросов обеспечения быта и жизнедеятельности войск, их помощь в воспитательной работе принципу единоначалия не противоречат.

В соответствии с законодательством российской Федерации, осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части или к ограничению по военной службе военнослужащие, не прекращают проходить военную службу. В связи с этим обстоятельством, осужденный военнослужащий продолжает пребывать в воинском коллективе, но к нему применяются разнообразные методы и формы общественного и воспитательного воздействия, предусмотренные законом.

В осуществлении воспитательных работ с данными субъектами командованию военной части оказывается помощь со стороны органов местного самоуправления и общественных объединений.

Положение о дисциплинарной воинской части и Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими регулируют и детализируют рассматриваемый вопрос.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, функции общественности по контролю работы учреждений и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы, могут быть регламентированы Федеральным Законом, отражающим все аспекты данного вопроса.

Отношения, которые возникают в процессе осуществления контроля общественных объединений за отсутствием посягательств на права заключенных должны быть регламентированы законом. К таким правам относятся:

право на жизнь

право на медицинскую помощь

равенство всех перед законом

свобода от насилия или пыток

свобода от унижающего человеческое достоинство наказания.

Общественные объединения в своем участии в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должны придерживаться трех главных принципов, таких как:

принцип гласности

принцип приоритета прав и свобод человека

принцип законности.

В настоящее время рассматривается вопрос о введении должности общественного инспектора по осуществлению общественного контроля, за работой органов и учреждений, осуществляющих исполнение наказания в виде лишения свободы. Предполагается, что он будет наделен правами на:

посещение в любое время суток органов и учреждений, используемых для содержания задержанных

посещение в любое время суток органов и учреждений, используемых для содержания подвергнутых административному аресту

посещения мест, где содержатся под стражей подозреваемые, обвиняемые, подсудимые.

Заключенным гарантируется право на свободу совести и вероисповедания, которые закреплены в основном законе Российской Федерации — Конституции.

Осуществление своих прав осужденными производится в добровольном порядке, с учетом установленного в учреждении распорядка и без ущерба для осуществления прав других лиц.

По просьбе тяжело больных осужденных им должна быть обеспечена возможность совершения всех религиозных обрядов с приглашением священнослужителей.

Таким образом, можно сделать вывод, что общественность имеет важнейшее значение в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, играет важную роль в процессе создание благоприятных условий для нормальной жизни осужденных после их освобождения из исправительных учреждений.

Заключение

Впервые упоминание о формировании законодательства встречались еще в Древней Руси. В «Русской Правде» были собраны нормы, содержащие описание и порядок исполнения уголовных наказаний, основанные на практике исполнения наказания и на сложившихся обычаях того времени.

Уголовно-исполнительная система развивалась и изменялась, но участие общественности в деятельности органов, исполняющих наказания является незыблемой традицией с древних времен и по настоящее время.

На основании данной курсовой работы можно сформулировать следующие выводы:

Общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях, осуществляют общественные наблюдательные комиссии, образованные в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», и их члены на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Отношения, которые возникают в процессе осуществления контроля общественных объединений за отсутствием посягательств на права заключенных должны быть регламентированы законом.

Общественное участие в деятельности учреждений и органов исполняющих наказание в виде лишения свободы формировать у лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы уважительное отношение к государству, обществу, личности, нормам и правилам, принятым в социуме, а также стимулировать правопослушное поведение осужденных

Оказание материальной помощи — это одно из важнейших направлений участия общественности в деятельности органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы

Законодательством предусмотрена возможность осуществления контроля за деятельностью уголовно — исполнительной системы так же общественными объединениями, в установленном законом порядке

Создание благоприятных условий для нормальной жизни осужденных после их освобождения из исправительных учреждений является комплексным направлением работы общественности.

Основная целью общественных объединений является помощь в организации религиозных, общественных или каких-либо других организаций, для оказания материальной помощи местам лишения свободы, участие в воспитании и исправлении осужденных, оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве лицам, которые освобождаются из мест лишения свободы

Общественные объединения в своем участии в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должны придерживаться трех главных принципов, таких как: принцип гласности, принцип приоритета прав и свобод человека, принцип законности.

Общественные объединения вправе оказывать содействие в работе всех учреждений и органов, исполняющих наказания, и принимать участие в исправлении осужденных к наказаниям, как связанным, так и не связанным с их изоляцией от общества

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/kontrol-za-deyatelnostyu-uchrejdeniy-i-organov-ispolnyayuschih-nakazaniya/

1. Конституция (основной закон) Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

— Уголовный Кодекс Российской Федерации (ред. от 03.02.2014)

— Гражданский Кодекс Российской Федерации (ред от 28.12.2013)

4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 №1-ФЗ (ред. от 03.02.2014)

— Нормативные акты и документы

Аладьина Л.С., Ковалев О.Г., Шабанов Г.Х. Российская уголовно-исполнительная система: исторические этапы формирования. — М., 2007.

Ведерников Н.Т. Конституционно-правовые основы защиты прав и свобод личности в уголовном и уголовно-процессуальном праве. // Вестник Томского Государственного Университета. — 2012. №361. С. 100-103. ISSN: 1561-7793

Добрынина М.Л. Уголовно-исполнительная система Российской Федерации и права осужденных к лишению свободы в условиях глобализации. // Журнал: Вестник Владимирского Юридического Института. — 2009. №2. С. 11-16. ISSN: 2071-0313.

9. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. С.И. Никулина. — М.: Проспект, 2012.

10. Курс Российского уголовного права. Общая часть. /Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. — М.: Спарк, 2011

11. Казаринова Л.В. Процессуальные аспекты обеспечения безопасности, прав и законных интересов осужденных при расследовании преступлений в учреждениях уголовно-исполнительной системы. // Вестник Института: Преступление, Наказание, Исправление. 2011. №15. С. 34-38. ISSN: 2076-4162.

— Кистяковский А.Ф. Элементарный учебник общего уголовного права с подробным изложением начал русского уголовного законодательства. 2-е изд., испр. и значит, доп. М. Статут, 2002

— Кожурин В. О сводах законов Российской империи, СССР, РСФСР и Российской Федерации (к истории вопроса) // Российская юстиция. 1996. №7

— Кармановский М.С. Развитие русского уголовного законодательства в XV-XVII веках // История государства и права. 2008

— Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник под ред. И.Л. Трунова М.: Эксмо, 2005

— Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций. Зубарев С.М. — М.: 2010

Шматов Д.Н., Кондрат И.Н., Гурбанов A.Г. Причины нарушения прав человека работниками уголовно-исполнительной системы России. // Вестник Санкт-Петербургского Университета МВД России. — 2006. №4. С. 257-259. ISSN: 2071-8284.